p align="left">Иеринг считал недостаточным формальное определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм и писал о необходимости раскрыть содержание права. По его определению, “право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением”, “право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью”.
Отход от формального определения права и попытка раскрыть его общественное содержание в учении Иеринга неразрывно связаны с апологией отношений гражданского общества. Он утверждал, что частная собственность вытекает из природы человека: “Это правоотношение предначертано самой природой”. Иеринг восхвалял основанный на эквивалентности товарооборот, именуя его “чудом природы”, “экономическим провидением”, “воплощением справедливости”. “Деньги - истинный апостол равенства, - заявлял Иеринг, - там, где речь идет о деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия”.
Если явления природы подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем “каждому свое”. Цели всех и каждого обеспечиваются правом: “Цель - творец права”. Социологические построения Иеринга сводились к рассуждению, что все члены современного ему общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение “всеобщих интересов”, “осуществленное партнерство индивида с обществом”.
В работе “Борьба за право” (1872 г.) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. Он критиковал мнение исторической школы права (Савиньи, Пухта), что право развивается мирно, стихийно и безболезненно, подобно языку и культуре. Право, по Иерингу, развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в праве через законодательство своих интересов. “Все великие приобретения, на которые может указать история права: отмена рабства, крепостного состояния, свобода земельной собственности, промыслов, вероисповедания и пр., - все это пришлось добывать лишь таким путем ожесточеннейшей, часто целые столетия продолжавшейся борьбы, и путь, по которому шло при этом право, нередко отмечен потоками крови...” Но эта борьба, утверждал Иеринг, меняет свой характер после воплощения в праве равенства всех перед законом, свободы собственности, промыслов, совести и др. (т.е., по сути дела, принципов гражданского общества). Теперь, писал Иеринг, борьба должна вестись не за утверждение в праве каких-либо новых принципов, а только за обеспечение и поддержание в общественной жизни твердого порядка, за претворение в жизнь уже существующего права, поскольку достигнуто единство действующего права и выраженных в нем прав личности как субъективных прав: “Право в объективном смысле есть совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни; право в субъективном смысле - конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности”. Поэтому тезис о “кровавом” развитии права в смысле борьбы за право классов и сословий Иеринг относит к прошлому. Современную ему борьбу за право Иеринг толковал только как защиту существующего права от нарушений, как отстаивание субъективного права отдельного индивида, нарушенного другим лицом.
Чувствуя уязвимость своего определения права как “защищенного интереса” в том отношении, что лень, отвращение к спору и ссоре, страх перед процессом нередко побуждают потерпевшего от правонарушения поступиться нарушенным субъективным правом, выражающим не очень значительный для него интерес, Иеринг взывал к “здоровому правовому чувству” как самостоятельному мотиву борьбы за свое право. Попустительство злонамеренному нарушению своего права - проявление трусливости, недостойной человека: “Кто делает из себя червяка, - цитирует Иеринг Канта, - тот не может потом жаловаться, что его попирают ногами”. Борьба за право - обязанность перед самим собой; “здоровому правовому чувству” присущи “способности чувствовать боль от правонарушения и деятельная сила, т.е. мужество и решительность в отражении нападений”. Независимо от того, сколь значителен или незначителен защищаемый правом вещественный, прозаический интерес, борьба за право для защиты личности становится поэзией: “Борьба за право есть поэзия характера”, “сила права, совершенно как и сила любви, основывается на чувстве”. Эта борьба есть обязанность не только перед собой, но и перед обществом. Субъективное право не существует без объективного, и наоборот. “В моем праве, - писал Иеринг, - попирается и отрицается право вообще, в нем оно защищается, утверждается и восстанавливается”. “Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеянием права, должен в свой черед так же поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона - словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества”. Истинной школой политического воспитания народов является прежде всего борьба за частное право. Римский народ достиг наивысшего политического и внешнего могущества именно тогда, когда он обладал наиболее разработанным частным правом. И наоборот: Германская империя потеряла Эльзас и Лотарингию в то самое время, когда крестьянин и горожанин были объектом феодального и абсолютистского произвола. “Сила народа равнозначна с силой его правового чувства, забота о национальном правовом чувстве есть забота о здоровье и силе государства”, - утверждал Иеринг.
По его мнению, без борьбы нет права, как без труда нет собственности. Наряду с положением: “В поте лица твоего будешь ты есть хлеб свой” стоит одинаково верное положение: “В борьбе обретешь ты право свое”. С того момента, когда право отказывается от своей готовности к борьбе, оно отказывается от самого себя...”
74.Органическая теория государства Г. Спенсера
Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы развивающееся гражданское общество освобождалось от пережитков феодализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее равенство перед законом разрушало остатки сословного строя, делало чисто номинальными дворянские титулы. Развитие представительного государства в этот период связано с расширением круга лиц, имеющих избирательные права, а также со становлением системы политических партий, участвующих в выборах и деятельности законодательных учреждений. Немалую роль в политической жизни играли широкие демократические движения (за всеобщее избирательное право, в том числе для женщин, за социальные реформы и др.).
В тот же период класс наемных рабочих создал организации, способные противостоять эгоизму предпринимателей. Почти во всех странах возникли профессиональные союзы. Господствующая буржуазия вынуждена была идти на уступки трудящимся. Под натиском рабочего класса и демократических движений во многих странах издаются законы о правах профсоюзов, о продолжительности рабочего дня, о социальном страховании и обеспечении, здравоохранении, народном образовании. В ряде стран были созданы политические партии, ставящие своей целью защиту интересов трудящихся.
Значительное внимание проблемам пол-ко-правовой теории уделялось в социологических конц-ях фил-их позитивис-тов. Наиболее видный из них -- Герберт Спенсер . С. рассматривал об-во как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана об-ва от внутренних врагов. На этой основе, по теории С.а, сложился воинственный тип соц-й орг-и. Ее характерные черты: народ и армия имеют одинаковое стро-ение, организованы на основе принудительного объединения, цент-рализованной регулятивной системы; об-во как организм подчи-нено главному нервному центру и построено иерархически; место индивида в соц-й иерархии определяется его статусом; жизнь, свобода, соб-ть индивида принадлежат об-ву, гос-во устанавливает не только запреты, но и предписания ; запрещены и подавляются все объединения и союзы, кроме тех, которые входят в состав гос-венной орг-и, об-во стремится производить все необходимое для его независимого от др-х обществ сущ-я; из духовных ка-честв членов об-ва высоко почитаются храбрость, преданность данному об-ву, исполнительность, малая инициативность, сле-пая вера в авторитет, уверенность в необходимости и полезности пра-вительственного вмешательства. Военный тип обществ, писал С., постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии об-ва с приро-дой (индустриальная деят-ть).Гос-во-об-во промышленного типа основано на рав-ве, не на принудитель-но-деспотическом регулировании, на свободных договорах и част-ной инициативе, не на "искусственном распределении" благ прави-тельством в военных целях, а на пр-пе эквивалента, поощряю-щем инициативу и предприимчивость, на "ест-м распреде-лении" благ по справедливости. Единственной обязанностью прави-тельства является поддержание справедливости; для этого осуще-ствляется не пол-ное, а только отрицательное регулирова-ние (т. е. только запреты) По существу отождествляя промышленный тип с капитализ-мом, С. не идеализировал совр-ое ему об-во и гос-во. По его мнению, европейские гос-ва находятся в пе-реходном состоянии. Не идеализируя реальный капитализм, С. стремился возвеличить его устои. С. дал традиционный для либерализма перечень инди-видуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право соб-ти и свободу частной предпринимательской деят-ти. Пол-кие права гр-н С. рассматривал лишь как средство обеспечения индивидуальных прав.
75.Теория насилия Л. Гумпловича
Теория насилия объявляет государство результатом прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. По мнению сто-ронников этой теории, следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение побе-дителями государства. Оно становится органом управления побежденными.
Одним из основателей и ведущих представителей социологического на-правления буржуазной теории государства и права второй половины XIX века был ЛЮДВИГ ГУМПЛОВИЧ (1838 -1909 ), профессор государствен-ного права в Австрии, с 1985 года - вице-президент Международного инсти-тута социологии в Париже.
Гумплович резко выступал против юридического позитивизма за его по-пытку «вместить» многогранную жизнь государства и права в прокрустово ложе бездушных формально - догматических понятий. Старая, давно уже считавшаяся мертвой схоластика, иронизировал он, « торжествует свое вос-кресение» в юридической теории государства: во главе с Лабандом немецкие профессора государственного права вместо того, чтобы исследовать факти-ческую жизнь государства и права, дают так называемую « юридическую конструкцию» образовавшейся Германской империи с ее экспансионистской политикой. Особенно головоломным, писал Гумплович, для них является вопрос о место пребывании немецкого суверенитета: у кого он покоится? Остается ли цельным или делится? И является ли Эльзаз-Лотарингия в этих условиях государством? « А я, говорил Гумплович, - предложил бы этим господам сойтись между собой на следующем: Эльзас- Лотарингия для Пруссии - хорошая добыча.
В то же время Гумплович критиковал спекулятивно - метафизическую фи-лософию государства и права ( различные энигонские варианты кантианства , шеллингианства, гегельянства ), которая под видом системы логических вы-водов из априорного принципа, из « идеи» безудержно восхваляла опреде-ленные конкретно-исторические, политические взгляды и учреждения ,эгоистические классовые интересы. Эта критика в значительной степени была направлена против идеологических фикций и демагогии в политиче-ской науке. Однако Гумплович гипертрофировал различия между наукой и идеологией, противопоставляя их, и стремился деидеологизировать науку о государстве и праве. С этих позиций буржуазные государствоведы второй половины XIX века пытались доказать не научность марксисткой политиче-ской теории. Гумплович и его сторонники игнорировали то обстоятельство , что политическая наука уже в силу специфики предмета своего исследова-ния не может быть беспартийной и индифферентной к классовым интересам и политическим ценностям.
Опираясь на методологию позитивизма, Гуплович разработал социоло-гическую теорию государства и права. Такая теория, по его мнению должна преимущественно с помощью индуктивного метода рассматривать государ-ство и право как « естественные в своем историческом развитии явле-ния».Государство и право необходимо исследовать не как формально- логи-ческие структуры и конструкции , а как факты социальной деятельности в связи с другими социальными явлениями , с широким использованием об-щей социологии, этнографии, истории, антропологии. Именно такой подход Гумплович называл социологическим и противопоставлял его догматизму и метафизике.
Причину происхождения и главную основу политической власти и госу-дарства Гумплович видел не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В результате такого насилия, утверждал он , образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных,правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, борьба, войны, опустошение, словом насилие - « вот родители и повивальная бабка государства», заявлял Гумплович. Таким образом согласно его концепции, государство - «естественно» (т.е. путем насилия ) возникшая организация властво-вания одного племени над другим. А уже это насилие и соответствующее подчинение властвующих и подвластных являются основой возникновения экономического государства. В результате завоевания племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели поделили покоренных как рабов, обратив их в « живые орудия».
Причиной возникновения права Гуплович также считал насилие. « Сила идет впереди права», - утверждал он. Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Чтобы господство над покоренным племенем и институты собствен-ности и семьи оставались прочными и устойчивыми, для этого, прежде всего, необходимо было, говорит Гумплович, « установить и юридически санк-ционировать те естественные пределы, которые отделяли господствующий класс от класса рабов». Таким образом, выгодный для себя порядок власт-вующие провозглашают в виде права, закрепляют его с помощью общеобя-зательных норм, исходящих от государства. Обострение социальной борьбы в последней трети XIX века, насильственное объединение Германии под эги-дой Пруссии, бисмарковская политика « крови и железа», хищническая им-периалистическая стратегия европейских держав - все это способствовало тому, что проблема насилия оказалась в центре внимания буржуазной поли-тической идеологии. Однако теория насилия не способна объяснить, почему только на определенной ступени завоевание приводит к образованию частной собственности, классов и государства. Поэтому она была подвергнута сокрушительной критике марксизмом. К. Маркс и Ф. Энгельс ( особенно в работах «Немецкая идеология», « Анти - Дюринг», « Происхождение семьи, частной собствен-ности и государства») отмечали, что насилие, завоевание лишь влияет на процесс образования государства ( например, у древних германцев) , но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной возникновения государства и права.
Учение Гумпловича было приспособлено для оправдания капитализма. Характеристику государства и права как инструментов насилия, угнетения и господства одного класса над другим Гумплович относит преимущественно к прежним эпохам (азиатский деспотизм, античный полис, феодальная мо-нархия). Постепенно формы властвования значительно смягчились и высту-пают в менее суровом виде. Развитие идет « по направлению возрастающего равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвую-
щими». В результате образуется « современное культурное государство», не-обходимыми чертами которого являются: 1) равноправие граждан и закон-ность ; 2) режим либеральной демократии, парламентаризм, участие всех классов и групп в решении государственных дел, в законодательсве и управ-лении посредством народного представительства ; 3) обеспечение всеобщего народного благосостояния в материальной и духовной сферах (в отличие от Спенсера и других идеологов классического либерализма Гумплович благосклонно относился к активной социально- экономической деятельности капиталистического государства). Таким образом, буржуазный социал - реформизм оказывается тем пределом, которым, по Гумпловичу, завершается история . Весь пафос разоблачения и критики эксплуататорского характера государства в данной теории оказывается повернутым в прошлое , чтобы на этом фоне лучше продемонстрировать социал -реформистский идеал « современного культурного государства».
Учение Гумпловича, сочетавшая социологический подход к государству с апологией социал-реформизма, долгое время рассматривалось идеоло-гами капитализма как респектабельная альтернатива марксизму и в целом оказало значительное влияние на буржуазную политологию и юриспруден-цию. Идеи Гумпловича о полигенизме, о политических отношениях как двусторонних связях групп , о государстве и праве как инструментах осуще-ствления господствующих интересов , о социально экономической деятель-ности государства , динамический подход к политике как взаимодействию борющихся за власть групп пережили концепцию насилия как таковую и послужили источником различных направлений новейшей буржуазной по-литологии и юриспруденции. Современные буржуазные идеологи превоз-носят Гумпловича как основателя социологического учения о государстве . На самом деле новизна его социологического подхода к государству весьма относительна. К. Маркс и Ф. Энгельс задолго до Гумпловича выработали глубоко социологическую диалектико - материалистическую политическую теорию .Кроме того, учение Гумпловича идеалистично,антинаучно, по-скольку он гипертрофировал , как уже отмечалось , роль насилия в станов-лении классов и государства , считал насилие первопричиной возникнове-ния политической власти и права и, напротив, отрицал эксплуататорскую сущность буржуазного государства и права . Данная теория - типичный при-мер того , как даже наиболее реалистически мыслящие идеологи капита-лизма резко ограничены в познании политико-правовой действительности, потому что защищают отжившую антагонистическую систему.
76.Философская платформа взглядов на государство и право Ф. Ницше
Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в
день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным
мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычай-
но требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора,
он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди
поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром".
Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел
тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего
детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию,
и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх,
так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего
детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к
видимой мысли.
79.Исторические условия возникновения ленинизма
(Leninism), термин, которым широко пользовался Сталин после смерти Ленина в 1924 г. для оправдания культа личности Ленина (а впоследствии и собственного), а также для придания законности своей политической борьбе с Троцким. Следует делать различие между созданным Сталиным идеальным образом, окруженным ореолом непогрешимости (например, в работе «Ленинизм», 1933), и реальной исторической личностью. Ленин, несомненно, не одобрил бы такое определение, однако ленинизм внес существенный вклад в теорию марксизма -- это прежде всего концепции, связанные с партией и ее руководящей ролью, *государством, *империализмом, *революцией. В работе «Что делать?» (1902) Ленин обратился к вопросу о партийной организации. Конкретная задача книги состояла в критике «экономистов», делавших упор на легальные формы борьбы: по мнению Ленина, «экономисты» упускали из виду программу-максимум социал-демократии, ставившую целью борьбу за государственную власть. Позже Ленин признал, что в своей аргументации против минимальных требований он зашел слишком далеко в противоположном направлении, и после 1917 г. «Что делать?» не переиздавалась (при жизни Ленина. -- Ред.). Ленин различал тред-юнионистскую и социалистическую сознательность. Осуществление идеи стихийной революционности пролетариата на деле означало отказ от политического руководства. Предоставленный самому себе рабочий класс неизбежно должен был воспринять буржуазную идеологию, хотя в 1905 г. Ленин писал, что рабочий класс инстинктивно, стихийно социал-демократичен («О реорганизации партии»). Нужна была партия профессиональных революционеров. Стратегия и тактика партии не могла не учитывать основополагающей роли рабочего класса, и ее задача заключалась в том, чтобы развивать в нем социалистическую сознательность. Ленин выступал за создание параллельных организаций -- тайной и массовой. Разрыв между большевиками и меньшевиками в 1903 г. выявил противоположность их взглядов на природу революции и показал, как далеко отошел Ленин от традиционного марксизма. В работе «Развитие капитализма в России» (1899) Ленин вслед за *Плехановым утверждал, что Россия уже стала капиталистической, но, из-за слабости буржуазии, пролетариату предстояло взять на себя решение задач демократической революции. Социализм был отдаленной перспективой. Однако революция 1905 г. привела к радикальным изменениям во взглядах Ленина. В книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» он отказался от любого союза с либералами, вставшими на сторону царизма против революционного движения. Революция по-прежнему должна была носить буржуазный характер, но руководить ею следовало пролетариату в союзе с крестьянством. Марксисты традиционно считали крестьянство консервативным и даже реакционным классом. Ленин на протяжении всей жизни относился к нему противоречиво, но был убежден, что социальный вес крестьян определит непосредственный исход революции. Когда после февраля 1917 г. Временное правительство отказалось проводить земельную реформу, Ленин пообещал крестьянам, требовавшим землю, твердую поддержку со стороны большевиков. В работах 1905 г. Ленин указал на возможность «перерастания» демократической революции в социалистическую. В книге «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916) рассматривалась возможность непосредственного осуществления социалистической революции, основанная на анализе коренных изменений в природе *капитализма -- перехода от конкуренции к монополии. Банковские картели получали огромные прибыли, экспортируя капитал в отсталые страны; часть возвращавшейся назад прибыли шла на создание рабочей аристократии в Западной Европе, что препятствовало развитию революционного сознания. Между тем мировой капитализм и сверхэксплуатация вели к возникновению движений за национальное самоопределение и обострению противоречий неравномерного развития в окраинных странах (таких, как Россия), которые Ленин называл «слабыми звеньями». К тому же экономическое соперничество между империалистическими державами должно было привести к войне и мировой революции. К 1917 г. Ленин пришел к тому же, что и Троцкий, -- к идее перманентного перехода от демократической революции к революции социалистической. В «Апрельских тезисах» он отказался поддержать Временное правительство и потребовал, чтобы большевики проводили агитацию под лозунгом «Вся власть Советам!». После июльских правительственных репрессий в отношении большевиков он понял, что мирное развитие революции невозможно, и предложил партии взять курс на вооруженное восстание. Находясь до октября 1917 г. в подполье, Ленин написал книгу «Государство и революция», в которой переосмыслил взгляды *Маркса и *Энгельса, предполагавших постепенное отмирание государства, а также то, что коммуна как организационная форма перехода к социализму будет иметь большее значение, чем *диктатура пролетариата, и почти не упоминавших о роли партии. Ленин отвергал как парламентаризм (предвосхитив разгон советским правительством Учредительного собрания в январе 1918 г.), так и реформизм, проводя различие между буржуазной и социалистической демократией (демократией для народа, а не демократией для денежных мешков). Однако после 1917 г. революционный оптимизм «Государства и революции» быстро угас. В условиях иностранной интервенции и гражданской войны, по мере образования монолитной системы (с централизованным руководством партии, подавлением оппозиции и пресечением самостоятельных действий рабочего класса) «отмирание» становилось все более проблематичным. На обвинения критиками-социалистами в государственном терроризме Ленин ответил такими работами, как «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920) и «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), в которых пытался оправдать революционное насилие. В последние годы жизни, особенно когда болезнь лишила его возможности работать, Ленин сосредоточил внимание на проблемах культурной отсталости, разделения города и деревни, а также бюрократизации государства и партии. В ставшем его завещанием «Письме к съезду» (декабрь 1922 г.) Ленин призывал усилить политический контроль над *бюрократией и дал характеристику своим возможным преемникам, в том числе Сталину. Наверное, самой характерной чертой ленинизма являлось то, что Дьердь Лукач в очерке «Ленин» (1924) назвал «революционной реалистичностью в политике... конкретной, нешаблонной, незаезжённой, ориентированной исключительно на практику мыслью». Ленин продемонстрировал мастерское владение революционной стратегией, требующей понимания сути проблемы и умения правильно выбрать момент для действия. Его борьбу против догматизма как в теории, так и на практике называют оппортунизмом, но ее можно рассматривать и как творческое применение марксистской методологии к изменяющимся историческим условиям.
80.Государство и его роль в трактовке В.И. Ленина
81.Понятие государство в последних работах В.И. Ленина
в книге «Государство и революция» Ле-нин писал о социалистическом обществе как об одной фабрике с равенством труда и равенством оплаты Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 157.. В 1921 г., преодолевая негативный опыт «военного коммунизма», он выдвигает в центр внимания проб-лему новых, разнообразных форм соединения личных интересов трудящихся, прежде всего крестьян, с об-щими задачами социалистического строительства, ре-шаемыми пролетарским государством.
Во-первых, он безошибочно определил важнейшие составляющие этих интересов: избавиться от продраз-верстки, которая делала повышение эффективности крестьянского труда бессмысленным, особенно в мир-ное время, и иметь возможность в обмен на продо-вольствие получать в городе промышленные товары. Следующая задача гораздо сложнее: найти способы удовлетворения этих интересов. Это должны быть простые и понятные каждому крестьянину способы, взятые из повседневной жизни, а не придуманные тео-ретиками. Ленин предложил именно такие способы: 1) вместо продразверстки - твердый, заранее объяв-ленный - продовольственный налог за использование земли (примерно вдвое меньше разверстки); 2) вме-сто централизованного распределения продуктов - свободный товарообмен и продуктообмен; 3) свобод-ное производство товаров мелкой и кустарной про-мышленностью. Это означало полный демонтаж эко-номики «военного коммунизма», восстановление товар-но-денежных отношений, элементов мелкобуржуазного и государственно - капиталистического производства.
Предпринятые меры обеспечили восстановление и укрепление союза рабочих и крестьян. По мере осуще-ствления нэпа выдвигалась новая задача - задача перехода крестьян, кустарей, других слоев мелкой бур-жуазии к новым, социалистическим порядкам. Как ре-шать эту задачу, в какие реальные; не в кабинетах при-думанные объединения вовлекать их, чтобы «всякий мелкий крестьянин» мог практически участвовать в по-строении социализма? Напряженно размышляя о пер-спективах социализма, Ленин в своих последних ста-тьях нашел принципиально новое решение этой истори-ческой задачи: необходимо соединить нэповский прин-цип свободной торговли с кооперативным принципом, который в условиях Советской России является вполне социалистическим! Тем самым была найдена та сте-пень соединения частных интересов различных слоев трудящихся с общими интересами социалистического государства, которая составляла камень преткновения для многих социалистов
82.Нормативизм Г. Кельзена
Политическое и правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.
Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией ученый эмигрировал в США.
Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа - “Чистая теория права” (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г.).
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний - науки о сущем и науки о должном. К первой группе наук, согласно взглядам Кельзена, относятся естественные науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей. Вторую группу - науки о должном - образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей. В науках о сущем главным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном - принцип вменения.
В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания. Как подчеркивал Кельзен, чистая теория “не отрицает того, что содержание любого позитивного юридического порядка, будь то право международное или национальное, обусловлено историческими, экономическими, моральными и политическими факторами, однако она стремится познать право с внутренней стороны, в его специфически нормативном значении”.
Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. “Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой”.
Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для дифференциации права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).
По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив - в других, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамками государства - в области международных отношений. Современное ему право Кельзен рассматривает как совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права.
В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды (среди последователей теоретика такое описание получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют “общие нормы”, установленные в законодательном порядке или путем обычая. И, наконец, последнюю ступень составляют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел. В изображении Кельзена и его учеников внутригосударственное право выступает замкнутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени.
Источником единства правовой системы Кельзен называет основную норму - трансцендентально-логическое понятие (“мысленное допущение”), которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: “Должно вести себя так, как предписывает конституция”. Такое высказывание не содержит нормативных предписаний в собственном смысле слова. Его назначение в том, чтобы придать нашим представлениям о легитимности существующего правопорядка логически завершенную форму. “Согласно основной норме государственного правопорядка, эффективное правительство, которое на основании действенной конституции создает действенные общие и индивидуальные нормы, есть легитимное правительство этого государства”, - писал Кельзен.
Нормативистское учение существенно отличалось от предшествующих концепций формально-догматической юриспруденции. Кельзен модифицировал юридический позитивизм, включив в него теоретические конструкции, выдвинутые представителями социологического правоведения и философии неокантианства.
С теоретиками социологической ориентации нормативистов сближает трактовка права как эффективно действующего, динамичного правопорядка. В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике. Весьма показательно, что применение общих норм судебными и административными органами было истолковано им как продолжение правотворческой деятельности государства, как создание индивидуальных нормативных предписаний. “Применение права есть также и создание права”, - указывал Кельзен. В этой части его доктрины методы юридического позитивизма сочетаются с принципами функционального подхода к исследованию нормативных систем.
Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии серединыXX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам.