Рефераты

Саудовская Аравия: географическое положение, государственное устройство, экономика

ромышленность. Доля промышленности в ВВП страны составляет 47% (1998). Рост промышленного производства в 1997 составлял 1%. В прошлом промышленность Саудовской Аравии была развита слабо, особенно отрасли, не связанные с добычей и переработкой нефти. В 1962 было создано правительственная Генеральная организация нефти и минеральных ресурсов (ПЕТРОМИН), в задачу которого входит развитие нефтяной и горнодобывающей промышленности, а также создание новых нефтяных, горнодобывающих и металлургических предприятий. В 1975 было образовано Министерство промышленности и энергетики, к которому перешла ответственность за предприятия ПЕТРОМИНа, не связанные с добычей и переработкой нефти. Крупнейшими проектами ПЕТРОМИНа стали сталелитейный завод в Джидде, построенный в 1968, и нефтеперерабатывающие заводы в Джидде и Эр-Рияде, построенные в конце 1960-х и начале 1970-х. ПЕТРОМИН также предоставил 51% средств для строительства завода азотных удобрений в Даммаме, завершенного в 1970.

В 1976 была создана правительственная Корпорация тяжелой промышленности Саудовской Аравии (САБИК) - холдинговая компания с начальным капиталом 2,66 млрд. долл. К 1994 САБИК принадлежало 15 крупных предприятий в Эль-Джубайле, Янбу и Джидде, которые производили химикаты, пластмассы, промышленный газ, сталь и другие металлы. В Саудовской Аравии хорошо развиты пищевая и стекольная отрасли промышленности, ремесленное производство и промышленность строительных материалов, в частности цемента. В 1996 объем промышленного производства составил ок.55% ВВП.

Еще в I тыс. до н.э. жители Аравийского п-ова добывали золото, серебро и медь на месторождениях, расположенных приблизительно в 290 км к северо-востоку от Джидды. В настоящее время эти месторождения вновь разрабатываются, и в 1992 здесь было добыто ок.5 т золота.

Производство электроэнергии в Саудовской Аравии увеличилось с 344 сВт в 1970 до 17049 мВт в 1992. К настоящему времени электрифицированы ок.6000 городов и сельских населенных пунктов на всей территории страны. В 1998 производство электроэнергии составило 19 753 мВт, при этом в течение следующих двух десятилетий ожидается ежегодный прирост потребностей в электроэнергии, равный 4,5%. Для их удовлетворения потребуется увеличить производство электроэнергии до приблизительно 59 000 мВт.

Сельское хозяйство. Доля сельского хозяйства в ВВП страны возросла с 1,3% в 1970 до более 6,4% в 1993 и 6% в 1998. За этот период производство основных продуктов питания увеличилось с 1,79 млн. т.д.о 7 млн. т. Саудовская Аравия полностью лишена постоянных водотоков. Земли, пригодные для обработки, занимают 7 млн. га, или менее 2% ее территории. Несмотря на то, что среднегодовое количество осадков составляет всего 100 мм, сельское хозяйство Саудовской Аравии, использующее современные технологии и технику, представляет собой динамично развивающуюся отрасль. Площадь обработанных земель возросла с 161,8 тыс. га в 1976 до 3 млн. га в 1993, и Саудовская Аравия превратилась из страны, импортировавшей большую часть продовольствия, в экспортера продуктов питания. В 1992 продукция сельского хозяйства составила в денежном выражении 5,06 млрд. долл., при этом экспорт пшеницы, фиников, молочных продуктов, яиц, рыбы, птицы, овощей и цветов принес доход в 533 млн. долл. Доля сельскохозяйственного сектора в ВВП с 1985 по 1995 увеличивалась на 6,0% в год. В стране выращиваются также ячмень, кукуруза, просо, кофе, люцерна и рис. Важной отраслью является животноводство, представленное разведением верблюдов, овец, коз, ослов и лошадей.

Долгосрочные гидрологические исследования, начатые в 1965, позволили обнаружить значительные водные ресурсы, пригодные для сельскохозяйственного использования. Помимо глубоких скважин по всей стране, Министерство сельского и водного хозяйства Саудовской Аравии использует более 200 водохранилищ общим объемом 450 млн. куб. м. Страна является крупнейшим в мире производителем опресненной воды. В середине 1990-х 33 опреснительных завода ежедневно опресняли 2,2 млрд. л морской воды, удовлетворяя таким образом на 70% потребности населения в питьевой воде.

Только сельскохозяйственный проект в Эль-Хасе, завершенный в 1977, позволил оросить 12 тыс. га и обеспечить работой 50 тыс. человек. К другим крупнейшим ирригационным проектам относятся проект Вади-Джизан на побережье Красного моря (8 тыс. га) и проект Абха в горах Асира, на юго-западе. В 1998 правительство объявило о новом проекте развития сельского хозяйства стоимостью 294 млн. долл. Бюджет Министерства сельского хозяйства увеличился с 395 млн. долл. в 1997 до 443 млн. долл. в 1998.

Транспорт

До 1950-х перевозка грузов внутри Саудовской Аравии осуществлялась в основном верблюжьими караванами. Построенная в 1908 Хиджазская железная дорога (1300 км, в т. ч.740 км по Хиджазу) не функционировала со времени Первой мировой войны. Для перевозки паломников использовалось автосообщение по тракту Неджеф (в Ираке) - Хаиль - Медина.

Начало добычи нефти полностью изменило экономику страны и обеспечило её быстрый рост. Толчком для быстрого развития послужило создание сети дорог, портов и коммуникаций. В 1970-е -1990-е создана разветвленная дорожная сеть, связавшая между собой обширные засушливые районы, расположенные в отдаленных частях страны. Крупнейшая автомагистраль пересекает Аравийский полуостров от Даммама на берегу Персидского залива через Эр-Рияд и Мекку до Джидды на берегу Красного моря. В 1986 было завершено строительство 24-километрового шоссе, проложенного по дамбе, соединившей Саудовскую Аравию и Бахрейн. В результате масштабного строительства протяженность дорог с твердым покрытием возросла с 1600 км в 1960 до более чем 44 104 км шоссейных дорог и 102 420 км грунтовых дорог в 1997.

Существенно расширилась железнодорожная сеть. Имеется одна железная дорога, связывающая Эр-Рияд через оазис Хуфуф с портом Даммам на Персидском заливе (571 км); в сер. 1980-х железная дорога была продлена до промышленного центра Эль-Джубайль, расположенного с северу от Даммама; в 1972 построена ветка от основной магистрали к Эль-Харджу (35,5 км). Общая протяженность железных дорог составляет 1392 км (2002).

В стране создана разветвленная сеть трубопроводов: протяженность трубопроводов сырой нефти - 6400 км., нефтепродуктов - 150 км., газопроводов - 2200 км (включая жидкого природного газа - 1600 км). Крупный трансаравийский нефтепровод соединяет нефтепромыслы Персидского залива с портами в Красном море. Основные порты в Персидском заливе: Рас-Таннура, Даммам, Эль-Хубар и Мина-Сауд; на Красном море: Джидда (через него идёт основная часть импорта и главный поток паломников в Мекку и Медину), Джизан и Янбу.

Внешнеторговые перевозки осуществляются главным образом морским путём. "Саудовская национальная компания морских перевозок" располагает 21 судном для транспортировки нефтепродуктов. Всего морской торговый флот насчитывает 71 судно грузоподъемностью 1,53 млн. т дедвейт (включая ряд судов, плавающих под зарубежными флагами).

Функционирует три международных (в Эр-Рияде, Джидде и Дахране) и 206 региональных и местных аэропортов и площадок для самолетов, а также пять вертолетных станций (2002). Авиационный парк - 113 транспортных и пассажирских самолетов. Воздушные линии авиакомпании "Сауди-Арабиен эрлайнс" связывают Эр-Рияд со столицами Ближнего и Среднего Востока.

Государственный бюджет. Бюджет Саудовской Аравии в 1993-1994 составлял 46,7 млрд. долл., в 1992-1993 - 52,5 млрд. долл., а в 1983-1984 - 69,3 млрд. долл. Подобные колебания явились следствием падения доходов от экспорта нефти, обеспечивающих 80% всех доходов государства. Тем не менее в 1994 финансовом году 11,5 млрд. долл. было выделено на строительные и ремонтные программы и 7,56 млрд. долл. - на развитие высшего образования, университетов, на развитие промышленности и на другие проекты развития, такие как улучшение засоленных почв и электрификация. В 2003 доходная часть бюджета Саудовской Аравии составляла 46 млрд. долл., а расходная - 56,5 млрд. долл., в 2000 доходная часть бюджета - 41,9 млрд. долл., расходная - 49,4 млрд. долл., в 1997 доходная часть бюджета - 43 млрд. долл., а расходная - 48 млрд. долл., дефицит бюджета составил 5 млрд. долл. Расходы в бюджете 1998 запланированы на уровне 47 млрд. долл., а доходы - 52 млрд. долл. Только с конца 1999 быстро выросшие цены на нефть позволили стране получить профицит в бюджете (12 млрд. долл. в 2000). Внешний долг страны сократился с 28 млрд. долл. (1998) до 25,9 млрд. долл. (2003).

Начиная с 1970 принимаются пятилетние планы развития. Пятый пятилетний план (1990-1995) был направлен на укрепление частного сектора, развитие образования, здравоохранения и социального обеспечения; им предусматривалось также увеличение расходов на оборону. Шестой пятилетний план развития (1995-1999) предусматривал продолжение экономической политики предыдущего периода. Основное внимание обращено на развитие экономической деятельности в секторах экономики, не связанных с нефтяной промышленностью, прежде всего в частном секторе, с особым акцентом на промышленность и сельское хозяйство. Седьмой пятилетний план (1999-2003) сконцентрирован на экономической диверсификации и усилении роли частного сектора в саудовской экономике. В течение 2000-2004 саудовское правительство намерено добиться среднегодового роста ВНП на 3,16%, с предполагаемым ростом 5,04% в частном секторе и 4,01% в секторах, не связанных с производством нефти. Правительство также поставило цель создать 817 300 новых вакансий для саудовских подданных.

Внешние экономические связи Саудовской Аравии отражают ее роль ведущего мирового экспортера нефти. Большая часть прибыли от внешней торговли была инвестирована за границей и пошла на помощь иностранным государствам, в частности Египту, Иордании и другим арабским странам. Даже после падения цен на нефть в середине и конце 1980-х страна сохранила положительный внешнеторговый баланс: если в 1991 импорт составил в целом 29,6 млрд. долл., а экспорт - 48,5 млрд. долл., то в 2001 эти показатели выросли до 39,5 и 71 млрд. долл. соответственно. Положительное сальдо торгового баланса в итоге выросло с 18,9 млрд. долл. (1991) до 31,5 млрд. долл. (2001).

Основными статьями импорта Саудовской Аравии являются промышленное оборудование, транспортные средства, вооружение, продовольствие, строительные материалы, научное оборудование, продукция химической промышленности, ткани и одежда. Основной поток импорта поступает из США (16,6%), Японии (10,4%), Великобритании (6,1%), Германии (7,4%), Франции (5%), Италии (4%) (на 2001). Правительство обещало внести соответствующие изменения в торговое, инвестиционное и налоговое законодательство в качестве подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Основная статья экспорта - нефть и нефтепродукты (90%). В 2001 основными странами-экспортерами были: Япония (15,8%), США (18,5%), Южная Корея (10,3%), Сингапур (5,4%), Индия (3,5%). Нефть, обеспечивающая основные поступления от экспорта, поставляется в США, Японию и Западную Европу. В связи с ростом промышленного производства Саудовская Аравия стала экспортировать продукты нефтехимии, потребительские товары и продукты питания. В 1997 валютные резервы страны составили 7,57 млрд. долл.

Саудовская Аравия является одним из крупнейших в мире экономических доноров: в 1993 она предоставила 100 млн. долл. на восстановление Ливана; с 1993 страной передано 208 млн. долл. помощи палестинцам.

Денежная система. С 1928: 1 соверен = 10 риялам = 110 кершам, с 1952: 1 соверен = 40 риялам = 440 кершам, с 1960: 1 Саудовский риял = 100 халалам. Функции центрального банка выполняет Валютное агентство Саудовской Аравии.

Общество и культура

Религия. Религия всегда играла доминирующую роль в саудовском обществе и все еще определяет образ жизни большинства населения. Большинство жителей Саудовской Аравии, включая правящий дом Саудидов, принадлежит к последователям ваххабизма - одного из течений в исламе, получившего свое название по имени жившего в 18 в. реформатора Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Они называют себя муваххидами, "единобожниками", или просто мусульманами. Ваххабизм является аскетическим, пуританским течением в рамках наиболее строгой в суннитском исламе ханбалистской религиозно-юридической школы (мазхаба), в которой особое внимание обращается на неукоснительное исполнение предписаний ислама. Ваххабиты являются хранителями священных мест, под их контролем происходит паломничество в Мекку. В Саудовской Аравии есть также последователи других течений суннитского ислама - в Асире, Хиджазе и Восточной Аравии. В Эль-Хасе, на востоке страны, проживает значительное число шиитов (15%). Конституция Саудовской Аравии содержит категорическое предписание гражданам страны исповедовать ислам. Немусульманские религии допускаются только среди иностранных рабочих. Строго запрещены любые публичные проявления принадлежности к немусульманской религии (нательные кресты, Библия и др.), продажа товаров с неисламской символикой, а также общественные богослужения. Лица, уличенные в "нелегальной практике" своей религии, могут быть подвергнуты судебному наказанию или высылке из страны. Вся социальная и культурная жизнь страны регламентируется мусульманским Лунным календарем (лунная хиджра), такими событиями, как паломничество в Мекку (хадж), месячный пост (рамадан), праздник разговения (ид аль-фитр), праздник жертвоприношения (ид аль-адха).

Во главе религиозной общины стоит Совет улемов, который трактует мусульманские законы. В каждом городе имеются комитеты общественной морали, следящие за выполнением правил поведения. В начале 20 в. Совет улемов выступил против появления в Саудовской Аравии телефона, радио и автомобиля на том основании, что подобные нововведения противоречат шариату. Тем не менее, изменившиеся условия, в частности рост благосостояния и появление в Саудовской Аравии западной техники, привели к компромиссу между требованиями современной жизни и ограничениями шариата. Со временем проблема была решена. Это было оформлено декретом Совета улемов (фетвой), объявившим, что западные нововведения, начиная от самолетов и телевидения и кончая коммерческим законодательством, не противоречат исламу. Однако большинство строгих ваххабитских правил продолжают действовать, например, всем женщинам, арабским или европейским, запрещено общаться с мужчинами в общественных местах и управлять автомобилем.

Образ жизни. Арабы-кочевники, населяющие пустынные районы, кочуют между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей шерсти. Для оседлых арабов характерны жилища из высушенного на солнце кирпича, побеленные или окрашенные охрой. Трущобы, ранее довольно распространенные, теперь стали редкостью благодаря государственной политике жилищного строительства.

Основными продуктами питания арабов являются баранина, ягнятина, цыплята и дичь, приправленные рисом и изюмом. К распространенным блюдам относятся супы и тушеное мясо, приготовленное с луком и чечевицей. В пищу употребляется много фруктов, особенно фиников и инжира, а также орехи и овощи. Популярным напитком является кофе. Употребляется верблюжье, овечье и козье молоко. Для приготовления пищи обычно используется топленое масло из овечьего молока (дахн).

Положение женщин. Главенствующую роль в саудовском обществе играют мужчины. Женщина не может появиться в общественном месте без покрывала на лице и накидки, которые закрывают ее тело с головы до ног. Даже в своем доме она может не прикрывать лицо только перед мужчинами из своей семьи. Женская ("запретная") половина дома, харим (отсюда происходит слово "гарем"), отделена от той части, где принимаются гости. У бедуинов женщины обычно более свободны; они могут появляться в обществе без покрывала на лице и разговаривать с посторонними мужчинами, тем не менее они занимают отдельный шатер или часть семейного шатра. Брак считается гражданским договором и сопровождается финансовым соглашением между супругами, которое должно быть зарегистрировано в религиозном суде. И хотя романтическая любовь является извечной темой арабской, особенно бедуинской, поэзии, браки, как правило, организуются без участия или согласия жениха и невесты. Основной обязанностью жены является уход за мужем и удовлетворение его потребностей, а также воспитание детей. Как правило, браки являются моногамными, хотя мужчине разрешено иметь до четырех жен. Только наиболее состоятельные граждане могут позволить себе пользоваться этой привилегией, но даже в этом случае предпочтение отдается одной, а не нескольким женам. Муж может в любое время обратиться к судье (кади) с требованием развода, причем единственными ограничениями для него являются брачный контракт и отношения между заинтересованными семействами. Женщина может обратиться к кади с требованием развода только в тех случаях, если для этого имеются основания, например, плохое обращение со стороны мужа и скудное содержание, или сексуальное пренебрежение.

Здравоохранение. В стране действует бесплатная система здравоохранения. Благодаря высоким расходам на здравоохранение (свыше 8% бюджета) медицинское обслуживание в королевстве за последние десятилетия достигло весьма высокого уровня. Оно распространяется практически на всё население страны - от жителей больших городов до кочующих в пустыне бедуинских племен. В 2003 рождаемость составила 37,2, смертность - 5,79 в расчете на 1 тыс. человек; детская смертность - 47 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 68 лет. Иммунизация младенцев и маленьких детей обязательна. Создание в 1986 системы эпидемического контроля позволило устранить такие заболевания, как холеру, чуму и желтую лихорадку. Структура здравоохранения смешанная. В 1990-1991 в стране действовало 163 больницы (25 835 коек), находящихся в подчинении министерства здравоохранения. Около 1/3 лечебных учреждений относились к другим министерствам и ведомствам (3785 коек). Кроме того, имелось 64 частные больницы (6479 коек). Работали 12 959 врачей (на одного врача приходилось 544 пациента) и 29 124 лиц среднего медицинского персонала.

Образование. Образование является бесплатным и открытым для всех граждан, хотя и не обязательным. В 1926 принят закон об обязательном начальном обучении и о создании светских государственных школ. В 1954 было создано министерство просвещения, приступившее к выполнению образовательных программ, основное внимание в которых уделялось начальному образованию и профессиональному обучению, а также религиозному просвещению. В конце 1950-х этими программами было охвачено среднее и высшее образование. В 1960 был принят закон об обязательном обучении девочек, открыты женские педагогические училища, в 1964 принят закон об открытии высших учебных заведений для девушек.

Расходы на образование на протяжении многих лет занимали второе место в бюджете, а в 1992 эта статья даже выдвинулась на первое место. В 1995 государственные расходы на образование составляли 12 млрд. долл., или 12% всех расходов. В 1994 система образования включала 7 университетов, 83 института и 18 тыс. школ, в 1996 - 21 тыс. школ (290 тыс. преподавателей). В 1996/1997 учебном году в школах всех ступеней обучалось ок.3,8 млн. детей. Возраст поступления в школу - 6 лет. Начальная школа 6-летняя, средняя школа состоит из двух ступеней: неполная средняя школа (3 года) и полная средняя (3 года). Обучение мальчиков и девочек раздельное. В начале 1990-х девочки составляли 44% из 3 млн. учащихся начальных и средних школ и 46% от общей численности студентов университетов. Руководит образованием для девочек специальный наблюдательный совет, курирующий также образовательные программы для взрослых женщин. Учащиеся обеспечиваются учебниками и медицинским обслуживанием. Имеется специальное управление, занимающееся школами для больных детей. В соответствии с Пятым 5-летним планом развития, на развитие технического образования и профессионального обучения в таких областях, как медицина, сельское хозяйство, просвещение и др. был выделен 1,6 млрд. долл.

В стране насчитывается 16 вузов, 7 университетов. Университеты находятся в ведении министерства высшего образования. К ним относятся Университет исламских исследований в Медине (осн. в 1961), Университет нефтяных и минеральных ресурсов им. короля Фахда в Дахране, Университет им. короля Абд аль-Азиза в Джидде (осн. в 1967), Университет им. короля Фейсала (имеющий отделения в Даммаме и Эль-Хуфуфе) (осн. в 1975), Исламский Университет им. имама Мухаммеда ибн Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1950, статус университета с 1974), Университет Умм эль-Кура в Мекке (осн. в 1979) и Университет им. короля Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1957). Численность студентов университетов в 1996 составляла 143 787 человек, преподавательского состава - 9490 человек. Около 30 тыс. студентов обучаются за границей.

Благодаря государственным образовательным программам властям удалось существенно снизить уровень неграмотности среди населения. Если в 1972 количество неграмотных достигало 80% населения, то к 2003 оно составило 21,2% (мужчин - 15,3%, женщин - 29,2%).

Крупнейшие библиотеки. Национальная библиотека (осн. в 1968), библиотека Сауда, библиотека при университете в Эр-Рияде, библиотека Махмудия, библиотека Арифа Хикмата и библиотека при университете в Медине.

Культура. Религия пронизывает все общество: она формирует и определяет культурную и художественную жизнь страны. В историческом плане Саудовская Аравия не подвергалась иностранному культурному влиянию, которое испытали другие арабские государства. В стране отсутствуют литературные традиции, сопоставимые с традициями арабских стран Средиземноморья. Пожалуй, единственными известными саудовскими писателями являются историки конца 19 в., из которых самым известным можно считать Османа ибн Бишра. Отсутствие литературных традиций в Саудовской Аравии отчасти компенсируется имеющими глубокие корни традициями в области устной прозы и поэзии, берущими свое начало еще с доисламских времен. Музыка не является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. Ее развитие в последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было сведено на нет запретом, введенным Советом улемов на ее исполнение в увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и песен немного, и все они мужчины. Среди наиболее известных музыкальных исполнителей можно отметить первую поп-звезду Саудовской Аравии Абду Маджида-и-Абдаллаха и виртуоза арабскою лютни (уд) Абади аль-Джохара. Популярностью в стране также пользуется египетская поп-музыка. Такой же жесткий запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре, хотя это и не касается фотографии. Художественные поиски ограничены созданием архитектурных орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя традиционные формы исламского искусства.

Ваххабизм не одобряет возведение изысканно украшенных мечетей, так что современная религиозная архитектура невыразительна, в отличие от древней, эстетически более интересной (например, святилище Кааба в Мекке). Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому, является восстановление и отделка мечети на месте погребения Пророка в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке. Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры. В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и традиционный дизайн.

В стране отсутствуют театры и общественные кинотеатры, запрещены зрелища и представления.

Печать, радиовещание, телевидение, интернет.д.еятельность саудовских СМИ является наиболее регламентированной во всем арабском мире. Им не разрешается критиковать правительство и королевскую семью, а также подвергать сомнению религиозные установления. Только с 2002-2003 появились признаки либерализации государственной политики в отношении СМИ. Прессой и телевидением стали освещаться темы, ранее считавшиеся запретными. Газеты в Саудовской Аравии могут учреждаться только королевским указом. Издаётся 10 ежедневных газет и несколько десятков журналов (2003). На арабском языке: "Аль-Биляд", с 1934, тираж 30 тыс. экз.; "Аль-Джазира"; "Ан-Надва", с 1958, 35 тыс. экз.; "Аль-Медина аль-Мунаввара", с 1937, 55 тыс. экз.; "Эр-Рияд", с 1964, 140 тыс. экз.; "Араб ньюс". Правительственное информационное агентство - Саудовское агентство печати (СПА), основанное в 1970.

Радиовещание ведется с 1948, имеется 76 радиостанций (1998), контролируемых государством и транслирующих сводки новостей, выступления ораторов, проповеди, образовательные и религиозные программы. С 2002 из Европы ведется также вещание оппозиционной радиостанции "Голос реформ", принадлежащей "Движению за исламские реформы в Аравии".

Телевидение существует с 1965, имеется 3 телевизионных сети и 117 телевизионных станций (1997). Все теле - и радиовещание осуществляется государственной Вещательной Службой Королевства Саудовская Аравия. Председателем управления надзора за радио и телевидением является министр культуры и информации.

Сотовая телефонная сеть существует с 1981; Интернет - с конца 1990-х, имеется 22 Службы интернет-провайдеров (2003), зарегистрировано 1453 тыс. пользователей (2002). По неофициальным данным, 2/3 пользователей Интернета - женщины. Правительством осуществляется цензура, действуют системы защиты, блокирующие доступ на веб-сайты, которые считаются оскорбительными с точки зрения исламской морали. В общей сложности заблокирован доступ к нескольким тысячам веб-сайтов.

История

Территорию Аравийского полуострова с древнейших времен (2 тыс. до н. э) населяли кочевые арабские племена, называвшие себя "аль-араб" (арабы). В 1 тыс. до н.э. в различных частях полуострова начинают складываться древнеарабские государства - Минейское (до 650 до н. э), Сабейское (ок.750-115 до н. э), Химьяритское царства (ок.25 до н.э. - 577 н. э). В 6-2 вв. до н.э. на севере Аравии возникают рабовладельческие государства (Набатейское царство, ставшее в 106 н.э. римской провинцией, и др.). Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина). Во 2-5 вв. на полуострове получают распространение иудаизм и христианство. На побережье Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и Йемене возникают религиозные общины христиан и иудеев. В конце 5 в. н.э. в Неджде сформировался союз арабских племен во главе с племенем Кинда. В дальнейшем его влияние распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамаут и восточные районы Аравии. После распада союза (529 н. э) важнейшим политическим центром Аравии стала Мекка, где в 570 н.э. родился пророк Мухаммед. В этот период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и персидскими династиями. В сер.6 в. арабы во главе с племенем курейшитов сумели отразить нападение эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку. В 7 в. н.э. в западной части Аравийского полуострова возникла новая религия - ислам, и образовалось первое мусульманское теократическое государство - Арабский халифат со столицей в Медине. Под руководством халифов в конце 7 в. развертываются завоевательные войны вне Аравийского полуострова. Перемещение столицы халифатов из Медины сначала в Дамаск (661), а затем в Багдад (749) привело к тому, что Аравия стала окраинной областью огромного государства. В 7-8 вв. большая часть территории современной Саудовской Аравии входила в халифат Омейядов, в 8-9 вв. - Аббасидов. С падением Аббасидского халифата на территории Аравийского полуострова возникло множество мелких самостоятельных государственных образований. Хиджаз, сохранявший значение религиозного центра ислама, в конце 10-12 вв. оставался в вассальной зависимости от Фатимидов, в 12-13 вв. - Айюбидов, а затем - мамлюков (с 1425). В 1517 Западная Аравия, включая Хиджаз и Асир, были подчинены Османской империи. В сер.16 в. власть турецких султанов распространилась на Эль-Хасу, область на побережье Персидского залива. С этого момента и до конца Первой мировой войны Западная и Восточная Аравия входили (с перерывами) в состав Османской империи. Значительно большей самостоятельностью пользовался Неджд, население которого составляли бедуины и земледельцы оазисов. Весь этот район представлял собой огромное количество мелких феодальных государственных образований с самостоятельными правителями практически в каждом селении и городе, постоянно враждовавшими между собой.

Первое саудовское государство. Корни государственного устройства современной Саудовской Аравии лежат в религиозном реформаторском движении середины 18 в., называемом ваххабизмом. Оно было основано Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом (1703-1792) и поддержано Мухаммедом ибн Саудом (годы правления 1726/27-1765), вождем племени анайза, населявшим район Эд-Дирийя в центральном Неджде. К середине 1780-х Саудиды утвердились на всей территории Неджда. Им удалось объединить часть племен центральной и восточной Аравии в религиозно-политическую конфедерацию, целью которой стало распространение ваххабитского учения и власти недждских эмиров на территорию всего Аравийского полуострова. После смерти аль-Ваххаба (1792) сын Ибн Сауда, эмир Абдель Азиз I ибн Мухаммед аль-Сауд (1765-1803), принял титул имама, что означало объединение в его руках как светской, так и духовной власти. Опираясь на союз ваххабитских племен, он поднял знамя "священной войны", требуя от соседних шейхств и султанатов признания ваххабитского учения и совместного выступления против Османской империи. Сформировав многочисленную армию (до 100 тыс. чел), Абдель Азиз в 1786 приступил к покорению соседних земель. В 1793 ваххабиты захватили Эль-Хасу, штурмом овладели Эль-Катифом, где окончательно укрепились к 1795. Попытка Османской империи восстановить свою власть над Эль-Хасой провалилась (1798). Одновременно с борьбой за район Персидского залива ваххабиты развернули наступление на побережье Красного моря, совершая набеги на окраины Хиджаза и Йемена и захватывая расположенные вдоль границ оазисы. К 1803 почти все побережье Персидского залива и прилегающие к нему острова (включая Катар, Кувейт, Бахрейн и большую часть Омана и Маската) были подчинены ваххабитами. На юге были завоеваны Асир (1802) и Абу-Ариш (1803). В 1801 армии Абдель Азиза вторглись в Ирак и разорили священный город шиитов Кербелу. Убив свыше 4 тыс. горожан и забрав сокровища, они отступили назад в пустыню. Экспедиция, посланная вслед за ними в Аравию была разбита. Нападения на города Месопотамии и Сирии продолжались вплоть до 1812, однако за пределами Аравийского полуострова учение аль-Ваххаба не нашло поддержки среди местного населения. Разорение городов в Ираке восстановило против ваххабитов всю шиитскую общину. В 1803 в знак мести за осквернение святынь Кербелы Абдель Азиз был убит шиитом прямо в мечети Эд-Дирийи. Но и при его наследнике, эмире Сауде I ибн Абдель Азизе (1803-1814), ваххабитская экспансия продолжилась с новой силой. В апреле 1803 ваххабитами была взята Мекка, спустя год - Медина, а к 1806 подчинен весь Хиджаз.

С конца 18 в. участившиеся ваххабитские набеги стали все сильнее беспокоить правителей Османской империи. С захватом ваххабитами Хиджаза власть Саудидов распространилась на священные города ислама - Мекку и Медину. Практически вся территория Аравийского полуострова была включена в состав ваххабитского государства. Сауд получил титул "хадим-ал-харамайн" ("слуга священных городов"), что давало ему возможность претендовать на главенство в мусульманском мире. Потеря Хиджаза была серьезным ударом по престижу Османской империи, представители духовенства которой провозгласили "фетву", официальный религиозный эдикт, поставив последователей аль-Ваххаба вне закона. На подавление ваххабитов была направлена армия египетского правителя (вали) Мухаммеда Али. Однако в декабре 1811 египетская армия была полностью разгромлена. Несмотря на первое поражение и отчаянное сопротивление ваххабитов, египтяне в ноябре 1812 взяли Медину, а в январе следующего года - Мекку, Таиф и Джидду. Они восстановили ежегодное паломничество к святым местам, запрещенное ваххабитами, и вернули Хашимитам контроль над Хиджазом. После смерти Сауда в мае 1814 эмиром Неджда стал его сын Абдалла ибн Сауд ибн Абдель Азиз. В начале 1815 египтяне нанесли силам ваххабитов серию тяжелых поражений. Ваххабиты были разгромлены в Хиджазе, Асире и в стратегически важных районах между Хиджазом и Недждом. Однако в мае 1815 Мухаммеду Али пришлось срочно покинуть Аравию. Весной 1815 был подписан мир. По условиям договора Хиджаз перешел под управление египтян, а ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной Аравии. Эмир Абдалла обещал подчиняться египетскому губернатору Медины, а также признал себя вассалом турецкого султана. Он также обязался обеспечить безопасность хаджа и вернуть сокровища, похищенные ваххабитами в Мекке. Но перемирие оказалось недолгим, и в 1816 война возобновилась. В 1817 в результате успешного наступления египтяне взяли укрепленные поселения Эр-Расс, Бурайду и Унайзу. Командующий египетскими силами Ибрахим-паша, заручившись поддержкой большинства племен, в начале 1818 вторгся в Неджд и апреле 1818 осадил Эд-Дирийю. После пятимесячной осады город пал (15 сентября 1818). Последний правитель Эд-Дирийи, Абдалла ибн Сауд, сдался на милость победителей, был отправлен сначала в Каир, затем в Стамбул и там публично казнен. Другие Саудиды были вывезены в Египет. Эд-Дирийя была разрушена. Во всех городах Неджда срыли укрепления и поставили египетские гарнизоны. В 1819 вся территория, прежде принадлежавшая Саудидам, была присоединена к владениям египетского правителя Мухаммеда Али.

Второе саудовское государство. Однако египетская оккупация продолжалась всего несколько лет. Недовольство коренного населения египтянами способствовала возрождению ваххабитского движения. В 1820 в Эд-Дирийе вспыхнуло восстание во главе с Мисрахи ибн Саудом, одним из родственников казненного эмира. Хотя оно было подавлено, ваххабитам спустя год вновь удалось оправиться от поражения и под руководством вернувшегося из изгнания имама Турки ибн Абдаллаха (1822-1834), внука Мухаммеда ибн Сауда и двоюродного дяди Абдаллы, восстановить саудовское государство. Из разрушенной Эд-Дирийи их столица была перенесена в Эр-Рияд (ок.1822). Стремясь сохранить дружественные отношения с османскими правителями Ирака, Турки признал номинальный сюзеренитет Османской империи. Высланные против ваххабитов египетские войска погибли от голода, жажды, эпидемий и партизанских набегов. Египетские гарнизоны сохранились в Касыме и Шаммаре, но и оттуда они были выбиты в 1827. Сломив сопротивление непокорных бедуинских племен, ваххабиты к 1830 вновь захватили побережье Эль-Хасы и принудили шейхов Бахрейна выплачивать им дань. Через три года они подчинили себе все побережье Персидского залива к югу от Эль-Катифа, включая часть территории Омана и Маската. Под контролем Египта оставался только Хиджаз, который был преобразован в египетскую провинцию во главе с наместником. Несмотря на потерю центральной и восточной Аравии, египтяне продолжали оказывать воздействие на политическую жизнь этих районов. В 1831 они поддержали притязания на ваххабитский престол Машари ибн Халида, двоюродного брата Турки. В стране начался долгий период борьбы за власть. В 1834 Машари с помощью египтян завладел Эр-Риядом, убил Турки и сел на его место. Однако спустя месяц Фейсал ибн Турки, опираясь на поддержку войска, расправился с Машари и стал новым правителем Неджда (1834-1838, 1843-1865). Такой поворот событий не устраивал Мухаммеда Али. Поводом к новой войне послужил отказ Фейсала платить дань Египту. В 1836 египетская экспедиционная армия вторглась в пределы Неджда и спустя год овладела Эр-Риядом; Фейсал был захвачен в плен, отправлен в Каир, где находился до 1843. На его место был поставлен Халид I ибн Сауд (1838-1842), сын Сауда и брат Абдаллы, до этого находившийся в египетском плену. В 1840 египетские войска были выведены с Аравийского полуострова, чем воспользовались ваххабиты, высказывавшие недовольство проегипетским курсом Халида. В 1841 правителем Неджда объявил себя Абдалла ибн Тунайян; Эр-Рияд был захвачен его сторонниками, гарнизон уничтожен, а Халид, который в этот момент находился в Эль-Хасе, бежал на корабле в Джидду. Правление Абдаллы также оказалось недолгим. В 1843 он был свергнут вернувшимся из плена Фейсалом ибн Турки. В сравнительно короткий срок Фейсалу удалось восстановить фактически распавшийся эмират. В течение следующих трех десятилетий ваххабитский Неджд вновь стал играть ведущую роль в политической жизни центральной и восточной Аравии. В этот период ваххабиты дважды (1851-1852, 1859) пытались установить свой контроль над Бахрейном, Катаром, Договорным Берегом и внутренними районами Омана. На короткий момент владения Саудидов вновь распространились на значительную территорию от Джабель-Шаммара на севере до границ Йемена на юге. Их дальнейшее продвижение на побережье Персидского залива было остановлено только вмешательством Великобритании. Вместе с тем, центральная власть Эр-Рияда оставалась слабой, вассальные племена часто враждовали между собой и поднимали восстания.

После смерти Фейсала (1865) межплеменная борьба дополнилась династическими распрями. Между наследниками Фейсала, который поделил Неджд между тремя сыновьями, разгорелась жестокая междоусобная борьба за "старший стол". В апреле 1871 правивший в Эр-Рияде Абдалла III ибн Фейсал (1865-1871) потерпел поражение от своего сводного брата Сауда II (1871-1875). В следующие пять лет трон переходил из рук в руки не менее 7 раз. Каждая сторона создавала собственные группировки, в следствие чего единство ваххабитской общины было нарушено; племенные объединения больше не подчинялись центральной власти. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, османцы в 1871 оккупировали Эль-Хасу, а спустя год - Асир. После смерти Сауда (1875) и короткого периода хаоса в Эр-Рияд вернулся Абдалла III (1875-1889). Ему пришлось вести борьбу не только со своим братом Абдарахманом, но также с сыновьями Сауда II.

На фоне этой борьбы Саудиды оказались отодвинутыми в тень соперничающей с ними династией Рашидидов, правивших с 1835 эмиратом Джабель-Шаммар. Долгое время Рашидиды считались вассалами Саудидов, но постепенно, взяв под свой контроль торговые караванные пути, обрели могущество и независимость. Проводя политику религиозной терпимости, шаммарский эмир Мухаммед ибн Рашид (1869-1897), прозванный Великим, сумел покончить с династическими междоусобицами на Севере Аравии и объединить под своей властью Джабель-Шаммар и Касым. В 1876 он признал себя вассалом турок и с их помощью начал борьбу с эмирами из дома Саудидов. В 1887 Абдалла III, в очередной раз свергнутый своим племянником Мухаммедом II, обратился за помощью к Ибн Рашиду. В том же году войска Рашидидов взяли Эр-Рияд, поставив в городе собственного губернатора. Оказавшись фактически в качестве заложников в Хаиле, представители династии Саудидов признали себя вассалами Ибн Рашида и обязались регулярно выплачивать ему дань. В 1889 Абдалле, назначенному губернатором города, и его брату Абдарахману позволили вернуться в Эр-Рияд. Абдалла, однако, умер в том же году; его сменил Абдарахман, который вскоре попытался восстановить самостоятельность Неджда. В сражении при Эль-Мулайде (1891) ваххабиты и их союзники потерпели поражение. Абдарахман с семьей бежал в Эль-Хасу, а затем в Кувейт, где нашел убежище у местного правителя. В захваченные районы Эр-Рияда и Касыма были назначены рашидидские губернаторы и представители. С падением Эр-Рияда единственным крупным государством на Аравийском полуострове стал Джабель-Шаммар. Владения рашидидских эмиров распространились от границ Дамаска и Басры на севере до Асира и Омана на юге.

Ибн Сауд и образование Саудовской Аравии. Власть династии Саудидов была восстановлена эмиром Абд аль-Азизом ибн Саудом (полное имя Абд аль-Азиз ибн Абдарахман ибн Фейсал ибн Абдаллах ибн Муххамед-аль-Сауд, позднее получившим известность под именем Ибн Сауда), возвратившимся в 1901 из изгнания и начавшим войну против династии Рашидидов. В январе 1902 Ибн Сауд при поддержке правителя Кувейта Мубарака с небольшим отрядом своих сторонников овладел Эр-Риядом, бывшей столицей Саудидов. Эта победа позволила ему закрепиться в Неджде и получить поддержку как со стороны религиозных лидеров (провозгласивших его новым эмиром и имамом), так и местных племен. К весне 1904 Ибн Сауд восстановил свой контроль над большей частью южного и центрального Неджда. Для борьбы с ваххабитами Рашидиды в 1904 обратились за помощью к Османской империи. Посланные в Аравию османские войска заставили Ибн Сауд ненадолго перейти к обороне, но вскоре потерпели поражение и покинули страну. В 1905 военные успехи ваххабитов вынудили губернатора (вали) Османской империи в Ираке признать Ибн Сауд своим вассалом в Неджде. Владения Ибн Сауда номинально стали округом османского вилайета Басра. Оставшись одни, Рашидиды еще некоторое время продолжали борьбу. Но в апреле 1906 их эмир Абдель Азиз ибн Митаб аль-Рашид (1897-1906) погиб в сражении. Его преемник Митаб поспешил заключить мир и признал права Саудидов на Неджд и Касым. Путем обмена письмами турецкий султан Абдул-Хамид подтвердил это соглашение. Османские войска были выведены из Касыма, а Ибн Сауд стал единственным правителем центральной Аравии.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты