Рефераты

Институт хозяйственных договоров в гражданском праве

p align="left">Хранение ценностей в банке. Помимо банковских операций, банки могут совершать с клиентами ряд сопутствующих сделок, в том числе принимать на хранение ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные драгоценные вещи и другие ценности, а также документы (п. 1 ст. 921 ГК) Условия заключаемого при этом договора хранения определяются самими сторонами с учетом содержащихся в ГК. общих положений о хранении, так как каких-либо специальных требований к данному виду хранения законом не предъявляется.

Специфика появляется у договора хранения ценностей в банке тогда, когда хранение ценностей осуществляется в индивидуальном банковском сейфе (ст. 922 ГК). По такому договору клиент получает возможность сам помещать ценности в сейф и изымать их из сейфа. В этих целях банк выдает клиенту ключ от сейфа, особую карточку, позволяющую идентифицировать клиента, либо иной знак или документ, удостоверяющий право клиента на доступ к сейфу и его содержимому. Договор может предусматривать и право клиента работать в банке с ценностями, хранимыми в индивидуальном сейфе.

Хранение в камерах хранения транспортных организаций. Закон устанавливает, что договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций является публичным договором (п. 1 ст. 923 ГК). Более того, специально подчеркивается, что камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи не только пассажиров, но и любых других граждан независимо от наличия у них проездных документов.

Камеры хранения обычно принимают вещи на хранение на определенный срок, не превышающий установленных транспортным законодательством пределов. Если вещь поклажедателем не востребована, камера хранения по истечении 30-дневного дополнительного срока ее хранения может ее реализовать либо самостоятельно, либо через аукционные торги (ст. 899 ГК).

Хранение в гардеробах организаций. Из особенностей, присущих данному виду хранения, следует прежде всего указать на презумпция его безвозмездности. Плата за хранение верхней одежды и других вещей в гардеробе может взиматься только тогда, когда это особо оговорено сторонами либо обусловлено иным очевидным способом при сдаче вещи на хранение.

Хранение в гостинице. Гостиницы и подобные им организации (мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории, бани и т.п.) отвечают перед постояльцами за утрату, недостачу иди повреждение их вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей (п. 1 ст. 925 ГК).

Секвестр. Данный вид хранения, известный законодательству многих стран, выделен в ГК впервые. Его специфика определяется тем, что “объектом хранения выступает вещь, являющаяся предметом спора. Участники данного спора (два или более лица) договариваются о том, чтобы до его разрешения передать вещь на хранение какому-либо незаинтересованному лицу (секвестрарию), которое принимает на себя обязанность возвратить вещь тому участнику спора, которому она будет присуждена по решению суда либо по соглашению всех спорящих сторон. Такой вид секвестра (от лат. sequestrum - запрещение,) именуется договорным.

Наряду с договорным существует судебный секвестр, при котором вещь, являющаяся предметом спора, передается лицу, назначенному решением суда. В этом случае хранитель должен выразить на это свое согласие.

В отличие от других видов хранения на хранение в порядке секвестра могут быть переданы не только движимые, но и недвижимые вещи.

Договор о секвестре предполагается возмездным, так как, по общему правилу, хранителю имущества полагается вознаграждение, выплачиваемое за счет спорящих сторон, если только договором или решением суда, которым установлен секвестр, не предусмотрено иное.

Анализ арбитражной практики по данному виду договора приведен в приложении № 13.

2.2. Договор безвозмездного пользования.

Договором безвозмездного пользования (договором ссуды) признается такой гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а ссудополучатель в свою очередь обязуется вернуть ту же вещь, в том же состоянии, в котором он эту вещь получил, с учетом нормального износа либо в ином состоянии, обусловленном договором (ст. 689).

Действующий ГК РФ устанавливает правило, по которому безвозмездное пользование регламентируется также рядом норм об аренде. Объясняется это прежде всего заметным сходством упомянутых отношений.

В соответствии с п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные, в частности, ст. 607 ГК РФ ("Объекты аренды").

Следовательно, в безвозмездное пользование могут быть переданы “земельные участки и другие, обособленные при родные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (неупотребляемые вещи). Иными словами, предметом договора ссуды может служить любая неупотребляемая вещь, поскольку она не теряет своих натуральных свойств в процессе использования.

При этом названной ст. 607 оговаривается, что законом могут быть установлены виды имущества, передача которого в безвозмездное пользование не допускается или ограничивается. Передача вещи в ссуду является одним из элементов оборота данного имущества. Поэтому вещи, изъятые из оборота, не могут выступать предметом договора безвозмездного пользования, а ограниченные в обороте предоставляются при условии соблюдения установленных ограничений. Но ограничения могут устанавливаться и в отношении вещей, свободных в обороте, в зависимости, например, от их принадлежности определенным собственникам. В частности, существенные ограничения установлены в отношении имущества, находящегося в государственной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 689 и п. 2 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности предоставления в безвозмездное пользование земельных участков и других обособленных природных объектов. Эти особенности вытекают, прежде всего из невозобновляемости многих природных ресурсов, их ограниченности (подчас уникальности), а потому - необходимости специально предусматривать меры, направленные на их рациональное использование.

Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре ссуды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче ссудополучателю в качестве объекта безвозмездного пользования. Ими могут служить указания на состав передаваемого в ссуду, имущества, место его расположения и т.д. При отсутствии этих данных условие об объекте, подлежащем передаче в безвозмездное пользование, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Сторонами договора ссуды являются ссудодатель и ссудополучатель.

В соответствии с п. 1 ст. 690 ГК РФ ссудодатель - это собственник передаваемого в безвозмездное пользование имущества или лицо, уполномоченное собственником имущества предоставлять имущество в ссуду.

При этом согласно п. 2 ст. 690 ГК РФ коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.

Ссудополучатель - это лицо, получающее имущество в безвозмездное пользование.

Безвозмездность ссуды находит свое отражение в распределении обязанностей между сторонами договора.

Прежде всего, обратим внимание на обязанности ссудодателя. Согласно ст. 691 ГК РФ ссудодатель обязан предоставить вещь в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и ее назначению. Назначение передаваемых ценностей может быть установлено договором или вытекать из обычных целей использования такого имущества. Объект заключенного договора ссуды должен быть предоставлен ссудополучателю со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами, если иное не предусмотрено договором.

В силу безвозмездности договора ссуды ссудополучатель согласно ст. 691 ГК РФ может требовать от ссудодателя лишь возмещения реального ущерба, понесенного им в результате нарушения ссудодателем своих обязательств. Возможность же взыскания со ссудодателя убытков в виде упущенной выгоды в данном случае законом исключается.

Если обязанность передачи соответствующих принадлежностей или документов ссудодателем не выполнена, однако использование вещи по назначению возможно и без них, у ссудополучателя не возникает права расторгнуть договор ссуды, но в таком случае он может потребовать пере дачи ему указанных принадлежностей и документов или возмещения реального ущерба.

Ссудополучатель, в отличие от арендатора, не обладает правом истребовать неполученную вещь у ссудодателя. Таким образом, ссудодателю предоставляется возможность переменить намерения и не передавать объект заключенного договора ссудополучателю, возместив последнему реальный ущерб.

Таким образом, исполнение договора безвозмездного пользования ссудодателем подразумевает возникновение у него определенных расходов по сделке. Таковыми являются не только расходы по возмещению ущерба, понесенного ссудодателем, но и ряд других затрат, в том числе, например, износ переданного в ссуду амортизируемого имущества.

Особым образом регулируются также последствия неисполнения ссудодателем договора в полном объеме, т.е. непредставления вещи в безвозмездное пользование ссудополучателя (ст. 692 ГК). В подобных ситуациях ссудополучатель не располагает правом требования передачи вещи в натуре, как это имеет место в арендных отношениях, он может потребовать от ссудодателя только расторжения договора безвозмездного пользования и возмещения понесенного им реального ущерба.

Определенные ограничения правомочий ссудополучателя по сравнению с правами арендатора по договору аренды или, скажем, покупателя по договору купли-продажи имеются и в правилах, регулирующих ответственность ссудодателя за недостатки вещи, переданной в безвозмездное пользование. Такая ответственность распространяется лишь на случаи, когда ссудодатель умышленно или по неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования недостатки предоставляемой вещи (ст. 693 ГК).

Как и в арендных отношениях, передача вещи в безвозмездное пользование не влечет изменение или прекращение имеющихся прав третьих лиц на эту вещь (сервитут, право залога и т.п.). Другое дело, что при заключении договора ссудодатель обязан предупредить ссудополучателя обо всех правах третьих лиц на вещь, предоставляемую в безвозмездное пользование (ст. 694) ссудополучатель, не предупрежденный ссудодателем об имеющихся правах третьих лиц на предоставленную ему вещь, получает право требовать расторжения договора и возмещения понесенного им ущерба.

Безвозмездный характер договора ссуды не означает, что указанный договор порождает одностороннее обязательство. На стороне ссудополучателя имеется целый ряд обязанностей по содержанию переданной ему вещи. В частности, он должен поддерживать переданную ему в безвозмездное пользование вещь в исправном состоянии и, если потребуется, осуществлять ее текущий и капитальный ремонт, нести иные расходы на ее содержание (ст. 695 ГК).

Некоторым своеобразием отличаются положения, регулирующие применительно к договору безвозмездного пользования имуществом вопросы, связанные с риском случайной гибели или случайного повреждения вещи (ст. 696 ГК). Как известно, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (см. ст. 211 ГК). Применительно к отношениям, связанным с договором безвозмездного пользования вещью, ее собственником при любых обстоятельствах остается ссудодатель, на котором, как общее правило, лежит и риск случайной гибели или случайного повреждения вещи.

В отличие от правил перехода риска случайной гибели или случайного повреждения вещи, ответственность за вред, причиненный третьему лицу в результате использования вещи, являющегося предметом договора ссуды, во всяком случае, несет ссудодатель, если он не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя (ст. 697 ГК).

Заслуживают внимания, содержащиеся в гл. 36 ГК нормы, предусматривающие основания для досрочного расторжения договора безвозмездного пользования (ст. 698 ГК). Указанные нормы корреспондируют общим положениям о расторжении гражданско-правового договора, установленным в части первой Кодекса (см. ст. 450 ГК), согласно которым по требованию одной из сторон договор, может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, иным законом или договором.

Принимая во внимание безвозмездный характер договора ссуды, законодатель предусмотрел упрощенные правила, регламентирующие односторонний отказ от договора (ст. 699). Ссудополучатель применительно к любому договору ссуды, в том числе и к договору с указанием срока его действия, наделен правом во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования при соблюдении единственного обязательного условия: извещения другой стороны (ссудодателя) о своем решении отказаться от договора не позже чем за один месяц, если договором не будет предусмотрен иной срок для извещения.

Некоторые нормы ГК имеют четкую направленность на обеспечение дополнительной защиты прав и законных интересов ссудополучателя. Особенно это касается положений, регламентирующих порядок изменения сторон в договоре безвозмездного пользования (ст. 700). Ссудодатель, сохраняя за собой право собственности, не лишен возможности произвести отчуждение вещи или передачи ее в возмездное пользование другому лицу (например, по договору аренды). Однако в этом случае новый собственник или пользователь вещи встанет на место ссудодателя: к нему перейдут все права по договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи будут обременены правами ссудополучатели. Тем самым переход права собственности на вещь, ранее переданную в безвозмездное пользование, либо передача этой вещи в возмездное пользование третьему лицу не ущемляют прав ссудополучателя, который, как и прежде, остается пользователем вещи.

Вместе с тем смерть гражданина (ликвидация юридического лица) - ссудополучателя рассматривается, если иное не предусмотрено договором, в качестве основания прекращения договора безвозмездного пользования (ст. 701 ГК). Так выглядят основные правила, регламентирующие отношения по безвозмездному пользованию имуществом.

2.3. Договор возмездного оказания услуг.

Законодатель ввел в Гражданский кодекс РФ дополнительно целую главу под названием "Возмездное оказание услуг" (гл. 39 ГК РФ), в противовес "старому" Гражданскому Кодексу РСФСР 1964 г., где не только не было аналогичной главы, но даже статьи с подобным названием.

Все правоотношения по возмездному оказанию услуг в то время регламентировались только ведомственными нормативными актами, либо правовое регулирование указанных правоотношений вообще отсутствовало. Поэтому участники гражданского оборота опирались на сходные правоотношения, используя при этом аналогию права.

Характерно, что введение самостоятельной главы возмездного оказания услуг было предварительно оговорено еще в части первой ГК. Это свидетельствует о том, что законодатель заранее предвидел ситуацию о необходимости выделения этой группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм. Видимо только поэтому ст. 128 рассматривает услуги в виде самостоятельного объекта права.

В пункте 1 статьи 779 ГК РФ, в котором дается определение договора возмездного оказания услуг, под услугами понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика, т.е. договор возмездного оказания услуг имеет такой же предмет, как и договор подряда. Существенное различие между указанными договорами заключается в том, что в договоре подряда конечной целью служит получение определенною результата, и именно этот результат подлежит принятию к оплате. В до говоре возмездного оказания услуг материальный результат действия отсутствует, а следовательно, оплате подлежит услуга как таковая, соответственно стадии сдачи и приемки, как правило, не выделяются. В связи с этим в обязанности исполнителя входит совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, а заказчика - их оплата. Пункт 2 статьи 779 ГК РФ подробно раскрывает содержание услуг, охватываемых главой 39. К этим услугам относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Из указанного перечня следует, что эти услуги представляют собой различные действия и деятельность .

Перечень услуг, содержащихся в пункте 2 статьи 779 ГК РФ, не исчерпывающий. Предметом договора возмездного оказания услуг могут быть и другие услуги, но при условии, что они, во-первых, подпадают под понятие услуг, которое содержится в пункте 1 статьи 779 ГК РФ. Во-вторых, эти услуги не могут подпадать под действие глав 37 (подряд), 38 (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), 40 (перевозка), 41 (транспортная экспедиция), 44 (банковский вклад), 45 (банковский счет), 46 (расчеты), 47 (хранение), 49 (поручение), 51 (комиссия), 53 (доверительное управление имуществом) ГК РФ.

Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. Ими могут быть как юридические, так и физические лица, если иное прямо не предусмотрено законом или не вытекает из характера самой услуги. Заказчиком в рассматриваемом договоре, как правило, бывает физическое лицо, но может быть и юридическое лицо. Это имеет место, например, в случае заключения организацией договора по медицинскому или туристическому обслуживанию своих работников.

При рассмотрении договора возмездного оказания услуг следует иметь в виду, что на осуществление определенного рода деятельности необходимо иметь разрешение (лицензию). К такому роду деятельности относятся, например, медицинские, аудиторские услуги, услуги по международному туристическому обслуживанию. Договор возмездною оказания услуг, заключенный исполнителем, который не имеет соответствующего разрешения (лицензии), может быть признан судом недействительным при условиях, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 и статьей 173 ГК РФ.

Статьей 780 ГК РФ установлено, что в том случае, когда исполнителем является физическое лицо, оно не может возложить исполнение договора возмездного оказания услуг на третье лицо, и обязано оказать услуги лично, если иное не предусмотрено указанным договором.

Статьей 401 ГК РФ закреплены общие правила, посвященные основаниям ответственности за нарушение обязательства. Этой статьей установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность по общему правилу лишь при наличии вины (умысла или неосторожности).

В соответствии со статьей 401 ГК РФ статья 781 ГК РФ распределяет между сторонами договора возмездного оказания услуг последствия невозможности его исполнения с учетом вины той или иной стороны.

Пункт 2 статьи 781 ГК РФ предусматривает случай, когда невозможность исполнения возникла по вине заказчика. В этом случае заказчик должен оплатить услуги в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пункт 3 статьи 781 ГК РФ предусматривает случай, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает. В этом случае заказчик должен возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.

В отличие от общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, установленного статьей 310 ГК РФ, в договоре возмездного оказания услуг и заказчик, и исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ст. 782 ГК РФ). В таком случае заказчик обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, а исполнитель - полностью возместить заказчику убытки. В соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг могут применяться общие положения о подряде (ст. 702-729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739), если они не противоречат нормам главы 39 ГК РФ (ст. 779-782), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Например, можно ссылаться на положения статьи 705 ГК РФ, в соответствии с которой риск случайной гибели или случайною повреждения материалов, оборудования или иного используемого для исполнения договора имущества несет предоставившая их сторона; статьи 719 ГК РФ о неисполнении заказчиком встречных обязанностей по договору подряда, статьи 723 ГК РФ об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы и на ряд других статей ГК РФ.

Следует отметить, что стороны, участвующие в договоре возмездного оказания услуг, могут включать в него более подробные положения, регламентирующие их взаимоотношения. Однако эти положения не должны противоречить положениям статей 779-782 ГК РФ, а также положениям общей части обязательственного права (раздел III ГК РФ).

2.4. Договор перевозки.

Правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей (для сравнения, гл. 30 Гражданского Кодекса о купле-продаже насчитывает более ста статей). Дело в том, что, основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам (например, гл. 32 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года).

Сохранение такого методологического подхода в новом ГК оправданно еще и по той причине, что в соответствии с Кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784). В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (КТМ СССР), утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г; Устав автомобильного транспорта РСФСР (УДТ РСФСР), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. №12; Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (УВВТ СССР), утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г.; Устав железных дорог Союза ССР (УЖД СССР), утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. №270; Воздушный кодекс СССР (ВК СССР), утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г.

Все названные транспортные уставы и кодексы сохраняют свое действие на территории Российской Федерации с учетом правил, предусмотренных ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия и введения в действие новых транспортных уставов и кодексов - федеральных законов. Естественно, названные транспортные уставы и кодексы применяются в части, не противоречащей нормам, содержащимся в гл. 40 ГК.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется .на основании договора перевозки. Кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки, об этом свидетельствует правило, о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и задаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ)

Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, - это договор перевозки грузов, сконструированный, как и прежде, на модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте в накладной; на морском транспорте в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте - в товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служит подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Из всех договоров перевозки выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица. Кодекс установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 ГК.

В обязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств.

Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК, является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодек сами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Нарушение указанных сроков влечет за собой ответственность за сверхнормативный простой поданных под погрузку транспортных средств (см., например, ст. 156 УЖД. ст. 141 УАТ и т.п.).

Правда, обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами, и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.

Сроки доставки, в течение которые перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок (ст. 792). За нарушение установленных сроков доставки груза (багажа) транспортными уставами и кодексами установлена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа поставлен в зависимость от величины просрочки и определяется в процентах (долях) от суммы провозной платы (см., например ст. 153, 165 УЖД; ст. 188 УВВТ; ст. 64 ВК). На автомобильном транспорте сроки доставки груза (багажа) и ответственность перевозчика за их нарушение установлены лишь в отношении междугородных перевозок (см. ст. 137-138 УАТ).

Наряду с договором перевозки груза, когда предметом договора является доставка конкретного груза в пункт назначения и выдача его получателю. Кодекс определяет и в известной степени регулирует договоры организации перевозок и договоры между транспортными организациями.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798). Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки: порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся навигационные договоры на морском и речном транспорте; специальные договоры - на воздушном транспорте; годовые договоры на автомобильном транспорте.

В соответствии с ГК (ст. 799) регулирование договоров между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозки грузов может осуществляться транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Поэтому в этой области правовое регулирование должно быть поднято как минимум на уровень постановления Правительства Российской Федерации, что позволило бы избежать ведомственного нормотворчества.

Договор перевозки пассажиров (ст. 786). По данному договору перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Уже из самого определения договора перевозки пассажира следует, что этот договор в отличие от договора перевозки конкретного груза является консенсуальным, т.е. после приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно Кодексом пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях: перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм: сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Главная же особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве его стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин. Именно для этих и им подобных правоотношении законодатель в Федеральным законе "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст. 9) предусмотрел, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Основной обязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так и пассажира по договору перевозки пассажира или багажа является внесение провозной платы за перевозки. В качестве основного правила Кодексом предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК).

Для перевозчика способом обеспечения исполнения грузоотправителем, грузовладельцем или владельцем багажа обязанности по внесению провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей будет служить предоставленное ему право удерживать переданные ему грузы и багаж до выполнения указанными лицами своей обязанности. Данное право может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790).

В ГК впервые включена самостоятельная статья об ответственности за нарушение обязательств по перевозке (ст. 793), содержащая положения, распространяющиеся на перевозки всеми видами транспорта. Ранее подобные нормы содержались лишь в транспортных уставах и кодексах применительно к перевозке соответствующими видами транспорта (см.. например, ст. 126 УАТ, ст. 143 УЖД и др.).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет для стороны, допустившей нарушение, применение ответственности, предусмотренной ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Считаются недействительными любые соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности, установленной законом. Исключение составляют лишь случаи, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Конечно же, в ГК не могли быть включены нормы об ответственности за все виды нарушений договорных обязательств по перевозке. Это является предметом регулирования для транспортных уставов и кодексов. Вместе с тем, следуй традиции кодифицированных гражданско-правовых актов, Кодекс содержит статьи об ответственности за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст.794),а также за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).

В отличие от ранее действовавшего общегражданского законодательства Кодекс (п. 2 ст. 794) предусмотрел перечень оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности соответственно за неподачу транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств, имеющие распространение на отношения грузоотправителей с организациями всех видов транспорта. К числу таких оснований относятся: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия: прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, осуществленные в соответствии с порядком, установленным транспортными уставами и кодексами; иные обстоятельства, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Принципиальные изменения внесены ГК в правовое регулирование ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796).

Перечень правовых норм, содержащихся в транспортных уставах и кодексах и автоматически освобождающих пере возчика от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) перевозимых грузов. Дело в том, что, начиная с 1 марта 1996 г. все эти нормы лишены юридической силы.

В соответствии с ГК (ст. 796) перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа, происшедшую после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Кодекс не предоставляет транспортным уставам и кодексам возможность устанавливать основания освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза, как это имело место ранее.

Такой подход соответствует общим положениям обязательственного права об ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (см. ст. 401 ГК), а в процессуальном смысле он означает, что при предъявлении иска в суд грузополучатель (грузоотправитель) должен представить документы, подтверждающие принятие перевозчиком груза к перевозке (транспортная накладная и иные перевозочные документы), а также факт несохранности этого груза. А перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие отсутствие его вины в необеспечении сохранности груза при провозке. При этом судом должны приниматься во внимание все обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В Кодексе имеется еще одна новелла, которая будет иметь принципиальное значение в деле повышения ответственности перевозчика за необеспечение сохранности перевозимого груза (багажа). Имеется в виду норма, согласно которой коммерческий акт и другие документы о причинах несохранности груза или багажа, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, должны оцениваться судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельствами, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796).

Существенным образом изменен Кодексом претензионно-исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозок грузов или багажа (ст. 797).

Заслуживает быть отмеченным уже сам факт сохранения претензионного порядка урегулирования споров. Данное обстоятельство нашло отражение в тексте Кодекса в виде положения о том, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом. Необходимость сохранения претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций, грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п..

Большое значение в гражданском и арбитражном процессе имеет стадия возбуждения производства по делу. На этой стадии объектом правовой оценки и процессуальных действий суда является исковое заявление и приложенные к нему материалы и на этом этапе решается вопрос о подведомственности и подсудности спора.

Кроме того, исковое заявление и приложенные к нему материалы изучаются с точки зрения других критериев, соответствие которым необходимое точки зрения принятия дела к производству, например: соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (если он установлен законодательством); своевременная и в полный объем оплаты государственной пошлины и др.

Самыми распространенными транспортными спорами, являются иски, вытекающие из договора перевозки груза. Перемещение груза на значительные расстояния, как правило, связано с применением разных видов транспорта и с пересечением границ нескольких государств.

Для такого рода споров установлена исключительная подсудность (в п. 2 ст. 29 АПК РФ и ст. 119 ГПК РСФСР). Даже когда перевозчик является одним из ответчиков, дело должно рассматриваться по месту нахождения соответствующего органа транспорта. Такие споры разрешаются судами и арбитражными судами того субъекта Российской Федерации, в котором находится транспортная организация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты