Рефераты

НАТО

p align="left">Офицеры государств-партнёров участвуют в работе группы координации партнёрства (ГКП), в городе Монс, Бельгия, которая проводит военное планирование учений по программе ПРМ. У государств-партнёров также имеются бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

С момента принятия программы ПРМ в 1994 г., началось быстрое и успешное развитие сотрудничества. Программа, в которой участвуют 19 стран, стала прочным элементом европейской безопасности.

2. СТРЕМЛЕНИЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ В НАТО:

2.1 НОВАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО В 21 ВЕКЕ:

Основная идея новой стратегии - создание «глобального НАТО» -- такого военного союза, который бы расширил сферу своей ответственности на весь мир. В Вашингтоне и Брюсселе эти планы называют «глобализацией структур евроатлантической безопасности». При этом принятие новой стратегии альянса оправдывается появлением многочисленных локальных конфликтов, новых ракетных и ядерных держав, а также государств потенциально опасных в плане разработки и применения химического и бактериологического оружия.

Одной из основных целей глобальной стратегии НАТО -- защита интересов США и ведущих государств блока в глобальных масштабах. В военном плане речь идет о пересмотре сфер влияния от Атлантики до Среднего Востока, освоении новых сухопутных и морских театров военных действий. При этом делается ставка на самостоятельное применение силы без предварительных санкций СБ ООН либо ОБСЕ. По сути, налицо претензия на право осуществлять силовые акции за пределами зоны ответственности блока.

Что же касается России, то в Вашингтоне и Брюсселе военные представители высокого ранга обеспокоены тем, что на ее просторах размещено большое количество ядерных вооружений якобы слабо охраняемых. По их мнению, пока это грозное оружие в нестабильной России не будет взято на контроль, блок НАТО будет совершенствовать свой военный потенциал и продвигать его на Восток. По их прогнозам такой подход оправдает себя если не сегодня, то в будущем.

Формула расширения альянса на официальном уровне повторяется как рекламный призыв «двери в альянс остаются открытыми для всех». Очередь «добровольцев» у парадного подъезда НАТО выстраивается.

Но особый интерес в сфере военного сотрудничества вызывают у НАТО страны СНГ и Прибалтики. Для этого блоком НАТО была разработана программа «Партнерство ради мира» (ПРМ). Многочисленные совместные маневры НАТО с Украиной, Узбекистаном, Казахстаном, Латвией, Литвой, Эстонией показывают, что программа ПРМ служит для США и их союзников не только для сотрудничества, но главным образом средством освоения потенциальных театров военных действий. Беспрецедентные высадки воздушных десантов США в Казахстане, стремление Турции развернуть военные базы в Азербайджане, активное освоение украинских полигонов и морских портов странами НАТО служат реальным итогом продвижения военного блока к границам России.

Квинтэссенцию глобальной стратегии в отношении России цинично изложил еще в 1997 г. Збигнев Бжезинский в статье «Геостратегия для Евразии»:

Главная задача глобальной политики США как члена НАТО -- расширение их важнейшего стратегического плацдарма в Европе посредством выдвижения на Восток, включая Балтику и Украину;

Россию следует устранить как евроазиатскую великую державу. На ее месте надо создать конфедерацию, состоящую из Европейской русской республики, Сибирской республики и Дальневосточной республики».

Идеи Бжезинского использовались при разработке «новой стратегии». Интересам НАТО отвечает максимальное ослабление и развал России, овладение ее ресурсами, установление контроля над ее ядерным потенциалом. Заявления о том, что Запад заинтересован в сильной и богатой России -- просто лицемерие.


Надо признать, что за период псевдореформ руководство России вольно или невольно подыгрывало этим планам. Финансовым кругам Запада удалось накрепко привязать Россию к своей политической колеснице, сделав ее полностью зависимой от кредитов МВФ. Это положение России принимается во внимание при выработке новой стратегии НАТО.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что за политикой расширения кроется ряд разнородных интересов:

Попытка сохранения жизнеспособности альянса за счет поиска ему нового применения, новых целей, а главное - это восстановление базового элемента блока - образа "нового старого" врага в виде "угрозы с Востока.

Стремление утвердить основы общей западной политики обороны путем упрочения своих позиций на периферии и закрепления приобретенных в результате победы в "холодной войне" геополитических преимуществ.

Желание США и других государств сохранить контроль за действиями Германии

Для самой же Германии расширение НАТО - идеальная форма расширения германской зоны влияния.

В США обязательства по Североатлантическому договору считаются важнейшим основанием для американского военно-политического присутствия в Европе и расцениваются как главный инструмент поддержания американского влияния на континенте при росте других центров силы, прежде всего Германии.

Стремление западноевропейских стран сэкономить на дорогостоящей модернизации экономик бывших членов социалистического содружества в случае их включения в ЕС, предложив в качестве "компенсации" восточным соседям членство в НАТО.

2.2 СТРАНЫ СНГ И НАТО:

Призыв «двери в альянс остаются открытыми для всех» приводит к неожиданным последствиям на территории СНГ:

Некоторые страны, ранее декларировавшие просто мирное сотрудничество с США, теперь вслух заявляют о признании верховенства права американцев на применение силы. При этом в кулуарах власти многих государств Содружества все чаще говорится о том, что благодарный Вашингтон в скором времени поможет самым верным сторонникам «форсированно» вступить в НАТО. Новый термин означает, что в исключительных случаях альянс может поступиться принципами и не выдвигать кандидатам из СНГ своих обычных требований. По сути, в рамках СНГ сейчас образовался блок государств, которые, спекулируя темой «форсированного» вступления в НАТО, пытаются выйти из-под влияния России. Прежде всего, это Украина , Армения, Грузия, Узбекистан и Азербайджан.

2.3 СТРЕМЛЕНИЕ УКРАИНЫ В НАТО:

В свое время Россия весьма болезненно реагировала на возможное вступление в НАТО прибалтийских республик. В Москве заявляли, что этого не допустят никогда. Однако, несмотря на самое активное противодействие РФ продвижению НАТО на Восток, в 2004 г. Таллин, Рига и Вильнюс стали членами НАТО. Теперь на повестке дня уже совершенно немыслимый, скажем, для середины 1980-х гг. факт - Украина вступает в НАТО. На этот раз реакция Москвы, похоже, гораздо спокойнее. Так, в середине января 2005 г. министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью газете «Handelsblatt» (Германия) заявил: «Мы уважаем право любого государства, в том числе наших соседей, самим выбирать своих партнеров, самим решать, в какую организацию они хотят вступить». Несмотря на в целом доброжелательную позицию Москвы, отношения между Западом и Россией в связи с последними событиями на Украине обострились. Многие эксперты не исключают, что возможна даже новая «холодная война». В Кремле в этой связи не скрывают своей озабоченности. Несмотря на партнерский характер отношений с альянсом, в Москве по-прежнему не видят смысла в его расширении. В Кремле не смогли сдержать своего удивления и досады, когда в день последнего расширения НАТО вдоль границ России совершали полеты разведывательные самолеты Е-3 Сентри системы АВАКС, а в Литве были развернуты истребители-перехватчики F-16, хотя ранее этот участок Североевропейского ТВД не считался проблемным в плане военной безопасности. Теперь, после президентских выборов на Украине, Россия в самом ближайшем будущем столкнется с совершенно новой для себя военно-политической ситуацией на юго-западном стратегическом направлении.

В настоящее время Украина - непостоянный член Совета Безопасности ООН, участник свыше 100 международных организаций, включая СНГ, Организацию черноморского экономического сотрудничества, а также неформальное объединение государств - ГУУАМ.

Украина признана стратегическим и особым партнером Европейского союза (ЕС) и НАТО, принимает участие в миротворческих акциях.

Что касается НАТО, отношения Украины с альянсом развивались в 2004 г. достаточно интенсивно. Украина продолжила участие в различных программах североатлантического блока. При этом официальный Киев руководствовался Хартией об особом партнерстве НАТО и Украины (подписана в Мадриде 9 июля 1997 г.), Государственной программой сотрудничества Украина - НАТО (принята в ноябре 1998 г.), а также Планом действий Украина - НАТО (подписан в Праге 22 ноября 2002 г.).

Новый «План-цель НАТО - Украина на 2004 г.» (The NATO-Ukraine Annual Target Plan for 2004), принятый 22 марта, содержит программу мероприятий по интеграции Украины в евроатлантические структуры безопасности. В настоящее время руководство альянса больше делает упор на военную составляющую сотрудничества с Киевом.

6 апреля 2004 г. Леонид Кучма подписал «Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и штабами верховных главнокомандующих объединенных вооруженных сил НАТО в Атлантике и Европе». Документ предоставляет силам НАТО так называемый «быстрый доступ» на территорию Украины не только во время военных учений, но и при проведении военных операций. Это означает, что Украина может стать плацдармом для ведения любых операций НАТО, в том числе и не санкционированных Советом Безопасности ООН. При таких обстоятельствах контингенты сил быстрого реагирования Североатлантического альянса могут быть задействованы на всем пространстве Европейской части России и даже блокировать Черноморский флот РФ, базирующийся в Крыму до истечения срока его базирования. И хотя в Москве активно противодействовали подписанию этого документа, успехом эти усилия не увенчались.

6 и 7 июня 2004 г. Брюссель и Киев провели неофициальные консультации в Варшаве, где подписали Меморандум о взаимопонимании (МВ), о стратегических средствах воздушной переброски. Мероприятие было организовано Рабочей группой НАТО - Украина по военной реформе совместно с польским Институтом международных отношений. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер при этом подчеркнул, что Украина - одна из немногих стран, обладающих возможностями переброски грузов по воздуху. Соглашение значительно упростит использование украинской военно-транспортной авиации в интересах Североатлантического союза.

В середине 2004 г. в Киеве опубликована новая военная доктрина украинского государства. Она предусматривает ускоренное реформирование Вооруженных Сил и переход национальной армии на стандарты НАТО. Среди основных условий обеспечения военной безопасности Украины выделяется проведение политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО. Кроме того, подчеркивается в доктрине, интересы безопасности диктуют существенное углубление отношений Киева с ЕС, и Украина готовится стать его полноправным членом.

Одним из самых больших препятствий на пути вступления Украины в НАТО остается российский Черноморский флот, базирующийся в Севастополе. Как известно, членом альянса не может стать государство, на территории которого располагаются иностранные войска (силы). Пока же, согласно имеющимся между Москвой и Киевом договоренностям, Черноморский флот остается в Севастопольской бухте до 2017 г.

Однако в Киеве, похоже, не намерены пассивно ожидать столь отдаленного рубежа, каковым является 2017 г. Поэтому, скорее всего, украинское давление на российский флот в ближайшее время возрастет по всем азимутам. Не исключено, что Вооруженным Силам России Севастополь придется оставить в третий раз (и как обычно, в большой спешке) и теперь уже навсегда. Между тем, похоже, что к такому развитию событий в Кремле и на Арбатской площади не очень готовы. Во всяком случае, об этом можно судить по тому факту, что подготовка военно-морской базы, адекватной Севастополю, на российском участке черноморского побережья не идет дальше благих намерений и по-прежнему находится в «контурном» виде.

На пути вступления Киева в Североатлантический альянс, помимо внешнеполитических, есть и чисто украинские проблемы. Киев сегодня является крупным производителем и экспортером вооружений и военной техники. Однако создание современной армии и поддержание ее в необходимой степени боевой готовности Украине сегодня откровенно не под силу, причем по совершенно объективным причинам.

Многие вооружения, требуемые для армии XXI в., на Украине не разрабатываются и не производятся. В этом плане национальные Вооруженные Силы обречены на систематическое отставание от мировых стандартов. Наконец, армия, которая не располагает ядерным оружием, военным космосом, средствами автоматизации управления военными действиями национального производства, сегодня не может считаться передовой в военном отношении.

В этой ситуации выход один - вступление в тот или иной военный союз. Однако членство в НАТО для Киева может повлечь за собой фактическую ликвидацию многих предприятий национального ВПК. Это, естественно, чревато определенным социальным напряжением и, главным образом, в юго-восточных регионах Украины, где в основном сосредоточен оборонный потенциал республики. Тем не менее, в Киеве, похоже, готовы пойти на эти жертвы. Будущая администрация президента Виктора Ющенко гарантию национального суверенитета Украины видит только в членстве НАТО.

Вступление Украины в НАТО в обозримом будущем не сулит военных угроз для России. Однако военно-политическая конфигурация на европейской части (юго-западном стратегическом направлении) бывшего СССР становится совершенно иной.

После избрания Виктора Ющенко президентом Украины пришлось окончательно расстаться с иллюзиями об усилении российско-украинской интеграции в тех или иных формах. Более того, некоторой части российской политической элиты теперь надо окончательно распрощаться с идеями возрождения России как империи (или великой державы). Окончательный уход Украины на Запад ставит крест на этих планах. Более того, украинские выборы 2004 г. окончательно перевели Россию в ранг региональных держав (причем с множеством нерешенных внутренних проблем и убывающей численностью населения).

С вступлением Киева в НАТО резко сокращаются возможности России для политических маневров как на пост советском пространстве, так и в мире в целом. В частности, Черное море становится (с перспективой вступления в НАТО Грузии) внутренним озером Североатлантического альянса. России остается полоска побережья протяженностью всего в несколько сотен километров. Держать флот (как оперативно-стратегическое объединение) в этих условиях практически невозможно. Иными словами, Россия на Черном море в обозримом будущем будет представлена отрядом быстроходных патрульных катеров. Необходимости в более крупных кораблях в подобной обстановке попросту нет. В случае военного конфликта им будет негде укрыться. Даже Азовское море становится водным бассейном, наполовину принадлежащим НАТО.

Для альянса существенно возрастают возможности ведения разведки, причем в оперативном и тактическом звене. Тактическая авиация за считанные минуты может уже оказаться над индустриальными центрами Урала и Сибири. Иными словами, в России исчезает такое понятие, как стратегический тыл. Вся страна фактически становится прифронтовой полосой. Времени на принятие необходимых решений в кризисной ситуации практически не остается, и отступать будет уже некуда.

О военном столкновении России и НАТО речь пока не идет. Однако «украинское» расширение альянса в случае обострения противоречий между Россией и альянсом (и возникновения для Москвы военной угрозы) предоставляет НАТО практически идеальные возможности для нанесения мгновенного разоружающего удара. Иными словами, охватывающее по отношению к России положение новых членов НАТО в случае войны может стать для Москвы смертельными объятиями. Таков военно-стратегический итог президентских выборов на Украине.

Итак, рассмотрим НАТО и геополитику Украины более подробно:

2.3.1 Общие сведения: Украина как страна (разбор всех внутренних факторов):

Традиционный взгляд украинских политиков на отношение к Украине других государств в лице мировых государственных элит состоит в том, что Украина занимает важное место в мировой политике, является противовесом России и может рассматриваться как кандидат на вхождение в Европу.

Мировая политика существует без учета шагов Украины, но с учетом Украины как территории. Это означает, что Украина либо не имеет активной внешней политики, позволяющей говорить о реализации каких-либо собственных интересов за пределами своей территории, либо с ее точки зрения активную внешнюю политику просто не замечают другие государства.

Этот пункт нашей курсовой работы посвящен основным вопросам геополитического положения Украины, ее месту в мировом раскладе сил и взаимодействию с североатлантическим альянсом НАТО.

Общие сведения.

Украина - государство, расположенное в восточной части Европы. Территория - 603,7 тыс. кв. км. Граничит: на севере - с Белоруссией, на северо-востоке и востоке - с Российской Федерацией, на северо-западе - с Польшей, на западе - со Словакией, на юго-западе - с Молдавией, Венгрией и Румынией, на море - с Россией, Болгарией, Турцией и Грузией. На юге Украину омывают Черное и Азовское моря. Протяженность границ - 8215 км. Протяженность сухопутного (речного, озерного) участка границы России с Украиной - 1925,8 км.

Государственное устройство. Украина - республика. Верховный Совет Украины 16 июля 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года - Акт о независимости Украины (этот день отмечается с тех пор как Национальный праздник - День независимости).

Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. На президентских выборах 1999 года Президентом Украины был переизбран Леонид Данилович Кучма. В настоящее время президентом Украины является Виктор Ющенко, по результатам выборов 2004 года и в результате возведения его к власти с помощью «оранжевой революции» спонсированной извне.

Высшим органом законодательной власти на Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной Рады Украины - 450 (в настоящее время - 449) народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года.

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Премьер-министр Украины - Юлия Тимошенко.

Экономика. Украина обладает богатыми природными ресурсами, мощным промышленным потенциалом, солидной научно-технической базой.

Структура национального дохода: промышленность - 50%, сельское хозяйство-26%, строительство-10%, транспорт и связь-6%.

Восточные области страны представляют собой индустриальный регион с развитым машиностроением и металлургией (на него приходится почти половина разведанных запасов угля). Центральный регион - житница Украины, здесь сосредоточена значительная часть запасов нефти. Западная часть страны - агропромышленный регион со значительным рекреационным потенциалом.

Историко-общественные особенности развития Украины. Украина - это историческое название страны, которое впервые встречается в 12в. применительно к Переяславской земле и части Галицких земель. С 13 в. под этим названием объединили Среднее Приднепровье и Галицко-волынское княжество.

Современная Украина представляет собой республику, в состав которой входят 24 области и автономная республика Крым.

Исторический смысл и судьба Украины отражены уже в ее названии - «Украина» - «находящаяся у края», «пограничная территория». Украина испытала на себе влияние различных культур и цивилизаций: на нынешней территории государства в первое тыс. до н.э. существовали Боспорское и Скифское царство, античные города-государства северного Причерноморья (Херсонес, Ольвия); в 9-12 вв. большая часть территории входила в состав древнерусского феодального государства Киевская Русь, находившемся под мощным культурным и политическим влиянием Византии и Скандинавии; в 13 в. государство подверглось монгольским завоеваниям; в 14 в. значительная часть территории попала под власть Великого Княжества Литовского и Польши; в 15 в. сложилось государство Крымское ханство - вассал великой тогда Османской империи. В 16 в. на территории нынешней Запорожской, Днепропетровской и части Херсонской области окончательно формируется военное казацкое государство - Запорожская сечь. В этот же период по Брестской унии православная церковь объединена с католической в униатскую, распространенную на Украине по сей день. В 1654 г. Левобережная Украина. Благодаря Переяславской Раде. Получила автономию в составе Российской империи. В конце 18 в., после освобождения Потемкиным Крыма от турецкого военного влияния и основания Тавриды. После ликвидации Екатериной Второй Запорожской Сечи и расселения казаков по рекам Кубань и Яик (ныне Урал). Правобережная Украина воссоединяется с Россией.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что всю свою историю Украина (точнее, территории, занимаемые ныне этим государством) находились под чьим-либо военно-политическим влиянием, протекторатом. Украина никогда не была независимым государством (исключение - период государства восточных славян Киевской Руси).

Географически масштаб Украины велик - 603.700 кв.м., что превышает масштаб многих европейских держав. Несмотря на свою исторически сложившуюся политическую несамостоятельность, на Украине сейчас активизировались тенденции политического суверенитета. В современных государственных рамках сложно рассматривать Украину как государство, имеющее геополитический смысл: у нее нет ни глобальной мощной, единой для всего государства культурной идеи, ни этнической исключительности, ни географической уникальности.

2.3.2 Геополитическое место Украины

в мировом раскладе сил:

Статья 36 "Стратегической концепции североатлантического союза" (НАТО): "Россия играет исключительную роль в обеспечении евроатлантической безопасности." Статья 37 того же документа: "Украина занимает особое место в обстановке безопасности в Евро-Атлантическом регионе и является важным и ценным партнером в деле защиты стабильности и общих демократических ценностей." Итак Россия играет исключительную роль, Украина занимает особое место. Украина - лишь место (сцена действия) для НАТО, и это нужно осознать. После присоединения ряда стран Восточной Европы к НАТО и фактического изменения расклада сил на театре военных действий евразийского континента Украина пока никак не отреагировала и не заявила своей позиции относительно этого измененного расклада сил.

Роль и место Украины в геополитических раскладах США и их европейских союзников:

На самом деле, во внешнеполитических раскладах США и их европейских союзников основное внимание уделяется, конечно, России. И это понятно: Россия, - повторимся - по своей природе, историческому опыту и культурной традиции, географическому положению, составу населения, проч. (см. Н. Бердяева) не может существовать иначе, нежели в качестве империи - конгломерата цивилизационных идентичных народов, скрепленного сильной государственной властью. И, в этом смысле, даже без отделенных республик, Россия объективно представляет собой мощную силу, способную противостоять далеко идущим планам по установлению “нового мирового порядка”, откуда бы они не исходили. С другой стороны, Россия в союзе с Белоруссией и Украиной сама способна ставить и решать проблемы мирового масштаба. Вот почему основной целью США, как мирового лидера, и их европейских союзников сегодня является недопущение союзнических отношений между братскими государствами (так сказать, политика “превентивного устранения возможного конкурента”).

Как это выглядит практически? Широко известно высказывание Х.Макиндера о том, что англосаксы во все времена активно участвовали в развитии политической ситуации в Европе. Причем, в Европе они воевали в основном “за интерес”. И очень редко “за жизнь”. И в этом смысле стратегия англосаксов, по мнению Х.Макиндера, всегда состояла и теперь должна заключаться в том, что “между Германией и Россией должна находится цепь небольших фрагментированных государств, подчиненных контролю англосаксов”.

Что это означает? Представим себе политическую карту Европы. А на ней - стратегическую линию от Балтики до Черного моря. На Востоке от этой линии будет располагаться полудикая континентальная держава - Россия, источник сырьевых ресурсов и поставщик дешевой рабочей силы для стран Западного мира; далеко на западе - “цивилизованные” “англосаксонские” государства, осуществляющие “управление” “подконтрольными территориями” через зависимых от них представителей местной политической элиты; сам “железный занавес” будет состоять из множества карликовых государств, населенных маргинализированными осколками восточноевропейских народов.

Теперь очевидно, что - даже сугубо географически! - Украина оказывается центральным звеном “санитарного кордона”, призванного уберечь “англосаксонскую цивилизацию” от спонтанных катаклизмов на “азиатском континентальном пространстве”. И только “анти-антлантическая” Белоруссия выпадает из описанного “особого пояса” (что, в частности, и объясняет травлю ее нынешнего лидера А. Лукашенко, развернутую в западных средствах массовой информации).

Поэтому ни США, ни их европейские союзники не жалеют ни усилий, ни средств, для удержания Украины в ее нынешнем статусе - суверенного, и, следовательно, враждебного РФ государства.

Каким образом англосаксы могут контролировать целую чреду зависимых государств, настолько удаленных от “центров власти”, что у местных политиков с неизбежностью возникает иллюзия собственной самодостаточности?

Ответ очевиден: через наднациональные международные структуры, которые могут принимать форму либо военно-политических союзов, либо “союзов на доверии”, либо “тесных, дружеских” (допустим - договорных) отношений одних “ближайших” союзников с другими “союзниками”.

После окончания Второй Мировой войны, в “фултоновской” речи Черчилля была провозглашена аналогичная геополитическая программа. Правда, на этот раз место Лиги наций заняла ООН, а границы “железного занавеса” передвинулись далее на Запад.

Сегодня - мы видим - фактически происходит реанимация проекта “особого пояса” государств вокруг России, с его подчиненностью НАТО и с упором на специфическое региональное сотрудничество Прибалтики и Украины.

Далее. Нетрудно предположить, что сценарий изоляции России от “цивилизованного мира” предполагает многоходовую геополитическую комбинацию, ключевым моментом которой является “отлучение” России от выходов к южным и северным морям, а также путей транзита углеводородов через “внутреннее” Каспийское море (аналог древнего “Шелкового пути”, где на смену караванным тропам пришли современные газопроводы). Причем, наряду с вытеснением России с Кавказа, Прибалтики, бассейнов Черного и Каспийского морей, сегодня происходит заполнение НАТО “вакуума силы” в стратегических точках Европы: на Балканах, в Черноморских проливах, в устье Дуная.

В тоже время, если указанные страны, в той или иной форме (пусть, хотя бы в качестве ассоциированных членов) будут вовлечены в противостоящий России военный блок, то, несмотря на уступки по условиям Дунайских конвенций, РФ с неизбежностью потеряет статус Дунайской державы, а у англосаксов появится возможность сформировать достаточно однородный геополитический блок на ближних подступах к Украине.

Конечная цель указанных “перестроений” выглядит вполне транспарантной: полное (причем, на самое неопределенное время) вытеснение России из бассейна Черного моря и устранение потенциальной возможности ее влияния (как наиболее крупной из славянских держав) на развитие событий в Средиземноморье и, следовательно, в Центральной Европе.

Между тем, изменение соотношения сил в ближайшем окружении Российского государства инициирует кровавые конфликты в его пределах. Так, скажем, фактическая потеря Севастополя, в конечном счете, привела к трагедии в Чечне (неужели движение Дудаева было бы возможным, если бы Россия по-прежнему жестко контролировала территории, прилегающие к бассейну Черного моря?), а планомерное вытеснение России с Кавказа - сепаратистские тенденции в мусульманских автономиях и бунты крымских татар на Украине.

Стоит ли говорить, что ни один из указанных планов не имел бы ни малейшего шанса на успех, если бы не трагические события 1991 года?!

США заинтересованы в усилении своих позиций в Восточной Европе, бассейне Черного моря, в Средиземноморье, в устье Дуная и на Балканах, а также на путях транзита сырьевых ресурсов (включая энергоносители) из бассейна Каспия и Средней Азии в Европу. Усиление позиций США в указанных пунктах обусловлено ослаблением контроля над ними Российской Федерации и утратой последней статуса мировой державы. Англосаксы традиционно стремятся к изоляции России от стран Западной Европы. Украина явилась инициатором окончательного изменения послевоенного устройства мира (да, и как это могло быть иначе?: с уходом Украины из Союза, последний очевидно потерял свое геополитическое значение). Являясь суверенным государством, Украина, по существу, оказывается гарантом невозможности возвращения существовавшего порядка вещей. Поэтому консервация Украины в качестве экономически несостоятельного, в культурном отношении отсталого, но юридически независимого государства оказывается отвечающей “жизненным интересам” Соединенных Штатов Америки.

2.3.3 Украина в системе геополитических приоритетов Российской Федерации:

Формирование приоритетов внешнеполитических в настоящий момент с неизбежностью должно исходить из признания двух негативных факторов: объективного ослабления стратегического (экономического, военного, культурного, проч.) потенциала РФ - наследницы бывшего СССР и потери РФ статуса “второго полюса мира”.

В свете сказанного, иерархия внешнеполитических интересов РФ сегодня, должна иметь четыре “яруса”, а именно:

взаимодействие со странами “ближнего зарубежья” с целью установления максимально тесных, желательно, союзнических отношений, в которых ведущую роль будет играть Российская Федерация;

взаимодействие со странами Восточной Европы с целью вовлечения их в орбиту реализации геополитических интересов Российской Федерации;

взаимодействие с государствами Ближнего и Дальнего Востока в целях реализации программы “многополюсного мира”;

взаимодействие с западноевропейскими государствами в целях дипломатического обеспечения решения поставленных задач.

Конечной целью внешней политики РФ, с нашей точки зрения, должно стать восстановление утраченного статуса мировой державы.

И, в силу сложившихся внутри и внешнеполитических обстоятельств, Украине при решении поставленной задачи отводится особое место.

Украина - ключевое звено в формировании внешнеполитической стратегии российской федерации в отношении стран “ближнего зарубежья”.

Особая роль Украины в формировании иерархии внешнеполитических приоритетов РФ основывается на понимании следующих моментов, а именно:

Исходным пунктом российской государственности является Киевская Русь. Окончательное размежевание Украины и России ставит под сомнение историческую преемственность государственной власти в РФ. Без Украины история России не имеет начала и, следовательно, лишается смысла. Государство не имеющее истории, не имеет и исторических перспектив. Возвращение Украины в сферу российского влияния в историософском плане является (по выражению И. Канта) “условием возможности” существования российской государственности.

2. По своей природе, исторической традиции, цивилизационному типу Россия является континентальной империей. Сущность империи состоит в объединении под эгидой сильной власти различных народов по принципу цивилизационной идентичности. В Российской империи (как бы в различные времена она не называлась) империообразующими нациями являлись восточнославянские народы: великорусский, белорусский, украинский. Окончательное государственное размежевание великорусского и украинского народов ставит под сомнение существование Российского государства, как имперского образования (не случайно З. Бзежинский в свое время утверждал: “Россия без Украины - не империя”). Другими словами, государственное размежевание Украины и России является объективным источником распада российской государственности. Отсюда - воссоединение Украины и России на кондициях исторической преемственности (т.е. путем преодоления украинской национальной идеи) является необходимым условием возрождения России, как субъекта мировой истории.

3. Восстановление адекватных отношений России с Украиной имеет громадное геополитическое значение. В геополитическом смысле союз Украины с Россией означает выход России к Черному морю, и далее - на Балканы, к Черноморским проливам, на Ближний Восток и, в целом, в Азиатский регион. Возрождение реального союза Украины и России обеспечит усиление позиций РФ в Средиземноморье, Центральной Европе, в том числе, и в контактах - прежде всего - с Германией, Восточноевропейскими государствами, затем и - с Англией, Францией, Скандинавскими странами. Оптимизация отношений Украины с Россией будет способствовать эффективному противостоянию исламской угрозе. Если говорить в целом, возращение Украины в орбиту политического влияния Российской Федерации снимет вставший в последнее время в полном объеме “Восточный вопрос” и, в конечном счете, вернет России статус мировой державы. И все это имеет сугубо практическое значение. «Географическое положение наполовину решает успешность и развитость экономики, а удаленность от портов и судоходных рек - лишает государство половины доходов».

4. Украина имеет чрезвычайно выгодное транзитное положение. Через ее территорию проходят важные пути поставок в Западную Европу российских энергоносителей. Неурегулированность отношений России и Украины заставляет последнюю искать альтернативные маршруты транзита углеводородов. Отсюда - оптимизация российско-украинских отношений может стать значимым источником пополнения государственного бюджета РФ.

5. В годы советской власти народное хозяйство Украины формировало значительный сектор экономического потенциала СССР. Сельское хозяйство, машиностроение, угледобывающая и химическая промышленность, атомная энергетика - все эти отрасли составляли основу экономики Украины. При этом, в значительной своей части, экономика Украины была (да, и теперь, в не малой степени, остается) ориентированной на Россию. После распада Советского Союза, от разрушения хозяйственных связей на Украине более всего пострадали те отрасли производства, которые имели рынки сырья или сбыта в России. Между тем, и сегодня Украина обладает большим экономическим потенциалом, нежели, скажем, республики Средней Азии (исключая нефтеносный Туркменистан). При наличии продуманной экономической политики, при наличии сильной политической воли, развитие кооперации с украинскими предприятиями может стать существенным фактором возрождения экономики и Российской Федерации, и Украины.

Однако, реализации геополитических интересов Российской Федерации препятствуют следующие основные факторы: внешнеполитическая стратегия Соединенных Штатов Америки и их европейских союзников, недружественная РФ позиция киевского руководства (участие Киева в блоке ГУУАМ, имеющем явно антироссийскую направленность, и факт отсутствия подписи президента Украины под Уставом СНГ и Договором о коллективной безопасности, и бесконечные споры российского и украинского внешнеполитических ведомств вокруг Севастополя, Крыма и Черноморского флота, и дискриминационная политика деруссификации, проводимая администрацией Кучмы, а теперь уже и администрацией Ющенко и т.д., и т.п. ).{13}

2.3.4 Внешняя политика Украины:

Со времен провозглашения независимости Украина строит свою внешнюю политику на основе безоговорочного соблюдения норм и принципов международного права, Устава ООН, Общей декларации прав человека, Хельсинского Заключительного Акта, Парижской хартии для новой Европы и иных документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти положения закреплены в одобренных Верховным Советом "Основных направлениях внешней политики Украины". Украина утвердила себя полноправным субъектом европейского и мирового сообщества, добилась международных гарантий безопасности, заключила договора о дружбе и сотрудничестве со всеми соседними странами, стала важным фактором стабильности на европейском континенте. Это государство показало миру пример ядерного разоружения, добровольно отказавшись от третьего в мире по мощности ядерного арсенала.

Спектр взаимоотношений Украины с мировым сообществом постоянно расширяется, ее голос весомо воспринимается в международных организациях. Подтверждением этому стало избрание Украины непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2000-2001 гг. от группы стран Восточной Европы. Украина продолжает настойчиво осуществлять свой стратегический курс на интеграцию в Европейский Союз, что является одним из основных внешнеполитических приоритетов страны.

Сегодня Украину как независимое суверенное государство уже признали 167 стран мира, 164 из них установили с Украиной дипломатические отношения. В Украине функционирует 62 посольства иностранных государств, 4 отделения посольств, 14 представительств международных организаций, 15 генеральных консульств, 19 стран представлены почетными консулами. Послы 51 страны мира выполняют свои функции в Украине по совместительству. На сегодня Украина представлена своими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в 62 странах мира, в которых функционирует 60 посольств, 13 генеральных консульств, 6 постоянных представительств при международных организациях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


© 2010 Современные рефераты