Рефераты

Авторские и смежные права в шоу-бизнесе

p align="left">Если личность автора, опубликовавшего свое произведение анонимно или под псевдонимом, находится под сомнением, то издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора в соответствии с законом. В этом качестве он имеет право защитить права автора и обеспечивать их исполнение. В Законе обозначено, что такое положение действует до тех пор, «пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение»(ст.9, п.З).

Имя автора должно обозначаться и при издании произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания (ст. 14 Закона).

Если произведение создано несколькими авторами, то их фамилии приводятся в последовательности, принятой соавторами. В случае разногласия соавторов по этому поводу издательство излагает их фамилии в алфавитном порядке. При переводе книги на русский язык имена и фамилии авторов приводятся в русской транскрипции. Кроме того, имена и фамилии иностранных авторов указываются и на языке оригинала на обороте титульного листа или в издательско-регистрационных сведениях. Имя автора должно также указываться и на работах, выпускаемых от имени научно-исследовательских институтов, вузов и организаций.

Псевдоним или имя автора, если произведение выпускается анонимно, могут быть раскрыты при жизни автора лишь с его согласии, либо по требованию судебно-следовательских органов.

В юридической литературе право на имя нередко смешивают с правом авторства, считая его одним из элементов последнего. Так, МБ. Гордон пишет: «Право на авторское имя иногда обозначают еще как право на авторство. Этим общим обозначением отличают правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения ... требовать, чтобы иные лица при использовании и распространении данного произведения обозначали произведение как принадлежащее именно данному лицу». Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц выделяли в праве на имя два правомочия: право избирать способ обозначения автора при выпуске произведения в свет, при воспроизведении и распространении произведения и право именоваться автором произведения во всех случаях использования произведения другими лицами, причем второе из названных правомочий переходит в право авторства. Оба правомочия, по их мнению составляют суть одного и того же права, которое может быть названо как право избирать способ обозначения авторства, право на имя.

Большинство специалистов полагают, что правомочия авторства и на авторское имя не совпадают между собой по объему и содержанию. В частности, это подтверждается тем, что нарушение права на имя не всегда сопровождается нарушением права авторства, например, при искажении имени (псевдонима) автора. В отличие от права авторства, отражающего объективный факт и не зависящего от публикации произведения, право на имя устанавливается односторонним волеизъявлением автора и реализуется при использовании произведения.

Таким образом, право на авторство и право на авторское имя являются самостоятельными личными правами автора. Тем не менее они взаимосвязаны между собой. Без права на авторство немыслимо право на авторское имя. Кроме того, в содержание права авторства может быть включено правомочие автора требовать, чтобы при использовании произведения упоминалось его подлинное имя.

Также, как и право на авторство, право на авторское имя охраняется бессрочно. Наследники не вправе избирать новый способ обозначения имени автора произведения. Так, если при жизни автора оно было опубликовано под псевдонимом или анонимно, они имеют право требовать такого же их указания и в случае дальнейшего использования произведения.

3. Право на обнародование.

Само понятие «обнародование произведения» является новым для российского законодательства. Оно используется в законе наряду с привычным и устоявшимся определением «опубликование произведения». В то же время, это два разных понятия. Согласно Закону, обнародованием признаётся действие, осуществляемое с согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путём его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или каким бы то ни было иным способом.

Опубликование как один из способов обнародования произведения означает выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы (ст. 4 Закона).

Весьма спорно, однако, что данное правомочие является личным неимущественным правом. Несмотря на то, что право на опубликование не названо в числе имущественных прав автора, перечисленных в статье 16 Закона об авторских правах, в статье 4, при определении права на обнародование, оно указывается наряду с другими исключительными правами на использование произведения (право публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Также в пунктах 4 и 5 статьи 19 Закона это право прямо признается за авторами отдельных видов произведений.

Право на обнародование, напротив, имеет неимущественный характер и является неотъемлемым. Указанное правомочие означает право автора на принятие решения о готовности произведения для выпуска в свет (публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Когда же автор принял такое решение, он переходит к использованию права на опубликование. Иначе говоря, он заключает договор на издание своего произведения, что, в свою очередь, связано с получением имущественной выгоды. Следовательно, реализация данного права приводит к возникновению договорных отношений имущественного характера.

Не совсем удачной представляется формулировка определения «права на опубликование», приведенная в ст. 4 Закона. Произведение признается опубликованным, если количество выпущенных в обращение экземпляров является достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. При этом не ясно, каким критерием нужно руководствоваться при определении достаточности или недостаточности количества экземпляров произведения. В судебной практике обычно применяются правило, согласно которому количество экземпляров считается недостаточным, если в течение трех месяцев автор не сможет удовлетворить двух запросов на поставку. Данное положение взято по аналогии (подобная норма содержится в авторском праве Франции) и нормативно не закреплено.

По своей сути право на обнародование представляет собой юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки своего произведения. Реализация указанного правомочия приводит к определенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Неопубликованное произведение может быть использовано лишь с согласия автора. Исчисление срока охраны произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом, начинается с момента его правомерного обнародования (ст. 27 Закона).

Право на обнародование непосредственно связано с волеизъявлением автора, его согласием представить произведение публике. Следовательно, произведение, обнародованное помимо воли автора, не должно рассматриваться как выпущенное в свет. Так, если против желания автора будет издано еще незавершенное произведение, или произведение, содержащее, по его мнению, неправильный научный подход, автор вправе потребовать опубликования указания о том, что данное произведение не является выпущенным в свет и что его дальнейшее использование ( в периодической печати, в виде цитат) недопустимо.

Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Например, художник вправе демонстрировать не вполне завершенную им картину; композитор может позволить публичное исполнение неоконченной симфонии.

Таким образом, данное правомочие позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для опубликования, публичного показа, исполнения или передачи в эфир. Одновременно он решает и вопрос о способах воспроизведения или исполнения. Так, художник может дать согласие на издание типографских репродукций с картины, но не соглашаться на создание ее живописных копий.

Произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения, его аннотация не является выпуском в свет самого произведения. В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года содержалось правило, в соответствии с которым не считается выпуском произведения в свет (опубликованием) информация о произведении с изложением его содержания, а также размножение произведения на правах рукописи в случаях, предусмотренных постановлениями Совета Министров (п.2 ст. 476 ГК РСФСР, 1964 г.).

Демонстрация анонса кинофильма, в свою очередь, не является обнародованием фильма. Однако части неопубликованного произведения, включенные в такую информационную публикацию (отдельные кинокадры и эпизоды, вошедшие в анонс и т.д.) считаются обнародованными.

Своеобразное значение имеет отметка на издании о том, что оно выпускается «на правах рукописи». Такая отметка показывает, что автор не считает произведение вполне подготовленным для широкого распространения, а рассчитывает на узкий круг читателей.

Право на обнародование может быть реализовано автором только один раз. Тем не менее автор всегда может воспользоваться своим правом на отзыв, а затем вновь сделать произведение доступным для публики.

В свое время в литературе было высказано мнение, согласно которому право на обнародование не прекращает своего существования и после того, как произведение уже опубликовано. В обоснование указывается, что автор может не разрешать дальнейшее использование произведения без внесенных в него исправлений. Прав Э.П. Гаврилов, отмечая, что при использовании произведения в договорном порядке автор всегда оставляет за собой право не разрешать такое использование. Однако подобный отказ еще не означает, что произведение переходит в категорию необнародованных.

В юридической литературе довольно часто указывают на то, что различные неимущественные правомочия по-разному связаны с личностью автора.

Если права авторства и на авторское имя могут принадлежать лишь непосредственно создателю произведения, то связь других правомочий с личностью автора гораздо менее устойчива. Сообразно с этим одни было предложено именовать личными неимущественными правомочиями, другие - просто неимущественными.

Право на обнародование, в отличие от иных личных прав, способно переходить к наследникам (или правопреемникам) автора. Определенную сложность представляют случаи, когда в отношении обнародования произведения имеется специальный запрет автора.

Ныне действующий закон, однако, не содержит каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов и, следовательно, данный вопрос решается исключительно по их усмотрению. Необходимо лишь учитывать, что иногда для обнародования произведений, как самим автором, так и его наследниками, требуется согласие других лиц, интересы которых затрагиваются опубликованием. После смерти того лица, личная сфера которого может быть затронута публикацией, выпуск произведения в свет может иметь место лишь с согласия его ближайших наследников.

4. Право на защиту репутации автора.

Как творец автор непосредственно заинтересован в том, чтобы его произведение было представлено на суд общественности именно в той индивидуальной форме, которую придал ему он.

В соответствии с п.1 ст. 15 Закона автору предоставляется право на защиту произведения, включая название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству.

В ранее действовавшем законодательстве подобное правомочие именовалось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название было введено под влиянием положений парижского текста Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (cT.6bis, п.1).

Вместе с тем представляется, что прежнее название более точно отражало суть рассматриваемого права, поскольку репутация автора чаще всего нарушается без искажения произведения.

Как справедливо полагает А.К. Юрченко, репутация автора объемлет более широкий круг возможных нарушений интересов автора, нежели только посягательство на неприкосновенность содержания и формы его произведения. В то же время, неприкосновенность произведения может быть нарушена, однако автор будет не в состоянии доказать, что этим задета его репутация.

Кроме того, нормы о защите чести и достоинства содержатся в статьях 150 - 152 и 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, специальные положения статьи 15 Закона об авторском праве являются их фактическим повторением. Автор же может защищать свою репутацию, опираясь на общие нормы ГК (например, если критические замечания носят оскорбительный характер).

Право на защиту репутации автора предполагает, что никто не может изменить произведение, а также его название без согласия автора.

Воспрещается снабжать произведение при издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, которые могут нанести ущерб репутации автора. Без согласия автора недопустимо сокращать объем произведения, заменять его отдельные элементы, вносить иные изменения, даже если с точки зрения пользователя они бы и улучшали произведение. В этой связи определенный интерес представляет следующее дело. В 1977 г. Одесская киностудия взяла на себя создание телефильма по заказу Гостелерадио СССР и заключила договор с М. на написание литературного сценария, а также с Ю. на написание текстов песен. После постановки кинофильма в него с санкции телеобъединения «Экран « был включен музыкальный номер, в котором использовались стихи третьего лица. Считая включение этой сцены нарушением права на неприкосновенность авторы предъявили в суде иск к Гостелерадио СССР и Одесской киностудии о ее исключении из произведения. Представитель Одесской киностудии против иска возражал, ссылаясь на то, что при ознакомлении с режиссерским сценарием истцы согласились со всеми изменениями, которые были внесены в процессе работы над фильмом. Истцы же пояснили, что в момент их ознакомления с режиссерским сценарием спорного музыкального номера в нем не было. Они категорически отрицали, что предоставили режиссеру право включать в фильм музыкальные номера с использованием текста песен третьих лиц. В этих условиях суд удовлетворил исковые требования и обязал ответчиков исключить спорный номер из фильма1.

При разрешении данного дела суд исходил из презумпции отсутствия разрешения автора на внесение изменений в произведение. Доказательства его наличия должно представлять лицо, нарушившее целостность произведения. При этом любые изменения и дополнения, вносимые в произведение должны быть согласованы с автором.

В соответствии со ст. 19 Закона в научных, исследовательских, критических, информационных целях могут без согласия автора цитироваться правомерно обнародованные произведения. Однако эти отрывки не должны искажаться.

Допускается творческая интерпретация произведения пользователем, если при этом не вносится существенных изменений в содержание и форму произведения. Так, не является нарушением права на неприкосновенность транспонирование музыкального произведения в регистр, удобный для исполнителя; изменение языковой формы произведения при переводе.

К числу наиболее спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, относится проблема его перехода от автора к другим лицам. Одни ученые полагают, что данное право неотчуждаемо от личности автора и не может передаваться другим лицам ни по договору, ни по наследству, ни по каким-либо иным основаниям. В практическом плане подобный подход оборачивается выводами о недействительности таких договоров, по которым авторы разрешают пользователям вносить изменения в свои произведения, о том, что правомочия наследников не производны от соответствующих прав автора, а непосредственно возложены на них для охраны неприкосновенности произведения. Такие права наследников основаны только на законе, имеют другую природу и назначение, и «не могут быть приравнены к авторским».

Иные специалисты утверждают, что связь права на неприкосновенность с личностью автора не настолько крепка, чтобы препятствовать его передаче иным лицам. Данное право может осуществляться «и при жизни, а особенно после смерти автора другими лицами.»Такая позиция более всего отвечает условиям действующего законодательства, а также практике его применения.

В ст. 29 Закона об авторском праве указано, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, однако на наследников возлагается защита указанных прав. Как видим, правомочие принадлежащее автору по своему объему и содержанию значительно шире переходящего к наследникам права на охрану произведения. Так, автор может вносить в созданное произведение любые, даже коренные изменения. Что же касается наследников, то принадлежащее им правомочие носит охранительный характер и является производным от соответствующего права автора. Тот факт, что на месте наследников по завещательному распоряжению автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана неприкосновенности произведения, вопреки утверждениям некоторых юристов, не меняет сути дела (наследственное правопреемство имеет место в обоих случаях).

Наследники, между тем, нередко выходят за рамки чисто охранительных функций, разрешая вносить изменения в произведение. Такая практика, по мнению специалистов, не противоречит смыслу закона, если только при этом не происходит существенное изменение творческого замысла создателя произведения. Лица, охраняющие неприкосновенность произведения, могут, в частности, разрешить снабжение произведения предисловиями, комментариями, а также внесение в произведение редакционной правки, уточнений или иных данных, связанных с развитием науки и техники. Однако при всем этом главной их задачей остается «сохранение сущности и оригинальности» работы автора. Ныне действующий закон подчеркивает, что указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников защиту данного правомочия осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации (ст. 29 Закона).

5. Право на отзыв.

Данное правомочие позволяет автору отказаться от решения об обнародовании произведения. Ранее действующим законодательством право на отзыв автору не предоставлялось.

Если бы автор решил, что его произведение несовершенно, он мог бы отказаться от передачи его исполнительной шоу-группе. В этом случае договор расторгался продюссером шоу-группы. Последствия расторжения были определены в ст.511 ГК РСФСР. Если же эстрадное произведение уже сдано исполнительской группе, то автор не мог требовать расторжения договора. В этом случае шоу-коллектив несло убытки, связанные с прекращением исполнения. Право на расторжение договора автором при условии возмещения причиненных шоу-группе убытков автору не предоставлялось. Однако в некоторых случаях, когда шоу-группа соглашалась с мнением автора о нецелесообразности исполнения его работы, договор мог быть расторгнут. В этом случае убытки с автора не взыскивались.

6. Право доступа.

К числу личных неимущественных правомочий автора относится и право доступа, однако в ст. 15 Закона оно отсутствует. Право доступа, как и право следования, отнесено законодателем к разряду особых авторских правомочий (ст. 17 Закона). Таким образом создается третья группа «иных» прав, что в корне меняет взгляд на сложившееся в доктрине и отраженное в законе деление авторских правомочий на личные неимущественные и имущественные. Представляется, что поскольку право доступа носит неимущественный характер, его следует рассматривать совместно с другими личными правами автора.

Право следования, напротив, является имущественным и, следовательно, должно быть включено в ст. 16 Закона об авторском праве.

Подобное решение вопроса позволило бы избежать создания новой категории правомочий, их деления на три группы, и тем самым, нарушения общепринятой классификации авторских прав.

Суть права доступа заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства, например изготавливающего декорации для шоу-представления, вправе потребовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (ст. 17, п.1 Закона).

Подобное право может быть предоставлено авторам произведений архитектуры. Согласно п. 2 ст. 18 Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- и видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.

В прежнем законодательстве данное правомочие специально не выделялось, но в принципе следовало из него. Так, переход произведения изобразительного искусства в собственность заказчика еще не означал передачи авторских прав на произведение (ст.513 ГК РСФСР 1964 года). Автор мог потребовать от собственника оригинала предоставить ему возможность воспроизводить свое произведение в копиях.

Ныне действующий закон об авторском праве не содержит каких-либо ограничений и условий реализации данного права, за исключением единственного указания на то, что от собственника оригинала нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 17, п.1). Однако владелец оригинала обязан обеспечить доступ к произведению. Он должен предоставить автору возможность делать фотографии, копии или записи. При этом не имеет значения, преследует ли автор материальную выгоду, реализуя данное право.

Автор, в свою очередь, обязан учитывать законные интересы собственника. Последний, в частности, вправе потребовать от автора возмещения расходов, причиненных осуществлением доступа произведению.

Право доступа может принадлежать только автору и по наследству не переходит.

1.3 Имущественные права авторов

Современное российское законодательство предоставляет автору исключительные права на использование созданного им произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Все имущественные права автора таким образом сводятся к общему праву на использование произведения.

Впервые право на использование произведения как единое правомочие было закреплено за автором в ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 года. В ранее действовавшем Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. все способы использования произведения охватывались правомочиями на опубликование, воспроизведение и распространение произведение.

Таким образом, в соответствии с новым законодательством (ст. 16, п.2) имущественными правомочиями являются следующие: 1) право на воспроизведение; 2) право на распространение; 3) право на импорт; 4) право на публичный показ; 5) право на публичное исполнение; 6) право на передачу в эфир; 7) право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; 8) право на перевод; 9) право на переработку; 10) право следования (ст. 17, п. 2).

Как видим, содержащийся в Законе (п.2, ст. 16) перечень конкретных форм и способов использования произведения не является исчерпывающим, в частности, отсутствует право следования. Несмотря на то, что природа данного правомочия долгое время оставалась спорной в зарубежной доктрине, большинство специалистов признают его подлинным правом автора. Оно относится к категории имущественных прав, неотчуждаемых при жизни автора, но передаваемых в порядке наследования по закону.

Это право вынесено законодателем за рамки указанной статьи как особое правомочие, принадлежащее лишь авторам произведений изобразительного искусства.

Вместе с тем в отношении других категорий произведений отдельные имущественные права также не действуют. Так, правом на перевод обладают лишь авторы литературных произведений; право публичного показа не возникает на музыкальные произведения, а право публичного исполнения не распространяется на произведения изобразительного искусства.

Таким образом, подчеркивая особый характер права следования, законодатель как бы нарушает общую классификацию авторских прав. Как представляется, данное правомочие должно рассматриваться в одном ряду с другими исключительными правами автора.

Право автора на опубликование также должно войти в состав ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» в качестве одного из способов использования произведения.

Вместе с тем, не исключена возможность появления в дальнейшем новых способов использования произведения вследствие стремительного развития технических средств. В этой связи представленный в ст. 16 Закона перечень имущественных правомочий со временем очевидно будет видоизменен и дополнен.

Право автора на вознаграждение за использование произведения отсутствует в общем перечне авторских правомочий, несмотря на то, что прежним законодательством (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года, ст. 135 Основ 1991 года) и доктриной оно всегда признавалось за автором. Прежде всего это связано с тем, что право автора на получение вознаграждения не является самостоятельным правомочием, ибо возникает не само по себе, а лишь в результате использования произведения тем или иным способом. Правомочия автора по использованию произведения, будучи сложными по составу, в качестве одной своей части уже включают право автора на гонорар. Следовательно, его выделение из более широких правомочий по использованию произведений являлось бы в значительной степени условным и выпадало бы из общей, очерченной законом схемы.

Действующее законодательство предусматривает некоторые изъятия из общего правила о принадлежащих автору исключительных правах на использование произведения. В этих случаях действия, указанные в п.2 ст. 16 Закона могут производиться третьими лицами без разрешения автора или иного владельца авторских прав. При соблюдении условий, установленных Законом, они не будут являться нарушением авторских прав. Речь идет о случаях так называемого свободного использования произведений.

Следует отметить, что сам термин «свободное использование» применяется здесь весьма условно. Абсолютно свободного использования произведения быть не может, так как с одной стороны, пользователь даже в случае безгонорарного и бездоговорного использования произведения несет обязательства по соблюдению других правомочий автора, и, с другой стороны, по той причине, что произведение как таковое не может существовать независимо, «свободно» от автора и не может быть отчуждено от его имени, индивидуальности и духовного мира.

Случаи свободного использования произведений более или менее подробно регламентируются законодательством большинства стран и прямо допускаются действующими соглашениями об авторском праве. Особенностью советского авторского законодательства до недавнего времени было наличие неоправданно широких по своему объему случаев свободного использования произведения - платного или бесплатного. Автор, создавший произведение, мог заключить договор и получить авторское вознаграждение за первое опубликование и использование произведения. После этого все его имущественные права либо почти полностью прекращались (в сферах шоу-бизнеса, эстрадных и массово-зрелищных программах, радио, телевидения, кино, при использовании в газетах), либо сводились к праву на получение вознаграждения - строго фиксированного (публичное исполнение).

Подобные исключения, провозглашенные чуть ли не социалистическим принципом авторского права, долгое время не позволяли СССР присоединиться не только к Бернской конвенции, но и даже ко Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года. И лишь «преодолев» этот принцип Россия смогла значительно поднять уровень охраны авторских прав. Конечно, определенные случаи свободного использования произведений остались, причем в ныне действующем законодательстве содержится даже большее число таких случаев. Но отличие прежнего законодательства от нового вовсе не в этом, а в том, что все случаи свободного использования, содержащиеся в новом Законе, сформулированы очень узко и конкретно. К тому же прямо предусмотрено, что никакие иные акты (кроме Закона) не могут вводить новых аналогичных случаев.

А теперь, обратимся к анализу конкретных имущественных правомочий Автора.

1. Право на воспроизведение.

Воспроизведение является исторически первым имущественным правомочием. Известно, что авторское право возникло именно как право на изготовление копий книг, а сам термин “copyright” буквально переводится как «право копирования» или «право на воспроизведение». Бернская конвенция первоначально также основывалась на этом правомочии. И лишь постепенно развитие технических средств привело к появлению и признанию других авторских прав.

Право на воспроизведение означает повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц. Вопрос о том, ограничивается ли воспроизведение размножением материальных носителей, в которых произведение выражено, или оно связано с любым повторным доведением произведения до сведения неопределенного круга лиц долгое время был предметом научных дискуссий. В Основах гражданского законодательства 1991 года (ст. 135) сделан выбор в пользу широкой трактовки понятия воспроизведение, которое, могло осуществляться любым способом (путем издания, публичного исполнения, передачи в эфир и т.п.)

В новом авторском законодательстве понятие воспроизведения несколько сузилось и было сведено к изготовлению одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме (ст. 4 Закона). Иные способы использования произведения, не связанные с его повторной фиксацией на материальном носителе, рассматриваются Законом «в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения».

Действующее законодательство однако не перечисляет конкретных способов воспроизведения, ибо им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В ст.4 Закона лишь отмечено особым образом, что воспроизведением, является изготовление экземпляров произведения в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения. Запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. При этом достаточно, если экземпляр произведения воспринимается органами чувств человека косвенно (например, изготовление матрицы для печати или негатива, также является воспроизведением). Использованная технология (печать, фотокопия, рукопись ) и шрифт ( обычный, азбука Брайля, нотные знаки) не имеют значения.

Одной из разновидностей воспроизведения является репродуцирование, означающее факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме (ст. 4 Закона).

Законодательное закрепление данного вида репрографического воспроизведения обусловлено тем, что современные технические средства позволяют получить копию произведения по цене и качеству значительно превосходящую оригинал. Законом определены пределы осуществления репродуцирования произведений третьими лицами.

Согласно ст. 20 Закона использование произведений путем репродуцирования допускается без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

В качестве субъектов, имеющих право на такое использование, Законом определены библиотеки и архивы. Цель реализации данного права - восстановление, замена утраченных или испорченных экземпляров произведения и предоставление их другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов.

Цели реализации права для двух других групп субъектов - физических лиц (при посредничестве библиотек и архивов) и образовательных учреждений - иные: для первых - учебные и исследовательские работы, для вторых - проведение аудиторных занятий.

В отличие от библиотек и архивов, которые могут воспроизводить произведения любого объема полностью, для физических лиц и образовательных учреждений объектами использования могут являться отдельные статьи и малообъемные произведения, правомерно опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях; короткие отрывки из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций).

2. Право на распространение.

Традиционно право на распространение рассматривалось большинством ученых как право пускать в гражданский оборот экземпляры произведения, размноженные на основе принадлежащего автору права на воспроизведение. В таком понимании право на распространение относится лишь к произведениям, зафиксированным на материальном носителе. Публичное исполнение или публичный показ произведения, вопреки утверждению некоторых юристов, не рассматривается как его распространение.

По мнению иных специалистов, объектом распространения могли быть не только размноженные копии произведения, но и сам его оригинал, что подтверждалось ссылкой на законодательство тех стран, которым было известно право следования. Однако ныне действующий закон (ст. 16, п.2), определяя право на распространение предполагает наличие экземпляров произведения, т.е. его копий, изготовленных в любой материальной форме, которые вводятся в гражданский оборот. Произведения, существующие только в одном экземпляре, не являются объектом распространения.

Право на распространение не связано с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое бы удовлетворяло разумным потребностям публики. Этим оно отличается от рассмотренного выше права на опубликование произведения.

В числе конкретных способов распространения произведения, Закон (ст. 4) называет лишь наиболее типичные из них - продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат (внаем) - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование с целью «извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды». Однако получение платы за передачу копии произведения в собственность или во временное пользование не является обязательным признаком распространения. Экземпляры произведения могут быть введены в гражданский оборот и посредством бесплатного распространения (дарения), мены и других подобных действий.

Важные дополнительные нормы в отношении данного правомочия содержатся в п.З ст. 16 Закона. Во-первых, экземпляры правомерно обнародованного произведения, введенные в гражданский оборот посредством их продажи, могут распространяться в дальнейшем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (принцип «исчерпания авторских прав»). Таким образом, закон ограничивает лишь первичное распространение экземпляров произведения, тогда как последующая их реализация должна быть свободной.

Во-вторых, право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат сохраняется за автором, независимо от того, кому принадлежит право собственности на эти экземпляры. Последнее указание сформулировано не совсем ясно: право на распространение экземпляров путем проката для исключения сомнений можно рекомендовать формулировать в соглашениях особым образом.

Процесс распространения следует отличать от воспроизведения. Так, произведение может распространяться не на той территории, где оно было воспроизведено; не тем лицом, которое осуществляло воспроизведение; в иное время, отличное от времени воспроизведения. Таким образом, право на распространение является самостоятельным способом использования произведения.

3. Право на импорт.

В целях распространения произведения автор вправе импортировать его экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (Ст. 16, п.2 Закона). При этом под импортом понимается пересечением товаром (экземплярами произведения) государственной границы Российской Федерации; его последующее растаможивание значения не имеет .

Объектом данного права могут быть только произведения, зафиксированные на материальном носителе. Право импорта, не распространяется, в частности, на прием зарубежных радио- и телепрограмм.

Право импорта тесно связано с правомочием автора на распространение произведения и в значительной мере является его конкретизацией. Осуществляя контроль за импортом своего произведения автор может пресечь нарушение права на распространение уже на стадии его подготовки2. Он, однако, не вправе запретить импорт экземпляров, не предназначенных для дальнейшего распространения (например, ввоз с целью удовлетворения личных потребностей).

4. Право на публичный показ

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности (ст.4 Закона).

В прежнем советском законодательстве данное правомочие распространялось только на неопубликованные произведения (ст. 476, 513 ГК РСФСР 1964 г.). Вопрос о том, может ли право публичного показа быть практически реализовано в отношении обнародованных произведений является спорным и в настоящее время. С одной стороны ныне действующий закон не связывает его осуществление с первым доведением произведения до сведения публики.

Другой характерной чертой рассматриваемого права является признак публичности, означающий, что показ произведения должен происходить в месте, открытом для посещения. Демонстрация произведения узкому кругу специалистов, близким друзьям или членам семьи не является публичным показом.

Осуществление данного права может происходить как путем непосредственного контакта публики с произведением, так и при помощи технических средств ( например, проекция изображения, показ телефильма).

5. Право на публичное исполнение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты