p align="left">Не исключено, что из убежищ, а тем более из противорадиационных или простейших укрытий, оказавшихся в зоне опасного (с уровнем радиации более 240 р/ч) радиоактивного заражения, готовят проводить эвакуацию населения в незаражённые районы. Это вызывается тем, что длительное пребывание людей в этих защитных сооружениях сопряжено с серьёзными физическими и психологическими нагрузками. Страны НАТО серьёзно относятся к проведению учёния населения. Знакомят население с место нахождением медицинских формирований и обмывочных пунктов вблизи пути движения. Учат население, что во время ядерного взрыва, находящиеся вне убежищ на открытой местности или на улице в целях защиты следует использовать ближайшие естественные укрытия. Учат население, что если таких укрытий нет, надо повернуться к взрыву спиной, лечь на землю лицом вниз, руки спрятать под себя. Что бы предотвратить тяжёлые последствия облучения и ослабить появление лучевой болезни во всех случаях пребывания на заражённой местности, готовы проводить медицинскую профилактику поражений ионизирующими излучениями.
Большинство имеющихся противорадиационных препаратов готовы вводить в организм населения с таким расчетом, что бы они успели попасть во все клетки и ткани до возможного облучения человека. Разработана схема приёма препаратов, в зависимости от способа их введения в организм. Таблеточные препараты например принимаются за 30 - 40 мин., препараты, вводимые путём инъекции внутримышечно за 5 мин. до начала возможного облучения. Противорадиационные препараты имеются в специальных наборах, рассчитанных на индивидуальное использование. Учат население, что в целях уменьшения возможности поражения радиоактивными веществами на территории очага поражения запрещается применять пищу, пить и курить. Население знает, что для частичной дезактивации одежды, обуви, средств защиты даже для частичной санитарной обработки может использоваться незаражённый снег. Летом - санитарную обработку можно организовать в реке или другом проточном водоёме.
Гражданская оборона стран НАТО является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а так же проведения спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Своё предназначение гражданская оборона стран НАТО призвана осуществлять вместе с вооружёнными силами НАТО. Проводя оборонительные мероприятия гражданская оборона должна обеспечивать максимальное ослабление воздействия оружия противника в случаях применения его по городам, промышленным предприятиям, ж/д узлам и другим важным объектам. Опыт многочисленных учений гражданской обороны стран НАТО, данные научных исследований свидетельствуют о том, что при хорошей постановке гражданской обороны, умелом осуществлении комплекса мероприятий по защите населения, можно добиться значительного снижения губительных последствий применения средств массового поражения.
Гражданская оборона стран НАТО организуется таким образом, что бы практическое осуществление её мероприятий было возможно во всех необходимых случаях, немедленно и в полном объёме, в соответствии с обстановкой. Главную задачу гражданской обороны составляет защита населения. Люди, как известно, - наивысшая ценность любого государства. Обеспечение безопасности людей составляет важнейшую цель оборонных мероприятий стран НАТО. От успешного решения задачи защиты населения всецело зависит успех решения всех остальных задач, как гражданской обороны, так и вообще обороны государства.
Страны НАТО поддерживают способность выпускать установленные виды продукции в объёмах, предусмотренных соответствующими планами (для объектов и отраслей не производящих материальные ценности, - транспорт, связь и другие - выполнять свои функции) во время войны. С указанными задачами тесным образом связана ещё одна важная задача гражданской защиты - проведение спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления. Основная цель этих работ - спасение пострадавших при ударах противника населения и оказание поражённым необходимой помощи. Без успешного проведения таких работ невозможно наладить деятельность объектов, подвергшихся ударам противника, нельзя будет создать нормальные условия для жизнедеятельности населения, пострадавших городов и районов.
К спасательным и неотложным аварийно - восстановительным работам относятся: разведка очагов поражения, розыск и спасение пострадавшего населения, оказание ему необходимой помощи; борьба с пожарами, локализация и ликвидация аварий на различных объектах; санитарная обработка людей, обеззараживание территории, сооружений, техники, одежды, обуви и продовольствия в случаях их заражения радиоактивными отравляющими веществами или бактериальными средствами.
Большое значение страны НАТО придают инженерному оборудованию, которое заключается в устройстве фортификационных сооружений. Простейшие сооружения открытого типа - окопы, траншеи и ходы - сообщения оборудуются военными силами стран НАТО. Над этими сооружениями устанавливаются перекрытия, которые значительно снижают поражающее воздействие ударной волны светового излучения, проникающей радиации ядерных взрывов, радиоактивного излучения от заражённой местности, а так же защищают от зажигательных веществ и прямого заражения каплями и аэрозолями отравляющих веществ. Наиболее надёжную защиту населения от оружия массового поражения обеспечивают сооружения закрытого типа - блиндажи и убежища. Убежища оснащаются специальным оборудованием. Для размещения медицинских пунктов, обеспечения отдыха населения и приёма пищи на заражённой местности возводятся убежища со специальным оборудованием, которое обеспечивает безопасное пребывание населения без средств индивидуальной защиты. Специальное фильтровентиляционное оборудование включает: воздухозаборное и защитное устройство, средства герметизации ходов и выходов, которые состоят из герметических дверей, очистка воздуха в убежищах от отравляющих веществ радиоактивной пыли и бактериальных средств, осуществляется с помощью фильтров - поглотителей.
Разработан план для манёвра населения. Вывод его из - под ядерных и химических ударов, обхода или преодоления зон заражения. Пути для манёвра выбираются с учётом маскирующих средств местности. С наименьшим количеством мостов, переправ и т.д., так, что бы обеспечивалась возможность быстрого и скрытного рассредоточения населения.
Содержание путей организуется инженерной службой в тесном взаимодействии с военной службой на маршрутах движения населения. Задача - поддерживать пути в проезжем состоянии. Пункты водоснабжения и водоразборные пункты надёжно защищены от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и биологическими средствами, а воду при её добыче и хранении рекомендуется обеззараживать. На указанных пунктах устанавливается постоянный дозиметрический, химический и биологический контроль качества воды.
4.2 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА XXI ВЕКА:
Гражданская оборона НАТО выполняет стратегическую оборонную задачу: защищает население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника, большинство населения обеспечивает укрытием в надёжных защитных сооружениях, имеются запасы средств индивидуальной защиты, приборы радиационной и химической разведки. Многое делается для повышения устойчивости работы промышленных предприятий. Несмотря на принимаемые меры вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остаётся высокой. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещение и уничтожение химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооружённых конфликтах, но полностью угрозу не исключают. Не следует забывать, что количество государств, владеющих ядерным оружием увеличилось за счёт Индии и Пакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле. Вместе с тем в концепциях ведения современных войн всё большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах (так называемому не летальному), использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника. В последние годы значительную угрозу начинает приобретать международный терроризм. В этих условиях задачи гражданской обороны как и прежде продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают большую значимость.
Гражданская оборона стран НАТО выполняет функции по защите населения и территории от природно-техногенных опасностей в мирное время и обеспечивает защиту населения в военное время. Как показывает опыт риск мирного и военного времени в значительной степени похож, методы защиты населения почти одинаковы. Страны НАТО решают весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Они занимаются предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же успешно действуют в период опасности, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий. Большое значение придаётся выполнению инженерно - технических мероприятий по защите населения как мирное, так и в военное время. Постоянное и всё усиливающееся обучение населения. Последние годы в рядя стран НАТО - Германии, Франции и д.р. в связи с изменившейся военно-политической обстановкой, происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок её ведения. Эти страны определяют, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально - экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям. В XXI веке НАТО становится более значимой структурой для стран не только в военное, но и в мирное время. Активное участие её сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций становится необходимым.
Вся оборона стран НАТО строится по принципу стратегической мобильности: промышленность, с/х, органы управления - готовы к быстрому переходу на работу по планам военного времени. Основные тенденции развития гражданской обороны НАТО, её доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адоптация к новым военно-политическим и социально - экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развёртывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменение обстановки.
4.3 ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ В СТРАНАХ НАТО:
Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека. Наиболее сильные техногенные катастрофы, происшедшие в странах НАТО - авиа - катастрофы, взрывы, железнодорожные катастрофы, катастрофы на воде, пожары, экологические катастрофы.
29 ноября 1949 г - урановый рудник в Йоханнгеоргенндштадт погибло 370 человек. 24 января 2000 г в Норвегии самая страшная железнодорожная катастрофа за всю историю страны - погибло 30 человек. 2 июня 1969 г в Рейне начала гибнуть рыба, за два года до этого в реку попали две 25 килограммовые канистры с инсектицидом - эта катастрофа вызвала мор нескольких миллионов рыб. Ярким примером международного терроризма является террористический акт против США (хотя США официально не является членом НАТО), совершённый 11 сентября 2002 г, когда террористы протаранили захваченными самолётами две башни - небоскрёба. В результате этого терракта погибло несколько тысяч человек. США и страны НАТО сразу изменили свои взгляды на международный терроризм. Встали на путь сотрудничества в том числе и с Россией по объединению усилий в борьбе с этим злом.
Подразделения гражданской обороны стран НАТО были задействованы, когда начались крупные наводнения (осень - зима 2003 - 2004 г) в Италии и во Франции, а так же во время железнодорожной катастрофы в Испании.
4.4 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ:
XXI век выдвинул на первый план глобальные проблемы в сфере социального развития и безопасности. Социальные проблемы, успешно решаемые странами НАТО, на основе достижений научно - технического прогресса, начали драматично переплетаться с негативными последствиями торжества новых технологий - с так называемыми техногенными проблемами, преодоление которых требует отвлечения значительной части национального дохода, иной системы концентрации ресурсов, а так же координирующей роли государств, совместных действий в границах огромных регионов а даже всего мирового сообщества. Практическая работа стран НАТО в этих стратегических направлениях признаётся эффективной, пользуется общественной поддержкой и широко освещается в средствах массовой информации.
На основе накопленного опыта представляется целесообразным сделать попытку осмысления этих сложных проблем. Без чёткого представления и понимания национальных интересов не возможна выработка концепции безопасности стран НАТО, что диктуется объективными изменениями, происходящими во всем мире. Эти перемены в существенной мере определяются критическим состоянием окружающей среды и динамичными демографическими процессами на планете, практично не контролируемой антропогенной деятельностью, видимыми пределами истощения природных ресурсов при недостаточном во многих странах внимания к ресурсосберегающим технологиям, существующими в мире колоссальными запасами сверх разрушительных средств вооружённой борьбы ядерных, химических, бактериологических и других. Национальная безопасность предполагает безусловную защиту жизненно важных интересов стран от любых как внутренних, так и внешних политических, экономических, военных, информационных, экологических и других угроз. Гарантия техногенной экологической безопасности определяется прежде всего развитием безопасных технологий, качественными параметрами производства и наличием ресурсов, используемых для снижения вероятности возникновения драматических последствиях его функционирования, прогнозированием природных катастроф и концентрации средств на ликвидацию их последствий.
Можно вычленить два вида воздействия на эти процессы - внешний и внутренний. Внутренний связан с собственными затратами различных промышленных структур, которые в процессе своей деятельности создают факторы защищённости, где в свою очередь конкуренция стимулирует снижение доли такого рода затрат. Внешний - когда иные структуры становятся институтом, влияющим на предотвращение катастрофических проявлений. Это преимущественно такие структуры, которые вырабатывают определённые требования к производственным структурам, таким образом оптимизируя в процессе производства объёмы и содержание затрат на преодоление чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что в условиях экономических кризисов стран НАТО решения таких вопросов усложняются. Эта обстановка усиливает необходимость прямого вмешательства в такого рода процесс со стороны государственных структур. В связи с изложенным можно отметить, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границу её роста. Это обнаружилось во второй половине XX века, в связи с возникновением глобальных кризисов и геополитических осложнениях. Среди многочисленных проблем, порождённых техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главные.
Первое - проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Второй такой же острой проблемой становится нарастание в глобальных масштабах экологического кризиса, когда два аспекта человеческого существования - человека, как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, пришли в конфликтное противостояние. И наконец третья проблема - это сохранение человеческой личности, как биосоциальной структуры в условиях всесторонних нарастающих процессов отчуждения, когда совершенствуя свой мир, человек всё чаще вызывает к жизни такие силы, которые он практически мало контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Для реализации такого рода задач сформированы действенные структуры, как в каждом государстве, так и в целом мировом сообществе. Это значит, что практика определила необходимость выработки чёткой позиции, связанной с созданием индустрии безопасности. На пороге XXI века основой жизнедеятельности общества становится его безопасность, система критериев которой включает количественные и качественные характеристики ресурсного экономического производственного научно - технического и оборонного потенциалов; эффективность их использования и развития, обеспечения целостности экономического пространства и возможности адаптации общественно - экономической системы к динамично развивающимся условиям. Составляющие безопасности, связанные с направлением деятельности НАТО прежде всего такие, как техногенная, технологическая, экологическая безопасность, а так же борьба с терроризмом. В совокупности этих сложных проблем, определяющую роль играют следующие обстоятельства:
- Оценка роли того или иного фактора в решении как каждой из этих задач, так и их совокупности с определением приоритетов.
- Наличие и способность конкретных структур и конкретных специалистов выполнить эти задачи
- Определение имеющихся ресурсов, путей их наращивания, а так же способов экономической оценки эффективности использования всегда ограниченных средств с учётом реализуемых методов мотивации и стимулирования.
В процессе решения этих проблем в рамках деятельности различных стран НАТО, совершенствуются методы реализации следующих научных, технических, экономических, организационных вопросов: мониторинг окружающей среды; прогнозирование чрезвычайных ситуаций, повышение технологической безопасности и эксплуатационной надёжности производственных процессов; защиты населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях чрезвычайных ситуаций; влияние на рациональное размещение производительных сил и населённых пунктов на территории стран НАТО, инженерная защита территорий и населённых пунктов; локализация зон воздействия поражающих факторов, источников чрезвычайных ситуаций; поддержание в постоянной готовности систем управления, предупреждение и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, информирование населения о возможных чс и подготовка его к действиям в этих условиях. Совокупность перечисленных проблем определяет тенденцию, которую можно характеризовать, как формирование индустрии безопасности стран НАТО. Последние десятилетия стремительно и в существенной мере изменили как мир, так и приоритеты мировых интересов, когда не только количество и масштабы, но и последствия конфликтных ситуаций приобретают весьма драматический характер (примером тому служат недавние события в Ираке). В этой связи отметим, что как изучение общей теории конфликтов, так и анализ специфики основных типов конфликтов в общественной жизни, дают возможность рассматривать проблемы управления конфликтами.
Сама постановка вопроса управления конфликтами вытекает из принципиального понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов. Важнейшей процедурой становится экологический аудит со стороны государственных организаций или систематическая оценка степени воздействия на окружающую среду процессов производства товаром и услуг. Развитие событий привело к расширению и трансформации поля ответственности. Различные аспекты происшедших изменений стран НАТО нашли отражение в таких сферах, как правовая ответственность, социальное сознание учёных, профессиональная этика инженеров и других работников. Это значит, что ситуация решительным образом изменилась, поскольку современная техника потребовала от человека действий таких необычных по своему размаху целям и результатам, что они уже не могут регулироваться нормами старой этики и права. Ни одной этической доктрине не приходилось исходить из глобального масштаба человеческого существования, принимать во внимание перспективу далёкого будущего или проблемы выживания человеческого рода. Психологическую и этическую сложность этого процесса ярко выразил лауреат Нобелевской премии - один из создателей квантовой механики, известный немецкий физик - теоретик Макс Борн : «Нет науки, которая полностью была бы отделена от жизни. Даже самому бесстрастному учёному не чуждо человеческое: он хочет был правым, желает убедиться, что интуиция не обманывает его, надеется добиться известности и успеха - это совокупность, т.е. синтез знаний и ответственности приведёт к эффективному управлению как социальными, так и техническими системами.»
Рассмотрение небольшой части узловых обеспечений безопасности жизнедеятельности, связанных с практическими действиями стран НАТО, привлекает внимание к этим проблемам не только руководителей различных государственных, производственных, финансово -экономических, юридических структур, средств массовой информации, но и широкие круги научной общественности, поскольку для решения этих проблем требуются не только концентрация огромных ресурсов, высокая организация, но и изменение общественного массового общественного сознания.
5. Экономическое сотрудничество
Основа экономического сотрудничества в рамках Североатлантического альянса обусловлена Статьёй 2 Североатлантического договора. Экономическими вопросами сотрудничества занимается экономический комитет НАТО. Анализ и совместная оценка связанного с безопасностью экономического развития включает в себя такие вопросы, как сопоставление военных расходов, тенденции развития военной промышленности, наличие ресурсов для реализации планов в области обороны, торговля военной техникой в рамках НАТО, а также экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран-членов.
Развивая экономическое сотрудничество в рамках Североатлантического альянса, его страны-члены исходят из того, что политическое сотрудничество и конфликты в экономической области несовместимы. Это привело к тому, что правительства стран НАТО стали оказывать помощь менее процветающим членам НАТО посредством развития крупномасштабных программ помощи, выполняемых через другие организации, включая Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Специфические экономические проблемы и перспективы развития этих стран по-прежнему остаются в центре внимания Североатлантического альянса.
5.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА НАТО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ СТРАНАМ (история):
Трумэн в речи, произнесенной в день начала второго срока его президентства, в которой он официально сообщил о создании Северо-Атлантического пакта, выдвинул программу из четырех пунктов так на-зываемой американской помощи другим государствам, 4-й пункт предусматривал сильное увеличение роли американского капитала в экономи-ке развивающихся стран.
«План Маршалла» ставил своей задачей подкрепление пошатнувших-ся позиций капитализма в Западной Европе, «4-й пункт» программы Трумэна, провозглашенной в период развала колониальной системы импе-риализма, в дни исторических побед китайской народной армии, роста и укрепления всего лагеря социализма, ставил своей целью содействие раз-витию бывших колониальных и зависимых стран по капиталистическому пути, по пути, обеспечивающему экспансию и господство доллара в этих странах.
Трумэн подчеркивал, что «4-й пункт» его программы выражает прак-тические меры против роста влияния коммунизма, и подтверждал, что идея «4-го пункта» появилась на два-три года раньше, чем она была опубликована. Она зародилась вместе с возникновением «плана Маршал-ла». Оба эти мероприятия носили сугубо политический характер. И «план Маршалла», и «4-й пункт» были задуманы как оружие в «холодной вой-не».
Однако печать крупных монополий более откровенно разъясняла сущ-ность вопроса. Так, орган финансового капитала США в редакционной статье, посвященной «4-му пункту», оплакивая потерю для капитализма Китая, с тревогой писал: «Китай, очевидно, считается «потерянным» по крайней мере на обозримое время. Операции по «4-му пункту» готовятся сейчас как средства спасения того, что осталось на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, или того, что еще может быть спасено. Если рассмат-ривать его таким образом, становится совершенно ясно, что этот вопрос является политическим, а не экономическим».
Когда президент Трумэн выступил со своим «4-ым пунктом», реакционный ва-шингтонский журнал, отмечая растущее недоверие к политике США на всем азиатском востоке, признал: «Мыслящие люди в Азии запуганы политикой США, направленной на восстановление сил Японии. Их возму-щает роль Америки в Китае, и они относятся подозрительно к намере-ниям США в Индонезии, Индокитае и на других территориях, где ту-земные лидеры борются за независимость».
В специальном послании конгрессу США от 24 июня 1949 г. об уча-стии капитала США в экономике развивающихся стран Трумэн, указы-вая на то, что эти страны имеют важнейшее значение для внешней политики Вашингтона в «холодной войне», предложил всячески поощ-рять экспорт частного капитала в экономически отсталые страны, вплоть до взятия на себя государством риска за эти операции.
Трумэн, сулил капиталу США, инвестируемому в от-сталые страны, прибыль без риска, вместе с тем он обусловил участие этих американских капиталовложений - не только государственных, но и частных - вмешательством США в жизнь этих стран и народов.
Как впоследствии писал Трумэн, он исходил из того, что содействие развитию слаборазвитых стран будет играть первенствующую роль в со-хранении и укреплении капитализма в США: «Здравый смысл подсказы-вал мне, что развитие этих стран будет поддерживать работу наших про-мышленных предприятий в течение многих поколений. Ресурсы таких пространств, как Месопотамия, Иран, Индия, Северная Африка и обшир-ные районы Южной Америки, почти не тронуты». «Подсчитано,-- писал он далее,-- что повышение жизненного уровня в Азии и Африке только на 2% увеличит спрос на товары и услуги настолько, что промышленные предприятия США, Англии и Франции будут полностью обеспечены за-казами в течение столетия».
Значительные протесты в конгрессе вызвал вопрос о государственной гарантии потерь частных инвестиций в развивающихся странах. Сошлись на компромиссном решении: создать условия, которые дадут уверенность капиталистам, что их инвестиции в экономически отсталых странах будут полностью обеспечены. В принятом билле говорится, что с помощью со-глашений с соответствующими государствами и другими путями должна быть создана у экспортеров капитала уверенность, «что они не будут лишены собственности без немедленной адекватной и эффективной ком-пенсации; что им будут созданы приемлемые условия для перевода при-былей и для изымания капиталов; что они будут иметь должную свободу производить операции и управлять своими предприятиями; что им будет обеспечена защита личности и собственности, включая промышленные и культурные ценности, а также защита против дискриминации в налогах и в ведении своих дел».
Таким образом, билль конгресса, одобрявший «4-й пункт», под пред-логом создания уверенности у частного капитала и поощрения его инве-стиций в развивающихся странах, предусмотрел такое вмешательство США в жизнь этих стран, какое обычно имело место в колониях.
8 сентября 1950 г. Трумэн уполномочил государственного секретаря США проводить «4-й пункт» в жизнь. С тех пор активность США в раз-вивающихся странах нарастала.
Нефть занимала первое место в прибылях на американские загранич-ные капиталы. Удельный вес нефти в этих прибылях увеличивался и дошел в 1957 г. до половины всех доходов на прямые инвестиции США за границей. В 1950 г. прибыли на заграничные инвестиции США в нефтяную и в обрабатывающую промышленность составляли примерно одинаковую сумму. Через семь лет нефть принесла в 2 раза больше при-были, несмотря на значительный рост капиталовложений США в заводы и фабрики других стран.
Особенно быстро и значительно росли барыши нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. В 1951 г. начал функционировать построен-ный американцами нефтепровод длиной 1068 миль, начинающийся к се-веру от Даммана в Саудовской Аравии и проходящий через Иорданию я Сирию к порту Сидон на берегу Средиземного моря в Ливане. Позже НАТО будет придерживаться политики расширения НАТО на Восток, сопровождая эту политику новыми военными конфликтами на Востоке в 1991 г. и 1998 г.
6. Политические консультации
Разработка и реализация политики альянса 26-и независимых суверенных государств требует, чтобы правительства всех входящих в него стран имели исчерпывающую информацию об общей политике и намерениях относительно друг друга, а также о соображениях, которыми эти страны руководствуются при выборе своего политического курса и подготовке своих планов. Поэтому возникает необходимость проведения регулярных консультаций.
Потребность в консультациях не ограничивается политическими темами. Консультации в рамках Североатлантического альянса отличаются многообразием форм. Простейшая из них представляет собой обычный обмен мнениями и информацией. На следующем уровне консультации приобретают форму сообщений о мерах или решениях, затрагивающих интересы союзников.
Консультации могут проходить в форме уведомлений о будущих мерах или решениях правительств, а также в форме обсуждения с целью достижения консенсуса. Высшей формой консультаций является предоставление странам НАТО возможности достижения взаимоприемлемых договорённостей по поводу коллективных решений и действий Североатлантического альянса в целом.
7. Преодоление кризисов
Все страны НАТО являются полноправными участниками политического сотрудничества и имеют равные обязательства по Североатлантическому договору. Среди них не последнюю роль играет обязательство, согласно Статье 5 упомянутого договора. Оно символизирует неделимость их безопасности, заключающуюся в том, что нападение на одну или нескольких из них рассматривается как нападение на всех.
В периоды напряжённости и кризисов консультации между странами НАТО приобретают особое значение. В подобных обстоятельствах быстрое принятие решений зависит от незамедлительного налаживания постоянных консультаций между правительствами стран-членов НАТО.
Основными форумами НАТО для проведения необходимых интенсивных консультаций являются Североатлантический совет и Комитет военного планирования. Соответствующая практика и процедуры представляют собой мероприятия Североатлантического альянса по преодолению кризисов. Совместно со странами и главнокомандующими НАТО регулярно проводятся совместные учения по проверке и разработке методов разрешения кризисов, семинары, брифинги, а также учебные курсы.
8. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАТО:
Объединив Соединённые Штаты и Европу, проведя интеграцию участвующих в нём государств и сдержав все направленные против них угрозы Североатлантический альянс доказал, что является высокоэффективным институтом. НАТО является самой эффективной оборонной, а в перспективе и миротворческой, структурой в истории человечества. Феномен НАТО занимает особое место и в истории союзов, поскольку обеспечивает как военную, так и невоенную безопасность, а также гарантирует развитие определённой модели государства, человеческой культуры и общества. Для того, чтобы быть готовым к вызовам XXI века альянс провёл ряд инициатив направленных на расширение возможностей сил НАТО и стран-партнёров.
К числу средств, с помощью которых Североатлантический альянс проводит свою политику в области безопасности, относятся поддержание военного потенциала, достаточного для предотвращения войны и обеспечения эффективной обороны; наличие общего потенциала преодоления кризисов, затрагивающих безопасность его членов и выходящих за рамки Статьи 5 Североатлантического договора, а также активное содействие диалогу с другими странами и решению проблем европейской безопасности на основе сотрудничества, включая меры по достижению дальнейшего прогресса в области контроля над вооружениями и разоружения.
Для достижения своей главной цели Североатлантический альянс выполняет следующие основные задачи в области безопасности:
Обеспечивает необходимую основу для утверждения в Европе условий стабильной безопасности, опираясь при этом на развитие демократических институтов и приверженность мирному решению споров. Стремится к созданию условий, в которых ни одна страна ни могла бы запугивать или принуждать любую другую страну или устанавливать свою гармонию с помощью применения силы или угрозы её применения.
В соответствии со Статьёй 4 Североатлантического договора служит трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Содействует координации усилий союзников в сфере их общих интересов.
Обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.
Сохраняет стратегическое равновесие на всём трансатлантическом пространстве..
Созданные в рамках НАТО структуры дают возможность странам-членам координировать свою политику в целях решения вышеуказанных взаимодополняющих задач. Эти структуры предусматривают постоянные консультации и сотрудничество в политических, экономических и других невоенных областях, а также составление объединённых планов общей обороны, образование инфраструктуры, необходимой для обеспечения действий вооружённых сил и разработку и организацию объединённых программ подготовки личного состава, военных учений и миротворческих операций.
Эта деятельность опирается на сложную военную и гражданскую структуру, в которую входит аппарат, занимающийся административными, бюджетными и плановыми вопросами, и учреждения, созданных странами-членами Североатлантического альянса для координации работы в специализированных областях, например, в налаживании систем связи, способствующих проведению политических консультаций, а также управлению войсками и службой материально-технического обеспечения войск.
8.1 Геополитика НАТО:
Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно понимать следующее:
- обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и постановкой в зависимость от себя других государств и общественных институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами;
- попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы;
- добиваться полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем направлениям особенно в области высоких технологий путем экономического давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, секретных подрывных действий путем прямой агрессии;
- добиваться качественного и необратимого успеха во всех в этих направлениях с полным контролем подчинением ситуации.
Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой сверх державы. Ограничиваются они только противодействием других сверх держав и некоторыми другими механизмами.
ГЛАВА 3:
1.Расширенная программа Партнёрство ради мира
Программа Партнёрство ради мира (ПРМ) была создана в январе 1994 года. Программа ПРМ дает 26-и союзникам по НАТО возможность сотрудничать со своими партнерами, не входящими в Североатлантический альянс, в том числе с Россией и Украиной, по многим направлениям военной и оборонной деятельности. Практически все органы НАТО прямо или косвенно участвуют в работе по программе ПРМ.
Странам с самыми разными традициями в области безопасности программа позволяет выбирать из широкого спектра совместных мероприятий те виды сотрудничества, которые отвечают их конкретным национальным потребностям.
Партнёрство ради мира - ключевой фактор в развитии отношений между альянсом и странами-участниками ПРМ. Эта программа расширяет и активизирует политическое и военное сотрудничество в Европе, повышает стабильность, уменьшает угрозы миру и упрочняет сложившиеся связи, развивая дух практического сотрудничества и приверженности демократическим принципам.
19 государств-участников программы ПРМ
Албания
Армения
Австрия
Азербайджан
Белоруссия
Болгария
Украина
Финляндия
Грузия
Ирландия
Казахстан
Кыргызстан
Швейцария
Туркменистан
Молдова
Россия
Узбекистан
Швеция
бывшая Югославская Республика Македония
Сотрудничество по программе ПРМ способствует:
достижению открытости процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов;
обеспечению демократического контроля над вооружёнными силами;
поддержанию, с учётом конституционных соображений, сил и средств и степени готовности, необходимых для содействия проведению операций под эгидой ООН и/или с санкции ОБСЕ;
развитию отношений военного сотрудничества с НАТО для проведения совместного планирования, подготовки и учений с тем, чтобы повысить способность стран-участниц проводить миротворческие, поисково-спасательные операции и гуманитарные операции, а также операции в других областях, достижению открытости процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов.