Рефераты

Саудовская Аравия: географическое положение, государственное устройство, экономика

Саудовская Аравия: географическое положение, государственное устройство, экономика

13

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия, Королевство Саудовская Аравия (араб. Аль-Мамляка аль-Арабия ас-Саудия), государство на Аравийском п-ове в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом; на востоке омывается Персидским заливом и граничит с Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами, на юго-востоке граничит с Оманом, на юге - с Йеменом, на западе омывается Красным морем и заливом Акаба. Общая протяженность границ - 4431 км. Площадь - 2149,7 тыс. кв.км (данные приблизительны, т.к границы на юге и юго-востоке четко не установлены). В 1975 и 1981 между Саудовской Аравией и Ираком были подписаны соглашения о разделе небольшой нейтральной зоны на границе двух государств, который был осуществлен в 1987. Еще одно соглашение было подписано с Катаром о проведении демаркации границы до 1998. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом (5570 кв.км), но обе страны продолжают совместно пользоваться нефтью и другими природными ресурсами в этом районе. До сих пор не решены пограничные вопросы с Йеменом; кочевые группы в пограничных районах с Йеменом сопротивляются демаркации границы. Продолжаются переговоры Кувейта и Саудовской Аравии по вопросу о морской границе с Ираном. Окончательно не установлен статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами (детали соглашений 1974 и 1977 не были обнародованы). Население - 24 293 тыс. чел., в т. ч.5576 тыс. иностранцев (2003). Столица - Эр-Рияд (3627 тыс). В административном отношении разделена на 13 провинций (103 округа).

Природа

Рельеф местности. Саудовская Аравия занимает почти 80% территории Аравийского п-ова и несколько прибрежных островов в Красном море и Персидском заливе. По устройству поверхности большая часть страны -- обширное пустынное плато (высота от 300-600 м на востоке до 1520 м на западе), слабо расчлененное сухими руслами рек (вади). На западе, параллельно побережью Красного моря, протянулись горы Хиджаз (араб. "барьер") и Асир (араб. "трудный") высотой 2500-3000 м (с высшей точкой г. Эн-Наби-Шуайб, 3353 м), переходящие в прибрежную низменность Тихама (шириной от 5 до 70 км). В горах Асира рельеф меняется от горных вершин до крупных долин. Перевалов через горы Хиджаз мало; сообщение между внутренними районами Саудовской Аравии и берегами Красного моря ограничено. На севере, вдоль границ Иордании, протянулась каменистая пустыня Эль-Хамад. В северной и центральной части страны расположены наиболее крупные песчаные пустыни: Большой Нефуд и Малый Нефуд (Дехна), известные своими красными песками; на юге и юго-востоке - Руб-эль-Хали (араб. "пустая четверть") с барханами и грядами в северной части до 200 м. Через пустыни пролегают неопределенные границы с Йеменом, Оманом и Объединенными Арабскими Эмиратами. Общая площадь пустынь достигает приблизительно 1 млн. кв.км, в т. ч. Руб-эль-Хали - 777 тыс. кв.км. Вдоль побережья Персидского залива протянулась местами заболоченная или покрытая солончаками низменность Эль-Хаса (шириной до 150 км). Морские берега преимущественно низкие, песчаные, слабо изрезанные.

Климат. На севере - субтропический, на юге - тропический, резко континентальный, сухой. Лето очень жаркое, зима теплая. Средняя температура июля в Эр-Рияде колеблется от 26° С до 42° С, в январе - от 8° С до 21° С, абсолютный максимум 48° С, на юге страны до 54° С. В горах зимой иногда наблюдаются минусовые температуры и снег. Среднегодовая норма осадков около 70-100 мм (в центральных районах максимум весной, на севере - зимой, на юге - летом); в горах до 400 мм в год. В пустыне Руб-эль-Хали и некоторых других районах в отдельные годы дожди не выпадают совсем. Для пустынь характерны сезонные ветра. Жаркие и сухие южные ветра самум и хамсин весной и в начале лета часто вызывают песчаные бури, зимний северный ветер шемаль приносит похолодание.

Водные ресурсы. Почти вся Саудовская Аравия не имеет постоянных рек или водных источников, временные потоки образуются только после интенсивных дождей. Особенно обильны они на востоке, в Эль-Хасе, где много родников, орошающих оазисы. Грунтовые воды часто располагаются близко к поверхности и под руслами вади. Проблема водоснабжения осуществляется посредством развития предприятий по опреснению морской воды, созданием глубоких колодцев и артезианских скважин.

Почвы. Преобладают примитивные пустынные почвы; на севере страны развиты субтропические серозёмы, в низменных восточных районах Эль-Хасы - солончаки и лугово-солончаковые почвы. Хотя правительство осуществляет программу озеленения, леса и лесистая местность занимают менее 1% площади страны. Пахотные земли (2%) в основном расположены в плодородных оазисах севернее Руб-эль-Хали. Значительную территорию (56%) занимают земли, пригодные для пастбищного животноводства (на 1993). Природные ископаемые. Страна обладает огромными запасами нефти и природного газа. Доказанные запасы сырой нефти достигают 261,7 млрд. баррелей, или 35,6 млрд. т (26% всех мировых запасов), природного газа - около 6,339 трлн. куб. м. Всего имеется около 77 месторождений нефти и газа. Главный нефтеносный район расположен на востоке страны, в Эль-Хасе. Запасы крупнейшего в мире месторождение нефти Гхавар оцениваются в 70 млрд. баррелей нефти. Другие крупные месторождения - Сафания (доказанные запасы - 19 млрд. баррелей нефти), Абкайк, Катиф. Имеются также запасы железных руд, хрома, меди, свинца, цинка, золота.

Растительный мир. Преимущественно пустынная и полупустынная. На песках местами произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах - лишайники, на лавовых полях - полыни, астрагалы, по руслам вади - одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах - тамариск; по побережьям и солончакам - галофитные кустарники. Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова. Весной и во влажные годы в составе растительности усиливается роль эфемеров. В горах Асира - участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах - рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.

Животный мир довольно разнообразен: антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осел, онагр, заяц. Много грызунов (песчанки, суслики, тушканчики и др.) и пресмыкающихся (змеи, ящерицы, черепахи). Среди птиц - орлы, коршуны, грифы, соколы-сапсаны, дрофы, жаворонки, рябки, перепела, голуби. Береговые низменности служат очагом размножения саранчи. В Красном море и Персидском заливе более 2000 видов кораллов (особенно ценится черный коралл). Около 3% площади страны занимают 10 охраняемых территорий. В середине 1980-х правительство организовало Национальный парк Асир, где сохраняются такие почти исчезнувшие виды диких животных, как орикс (сернобык) и нубийский горный козел.

Население

Демография. В 2003 в Саудовской Аравии проживало 24 293 тыс. чел., в т. ч.5576 тыс. иностранцев. С момента первой переписи, проведенной в 1974, численность населения возросла в 3 раза. В 1990-1996 среднегодовой прирост населения составлял 3,4%, в 2000-2003 - 3,27%. В 2003 рождаемость была 37,2 в расчете на 1000 человек, смертность - 5,79. Продолжительность жизни - 68 лет. В возрастном отношении более половины жителей страны моложе 20 лет. Женщины составляют 45% населения. По прогнозам ООН, численность населения к 2025 должна возрасти до 39 965 тыс. чел.

Состав населения. Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии составляют арабы (саудовские арабы - 74,2%, бедуины - 3,9%, арабы Персидского залива - 3%), в большинстве своем сохранившие племенную организацию. Наиболее крупные племенные объединения - аназа и шаммар, племена - авазим, авамир, аджман, атайба, бали, бейт ямани, бени атийя, бени мурра, бени сахр, бени яс, вахиба, давасир, дахм, джанаба, джухайна, кахтан, манасир, манахиль, муахиб, мутайр, субей, сулейба, шарарат, харб, хувейта, хутейм и др. Племя сулейба, населяющее северные районы, считается неарабского происхождения и состоит, по некоторым данным, из потомков крестоносцев, захваченных в плен и обращенных в рабство. Всего в стране насчитывается более 100 племенных объединений и племен.

Кроме этнических арабов, в стране проживают саудовские арабы смешанного этнического происхождения, имеющие турецкие, иранские, индонезийские, индийские, африканские корни. Как правило, это потомки паломников, осевших в регионе Хиджаза, или африканцев, ввозившихся в Аравию в качестве рабов (до отмены рабства в 1962 в стране насчитывалось до 750 тыс. рабов). Последние проживают преимущественно в прибрежных районах Тихаме и Эль-Хасы, а также в оазисах.

Иностранные рабочие составляют ок.22% населения и состоят из несаудовских арабов, выходцев из африканских и азиатских стран (Индии, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, Филиппин), а также незначительного числа европейцев и американцев. Арабы иностранного происхождения живут в городах, в районе нефтепромыслов и районах, пограничных с Йеменом. Представители всех остальных народов сосредоточены в крупных городах и на нефтепромыслах, где образуют, как правило, более половины всего населения.

Рабочая сила. Численность экономически активного населения составляет 7 млн. человек, из них 12% занято в сельском хозяйстве, 25% - в промышленности, 63% - в сфере услуг. Число занятых в промышленности и сфере услуг в последние годы неуклонно возрастает.35% занятых в экономике составляют иностранные рабочие (1999); первоначально среди них преобладали арабы из соседних стран, со временем их сменили выходцы из Южной и Юго-Восточной Азии. Официальные сведения о состоянии безработицы отсутствуют. Однако, по неофициальным данным, почти 1/3 экономически активного мужского населения (женщины практически не заняты в экономике) не имеет работы (2002). В этой связи Саудовская Аравия начиная с 1996 осуществляет политику по ограничению найма иностранной рабочей силы. Эр-Рияд разработал 5-летний план развития экономики, рассчитанный на стимулирование принятия на работу граждан Саудовской Аравии. Компании (под угрозой штрафных санкций) обязаны увеличивать прием на работу саудовских трудящихся не менее, чем на 5% в год. Одновременно с 1996 правительство объявило закрытыми для иностранцев 24 профессии. Сегодня наиболее успешно замена иностранцев на подданных Саудовской Аравии проходит главным образом в госсекторе, где за последние годы государство наняло на работу свыше 700 тыс. саудовцев. В 2003 МВД Саудовской Аравии обнародовало новый 10-летний план сокращения численности иностранной рабочей силы. По этому плану, количество иностранцев, включая работающих иммигрантов и членов их семей, к 2013 должно сократиться до 20% от числа коренных саудовцев. Таким образом, по прогнозам специалистов, с учетом роста численности населения страны, иностранная колония за десятилетие должна быть сокращена примерно вдвое.

Урбанизация. До начала 1960-х большинство населения составляли кочевники и полукочевники. Благодаря стремительному экономическому росту доля городского населения возросла с 23,6% (1970) до 80% (2003). В конце 1990-х ок.95% населения перешли на оседлый образ жизни. Большая часть населения сосредоточена в оазисах и городах. Средняя плотность 12,4 чел. /кв.км (некоторые города и оазисы имеют плотность более 1,000 чел. /кв.км). Наиболее густо заселены районы у побережья Красного моря и Персидского залива, а также вокруг Эр-Рияда и к северу-востоку от него, где находятся основные нефтепромысловые районы. Население столицы, Эр-Рияда (с 1984 здесь расположены дипломатические представительства), составляет 3627 тыс. (все данные на 2003), или 14% населения страны (ежегодный прирост населения в городе между 1974 и 1992 достигал 8,2%), в основном это саудовцы, а также граждане других арабских, азиатских и западных стран. Население Джидды, основного порта Хиджаза и важнейшего делового центра Саудовской Аравии, составляет 2674 тыс. человек. До 1984 здесь располагались дипломатические представительства иностранных государств. В Хиджазе расположены и два священных города мусульман - Мекка (1541 тыс.) и Медина (818 тыс.), - доступных только паломникам-мусульманам. В 1998 эти города посетили ок.1,13 млн. паломников, в том числе ок.1 млн. - из различных мусульманских стран, а также Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Другие крупные города: Дамман (675 тыс), Эт-Таиф (633 тыс.), Табук (382 тыс.). Их население состоит из представителей различных арабских стран, в том числе стран Персидского залива, индийцев, а также выходцев из Северной Америки и Европы. Бедуины, сохраняющие кочевой образ жизни, населяют в основном северные и восточные районы страны. Более 60% всей территории (пустыни Руб-эль-Хали, Нефуд, Дахна) не имеет постоянного оседлого населения, в некоторые районы не проникают даже кочевники.

Язык. Официальный язык Саудовской Аравии - стандартный арабский, относящийся к западно-семитской группе афразийской семьи. Один из его диалектов - классический арабский, в виду своего архаического звучания в настоящее время применяется главным образом в религиозном контексте. В быту используется аравийский диалект арабского (аммия), наиболее близкий к литературному арабскому языку, который развился из классического языка (эль-фусха). Внутри аравийского диалекта различаются близкие между собой говоры Хиджаза, Асира, Неджда и Эль-Хасы. Хотя различия между литературным и разговорным языком здесь менее заметны, чем в других арабских странах, язык городских жителей отличается от диалектов кочевников. Среди выходцев из других стран распространены также английский, тагальский, урду, хинди, фарси, сомали, индонезийский и др.

Религия. Саудовская Аравия является центром исламского мира. Официальная религия - ислам. По разным оценкам, от 85% до 93,3% саудовцев являются суннитами; от 3,3% до 15% - шииты. В центральной части страны почти все население ханбалиты-ваххабиты (к ним относится более половины всех суннитов страны). На западе и юго-западе преобладает шафиитский толк суннизма. Здесь встречаются также ханифиты, маликиты, ханбалиты-салафийя и ханбадиты-ваххабиты. В небольшом числе проживают шииты-исмаилиты и зейдиты. Значительная группа шиитов (примерно треть населения) проживает на востоке, в Эль-Хасе. Христиане составляют около 3% населения (по оценке Американской конференции католических епископов, в стране проживает св.500 тыс. католиков), все прочие конфессии - 0,4% (на 1992, неофициально). Информация о количестве атеистов отсутствует

Государственное устройство

Первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной, были приняты в марте 1992. Согласно Основам системы власти, Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (шариата).

Высшие органы власти включают главу государства и наследного принца; Совет министров; Консультативный совет; Высший совет правосудия. Однако реальная структура монархической власти в Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся его отношения с религиозными лидерами. Столь же важным для стабильности королевства является поддержка знатных семейств, таких, как ас-Судайри и Ибн Джилюви, а также религиозного семейства Аль аш-Шейх, являющегося побочной ветвью династии Саудидов. Эти семейства остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух столетий.

Центральная исполнительная власть. Глава государства и религиозный лидер страны (имам) - Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд (с 13 июня 1982), одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. С 1932 страной правит династия Саудидов. Глава государства обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих элементов саудовского общества.

Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992. Наследник престола назначается при жизни самим королем с последующим одобрением улемов. В соответствии с племенными традициями в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роде, наиболее соответствующему для выполнения функций правителя. С 1995, в связи с болезнью монарха, фактическим главой государства является кронпринц и первый вице-премьер Абдалла бен Абдель Азиз Аль-Сауд (единокровный брат монарха, наследник трона с 13 июня 1982, регент с 1 января по 22 февраля 1996). Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти в стране, в начале июня 2000 решением короля Фахда и наследного принца Абдаллы был образован Королевский семейный совет, который включает 18 наиболее влиятельных прямых потомков основателя аравийской монархии Ибн Сауда.

По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом. Кабинет состоит из премьер-министра, первого и второго вице-премьера, 20 министров (в т. ч. министра обороны, который является вторым вице-премьером), а также государственных министров и советников, назначаемых в качестве членов совета министров декретом короля. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помогают королю выполнять его полномочии в соответствии с конституцией и другими законами. Король имеет право в любое время распустить или реорганизовать Совет министров. С 1993 продолжительность работы каждого министра ограничивается четырехлетним сроком.2 августа 1995 королем Фахдом были произведены наиболее значительные за последние десятилетия кадровые изменения в кабинете министров, который покинули 16 из 20 министров действующего правительства.

Законодательная власть. Законодательного органа нет - король управляет страной посредством указов. С декабря 1993 при монархе действует Консультативный совет (КС, Меджлис аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи и представляющий собой первый в истории Саудовской Аравии общественный форум. КС призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть представлены непосредственно королю и председателю совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить, какой вариант будет принят.

Согласно указу 1993, Консультативный совет состоял из 60 членов и председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 численность КС возросла до 90 членов, а в мае 2001 - до 120. Председатель Совета - Мухаммед бен Джубейр (в 1997 сохранил за собой пост на второй срок). С расширением изменился и состав Совета, в 1997 в него впервые были включены три представителя от шиитского меньшинства; в 1999 на заседаниях КС было разрешено присутствовать женщинам. В последнее время значение Консультативного совета постепенно усиливается. Со стороны умеренной либеральной оппозиции звучат призывы провести всеобщие выборы в КС.

Судебная система. В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями. В 1993 были приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и гражданские дела; Шариатского или Кассационного Суда; и Верховного Суда, который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи, кади. Члены религиозных судов назначаются королем по рекомендации Высшего Совета Правосудия, состоящего из 12 старших юристов. Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.

Местные органы власти. В соответствии с королевским указом 1993 Саудовская Аравия была разделена на 13 провинций (эмиратов). Указом 1994 провинции были, в свою очередь, поделены на 103 округа. Власть в провинциях принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемым королем. Во главе наиболее важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы, принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных семейств.

В 1975 власти королевства издали закон о муниципальных выборах, однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы. В 2003 было объявлено о намерении провести первые в истории королевства выборы в муниципальные органы власти. Выборной станет половина мест в 14 региональных советах, вторая половина будет назначаться саудовским правительством. Выборы в советы регионов рассматриваются как шаг к реформам, о которых в мае 2003 заявил король Фахд.

Права человека. Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав. К числу наиболее очевидных нарушений прав человека в Саудовской Аравии относятся: плохое обращение с заключенными; запреты и ограничения в области свободы слова, прессы, собраний и организаций, религии; систематическая дискриминация женщин, этнических и религиозных меньшинств, а также подавление рабочих прав. В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.

Политические партии и движения. Несмотря на запрет деятельности политических партий и профсоюзов, в стране существует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций различной ориентации.

Левая оппозиция включает в себя немногочисленные группы националистической и коммунистической ориентации, опирающихся главным образом на иностранных рабочих и национальные меньшинства, среди них: Голос авангарда, Коммунистическая партия Саудовской Аравии, Партия арабского социалистического возрождения, Партия зеленых, Социалистическая партия труда, Социалистический фронт Саудовской Аравии, Союз народов Аравийского полуострова, Фронт освобождения оккупированных зон Персидского залива. В последние годы их активность заметно снизилась, многие группы распались.

Либеральная оппозиция организационно не оформлена. Она представлена в основном бизнесменами, представителями интеллигенции, технократами и выступает за расширение участия различных представителей общества в управлении государством, ускоренную модернизацию страны, политические и судебные реформы, введение институтов западной демократии, уменьшение роли консервативных религиозных кругов и улучшение положения женщин. Число сторонников либеральной оппозиции невелико, но в последнее годы королевский режим, стремящийся сохранить хорошие отношения с Западом, вынужден все больше прислушиваться к её мнению.

Наиболее радикальной оппозиционной силой являются консервативные и религиозно-фундаменталистские исламские круги суннитского и шиитского толка. Исламистское движение возникло еще в 1950-е как конгломерат неформальных групп, но окончательно оформилось только к началу 1990-х. Среди суннитской оппозиции выделяются три течения: умеренное крыло традиционалистского ваххабизма, воинственное течение неоваххабизма и либерально ориентированное течение сторонников исламских реформ.

К числу традиционалистов относятся многие улемы, престарелые богословы, а также некогда могущественные шейхи племен. В 1990-е традиционалисты были представлены такими организациями, как "Группа подражания благочестивости предков", "Группа сохранения Корана", "Единобожники", "Призывающие" и др.

Неоваххабиты, по мнению многих экспертов, опираются на безработную молодежь, учителей и студентов-теологов, а также бывших моджахедов, сражавшихся в Афганистане, Алжире, Боснии и Чечне. Они резко критикуют правительство за его действия в период войны в Персидском заливе, иностранное военное присутствие в стране, модернизацию общества по западному образцу и выступают в защиту исламских ценностей. Спецслужбы предполагают, что наиболее воинственные круги неоваххабизма связаны с международными террористическими организациями ("Аль-Каида", "Братья-мусульмане") и могут стоять за рядом нападений, совершенных на иностранцев в 1990-е и начале 2000-х.

Умеренные исламисты представлены "Комитетом по защите законных прав" (образован в мае 1993) и "Движением за исламскую реформу в Аравии" (возникло в марте 1996 в результате раскола Комитета). Обе группы действуют преимущественно в Великобритании и в своих заявлениях сочетают радикальную исламистскую риторику с требованиями проведения реформ в политической, социальной и экономической сфере, расширения свободы слова и собраний, контактов со странами Запада, соблюдения прав человека.

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются "Саудовская Хезболлах" (известная также как "Хезболлах Хиджаза", до 1000 чел) и "Исламский джихад Хиджаза". Более умеренным является "Шиитское движение за реформы", возникшее в начале 1990-х на базе "Организации исламской революции". С 1991 оно издает "Аль-Джазира аль-Арабия" в Лондоне и "Арабиэн монитор" в Вашингтоне.

Внешняя политика. Саудовская Аравия - член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 - член МВФ и МБРР, с 1960 - член Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации - Исламского банка развития, созданного в 1969.

Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран - экспортеров нефти - облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление "нормальных отношений". Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.

Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт - Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002).

Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением "Талибан", прерванные в 2001. С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.

Территориальные конфликты. В 1987 была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим.12 июня 2000 было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 и в марте 2001. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом.

Вооруженные силы. С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП. Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил противовоздушной обороны, Национальной гвардии, Министерства внутренних сил. Верховный главнокомандующий - король, непосредственное руководство вооруженными силами осуществляют Министерство обороны и Генеральный штаб. Все командные должности занимают члены правящей семьи. Общая численность регулярных вооруженных сил составляет около 126,5 тыс. чел. (2001). Сухопутные войска (75 тыс. чел) имеют 9 бронетанковых, 5 механизированных, 1 воздушно-десантную бригады, 1 полк Королевской гвардии, 8 артиллерийских дивизионов. На вооружении 1055 танков, 3105 БТР, св.1000 единиц артиллерии и ракетных установок. ВВС (20 тыс. чел) имеют на вооружении св.430 боевых самолетов и ок.100 вертолетов. Силы ПВО (16 тыс. чел) включают 33 ракетных дивизиона. ВМС (15,5 тыс. чел) состоят из двух флотилий, имеют на вооружении ок.100 боевых и вспомогательных кораблей. Основные военно-морские базы - Джидда и Эль-Джубайл. В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс). Комплектование вооруженных сил осуществляется по принципу добровольного найма.

Экономика

В настоящее время основу экономики Саудовской Аравии составляет свободное частное предпринимательство. Между тем правительство осуществляет контроль за основными сферами экономической деятельности. Саудовская Аравия имеет самые большие запасы нефти в мире, считается крупнейшим экспортером нефти и играет ведущую роль в ОПЕК. Доказанные запасы сырой нефти составляют 261,7 млрд. баррелей, или 35 млрд. т (26% всех запасов), а природного газа - около 6,339 трлн. куб. м. (на январь 2002). Нефть приносит стране до 90% доходов от экспорта, 75% государственных доходов и 35-45% ВВП. Приблизительно 25% ВВП поступает из частного сектора. В 1992 ВВП Саудовской Аравии был эквивалентен 112,98 млрд. долл., или 6042 долл. на душу населения. В 1997 ВВП составил 146,25 млрд. долл., или 7792 долл. на душу населения; в 1999 возрос до 191 млрд. долл., или 9 тыс. долл. на человека; в 2001 - до 241 млрд. долл., или 8460 долл. на человека. Однако реальный экономический рост отстает от увеличения числа жителей, что ведет к безработице и сокращению дохода на душу населения. Доля отраслей экономики, не связанных с добычей и переработкой нефти, в ВВП увеличилась с 46% в 1970 до 67% в 1992 (в 1996 она сократилась до 65%).

В 1999 правительство объявило планы начать приватизацию электрических компаний, которая последует за приватизацией телекоммуникационных компаний. Чтобы уменьшить зависимость королевства от нефти и увеличить занятость стремительно растущего саудовского населения, в последние годы стремительно развивается частный сектор. Основными приоритетами правительства Саудовской Аравии в ближайшей перспективе является выделение дополнительных средств на развитие водной инфраструктуры и образования, поскольку нехватка воды и быстрый прирост населения не позволяют стране полностью обеспечивать себя сельскохозяйственными продуктами.

Нефтяная промышленность и ее роль. Крупнейшим держателем нефтяных концессий и основным производителем нефти является "Арабиен америкен ойл компани" (АРАМКО). С начала 1970-х она находится под контролем правительства Саудовской Аравии, а до этого целиком принадлежала консорциуму американских компаний. Компания получила концессию в 1933 и начала экспорт нефти в 1938. Вторая мировая война прервала развитие нефтяной промышленности, которое возобновилось в 1943, с началом строительства нефтеперерабатывающего завода в нефтяном порту Рас-Таннура. Добыча нефти постепенно увеличивалась с 2,7 тыс. т/день до 1944 до 33,5 тыс. т/день в 1947 и 68,1 тыс. т/день в 1949. К 1977 ежедневная добыча нефти в Саудовской Аравии возросла до 1,25 млн. т и оставалась высокой в течение 1980-х, до тех пор, пока не начала снижаться в результате уменьшения спроса на нефть на мировом рынке. В 1992 добывалось ок.1,15 млн. т/день, причем 97% добычи приходилось на АРАМКО. Добыча нефти ведется и другими, более мелкими компаниями, такими, как японская "Арабиен ойл компани", действующей в прибрежных водах недалеко от границы с Кувейтом, и "Гетти ойл компани", ведущей добычу на суше в районе границы с Кувейтом. В 1996 квота Саудовской Аравии, определяемая ОПЕК, составляла ок.1,17 млн. т в день. В 2001 средний объем добычи составлял 8,6 млрд. баррелей/день (460 млрд. т/год). Кроме этого, она пользуется запасами, находящимися в так называемой "нейтральной зоне" на границе с Кувейтом, которые дают ей еще дополнительно до 600 тысяч баррелей нефти в сутки. Крупнейшие месторождения нефти расположены в восточной части страны, на побережье Персидского залива или на шельфе.

Основные нефтеперерабатывающие заводы: Арамко - Рас Танура (мощность 300 тыс. баррелей/день), Рабиг (325 тыс. баррелей/день), Янбу (190 тыс. баррелей/день), Рийяд (140 тыс. баррелей/день), Джидда (42 тыс. баррелей/день), Арамко-Мобил - Янбу (332 тыс. баррелей/день), Petromin/Shell - аль-Джубейль (292 тыс. баррелей/день), Arabian Oil Company - Рас-аль-Хафджи (30 тыс. баррелей/день).

Важнейшим фактором развития нефтяной промышленности являются близкие и взаимовыгодные отношения, сложившиеся между АРАМКО и Саудовской Аравией. Деятельность АРАМКО способствовала притоку в страну квалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест для саудовцев.

Значительные изменения в отношениях между нефтяными компаниями и правительством Саудовской Аравии начались в 1972. В соответствии с подписанным сторонами соглашением, правительство получало 25% имущества АРАМКО. Было установлено, что доля Саудовской Аравии постепенно увеличится до 51% к 1982. Однако в 1974 правительство ускорило этот процесс и приобрело в собственность 60% акций АРАМКО. В 1976 нефтяные компании дали обещание передать всю собственность АРАМКО Саудовской Аравии. В 1980 вся собственность АРАМКО перешла к правительству Саудовской Аравии. В 1984 президентом компании впервые стал гражданин Саудовской Аравии. С 1980 правительство Саудовской Аравии стало само определять цены на нефть и объемы ее добычи, а нефтяные компании получили права на разработку месторождений нефти в качестве субподрядчиков правительства.

Рост добычи нефти сопровождался значительным ростом доходов от ее продажи, особенно после четырехкратного скачка цен на нефть в 1973-1974, что привело к гигантскому росту доходов правительства, которые увеличились с 334 млн. долл. в 1960 до 2,7 млрд. долл. в 1972, 30 млрд. долл. в 1974, 33,5 млрд. долл. в 1976 и 102 млрд. долл. в 1981. В дальнейшем спрос на нефть на мировом рынке стал сокращаться, и к 1989 доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти упали до 24 млрд. долл. Кризис, начавшийся после вторжения Ирака в Кувейт в 1990, вновь поднял мировые цены на нефть; соответственно доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти возросли в 1991 до почти 43,5 млрд. долл. В 1998, как следствие резкого падения мировых цен на нефть в начале года, доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти составили 43,7 млрд. долл.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты