Рефераты

Эколого-правовой статус гражданина

p align="left">Формирование судебной практики по этой категории дел в Украине ограничивается тем, что граждане не знают о своих экологических правах и возможности их судебной защиты, а также не верят в ее эффективность. Кроме того, эта категория дел является новой и непопулярной среди судей, которые довольно часто не понимают приоритетности проблем и роли суда в их решении. Существенный вклад в практику судебной защиты нарушенных экологических прав вносят экологические организации, такие как «ЭкоПраво-Киев», «Экоправо-Львов» и др. «На основе уже девятилетней практике мы пришли к выводу, что на сегодняшний день граждане, имея экологические права, просто не знают (и соответственно не умеют), как отстоять их. К тому же на практике мы сталкиваемся с тем, что процедура реализации этих прав не имеет отработанных механизмов для их защиты», - говорит Борис Васильковский, директор негосударственной экологической организации «ЭкоПраво-Киев». [72] Проблема в том, что 90 % дел, проходящих через негосударственные экологические организации связано с тем, что органы власти принимают решения, нарушающие права граждан. Когда же эти вопросы выносятся в суд в порядке обжалования решений государственных органов, то оказывается, что для судов не совсем понятно, что должны делать органы власти, чтобы не нарушать права граждан. Поэтому для разъяснения процессуальной стороны реализации экологических прав граждан, «ЭкоПраво-Киев» организовала целый ряд семинаров для судей с целью просветить последних в отношении экологической проблематики. Таким образом, видно, что деятельность негосударственных экологических организаций имеет положительный результат как для граждан, с точки зрения помощи в реализации и защите экологических прав, так и для государственных органов, призванных осуществлять защиту и контроль за соблюдением и обеспечением вышеназванных прав.[72]

2.2.5 Иные экологические права граждан

Без активного участия граждан и общественных организаций в принятии решений, связанных с влиянием на окружающую среду, в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды невозможно решение экологических проблем. В статье 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среде» предусмотрены права граждан на активные действия по охране окружающей среды и, в частности, право на объединение в общественные природоохранные формирования.

Закон Украины «Об объединениях граждан» определяет понятие объединения граждан, как добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод. Объединение граждан, согласно закону, может быть общественной организацией или политической партией. [15]

Политические партии создаются с целью участия в государственной политике, формировании органов власти, местного и регионального самоуправления и представительства в их составе. Общественные организации создаются для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, вековых, национально-культурных, спортивных, экологических и других интересов.

Единой общественной природоохранной организацией до перестройки было Украинское общество охраны природы (УООП), которое должно было оказывать содействие и помогать государственным органам в области охраны природы. Государство не разрешало общественности вмешиваться в решение важных вопросов общественной жизни, выключая возможность контроля или давления на государственные органы. Принудительный характер уплаты членских взносов, а также самого членства позволял УООП охватывать миллионы граждан, но реальными активистами было незначительное количество людей.

В декабре 1989 года была создана и зарегистрирована Украинская экологическая ассоциация «Зеленый мир», как общенациональная экологическая организация. В октябре 1990 года наиболее политизированные члены «Зеленого мира» создали Партию Зеленых Украины (ПЗУ), которая теперь представлена в Парламенте Украины. На это время в Украине созданы и активно действуют Национальный экологический центр, негосударственный Институт экологии, Академия экологических наук, международная организация «Союз Чернобыль», информационно-издательское агентство «Окружающая среда», Всеукраинская экологическая лига, уже упомянутые нами неправительственные экологические организации «ЭкоПраво-Киев», «Экоправо-Львов» и т. д.[72]

Полномочия общественных экологических объединений определены в ст. 21 Закона Украины «Об охране окружающего природной среды». [7] Они представляются довольно широкими: от разработки и пропаганды своих природоохранных программ, образования общественных фондов охраны природы для участия в специальных проверках выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранных планов и мероприятий и проведения общественной экологической экспертизы до инициирования проведения всеукраинских и местных референдумов по вопросам, связанным с охраной окружающего природной среды. Общественные экологические объединения имеют право также вносить в соответствующие органы предложения об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда, подавать в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушением экологического законодательства.

Объединения в экологические организации открывает перед гражданами более широкие возможности для реализации своих экологических прав и влияния на экологическую политику государства.

Граждане имеют право на осуществление общего и специального природопользования. Законодательство Украины гарантирует гражданам право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетичных, оздоровительных, рекреационных, материальных) бесплатно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством.

В порядке специального пользования гражданам, а также предприятиям, учреждениям и организациям природные ресурсы предоставляются во владение или аренду на основании специальных разрешений, зарегистрированных в установленном порядке, за плату для осуществления хозяйственной и другой деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством Украины, на льготных условиях.

Граждане имеют право на получение экологического образования. Экологическое образование и воспитание являются важными средствами повышения экологической культуры общества, которая является необходимым условием решения экологических проблем. В статье 7 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено общее обязательное комплексное образование и воспитание в области охраны окружающей среды, в том числе в дошкольных детских учреждениях, в системе общего среднего, профессионального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. [7] На наш взгляд, экологическое воспитание, осуществляемое в дошкольных детских учреждениях имеет очень важное значение для восприятия и понимания человеком острой необходимости сохранения безопасной окружающей среды. С раннего возраста человек должен знать о своих правах в экологической сфере, о последствиях своей деятельности и об ответственности за нарушение экологических норм. Учеными доказано, что первые 7-10 лет жизни человека являются фундаментом для последующего формирования его характера и мировосприятия, и очень важно, что бы в фундаментальные основы сознания человека было заложена суть экологических прав, а главное, обязанностей личности. Экологическое образование и воспитание должны быть беспрерывными, продолжаться на протяжении всей жизни человека, пополняя знания об окружающей природной среде, которые постоянно изменяются.

Вопросы экологического образования и воспитания имеют международное значение: они включены к международной программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера», являются одним из важных направлений деятельности Международного союза охраны природы, Программы ООН по окружающей среде.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены гарантии экологических прав граждан, среди которых, в частности, проведение государственных мероприятий по охране, восстановлению, улучшению состояния окружающей среды; обязанность министерств, ведомств, учреждений и организаций осуществлять меры по предотвращению вредного влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую природную среду. Гарантиями экологических прав граждан является их участие в осуществлении государственного и общественного контроля за соблюдением экологического законодательства; предусмотренная законом компенсация в установленном порядке вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения экологического законодательства. Как одна из гарантий экологических прав предусмотрена неотвратимость ответственности за экологические правонарушения, которая сегодня является, к сожалению, лишь декларацией, поскольку расследование и рассмотрение этой категории дел непопулярно, не имеет приоритетного значения в деятельности правоохранительных органов, большинство экологических правонарушений латентны, то есть не раскрываются или если и раскрываются, то не передаются для вынесения судебного решения или приговора.

Защита экологических прав осуществляется путем признания или подтверждения этих прав; прекращения нарушения прав; устранения препятствий для их осуществления; восстановления нарушенных прав; взыскания с виновного убытков; компенсации морального вреда и другими предусмотренными законом способами.

2.3 Экологические обязанности граждан

В теории права любому праву соответствует некая обязанность, а их совокупность составляет определенный статус индивида. Перед тем как углубится в исследование экологических обязанностей граждан необходимо выяснить, что же такое юридическая обязанность в целом. Юридическая обязанность - гарантированная законом мера общественно необходимого (полезного) и государственно целесообразного поведения лица, объективно обусловленная потребностями существования и развития других лиц, социальных групп, наций, человечества.[80] Основываясь на общей норме теории права, экологические обязанности граждан можно определить как - систему закрепленных законом, общественно необходимых и государственно целесообразных, мер поведения гражданина (лица), направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при использовании природной среды.

Обязанность - парная категория с правом, так как обязанность служит способом обеспечения прав. Использование человеком своих прав одновременно предполагает его обязанность защищать и укреплять эти права - ради самого себя и ради других.

Права существуют только тогда когда признаются другими гражданами государства. Свои требования к гражданам государство формирует в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Граждане - сами хранители своей свободы, направления и границы внешнего выражения которой даны в правах. Именно для того, чтобы укрепить свои права, граждане в демократическом обществе принимают на себя обязательства и исполняют свои обязанности. Во Всеобщей декларации прав человека (п.1ст.29) определено: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Так же, как и права человека, основные юридические обязанности фиксируются в Конституции и других законах государства. [26]

Экологическим правам граждан корреспондируются их обязанности в области охраны окружающей природной среды. В статье 66 Конституции Украины закреплена обязанность каждого не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки.[1] Данная статья закрепляет за экологическими обязанностями статус конституционных обязанностей гражданина.

Бабъяк О.С. и Белечук П.Д. в своих трудах разделили экологические обязанности граждан, предусмотренные ст. 12 Закона «Об охране окружающей природной среды», на общие и специальные. Общие обязанности граждан предусмотрены Законом Украины «Об охране окружающей природной среды:

· беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства;

· осуществлять свою деятельность с неуклонным соблюдением требований экологической безопасности и других экологических нормативов;

· не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

· вносить плату за специальное использование природных ресурсов;

· компенсировать вред причиненный влиянием на окружающую природную среду.[40, c.180]

Специальные обязанности граждан предусмотрены системой экологического законодательства, они производны от условий права собственности на природные ресурсы, природопользования и реализации гражданами экологически опасной деятельности. В зависимости от имущественного критерия специальные экологически обязанности граждан подразделяются на имущественные и неимущественные. К имущественным обязанностям относятся:

· своевременно вносить плату за загрязнение окружающей природной среды и сверхлимитное использование природных ресурсов;

· эффективно использовать природные ресурсы, осуществлять комплексные мероприятия по их восстановлению;

· проводить мероприятия по предупреждению негативного влияния деятельности на состояние окружающей природной среды.

Экологические обязанности неимущественного характера заключаются в следующем:

· получать разрешения на осуществление деятельности, способной негативно влиять на состояние окружающей среды;

· предоставлять органам экологического контроля сведения о характере экологически опасной деятельности;

· передавать экологически опасные объекты на экологическую экспертизу;

· осуществлять первичный учет использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду;

· овладевать экологическими знаниями и практическими навыками их реализации;

· согласовывать свою деятельность с иными субъектами, если она способна потенциально вредить здоровью человека и природным ресурсам;

· исполнять распоряжения органов экологического контроля.[40, c.176]

В Земельном (ст. 40), Лесном (статьи 18, 19). Водном (ст. 44) кодексах, в Кодексе о недрах (ст. 24), в Законе «О животном мире» (ст. 26) закреплены обязанности соответственно земле-, лесо-, водопользователей, пользователей недр, животного мира, которые детализируют и специализируют общие обязанности в области охраны окружающей природной среды соответственно определенному природному ресурсу и с учетом специфики его правового режима.[59, c.82]

Значительной преградой реализации гражданами их экологических прав и исполнения обязанностей в области охраны окружающего природной среды является низкий уровень эколого-правового сознания населения, которое довольно плохо знает свои экологические права и обязанности и механизм их реализации, что требует улучшения экологического и эколого-правового образования и воспитания.

РАЗДЕЛ III. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ДРУГИХ СТРАН

3.1 Экологические права граждан стран Европы и СНГ

В конституциях первой половины ХХ века изредка можно встретить лишь достаточно скупые общие принципы использования природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. В конце ХХ века в связи с надвигающимся экологическим кризисом в законы стран Европы вносятся не только положения о рациональном потреблении и сохранении природных благ, как условиях жизни человека, но и дополнения о правах человека на окружающую среду, его экологических обязанностях, мерах государства по оздоровлению природы, прежде всего в целях охраны здоровья людей.[64, c.320] Понятно, в законах предусматриваются вехи, контуры государственной и правовой экологической политики, статуса личности которые потом проявляются в применении, соблюдении, исполнении правовых требовании, но по нормам-принципам можно судить о главных направлениях и проявлениях природоохранной деятельности, проецировании ее на остальные иные правовые институты.

Немаловажен и полезен сравнительный анализ украинских и законодательных природоохранных положений стран европейского континента.

Конституции европейских стран восприняли и ввели природоохранные нормы прежде всего через европейские концепции прав и свобод человека и гражданина, провозглашая последнюю треть ХХ века, соответствующей естественным экологическим правам граждан, включая их в так называемые «права второго поколения».

В Королевстве Бельгия право каждого вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, конкретизируется в праве на здоровую окружающую среду наряду с правом на достойное жилище и правом на культурное и социальное процветание.[64, c.321]

По многим европейским конституциям, в отличие от украинской, граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду (Словакия, Словения, Чехия, Югославия), и, кроме того, в Болгарии - в соответствии с установленными стандартами и нормативами; в Испании - для развития человека; в Молдове - на экологически безопасную для жизни и здоровья среду, а также на безопасные продукты питания и предметы быта; в Норвегии - на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье, и на охрану природной продовольственной продукции и ее многообразия; в Португалии - жить в человеческой здоровой среде, в условиях экологического равновесия. [41, c.94] На наш взгляд, представляется не совсем понятной формулировка «человеческая здоровая среда». Если предположить, что человек - это один из видов биологически живых существ, для которого характерна определенная среда обитания, то она является неким сектором природы, в котором может существовать человек. Следовательно, иные живые существа (животные, микроорганизмы) обитают в присущей им среде, занимают иной сектор той же природы. Непонятным остается критерий, по которому разграничивается или определяется человеческая среда от других в границах единой природной среды обитания всех живых существ.

В России, Белоруссии и ряде иных стран каждый имеет право не только на благоприятную окружающую среду, но и на возмещение причиненного вреда, при этом в Азербайджане, Молдове, России - ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; в Белоруссии- вреда, причиненного нарушением права на благоприятную среду; в Словении закон устанавливает условия и размер возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. [42, c.201]

Право граждан на судебную защиту экологических прав прямо не закреплено, однако, эта защита экологических прав входит в общее понятие защиты прав и свобод человека, осуществляемой на всех уровнях законодательства. Непосредственная защита экологических прав граждан, как правило, осуществляется в рамках национального законодательства. Когда человек не смог восстановить нарушенные экологические права, пройдя все судебные и административные инстанции своей страны, он имеет право обратится за помощью в международные инстанции, в частности, в Европейский суд по правам человека. Граждане различных государств и их адвокаты неоднократно пытались защитить нарушенные экологические права, ссылаясь на закрепленное Европейской Конвенцией Прав Человека право на Жизнь, но в подавляющем большинстве случаев эти попытки не были успешными. Однако, не смотря на это, положительные решения в делах по защите экологических прав граждан могут стать основой для качественно новой судебной практики в экологической сфере. Подтверждающим аргументом данного факта является решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу Фадеевой против России, которое было вынесено 9 июня 2005 года. Данное дело является первым российским экологическим делом в Европейском суде по правам человека, которое послужило важным прецедентом для других граждан, проживающих в экологически опасных зонах. Суть дела заключается в том, что заявительница гражданка России Надежда Михайловна Фадеева проживает в г. Череповец - крупном металлургическом центре в санитарно-защитной зоне завода «Северосталь», расположенном в 300 км к северо-востоку Москвы. Несмотря на то, что теоретически, указанная зона должна была отделить завод от жилых районов города, на практике тысячи людей проживают в этой зоне. Указом Совета Министров РСФСР от 10.09.1974 года на Министерство черной металлургии была возложена обязанность расселить жителей, проживающих в санитарно-защитной зоне, к 1977 году. Однако, расселение на было осуществлено. В течении последующих лет Правительство приняло несколько новых программ, направленных на улучшение экологической обстановки в г.Череповце. В соответствии с действующей в настоящее время программой, промышленные выбросы от завода «Северсталь» должны достичь безопасного уровня в 2010-2015 гг. В 1993 году сталелитейный завод был приватизирован, и жилые дома, находящиеся в собственности завода в пределах санитарно-защитной зоны, были переданы в собственность органов местного самоуправления. В 1995 году заявитель и другие жители санитарной зоны подали в суд иск против металлургического завода, требуя переселения в экологически безопасные районы города вне пределов санитарно-защитной зоны. Суд подтвердил право заявителя на переселение за счет средств местной власти, однако, в своем решении суд не указал на конкретное переселение истицы, а обязал включить ее в список на льготное получение нового жилья, поставив ее переселение в зависимость от наличия средств. Решение суда не было исполнено на основании того, что не существует списка на льготное получение жилья жителей санитарно-защитных зон. Заявительница была внесена в общий список на получение жилья под номером 6820. Попытка исполнить судебное решение через суд путем подачи иска к органам местной власти была отклонена на том же основании, что не существует списка на получение льготного жилья, и местный совет не располагает жилыми площадями. Фадееву такой результат не устраивал, и в декабре 1999 года она подала жалобу в Европейский суд по правам человека. Заявительница в жалобе утверждала, в частности, что деятельность завода, расположенного в непосредственной близости от ее жилища, создает угрозу для ее здоровья и благосостояния. Суд рассмотрел все факты и доказательства и признал, что имело место нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской Конвенции по правам человека.[88] Российские суды также должны использовать это решение при разрешении аналогичных споров, поскольку решение Европейского суда по правам человека обязательно для исполнения всеми государственными органами. Вышеописанное дело должно служить положительным примером и вселять в граждан уверенность в защите своих экологических прав. Остается высказать надежду на то, что в недалеком будущем практика международных судебных инстанций в защите экологических прав граждан станет более широкой, и даст возможность применения ее на национальном уровне.

Важным средством обеспечения права на окружающую среду считается получение соответствующей экологической информации. В Азербайджанской Республике каждый обладает правом собирать сведения об подлинном состоянии окружающей среды. В Республике Беларусь гражданам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. В Албании, Норвегии, Чехии, Польше, России такое право предусматривается лишь в Конституции в качестве принципа, а подробнее рассматривается во внутреннем законодательстве и межгосударственных соглашениях. [43, c.18]

В России указанная форма воспроизводится на уровне Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 26.12.2001 года; подготовлен, но не принят законопроект о гарантиях прав граждан на экологическую информацию. [31] В России не ратифицирована европейская Оргусская конвенция о широком доступе всех граждан к экологической информации. В Словакии информация об окружающей среде должна содержать причины и последствия ее состояния.

В Республике Казахстан сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Молдова пошла по тому же пути, что и Украина. Она гарантирует каждому право на свободный доступ к достоверной информации о состоянии природной среды, условиях жизни и труда, качестве продуктов питания и предметов быта и на ее распространение. В Молдове утаивание или искажение информации о вредных для здоровья людей факторах запрещается законом, в Украине такая информация никем не может быть засекречена.

Право на окружающую среду и пользование природными благами может иметь некоторые ограничения. Так в России владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит вред окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, эта формулировка повторяет норму гражданских кодексов ряжа западноевропейских стран. [43, c.18]

В Белоруссии осуществление любого права собственности не должно наносить вреда окружающей среде, а в Чехии - не может превышать нормы установленные законом, что поднимет природоохранное ограничение на более высокий и широкий уровень. Почти аналогично в Украине: использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.

Во многих странах меры по оздоровлению окружающей среды увязываются с обеспечением прав граждан на охрану здоровья (Беларусь, Польша, Венгрия, Россия, Швейцария). В Хорватии каждый имеет право вести здоровый образ жизни, государство обеспечивает право граждан на здоровую окружающую среду.[64, c.305]

Права людей на природные ресурсы и окружающую среду ограничиваются также гражданством в ряде государств. В Австрии устанавливается административные ограничения для иностранцев в отношении купли-продажи земельных участков. В Армении правом собственности на землю не пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законом. В Литве земля, ее внутренние воды, леса, парки на праве собственности могут принадлежать только гражданам Литовской Республики и государства. В Словении иностранцы не могут приобретать право собственности на землю иначе как в порядке наследования при условии взаимности.[43, c.17]

3.2 Экологические обязанности граждан по законодательству Европы и СНГ

Все большее место завоевывает доктрина обеспечения прав соответствующими обязанностями - как граждан, так и должностных лиц, муниципальных и государственных органов. Некоторые европейские ученые в то же время относятся скептически к отражению в законодательстве экологических обязанностей, закрепляя за гражданами преимущественно права, причем от рождения, а за созданными ими государствами - обязанности перед гражданами.[81, c.5] Такое мнение достаточно интересно, однако если человека не обязать к определенному поведению в сфере охраны экологии, он может своими действиями причинить вред окружающей среде, тем самым подвергнуть опасности себя и окружающих, нарушая их право на экологическую безопасность. В Конституциях Российской Федерации, Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Испании, Казахстана, Македонии, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Югославии предусматриваются обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. [64, c.102]

Общие принципы сохранения природы, в соответствии с которыми должна направляться и оцениваться любая деятельность человека, затрагивающая природу, изложены во Всемирной хартии природы, принятой в 1982 году. [24]

Природу необходимо уважать и не нарушать ее основные процессы. Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы должна сохранятся, по крайней мере, на том уровне, который достаточен для обеспечения ее выживания. Необходимую для этого среду обитания следует сохранять. Используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют. Природу необходимо защищать от разграбления в результате войн или иных враждебных действий.[24] Эти принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности суши или моря. Особая защита должна обеспечиваться уникальным районам, типичным представителям всех видов, экосистем и сред обитания редких или исчезающих видов.[82 с.15]

В Стокгольмской декларации ООН по окружающей среде провозглашается необходимость при осуществлении какой-либо деятельности проявлять разумность и заботу о природе. Пункт 6 Стокгольмской конвенции гласит: «наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность в мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды. Из-за неведения или безразличного поведения мы можем нанести огромный непоправимый ущерб земной среде, от которой зависят наша жизнь и благополучие. И, наоборот, благодаря наиболее полному применению наших знаний и более разумному подходу мы можем обеспечить для себя и наших потомков лучшую жизнь в условиях среды, которая в большей степени будет соответствовать потребностям и чаяниям людей. Охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества, целью, которая должна быть достигнута совместно и в соответствии с установлениями и основными целями мира и международного экономического и социального развития.».[81, С.19] Данная конвенция выражает волю стран-участников, однако, каждый гражданин страны-участницы обязан соблюдать положения конвенции, и своими действиями охранять природу от разрушения. Это очень важная обязанность граждан в рамках мирового сотрудничества и сообщества.

В Словакии никто не имеет право сверх норм, установленных законом, создавать угрозу или наносить ущерб окружающей среде и природным ресурсам. В Литве законом запрещается истощать землю, ее недра, воды, загрязнять воды и воздух, оказывать радиационное воздействие на окружающую среду, а также обеднять растительный и природный мир.

В Эстонии каждый обязан возмещать нанесенный им окружающей среде ущерб. Для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих безопасность населения, законодательно нормировано качество окружающей природной среды. В связи с этим очень важно соблюдение производителями сельскохозяйственной продукции предельно допустимых норм применение минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. От этого во многом зависит состояние здоровья населения.

Конституционные обязанности граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, конкретизируются в нормативно-правовых актах каждого отдельно взятого государства. Так в ст. 12 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 26.12.2001 г., закреплено, что граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. [31]

По мнению Заславской Л.А., участие граждан в охране окружающей природной среды возможно не только путем непосредственного добровольно выполнения работ по охране природы, но и путем внесения средств во внебюджетные государственные экологические фонды и в общественные фонды окружающей среды. Указанные фонды расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. [58]

Однако, в большинстве Европейских стран основные полномочия по сбережению природных ресурсов, по обеспечению экологических прав граждан предусматривается за государством и в ряде случаев подробно конкретизируются. В ряде стран значение природных благ поднято до уровня преамбул в основных законах и носят достаточно общий, но и концептуальный характер. По Конституции Чехии 1992 года граждане … полны решимости сообща беречь и развивать полученное в наследство природное и культурное, материальное и духовное богатство. [64, c.312] Еще ранее, 1991 году принимая Хартию основных прав и свобод, Чешский и Словацкий национальные советы «осознавали свою долю ответственности перед будущими поколениями за судьбы жизни на Земле…». [41, c.93]

К высшим ценностям конституционного строя Республики Хорватии отнесены свободы, равенство, национальное равноправие, миротворчество социальная справедливость, уважение прав человека, неприкосновенность собственности, охрана природы и окружающей среды, верховенство права и демократическая многопартийная система. В Хорватии граждане, государственные, публичные и хозяйственные органы и объединения должны в пределах своих полномочий проявлять особую заботу о защите здоровья людей, природы и окружающей среды.

В Словении законом устанавливаются условия использования природных богатств. Государство заботится об охране окружающей среды; в этих целях закон устанавливает условия и порядок осуществление хозяйственной и иной деятельности. Животные защищены законом от истязания. Государство и местные сообщества заботятся о сохранении природного и культурного наследия. В целях целесообразного использования земель устанавливаются особые условия их эксплуатации; законом устанавливается особая защита сельскохозяйственных угодий.[42, c.212]

3.3 Политика Европейского союза в области эколого-правового статуса граждан

Экологическая политика Европейского сообщества и право окружающей среды ЕС существуют и развиваются на протяжении последних тридцати лет. Развитие правового регулирования этой сферы отношений сегодня проходит по трем магистральным направлениям:

-создание и обеспечение функционирования организационного механизма охраны окружающей среды (нормирование окружающей среды на уровне Сообщества, введение единых правил оценки воздействия на окружающую среду, сбор и обработка экологической информации, а также мониторинг окружающей среды через Европейское агентство по окружающей среде, экологическая сертификация Сообщества, экологический менеджмент и экологический аудит);

-создание и развитие экономического механизма охраны окружающей среды (система финансирования экологических мероприятий «LIFE», «зеленые» налоги Сообщества по энергетике, поддержка системы «депозита-возврата» в государствах-членах);

- становление механизма защиты экологических прав.

Последнее является одной из наиболее существенных современных тенденций в развитии экологического законодательства ЕС и представляется закономерным итогом деятельности Европейского сообщества по улучшению качества окружающей среды и достижению высокого уровня ее защиты.[61, c.58]

Само понятие экологических прав граждан можно разделить на три широкие категории. Прежде всего, это права из области публичного права: право на судебную защиту от действий экологических нарушителей, право оспаривать в суде действия правительства - locusstandi, а также процедурные права, такие как доступ к информации и право на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды (участие в оценке воздействия на окружающую среду и др.).

Во-вторых, это права из области частного права: право на судебную защиту при непосредственном причинении вреда истцу и право применения положений ограничительных соглашений. Очевидно, что некоторая путаница между экологическими правами, происходящими из частного и публичного права, спровоцировала дебаты о том, в какой степени природоохранные нормы могут иметь прямое действие в европейском праве окружающей среды.

Третью категорию составляют права, обычно включаемые в перечень основных прав или в т.н. «стандарт» прав человека, такие как право на благоприятную окружающую среду или право на информацию об окружающей среде. [79, c.55]

Евросоюз определил экологические проблемы в качестве приоритетного направления своей политики. В законодательстве государств -- членов Европейского Союза не обособляются экологические права граждан в качестве фундаментального права, однако, закрепляются прямо либо косвенно в конституциях либо иных нормативных актах. [61]

На современном этапе развития экологической деятельности и компетенции Европейского Союза, правовую основу осуществления политики Сообщества в области окружающей среды закладывают положения Договора о Европейском сообществе 1957 г. Этому посвящен раздел XIX Договора о ЕС «Окружающая среда», ст. 174-176.

Защита окружающей среды является одной из важнейших целей Европейского сообщества. Амстердамский договор 1997 г., внесший очередные изменения в содержание учредительного договора Сообщества, закрепил в тексте Договора о ЕС также принцип экологической ориентированности деятельности ЕС (ст. 6). Этот принцип подразумевает интеграцию целей (ст.174(1)) и принципов экологической политики ЕС (ст. 174(2)) в осуществление других политик Сообщества (сельское хозяйство, транспорт, общий рынок, региональная политика и др.) [79, c.65]

Согласно этому принципу («принципу экологической ориентированности») любая деятельность организации должна осуществляться с учётом потребностей окружающей среды и содействовать устойчивому развитию. Таким образом, Европейское сообщество подчёркивает приверженность концепции устойчивого развития, которая является официальной стратегией ООН, провозглашенной на Конференции по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Важнейшей составляющей концепции устойчивого развития является обеспечение прав человека, и в особенности прав нового поколения - экологических прав[61, c.56]. К таким правам относятся: право на благоприятную окружающую среду, право на информацию об окружающей среде, право на участие в принятии экологических решений, право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, право на доступ к правосудию по экологическим делам. Как справедливо подчеркивает российский правовед, профессор Бринчук М.М.: «В контексте устойчивого развития в праве окружающей среды должен быть решен ряд задач, направленных на обеспечение соблюдения экологических прав граждан… Серьезнейшей задачей является также создание механизмов защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, признания экологических прав будущих поколений и создания механизмов их защиты». [44, c.23]

В общих чертах можно утверждать, что ситуация с экологическими правами в Европейском Сообществе соответствует требованиям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Оргусской конвенции 1998 г.

При этом, как уже было упомянуто выше, право Европейского Союза напрямую не закрепляет права на благоприятную (здоровую) окружающую среду. Однако, как правильно замечает Третьякова А.А., «фундаментальное экологическое право на благоприятную (здоровую) окружающую среду закреплено а конституциях ряда рассматриваемых государств»[85, c.52]. Следовательно, право на благоприятную окружающую среду относится к общим конституционным традициям государств-членов, которые «уважаются» Европейским Союзом в качестве «общих принципов права», в соответствии со ст. 6 Договора о Европейском Союзе 1992 г. Таким образом, по нашему мнению, можно говорить о косвенном признании права на благоприятную окружающую среду Европейским Союзом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты