Рефераты

Банкротство (несостоятельность) юридических лиц

p align="left">Изменение статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего

1) В современном законодательстве произошел отход от обязательного получения лицензии арбитражными управляющими. В связи с этим возникает потребность в эффективном надзоре за их деятельностью с целью не допустить попадания в их число недобросовестных лиц и предотвратить возможность злоупотребления своими полномочиями.

По замыслу законодателей, надзор должна осуществлять саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих. Следует выделить следующие особенности этого нового для отечественной системы антикризисного управления образования: в качестве СРО может выступать только некоммерческая организация; соответствие не менее чем 100 ее членов требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим; участие ее членов не менее чем в 100 процедурах банкротства; наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 300 тыс. руб. на каждого члена.

Значительным плюсом системы антикризисного управления стало введение финансовой ответственности арбитражных управляющих, в том числе путем страхования их ответственности. Разумеется, это новшество не снимет все риски, однако кредиторы все-таки будут знать, что в случае неправильных действий арбитражного управляющего, повлекших за собой ущерб, они смогут получить хотя бы 5% балансовой стоимости имущества должника.

2) Подверглись изменению и требования, предъявляемые к арбитражным управляющим: регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; наличие высшего образования; стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; отсутствие судимости за преступления в сфере экономики; членство в одной из СРО.

Разумеется, вряд ли введение подобных требований кардинальным образом изменит состав арбитражных управляющих, однако некоторые положительные сдвиги безусловно произойдут.

3) Претерпел изменения и порядок назначения арбитражных управляющих: их кандидатуры будут представлять арбитражному суду саморегулируемые организации.

Предлагается следующая процедура назначения арбитражного управляющего: арбитражный суд, признавая должника банкротом, указывает саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначаться управляющий; соответствующая СРО составляет список кандидатов (не менее трех), изъявивших согласие. Решение о включении кандидатур в список принимается организацией на коллегиальной основе; не позднее чем через пять дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего составленный список направляется в арбитражный суд заявителю-инициатору банкротства (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику; должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной из указанных в списке кандидатур арбитражных управляющих. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом; если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке, составленном СРО.

Установление необходимых особенностей банкротства для отдельных категорий должников

Практика применения редакции Закона о банкротстве 1998 года выявила невозможность одинакового подхода к небольшому производственному предприятию и компании, представляющей военно-промышленный комплекс. Кроме того, были учтены различные нестандартные ситуации, которые могут возникнуть на предприятии, объявленном банкротом.

В связи с этим утверждены следующие нововведения: если для руководителя организации-должника законодательство предусмотрело специальные требования, например наличие допуска к государственной тайне, образования по профилю деятельности, к арбитражному управляющему должны быть предъявлены аналогичные требования; на арбитражного управляющего возлагается обязанность внеочередного финансирования мероприятий по предотвращению потенциальных неблагоприятных техногенных и экологических последствий по причине закрытия предприятия. Пока возможность возникновения катастрофы не будет устранена, арбитражный управляющий не вправе рассчитываться с кредиторами.

Ограничения по обороту имущества устанавливаются не только для процедур банкротства, но и для перехода прав собственности на объекты в обычном хозяйственном обороте. Так, собственность с ограниченным оборотом может быть продана только тем организациям, которые имеют право владеть таким имуществом.

В то же время в отношении организаций оборонной промышленности предусмотрено право государства приостанавливать реализацию имущества до 3 месяцев. В этих целях соответствующий федеральный орган наделяется полномочиями лица, участвующего в деле.

В новой редакции Закона введен особый раздел -- «Банкротство стратегических предприятий и организаций». В нем подробно перечислено, какие объединения относятся к данной категории: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, чьи акции находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; организации оборонно-промышленного комплекса: производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ.

Указанные организации считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) провести обязательные платежи, если существует шестимесячная задолженность по их исполнению. При этом для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий или организаций требования должны составлять в совокупности не менее 500 тыс. руб.

Таким образом, в I главе нашей дипломной работы мы рассмотрели законодательство о банкротстве (несостоятельности): историю развития, традиции и современное состояние института банкротства. Современный этап развития этого института представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий.

Глава II. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в

Арбитражном суде

§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц

На сегодняшний день в юридической литературе неоднократно поднимается вопрос: что такое несостоятельность и что такое банкротство, являются ли они синонимами или нет. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, Г. Шершеневич считает, что банкротством следует считать несостоятельность, сопряженную с таким виновным поведением должника, которое причиняет или ставит цель причинить вред кредиторам. Шершеневич Г. Учебник русского гражданского права. - М.: Проспект, 1995. - С. 300 Л. Щенникова также указывает на то, что проведение различий между понятиями несостоятельность и банкротство «…принципу вины представляется не лишенным глубокого смысла». Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве: традиции и перспективы // Российская юстиция. - 1998. - № 10. - С. 38 Интересна и позиция С. Жилинского, который помимо указанных понятий оперирует еще и таким понятием, как неплатежеспособность, выстраивая все три в определенную цепочку: «Все начинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной для должника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами, то такой неплательщик тем самым приобретает новое качество - становится несостоятельным. Третье и завершающее качество на тернистом пути незадачливого предпринимателя - банкрот. Им его наделяет арбитражный суд». Жилинский С. Правовая основа предпринимательской деятельности. Курс лекций-М.:Норма-Инфра,1998.- С.104

Новый закон также не внес ясности в данный вопрос. Так в его тексте до статьи 3 неоднократно после слова «несостоятельность» в скобках употребляется термин «банкротство». Начиная же со статьи 3 скобки отброшены и «банкротство» становится самостоятельным понятием. Мы, же в своей работе под банкротством будем понимать и несостоятельность.

В соответствии со статьей 2 нового закона под несостоятельностью (банкротством) понимается - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В отличие от старого закона 1998 года неспособность должника должна быть признана только законом, в старой редакции должник мог сам объявить о неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Рассматривая понятие банкротства, стоит обратить внимание на тот факт, что новый закон, в отличие от традиционного подхода, принятого в гражданском праве к определению понятия должника, более узко подходит к его пониманию, подразумевая под ним сторону, должную уплатить кредитору только лишь денежную сумму, тогда как статья 307 ГК говорит, что должником является - сторона, обязанная совершить определенные действия по требованию кредитора, как-то - передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму и т.п. С другой стороны, закон, не ограничивается только гражданско-правовыми обязательствами, имея ввиду также публично-правовую обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей.

В качестве основного признака банкротства новый закон избрал критерий “неплатежеспособности”, состоящий в неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (п.2. ст. 3 Закона). Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

При определении размера денежных обязательств принимается во внимание задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, а также, чего не было в старом законе, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее ста тысяч рублей (ст. 6 Закона). Тогда, как в законе 1998 года, требования к должнику - юридическому лицу должны были составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда. “Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность. Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличии от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей” Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве: традиции и перспективы // Российская юстиция. - 1998. - № 10. - С. 39

.

Размер денежных обязательств считается установленным, если он определен судом. Таким образом, при определении признаков несостоятельности (банкротства) закон исходит из критерия неоплатности.

Новый закон предусматривает только один способ признания должника несостоятельным в отличие от закона 1998 года, в котором предусматривалось две формы: по решению арбитражного суда и добровольное объявление о банкротстве. В новой же редакции закреплено только по решению суда. Как и предыдущий закон, Закон о несостоятельности (банкротстве) 2002г. предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами (ст.32). Благодаря накопившейся практике, глава 3 нового закона “Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде” существенно расширила и углубила положения старого закона, восполнила существовавшие пробелы.

§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о

банкротстве юридических лиц.

Прежде чем перейти к вопросу о порядке производства дел о банкротстве, необходимо исследовать вопрос о применении процессуальных норм при разбирательстве дел данной категории. Единые правила для дел любой категории, включая дела о несостоятельности, установлены в АПК. Следует отметить, что в 2002 году также принят новый АПК от 24.07.2002г. № 95-ФЗ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002. № 95 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

Вместе с тем, в статье 223 “Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)” определено, что эти дела рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве). Помимо норм, закрепленных в главе 3, отдельные процессуальные нормы содержатся и в других статьях, поэтому глава “Рассмотрение дел о (банкротстве) в арбитражном суде” применяется если иное не предусмотрено другими главами.

В статье 33 закона о банкротстве предусмотрена подведомственность дел арбитражному суду. Что касается подсудности, то данное правило определяющее, что дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника, сформулировано в указанной статье как исключительная подсудность, и не позволяет изменить ее по выбору заявителя или соглашению сторон (статья 38 АПК).

Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков: во-первых - требование к должнику - юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее ста тысяч рублей, о чем говорилось выше; во-вторых - указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 33 закона о банкротстве). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом (ст.43 закона о банкротстве).

Особенностью данного процессе является то, что в нем отсутствуют истец, а есть заявитель, впрочем нет и ответчика. Заявление о признании несостоятельным может быть подано как конкурсным кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление закон о банкротстве устанавливает различный порядок его оформления и содержания. Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что подписание заявление производится только руководителем должника или его заместителем. В отличие от правила, предусмотренного в АПК, когда право на подписание искового заявления может быть передано представителю, статья 37 закона о банкротстве не допускает такую передачу полномочий.

Должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле (статья 37). Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится в статьях 38 закона и 126 АПК и является исчерпывающим. Порядок и содержания заявления, подаваемого конкурсным кредитором, регулируется статьями 39-40 закона.

Заявление, так же как и в случае подачи заявления должником, подается в письменной форме, но отличительной особенностью является то, что данное заявление может быть подписано не только руководителем конкурсного кредитора - юридического лица, но и его представителем (статья 39). В тех случаях, когда требования кредитора к должнику основаны на различных обязательствах должника, они могут быть объединены. Также в одном заявлении могут быть объединены требования нескольких кредиторов.

Прилагаемые к заявлению документы подразделяются на два вида. Первый - те, которые предусмотрены статей 64 АПК и второй - документы, названные в законе о банкротстве.

Заявление уполномоченного органа (ст.41) должны отвечать требованиям предъявляемым к заявлению кредитора. Согласно статьи 2 закона под уполномоченными органами понимаются - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Поскольку разбирательство дел о несостоятельности существенно отличается от дел по экономическим спора, то при подачи заявления стоит руководствоваться нормами закона “О несостоятельности (банкротстве)”. Для обращения в арбитражный суд необходимо уплатить государственную пошлину. В соответствии с Законом РФ “О государственной пошлине” от 09.12.91г. Закон РФ от 09.12.1991. № 2005 - 1 “О государственной пошлине” // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1992. -№ 11. Ст. 521 заявление о признании предприятия банкротом оплачивается государственной пошлиной в размере 10 минимальных размеров оплаты труда.

В случае не выполнения при подачи заявления как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 37-41 закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом. Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом.

При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее пяти дней (в законе 1998 года - трех дней) с даты поступления указанного заявления, выносит определении о принятии. В определении указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой суд утверждает временного управляющего.

Арбитражный суд принимает меры по обеспечению требований кредиторов предусмотренные статьей 91 АПК: наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц; запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора; возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества; передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу; приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста. Помимо этих мер закон 2002 г. расширил перечень мер по обеспечению требований кредиторов, включив дополнительные меры. Так, арбитражный суд может запретить совершать без согласия арбитражного управляющего определенные сделки.

Вышеперечисленные меры, принимаются на любой стадии арбитражного процесса, только по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, по собственной инициативе суда принятие меры не допускается. Решение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов рассматривается арбитражным судом не позднее следующего дня после поступления заявления (статья 93 АПК).

При отсутствии оснований предполагать, что имущество должника будет использовано в ущерб интересам кредиторов и при наличии ходатайства об отмене принятых мер, суд вправе отменить обеспечение требований. При исследовании вопроса о разбирательстве дел о банкротстве стоит обратить внимание на тот факт что закон, в отличие от АПК, содержит обязанность должника в десятидневный (по закону 1998 года - пятидневный срок) срок со дня получения определения о принятии заявления направить отзыв на заявление кредитора.

Подготовка дела к судебному разбирательству состоит из двух этапов. Прежде всего судья производит действия, предусмотренные в статье 135 АПК, которые могут иметь место в деле о банкротстве, имея в виду, что это - не экономический спор. Так, в деле о банкротстве нет истцов и ответчиков, не участвуют третьи лица, поэтому пункт 1 не применяется. Остальные действия, предусмотренные в статье 135 могут совершаться, однако вместо принятия мер по обеспечению иска судья принимает меры по обеспечению требований кредиторов, вправе по собственной инициативе назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Судья может принять меры для примирения сторон. Осуществление таких мер не может являться основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.

Две категории лиц привлекаются к разбирательству дел. Первая - “лица, участвующие в деле о банкротстве”. К ним относятся: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях предусмотренных законом; лица, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Вторая категория - “лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве”: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия; иные лица в случаях, предусмотренных АПК и законом. В новом законе добавлены представитель учредителей (участников) должника) и представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов. Как считает С. Жилинский: «…вызывает возражения незавершенность градации иных лиц. …перечень является открытым, что неизбежно породнит некоторые трудности и споры при отнесении причастных к банкротству лиц к той или иной категории”. Жилинский С. Правовая основа предпринимательской деятельности. Курс лекций. - М.: Норма - Инфра, 1998. - С.204.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в суд (ст. 51), по закону 1998 года указанный срок составлял - три месяца. Исходя из смысла статей 51 и 52 в указанный срок должно быть принято одно из следующих решений: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об отказе в признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления (новая процедура); определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве, а также определения: об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения и об утверждении мирового соглашения.

Сообщение о признании должника банкротом публикуется арбитражным судом, принявшим такое решение, в официальном издании, определенном Правительством РФ («Вестнике Высшего Арбитражного суда») и иных средствах массовой информации.

Перед тем, как приступить к рассмотрению процедур банкротства (ниже мы дадим характеристику, изложим основные принципы, цели и задачи судебных процедур, применяемых в ходе рассмотрения дела о несостоятельности) остановимся на понятии кредитора. В соответствии со статьей 2 закона под кредиторами понимаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Кредиторами по денежным обязательствам могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Так, например, в качестве кредитора может выступать Управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области. В ходе осуществления возложенных на органы федерального казначейства функций по контролю за целевым использованием средств федерального бюджета органы федерального казначейства зачастую выступают в роли кредиторов. По результатам проводимых органами федерального казначейства проверок в организациях, учреждениях и предприятиях целевого использования средств, выделяемых из федерального бюджета, устанавливаются факты нарушения бюджетного законодательства РФ, за которые в соответствии со статьей 284 БК предусмотрены меры принуждения в отношение проверяемых организаций. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 145 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823 Согласно статьи 284 БК к полномочиям органов федерального казначейства в области применения мер принуждения относится списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных поручений на зачисление бюджетных средств, в доход федерального бюджета.

Однако на практике, проверенные организации и предприятия не в состоянии выполнить предъявляемые к ним требованиям в силу отсутствия средств на счете по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. За предприятиями числится задолженность по внесению финансовых санкций в доход федерального бюджета. При проведении процедур банкротства управление федерального казначейства МФ РФ по Самарской области выступает в роли кредитора по денежным обязательствам должников по уплате финансовых санкций в доход федерального бюджета.

Интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов. Кредиторы направляют требования кредиторов, управляющим составляется реестр требований кредиторов.Итак, перейдем к рассмотрению процедур банкротства.

Глава III. Процедуры банкротства

§ 1. Наблюдение

Статья 27 закона выделяет пять процедур банкротства для юридических лиц. По старому закону было четыре, введена новая процедура - финансовое оздоровление. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Основной целью процедуры наблюдения является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово - экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами. Как отмечает О. Никитина: “Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов”. Никитина О. Банкротство под наблюдением // Бизнес - адвокат. - 1998. - № 14. - С. 4

Легальное определение понятия "наблюдения" законодатель дает в статье 2 Закона. Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, оставления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Осуществляет наблюдение временный управляющий.

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда. Оленин А. Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры банкротства // Законодательство. - 2000. - № 2. - С.37

Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом к производству. В данном определении указывается о введении процедуры наблюдения и о назначении временного управляющего. Вынесение данного определения является начальным моментом, с которого вводится процедура наблюдения. Процедура наблюдения вводится на период до даты проведения первого заседания арбитражного суда. Наблюдение может вводиться на срок, не превышающий семи месяцев с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

С момента введения процедуры наблюдения: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом порядка предъявления требований к должнику; по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном законом; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения; запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Администрация (органы управления) должника с момента введения процедуры наблюдения имеет право совершать исключительно с согласия временного управляющего следующие сделки: связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками); о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций; об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; о заключении договоров простого товарищества.

О. Шипицина обращает внимание на то, что должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. См.: Шипицина О. Порядок, последствия введения и прекращение процедуры наблюдения // Юрист. - 2000. - № 10. - С. 36

В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Контроль за указанными сделками должника обеспечивается путем дачи согласия временного управляющего на совершение таких сделок. Если данные сделки совершены в период наблюдения без согласия временного управляющего, они могут быть признаны недействительными в судебном порядке в соответствии с нормами ГК. При дачи согласия на совершение таких сделок временный управляющий должен решить вопрос о их целесообразности для должника, проанализировать последствия этих сделок для имущества должника, учесть, что последствием заключения указанных сделок может стать невозможность восстановления платежеспособности должника.

В случае, если руководитель должника не выполняет требований, установленных законом, не принимает должных мер, направленных на сохранение имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при осуществлении им своих обязанностей, а также допускает иные нарушения действующего законодательства, арбитражный суд вправе отстранить его от занимаемой должности. В этом случае полномочия по управлению должником возлагаются на временного управляющего.

Временный управляющий действует с момента его назначения арбитражным судом и до момента окончания процедуры наблюдения и назначении, соответственно, внешнего или конкурсного управляющего (в том случае, если не было заключено мировое соглашение).

Упоминая в данном параграфе такого участника процесса несостоятельности как «временный управляющий» следует более подробно рассмотреть его правовой статус. Для осуществления своих функций временный управляющий пользуется предоставленными правами и несет возложенные на него обязанности.

Временный управляющий вправе: предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 Закона; заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных законом; принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи закона; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные установленные законом полномочия. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 закона.

Для признания размера требований к должнику установленным кредитором указанные требования направляются должнику и в арбитражный суд. Требования кредиторов, по которым не достигнуто согласованного решения и должником представлены возражения, подлежат рассмотрению арбитражным судом. Арбитражный суд обязан рассмотреть возражения должника. По результатам рассмотрения арбитражным судом выносится определение, в котором указывается размер требований кредитора (уполномоченного органа), в отношении которых возражения должника признаны необоснованными. Данное определение арбитражного суда является основанием для включения указанных в нем требований в реестр требований кредиторов.

На стадии наблюдения проводится финансовый анализ состояния должника в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособн6ости должника.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает одно из следующих решений: о введении финансового оздоровления; внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты