Рефераты

Оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала ВЗФЭИ г. Брянска

o · небольшой срок обучения

o · небольшие затраты на обучение

Спрос на такие специальности появляется время от времени, в зависимости от колебания рыночной конъюнктуры, в отличие от предыдущего вида спроса, который имеет достаточно стабильный характер, и с течением времени в нем меняются лишь требования к качеству образовательных услуг и их содержанию.

Рынок экономических кадров Брянского региона весьма конкурентентноспособен.

История филиала

В 2000 году этому филиалу исполнилось сорок лет. Созданный в 1960 году как учебно-консультационный пункт он преобразовался в один из крупнейших структурных подразделений Всероссийского заочного финансово-экономического института. Если быть более точным, то уже в 1931 году в лесном крае, центром которого являлся Брянск, работали курсы по подготовке специалистов экономической направленности, созданные при участии Брянского ВЗФЭИ.

За годы своего существования филиал стал в Брянском регионе настоящим центром подготовки экономистов высшей квалификации. Из его стен вышло более восьми тысяч специалистов - бухгалтеров, финансистов, менеджеров.

В практику работы филиала ввели закрепление преподавателей за средними профессиональными учебными заведениями. Они встречаются с их выпускниками, рассказывают об институте и его филиале, о правилах приема в ВЗФЭИ. Нередко приглашают возможных абитуриентов и в филиал, знакомят с учебной базой, библиотекой, с тем, как организован учебный процесс. Это дает неплохой результат. Весной по всем средним профессиональным учебным заведениям рассылают рекламу, приглашая продолжить образование в филиале.

Немало выпускников ВЗФЭИ в составе руководства администрации Брянской области.

Часть выпускников трудится в нетрадиционных для ВЗФЭИ структурах. Занимают наши выпускники руководящие должности и в налоговой инспекции, в управлении федерального казначейства по Брянской области, в областной прокуратуре.

В сложнейших условиях перехода к рыночным отношениям Брянский филиал не исчез с рынка образовательных услуг, не затерялся среди других вузов города и области, а напротив, завоевал признание и продолжает развиваться. И это несмотря на то, что подготовкой экономических кадров в регионе занимаются полтора десятка вузов, местных и центральных, их филиалы и представительства, причем не только в областном центре, но и в городах и районах.

Три года назад встал вопрос и создании представительство дистанционного обучения в г. Трубчевске и Клинцах, но пока этого нет.

Для успешной работы филиала есть все возможности: он обладает значительной материально-технической базой, скоро будет обладать значительной учебными аудиториями общей площадью 4000 м 2.

Имеется Компьютерный центр, состоящий из двух классов, ведет обучение студентов с использованием современных программ и Интернета. Книжный фонд считается одним из лучших в Центральном регионе: он насчитывает свыше 70 тысяч экземпляров научной и учебно-методической литературы. Недавно открыт учебно-методический кабинет, который обеспечен всеми необходимыми материалами, компьютерными обучающими программами.

В филиале создан и успешно работает Центр дополнительных образовательных услуг в области экономики, финансов, банковского дела, бухгалтерского учета, анализа и аудита, страхования, налогообложения, статистического анализа и прогнозирования. Его услугами пользуются не только студенты, но и преподаватели техникумов, училищ, работники вузов и организаций. К сожалению филиал упустил возможность продолжения на базе функционирования Брянского территориального института профессиональных бухгалтеров, только однократно велась переподготовка и повышение квалификации работников налоговой службы области.

За последние годы в Брянском филиале стал заново складываться профессиональный педагогический состав. В его стенах трудится более 30 штатных преподавателей, среди них: два доктора экономических наук, 11 кандидатов наук, профессор. Привлекаются ученые из других ведущих вузов города, руководители финансовых и налоговых органов, обладающие глубокими теоретическими знаниями, богатым практическим опытом, предприниматели.

Преподаватели помимо своей основной деятельности занимаются научно-практической работой. Они участвуют в конференциях, в том числе ежегодно проводимых в этом филиале. Третий год выходит сборник научных трудов «Проблемы экономики переходного периода» (Экономика, финансы, управление).

Ежегодно 350-400 выпускников (в 2002 году их было 535, в 2003 - 640) приходят на работу в финансовые органы, налоговую службу, коммерческие банки, акционерные общества всех отраслей экономики, страховые и инвестиционные компании Брянской области. Филиал получаем немало хороших отзывов о работе выпускников. Значит, подготовка в этом филиале отвечает требованиям времени.

Но есть и немало проблем, среди которых оторванность студентов от преподавателей и отсутствие дистанционного образования. Нет возможности учиться на дневном отделении, не хватает рабочих мест. Несколько подпорчена репутация ВЗФЭИ.

Однако создан Попечительский Совет воспомоществоания вузу. Собираются многочисленные спонсорские взносы. Обновляется материально-техническая база помимо денег, передаваемых из Москвы.

Организованы курсы по отдельным направлениям:

o Статистика - 20 часов 750 рублей

o Экономические методы и модели - 20 часов 750 рублей

o Теория вероятностей и математическая статистика - 16 часов 800 рублей

o 1-С Бухгалтерия - 40 часов 1200 рублей.

Таких курсов при экономических вузах Брянска практически нет, хотя имеются подобного рода коммерческие курсы.

Как и в других дневных вузах, в ВЗФЭИ работают подготовительные курсы, но поскольку будет частично изменен порядок поступления, то встает проблема их необходимости.

Филиал обретает самостоятельность в финансовом смысле с 2003 года сформирована экономическая служба: бухгалтер, экономист и бухгалтер-кассир. Составляется первичный баланс. Выделен счет в казначействе. Осуществляется учет материальных ценностей, денег по договорам на платные виды образования.

Политика и стратегия ВЗФЭИ нацелена на развитие и на удержание рынка. Пока новых специальностей филиал открывать не собирается. Это является проявлением консерватизма.

Анализируя студенческий состав можно отметить сравнительно большую заинтересованность в финансово-кредитных специальностях, как на платной, так и на бесплатной основе.

Недостатком является, то, что филиал не составляет прямых договоров с организациями на подготовку группы студентов. Финансовая политика филиала полностью диктуется головным вузом, но он не учитывает всех аспектов местной специфики.

.. Глава 3. Предложения по совершенствованию работы Московского аппарата ВЗФЭИ и Брянского отделения.

3.1. Первоочередные задачи ВЗФЭИ

Основываясь на положениях Концепции модернизации Российского образования, следует ВЗФЭИ развернуть работу по созданию внутривузовской системы управления качеством подготовки специалистов.

Необходимо совершенствование системы итоговой аттестации студентов, предполагающее разработку конкретных требований к теоретическим знаниям и практическим навыкам выпускников и построение на их основе принципов и техники аттестации.

Требуется развертывание в Москве и филиалах воспитательной работы со студентами.

В связи с проведением эксперимента по введению Единого государственного экзамена нам необходимо направить усилия на разработку новых механизмов работы приемной комиссии, а также профориентационной и довузовской работы для привлечения в институт выпускников школ и средних специальных учебных заведений.

В целях приведения структуры и содержания подготовки специалистов в соответствие с потребностями развития экономики необходимо продолжить работы по введению новых специализаций и созданию кафедр, способствующих углублению изучения фундаментальных и прикладных аспектов рыночной экономики.

Важной задачей остается дальнейшее развитие непрерывного образования в ряде филиалов и Московском отделении института на базе школ и средних профессиональных учебных заведений.

Должна быть продолжена работа по развитию дистанционной технологии обучения, завершению создания КОПРов для всех дисциплин учебных планов и анализу возможности создания филиалов на базе наиболее продвинутых представительств дистанционного обучения.

Необходимо активизировать работу по обеспечению студентов электронными комплектами методической литературы на CD-ROM, внедрению спутниковой телекоммуникационной технологии проведения лекций и семинаров с филиалами института и внедрению системы тестирования знаний студентов.

Требует дальнейшего развития в институте система послевузовского образования, особенно для переподготовки профессиональных бухгалтеров, аудиторов, оценщиков и др., а также система оказания дополнительных образовательных услуг.

Необходима скорейшая компьютеризация работы всех служб и подразделений института в Московском отделении и филиалах.

Нужно создать условия для развития высшей школы. А для этого решить вопросы о налогах, казначействе и статусе вузов. Сегодня учебное заведение фактически приравнено к коммерческой организации и согласно Налоговому кодексу с суммы каждой покупки вуз перечисляет 24 процента государству. Федеральное казначейство при этом контролирует неправильность расхода денег не в целом, а каждый пункт затрат в отдельности. Вузы должны получить статус научных учреждений. Это предложение Президент РФ Владимир Путин поддержал, заметив, правда, что вряд ли Минфин сразу сможет изменить финансовые потоки и приравнять расходы на содержание вузов к расходам на научные учреждения.

3.2. Разрешение некоторых проблем Брянского филиала

Проблемы внешние: излишний финансовый контроля со стороны московского руководства ВЗФЭИ и казначейства, навязчивый, использование информации для антиконкурентных целей.

одна из проблем Брянского филиала, которая возникнет с 2005 года - это объективная потеря стратегического расположения в центре города Брянска (перекресток транспортных дорог). На наш взгляд, доехать до кургана Бессмертия, где будет тогда располагаться основное здание будет гораздо сложнее, чем сейчас. С другой стороны вуз приобретет дополнительный контингент за счет жителей Бежицкого района города Брянска. Кроме того, там расположено уже здание Брянского филиала Московского Психолого-социального института. При этом, данное здание будет гораздо дальше от остановки маршрутного такси чем здание МПСИ. Таким образом потенциальные абитуриенты сначала будут знакомиться с возможностями обучения в дневном вузе, а уж потом в заочном.

Нам кажется, что внутренняя среда ВЗФЭИ еще требует дальнейшей отработки.

В ближайшее время пока не планируется организации производственной практики перед дипломом. Это то же негативная сторона.

В филиале реально нет свободного доступа всех студентов к ресурсам интернета. Компьютерные классы весьма неудобно расположены и сказывается уплотненность всех помещений филиала.

Как нам кажется практику платных дополнительных курсов можно продолжить.

На наш взгляд очень дорого стоит дискета с обучающими программами-комплексами по курсам для дистанционного образования. Лазерный диск за 750 рублей. Плохо обстоят дела с платными услугами ксерокса. В библиотеке нет платных ксероксных услуг.

Не все работники ВЗФЭИ умеют правильно отвечать по телефону потенциальным клиентам.

Компьютерное оснащение регулярно обновляется, но существует проблема с расходными материалами для студентов. Создалась практика грубого отношения к студентам дневного отделения.

Рынок слабо изучен, службы маркетинга нет, а это могло бы помочь в работе. Не составляются бизнес-планы на новые сегменты рынка услуг.

Высокая конкуренция на всем поле рынка образовательных услуг.

Тем не менее институт в целом и его филиал выигрывают в том, что длительность курсов для заочников больше, чем в обычных заочных отделениях, поэтому качество знаний несколько выше. Чем в других вузах. Работающих с заочниками. Приятно, что установлены консультационные час для заочников два раза в неделю, но я предлагаю установить их не в рабочие дни по вечерам а по субботам утром, учитывая, что большая часть студентов работает.

Следует проводить более широкую работу по агитации студентов на 2-е высшее образование.

3.3. Психологические аспекты деятельности филиала ВЗФЭИ как

фактор внутренней среды

Скорость консультирования слишком высока, что бы заочник студент сумел разобраться за несколько минут что ему говорят.

Библиотека слишком тесная и темная и сырая. Библиотекари склонны командовать.

Учебная часть заносчиво относиться к студентам и преподавателям. Создана система взаимного отслеживания ошибок. Введена должность зам директора по воспитательной работы для того, что бы вести воспитательную работу с неработаюими студентами.

Студентки, которых в вузе 85% в большинстве курят. Туалеты слишком грязные. Грубость начинается прямо вахты и раздевалки.

Однако специально денег со студентов не вымогают и в основном требуют глубоких знаний. Темные коридоры и маленькие окна, несколько душные аудитории, крутые ступеньки и толкотня в коридорах вол время массовых консультаций. Иногда студентов насильно заставляют идти на платные курсы.

Разобщенность студентов в группе, большое количество студентов на поточных лекциях.

Политика либерализации в области приема зачетов и экзаменов, лишит вуз своих конкурентных преимуществ в Брянском регионе. Руководством головного института уже вводится на места некоторые неудачные решения по образовательному процессу, которые были скопированы в других коммерческих вузах:

o Планируется письменный прием экзаменов.

o Планируется поэтапная отмена защиты курсовых контрольных и аудиторных работ.

o Планируется переход на написание письменной работы (курсовой и контрольной) до завершения чтения полного курса лекций (после чтения установочных занятий во время между сессиями, но до завершения чтения основного курса).

o Планируется введения написания рефератов вместо аудиторных работ.

Ключевые проблемы рынка образовательных услуг Брянского региона

Таблица 3.1

Влияние внутренних и внешних факторов на работу филиала ВЗФЭИ в г. Брянске

№ п/п

Внутренние факторы

Внешние факторы

Положительное значение

Отрицательное значение

Положительное значение

Отрицательное значение

1.

Личность нового директора филиала (к.э.н, доцент, инициативен, прогрессивен, не стар)

Состав специальностей, специализаций и форм обучения (отсутствие дистанционного обучения, нет маркетинговых специальностей и т.п.)

Социально-демографические факторы (снижение рождаемости)

2.

Система управления финансами (штат бухгалтерско-экономических работников на месте 3 человека)

Масштаб филиальной сети (нет филиалов в Брянском регионе)

Факторы природной среды

3.

Профессорско-преподавательский состав (в рамках требований)

Ценовая политика (лидер в ценах)

Научно-технические факторы

4.

Наличие и полнота использования информационных ресурсов (выход в Интернет, справочные программы, хорошая библиотека)

Материально-техническая база (проблемы со зданием, невозможность поставить новые компьютеры: отсутствие свободных площадей)

Средства маркетинговой информации (возможность применять стандартные подходы коммерческого маркетинга)

Экономические факторы

5.

Коммуникативная политика (хорошая реклама)

Коммуникативная политика (отсутствие своего сайта в интернет)

Уровень развития инфраструктуры рынка (высокая конкуренция и сложные инвестиционные возможности)

6.

Организационная структура управления (стандартна для ВЗФЭИ и других вузов России)

Культурная среда (положительное влияние)

Отраслевая структура, стратегии конкурентов

7.

Корпоративная культура (понимание единой цели, сплоченность коллектива, жесткий контроль за приказами)

Корпоративная культура (недоучет психологии студентов платного образования: некоторая бестактность сотрудников)

Состояние конъюнктуры рынков

Спрос на рынке труда

8.

Общественные организации (положительное влияние)

Политико-правовые факторы (отмена льгот по налогам)

Можно выразить все положительные и отрицательные факторы в баллах и примерно подсчитать обобщающий коэффициент конкурентоспособности филиала ВЗФЭИ в г. Брянске (см. приложение №5).

Однако, если на основании вышеприведенных данных составить по каждому пункту рейтинг филиала ВЗФЭИ, а потом суммировать полученные результаты, можно получить интегральную оценку рейтинга филиала на рынке образовательных услуг Брянского региона.

Кроме того, следует логически подсчитать положительные и отрицательные стороны бизнеса в области образовательных услуг и учесть это в оценке при помощи коэффициента «бэтта». Таким образом мы корректируем интегральную оценку рейтинга на коэффициент значимости внутренних и внешних факторов.

Таблица 3.2

Формирование обобщающей оценки рейтинга Брянского филиала ВЗФЭИ среди вузов Брянского региона

Оценка рейтинга Брянского филиала ВЗФЭИ

Оценка поправочного коэффициента

Положительно/ рейтинг в области

Отрицательно/ рейтинг в области

Положительно

Отрицательно

Обеспеченность учебной литературой/1

Ценовой фактор/ 1

7 факторов внутренней среды

6 факторов внутренней среды

Хороший преподавательский состав/ 3

Не учтены возможности открытия новых специальностей / 2

4 фактора внешней среды

7 факторов внешней среды

Высокий уровень зарплаты сотрудников в регионе /1

Большое количество конкурентов/ 1

Итог:

(7+4)/ (6+7) = 0.66 т.е. отрицательные факторы превышают положительные

Понижающий коэффициент «бэтта» 0,66

Строительство нового здания/ 3

Плохая обеспеченность учебными площадями/ 6

Наличие компьютерной техники/ 4

Отсутствие института профессиональных бухгалтеров, нет прямых договоров с предприятиями/ 4

Средневзвешенный рейтинг по области:

(1+3+1+3+4)/(1+2+1+6+4)=

=2,4/2,8= 0,85 то есть отрицательные стороны бизнеса имеют меньшее значение положительных

Обобщающая оценка: 0,85 х 0,66 =0,56

Вывод: Брянский филиал ВЗФЭИ имеет конкурентоспособность 56%, то есть должен занять в списке вузов, готовящих экономистов место чуть выше середины: это не самый лучший вуз но и не самый худший.

Первая проблема заключается в крайней непрозрачности, рыхлости этого рынка. Субъекты рынка, включая государство, никак не могут сформулировать и закрепить свои позиции на нем. Непонятен круг ответственности: кто и за что отвечает, в каких рамках, кто, и на что имеет право. Нет четких формулировок даже по вопросу о том, что собственно является продуктом образовательного учреждения. Туманной является процедура ценообразования. А, следовательно, обоснование цены образовательных услуг является весьма слабым, что, конечно, не способствует символическому признанию этих цен “справедливыми”. Рыхлыми остаются ожидания всех участников рынка.

Вторая проблема состоит в большом временном лаге между возникновением спроса на специалистов того и иного профиля, например - на исследователей рынка, и периодом когда этот спрос может быть удовлетворен. По существующему сегодня контуру высшего образования это 3-5 лет. По МВА программам - 1.5-2 года. Скорость преобразований в экономике и, соответственно скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся сегодня адаптационные возможности системы образования.

Третья проблема - разрыв между теоретическими знаниями, которые даются в вузах, и практическими навыками, которые требуются от специалистов. Частично она решается только в дневных вузах с помощью системы стажировок. Однако, последние зачастую носят весьма формальный характер. В ВЗФЭИ как и в других филиалах московских вузов такого пока нет.

Не все благополучно и с теорией, особенно в сфере гуманитарных наук. Но, в отношении ВЗФЭИ эта ситуация более менее благополучна благодаря системе базовых учебников. Присылаемых в большом количестве из Москвы. В других вузах Брянска, которые обучают по экономическим специальностям обеспеченность некоторыми учебниками крайне мала: по 1-2 экземплярам на всю библиотеку. Сравним три вуза, обучающих студентов по экономическим специальностям:

В таблице 3.3. приведены средние данные. По графе «Приходится на одного студента» приведены данные о количестве учебной литературы в среднем на одного студента, в программе которого в данном учебном году предусмотрен данный предмет.

Таким образом, мы видим, что филиал ВЗФЭИ в отличие от других вузов Брянского региона имеет возможность выдавать студентам учебники по ведущим дисциплинам на руки для длительного пользования (разумеется в рамках полугодия).

Специфика института потребкооперации в том, что он не имеет своей отдельной библиотеки и использует библиотеку кооперативного техникума.

Таблица №3.3.

Обеспеченность литературой отдельных дисциплин

Название предмета (дисциплины)

Брянская Технологическая академия

Филиал ВЗФЭИ

Брянский филиал Московского государственного социального университета

Всего наименований учебной литературы

Приходится на одного студента

Всего наименований учебной литературы

Приходится на одного студента

Всего наименований учебной литературы

Приходится на одного студента

Экономика предприятий

37

0,2

26

0,8

13

0,2

Экономический анализ

32

0,1

25

0,7

15

0,1

Финансы и кредит

35

0,3

48

0,8

17

0,2

Рынок ценных бумаг

19

0,1

25

0,5

8

0,12

Четвертая проблема - противоречия между широтой и глубиной знаний. Это противоречие закладывается еще в школе: количество преподаваемых там предметов неуклонно растет, а вместе с тем растут и нагрузки на учащихся. А абитуриенты все хуже владеют арифметикой, грамматикой и устной речью. Общая гуманитарная эрудиция также оставляет желать лучшего. Специалисту же глубоко разбирающемуся в какой-то одной узкой теме, но не обладающему широким взглядом, эрудицией и способностью к адаптации имеющихся знаний и навыков к решению различных проблем будет крайне сложно найти хорошую работу через три года.

ВЗФЭИ не стремиться вводить слишком большое количество предметов и сокращать количество часов.

Таблица 3.4.

Сравнительная характеристика дисциплин в вузах Брянского региона (аудиторные часы)

Название предмета (дисциплины)

Брянская Технологическая академия

Филиал ВЗФЭИ

Брянский филиал Московского института потребкооперации

Дневная форма

Заочная форма

Дневная форма

Заочная форма обучения

Дневная форма обучения

Заочная форма обучения

Экономика предприятий (кол-во аудиторных занятий)

68

14

нет

26

нет

8

Экономический анализ

62

12

нет

28

нет

10

Финансы и кредит

36

8

нет

24

нет

8

Рынок ценных бумаг

64

10

нет

20

нет

6

Среднее количество учебных дисциплин студентов 4-го курса

16

16

нет

12

нет

18

Проект получения дополнительных финансовых ресурсов в Брянском филиале ВЗФЭИ

По нашему мнению, имеется возможность получения дополнительных финансовых ресурсов для финансирования строительства нового здания и улучшения финансового состояния и обеспеченности материально-технической базы:

A. организация курсов по сдаче ЕГЭ

B. курсы иностранных языков (английский, немецкий)

C. курсы быстрого чтения и конспектирования.

Самые дорогие курсы это курсы В - иностранных языков, поскольку предполагается использование компьютеров для них и приобретение специальных обучающих программ.

Таблица № 3.5.

Расчет общей рентабельности дополнительных образовательных услуг

Рентабельность услуг

Рентабельность издержек

Рентабельность имущества

0,26 (26,6 %)

0,56 (56 %)

10,16 (1016 %)

Прибыль / выручку

Прибыль/ Полные издержки

Прибыль/ Имущество

Комментируя полученный результат от оказания образовательных услуг поясним, что очень высокий уровень рентабельности имущества получен в связи с тем, что курсы используют только часть компьютерного парка и пропорционально общей нагрузке филиала ВЗФЭИ на компьютерные классы эта стоимость невелика.

По первому пункту: такие курсы могут проводиться не только для потенциальных абитуриентов, но и для всех желающих. Они заменят подготовительные курсы при расширении эксперимента по ЕГЭ и приему на его основании в Брянский ВЗФЭИ.

По второму пункту: такие курсы так же могут проводиться для студентов и для тех. Кто не учится в данном институте, для школьников, для взрослых.

По третьему пункту: такие курсы необходимы для первокурсников. (см. приложение №14)

Планируется использование компьютерной техники для таких курсов (на нее начисляется доля амортизации, пропорционально отработанным машино-часам). В результате получаем прибыль, уплачиваем налоги.

Заключение

Насколько позволяют судить имеющиеся у нас данные, динамика рынка образовательных услуг в России последние три года носит ярко выраженную положительную направленность. Даже если судить только по данным Госкомстата в 1999 году расходы на образование едва превышали 1 миллиард долларов в год. В 2000-м году они уже составили около 1.5 миллиардов долларов (рост на 40%). По итогам 2001 года россияне могут потратить на образование почти 2 миллиарда долларов (рост еще на 30%). В 2002-м году можно ожидать продолжения роста рынка достаточно высокими темпами - 20-25%, до уровня 2.3-2.5 миллиарда долларов за год (по официальным данным), и до 4-7 миллиардов (по нашим оценкам).

Одновременно с количественным ростом в 2003 году должен начаться качественный рост рынка товаров и услуг. Это относится и к структуре спроса на образовательные услуги, который становится все более квалифицированным, и к структуре предложения. Либо образовательные учреждения должны начать рассматривать свои услуги как “обычный продукт”, с применением всех инструментов комплекса маркетинга и менеджмента, либо - постепенно покинуть рынок.

Анализ работы Брянского филиала ВЗФЭИ показал.

1) Что он пока удерживает прочные конкуренции на рынке образовательных услуг, но позиция эта его не совсем устойчива. Видно, что имеются вузы-конкуренты, которые таким же образом работают на рынке, но стоимость их услуг стоит дешевле.

Однако по некоторым показателям пока качество услуг высоко и это есть главное конкурентное преимущество.

Маркетинговые исследования в Брянском филиале поставлены на весьма низком уровне.

Я предлагаю создать специальную службу маркетинга и связи с общественностью.

То, что на рынке труда среди преподавателей данный вуз предлагает самую высокую заработную плату в регионе это есть его преимущество, однако по некоторым признакам конкуренция среди сотрудников весьма сильна и уже начала влиять на качество образования.

Судет в данном вузе чувствует себя несколько неуютно. Но качество знаний сравнительно выше чем в других вузах.

Конкурентные преимущества данного вуза среди других несомненны: специализированная система работы с заочниками, они не предосталены сами себе и имеют возможность получить регулярные консультации.

Однако неудачный выбор места для нового здания.

Министерство образования в настоящее время придает большое значение контролю качества учебного процесса, которое требует внедрения в вузах более прозрачных, более объективных процедур семестровой и текущей аттестации студентов путем перехода к преобладающей доле письменных и компьютерных форм оценки их знаний. Для реализации поставленной задачи в индивидуальные планы преподавателей должны быть включены в этом учебном году подготовка тестов и разработка методик проведения зачетов и экзаменов в письменной форме и с применением ПЭВМ.

Отсутствие системы дистанционного образования в Брянском филиале ВЗФЭИ. Нет филиалов районах области.

Невыгодная политика в области высоких цен на платное обучение пока позволяет не переполнять уже имеющиеся площади. Репутация ВЗФЭИ в целом неплохая с точки зрения качества знаний. Студенты сразу настраиваются на жесткие требования преподавателей и на то, что есть множество вещей. Которые нельзя обойти.

В целом вуз не вырывается вперед в своей среде, но занимает свою нижу не достаточно уверенно. С количественной точки зрения его легко опережает наш институт.

Мною в работе разработана и применена методика обобщающей оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. В результате вычислений оказалось, что Брянский филиал ВЗФЭИ конкурентоспособен на 56 % и должен занять середину списка вузов области по этому показателю. При этом учтены факторы внутренней и внешней среды, а так же рейтинг вуза по отдельным позициям.

Кроме того, мною предложены дополнительные источники получения доходов филиала: рассчитан план доходов и смета затрат по трем дополнительным курсам. Результат планирования оказался рентабельным.

Список использованной литературы

1. Закон РФ «Об образовании» - 2-е изд. М: ИНФРА - М, 2000 (Серия «Федеральный закон»).

2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие/Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2003. - 409 с.

3. Беляева Т.Б., Глухова С.И. О роли нормативов в финансировании высшего образования// «Экономика образования 2001, № 3».

4. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 198 с.

5. Бюджетная система России: Учебник для вузов: под редакцией проф. Г.Б. Поляка. М: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. И перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2003.-828 с.

7. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. М.: Народное образование, 2003.

8. Волов В.Т. Экономические аспекты развития образования в российских регионах// Экономика образования 2002, № 1.

9. Данилов Е.Н., Абарникова В.Б., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учеб. пособие. - Мн.: Интерпрессервис; Экопер-спектива, 2003.- 336 с.

10. Шигаев Д., Образование в России: кто платит за знания?: //журнал «Клуб профессионал» №5 сентябрь-декабрь 2002.

11. Егоршин В.И. Современная экономическая ситуация а образовании // Педагогика, 1996г, № 5.

12. Ишина И.В. Внебюджетная деятельность учебных заведений в России: организационно-правовая база и основные направления // Экономика образования 2001, № 4

13. Ишина И.В. Экономическая база российского образования и межбюджетные отношения// Экономика образования 2002, № 6.

14. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997. - 144 с.

15. Курс экономической теории: Учебник: - под общей редакцией проф. М.Н. Чепурина, проф. С.А. Киселевой, 1997.

16. Людмила Савельева, Бесплатных знаний не бывает.// газета «Экономика и жизнь» №33 август 2002.

17. Максим Чижов, Мучения на предмет учения. //газета «Брянский рабочий» от 14.03.2003.

18. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ под ред. Ароф. В.А. Алексунина.- 2-3 изд., перераб. И доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 614 с.

19. Материалы сайта Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС) http://www.rapos.ru/docs/discuss/snfo.html (о ГИФО)

20. Программа стабилизации экономики и финансов: Правительство РФ // вопросы экономики 1998, № 7.

21. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник/Под ред. проф. В.М. Родионовой.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003- 232 с.

22. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М. -:Перспектива, 2000.

23. Терехов В.А. Маркетинг образовательных услуг в России// Экономика образования 2001, № 2.

24. С.Дж. Обер-Крике. Управление предприятием. -- М.: Сирии, 1997.

25. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. -М.,1999.

26. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р.: Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ, под ред. В. В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2002. -752 с.

27. Чернюк А.А. Бюджетная классификация и ее значение для организации учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений. Мн. 1998.

28. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. М., 1997.

29. Экономика: Л. Г. Симкина, Н. П. Шибалова - СПб.: Питер, 2003.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты