Рефераты

Банкротство (несостоятельность) юридических лиц

p align="left">Таким образом, в целом процедура наблюдения оправдала свое существование. Данная процедура фактически дает руководству должника шанс на ликвидацию задолженности и восстановление платежеспособности, при этом большинство действий руководства должника, способных нанести вред интересам кредитора отслеживаются временным управляющим и в случае необходимости опротестуются в суде. Однако, необходим анализ практики. На сегодняшний момент в среде правоведов возник ряд споров в отношении применения норм предусмотренных в ходе наблюдения, так не ясен к примеру порядок рассмотрения исковых требований временных управляющих, отсутствуют нормативные акты, определяющие размер оплаты труда временных управляющих. Большинство указанных пробелов касаются также и внешнего управления, и конкурсного производства, но о них будет сказано в соответствующих параграфах.

§ 2. Финансовое оздоровление

Важное новшество - это введение в закон о банкротстве самостоятельной главы, посвященной процедуре финансового оздоровления предприятия - новой реорганизационной процедуре. В ней подробно описаны порядок введения, окончания и прекращения финансового оздоровления. На первоначальном этапе у должника существует возможность уберечь свое предприятие от введения на нем процедуры банкротства. У собственника появилась возможность повлиять на ситуацию - улучшить состояние предприятия путем привлечения каких - либо инвестиций. Теперь собственник не будет, как в старом законе, сразу отстраняться от управления делами, можно говорить о том, что в настоящее время появилась возможность найти выход без введения на предприятии ликвидационной процедуры.

При определенных условиях данная процедура позволит сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием в условиях возбужденного дела о банкротстве. На сегодняшний момент у предприятия, которому грозит банкротство, практически нет реальных шансов на разрешение дела в досудебном порядке, а тем более - на запуск процедуры финансового оздоровления, поскольку средства на нее должны быть заранее прописаны в бюджете. Иными словами, предприятия должны заранее знать, где они упадут, и заботливо стелить там соломку.

Для исполнительной власти это уже вторая попытка законодательного закрепления процедуры финансового оздоровления, причем сейчас ее впервые предлагается рассматривать как часть процедуры банкротства. С другой стороны, соединение в одном законе понятий банкротства и финансового оздоровления в перспективе означает перестройку всей системы государственного управления собственностью. Похоже, что бюрократическая составляющая при разработке нового закона не была второстепенной.

Статьей 2 закона определено, что под финансовым оздоровлением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству должника, его учредителей, собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также третьего лица. Снабженное планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, ходатайство рассматривается либо на собрании кредиторов, либо в арбитражном суде. Основным фигурантом на этом этапе банкротства выступает временный управляющий - либо руководивший наблюдением за предприятием, либо новый, назначенный арбитражным судом. Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку интересы временного управляющего, руководившего наблюдением, могут, мягко говоря, быть отличными от интересов предприятия-должника, стремящегося сохранить свой бизнес.

Еще одна страховка на случай конфликта интересов - это предоставление лицами, претендующими на проведение финансового оздоровления, доказательств того, что они выполнят график погашения задолженности. Иными словами, арбитражный суд должен быть уверен, что уводя предприятие из-под банкротства, учредители, собственники или третьи лица имеют возможность оплатить долги данного предприятия. Конечно, в этом случае возникает законный вопрос - почему, имея средства, они довели предприятие до банкротства (наблюдение - первая из его процедур)? Однако ответы на него не входят в сферу применения данного закона, а скорее относятся к вопросам корпоративного управления.

Финансовое оздоровление в новой редакции закона рассматривается как шанс для предприятия избежать недружественного поглощения со стороны конкурентов. Если в законе 1998 года организация практически беспомощна перед внешним кредитором-конкурентом, то с принятием нового закона положение дел может улучшиться. Конечно, гарантий от недобросовестной конкуренции закон о банкротстве не дает и дать не может, но он должен по крайней мере не облегчать передел собственности.

Так как данная процедура является новой и судебной практики по ее применению пока нет детально останавливаться на ней мы не будем, а рассмотрим следующие действия при вынесении решения о введении внешнего управления.

§ 3. Внешнее управление

Внешнее управление вводится при возможности восстановления платежеспособности предприятия. Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление - реорганизационная процедура, суть которой состоит в назначении судом арбитражного управляющего имуществом должника на основании ходатайства собрания кредиторов должника, которое собирается временным управляющим в период наблюдения. Эта предупредительная мера применяется в том случае, если есть основания полагать, что платежеспособность предприятия может быть восстановлена (ст.93 Закона). Таким образом, по нашему мнению и мнению А. Агеева: «Основной целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника». Агеев А. Банкротство: особенности процедуры внешнего управления // Юридический мир. - 2000. - № 5. - С. 18

Для достижения основной цели внешнего управления назначается внешний управляющий. Целесообразность, проведения внешнего управления, определяется собранием кредиторов. При этом, анализ практики свидетельствует, что факт возможности восстановления платежеспособности должника должен признать суд, одного согласия кредиторов не достаточно. Максимальный срок внешнего управления составляет восемнадцать месяцев.

В целом внешнее управление имуществом должника можно разделить на несколько этапов. Первый - предварительный, начинается с момента введения внешнего управления и продолжается до утверждения плана внешнего управления. На этом этапе перед внешним управляющим ставиться задача инвентаризации имущества должника, составлении реестра требования кредиторов, принятия решения о мерах по восстановлению платежеспособности должника, составление плана внешнего управления. В плане может быть предусмотрено восстановление или продажа части имущества, перепрофилирование некоторых нерентабельных производств, продажа части предприятия как имущественного комплекса и осуществление некоторых других мер организационного и финансового характера. Второй - основной состоит в осуществление мер и мероприятий, указанных в плане внешнего управления. Третий - заключительный состоит в составлении отчета внешнего управляющего и расчетах с кредиторами. Надо отметить условность деления на этапы, так, к примеру, реестр требований кредиторов ведется в течение всего внешнего управления.

Как указано выше, распоряжение и управление имуществом должника в ходе внешнего управления осуществляет внешний управляющий. Для реализации властных полномочий внешнего управляющего закон устанавливает, что с момента введения прекращаются полномочия органов должника и собственника имущества должника - унитарного прекращаются и в полном объеме передаются собранию кредиторов и внешнему управляющему. Одновременно с введением внешнего управления, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, и вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Согласно ст. 95 Закона мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом на суммы требований по денежным обязательства и обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ.

Для выполнения задачи внешнего управления арбитражный управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. К правам внешнего управляющего также относятся: право заключать от имени должника мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника, а также предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона.

В целом, все обязанности внешнего управляющего можно разделить на связанные с реализацией внешнего управления и обязанности, перешедшие к нему от руководства и собственников должника. От собственников и учредителей должника к арбитражному управляющему переходят обязанности: вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником.

К обязанностям внешнего управляющего, связанным с реализацией внешнего управления следует относить: принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию; разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; вести реестр требований кредиторов; представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления. На данных обязанностях необходимо остановиться подробнее.

Внешний управляющий обязан произвести инвентаризацию имущества для полного учета имущества, при выявлении отсутствующего или не отраженного имущества для принятия соответствующих действий. В практике встречаются, что по окончании инвентаризации арбитражным управляющими возбуждались уголовные дела о хищениях. Одновременно инвентаризация позволяет учесть имущество не отраженное в бухгалтерском учете. Инвентаризация имущества проводиться на первом этапе внешнего управления - предварительном.

План внешнего управления составляется внешним управляющим и утверждается собранием кредиторов. Внешний управляющий обязан составить план внешнего управления и в процессе внешнего придерживаться мероприятий, указанных в плане. План внешнего управления составляется на предварительном этапе внешнего управления.

По словам М. Телюкиной: «По окончании внешнего управления, внешний управляющий обязан отчитаться в выполнении плана внешнего управления - составить отчет внешнего управляющего и предоставить его на рассмотрение собранию кредиторов». Телюкина М. Некоторые проблемы исполнения внешним управляющим своих обязанностей // Государство и право. - 2000. - № 4. - С. 11

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.

В отчете внешнего управляющего в отчете должно содержаться одно из следующих предложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении установленного срока внешнего управления; о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

В случае если собрание кредиторов на основании отчета внешнего управляющего вынесет решение о прекращении производства по делу связи с восстановлением платежеспособности и определением суда данное решение будет утверждено, то арбитражный управляющий вправе преступить к расчетам с кредиторами. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с очередностью, установленной ст. ст. 121 - 122 закона о банкротстве.

Рассмотрим процедуру внешнего управления на конкретном примере, встречающемся на практике органов федерального казначейства Самарской области: Так, по результатам проверки целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на выплату льгот и компенсаций лицам, пострадавшим при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, в ОАО "Самарский завод синтетического спирта", проведенной отделением федерального казначейства по г. Новокуйбышевску (акт от 30.06.98г.) установлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 2755,17 руб. По решению Арбитражного суда Самарской области от 02.11.99г. по делу № А55-8277/99-22 на ОАО "Самарский завод синтетического спирта" г. Новокуйбышевск введена процедура внешнего управления сроком на 12 месяцев и введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов на указанный срок.

03.11.2000г. собрание кредиторов утвердило план внешнего управления на 18 месяцев, рассмотрело отчет внешнего управляющего, при этом кредиторы пришли к выводу в том, что для завершения программы антикризисных мероприятий, реализации перспективных проектов необходимо дополнительное время и обратилось в Арбитражный суд Самарской области с ходатайством о продлении внешнего управления до 3 мая 2001г. Требование управления федерального казначейства МФ РФ по Самарской области принято и подлежит удовлетворению в составе 4 очереди.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2000г. по делу № А55-8277/99-22 о принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, к производству принят отчет внешнего управляющего и назначено дело к судебному разбирательству на 26.12.00г. Определением Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2000г. по делу № А55-8277/99-22 срок внешнего управления продлен на 6 месяцев до 03.05.2001г. Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2001г. по делу № А55-8277/99-22 внешнее управление завершено, ОАО «Самарский завод синтетического спирта» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев.

Управлением федерального казначейства МФ РФ по Самарской области в адрес конкурсного управляющего направлено требование кредитора от 17.07.2001 года № 09-13/5551.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2002г. по делу № А55-8277/99-22 срок конкурсного производства продлен на 6 месяцев до 05.01.2003г. (см. приложение № 1).

Итак, основываясь на изложенном, можно утверждать, что внешнее управление - основной своей задачей ставит восстановление бизнеса должника, для чего вводится мораторий на удовлетворения требования кредиторов и назначается внешний управляющий. Однако статистка показывает, что крайне незначительное количество должников восстанавливают свою платежеспособность в результате проведения внешнего управления. Согласно статистическим данным из 1229 дел, по которым в 2001 г. проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только в 52 случаях (4,2 %) по результатам ее проведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности должника Рассмотрение дел о банкротстве в 2001 году // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 4..

В то же время, думается, что закон удачно воплотил здесь такую тенденцию развития гражданского законодательства, как усиление роли и значения средств и процедур, предназначенных не для ликвидации имущества должника, а для предоставления ему возможности поправить свои дела, в том числе путем реализации плана внешнего управления. Пробелом в законодательстве, в настоящий момент, является порядок выплаты вознаграждения внешнему управляющему.

§ 4. Конкурсное производство

Под конкурсным производством следует понимать процедуру банкротства, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст.2 закона).

При установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства арбитражный суд принимает решение о банкротстве должника и об открытии конкурсного производства. Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника будет считаться наступившим, прекратится начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования налоговых органов, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Сообщение о признании должника банкротом публикуется арбитражным судом в официальном издании, определенном Правительством РФ.

Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий, в частности, анализа финансового состояния должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущество должника, находящегося у третьих лиц, конкурсным управляющим. Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем, Закон о банкротстве допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лиц, участвующих в деле арбитражный суд выносит определение о продлении указанного срока.

При принятии решения арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. Одна из основных фигур в конкурсном производстве - конкурсный управляющий, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 127 Закона о банкротстве с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства он выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника и к нему переходят права и обязанности руководителя должника.

М. Полякова обращает внимание на то, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов или комитета кредиторов отстраняет его от исполнения обязанностей и назначает нового конкурсного управляющего. Полякова М. Проблемы применения законодательства о банкротстве: отстранение арбитражного управляющего // Законодательство. - 2000. - № 6. - С. 46

Арбитражный суд по собственной инициативе не вправе назначить нового конкурсного управляющего при невыполнении прежним своих обязанностей. Конкурсный управляющий действует до момента завершения конкурсного производства.

Ст. 126 Закона о банкротстве посвящается последствиям открытия конкурсного производства. Следует иметь в виду, что в статье дан исчерпывающий перечень последствий открытия конкурсного производства для должника. Так, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный Законом о банкротстве срок.

После открытия конкурсного производства, как уже отмечалось, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, то есть ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций. Кроме того, сведения о финансовом состоянии должника уже не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, комитет кредиторов вправе требовать от конкурсного управляющего любую информацию о ходе конкурсного производства, в том числе о финансовом состоянии должника.

Что же касается сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, то они совершаются исключительно в порядке, установленном гл. VII Закона о банкротстве. Автоматически при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом. Арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе наложить новые аресты на имущество должника, а также ввести иные ограничения по распоряжению его имуществом.

С момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Имеется в виду, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ, кредиторы должны обратиться к конкурсному управляющему в установленный срок, а не в суд.

Вместе с тем, Закон о банкротстве допускает исполнение обязательств должника, но только в случаях и порядке, предусмотренных гл. VII Закона. В том случае, если органы управления должника в период наблюдения или внешнего управления не были отстранены от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника, то с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя. Кроме того, прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. На наш взгляд, руководитель должника освобождается от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации.

Как уже отмечалось, конкурсный управляющий выполняет функции руководителя должника, в том числе и по распоряжению имуществом должника. Однако это право ограничено, в частности п. 1 ст. 139 Закона установлено, что порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

В том случае, если решение о признании должника банкротом принимается по окончании процедуры наблюдения, то полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия и органов управления должника автоматически прекращаются по окончании наблюдения, с момента назначения конкурсного управляющего.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае не передачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления должника, в том числе и руководитель должника, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Помимо общих для всех руководителей полномочий конкурсный управляющий осуществляет ряд функций, свойственных для руководителя только в конкурсном производстве. Так, конкурсный управляющий анализирует финансовое состояние должника, в том числе активы и пассивы, ликвидность основных средств, оборудования, инструментов, сырья, материалов. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, а также принимает необходимые меры по обеспечению его сохранности. Кроме того, он принимает меры к ликвидации дебиторской задолженности, предъявляя требования к третьим лицам.

Как пишет О. Хоронжук: «Одной из обязанностей конкурсного управляющего является уведомление работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с трудовым законодательством» Хоронжук О. Практические рекомендации по проведению конкурсного производства // Юрист.-2001.-№ 1. - С. 6

. Конкурсный управляющий рассматривает требования кредиторов и заявляет в установленном порядке возражения в случае несогласия с указанными требованиями. Арбитражный суд в деле о банкротстве, рассматривая спор, проверяет обоснованность возражений конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий вправе в трехмесячный срок с момента назначения отказаться от исполнения договоров должника. Указанный отказ заявляется в порядке, установленном ст. 102 Закона о банкротстве.

Конкурсный управляющий предъявляет иски в суд о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершает иные действия; предъявляет требования к учредителям (участникам), собственнику имущества юридического лица или другим лицам, которые давали обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определяли его действия, чем вызвали банкротство юридического лица. Такие лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (ч. II п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Положения, предусмотренные ч. II п. 3 ст. 56 ГК, не применяются в отношении полного товарищества и товарищества на вере, участники которых (полные товарищи) во всех случаях солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а также производственного кооператива, члены которого несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов (Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. I ГК РФ" от 1 июля 1996 г. Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996., N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. I ГК РФ"// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1996. - N 9.). Предусмотрен контроль за деятельностью конкурсного управляющего (ст. 143 Закона о банкротстве). В соответствии со ст. 129 Закона конкурсный управляющий осуществляет полномочия по управлению делами должника.

Собрание кредиторов (комитет кредиторов), осуществляя контроль за деятельностью конкурсного управляющего, заслушивают отчет конкурсного управляющего о проделанной работе. В отчете должна содержаться информация о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иная информация. Так, конкурсный управляющий сообщает собранию кредиторов или комитету кредиторов о проведенной инвентаризации и оценке имущества должника. После чего собрание кредиторов (комитет кредиторов) определяют порядок и сроки продажи имущества должника.

Конкурсный управляющий отчитывается перед комитетом кредиторов или собранием кредиторов не реже одного раза в месяц. Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом, осуществляющим контроль за проведением ликвидационных процедур. В связи с изложенным и при необходимости конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять ему все сведения, касающиеся конкурсного производства.

Закон о банкротстве устанавливает, что все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Необходимо обратить внимание на то, что из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное Законом о банкротстве.

Конкурсный управляющий обязан уведомить собственника изъятого из оборота имущества, при наличии в составе имущества должника данного имущества.

В шестимесячный срок с момента получения уведомления от конкурсного управляющего собственник обязан принять указанное имущество от конкурсного управляющего и закрепить его за другими лицами. Передача осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Закон о банкротстве устанавливает, что источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

Конкурсный управляющий после проведения инвентаризации и оценки и имущества, как правило, с привлечением оценщика или иного специалиста, приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. Порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Что же касается имущества должника, являющегося ограниченно оборотоспособным, то оно может быть продано только на закрытых торгах.

Конкурсный управляющий использует в ходе конкурсного производства один (основной) счет. Остальные счета должника конкурсный управляющий закрывает, а остатки денежных средств перечисляет на основной счет. Закон о банкротстве предусматривает, что имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами. Закон о банкротстве содержит статью, посвященную очередности удовлетворения требований кредиторов. Для всех юридических лиц правила об очередности удовлетворения требований кредиторов установлены ст. 64 ГК. Также ст. 134 Закона о банкротстве содержит обязательную для юридических лиц - банкротов очередность удовлетворения требований кредиторов. Требования, заявленные кредиторами и которые не оспариваются должником, относятся к категории установленных у подлежащих удовлетворению в очередности, предусмотренной п. 4 ст. 134 Закона. В отличие от старого закона новым законом определены три очередности, а в старом было пять.

Закон о банкротстве предусматривает, что вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено законом; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства. В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

В Законе о банкротстве предусмотрено, как было сказано выше, три последовательно удовлетворяемых очередей. При невозможности погашения всех требований кредиторов, отнесенных к соответствующей очереди, они удовлетворяются пропорционально их размеру.

Первую очередь составляют требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда (в старом законе она не предусматривалаь). Удовлетворение таких требований при ликвидации юридического лица осуществляется путем капитализации повременных платежей. Также в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций при банкротстве банков или других кредитных организаций, привлекающих средства граждан (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Во вторую очередь осуществляются расчеты, связанные с выплатой выходных пособий и оплатой труда лицам, работающих и работавших по трудовому договору (контракту), а также с выплатой причитающегося вознаграждения по авторским договорам (например, требования изобретателей, авторов произведений науки и литературы и т.п.).

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, а также требования, обеспеченные залогом имущества должника (например, требования банка, выдавшего кредит под залог части принадлежащего должнику оборудования).

Хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом требования кредиторов считаются погашенными, если они не были удовлетворены из-за недостаточности имущества должника.

Конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Согласно ст. 16 Закона о банкротстве конкурсный управляющий ведет указанный реестр, переданный ему соответственно временным или внешним управляющим.Требования каждой очереди, как уже было сказано, удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов. На это также обращают внимание М. Телюкина и В. Ткачев См.: Телюкина М., Ткачев В. Рассмотрение требований кредиторов в конкурсном процессе // Юридический мир. - 2000. - № 7. - С. 7

.

При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Закон признает погашенными удовлетворенные требованиями кредиторов, а также те требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований, или имеются иные основания для прекращения обязательств. В качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном допускается в случае согласования данного соглашения с собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Зачет требования, а также погашение требования предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Погашение требований кредиторов путем заключения соглашения о новации обязательства в конкурсном производстве не допускается.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд или такие требования признаны арбитражным судом необоснованными. Признание требований погашенными означает, что они не могут быть больше предъявлены.

Вместе с тем Закон предусматривает случай, где это правило не действует. Кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника.

Конкурсный управляющий отмечает в реестре требований кредиторов сведения о погашенных требованиях. При отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное в пункте 1 статьи 148 имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Из анализа ст. ст. 132, 148 и др. следует, что конкурсный управляющий может помимо документов, предусмотренных ст. 147 Закона о банкротстве, приложить к отчету и другие документы, свидетельствующие, например, что имущество должника, изъятое из оборота, передано конкурсным управляющим уполномоченным органам.

Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Одной из обязанностей конкурсного управляющего является представление определения о завершении конкурсного производства в пятидневный срок (по старому закону - в десятидневный срок) в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника. Должник считается ликвидированным с момента внесения указанной выше записи в единый государственный реестр юридических лиц. Кроме того, с этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются и конкурсное производство считается завершенным.

Рассмотрим судебную практику, с которой сталкиваются органы федерального казначейства Самарской области в своей работе: Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2000г. № А55-6154/32000-35 ООО "Инвест -Ценаприс" г. Тольятти по заявлению должника (в соответствии со статьей 174 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98г. №6-ФЗ), принимая во внимание, что стоимость имущества должника, в отношение которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ООО "Инвест - Ценаприс" г. Тольятти подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном указанном законом, по упрощенной процедуре банкротства. Руководствуясь статьями 95, 127 АПК, статьями 97-98, 174-176 вышеуказанного закона ООО "Инвест -Ценаприс" г. Тольятти признано банкротом и открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, применив упрощенную процедуру банкротства. См.: Архив Арбитражного Суда Самарской области. - 2000. - Дело № А 55 - 6154/00 - 35

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты