Рефераты

Саудовская Аравия: географическое положение, государственное устройство, экономика

ак и его предки, Ибн Сауд стремился к объединению Аравии в унитарное теократическое государство. Этой цели способствовали не только его военные и дипломатические успехи, но и династические браки, назначение родственников на ответственные посты и привлечение к решению государственных задач улемов. Неустойчивыми элементами, мешающими единству Аравии, оставались бедуинские племена, сохранявшие родоплеменную организацию и не признававшие государственного устройства. Стремясь добиться лояльности крупнейших племен, Ибн Сауд по совету ваххабитских религиозных учителей приступил к переводу их на оседлость. С этой целью в 1912 было основано военно-религиозное братство ихванов (араб. "братья"). Все бедуинские племена и оазисы, которые отказались включиться в ихванское движение и признать Ибн Сауда своим эмиром и имамом, стали рассматриваться как враги Неджда. Ихванам предписывалось переселяться в земледельческие колонии ("хиджры"), члены которых были призваны любить свою родину, беспрекословно подчиняться имаму-эмиру и не вступать ни в какие контакты с европейцами и жителями управляемых ими стран (включая мусульман). В каждой ихванской общине возводилась мечеть, служившая также в качестве военного гарнизона, а сами ихваны становились не только земледельцами, но и воинами государства Саудидов. К 1915 по всей стране было организовано более 200 подобных поселений, включавших не менее 60 тыс. человек, готовых по первому призыву Ибн Сауда вступить в войну с "неверными".

С помощью ихванов Ибн Сауд установил полный контроль над Недждом (1912), аннексировал Эль-Хасу и территории, граничащие с Абу-Даби и Маскатом (1913). Это позволило ему заключить в мае 1914 новое соглашение с Османской империей. В соответствии с ним Ибн Сауд становился губернатором (вали) вновь образованной провинции (вилайета) Неджд. Еще раньше Великобритания признала Эль-Хасу владениями эмира Неджда. Между двумя странами начались переговоры, которые привели к тому, что 26 декабря 1915 в Дарине был подписан договор О дружбе и союзе с правительством Британской Индии. Ибн Сауд признавался эмиром Неджда, Касыма и Эль-Хасы, независимым от Османской империи, но обязывался не выступать против Англии и согласовывать с ней свою внешнюю политику, не нападать на британские владения на Аравийском полуострове, не отчуждать своей территории третьим державам и не входить в соглашения с другими странами, кроме Великобритании, а также снова начать войну против Рашидидов, которые были союзниками Османской империи. За эту уступку Саудиды получали существенную военную и финансовую помощь (в размере 60 ф. ст. в год). Несмотря на соглашение, недждийский эмират так и не принял участия в Первой мировой войне, ограничившись распространением своего влияния в Аравии.

Вместе с тем в результате секретной переписки английского верховного комиссара в Египте Мак-Магона с Великим шерифом Мекки Хусейном ибн Али аль-Хашими 24 октября 1915 было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Хусейн обязался поднять арабов на восстание против Османской империи. Взамен Великобритания признавала независимость будущего арабского государства Хашимитов в его "естественных границах" (часть Сирии, Палестина, Ирак и весь Аравийский полуостров, за исключением британских протекторатов и территорий Западной Сирии, Ливана и Киликии, на которые претендовала Франция). В соответствии с соглашением в июне 1916 отряды хиджазских племен во главе с сыном Хусейна Фейсалом и британским полковником Т.Э. Лоуренсом подняли восстание. Приняв титул короля, Хусейн объявил независимость Хиджаза от Османской империи. Пользуясь дипломатическим признанием, он провозгласил 19 октября 1916 о независимости всех арабов от Османской империи и спустя 10 дней принял титул "короля всех арабов". Однако Великобритания и Франция, тайно нарушившие свои обязательства весной 1916 (соглашение Сайкс - Пико), признали его только королем Хиджаза. К июлю 1917 арабы очистили Хиджаз от турок и заняли порт Акаба. На заключительном этапе войны отряды под командованием Фейсала и Т.Э. Лоуренса взяли Дамаск (30 сентября 1918). В результате заключенного 30 октября 1918 Мудросского перемирия господство Османской империи в арабских странах было ликвидировано. Процесс отделения Хиджаза (и других арабских владений) от Турции окончательно был завершен в 1921 на конференции в Каире.

После окончания Первой мировой войны активность движения ихванов на границах Неджда привела к столкновениям Саудидов с большинством соседних государств. В 1919 в сражении возле г. Тураба, расположенного на границе между Хиджазом и Недждом, ихваны полностью уничтожили королевскую армию Хусейна ибн Али. Потери были так велики, что у шерифа Мекки не осталось никаких сил, чтобы защищать Хиджаз. В августе 1920 саудовские войска во главе с принцем Фейсалом ибн Абдель Азизом ас-Саудом заняли Верхний Асир; эмират был объявлен протекторатом Неджда (окончательно аннексирован в 1923). В том же году под ударами ихванов пал г. Хаиль, столица Джабель-Шаммара. С разгромом в следующем году сил Мухаммеда ибн Талала, последнего рашидидского эмира, Джабель-Шаммар был присоединен к владениям Саудидов.22 августа 1921 Ибн Сауд был провозглашен султаном Неджда и зависимых территорий. В следующие два года Ибн Сауд аннексировал Эль-Джауф и Вади-ас-Сирхан, распространив свою власть на всю северную Аравию.

Ободренные успехами, ихваны продолжили продвижение на север, вторгшись в приграничные районы Ирака, Кувейта и Трансиордании. Не желая усиления Саудидов, Великобритания поддержала сыновей Хусейна - короля Ирака Фейсала и эмира Трансиордании Абдаллу. Ваххабиты потерпели поражение, подписав 5 мая 1922 в Укайре т. н. "соглашение Мухаммара" о демаркации границ с Ираком и Кувейтом; в спорных районах были созданы нейтральные зоны. Созванная в следующем году британским правительством конференция по урегулированию спорных территориальных вопросов с участием правителей Ирака, Трансиордании, Неджда и Хиджаза закончилась безрезультатно. С завоеванием мелких княжеств на севере и юге саудовские владения удвоились.

Принятие королем Хусейном титула халифа всех мусульман привело в 1924 к новому конфликту между Недждем и Хиджазем. Обвинив Хусейна в отступлении от исламской традиции, Ибн Сауд в июне 1924 обратился к мусульманам с призывом не признавать его халифом и созвал конференцию улемов, на которой было принято решение о войне против Хиджаза. В августе того же года ихваны вторглись в Хиджаз и уже в октябре захватили Мекку. Хусейн был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Али и бежать на Кипр. Наступление ваххабитов было продолжено в следующем году. Территориальные уступки Трансиордании, а также обострение отношений между королем Хусейном и Англией по вопросу о принадлежности Палестины дали возможность Ибн Сауду сравнительно легко добиться победы над Хиджазом. В декабре 1925 саудовские войска взяли Джидду и Медину, после чего Али также отрекся от престола. Это событие отметило падение Хашимитской династии в Аравии.

В итоге войны Хиджаз был присоединен к Неджду.8 января 1926 в Большой мечети Мекки Ибн Сауд был провозглашен королем Хиджаза и султаном Неджда (саудовское государство получило наименование "Королевство Хиджаз, султанат Неджд и присоединенные области").16 февраля 1926 Советский Союз первым признал новое государство и установил с ним дипломатические и торговые отношения. Хиджаз, которому была дарована конституция (1926), получил автономию в составе объединенного государства; его наместником (вице-королем) был назначен сын Ибн Сауда, при котором было создано Совещательное собрание, назначаемое им по представлению "именитых граждан" Мекки. Собрание рассматривало законопроекты и другие вопросы, которые ставил перед ним наместник, но все его решения носили рекомендательный характер.

В октябре 1926 Саудиды установили свой протекторат над Нижним Асиром (окончательно покорение Асира было завершено в ноябре 1930).29 января 1927 Ибн Сауд был провозглашен королем Хиджаза, Неджда и присоединенных областей (государство получило наименование "Королевство Хиджаза и Неджда и присоединенных областей"). В мае 1927 Лондон был вынужден признать независимость Хиджаза - Неджда; Ибн Сауд, со своей стороны, признал "особые отношения" шейхов Кувейта, Бахрейна, Катара и Договорного Омана с Великобританией (договор Г. Клейтона).

С завоеванием Хиджаза и введением нового налога на паломников основным источником поступлений в казну стал хадж (во всем остальном королевстве, кроме Хиджаза, налоги взимались "натурой"). В целях содействия развитию хаджа Ибн Саудом были предприняты меры по нормализации отношений с западными державами и их союзниками в арабских странах. Однако на этом пути Ибн Сауд столкнулся с внутренней оппозицией в лице ихванов. Модернизацию страны по западному образцу (распространение таких "новшеств", как телефоны, автомобили, телеграф, посылку сына Сауда Фейсала в "страну неверующих" - Египет) они расценили как предательство основных принципов ислама. Кризис в верблюдоводстве, вызванный импортом автомобилей, еще более усилил недовольство в среде бедуинов.

К 1926 ихваны стали неконтролируемыми. Их набеги на Ирак и Трансиорданию, объявляемые как часть борьбы с "неверными", стали серьезной дипломатической проблемой для Неджда и Хиджаза. В ответ на возобновления ихванских набегов на пограничные районы Ирака, иракские войска заняли нейтральную зону, что привело к новой войне между династиями Хашимитов и Саудидов (1927). Только после бомбовых ударов британской авиации по войскам Ибн Сауда боевые действия между двумя государствами были прекращены. Ирак вывел свои войска из нейтральной зоны (1928).22 февраля 1930 Ибн Сауд заключил мир с королем Ирака Фейсалом (сыном бывшего эмира Хиджаза Хуссейна), завершив саудовско-хашимитскую династическую вражду на Аравийском полуострове (1919-1930).

В 1928 лидеры ихванов, обвинив Ибн Сауда в измене делу, за которое они боролись, бросили открытый вызов власти монарха. Однако большинство населения сплотилось вокруг короля, что дало ему возможность быстро подавить восстание. В октябре 1928 между королем и лидерами повстанцев было заключено мирное соглашение. Но резня торговцев Неджда вынудила Ибн Сауда предпринять новую военную операцию против ихванов (1929). Действия Ибн Сауда были одобрены Советом улемов, считавшим, что только король имеет право объявлять "священную войну" (джихад) и управлять государством. После получения религиозного благословения от улемов, Ибн Сауд сформировал небольшую армию из числа лояльных ему племен и городского населения и нанес серию поражений бедуинским повстанческим группировкам. Гражданская война, однако, продолжалась до 1930, когда мятежники были окружены англичанами на кувейтской территории, а их лидеры переданы Ибн Сауду. С поражением ихванов племенные объединения потеряли свою роль главной военной опоры Ибн Сауда. В ходе гражданской войны мятежные шейхи и их дружины были полностью уничтожены. Эта победа стала завершающим этапом на пути создания единого централизованного государства.

Саудовская Аравия в 1932-1953 годы.22 сентября 1932 Ибн Сауд изменил название своего государства на новое - Королевство Саудовская Аравия. Этим предполагалось не только укрепить единство королевства и покончить с хиджазским сепаратизмом, но и подчеркнуть центральную роль королевского дома в создании аравийского централизованного государства. В течение всего последующего периода правления Ибн Сауда внутренние проблемы не представляли для него особых трудностей. В то же время внешние связи королевства развивались неоднозначно. Политика религиозной нетерпимости привела к отчужденности Саудовской Аравии от большинства мусульманских правительств, считавших саудовский режим враждебным и возмущавшихся полным контролем, установленным ваххабитами над священными городами и хаджем.

Во многих местах, особенно на юге страны, сохранялись пограничные проблемы. В 1932 при поддержке Йемена эмир Асира Хасан Идриси, отказавшийся в 1930 от собственного суверенитета в пользу Ибн Сауда, поднял восстание против Саудовской Аравии. Его выступление было быстро подавлено. В начале 1934 произошло вооруженное столкновение между Йеменом и Саудовской Аравией из-за спорной области Наджран. Всего за полтора месяца Йемен был разгромлен и почти полностью оккупирован саудовскими войсками. Окончательную аннексию Йемена предотвратило только вмешательство Великобритании и Италии, видевших в этом угрозу своим колониальным интересам. Военные действия были прекращены после подписания Таифского договора (23 июня 1934), по которому Саудовская Аравия добилась признания правительством Йемена вхождения в ее состав Асира, Джизана и части Наджрана. Окончательная демаркация границы с Йеменом была проведена в 1936.

Пограничные проблемы также имели место и в восточной части Аравийского полуострова после того, как Ибн Сауд в 1933 предоставил нефтяную концессию компании "Стандард ойл оф Калифорниа" (СОКАЛ). Неудачей закончились переговоры с Великобританией по поводу демаркации границ с соседними британскими протекторатами и владениями - Катаром, Договорным Оманом, Маскатом и Оманом и Восточным протекторатом Аден.

Несмотря на взаимную неприязнь, существовавшую между династиями Саудидов и Хашимитов, в 1933 был подписан договор с Трансиорданией, положивший конец годам напряженной вражды между Саудидами и Хашимитами. В 1936 Саудовской Аравией были сделаны шаги к нормализации отношений с рядом соседних государств. Был заключен договор о ненападении с Ираком. В том же году были восстановлены дипломатические отношения с Египтом, разорванные в 1926.

В мае 1933 в связи с сокращением количества паломников в Мекке и налоговых поступлений от хаджа Ибн Сауд был вынужден предоставить концессию на разведку нефти в Саудовской Аравии компании "Стандард ойл оф Калифорниа" (СОКАЛ). В марте 1938 компания "Калифорниа арабиен стандард ойл" (КАСОК, филиал "Стандард ойл оф Калифорниа") обнаружила в Эль-Хасе нефть. В этих условиях КАСОК добилась в мае 1939 концессии на разведку и добычу нефти на большой части территории страны (промышленная добыча началась в 1938).

Начало Второй мировой войны помешало полномасштабной разработке нефтяных месторождений Эль-Хасы, однако частично потери доходов Ибн Сауда были возмещены за счет британской, а затем американской помощи. Во время войны Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с фашистской Германией (1941) и Италией (1942), но почти до ее окончания сохраняла нейтралитет (официально объявила войну Германии и Японии 28 февраля 1945). В конце войны и особенно после неё в Саудовской Аравии усилилось американское влияние. В 1943 США установили дипломатические отношения с Саудовской Аравией и распространили на нее закон о ленд-лизе. В начале февраля 1944 американские нефтяные компании приступили к строительству трансаравийского нефтепровода из Дахрана к ливанскому порту Сайда. Тогда же правительство Саудовской Аравии разрешило строительство в Дахране крупной американской военно-воздушной базы, которая была необходима США для войны против Японии. В феврале 1945 президент США Франклин Рузвельт и король Саудовской Аравии Ибн Сауд подписали соглашение о монополии США на разработку саудовских месторождений.

Существенно увеличившаяся в конце войны добыча нефти способствовала формированию рабочего класса. В 1945 на предприятиях "Арабиен-америкэн ойл компани" (АРАМКО, до 1944 - КАСОК) произошла первая забастовка. Правление компании было вынуждено удовлетворить основные требования рабочих (увеличение заработной платы, сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска). В результате новых забастовок в 1946-1947 правительство приняло закон о труде (1947), согласно которому на всех предприятиях страны вводилась 6-дневная рабочая неделя с 8-часовым рабочим днем.

Развитие нефтяной промышленности стало причиной складывания административной системы управления. В конце 1940-х - начале 1950-х были созданы министерства финансов, внутренних дел, обороны, образования, сельского хозяйства, коммуникаций, иностранных дел и др. (1953).

В 1951 между США и Саудовской Аравией было подписано соглашение "о взаимной обороне и взаимной помощи". США получили право на дальнейшее строительство военно-воздушной базы в Дахране (в Эль-Хасе), где располагалась штаб-квартира компании АРАМКО. В том же 1951 было подписано новое концессионное соглашение с АРАМКО, по которому компания перешла на принцип "равного распределения прибыли", отчисляя королевству половину всех своих доходов от нефти.

Опираясь на значительно возросшие ресурсы, Ибн Сауд вновь выдвинул территориальные притязания в отношении английских протекторатов Катар, Абу-Даби и Маскат. На спорных территориях поисковые партии АРАМКО начали вести изыскательные работы. После безрезультатных переговоров с Великобританией военные силы Саудовской Аравии заняли оазис Эль-Бурайми, принадлежавший Абу-Даби (1952).

Саудовская Аравия при Сауде. В полном масштабе изменения, вызванные огромными доходами от экспорта нефти, проявились уже в период правления приемника Ибн Сауда, его второго сына Сауда ибн Абдель Азиза, взошедшего на престол в ноябре 1953. В октябре 1953 был учрежден Совет министров во главе с Саудом. В том же месяце правительство подавило крупнейшую забастовку, в которой участвовало 20 тыс. нефтяников АРАМКО. Новым королем были изданы законы, запрещавшие проведение забастовок и демонстраций и предусматривавшие самые жестокие наказания (вплоть до смертной казни) за выступления против королевского режима.

В 1954 между Саудом и Онассисом было достигнуто соглашение о создании самостоятельной нефтяной транспортной компании, однако АРАМКО с помощью Государственного департамента США сорвала сделку.

Отношения с соседними государствами в этот период оставались неровными. В конце 1940-х - начале 1950-х несколько улучшились отношения Саудовской Аравии с рядом соседних государств, что стало следствием образования государства Израиль и враждебного отношения к нему со стороны арабских стран. Во внешней политике Сауд следовал заветам своего отца и вместе с президентом Египта Насером поддерживал лозунг арабского единства. Саудовская Аравия выступила против создания "Организации Ближневосточного Сотрудничества" (METO), образованной Турцией, Ираком, Ираном, Пакистаном и Великобританией (1955).27 октября 1955 Саудовская Аравия заключила соглашение об оборонительном союзе с Египтом и Сирией. В том же месяце британские силы из Абу-Даби и Маската восстановили свой контроль над оазисом Эль-Бурайми, захваченного полицией Саудовской Аравии в 1952. Попытка Саудовской Аравии найти поддержку в ООН не дала результата. В 1956 в Джидде было подписано дополнительное соглашение с Египтом и Йеменом о военном союзе на 5 лет. Во время Суэцкого кризиса (1956) Саудовская Аравия выступила на стороне Египта, предоставив ссуду в размере 10 млн. долл., и направила свои войска в Иорданию.6 ноября 1956 Сауд объявил о разрыве дипломатических отношений с Великобританией и Францией и введении нефтяного эмбарго.

В 1956 были жестоко подавлены забастовка арабских рабочих на предприятиях АРАМКО и студенческие волнения в Неджде. Сауд выпустил королевский декрет в июне 1956, запретивший забастовки под угрозой увольнения.

Поворот в саудовской внешней политике наметился в 1957 после визита Сауда в США. Заняв резко негативную позицию к панарабизму и программе социальных реформ Насера, Сауд в марте 1957 достиг соглашения с хашимитскими правителями Иордании и Ирака. В стране нашли убежище исламисты, эмигрировавшие из Египта под давлением Насера. В феврале 1958 Саудовская Аравия выступила против образования Египтом и Сирией нового государства - Объединенной Арабской Республики (ОАР). Спустя месяц официальный Дамаск обвинил короля Сауда в причастности к заговору с целью свержения правительства Сирии и к подготовке покушения на президента Египта. В том же 1958 практически прервались отношения с Ираком.

Огромные расходы Сауда на личные нужды, содержание двора, подкуп племенных вождей существенно подорвали саудовскую экономику. Несмотря на ежегодные доходы от нефти, долг страны к 1958 вырос до 300 млн. долл., саудовский риял девальвировал на 80%. Неэффективное управление финансами королевства и непоследовательная внутренняя и внешняя политика, систематическое вмешательство Сауда во внутренние дела других арабских стран привели в 1958 к кризису государственного управления. Под давлением членов королевской семьи Сауд в марте 1958 был вынужден передать всю полноту исполнительной и законодательной власти премьер-министру, которым был назначен его младший брат Фейсал. В мае 1958 была начата реформа государственного аппарата. Был сформирован постоянно действующий Совет министров, состав которого назначался главой правительства. Кабинет был ответственен перед премьер-министром, король сохранял за собой лишь право подписывать указы и применять вето. Параллельно был установлен финансовый контроль правительства за всеми доходами королевства, а также существенно урезаны расходы королевского двора. В результате предпринятых мер правительству удалось сбалансировать бюджет, стабилизировать курс национальной валюты и сократить внутренний долг государства. Однако борьба внутри правящего дома продолжалась.

Опираясь на племенную аристократию и группу либерально настроенных членов королевской семьи во главе с принцем Талалом ибн Абдель Азизом, Сауд в декабре 1960 вернул себе непосредственный контроль над правительством и вновь занял пост премьер-министра. Наряду с сыновьями Сауда, в новый кабинет были включены Талал и его сторонники, выступавшие за проведение политических реформ, всеобщих парламентских выборов и установление конституционной монархии.

В этот период возникают политические объединения, выступающие за демократизацию общественной жизни, создание ответственного правительства, развитие национальной промышленности и использование богатств страны в интересах всего населения: "Движение свободы в Саудовской Аравии", "Либеральная партия", "Партия реформ", "Фронт национальных реформ". Однако никаких реальных шагов на пути реформирования режима правительство не смогло предпринять. В знак протеста против продолжения консервативной традиционалистской политики принц Талал подал в отставку и в мае 1962 вместе с группой своих сторонников бежал в Ливан, а затем в Египет. В том же году в Каире им был образован "Фронт национального освобождения Саудовской Аравии", который выступил за проведение в стране радикальных социалистических преобразований и установление республики. Бегство Талала, а также свержение монархии в соседнем Йемене и провозглашение в сентябре 1962 Йеменской Арабской Республики (ЙАР) привели к разрыву дипломатических отношений Саудовской Аравии с Объединенной Арабской Республикой (ОАР).

В течение следующих пяти лет Саудовская Аравия фактически находилась в состоянии войны в Египтом и ЙАР, оказывая прямую военную помощь свергнутому имаму Йемена. Своей кульминации война в Йемене достигла в 1963, когда Саудовская Аравия, в связи с угрозой нападения Египта, объявила о начале всеобщей мобилизации. К этому же периоду относится ухудшение отношений Саудовской Аравии с Сирией, после того как в марте 1963 к власти в этой стране пришла Партия арабского социалистического возрождения (Баас).

Саудовская Аравия при Фейсале. В октябре 1962 в связи с ухудшением экономической ситуации в стране кабинет министров вновь возглавил принц Фейсал. Им был проведен ряд реформ в экономике, социальной сфере и области образования, на которых настаивали либералы. Правительство отменило рабство и работорговлю (1962), национализировало порт Джидду, издало законы, защищающие позиции саудовских промышленников от иностранной конкуренции, предоставило им кредиты, освободило от налогов и пошлин на ввоз промышленного оборудования. В 1962 была создана государственная компания ПЕТРОМИН (Генеральное управление нефти и горнорудных ресурсов) с целью контроля за деятельность иностранных компаний, добычей, транспортировкой и сбытом всех полезных ископаемых, а также развития нефтеперерабатывающей промышленности. Предполагалось проведение других масштабных реформ в области государственного управления: принятие конституции, создание местных органов власти и формирование независимой судебной власти во главе с Высшим судебным советом, включающим представителей светских и религиозных кругов. Попытки оппозиции влиять на ситуацию в стране жестко пресекались. В 1963-1964 были подавлены антиправительственные выступления в Хаиле и Неджде. В 1964 были раскрыты заговоры в саудовской армии, вызвавшие новые репрессии против "неблагонадежных элементов". Проекты Фейсала и средства, необходимые для модернизации вооруженных сил, ведущих войну в Северном Йемене, означали необходимость сокращения личных расходов короля.28 марта 1964 по декрету королевского совета и совета улемов полномочия короля и его личный бюджет были урезаны (наследный принц Фейсал был объявлен регентом, а Сауд номинальным правителем). Сауд, расценивший это как акт произвола, попытался добиться поддержки влиятельных кругов, чтобы вернуть властные полномочия, но неудачно.2 ноября 1964 Сауд был смещен членами королевской семьи, решение которой было подтверждено фетвой (религиозным декретом) Совета улемов.4 ноября 1964 Сауд подписал отречение от престола и в январе 1965 уехал в изгнание в Европу. Это решение положило конец десятилетию внутренней и внешней нестабильности и еще больше консолидировало консервативные силы внутри страны. Новым королем был провозглашен Фейсал ибн аль-Азиз аль-Фейсал ас-Сауд, сохранивший за собой пост премьер-министра. В марте 1965 он назначил новым наследником своего сводного брата, принца Халида ибн Абдель Азиза ас-Сауда.

Своей первоочередной задачей Фейсал объявил модернизацию королевства. Его первые указы были направлены на защиту государства и нации от потенциальных внутренних и внешних угроз, способных помешать развитию королевства. Осторожно, но решительно Фейсал шел по путь внедрения западных технологий в промышленности и социальной сфере. При нём получила развитие реформа системы образования и здравоохранения, появилось национальное телевидение. После смерти великого муфтия в 1969 была проведена реформа религиозных институтов, создана система подконтрольных королю религиозных органов (Совет ассамблеи ведущих улемов, Высший совет кади, Администрация научных (религиозных) исследований, принятия решений (фетв), пропаганды и руководства и др.).

Во внешней политике Фейсал добился большого прогресса в разрешении пограничных споров. В августе 1965 было достигнуто окончательное соглашение по демаркации границ между Саудовской Аравией и Иорданией. В том же году Саудовская Аравия договорилась о будущих контурах границы с Катаром. В декабре 1965 было подписано соглашение о разграничении континентального шельфа между Саудовской Аравией и Бахрейном о совместных правах на морское месторождение Абу-Саафа. В октябре 1968 было подписано аналогичное соглашение по континентальному шельфу с Ираном.

В 1965 Саудовская Аравия и Египет организовали встречу представителей йеменских противоборствующих сторон, на которой между президентом Египта Насером и королем Саудовской Аравии Фейсалом была достигнута договоренность о прекращении иностранного военного вмешательства в дела ЙАР. Однако военные действия вскоре возобновились с новой силой. Египет обвинил Саудовскую Аравию в том, что она продолжает оказывать военную помощь сторонникам свергнутого имама Йемена, и объявил о приостановке вывода своих войск из страны. Египетская авиация нанесла удары по базам йеменских монархистов на юге Саудовской Аравии. Правительство Фейсала ответило на это закрытием нескольких египетских банков, после чего Египет приступил к конфискации всего имущества, принадлежавшего Саудовской Аравии в Египте. В самой Саудовской Аравии были совершены ряд террористических нападений, направленных против королевской семьи и граждан США и Великобритании. По обвинениям в саботаже были публично казнены 17 йеменцев. Число политзаключенных в стране в 1967 достигло 30 тыс. человек.

Симпатии, которые Фейсал мог бы испытывать к королю Иордании Хусейну как своему коллеге-монарху, а также противнику всяких революций, марксизма и республиканских настроений, были омрачены традиционным соперничеством между Саудидами и Хашимитами. Тем не менее в августе 1965 был разрешен 40-летний спор между Саудовской Аравией и Иорданией по поводу границы: Саудовская Аравия признала претензии Иордании на портовый город Акаба.

Египетские и саудовские разногласия не были решены до Хартумской конференции глав государств арабских стран в августе 1967. Этому предшествовала третья арабо-израильская война ("Шестидневная война", 1967), в ходе которой правительство Саудовской Аравии заявило о своей поддержке Египта и направило в Иорданию собственные воинские части (20 тыс. солдат, которые, однако, не принимали участия в боевых действиях). Наряду с этим правительство Фейсала прибегло к экономическим рычагам давления: было объявлено эмбарго на экспорт нефти в США и Великобританию. Однако эмбарго продолжалось недолго. На Хартумской конференции главы правительств Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии приняли решение ежегодно отчислять "государствам-жертвам агрессии" (ОАР, Иордания) 135 млн. ф. ст.д.ля восстановления их экономики. Одновременно с этим отменялось и эмбарго на экспорт нефти. В обмен на экономическую помощь Египет согласился вывести свои войска из Северного Йемена. Гражданская война в ЙАР продолжалась до 1970, когда Саудовская Аравия признала республиканское правительство, вывела из страны все свои войска и прекратила военную помощь монархистам.

С прекращением гражданской войны в ЙАР Саудовская Аравия столкнулась с новой внешней угрозой - революционным режимом в Народной Республике Южного Йемена (НРЮЙ). Король Фейсал оказывал поддержку группировкам южнойеменской оппозиции, бежавшим после 1967 в ЙАР и Саудовскую Аравию. В конце 1969 между НРЮЙ и Саудовской Аравией вспыхнули вооруженные столкновения за оазис Аль-Вадеях. Причиной обострения кризиса стали предполагаемые месторождения нефти и запасы воды в этом регионе.

В том же году властями была предотвращена попытка государственного переворота, готовившаяся офицерами ВВС; около 300 человек были арестованы и приговорены к различным срокам заключения. Высокая заработная плата и привилегии ослабили недовольство в офицерском корпусе.

В 1970 в Катифе вновь произошли шиитские волнения, которые были настолько серьезными, что город был блокирован в течение месяца.

Договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный между СССР и Ираком в 1972, усилил опасения Фейсала и подтолкнул его к попыткам объединения соседних стран в коалицию для борьбы с "коммунистической угрозой".

Новые споры с соседями вызвало образование в 1971 Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Ставя условием своего признания решение вопроса по Эль-Бурайми, Саудовская Аравия отказалась признать новое государство. Только в августе 1974 после длительных переговоров удалось снять большинство вопросов по оазису Эль-Бурайми. В результате соглашения Саудовская Аравия признала права Абу-Даби и Омана на оазис, а в свою очередь получила территорию Сабха Биты в южной части Абу-Даби, два маленьких островка и право построить дорогу и нефтепровод через Абу-Даби до побережья залива.

Во время арабо-израильской войны 1973 Саудовская Аравия направила небольшие военные подразделения для участия в военных действиях на сирийском и египетском фронтах. По окончании войны страна предоставила Египту и Сирии безвозмездную финансовую помощь, сократила в октябре - декабре добычу нефти и ее поставки странам, поддерживавшим Израиль, установила (временно) эмбарго на экспорт нефти в США и Нидерланды, с целью заставить их изменить свою политику в арабо-израильском конфликте. Нефтяное эмбарго и рост цен на нефть в 4 раза способствовали укреплению экономики арабских нефтедобывающих государств. С подписанием в 1974 соглашений о перемирии между Израилем, Египтом и Сирией (оба при посредничестве госсекретаря США Генри Киссинджера) и визита в Саудовскую Аравию (июнь 1974) президента США Ричарда М. Никсона были нормализованы отношения Саудовской Аравии с США. Страна приложила усилия к снижению роста мировых цен на нефть.

Саудовская Аравия при Халеде (1975-1982).25 марта 1975 король Фейсал был убит одним из своих племянников, принцем Фейсалом ибн Мусаидом, вернувшимся в страну после обучения в американском университете. Убийца был арестован, объявлен душевнобольным и приговорен к смертной казни через обезглавливание. На престол вступил брат короля - Халед ибн Абдель Азиз ас-Сауд (1913-1982). Из-за слабого здоровья Халида фактически вся исполнительная власть была передана наследному принцу Фахду ибн Абдель Азизу ас-Сауду. Новое правительство продолжило консервативную политику Фейсала, увеличив расходы на развитие транспорта, промышленности и образования. Благодаря огромным доходам от нефти и своему военно-стратегическому положению, роль королевства в региональной политике и международных экономических и финансовых вопросах возросла. Заключенный в 1977 между королем Халедом и президентом США Фордом договор способствовал дальнейшему укреплению американо-саудовских отношений. Одновременно саудовское правительство осудило мирные соглашения между Израилем и Египтом, заключенные в 1978-1979, и прервало дипломатические отношения с Египтом (восстановлены в 1987).

Саудовская Аравия оказалась под влиянием поднимающейся волны исламского фундаментализма, последовавшей за исламской революцией в Иране в 1978-1979. В 1978 в Катифе вновь произошли крупные антиправительственные выступления, сопровождавшиеся арестами и казнями. Напряжение в саудовском обществе открыто проявилось в ноябре 1979, когда вооруженные мусульманские оппозиционеры во главе с Джухайманом аль-Отейби захватили мечеть аль-Харам в Мекке, одну из мусульманских святынь. Повстанцев поддержала часть местного населения, а также наемные рабочие и студенты некоторых религиозных учебных заведений. Мятежники обвинили правящий режим в коррупции, в отступлении от первоначальных принципов ислама и распространении западного образа жизни. Мечеть была освобождена саудовскими войсками после двухнедельных боев, в которых погибли более 300 человек. Захват Великой Мечети и победа исламской революции в Иране спровоцировали новые выступления шиитских диссидентов, также подавленные войсками и Национальной гвардией. В ответ на эти выступления наследный принц Фахд объявил в начале 1980 о планах создания Консультативного совета, который, однако, был сформирован лишь в 1993, и модернизации управления в Восточной провинции.

Чтобы обеспечить внешнюю защиту своих союзников, Соединенные Штаты в 1981 согласились продать Саудовской Аравии несколько бортовых систем слежения АВАКС, что вызвало негативную реакцию в Израиле, опасавшемся нарушения военного равновесия на Ближнем Востоке. В том же году Саудовская Аравия приняла участие в создании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), группы шести аравийских стран Персидского залива.

С другой стороны, стремясь противостоять внутренним угрозам со стороны религиозных экстремистов, правительство Саудовской Аравии начала оказывать активное содействие исламистским движениям в различных регионах мира, и прежде всего, в Афганистане. Этот политический курс совпал с резким ростом доходов от нефтяного экспорта - в период с 1973 по 1978 ежегодная прибыль Саудовской Аравии выросла с 4,3 до 34,5 млрд. долл.

Современная Саудовская Аравия. В июне 1982 король Халед умер, королем и премьер-министром стал Фахд. Другой брат, принц Абдулла, командующий саудовской Национальной гвардией, был назван наследным принцем и первым вице-премьером. Брат короля Фахда, принц Султан бен Абдель Азиз Аль-Сауд (р. 1928), министр обороны и авиации, стал вторым вице-премьером. При короле Фахде саудовская экономика столкнулась с серьезными проблемами. Начавшееся в 1981 снижение мирового спроса и цен на нефть привело к сокращению добычи саудовской нефти с 9 млн. баррелей в день в 1980 до 2,3 млн. баррелей в 1985; доходы от экспорта нефти сократились со 101 млрд. долл. до 22 млрд. долл. Дефицит платежного баланса в 1985 составил 20 млрд. долл., сократились и валютные запасы. Все это привело к обострению многих внутриполитических, социальных и религиозных противоречий, подпитываемых напряженной внешнеполитической обстановкой в регионе.

На протяжении ирано-иракской войны, во время которой Саудовская Аравия экономически и политически поддерживало правительство Ирака, последователи аятоллы Хомейни неоднократно организовывали беспорядки, пытаясь сорвать ежегодный хадж в Мекку. С помощью жестких мер безопасности Саудовской Аравии обычно удавалось предотвратить крупные инциденты. В ответ на волнения иранских паломников, произошедших в марте 1987 в Мекке, правительство страны приняло решение сократить их число до 45 тыс. человек в год. Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны иранского руководства. В июле 1987 около 25 тыс. иранских паломников попытались заблокировать вход в мечеть Харам (Бейт-Уллах), вступив в схватку с силами охраны порядка. В результате беспорядков погибли более 400 человек. Хомейни призвал к свержению саудовского королевского дома, чтобы отомстить за смерть паломников. Саудовское правительство обвинило Иран в организации мятежей в поддержку своего требования экстерриториальности Мекки и Медины. Этот инцидент, наряду с налетами иранской авиации на саудовские нефтеналивные танкеры в Персидском заливе в 1984, вынудил Саудовскую Аравию прервать дипломатические отношения с Ираном. Множество террористических нападений было совершено на саудовские агентства за границей - прежде всего на офисы национальной авиакомпании "Саудия". Ответственность за убийства саудовских дипломатов взяли на себя шиитские группировки "Партия бога в Хиджазе", "Правоверные солдаты" и "Поколение арабского гнева". Несколько саудовских шиитов были осуждены и казнены за организацию взрывов бомб на саудовских нефтяных объектах в 1988. В 1989 Саудовская Аравия обвинила Иран в причастности к двумя терактам во время хаджа 1989. В 1990 за совершение терактов были казнены 16 кувейтских шиитов. В течение 1988-1991 иранцы не участвовали в хадже. Нормализация отношений с Ираном произошла после смерти Хомейни в 1989. В 1991 Саудиды утвердили квоту 115 тыс. иранских паломников и разрешили политические демонстрации в Мекке. Во время хаджа в 1990 были затоптаны до смерти или задохнулись в подземном туннеле, который соединяет Мекку с одним из святилищ, более 1400 паломников. Инцидент, однако, не был связан с Ираном.

Иракское вторжение в Кувейт в августе 1990 имело существенные военные, политические и экономические последствия для Саудовской Аравии. Завершив оккупацию Кувейта, иракские войска начали концентрацию на границе с Саудовской Аравией. Чтобы противостоять иракской военной угрозе, Саудовская Аравия объявила мобилизацию и обратилась за военной помощью к США. Правительство Фахда позволило временное развертывание на саудовской территории многотысячных американских и союзных военных сил. Одновременно страна приняла у себя ок.400 тыс. беженцев из Кувейта. В этот период, чтобы компенсировать потери нефтяных поставок из Ирака и Кувейта, Саудовская Аравия многократно увеличила собственную добычу нефти. Огромную роль во время войны в Персидском заливе сыграл лично король Фахд, своим влиянием убедивший многие арабские государства присоединиться к антииракской коалиции. В ходе войны в Персидском заливе (1991) территория Саудовской Аравии неоднократно подвергалась обстрелу со стороны Ирака. В конце января 1991 иракскими частями были захвачены саудовские города Вафра и Хафджи. Бои за эти города были названы крупнейшим в истории страны сражением с силами противника. Саудовские силы участвовали в других боевых операциях, в том числе в освобождении Кувейта.

После войны в Персидском заливе правительство Саудовской Аравии подверглось мощному давлению со стороны исламских радикалов, требовавших проведения политических реформ, строгого следования положениям шариата, вывода войск западных стран, особенно американских, со священной земли Аравии. Королю Фахду были направлены петиции, призывавшие к расширению полномочий правительства, более широкому участию общественности в политической жизни и большей экономической справедливости. Вслед за этими акциями последовало создание в мае 1993 "Комитета по защите законных прав". Однако вскоре правительство запретило эту организацию, десятки ее членов были арестованы, а король Фахд потребовал от исламистов прекратить антиправительственную агитацию.

Давление либералов и консерваторов вынудило короля Фахда приступить к политическим реформам.29 февраля 1992 на официальном заседании правительства были приняты три королевских декрета ("Основы системы власти", "Положение о Консультативном совете" и "Система территориального устройства"), закрепивших общие принципы государственного устройства и управления страной. В дополнении к ним в сентябре 1993 королем был принят "Акт учреждения Консультативного совета", согласно которому назначались члены Консультативного совета и разъяснялись его полномочия. В декабре 1993 состоялось первое заседание Консультативного совета. В том же году было объявлено о реформе Совета министров и административной реформе. Согласно королевскому указу, страна была разделена на 13 провинций, во главе которых были поставлены эмиры, назначаемые королем. В том же 1993 были объявлены члены 13 провинциальных советов и принципы их деятельности. В 1994 провинции, в свою очередь, были поделены на 103 округа.

В октябре 1994 в качестве противовеса Совету улемов, консультативному органу крайне консервативных богословов, был образован Высший совет по исламским делам, состоящий из членов королевской семьи и членов, назначаемых королем (во главе с министром обороны Султаном), а также Совет по исламским запросам и руководству (во главе с министром по исламским делам Абдаллой аль-Турки).

Война с Ираком серьезно отразилась на экономике страны. Экономические проблемы стали очевидными в 1993, когда США настояли на том, чтобы Саудовская Аравия оплатила американские расходы во время войны в Персидском заливе. По оценкам специалистов, эта война стоила стране в 70 млрд. долл. Низкие цены на нефть не позволили Саудовской Аравии компенсировать финансовые потери. Бюджетный дефицит и снижение цен на нефть в 1980-х вынудили саудовское правительство урезать социальные расходы и сократить зарубежные вложения королевства. Несмотря на собственные экономические трудности, Саудовская Аравия помешала иранским планам искусственно поднять цены на нефть в марте 1994.

Война против терроризма. Однако попытки структурных реформ не смогли решить противоречия, назревшие в саудовском обществе. Коалиционные войска были выведены из Саудовской Аравии в конце 1991; в стране остались около 6 тыс. американских военных. Их пребывание на саудовской земле находилось в вопиющем противоречии с догматами ваххабизма. В ноябре 1995 в Эр-Рияде произошел первый теракт против американских граждан - взорвалась бомба в машине, припаркованной у здания Управления программами Национальной гвардии Саудовской Аравии; 7 человек были убиты и 42 ранены. В июне 1996, после казни 4 исламистов, организовавших взрыв, последовало новое нападение.25 июня 1996 вблизи военной базы США в Мерефе был взорван заминированный бензовоз. При взрыве погибли 19 американских военнослужащих и ранены 515 человек, в т. ч.240 граждан США. Ответственность за нападения взяли на себя "Движение за исламские изменения на Арабском полуострове - Крыло джихада", а также две ранее неизвестные группы "Тигры Залива" и "Сражающиеся защитники Аллаха". Хотя правительство страны осудило эти нападения, многие известные саудовцы и религиозные группы заявили о своем несогласии с военным присутствием США в Саудовской Аравии. В ноябре 1996 в соучастии в террористическом акте были обвинены 40 саудовцев, находившихся в заключении в течение нескольких месяцев. В декабре того же года правительством были одобрены дополнительные меры безопасности американских объектов на территории страны.

Отношения между Саудовской Аравией и США ухудшились еще более после террористической атаки 11 сентября 2001 на Нью-Йорк и Вашингтон. Это было вызвано тем, что большинство участников атаки (15 из 19) являлись подданными саудовского королевства. В сентябре 2001 Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с талибским "Исламским эмиратом Афганистан". Вместе с тем правительство Саудовской Аравии отказало США в праве использовать находящиеся на ее территории американские военные базы для осуществления операций против террористов. В самой Саудовской Аравии развернулись дебаты о роли религиозного духовенства, отдельные представители которого выступали с открыто антиамериканских и антизападных позиций. В обществе начали раздаваться голоса в пользу пересмотра некоторых концепций религиозной доктрины, лежащей в основе ваххабитского движения. В декабрь 2001 король Фахд призвал к искоренению терроризма как явления, не соответствующего нормам ислама. Правительство заморозило счета ряда физических и юридических лиц, включая некоторых саудовских благотворительных фондов. Сведения, предоставленные саудовской разведкой, помогли ликвидировать 50 компаний в 25 странах, через которые осуществлялось финансирование международной террористической сети "Аль-Каиды".

Американское давление на Саудовскую Аравию возросло в августе 2002, когда около 3 тыс. родственников жертв террористических актов 11 сентября 2001 подали иск против 186 ответчиков, в т. ч. иностранных банков, исламских фондов и членов королевской семьи Саудовской Аравии. Все они подозревались в причастности к помощи исламским экстремистам. Одновременно утверждалось о существовании сговора Саудовской Аравии с террористами. Все обвинения американской стороны были отвергнуты саудовскими властями; в знак протеста против судебных преследований некоторые саудовские инвесторы пригрозили вывести из США свои денежные активы. В ноябре 2002 ЦРУ США распространило среди банкиров всего мира список из 12 саудовских предпринимателей, которых Вашингтон подозревает в финансировании международной террористической сети "Аль-Каиды". Это произошло на фоне требований ряда конгрессменов США провести глубокое расследование сообщений о том, что Саудовская Аравия предоставляла финансовые средства 19 террористам, которые 11 сентября 2001 совершили теракты в США. Между тем в самой администрации США, по-видимому, не было единого мнения о том, насколько сильное давление следует оказывать на Саудовскую Аравию. Выступая в Мехико, госсекретарь США Колин Пауэлл подчеркнул, что США должны проявлять осторожность, чтобы не допустить "разрыва отношений со страной, долгие годы являвшейся хорошим партнером США и до сих пор остающейся стратегическим партнером Америки".

В самой Саудовской Аравии все громче звучали голоса сторонников реформ. В 2003 королю Фахду были направлены петиции с требованиями демократизации политической жизни, свободы слова, независимости суда, пересмотра конституции, проведения экономических реформ, выборов в Консультативный Совет и создания гражданских институтов. На фоне ухудшения отношений с США правительство Саудовской Аравии приняло беспрецедентные шаги по реформированию системы. В 2003 было объявлено о проведении выборов в местные органы власти, о создании двух правозащитных организаций (одной - под патронажем правительства, второй - независимой). Были введены удостоверения личности для женщин. В том же году в Эр-Рияде состоялась первая в истории страны конференция по правам человека, на которой рассматривался вопрос о правах человека в контексте исламского законодательства.

Война в Ираке (2003) вызвала глубокий раскол в арабском мире. Первоначально позиция Саудовской Аравии в отношении планов США по свержению режима Саддама Хусейна была непримиримой. В августе 2002 власти страны заявили, что не допустят использования американские объектов, расположенных на территории королевства, для нанесения ударов по Ираку, даже если эти удары будут санкционированы ООН. Более того, в октябре 2002 Саудовской Аравией (впервые с момента иракского вторжения в Кувейт) была открыта граница с Ираком. В стадии подготовки к войне правительство Саудовской Аравии неоднократно предпринимало попытки найти дипломатическое решение конфликта. Однако в начале 2003 позиция Эр-Рияда резко изменилась. Уже во время войны в Ираке правительство Саудовской Аравии выразило свою поддержку США, позволив силам коалиции использовать расположенные в стране американские взлетно-посадочные площадки и военные базы. По окончании боевых действий Саудовская Аравия участвовала в конференции по восстановлению Ирака (октябрь 2003, Мадрид), на которой объявила, что выделит на восстановление соседнего государства 1 млрд. долл. (500 млн. будут представлены проектным финансированием, а еще 500 млн. - товарным экспортом).

В апреле 2003 США объявили, что выведут из Саудовской Аравии большую часть своих войск, поскольку необходимость в их присутствии отпала с падением режима Саддама Хусейна. Нахождение в крайне консервативной исламской стране иностранной армии было сильным раздражающим фактором, игравшем на руку исламскому радикализму. Одна из главных причин нападения 11 сентября 2001, согласно саудовскому террористу Усаме бен Ладену, являлось присутствие американских войск на родине святынь ислама, Медины и Мекки. Новая война в Ираке (2003) способствовала дальнейшей активизации радикальных исламистов.12 мая 2003 в Эр-Рияде террористы-самоубийцы совершили четыре нападения на комплекс зданий, в которых проживали иностранцы; 34 человека погибли и 160 были ранены. В ночь с 8 на 9 ноября 2003 группа террористов-смертников организовала новое нападение. В ходе него были убиты 18 и ранены более 130 человек, преимущественно иностранные рабочие из стран Ближнего Востока. Предполагается, что за всеми атаками стояла "Аль-Каида". США и другие страны вновь подвергли сомнению готовность Саудовской Аравии бороться с терроризмом. В июле 2003 конгресс США выступил с жестким заявлением по вопросу финансирования Саудовской Аравией террористических организаций и укрывательстве государственных чиновников, имеющих отношение к нападениям 11 сентября 2001. Хотя саудовское правительство арестовало в 2002 большое число подозреваемых в террористической деятельности, страна, по мнению международных экспертов, по-прежнему остается оплотом исламского радикализма.

1 августа 2005 скончался король Саудовской Аравии Фахд.И. о. правителя стал наследный принц Абдалла, брат Фахда.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты