b>Исключительное право автора на публичное исполнение созданного им произведения впервые признается российским законодательством. Прежде исполнение выпущенных в свет произведений допускалось без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (п. 1. ст. 495 ГК РСФСР 1964 г. ). Таким образом, разрешение автора требовалось только в отношении исполнения неопубликованных произведений. Если же произведение уже было однажды исполнено (или опубликовано иным способом), то его дальнейшее исполнение производилось без согласия автора. Согласно ст.4 Закона исполнением произведения признано его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). При практическом осуществлении данного правомочия большое значение имеют нормы подзаконного акта - Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994г.)1. Предусмотренные им ставки являются минимальными и применяются, если иное не определено в договоре между пользователем и автором, а размер вознаграждения не подлежит спору между заинтересованными сторонами.Объектом права на публичное исполнение являются музыкальные, эстрадные драматические, музыкально-драматические, хореографические, литературные произведения, произведения шоу-искусства, пантомимы и сценографии.В отличие от рассмотренного выше правомочия на публичный показ, для публичного исполнения характерно наличие исполнителя как связующего звена между автором произведения и публикой, тогда как в первом случае осуществляется непосредственный контакт со зрителями. В качестве исполнителя может выступать артист шоу-программы, пианист, певец, актер, танцор и т.д. При этом исполнение может быть доступно как для слухового, так и для визуального восприятия.Вместе с тем публичное исполнение допускает лишь однократное восприятие произведения аудиторией. Если произведение изобразительного искусства может неоднократно восприниматься публикой, то для повторного восприятия публично исполненного произведения требуется его повторное исполнение.В качестве иных различий указывают на то, что право на публичный показ может быть осуществлено лишь в отношении произведений, зафиксированных на каком-либо материальном носителе; исполняться же могут и выраженные в устной форме произведения2.Общей чертой, характерной для обоих правомочий является признак публичности. Так, например, музицирование в кругу близких друзей или исполнение произведения во время прослушивания не составляет публичного исполнения.Осуществление данного права не ставится в зависимость от наличия непосредственного контакта с аудиторией. Например, возможно исполнение произведения в механической записи на танцевальной площадке, а также во время проведения во время проведения какой-либо церемонии или мероприятия (шоу-концерта,презентации, выставки, и т.д.).6. Право на передачу в эфир.В соответствии с новым законодательством (ст. 16, п.2 Закона ) автор вправе сообщать свое произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир.На сегодняшний день, радио и телевидение становятся важнейшими способами использования произведения, дающими возможность самого широкого его распространения. Именно поэтому данный вид использования произведения представляет особый интерес автора, несомненно нуждающийся в защите. Тем не менее, до недавнего времени советское законодательство допускало воспроизведение по радио и телевидению любых опубликованных произведений, включая и их транслирование непосредственно из места исполнения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения (п.4 ст.492 ГК РСФСР 1964 г.). Указанное обстоятельство явилось существенным препятствием на пути присоединения Советского Союза к Бернской и Всемирной (в редакции 1971г.) конвенциям. Несмотря на то, что Основы 1991г. уже предусматривали отмену свободного использования произведений по радио и телевидению, только с принятием Закона данному правомочию стало придаваться должное значение.Согласно российскому законодательству (ст. 4) передача в эфир означает сообщение произведения (фонограммы, исполнения и т.д.) для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (ст. 4 Закона). Иными словами, в содержание данного права входит трансляция произведения для широкой аудитории по эфирным средствам массовой информации, прежде всего по радио и телевидению. Под эфирной трансляцией понимается передача знаков, звуков и изображения посредством электромагнитных волн, посылаемых от передатчика и принимаемых в других местах на приемники и снова преобразуемых в знаки, звуки и изображение. Поэтому для трансляции программы владельцы передающей станции должны иметь разрешение автора передаваемого произведения. Прием передачи с помощью принимающего устройства не попадает под действие права на передачу в эфир. Однако если при приеме происходит транслирование произведения для широкой аудитории, то это с точки зрения Закона уже новый акт воспроизведения, который должен производиться лишь с согласия автора.Под теле- и радиотрансляцией понимается также прямая трансляция через спутник, когда программа передается наземной передающей станцией на спутник, а сигналы со спутника принимается непосредственно приемными устройствами на земле. При этом передача произведений (фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания) до всеобщего сведения не зависит от их фактического приема публикой (ст.4 Закона).Произведение может быть передано в эфир не только первоначальной, но и другой радио- или телевизионной станцией (ретрансляция). В последнем случае произведение становится доступным новому кругу потребителей, и вознаграждение со стороны первой передающей станции уже не может являться полной компенсацией. Поэтому необходимо иметь специальное разрешение автора. То же самое относится к повторным передачам и передачам на других волнах в другое время, так как это также позволяет пользоваться данным произведением новому кругуслушателей (зрителей).
К повторным передачам относятся также передачи через распределительные спутники. Это программы передаваемые наземной станцией на спутник и затем принимаемые одной или несколькими наземными приемными станциями и транслирующие данную программу местным слушателям (зрителям). Для такой трансляции необходимо иметь разрешение автора. Пока нельзя однозначно ответить на вопрос, является ли трансляцией уже передача от наземной станции на спутник. Эту передачу публика на земле непосредственно воспринимать не может, но косвенно она служит для показа программы на земле. Поэтому ее следует рассматривать как передачу для которой необходимо получить разрешение автора. Если же разрешение от него получено, то оно включает и трансляцию через распределительные спутники публике, так как без передачи на распределительные спутники трансляция невозможна.
7. Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.
Право автора сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю) в общих чертах схоже с рассмотренным выше правомочием. Иным является сам метод посредством которого произведение доводится до аудитории.
При данном способе использования произведения круг слушателей или зрителей не расширяется, поскольку трансляция ведется только для абонентов соответствующих каналов (радиоцентров).
Однако частный прием радио- или телепередачи не подпадает под действие Закона. Радиослушатели и телезрители должны лишь заплатить абонентскую плату радиостанции и телевизионному каналу, которые в свою очередь выплачивают автору вознаграждение за разрешение на трансляцию его произведения. Таким образом отдельные лица косвенно платят автору за предоставленную им возможность пользоваться его произведением.
В настоящее время в России наблюдается повсеместное введение кабельного телевидения, возникают частные теле- и радиокомпании. В этой связи закрепление данного правомочия за создателем произведения видится весьма актуальным.
8. Право на перевод.
Перевод литературного произведения, например текст сценария исполнительских шоу номеров) довольно редко производится самим автором, поэтому фактически указанное правомочие сводится лишь к праву давать согласие на использование перевода. Свое согласие на перевод автор, как правило, выражает в форме договора с организацией пользователем. Особенностью такого договора является сохранение неприкосновенности произведения в процессе перевода. В этой связи автору предоставлено право на осуществление авторизации перевода, т.е. его просмотра с последующим одобрением или неодобрением. Если в результате авторизации обнаружилось искажение оригинального произведения, например нарушена его целостность, автор может запретить использование конкретного перевода.
Согласие автора на использование его произведения в переводе в большинстве случаев не носит характера исключительной лицензии. Автор может разрешить осуществление перевода иным лицам наравне с организацией пользователем. Однако в силу принятого на себя обязательства автор может отказаться от уступки данного права третьим лицам в течение определенного срока.
Осуществление перевода произведения в личных целях не может быть запрещено автором. Таким образом, заключение авторского договора приобретает значение лишь в случае последующего использования переведенного произведения. В этой связи некоторые специалисты указывают на несамостоятельный характер этого права.
9. Право на переработку.
Действующее законодательство закрепляет за автором возможность переделывать, аранжировать, либо иным образом перерабатывать произведение (ст. 16, п.2). Автор вправе самостоятельно переработать произведение в другой вид, форму или жанр, а также разрешить переработку своего произведения другим лицам. При этом использование произведений, созданных в результате творческой переработки, может осуществляться только с согласия авторов оригинальных произведений.
Характерной чертой переработки является сохранение в ней некоторых элементов формы первоначального произведения.
От производных произведений в форме которых использованы элементы или части формы другого произведения, следует отличать случаи использования в содержании произведения элементов содержания другого произведения. Поскольку элементы содержания произведения сами по себе авторским правом не охраняются (п.4 ст. 6 Закона), произведение, созданное с использованием элементов содержания другого произведения, не является производным.
Поскольку производное произведение должно быть основано или включать в себя ранее существующие произведения, нарушение права на переработку почти всегда будет сопровождаться нарушением права на воспроизведение (при условии, что произведение зафиксировано на материальном носителе). В то же время самовольная адаптация такого произведения как шоу-концерт, балет или пантомима является нарушением исключительного права обладателя на создание производных произведений, даже если такая переработка и не была зафиксирована в материальной форме.
Рассматриваемое правомочие применяется ко всем видам произведений. Согласно гражданскому законодательству 1964 г. оно действовало лишь в отношении переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также переработки драматического произведения в сценарий. В остальных случаях чужие изданные произведения могли без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, использоваться для создания нового, творчески самостоятельного произведения (п.1 ст.492 ГК РСФСР 1964г.).
В русском дореволюционном законодательстве право автора на переработку повествовательного произведения в драматическую форму (или наоборот) обозначалось как право драматизации. Согласно ст.31 Положения об авторском праве 15 марта 1911 г. такая переработка не могла осуществляться «без согласия автора и его наследников».
На данном принципе основано постановление ст. 42 Положения в соответствии с которой авторское право на музыкальные произведение включало в себя исключительное право его переложения на отдельные инструменты или целый оркестр, на один или несколько голосов, а также его переинструментовку.
В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. Применительно к программам для ЭВМ и базам данных переработка именуется модификацией и означает любые их изменения, кроме тех, которые осуществляются исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя2.
После смерти автора наследники вправе давать согласие на переработку произведения в течение всего срока действия авторских прав.
10. Право следования.
Основной причиной законодательного закрепления права следования стала необходимость защиты имущественных интересов авторов произведений изобразительного искусства. Авторы шоу-программ, музыкальных или литературных произведений имеют возможность постоянно получать доходы от использования результатов своей творческой деятельности, тогда как для художника, продавшего оригинал это, как правило, невозможно даже в том случае, если само произведение становится известным, а его стоимость существенно возрастает. В этой связи право следования, закрепленное в п.2 ст. 17 Закона об авторском праве стремится обеспечить автору произведения изобразительного искусства долю от выручки (5 % от перепродажной цены) при каждой последующей продаже оригинала.
Право следования или долевого участия применяемое во многих западных странах, очевидно было введено в российское законодательство под влиянием норм Бернской конвенции (ст. 14 ter). Конвенционная норма трактует данное правомочие более широко, включая в его объем не только произведения изобразительного искусства, но и оригиналы рукописей писателей и композиторов.
Согласно российскому законодательству право следования распространяется лишь на оригиналы произведений изобразительного искусства. Под действие данного права не подпадают, в частности, произведения архитектуры, фотографии и прикладного искусства.
Автор может претендовать на получение вознаграждения лишь в случае публичной перепродажи своего произведения, а именно через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин. При этом отчисления обязан производить продавец, а в случае комиссионной продажи - как комитент, так и комиссионер. Чисто частные продажи во внимание не принимаются.
Автор может претендовать на получение вознаграждения лишь в случае, когда цена, по которой реализуется произведение превышает предыдущую не менее, чем на 20 %. Данное условие рассчитано на реальное повышение цены при его перепродаже1. Между тем законодательство некоторых зарубежных стран, например, ФРГ, не ставит возможность осуществления данного права в зависимость от того получает ли продающий при вторичной продаже дополнительную выручку, а предоставляет его долю даже в том случае, если имеет место уменьшение стоимости. Важно лишь, чтобы выручка от продаж не составила менее 100 немецких марок (§26 Закона ФРГ об авторском праве и смежных правах 1965 г.). Данное положение непосредственным образом направлено на упрощение процедуры реализации права следования. По этой же причине автору предоставлено право на получение информации и контроля, которыми он может воспользоваться через общество по реализации предметов искусства.
При жизни автор не может отказаться от права долевого участия. Данное ограничение направлено на предотвращение вынужденного отказа автора от своей доли (вознаграждения), ибо, художники, как известно нередко идут на уступки, чтобы продать произведение.
Право следования является неотчуждаемым и после смерти автора переходит к его наследникам по закону. Данное ограничение объясняется «алиментарным характером» рассматриваемого права. В этой связи А.П. Сергеев пишет, что «выручка от продаж ... произведений изобразительного искусства и, соответственно, часть прибыли от их последующих продаж рассматривается как основной источник дохода авторов. Поэтому в случае смерти автора право долевого участия закрепляется законом только за теми лицами, которые реально пользовались ... этими доходами. Поскольку круг этих лиц обычно совпадает с кругом наследников по закону, закон и относит последних к субъектам права следования. Дальнейший переход права следования к иным лицам исключается, так как в законе говориться лишь о наследниках самих авторов».
В юридической литературе справедливо указывают на то, что право следования находится в несоответствии с принципом «исчерпания авторских прав». Тогда как п.З ст. 16 Закона объявляет дальнейшее распространение экземпляров произведения правомерно введенных в гражданский оборот в принципе свободным, здесь Закон налагает на продавца обязанность производить отчисления. Такое особое отношение к дальнейшему распространению произведений изобразительного искусства оправдано тем, чтобы предоставить художнику возможность участия в увеличении стоимости оригинала. Очень часто художнику приходится довольно дешево продавать свои произведения, особенно юношеские работы. Если же автор приобретает известность, то владелец оригинала может получить значительную прибыль основанную не на его собственном труде, а на работе художника. С этой точки зрения было бы справедливо предоставить автору возможность участия в повышении стоимости собственного произведения. Таким образом, продавец, выступая в качестве посредника представляет произведение новому кругу потребителей, за что он и обязан выплатить автору компенсацию.
1.4 Срок действия авторских прав
Авторское право действует в течение определенного срока, после чего прекращается и произведение становится неохраняемым или, как говорится в Законе (ст.28), перешедшим в общественное достояние.
По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (ст.27, п.1 Закона). Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора, и соответственно истекает в конце последнего 50-го года срока. Правило о том, что авторское право прекращается лишь в конце календарного года, установлено для удобства подсчета срока и несколько отличается от порядка исчисления сроков, закрепленного в главе 11 Гражданского кодекса РФ.
Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. В случае раскрытия автором своей личности или в силу каких-либо обстоятельств личность автора более не оставляет сомнений, срок действия авторского права будет определяться по общему правилу, описанному выше.
Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. В этом существенное новшество, установленное в пользу других наследников. До тех пор, пока коллективное произведение охраняется, все наследники умерших авторов пользуются правами, независимо от сроков смерти их наследодателей.
На практике нередко встречаются случаи, когда произведения умерших авторов обнародуются и начинают использоваться за пределами указанных выше сроков или в самом их конце. Учитывая это, новый закон установил еще одно исключение из общего правила о сроке действия авторских прав. В соответствии с п.5 ст.27 указанного Закона авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его опубликования. Данному положению близка ситуация, касающаяся сроков защиты произведений репрессированных авторов. Если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, 50-летний срок охраны прав на произведение начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Наконец, предусматривается увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произведения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в этот период.
Авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие авторского закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или создания произведения, если оно не было обнародовано. Данное положение возникло в связи с отказом Закона от конструкции авторства на произведения юридических лиц и было закреплено в п.4 Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.
Что же касается радио- и телепередач (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с даты их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, то с момента введения в действие Закона они охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав (п. 5 Постановления).
Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также как и произведения, срок охраны которых уже истек, считаются перешедшими в общественное достояние. При соблюдении права авторства, права на имя и права на защиту репутации они могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование произведений, перешедших в общественное достояние. Нормой закона определен максимальный размер такого отчисления - он не может превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений. Установлено, что суммы отчислений переводятся в профессиональные фонды авторов, а также в организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.
В настоящее время подобные отчисления в России не введены. Тем не менее ранее в СССР при публичном исполнении произведений, объявленных достоянием государства, начислялись обычные суммы авторского гонорара, которые затем использовались как «культурный налог». Такие отчисления существуют и в некоторых зарубежных странах.
Глава 2. Современное состояние правового регулирования авторского права в сфере шоу-бизнеса2.1 Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав в сфере шоу-бизнеса
Историю законодательства об авторском праве на протяжении трех последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов, своего рода «социального контракта» между автором и обществом, или как беспрерывный ряд попыток «сбалансировать» потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд.
Правовые основы борьбы с нарушениями авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере были заложены Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», характерной чертой которого является его рыночная направленность. Этот закон значительно расширил возможности обладателей авторских и смежных прав по свободному распоряжению своими правами. Опосредованно из него проистекает, что именно государство призвано поддерживать «неустойчивое равновесие» между правами личности и интересами общества.
Принятие Закона «Об авторском праве и смежных правах» позволило в значительной степени унифицировать российское законодательство с аналогичными законодательными актами европейских стран, США и Японии, благодаря чему стало возможным присоединение России к Бернской конвенции.
Мировой опыт правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности имеет комплексный характер, то есть включает положения конституционного, гражданского, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Практика большинства стран с высоким уровнем охраны интеллектуальной собственности показывает, что одними гражданско-правовыми санкциями «пиратство» искоренить нельзя. Принятые в США поправки к уголовному законодательству предусматривают за нарушение авторских прав тюремное заключение сроком до 10 лет. Действующее законодательство предусматривает гражданскую, уголовную и административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс об административных правонарушениях.
Уместно задать вопрос: почему, когда в России создана тождественная европейскому уровню правовая база для охраны авторских и смежных прав, положение в этой сфере остается из ряда вон скверным.
Вероятно, дело в том, что наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем, в частности, свидетельствует немногочисленная, но противоречивая судебная практика.
Блез Паскаль сказал однажды, что единственная прерогатива власти - это защита. И это справедливо, ведь если закон дает право, то он должен давать также и средства его защиты. Собственно защита права есть не что иное, как его реальное, в необходимых случаях принудительное осуществление. Причем государство призвано обеспечить распределение «расходов и доходов» людей в зависимости от их поведения по отношению к праву.
Решение этой задачи в настоящее время затруднено. Законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного использования объектов авторского права и смежных прав, однако далеко не всегда эти механизмы реализуются на практике. Наиболее распространенное нарушение авторского права и смежных прав - использование соответствующих объектов без оформления договорных отношений с правообладателями. Причины такого положения нередко кроются не только в экономических, но и во внеэкономических факторах, которые порой влияют на уровень защищенности ничуть не меньше.
В настоящее время, когда создание законодательной базы практически завершено, основной задачей, которая стоит перед Россией в области авторского права, является организация надежно действующего правоприменительного механизма. Это, в свою очередь, означает, что необходим некоторый импульс для силовых ведомств, поскольку права бороться с видеопиратством, у них, как мы видим, есть.
Но есть и всегдашняя российская нерешительность, ожидание звонка начальства, непонимание проблемы. Подобное отношение вытекает из недостатка знаний о масштабах этого явления, о получаемых нарушителями прибылях и о роли организованной преступности в данной области.
Господам правоохранителям следовало бы знать, что нарушения авторских прав ведут к значительным прямым и косвенным потерям доходов государства. Действия «пиратов» наносят весьма значительный ущерб бюджету России, который в настоящее время даже трудно точно оценить. Можно лишь отметить, что «индустрия шоу-искусства» дает бюджету США около 180 млрд. долларов ежегодно.
К тому же, лица, задействованные в «видеопиратстве», часто вовлекаются в иные виды преступлений, например, отмывание прибыли, полученной преступным путем, борьба за территории (рынки сбыта), проводимая преступными методами. Нередко выясняется, что «пираты» копируют шоу-программы и выступления эстрадных творческих коллективов на украденной аппаратуре.
Неплохой метод локализации «пиратства» заключается в сосредоточении на источниках нелегального копирования. Для этого необходимо просто начать в этой области плановую работу, разработать операции, установить пути сбыта незаконной продукции. Такие расследования, конечно, потребуют значительного времени и огромных усилий, но результат не заставит себя ждать.
В настоящее время, согласно судебно-арбитражной статистике, дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности, являются одной из самых «бурно» растущих категорий дел, рассматриваемых в арбитражных судах (только за 2002 г. увеличение объема дел данной категории составило 66,9 %, «уступая» только «приросту» дел, связанных с законодательством о ценных бумагах).
В абсолютных цифрах картина оказывается более чем скромной: 121 дело было рассмотрено в 2001 г. и 202 дела - в 202 г. В судах общей юрисдикции число поданных исков намного больше, но сроки рассмотрения дел измеряются даже не месяцами, а годами (с учетом частых случаев неправильного разрешения дел в судах первой и даже кассационной инстанций, необходимости пересмотра принятых судебных актов в порядке надзора). Между тем, правовая защищенность во многом зависит именно от того, насколько быстро и правильно будет разрешен спор.
Если дело не решается быстро, оно вообще не решается. По отношению к современному состоянию дел в судах общей юрисдикции оказывается верной именно вторая часть данного правила, особенно в случаях судебных разбирательств о нарушениях авторских прав. К тому же новизна проблем, применение норм международного права создают сложности и для правообладателей, и для пользователей, и для судей.
Вот почему важнейшей задачей является совершенствование не законодательства, а судебной системы. Добиться быстрого, объективного, беспристрастного, законного судебного разрешения возникающих конфликтов представляется возможным за счет специализации судей и юридических служб. Необходимо также решить вопросы компенсации за время, потраченное правообладателями в судах на защиту своих прав, вопросы оплаты труда их представителей.
Обширная зарубежная практика показывает, что без образования общественной правоприменительной организации, способной взять на себя все тяготы подобных процессов, широкое распространение судебной формы защиты авторских прав и ее эффективность оказываются маловероятными.
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрена обязательность лицензирования таких видов деятельности, как воспроизведение и распространение экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, осуществление эфирного, спутникового, кабельного телевизионного вещания. И контроль за соответствием деятельности лицензиата требованиям законодательства возлагается также на лицензирующие органы. Осуществлять за самим собой контроль - не корректно и не оправданно. Это положение следует менять. Тем более, что на лицензирующий орган часто пытаются возложить не свойственные ему функции истолкования законов, оценки «существенности» правонарушения и применения санкций в отношении нарушителя -прерогативы, присущие органам судебной власти.
Положение «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» предусматривает в качестве одного из оснований аннулирования лицензии на телевещание «систематическое нарушение авторских и смежных прав». Несомненно, это сильный «рычаг» для воздействия на недобросовестного вещателя.
Однако на практике обеспечить надлежащую доказательственную базу оказывается трудно, особенно в том случае, если лицензирующий орган не располагает территориальными подразделениями.
Сам процесс затрудняется необходимостью доказывать не только наличие оснований для лицензирования, но и «систематичности» нарушений данного вида, а также каждое конкретное нарушение авторских и смежных прав в отдельности.
Кроме того, следует учитывать, что в России любая проблема легко приобретает политическую «окраску», чем также часто пользуются правонарушители.
2.2 Проблемы регулирования авторских прав в шоу-бизнесе по российскому законодательству
Конституция Российской Федерации устанавливает по меньшей мере 17 правовых норм, защищающих права авторов и тем самым интеллектуальный потенциал как ресурс государства. Таким образом, Конституция России фактически настраивает общество на то, что политика государства в области авторского права и смежных прав должна быть направлена на обеспечение рационального и сбалансированного сочетания интересов создателей Произведений в части максимально возможной их охраны и защиты, стимулирования творчества как особого вида деятельности для интересов всего общества.
Особой сферой, в отношении которой функции государства заслуживают специального рассмотрения, является коллективное управление авторскими и смежными правами.
В большинстве стран Европы, где коллективное управление авторскими и смежными правами осуществляется самими обладателями прав, государственные органы осуществляют административный контроль за созданием и деятельностью таких структур. По нашему мнению, факт государственного контроля необходим как для пропаганды важности защиты авторских прав, так и для правового регулирования управления авторскими правами, включая правоприменительные меры.
Надлежащая работа по организации защиты авторов и правообладателей призвана обеспечивать не только их имущественные и неимущественные интересы, но и интересы национальные. Такая работа обеспечивает защиту интеллектуально-творческого потенциала страны, материальную поддержку творческой интеллигенции, в результате чего увеличивается налогооблагаемая база для сбора подоходного налога, стимулируется специализированный экспорт, создается юридическая база для инвестиций в индустрию культуры и коммуникации, в новые информационные технологии.
Очевидно, что авторские и смежные права составляют стратегический ресурс государства, хотя, как правило, принадлежат физическим лицам либо организациям. Современная и правильно построенная система охраны авторских прав может быть движущей силой и одним из сильнейших стимулов в процессе экономических реформ, в продвижении индустрии культуры; подпиткой для роста и развития экономики; пресечением вливаний в теневую экономику.
В России с 1993 г. действует нуждающийся в весьма жесткой корректировке Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», некоторые его нормы не работают, а систематическое и массовое нарушение авторских и смежных прав продолжается в данной сфере. Можно привести примеры использования нелицензированного демонстрирования и продажи видеозаписей популярных шоу-программ и концертов, в видеосалонах демонстрируются записи шоу-программ без ведома правообладателей, выпускаются лазерные компакт-диски, незаконно тиражируются альбомы об эстрадных группах и т.д. В результате российские и зарубежные правообладатели не получают законного авторского вознаграждения, а государство, в свою очередь, - налоговых поступлений в бюджет.
По данным Междуэстрадного альянса интеллектуальной собственности, Россия быстро становится одним из крупнейших пиратских рынков мира: за один только год продается свыше 200 млн. аудиокассет с записями на общую сумму около 300 млн. долларов, объем незаконного использования компьютерных программ превысил 520 млн. долларов.
Очевидно, что мириться с таким положением вещей в дальнейшем нельзя.
Совершенствование функциональной деятельности государства в предложенном направлении наметилось Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав» от 12.04.99 г. № 413. Этим Постановлением на Российское агентство по патентам и товарным знакам были возложены специальные функции по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями в области авторского права и смежных прав. При этом было оговорено, что выполнение этих функций, а также первоочередных задач, связанных с подготовкой предложений по совершенствованию правоотношений в области авторского права и смежных прав и приведением нормативно-правовых актов, регулирующих эти правоотношения, в соответствие с международными обязательствами в области интеллектуальной собственности, должно осуществляться во взаимодействии с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
На основании статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества.
При этом, в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
Вместе с тем следует учитывать, что в понятие «интеллектуальная собственность» включает в себя в том числе авторское право и смежные права.
Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, касающиеся авторского права и смежных прав.
Правовая охрана объектов авторского права и смежных прав предусмотрена статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьей 150-4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, статьей 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
На основании требований указанных законов защита прав на объекты авторского и смежных прав строится по системе частного права, то есть производится правообладателем по его усмотрению. Непосредственная защита этих прав осуществляется в судах общей компетенции и арбитражных судах.
Следует отметить, что закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» соответствует Бернской и Всемирной (Женевской) конвенциям по авторскому праву, конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия является их участником. Кроме того, настоящий Закон положительно был оценен Всемирной организацией интеллектуальной собственности).
На рубеже XX и XXI веков общество стало придавать большую значимость культуре, в связи с чем увеличилось количество и способы, изменился характер использования произведений. В экономический оборот все более стали поступать объекты интеллектуального труда, приобретая значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.
Некоторые элементы авторского права появились очень давно. Еще в Древней Греции осуществлялся контроль за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Из римских источников стало известно, что авторам произведений того времени выплачивался гонорар. Некоторые особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права длительное врюмя не уделяли должного внимания.
В качестве мощного социального фактора, который способствовал развитию авторского права, следует указать изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка (в 1448 г.). Откровенно говоря, техника книгопечатания была известна несколько раньше в Китае и Корее, но оставалась в секрете для Европы. Данное открытие привело к возможности печатать «романы и поэмы» большим тиражом и широко торговать ими. Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял». Стала очевидной необходимость регулирования данной области со стороны государства, обеспечение внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.