3.1 Календарный график ликвидации активов предприятия. 28
3.2 Определение текущей стоимости активов 28
3.2.1 Оценка объектов недвижимости 28
3.2.2 Оценка машин и оборудования 43
3.2.3 Оценка нематериальных активов 47
3.2.4 Оценка финансовых вложений 60
3.3 Расчет ликвидационной стоимости 61
Заключение 65
Приложения 66
Литература 70
Введение
В современной рыночной экономике все более распространенное применение находит такой инструмент, как оценка, при этом оценке могут подвергаться не только отдельные структурные единицы, так и компании в целом, для чего разработаны специальные методики комплексной оценки, позволяющие всесторонне учесть состояние предприятия, его материальные и нематериальные активы, возможности и пути развития, а так же существующие угрозы. На основании всего этого и производится оценка, которая дает ответ на вопрос, какова же реальная текущая стоимость на данный момент?
В данной курсовой работе предполагается произвести оценку компании на основании отраслевого, финансового состояний, а также текущей стоимости его структурных единиц. В итоге, полученное значение стоимости организации можно будет как рыночный инструмент при принятии управленческих решений о дальнейшей судьбе предприятия.
При этом, предполагается использование определенного набора методик, позволяющих получить наиболее точно отражающий реальное положение результат.
1. Отраслевой анализ.
Оцениваемое предприятие, “Каменская Коммунальная Компания” является обществом с ограниченной ответственностью, входящим в холдинговую группу “Синара”.
Предприятие расположено в городе Каменск-Уральский Свердловской области, по адресу ул. Лермонтова ,84.
Основным видом деятельности данной компании является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Площадь жилищного фонда города Каменск-Уральский составляет 3773 тыс. кв. метров. В собственности граждан находится 3080 тыс. кв. метров, или 77 % жилищного фонда. Муниципальная инженерная инфраструктура состоит из 346 км водопроводных сетей, 552 км тепловых сетей (в однотрубном исполнении), 392 км воздушных линий электропередач и 496 км кабельных линий электропередач, 245 км сетей канализации. Содержание жилого фонда, элементов благоустройства, инженерной инфраструктуры обеспечивается силами 22 организаций с числом работающих около 5 тыс. человек.
ООО «Каменская коммунальная компания» создана осенью 2003 года с целью обеспечения населения г.Каменска-Уральского теплоснабжением и горячим водоснабжением.
Основные задачи ООО «Каменская коммунальная компания»
- Формирование новых стандартов качества коммунального обслуживания населения.
- Ускорение процесса реформирования жилищно-коммунального комплекса, синхронизация их с реформами энергетики, газовой отрасли и местного самоуправления
- Повышение эффективности управления объектами ЖКХ, достижение прозрачности финансовых потоков, внедрение современных систем регулирования и учета потребляемых ресурсов
- Формирование заинтересованного и ответственного отношения потребителей к жилищно-коммунальным услугам.
- Создание условий для экономической эффективности и инвестиционной привлекательности отрасли ЖКХ. Компания проводит реконструкционные мероприятия, направленные на своевременное обновление тепловых сетей, внедрение современных систем учета производственных и потребляемых ресурсов и услуг. Все мероприятия проводятся на условиях производственной и финансовой эффективности данных проектов. Проводится работа по оптимизации экономически-обоснованных тарифов на оказываемые услуги и увеличение прозрачности механизмов ценообразования, а также развитие и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Как уже было упомянуто, оцениваемое предприятие входит в группу компаний Синара, остановимся подробнее на этой группе.
Группа Синара - диверсифицированная компания, объединяющая предприятия различной отраслевой направленности. Основными бизнес-направлениями Группы являются транспортное машиностроение, финансовые и гостинично-туристические услуги, девелопмент, агробизнес. Численность сотрудников предприятий Группы достигает 8000 человек. Центральный офис Группы Синара расположен в г. Екатеринбурге.
В группу входят: дивизиональный холдинг ОАО «Синара - Транспортные машины» СТМ (в составе СТМ - ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения», г. Верхняя Пышма, ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод», г. Людиново, Калужская обл.), ОАО «СКБ-банк» (г. Екатеринбург), ООО «Синара-Инвест» (г. Екатеринбург), ОАО «Центральный стадион» (г. Екатеринбург), ОАО «Пансионат отдыха Бургас» (г. Сочи), ОАО «Архыз-Синара» (Карачаево-Черкесская Республика), ООО «Каменская коммунальная компания» (г. Каменск-Уральский), ОАО «Полевская коммунальная компания» (г. Полевской), ОАО «Комбинат мясной Каменск-Уральский» (г. Каменск-Уральский), ОАО «Полевское» (г. Полевской), ОАО «Каменское» (г. Каменск-Уральский).
Группа создана как инвестиционная компания, внедряющая современные технологии управления бизнесом, с учетом единых принципов ведения производственной, технологической, инвестиционной, социальной и информационной политик. Деятельность Группы направлена на эффективные инвестиции и повышение стоимости бизнеса. По итогам деятельности Группы Синара в 2006 году выручка от продаж (без НДС) составила 5,2 млрд. рублей. Консолидированная чистая прибыль предприятий Группы в 2006 году достигла 1,1 млрд. рублей.
История
o 2001 год - создание закрытого акционерного общества Группа Синара
o 2003 год - приобретение промышленных и агроактивов
o 2004 год - оформление Группы как диверсифицированной компании
o 2005 год - Группа приобрела контрольные пакеты акций управляемых предприятий
o 2005 год - оптимизация корпоративной структуры управления
o 2006 год - реорганизация в форме слияния ЗАО «Металлпром» и ЗАО Группа «Синара, увеличение уставного капитала и активов общества
o 2007 год - совершенствование корпоративного управления, введение в состав Совета директоров независимых директоров
Каменская коммунальная компания (входит в Группу Синара) реализует инвестиционную программу «Развитие системы теплоснабжения г. Каменска-Уральского на период 2007-2009 гг.». Документ согласован с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства и министерством промышленности, энергетики и науки Свердловской области, а также утвержден Региональной энергетической комиссией.
Инвестиционная программа предусматривает крупномасштабную реконструкцию системы теплоснабжения г.Каменск-Уральский, которая, прежде всего, обеспечит надежное обеспечение теплом социально значимых и экономически важных объектов, территориально удаленных и вновь подключаемых потребителей. Общая сумма инвестиций на три года составляет 52,3 млн. руб.
В течение указанного периода будут реализованы порядка 10 проектов по модернизации и развитию системы теплоснабжения, в том числе за счет замены оборудования и использования современной техники. Внедрение энергосберегающих технологий позволит значительно сократить сверхнормативные потери тепловой энергии и снизить эксплуатационные затраты.
Каменская коммунальная компания эксплуатирует 550 км тепловых сетей МО г.Каменск-Уральский, обеспечивая транспортировку тепла и горячей воды потребителям. С 2007 г., завершив прием дополнительных сетей, компания представляет собой единую транспортирующую организацию по теплу, а также единый диспетчерский центр и службу эксплуатации и ремонтов. Это позволило ввести единые тарифы для города и значительно упростить процедуру расчетов за энергоресурсы.
Следует отметить специфичность работы данной организации, а именно то, что она является единственной компанией предоставляющей услуги данного вида, это значит, что на территории города Каменск - Уральский, транспортировкой и распределением тепловой энергии занимается только ОАО “Каменская Коммунальная Компания”, других компаний, осуществляющих свою деятельность на данном рынке нет. Естественно, что деятельность данной организации, как естественной монополии, регулируется, регулирующим органом является Региональная Энергетическая Комиссия Свердловской Области, которая устанавливает тарифы по отпуску тепловой энергии, формирующие основную долю выручки компании.
Данная комиссия является одним из крупнейших единых тарифных органов России - Региональная энергетическая комиссия Свердловской области в пределах предоставленных законодательством полномочий регулирует цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию, природный и сжиженный газ (реализуемый населению), проезд пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (включая метрополитен). И это неполный перечень задач и функций РЭК как органа регулирования и контроля. Они регламентируются Положением о Региональной энергетической комиссии, утвержденным указом Губернатора Свердловской области от 31 августа 2004 года № 619-УГ.
Первоначально регулированием цен занимался соответствующий отдел облплана. 21 апреля 1970 года он был преобразован в отдел цен облисполкома. Среди его полномочий были уже не только само ценообразование, но и контроль за его соблюдением. Незаконно полученные предприятиями и организациями доходы возвращались в областной бюджет.
В связи с изменением структуры управления области в 1991 году отдел цен облисполкома был преобразован в Комитет ценовой политики Свердловской области. Это совпало с либерализацией цен и тарифов. Далеко не все из них вошли в перечень регулируемых. Соответственно, изменился характер работы Комитета. Она стала более сложной, а принимаемые решения распространялись на предприятия всех форм собственности.
11 декабря 2001 года была создана Региональная энергетическая комиссия. Она объединила существовавшие до того Комитет ценовой политики и Областную энергетическую комиссию. РЭКу были предоставлены полномочия принимать самостоятельные решения.
РЭК Свердловской области первой в России стала утверждать тарифы на электрическую и тепловую энергию один раз в год - до формирования областного бюджета. Затем эта практика была поддержана Федеральной службой по тарифам.
Полномочия комиссии расширяются. Сейчас она осуществляет не только регулирование цен и тарифов, но и устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электро- и газоснабжению, проводит экспертизу тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Больше пятнадцати лет тарифным органом руководит Николай Алексеевич Подкопай. Работа комиссии, ее специалистов неоднократно отмечалась самыми высокими наградами. В частности, Николай Алексеевич указами Президента РФ был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, орденом Почета. Его вклад в работу органов исполнительной власти Свердловской области по государственному регулированию и контролю цен и тарифов на услуги естественных монополий отмечен званием "Почетный регулятор естественных монополий".
В команде опытнейших сотрудников Заслуженный экономист России Надежда Викторовна Запорожец (25 лет назад она пришла в органы ценообразования рядовым экономистом, а сейчас является первым заместителем председателя). Начальник инспекции по контролю цен и тарифов Виктор Кузьмич Кузнецов также является заместителем председателя РЭК. За многолетнюю, эффективную работу в этой сфере он награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Положения и нормативные акты, регулирующие деятельность комиссии.
1) Постановление Правительства Российской Федерации от 04 марта 2004 года № 136 "Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" - 2004_136pprf.doc
2) Указ Губернатора Свердловской области от 31 августа 2004 года №619-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" (в редакции Указов Губернатора Свердловской области от 11.03.2005 № 114-УГ, от 29.08.2005 № 682-УГ, от 13.02.2006 № 130-УГ) - 2004_619ug.doc
3) Постановление Правительства Свердловской области от 26 февраля 2007 года № 131-ПП "Об утверждении состава правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области" - 2007_131pp.doc
4) Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11 мая 2005 года № 99-ПК "Об утверждении положения об экспертной группе при Региональной энергетической комиссии Свердловской области и ее состава" - 2005_99.doc
5) Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 21 августа 2002 года № 266-ПК "О регламенте Региональной энергетической комиссии Свердловской области" (в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 12.05.2004 № 66-ПК) - 2002_266.doc
Следовательно, компания, действующая в данной отрасли, очень ограничена в осуществлении своей деятельности, а именно в плане установления цен на свои услуги, практически она лишена такой возможности, так как регулирующий орган устанавливает фиксированные тарифы на тепловою энергию, лишая тем самым организацию возможности получения сверхприбыли.
Что же касается самой отрасли, то здесь, в условиях формирования естественных монополий мы видим определенное постоянство в развитии, так как город и его жители не могут обходиться без тепловой энергии, соответственно, всегда будет потребность в компаниях способных взять на себя ответственность по транспортировке данной энергии и поддержании тепловых сетей в надлежащем состоянии.
Основной проблемой предприятий функционирующих в данной отрасли является финансовый вопрос, а именно сбор денег за предоставленные услуги с населения и организаций и расчет с поставщиками энергии. Данная проблема возникает вследствие того, что не все потребители являются добросовестными плательщиками, то возникает задолженность по оплате услуг. В свою очередь недополучение денежных средств от потребителей не позволяет организации в полной мере рассчитаться с поставщиками, что создает кредиторскую задолженность, а так как подача тепловой энергии является беспрерывным процессом, то компания вынуждена тщательно балансировать свою финансовую политику.
В настоящий момент возникла критическая ситуация по расчетам за тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда города. МУ «Дирекция единого заказчика», являющееся представителем населения (более 92% жилищного фонда города), имеет существенную задолженность перед поставщиками энергоресурсов, большая часть которой не обеспечена источниками финансирования. Возникновение этой задолженности было обусловлено следующими причинами. В 2006 году в муниципальном образовании был осуществлен переход на 100%-ную оплату коммунальных услуг населением, исходя из установленного норматива потребления коммунальных услуг. При переходе на 100%-ную оплату в связи с существующим ограничением роста уровня оплаты коммунальных услуг для населения было произведено вынужденное снижение норматива потребления коммунальных услуг до факта предыдущего года. В то же время в январе и ноябре 2006 года в связи с экстремальными погодными условиями фактическое потребление существенно превысило установленные в городе нормативы, рассчитанные на минимальное обеспечение температуры внутри жилого помещения. Таким образом, не обеспеченные источниками финансирования обязательства МУ «Дирекция единого заказчика» по оплате потребленной тепловой энергии с учетом произведенного частичного финансирования по распоряжению Правительства Свердловской области составили 34,3 млн. рублей. Усугубляет ситуацию задолженность населения. По муниципальному образованию при достаточно хорошем уровне собираемости платежей по сравнению с другими муниципальными образованиями области (98,3% в 2006 году) сумма неисполненных обязательств населения составляет 36,3 млн. рублей. При этом применяются все предусмотренные законодательством меры по взысканию задолженности, в том числе и через судебные органы. В настоящее время законодательно механизм компенсации неликвидной задолженности не определен, хотя, по данным статистики, 98% - это максимально возможный процент собираемости платежей. Как вариант компенсации неликвидной задолженности населения мы предлагаем рассматривать включение нормативного (2%) недосбора в тариф на содержание и ремонт жилья в части затрат на управление как риски управляющих компаний. Сложно реализовать эту меру, так как рост платы граждан ограничен индексами предельного роста. Поставщики теплоэнергии требуют расчетов на основе фактически поданных в тепловые сети объемов энергоресурсов. Жилищные организации, в том числе МУ «Дирекция единого заказчика», при акцепте счетов руководствуются действующими нормативами для населения и методиками Госстроя и Минрегионразвития. Для урегулирования возникающих разногласий распоряжением главы города была создана рабочая группа и подготовлено соответствующее постановление, которым предусмотрена компенсация из местного бюджета в размере 25 млн. рублей.
Кроме того, предложено МУ «Дирекция единого заказчика» в следующем году на погашение задолженности, которая сложилась в ранние периоды года, предусмотреть 43 млн. рублей. В целом же задолженность перед поставщиками за тепловую энергию составляет 260 млн. рублей. Эта ситуация создалась за 4 года с момента образования ООО «Каменская коммунальная компания».
При анализе данной отрасли следует учитывать специфичность работы предприятий, задействованных в ней, а именно то, что деятельность таких организаций подлежит жесткой регламентации со стороны государства, как естественных монополий. Следовательно, будучи ограниченными в управлении доходной частью своего бюджета основной упор делается на упорядочение и оптимизацию существующих расходов и структуры организации.
Само по себе состояние отрасли стабильно, при этом следует помнить о том, что жилищный фонд постоянно увеличивается, соответственно имеет место быть четкая тенденция к развитию предприятий входящих в данную отрасль. Основой стабильности в данном случае является то, что ни простые жители, ни предприятия не могут обходиться без тепловой энергии, что в свою очередь, обуславливает наличие постоянного спроса на ресурсы данного вида.
Однако, отсутствие конкуренции на данном рынке не означает, что компания может безопасно осуществлять свою деятельность. Как уже было отмечено, у предприятий входящих в данную отрасль очень остро стоит вопрос о финансировании. При этом речь идет не только о финансировании собственной деятельности, но и оплате поступающей в ее пользование тепловой энергии. Что не всегда возможно вследствие неплатежеспособности отдельных групп потребителей. Несмотря на это, в задачу компании входит поиск и мобилизация всех имеющихся средств с целью оплаты услуг поставщиков, так как у подобных организаций имеется определенная ответственность перед городской администрацией касательно теплового снабжения населения при наступлении холодов и начале отопительного сезона. Как раз в этом и заключается основная сложность, каким образом спланировать финансовые потоки, чтобы иметь достаточно средств для оплаты потребленных услуг, а также для формирования резерва для осуществления текущей деятельности.
2. Финансовый анализ
В данной главе осуществляется оценку текущего финансового положения анализируемого предприятия. Финансовая отчетность анализируется с целью определения будущего потенциала бизнеса. Анализ финансовой документации является частью экспресс-анализа финансового состояния при оценке фирмы. Для проведения анализа используются данные бухгалтерской отчетности (ф. № 1 и ф. № 2) конкретного действующего предприятия.
Анализ - это разложение анализируемого объекта на отдельные составные части и элементы, выявление внутренних взаимосвязей между ними и установление их значимости.
Экономический анализ характеризуется особым предметом и объектом.
Объектом экономического анализа являются экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (прибыль, объем продукции, себестоимость и т.д.)
Предметом экономического анализа является выявление факторов, которые влияют на хозяйственные процессы на предприятии и их оценка.
Основным методом экономического анализа является сравнение.
Основными приемами экономического анализа являются детализация имеющихся данных и обобщение результатов.
Экономический анализ может происходить по различным направлениям деятельности предприятия, отрасли, территории, народного хозяйства и международным связям.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия является микроэкономическим анализом, но при этом дает основу для макроэкономического анализа.
В настоящее время анализ хозяйственной деятельности предприятия занимает важное место среди экономических наук.
Анализ в первую очередь позволяет понять и осмыслить информацию о деятельности предприятия, в процессе анализа информация проходит аналитическую обработку; в результате анализа выявляются факторы, оказавшие влияние на результат, благодаря анализу могут быть выявлены недостатки, ошибки или неиспользуемые возможности, на основе результатов разрабатываются и обосновываются управленческие решения, обеспечивая их эффективность. Таким образом, экономический анализ это функция управления, которая обеспечивает грамотность принятия управленческих решений.
В ходе выполнения данной курсовой работы будет проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия за определенный период с целью определения его текущего состояния, выявления эффективности его деятельности и обнаружения возможных ошибок в его управлении. Также предполагается использование всех основных методик, входящих в экономический анализ, включая финансово-экономический анализ и анализ производственно-хозяйственной деятельности. В конце работы будет сделан вывод о текущем состоянии предприятия и его проблемных местах с целью их исключения и улучшения деятельности предприятия в дальнейшем.
При проведении анализа будут рассчитаны следующие группы коэффициентов:
- инвестиционные показатели (прибыль на акцию, цена единицы дохода, рентабельность акции, балансовая стоимость акции).
2.1 Анализ ликвидности
1) Коэффициент покрытия
Характеризует сколько рублей текущих активов приходится на 1 рубль обязательств
Коэффициент покрытия на 31.12.2005 = 1,035
Коэффициент покрытия на 31.03.2006 = 1,035
Коэффициент покрытия на 30.06.2006 = 1,041
Коэффициент покрытия на 30.09.2007 = 1,028
Норма значения для данного параметра составляет 2, для нашего предприятия этот показатель имеет значение близкое к единице, что в свою очередь обусловлено долями оборотных активов и обязательств в структуре баланса. В динамике значение коэффициента относительно стабильно, хотя в последнем периоде его значение немного ниже.
2) Коэффициент быстрой ликвидности
Характеризует способность предприятия рассчитываться по обязательствам в ближайшее время
Коэффициент быстрой ликвидности на 31.12.2005 = 0,904
Коэффициент быстрой ликвидности на 31.03.2006 = 1,016
Коэффициент быстрой ликвидности на 30.06.2006 = 1,004
Коэффициент быстрой ликвидности на 31.09.2007 = 1,005
Норма значения для данного коэффициента - 1, для рассматриваемого предприятия значения данного параметра имеют пороговое значение, это значит что если предприятию придется немедленно рассчитаться по своим обязательствам, то для этого будет необходимо мобилизовать все имеющиеся активы.
3) Коэффициент абсолютной ликвидности
Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно
Коэффициент абсолютной ликвидности на 31.12.2005 = 0,001
Коэффициент абсолютной ликвидности на 31.03.2006 = 0,001
Коэффициент абсолютной ликвидности на 30.06.2006 = 0,001
Коэффициент абсолютной ликвидности на 31.09.2007 = 0,003
Пороговое значение для данного коэффициента - 0,2, значение же этого параметра для рассматриваемого предприятия значительно ниже, что свидетельствует о неблагоприятной финансовой обстановке.
2.2 Анализ деловой активности
В современных условиях экономического обособления и самостоятельности хозяйствующего субъекта успех или неуспех фирмы во многом зависит от стратегии развития. Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества усилий: форм и степени конкурентной борьбы, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, преимуществ национальной экономики на мировом рынке по отдельным направлениям, а также внутренний фактор, связанный с возможностями и особенностями хозяйствующего субъекта.
Платежеспособность, финансовая устойчивость и стабильность финансового положения в немалой степени обуславливается его деловой активностью.
Критериями деловой активности являются:
· уровень эффективности использования капитала,
· устойчивость экономического роста,
· степень выполнения задания по основным показателям деятельности, обеспечение заданных темпов экономического роста.
Характеризует способность предприятия получать денежные средства от своих дебиторов
Оборачиваемость ДЗ на 31.12.2005 = 512563/156522=3.27
Оборачиваемость ДЗ на 31.03.2006 = 259252/288120=0.9
Оборачиваемость ДЗ на 30.06.2006 = 368743/239894=1.54
Оборачиваемость ДЗ на 31.09.2007 = 646018/368598=1.75
Из полученных данных видно, что оборачиваемость дебиторской задолженности имеет очень низкое значение.
2) Период погашения Дебиторской задолженности
Период погашения ДЗ =
Показывает продолжительность оборота в днях дебиторской задолженности.
Период погашения ДЗ на 31.12.2005 = 365/3.27=111.6
Период погашения ДЗ на 31.03.2006 = 90/0.9=100
Период погашения ДЗ на 30.06.2006 = 181/1.54=117
Период погашения ДЗ на 31.09.2007 = 272/1.75=155
Средний период времени, по истечении которого предприятие получает денежные средства за оказанные услуги больше ста дней и имеет тенденцию к увеличению.
3) Оборачиваемость запасов
Оборачиваемость запасов =
показывает скорость преобразования материальных ресурсов в реализованную продукцию.
Оборачиваемость запасов на 31.12.2005 = 365*228/499123=0.167
Оборачиваемость запасов на 31.03.2006 = 90*263/241143=0.098
Оборачиваемость запасов на 31.06.2006 = 181*4639/349115=2.405
Оборачиваемость запасов на 31.09.2007 = 272*6656/604772=2.993
Значения данного показателя свидетельствует о том, что предприятие очень быстро оборачивает свои запасы, но это связано со спецификой деятельности и не говорит о высокой эффективности деятельности.
4) Коэффициент использования собственного оборотного капитала
КИСК =
Характеризует эффективность использования текущих активов.
КИСК на 31.12.2005 = 512563/179386=2.857
КИСК на 31.03.2006 = 259252/293790=0.882
КИСК на 30.06.2006 = 368743/249015=1.48
КИСК на 31.09.2007 = 646018/377276=1.71
На один рубль оборотных активов предприятие получает больше 1 рубля выручки, что свидетельствует об относительной эффективности деятельности.
Показывает величину заемных средств по отношению к активам предпрятия
КПК на 31.12.2005 = 0,961
КПК на 31.03.2006 = 0,963
КПК на 31.06.2006 = 0,956
КПК на 31.09.2007 = 0,967
Предприятие практически полностью зависит от заемных средств.
2) Коэффициент Автономии
Коэффициент автономии =
Показывает долю активов, которые обеспечиваются собственными средствами предприятия
Коэффициент автономии на 31.12.2005 = 0,04
Коэффициент автономии на 31.03.2006 = 0,05
Коэффициент автономии на 30.06.2006 = 0,05
Коэффициент автономии на 31.09.2007 = 0,03
Нормативное значение коэффициента находится в пределах 0,7-0,8, в нашем же случае значение данного параметра значительно ниже, что свидетельствует о чрезмерном использовании заемных средств.
3) Коэффициент операционного рычага
Коэффициент операционного рычага =
Характеризует влияние в изменении объема реализации на прибыль до выплат процентов и налогообложения.
Коэффициент операционного рычага на 31.12.2005 = 0,04
Коэффициент операционного рычага на 31.03.2006 = 0,05
Коэффициент операционного рычага на 30.06.2006 = 0,05
Коэффициент операционного рычага на 31.09.2007 = 0,03
4) Коэффициент финансового рычага
Коэффициент финансового рычага =
Финансовый левередж - потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных обязательств; обусловлен риском, связанным с недостатком средств для выплаты акционерам, в связи с необходимостью обслуживания долга.
Коэффициент финансового рычага на 31.12.2005 = 0,04
Коэффициент финансового рычага на 31.03.2006 = 0,05
Коэффициент финансового рычага на 30.06.2006 = 0,05
Коэффициент финансового рычага на 31.09.2007 = 0,03
5) Рентабельность собственных средств
ROE =
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования предприятия. Данный показатель имеет общепринятую аббревиатуру ROE от английского выражения Return on Equity. При расчете этого показателя используется чистая прибыль предприятия в сочетании с величиной собственного капитала предприятия.
ROE на 31.12.2005 = 0,04
ROE на 31.03.2006 = 0,05
ROE на 30.06.2006 = 0,05
ROE на 31.09.2007 = 0,03
2.4 Показатели рентабельности
1) Рентабельность продаж
Рентабельность продаж =
Характеризует удельный вес прибыли до выплат процентов и налогов в каждом рубле оборота. Данный коэффициент свидетельствует не только об эффективности хозяйственной деятельности, но и ценообразования
Рентабельность продаж на 31.12.2005 = 13439/512562=0,0262
Рентабельность продаж на 31.03.2006 = 18137/259252=0,0699
Рентабельность продаж на 30.06.2006 = 19627/368743=0,0532
Рентабельность продаж на 31.09.2007 = 39561/646018=0,0612
Значение данных показателей свидетельствует о крайне низкой рентабельности основного вида деятельности.
2) Коммерческая маржа
Коммерческая маржа
показывает удельный вес прибыли после выплат процентов и налогов в одном рубле оборота.
Коммерческая маржа на 31.12.2005 = 3360/512562=0,0065
Коммерческая маржа на 31.03.2006 = 3995/259252=0,0154
Коммерческая маржа на 30.06.2006 = 4064/368743=0,011
Коммерческая маржа на 31.09.2007 = 29662/646018=0,0459
Коммерческая маржа имеет тенденцию к увеличению, но значение показателя очень низко, таким образом, в одном рубле оборота содержится лишь 5 копеек прибыли.
Из финансового анализа видно, что данное предприятие находится в очень неустойчивом положении, многие показатели находятся значительно ниже пороговых значений, а часть из них, например показатели использования заемных средств и коэффициент автономии свидетельствуют о полной зависимости организации от заемных средств. Кроме того, показатели, характеризующие эффективность деятельности, также имеют крайне низкие значения.
Все это в совокупности свидетельствует о возможном кризисе в организации, о возможности возникновения проблем при расчетах по своим обязательствам, таким образом, для оценки данного предприятия необходимо рассчитать ликвидационную стоимость.
3. Оценка ликвидационной стоимости
В данной главе проводится экспертная оценка стоимости предприятия, так как при анализе финансового положения предприятия был сделан вывод о его неустойчивом состоянии и было принято рассчитать ликвидационную стоимость, то ее расчет будет производиться следующим образом.
Расчет ликвидационной стоимости предприятия проводиться в следующей последовательности:
1. Расчет ведется на основании последнего балансового отчета.
2. Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) требует различных временных периодов.
3. Определяется валовая выручка от ликвидации активов.
4. Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат. К прямым затратам, связанным с ликвидацией предприятия, относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, которые платятся при продаже. С учетом календарного графика ликвидации активов скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.
5. Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации. Срок дисконтирования соответствующих затрат определяется по календарному графику продажи активов предприятия.
6. Прибавляется (или вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.
7. Вычитаются преимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязатель-ствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.
3.1 Календарный график ликвидации активов предприятия.
Так как продажа различных видов активов предприятия (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) требует различных временных периодов, разработаем календарный график ликвидации активов (Таблица 1).