p align="left">Важнейшим из принятых в рассматриваемой области нормативных актов европейского права является Директива 90/313/ЕЭС о свободе доступа к информации об окружающей среде от 7 июля 1990 г. [34] Эта директива была принята с целью обеспечить свободу доступа и распространения экологической информации, имеющейся в распоряжении органов власти, а также определить пределы доступности такой информации.
Статья 3 Директивы 90/313/ЕЭС обязывает государства-члены делать доступной информацию о состоянии окружающей среды для любого лица (физического или юридического) независимо от его государственной принадлежности. При этом в п. 2 ст. 3 даётся перечень той экологической информации, которая по усмотрению государств-членов может не быть предметом доступа общественности (информация, затрагивающая международную и государственную безопасность, составляющая коммерческую или личную тайну и т.п.), что несколько ослабляет обязывающий характер статьи.[34]
Совсем недавно управление качеством окружающей среды признавалось проблемой исключительно государственной власти, проблемой принятия законов и контроля за их выполнением. В настоящее время все более значимой признается роль общественности, отдельных граждан в деле охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Общественность осознает негативные последствие загрязнения окружающей природной среды, вынуждает политиков принимать этот факт во внимание и учитывать в своей деятельности. В странах Евросоюза участие общественности неразрывно связано с процессами демократизации, закреплено в правовых документах, в Конституции. Принцип участия общественности закреплен в декларации РИО. На третьей общеевропейской конференции министров охраны окружающей природной среды (София, 1995) были приняты Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды. На четвертой конференции министров охраны окружающей природной среды «Окружающая природная среда для Европы», состоявшейся в 1998 г., принцип участия общественности получил дальнейшее развитие. [42, c.275]
Общественность оказывает влияние на политику в области экологии с помощью демонстраций, митингов протеста, выпуска газет, листовок и т.д., основываясь на таком фундаментальном праве, как свобода слова. Признано также право на участие граждан в обсуждении экологических проблем, проектов законодательных актов, материалов размещения и деятельности экологически небезопасных объектов, в принятии экологически значимых решений.
Участие общественности, реализация экологических прав возможны только при обеспечении доступа к информации.
Право граждан на участие в проведении экологической экспертизы и на участие в процедуре оценки воздействия на окружающую природную среду являются подвидом права граждан на получение экологической информации и права на участие в принятии экологически значимых решений.
Часто при принятии экологически значимых решений возникает конфликт интересов между гражданами и органами власти, между органами власти и хозяйствующими субъектами. Поэтому законодательство содержит нормы, предусматривающие, что решение органа - власти может быть пересмотрено независимым судьей. Правом на судебное рассмотрение споров граждане наделяются в случаях нарушения их экологических прав либо интересов, причинения вреда здоровью либо имуществу в результате нарушений требований экологического законодательства. Граждане вправе требовать как возмещения вреда, так и отмены принятых решений и прекращения деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей природной среды.
Обеспечивать участие общественности в принятии экологически значимых решений обязывает государства-члены и ст. 15 Директивы 96/61/ЕС, интегрирующей положения о предупреждении загрязнения и контролю над ним от 24 сентября 1996 г.[35], акта, явившегося результатом первых работ Сообщества по кодификации права окружающей среды.
Экологические права могут быть реализованы коллективно либо индивидуально. Граждане вправе создавать общественные организации экологической направленности и вступать в них.
Наиболее популярной формой общественного участия в экологическом нормотворчестве в Европейском Союзе стало объединение в природоохранные организации или группы. По разным причинам эффективность их действий в различных государствах-членах сильно различается. Наибольшая активность общественности и «претворение в жизнь» экологических прав граждан характерно для Великобритании, Германии, Нидерландов и Дании, тогда как в Ирландии и Греции подобная активность практически совсем отсутствует. И хотя высокий показатель членства в природоохранных организациях еще не гарантирует эффективного использования экологических прав. Участие масс необычайно важно на европейском политическом поле, где существует очень сильная связь между государствами-членами с активным общественным участием и международными природоохранными организациями, которые имеют наибольшее влияние на принятие решений в Брюсселе. [85, c.155]
Общественные организации могут быть определены как группа граждан, которые занимаются оппозиционной деятельностью против предложенного правительством проекта, как ассоциация независимых ученых-экспертов, консультирующих правительство по определенному вопросу, как коалиция промышленников, которые представляют правительству точку зрения своих компаний. Так как экологические проблемы имеют большую значимость, они приобрели политический характер, а неправительственные экологические организации превратились в весомый политический фактор.[82, c.39]
Деятельность человека влияет на окружающую природную среду, сама природа не может себя защитить. Опосредованно, через институт участия общественности, граждане выступают как голос природы. Все экологически значимые решения должны проходить через установленную процедуру их принятия. Общественности отведено особое место в этой процедуре, которое закреплено законодательством. При разработке экологической политики определяется перечень проблем, очерчивается стратегия, определяются пути разрешения проблемы, средства контроля, время, необходимое для решения проблемы, определяются приоритеты. По такому сценарию происходит общественное обсуждение. Граждане участвуют в разработке экологической политики, имеют правомочия и при ее реализации.
Практически все страны Евросоюза закрепляют институт оценки влияния на окружающую природную среду. Граждане наделены широкими правами на проведение мониторинга окружающей природной среды и экологически значимой деятельности, участие в проведении экологической экспертизы. Формами участия общественности являются выступления в средствах массовой информации, обращение в государственные и хозяйственные органы с письменными замечаниями и предложениями, работа в составе экспертных групп, участие в публичных слушаниях, в обсуждениях.[43, c.18]
Экологическая проблематика является обширной, касается всего общества. Практически невозможно осуществить всеохватывающий мониторинг, проследить все объекты. Граждане могут отслеживать угрожающие ситуации и предъявлять иски и жалобы, которые рассматриваются как инструменты экологической политики. Что касается приватизации, то здесь общественность аналогична продавцу, так как является собственником того, что продает государство. Законодательства европейских стран предусматривают активную роль третьей стороны (общественности) в случае, если приватизация приведет к изменению экологических условий.
Права человека в странах Европейского Союза наиболее полно определены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). В Конвенции экологические права специально не выделены, однако именно положения Конвенции дают возможность их защиты в Европейском суде по правам человека, который был создан в соответствии с положениями Конвенции (протокол №11) в 1997 г. Статьи 6, 13 Конвенции относят право на Доступ к правосудию и судебный контроль к правам, без гарантирования которых демократия и правовое сообщество не могут быть признаны таковыми. [30] В 1991 году Комиссией был подготовлен первый проект Директивы о гражданской ответственности за ущерб, причинённый отходами, которая гарантировала право на возмещение вреда, причинённого экологическим правонарушением. Однако, Совет заблокировал принятие данной директивы. Дискуссии по этому вопросу в органах Сообщества продолжаются по сей день.
За исключением положений ст. 4 Директивы 90/313/ЕЭС, о которых упоминалось выше, право Европейского сообщества также еще не урегулировало сферу обеспечения права на доступ к правосудию по экологическим делам. Право на иск по делам экологического характера устанавливается национальным законодательством государств-членов. Соответственно, в различных государствах-членах существуют различные возможности обращения в суд за защитой собственных экологических прав. В общем, их можно разделить на четыре основных группы:
1) возможность обращения в суд за защитой экологических прав любого лица (Голландия, Ирландия);
2) возможность обращения в суд за защитой экологических прав любого заинтересованного лица (Франция, Великобритания, Испания, Швеция, Финляндия);
3) возможность обращения в суд за защитой экологических прав только при нарушениях индивидуальных прав истца (Германия);
4) возможность обращения в суд за защитой экологических прав, предоставленная соответствующим ассоциациям (Италия, Греция).[64]
В целом средства судебной защиты экологических прав граждан в государствах-членах соответствуют положениям Оргусской конвенции 1998г. Национальные суды традиционно могут отменить решение государственных органов или даже аннулировать пакет таких решений. В некоторых государствах-членах суды могут также давать поручения государственным органам выполнить их обязанности в этой сфере.
Юрисдикция суда касается только прав человека, закрепленных конвенцией и протоколами к ней. Проблема заключается в том, что экологические права прямо не предусмотрены текстом Конвенции. Отсутствует также указание на связь основных прав человека с состоянием окружающей природной среды. Однако, такая связь подразумевается, о чем свидетельствует практика Европейского суда. Суд пошел по пути признания загрязнения окружающей природной среды нарушением прав человека. По делу Лоп Остра против Испании Суд постановил, что значительное загрязнение окружающей природной среды может влиять на благосостояние граждан, приводить к невозможности пользования жильем, негативно влиять на личную и семейную жизнь, не представляя значительной угрозы здоровью. [79, c.168]
Суд неуклонно руководствуется в своей деятельности необходимостью соблюдения справедливого баланса, который должен быть установлен между интересами индивида и общества в целом [66, c.74). Гарантией реализации экологических прав человека является право на доступ к правосудию. В Оргусской конвенции право на доступ к правосудию регулируется третьей опорой. Судебные процедуры должны быть своевременными и не связанными с большими затратами. Граждане и представители общественности могут обратиться в Европейский суд по правам человека, если им было отказано в предоставлении экологической информации, если предоставленная информация является неполной, недостоверной либо их экологические права были нарушены другим способом. Представители общественности, имеющие достаточную заинтересованность, в случае нарушения их права на участие в принятии решений могут оспаривать в суде законность принятия экологически значимого решения. Оргусской конвенцией предусмотрена возможность запрещения судом деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей природной среды. .[28]
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы обобщить все вышеизложенное и отметить некоторые проблемные моменты, которые были выявлены в процессе исследования темы.
Эколого-правовой статус гражданина является частью конституционного статуса и представляет собой систему законодательно определенных прав и обязанностей в сфере охраны окружающей среды. Закрепленные в законодательстве экологические права и обязанности дают возможность судить о положении личности в обществе, а также о характеристике государства в целом. В законодательстве Украины не закреплены понятия экологических прав и обязанностей граждан. На основании мнений разных ученых, разрабатывающих тему экологического статуса гражданина, можно сделать вывод, что экологические права граждан - это совокупность возможностей в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и использования природной среды, закрепленных в законодательстве и гарантированных системой права. Основанием для определения термина экологических обязаностей может послужить определение юридической обязанности, разработанное в теории права, с учетом особенностей охраны и обеспечения безопасности окружающей среды. Таким образом, экологические обязанности представляют собой систему закрепленных законом, общественно необходимых и государственно целесообразных мер поведения гражданина (лица), направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при использовании природной среды. Отсутствие законодательно определенных понятий экологических прав и обязанностей является существенным недостатком так, как нет однозначности в определении места данных прав в системе правового статуса человека в целом, поэтому необходимо внести соответствующие дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы экологических прав и обязанностей гражданина. Как уже отмечалось в работе, экологические права и обязанности граждан нашего государства закреплены в Конституции Украины в ст.50 и ст.66, детализированы в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды » от 25.06.91 в ст. 12, ст.9 и других нормативно-правовых актах. Конституция определяет, что экологическими правами граждан являются - право на безопасную окружающую природную среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также право на свободный доступ к экологической информации о состоянии окружающей среды. Ст. 12 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды » расширяет и детализирует экологические права, гарантированные Конституцией, гражданам предоставляются также:
1. право на участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей природной среды, и внесение предложений государственным и хозяйственным органам, учреждениям и организациям по этим вопросам;
2. право на участие в разработке и осуществимые мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию ресурсов;
3. право на осуществление общего и специального использования природных ресурсов;
4. право на объединения в общественные природоохранные формирования;
5. право на участие в проведении общественной экологической экспертизы;
6. право на получения экологического образования;
7. право на обращение в суд с иском к государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного влияния на окружающую природную среду.
В совокупности предоставленных гражданам экологических прав основополагающим является право на безопасную окружающую природную среду, все другие экологические права граждан связанные с его реализацией, направлены на его обеспечение или защиту. Например, право на участие в обсуждении материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно повлиять на состояние окружающей среды, или участие в проведении общественной экологической экспертизы имеют целью предупредить загрязнение окружающей среды. Право граждан на получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее влияние на здоровье населения, или право граждан обращение в суд с иском о возмещении вреда, причиненного их здоровью вследствие отрицательного влияния на окружающую природную среду, имеют цель обеспечить это право или судебную защиту в случае его нарушения. Однако, в законодательстве не выделено главенствующее значение права на безопасную окружающую природную среду, что, на наш взгляд, является ошибкой. Поэтому при закреплении экологических прав граждан в законодательстве, необходимо сделать акцент на том, что право на безопасную окружающую природную среду является основополагающим, а все остальные права производны от него.
В отличие от международно-правовых актов, где предусмотрена «среда, которая разрешает вести достойную и цветущую жизнь», или «жизнь в гармонии с природой», или в отличие от законодательства других государств, которые закрепили в законодательстве право на благоприятную окружающую среду, граждане Украины, согласно законодательству, имеют право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду. Все эти вопросы нуждаются в определении критериев: какую среду можно считать благоприятной или безопасной для жизни и здоровья? На этот вопрос ни в международно-правовых актах, ни в законодательстве Украины нет четкого ответа. Конечно, обеспечение благоприятной окружающей природной среды -- более сложная задача, чем обеспечение безопасной для жизни и здоровья среды.
«Благоприятная среда -- это такая среда, которое положительно влияет на состояние здоровья людей и биологические процессы функционирования живых организмов» -- считает. Безопасная же для жизни и здоровья окружающая природная среда -- это такая среда, которая не влияет отрицательно на состояние здоровья людей, не превышает установленных в законодательстве нормативов экологической безопасности. Получается, что граждане Украины имеют право жить в окружающей природной среде, которая допустима для жизни, в отличии от граждан других государств, которые имеют право жить в природной среде, которая благоприятна для жизнь в биологическом смысле. Такое положение вещей существенно ущемляет граждан Украины в правах человека, принятых на международном уровне и признанных другими государствами. С целью повышения экологического статуса граждан Украины до уровня международно-принятого необходимо признать право не только на безопасную, но и на благоприятную окружающую природную среду.
Определение права на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье людей также имеет существенный недостаток - ограничение на предоставление информации, составляющей государственную тайну. Данную проблему разрабатывала в своих работах Сурилова О.О. Она считает, что общей проблемой является определение информации, которая подлежит оглашению, а также противоречие между обязанностью предоставить как можно более исчерпывающую информацию и необходимостью сохранения государственной тайны, охраной частных интересов. Мы полностью поддерживаем мнение автора, так как в любом демократическом государстве человек и его права признаны вышей ценностью, а сокрытие экологической информации является нарушением его прав. Более того, сокрытие экологической информации может привести к нарушению права граждан на безопасную окружающую среду, в том случае если эта информация касается нарушений нормативов безопасности окружающей среды. Хотелось бы отметить так же, что экологическая безопасность какого-либо государства касается не только этого государства, но и всей планеты. Природа взаимосвязана в своих явлениях, и если, к примеру, в одной стране произойдет загрязнение грунтовых вод, то в другой стране, где эти воды выходят на поверхность, может произойти экологическая катастрофа. Именно так произошло в 1986 году, когда случилась катастрофа на Чернобыльской атомной станции - пострадали не только граждане Украины, но и ближнего зарубежья, когда в их странах прошли радиационные дожди, или в результате перемещения воздуха повысился уровень радиации на их территориях. Поэтому, на наш взгляд, необходимо снять ограничения на доступ к экологической информации составляющей, государственную тайну, или в крайнем случае минимизировать данное ограничение.
Несмотря на то, что практически во всех законодательных актах предусмотрено участие общественности в принятии экологических решений, отсутствует прописанный механизм или процедура такого участия.
В настоящее время реальная возможность участия общественности в системе экологического регулирования и реализации экологических прав граждан оценивается как недостаточные. Существующие возможности для общественного участия носят неоднозначный характер. Они обеспечивают очень позднее и очень ограниченное участие общественности. Имеющие место случаи общественного участия обязаны своим существованием скорее настойчивости активных общественных экологических организаций, чем государственной политике привлечения общественности к принятию экологически значимых решений. Участие общественности в принятии решений на проектной стадии происходит только в отношении тех объектов, скрыть информацию по которым заказчику не удалось, либо если госслужбы находятся в состоянии конфликта с заказчиком и нуждаются в общественной поддержке. Такое положение дел является нарушением права граждан на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду. Для минимизации нарушений данного права необходимо, чтобы принятие решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, было возможно только с участием и с позитивной оценкой граждан, интересы которых прямо затрагивает принятие этого решения.
Отсутствие в Украине широкой судебной практики по защите экологических прав обусловлено двумя основными моментами, а именно:
- не знание гражданами своих экологических прав, и в том числе о возможности их судебной защиты, а также отсутствие уверенности в ее эффективности;
- отсутствие у судей опыта и практики рассмотрения дел данной категории, отсутствие необходимого информирования судей о механизме реализации экологических прав.
При отсутствии механизма реализации экологические права теряют свое значение для граждан и становятся лишь номинально провозглашенными. Как видим, экологические права, несомненно, связаны друг с другом. Например, право на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, во многом зависит от наличия информации о необходимости принятия данного решения, которая предоставляется гражданам на праве свободного доступа к экологической информации. Судебная защита экологических прав граждан возможна при развитом механизме реализации этих прав. Если судья не имеет представления о том, как реализуется на практике право граждан на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду, он не сможет должным образом защитить это право. Такое положение дел наталкивает на необходимость четко регламентировать экологические прав граждан и определить механизм их реализации.
Свои сложности имеются и в регулиовании экологических обязанностей граждан. В Конституции закреплена основная экологическая обязанность каждого -- не причинять вреда природе, культурному наследию, возмещать причиненные убытки. Исполнение данной обязанности заключается в пассивном поведении граждан - в не совершении действий, которые могли бы причинить вред природе. Такая позиция Украины, на наш взгляд, отличается от точки зрения Организации Объединенных Наций (ООН), изложенной в Стокгольмской декларации, где сказано: «охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества, целью, которая должна быть достигнута совместно и в соответствии с установлениями и основными целями мира и международного сотрудничества». Названная позиция ООН предусматривает, прежде всего, активные действия по улучшению, охране природы, то есть поведение граждан, которое привносило бы в природу нечто, улучшающее ее состояние и способствующее ее сохранению. Предусмотренная п.1.ст.12 Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» обязанность граждан Украины беречь природу, охранять и рационально использовать ее ресурсы в соответствии с требованиями законодательства в полной мере не отражает стремление Украины обязать своих граждан к совершению активных, общественно полезных действий по сохранению и улучшению окружающей природной среды, как это сделали другие государства, преследуя цели, провозглашенные Стокгольмской декларацией ООН.
Обобщая сделанные выводы, хотелось бы отметить, что в целом законодательство определяет экологический статус граждан по средствам закрепления прав и обязанностей в сфере защиты и охраны окружающей природной среды, однако, эти права и обязанности требуют законодательного определения терминов и значительных дополнений для раскрытия их значения и сущности, а также механизмов реализации. На наш взгляд, этот вопрос можно решить путем принятия соответствующего нормативного акта, который бы носил не только концептуальный, но и практический характер. Таким актом может стать Концепция экологического статуса граждан Украины. Для разработки данного документа необходимо создать рабочую группу не только из специалистов Украины по экологическому праву, но и специалистов общественных негосударственных экологические организаций. В Концепции обязательно должны содержатся понятия экологических прав и обязанностей граждан, она должна содержать перечень всех экологических прав Украины с указанием главенствующей роли права на безопасную и благоприятную окружающую природную среду. Экологические обязанности должны основываться на общей цели сохранениея и улучшения состояния окружающей среды. Так же должен быть четко прописан механизм реализации каждого экологического права и обязанности. Концепция может содержать и другие положения по охране окружающей среды, прав и обязанностей гражданина. Главное, чтобы при ее разработке учитывались научные разработки отечественных ученых, мировой опыт и практика, а также нормы международного экологического сотрудничества.
Список использованной литературы и первоисточников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Украины: принятая на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года. // Ведомости Верховной Рады. - 1996. - № 30.- Ст.141
2. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2001г.: Комментарий (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1.09.2004г.). - Т.1 - Х.: ООО «Одиссей», 2003. - 832 с..
3. Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 2002, № 3-4, ст. 27
4. Лесной кодекс Украины от 21.01.99 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 1999, № 36, ст. 340
5. Водный кодекс Украины от 06.06.95 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, № 24, ст.189
6. Кодекс о недрах от 27.07.94 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 1994, № 17, ст. 99
7. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91. г. // Ведомости Верховной Рады Украины, 1991, № 41, ст.546.
8. Закона Украины «О правовом статусе территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27.02.1991 // Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, № 137, ст. 177.
9. Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16 октября 1992 г. // Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, № 52, ст.142
10. Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года // Голос Украины, 1994, 04, (08.04.1994) №65
11. Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 9 февраля 1995 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, № 12, ст. 81.
12. Закон Украины «Об экологической экспертизе» от 9 февраля 1995 г. // Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, № 8, ст. 54.
13. Закон Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30 июня 1995 г. // Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, № 27, ст. 198.
14. Закон Украины «Об информации» от 2 октября 1992 г.с изменениями и дополнениями: ЛГIАБiзнесIнформ, 2004.
15. Закон Украины «Об объединении граждан» от 2.09.1992 г.// Ведомости Верховной Рады. - 1992. - № 34.- Ст.504
16. Закон Украины О животном мире: Закон Украины от 13.12.2001 г.// Ведомости Верховной Рады Украины, 2002, № 14, ст.97.
17. Закон Украины «Об обращениях граждан» от 2.10.1996 г. с изменениями и дополнениями на 20.01.2005 г.: ЛГIАБiзнесIнформ, 2004.
18. Про інформування громадськості з питань, що стосуються довкілля. Постанова Верховної Ради України від 04.11.2004г.// Відомості Верховної Ради України, 2005, № 2, ст. 27.
19. О судебной практике по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда. Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 31 марта 1995 г. // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Украины. К., С. 32.
20. Про затвердження Положення про щоквартальне інформування населення через ЗМІ про об'єкти, які є найбільшими забруднювачами навколишнього природного середовища: Приказ Міністерства охорони навколишнього природного середовища від 01.11.2005 р.// Офіційний Вісник України, 2005, № 51, ст. 3223.
21. Про затвердження Положення про участь громадськості у прийнятті рішень у сфері охорони довкілля // Офіційний Вісник України, 2004, № 6, ст. 357.
Международные нормативно-правовые акты:
22. Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде (1972): http:// www.zaki.ru
23. Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992): http:// www.zaki.ru
24. Всемирная хартия природы (1992): http:// alardialog.freenet.ru/nhart/htm
25. Конвенция об ответственности за вред, причиненный опасной для окружающей среды деятельностью (1993, Лугано): http:// www.coe.ru
26. Всеобщая декларация прав человека : http:// www.coe.ru
27. Конвенция ООН об охране биологического разнообразия (Рио-де-Жанейро, 1992) : http:// www.minpriroda.by/biodiv/indtx/php
28. Конвенция о доступе к информации, участие общественности в принятии решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Оргус, 1998) : http:// www.minpriroda.by/10.htm
29. Европейская хартия по окружающей среде и здоровью (Франкфурт, 1989): http:// www.coe.ru/09hr_c.htm
30. Kонвенция о защите прав человека и основных свобод : http:// www.coe.ru/03hr_c.htm
Нормативно-правовые акты зарубежных государств:
31. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среде» от 26.12.2001 г. // http: ecolif.org.ua/laws/ru/02.pht
32. Закон Российской Федерации «О животном мире» от 24.04.95 г. (С изменениями на 31.12.2005 г.).: http:// www.garant.ru/laws/09.pht
33. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.92 г.(с изменениями на 2.08.04 г.): http:// www.garant.ru/laws/21.pht
34. Директива ЕС № 90/313 от 7.07.1990 г. «О свободе доступа к информации об окружающей среде»: http://eulau.edu.ru/dokuments/eegislation/ okr_sreda.htm
35. Директивы 96/61/ЕС, интегрирующей положения о предупреждении загрязнения и контролю над ним от 24 сентября 1996 г.[OJ 1996 L 2578/26]
36. Директива ЕС № 85/337 от 27.06.1985 г. «Об оценке влияния определенных публичных и частных проектов на окружающую среду»: http://garmonia-kiev.narod.ru/LIST.HTM
Литература:
37. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов. Учебное пособие. Издание второе - дополненное и исправленное. Под ред. докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А. и канд. юрид. наук, доцента Каракаша И.И. - Х.: ООО «Одиссей», 2001.- 400 С.
38. Андрейцев В.І. Право екологічної безпеки: Навч. та наук.-практ. посібник. - К.: Знання-Пресс, 2002. - 312 с.
39. Андрейцев В.І. Екологічне право: Курс лекцій: Навчальний посібник для юрид. фак. вузів. - К.: Вентурі, 1996. - 208 С.
40. Баб'як О.С., Біленчук П. Д., Чирева Ю.О. Екологічне право України: Навчальній посібник. - К.: Атіка, 2000. - 216 С.
41. Боголюбов С.А. Экологические права и обязанности граждан в государствах Европы. / Вестник ОГУ , № 3, 2004. - С.91- 95
42. Боголюбов С.А. Экологическое право. - М.: Норма, 2001. - 258 c.
43. Боголюбов С.А. Экологические обязанности граждан // Юидическая література. 2001. № 3. - С. 16-18
44. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды). -- М.: Юристъ, 1998.
45. Бринчук М.М. Теоретические основы экологических прав человека // Государство и право. 2004. № 5. - С.6-8
47. Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право, 2000, № 11. - С.84-92
48. Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право, 2005, 1. - 23-31 с.
49. Васильева М.И. Проблемы защиты экологического интереса в экологическом праве // Государство и право. - 1999. - № 8. - С.50
50. Васильева М.И. Экологические права граждан (основы теории): Учебное пособие. Тверь,1999. - С.234.
51. Винтер Г. Окружающая среда, ресурсы, биосфера. Представления о природе и праве // Экологическое право. - 2001. - № 3. - С.30-36.
52. Голиченков А.К. Экологические права и обязанности в их новейшем понимании // Актуальные проблемы теории права и государства и экологическое право: Сб. науч. трудов / Юрид. Ин-т МГУПС. - М., 2000. - Вып.2.
1. 55. Горский А.Р. Конвенция о защите экологических прав граждан: http:// www.ekopravo.kiev.ua/aarhus
54. Дмитренко І.А. Екологічне право України. Підручник. - 2-е вид. - К.: Юрінком Інтер, 2001. - 314 с.
55. Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Экологические проблемы развивающихся стран. -- М.: Наука, 1983.
57. Дубовик О.Л., Л. Кремер. Экологическое право ЕС // Государство и право. -- 2001. -- № 1. -- С. 113-117.
58. Заславская Л.А. Комментарий к ст. 58 Конституции РФ: http:// www.az-desing.ru
59. Екологічне право України: Підручник для студентів юрид. вищ. навч. закладів / за ред. В.К. Попова та А.П. Гетьмана. - Харків: Право, 2001.
60. Калиниченко П.А. Совершенствование механизма экологических прав в Европейском Союзе // Журнал «Европа», № 2 (36), февраль 2004, спец. Выпуск «Экология и экономика». - с. 7
61. Калиниченко П.А., Рациборинская Д.Н. Защита экологических прав в законодательстве Европейского Союза // Экологическое право, № 2, 2003. - С.55 -60.
62. Клинов В.В. О понятии экологических обязанностей граждан // Экологическое право. № 3, 2005. - С. 21
63. Козырин Н.А. Природоохранные вопросы предпринимательской деятельности // Хозяйство и право - 1997. - № 6. - С.23
64. Конституции государств Европейского Союза. -- М.: Изд. группа Инфра М-Норма, 1997. - 430 c.
66. Кравченко С.М., Андрусеви А.О., Бонайн Дж.Е. Актуальні проблеми міжнародного права навколишнього середовища: Підручник / За ред. С.М. Кравченко. - Л.: Вид.центр ЛНУ, 2002. - С.74.
67. Кузнецова Н.В. Экологическое право. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000 - 221 с.
68. Малашенко М.І. Основи екологічного права України. навч. посібник. - К.: МАУП, 1999. - 146 с.
69. Малеина М.Н. Содержание и осуществление личных неимущественных прав граждан: проблемы теории и законодательства // Государство и право, 2000. - № 2. - С.21
70. Малышева Н. Р. Гармонизация экологического законодательства в Европе. -- К, 1996.
71. Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс Й. За пределами роста: Пер. с англ. -- М.: Прогресс «Пангея», 1994. -- 303 с.
72. Минченко Евгений. Как защитить экологические права граждан // Part.org.ua
73. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т.1. - С.430
74. Общая теория прав человека /Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: Норма,1996. - С.470
75. Основи конституційного права України / За редакціею академіка АПрН України, професора Копейчикова В.В. - К.: Хрінком, 1997. - 208 с.
76. Петров В.В. Экологическое право и реальность // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1990. № 3. - С.12
77. Петров В. В. Экологическое право России. -- M.: БЕК, 1995.
78. Пицунова О. Реализация экологических прав граждан и роль общественных организаций / Выступление на международной научно-практической конференции «Права человека: пути их реализации» 8- 10 октября 1998г. Саратов.
79. Рациборинская Д.Н. Защита экологических прав в законодательстве Европейского сообщества // Экологическое право № 2 2003. - 187 c.
80. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - 704 С.
81. Стек С., Звкп К. Ван дер, Кравченко С., Большакова М. Екологічні права громадян: як їх захистити за допомогою закону. - К.: Ін форм. Агентство «Ехо-восток», 1997. - С.230.
83. Сурілова О.О. Порівняльне екологічне право: Навчальний посібник. - Одеса: Юридична література, 2005. - 104 с.
84. Сурiлов О.В., Плотнiкова О.О. Сучаснi проблеми екологiчного права: До вiзиту в Одеський университет проф. Регенсбурзького унiверситету Г. Зоеля в жовтнi 1993 р. -- Одеса: Астропривт, 1995.
85. Третьякова А.А. Понятие экологических прав граждан по законодательству стран -- членов Европейского Союза // Экологическое право. -- 2002. -№1.-C. 51-57.
86. Шешученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. - К.: 1990 г. - С.20-22.
87. Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова и А.Я. Сухарева. - М., 1997.С. 270.
Судебная практика
88. Решение Европейского суда по правам человека. Фадеєва против Росии. Секретариат Европейского суда по правам человека : http:// www.echr.coe.int