p align="left">Задача позитивной философии заключается в классификации и объединении наук, причем науки должны выяснять законы связи явлений, а не заниматься метафизическими проблемами. Так, согласно Конту, невозможно познать сущность вещей и причинную связь; поэтому науки должны лишь проверять многочисленные факты “самими фактами, которые часто являются достаточно простыми, чтобы стать принципами”.
Для приведения в систему положительных знаний Конт предлагает расположить общие науки в порядке их возрастающей сложности и убывающей общности: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология; позже к этому перечню он добавил нравственность. Науке об обществе, или социологии (термин введен Контом), он придает очень большое значение. Основной задачей своей философии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма, замену “ретроградной аристократии” и “анархической республики” социократией.
Социология Конта делится на две части: социальную статику,. изучающую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие. То и другое Конт обобщает в своей знаменитой формуле: “Порядок и прогресс”.
В центре внимания Конта стоит общество как органическое целое; при этом взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность. Признавая в современном ему обществе наличие противоположных классов (капиталистов и пролетариев), Конт настойчиво проводит идею их солидарности, утверждая, что каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.
Согласно Конту, необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели; правительства поддерживают общественную солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое. Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, необходимо наличие двух властей: светской и духовной. Конт описывает историю этих властей соответственно “трем стадиям” развития человечества.
Вначале (в богословско-военную эпоху) светскую власть осуществляли военные вожди, а духовную - жрецы и прорицатели. В “теологической стадии” эти власти то объединялись в одних руках (теократия и др.), то разъединялись. В “метафизико-легистской стадии” на светскую власть оказывают решающее влияние законники, юристы, адвокаты; власть духовная переходит к отвлеченным мыслителям - метафизикам, а затем к литераторам и публицистам. Переход к позитивной стадии сопровождается заменой военного быта промышленным. Этим и обусловливается новая, позитивная политика. “Политика, - писал Конт, - должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении”.
В свое время социально-политическое учение Огюста Конта занимало как бы промежуточное положение между социализмом и буржуазными теориями. (Те ученики Сен-Симона, которые придерживались социалистических идеи (Анфантен, Базар, Родриг), пришли к отрицанию частной собственности и резко критиковали теорию О.Конта. Конт, в свою очередь, пренебрежительно относился к их проектам переустройства общества, особенно к идеям “нового христианства”. - Прим. авт.) Теория Конта резко противостояла либеральным концепциям. В критике современного ему капитализма Конт развивал ряд идей, распространенных в социалистической литературе. Он критиковал неорганизованность и бессистемность производства, эгоизм и индивидуализм. Немало у него и сочувственных слов о тяжелом положении пролетариев. Однако коммунизм отвергался Контом по той причине, что “игнорирует естественную организацию современной промышленности, откуда он хочет устранить необходимость руководителей”. Конт утверждал, что для промышленного быта необходимо деление общества на капиталистов и наемных рабочих. “Армия не может существовать без офицеров, равно как и без солдат; это простое понятие одинаково приложимо к промышленному строю, как и к военному порядку. Хотя современная промышленность все еще бессистемна, - писал Конт, - однако естественно установившееся деление на предпринимателей и рабочих составляет, без сомнения, необходимый зародыш для окончательной организации. Никакое великое предприятие не могло бы существовать, если бы каждый исполнитель должен был бы быть также управляющим или если бы управление было неопределенно вверено косной и безответственной толпе”.
По разработанному Контом “Плану реорганизации социальной жизни” в социократии сохраняется класс капиталистов (патрициат, “концентрированная сила богатства”). Материальная сила должна принадлежать промышленникам (банкирам, купцам, фабрикантам, землевладельцам). Богатый патрициат под руководством главных банкиров управляет социократией. Пролетариат (“рассеянная сила числа”) должен в 33 раза превышать численность патрициата. К мелкой буржуазии Конт относился резко отрицательно и желал ее исчезновения. Духовную власть в социократии осуществляют жрецы позитивистской церкви, воспитывающие оба класса в духе солидарности.
Конт выступал против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь. Однако его проект укрепления существующего строя - не лучше либеральных проектов. Социократия - это казарма, где пролетарии осуществляют свою “социальную функцию” под неусыпным надзором церкви и правительства.
Взгляды Конта на право и на права личности весьма своеобразны; он отвергает и то, и другое: “Слово “право” должно быть так же изгнано из правильного политического языка, как слово “причина” из настоящей философской речи. Из этих двух теологико-метафизических понятий одно (право) столь же безнравственно и анархично, как другое (причина) иррационально и софистично”. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти. Для борьбы с этим теократическим авторитетом было выдвинуто (в метафизический период - по существу, в Новое время) понятие “права человека”, которое, как утверждал Конт, выполнило лишь разрушительную роль. Когда эти права человека попытались осуществить на практике, “они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуализм”.
В социократии не должно быть ни права, ни прав личности: “В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав, как таковых... Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг”.
Однако замена права позитивной политикой и религией, а прав личности - обязанностями не означает, по плану Конта, каких-либо посягательств на капиталистическую собственность. Конт стремится дать новое, позитивистское обоснование частной собственности капиталистов. “В нормальном состоянии человечества, - писал Конт, - каждый гражданин является общественным должностным лицом, функции которого определяют его обязанности и притязания. Этот всеобщий принцип должен быть применен и к собственности, в которой позитивизм видит особенно необходимую социальную функцию, предназначенную создавать и управлять капиталами, при помощи которых каждое поколение подготовляет работу для следующего за ним. Разумное понимание роли капитала облагораживает обладание им, не ограничивая его справедливой свободы и даже заставляя ее больше уважать”.
Понимая противоречивость интересов буржуазии и наемных рабочих, видя их столкновения, Конт изыскивает способы обеспечения солидарности классов в социократии; он считает таким способом воспитание в духе позитивной религии.
Духовная власть в социократии должна принадлежать иерархии жрецов-позитивистов (философов, ученых, поэтов, врачей). Будет существовать культ Великого Существа, в качестве которого почитается человечество. Конт составил позитивистский календарь, где каждый месяц и каждая неделя посвящены памяти какого-либо “позитивистского святого” (к ним отнесены, в частности, Моисей, Аристотель, Платон, Архимед, Цезарь, апостол Павел, Августин Блаженный, Гуттенберг, Колумб, Шекспир, Моцарт, Фома Аквинский, Кромвель, Галилей, Ньютон).
В конечном счете, по проектам Конта, человечество объединится в 500 социократий, каждая размерами не более Бельгии или Голландии, поскольку в большом государстве невозможны ни порядок, ни прогресс.
Конт осуждал агрессивные войны, видя в них враждебный промышленности пережиток “военного быта”. Конт критиковал колониализм, ставил задачу полной ликвидации колониального гнета. По мнению Конта, в результате морального возрождения человечества угнетенные народы займут достойное место во всемирном союзе социократии; тогда же окончательно исчезнут войны.
Конт различными способами пытался осуществить свои проекты. Он обращался к Николаю I, к Решид-паше. Не чужд он был идеям личной диктатуры, осуществляемой под контролем позитивистов. Очень большие надежды Конт и его ученики возлагали на иезуитов, с которыми стремились заключить религиозно-политический союз. Конт всегда испытывал симпатии к католической церкви как “великой силе порядка”. Громадной заслугой католицизма он считал создание независимой духовной власти, предотвратившей множество злоупотреблений. Конт мечтал объединить католиков и позитивистов, говоря, что между ними существует лишь то второстепенное различие, что первые верят в бога, а вторые нет; это не помешает им совместно вести “борьбу дисциплинированных против недисциплинированных”.
Учение Конта оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль буржуазии. Еще в последние годы жизни Конта часть его учеников создала позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чили; позитивизм был признан даже государственной религией Бразилии (на государственном флаге Бразилии обозначены слова Конта “порядок и прогресс”). Затем позитивизм получил большое распространение в философии и приобрел различные модификации. Под сильным влиянием философии О. Конта сложились континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом), а также социологическая теория Герберта Спенсера.
65.Утопический социализм А. Сен-Симона
Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ведущих странах Европы. Критика капитализма содержалась в многочисленных социалистических и коммунистических теориях. Стимулом к возникновению этих теорий было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы. В этот период теории социализма со всеми их разновидностями влияли на общественное мнение более всего как критика растущего капитализма, как противопоставление идеи “социальности” буржуазному индивидуализму и эгоизму.
Анри-Клод де Рувруа де Сен-Симон (1760-- 1825 гг.) -- современник и участник Войны за неза-висимость США и Французской буржуазной револю-ции -- происходил из одного из древнейших аристокра-тических родов Франции. Отказавшись от своего граф-ского титула в начале революции, Сен-Симон отошел от нее в период якобинской диктатуры и в первой половине XIX в. стал активно заниматься научной и пропаган-дистской деятельностью. В 1803 г. он опубликовал «Письма женевского обывателя», где приступил к фор-мулированию своего учения, развитого в работах «О промышленной системе» (1821 г.), «Катехизис промышленника» (1823 г.) и «Новое христианство» (1825 г.).
Взгляды Сен-Симона на общественное развитие фор-мировались под влиянием идей французского Просве-щения XVIII в. Тезис «разум правит миром» целиком разделялся Сен-Симоном.
Но, отмечая эту несомненную связь подхода Сен-Симона к проблемам общественного развития с просветительскими идеями его эпохи, важно обратить внимание и на то, что существенно отличает его от предшествен-ников. Социальная наука, по убеждению Сен-Симона, должна стать наукой позитивной, основанной на рас-смотрении фактов и подобной естественным наукам. В отличие от французских просветителей XVIII в., Сен-Симон видел в истории человечества закономерный процесс развития общества. Каждый этап в прогрессе человеческих знаний поднимал общество на новую, более высокую ступень развития.
Идея закономерного, детерминированного прогрес-сом человеческих знаний развития общества приводит Сен-Симона к еще одному отличающему его от просве-тителей XVIII в. выводу: «золотой век» человечества не в естественном состоянии, оставшемся в прошлом, а впереди -- в разумном общественном строе, основан-ном на позитивной науке,-- «золотой век, который сле-пое предание относило до сих пор к прошлому, нахо-дится впереди нас».
Исторический оптимизм Сен-Симона -- не новое яв-' ление в утопическом социализме. Заслуга мыслителя в том, что он попытался доказать неизбежность уста-новления справедливого общественного строя, опираясь на представление о закономерном восходящем разви-тии человеческого общества. Эта попытка была основана на идеалистическом толковании исторического про-цесса, однако в его идеалистических в целом рассужде-ниях просматриваются и материалистические мотивы. В работах Сен-Симона встречаются утверждения, что собственность служит основой общественного здания, что сама Французская революция была подготовлена и перемещением собственности от дворянства к третьему сословию. В истории человечества Сен-Симон выделяет три главных этапа-- теологический, метафизический и
и позитивный (эта периодизация была воспринята О. Контом). Для первого этапа было характерно господ-ство религиозных представлений, свойственных антич-ному и феодальному обществу. Второй этап характе-ризуется крушением религиозных представлений, на смену которым приходят абстрактные философские идеи. Это эпоха крушения феодализма, завершенная Французской революцией. Для третьего этапа харак-терно господство позитивной науки, в соответствии с которой и будет создано справедливое общество, названное Сен-Симоном «промышленная система».
В своих ранних произведениях Сен-Симон писал о трех классах -- ученых, собственниках и неимущих, занимающих различное социальное положение. Однако в более поздних работах он избирает иной критерий -- роль в производстве и обмене. В соответствии с этим Сен-Симон говорит о промышленном и паразитическом классах. К первому, составляющему, по его утвержде-нию, 24/25 всей нации, он относит всех занятых в ду-ховном и материальном производстве и обмене -- ученых, пролетариев, фабрикантов, торговцев, банки-ров. Во второй входят дворяне, рантье, чиновники, военные, юристы.
которые на нее возлагались. Власть не перешла от паразитического класса к промышленному, и результатом революции не стало создание промышленной системы. Поэтому существующее общественное и политическое устройство, утверждал Сен-Симон, крайне неразумно. Современное ему общество -- это «мир, перевернутый вверх ногами». В нем неимущие вынуждены лишать себя части средств существования, чтобы умножать богатство собственников. Политическая система Анг-лии после революции XVII в., высоко ценимая Мон-тескье, остается, по мнению Сен-Симона, феодальной системой.
Справедливое социальное устройство -- промышлен-ная система, основанная на позитивных научных зна-ниях. Решающим средством ее достижения является проповедь нового христианства, направляющего обще-ство к великой цели «улучшения участи бедного клас-са». Эта проповедь должна быть обращена к просве-щенным промышленникам и правителям европейских государств, которые, проникшись идеями нового хри-стианства и следуя своему нравственному чувству, совершат преобразования, ведущие к промышленной системе, в интересах народа, но без него. Сен-Симон считал, что ученые, фабриканты, банкиры принадлежат к одному классу с пролетариями; у них общие интересы и они естественные вожди пролетариев, заинтересован-ные в улучшении морального и физического состояния последних.
Не трудно заметить в этих рассуждениях Сен-Симо-на его ошибочные представления о закономерностях общественного развития («мнение правит миром»), о ха-рактере классовых взаимоотношений в современном ему обществе (фабриканты -- естественные вожди пролета-риев). Но важно обратить внимание и на то, что его цель -- «справедливое решение судьбы самого многочи-сленного и самого бедного класса». Это решение, соглас-но концепции Сен-Симона, дается промышленной систе-мой.
Цель промышленной системы -- возможно лучшее применение, распространение, развитие и накопление знаний для удовлетворения потребностей человека. Сен-Симону совершенно чужды идеи аскетизма, свойствен-ные многим предшествующим представителям утопиче-ского социализма. Цель общества будет достигнута созданием в масштабе всей страны единой централизо-ванной системы планового хозяйства. Такая система -- Сен-Симон называет ее ассоциацией -- не предполагает уничтожения частной собственности, но подчиняет ее плановому началу. Все члены ассоциации будут обяза-ны трудиться и получат такую возможность -- одни будут заниматься умственным трудом, другие физиче-ским. «Целью всех трудов моей жизни,-- писал Сен-Симон,-- было создать всем членам общества широчай-шие возможности для развития их способностей».
Опираясь на эту идею Сен-Симона, его ученики сформулировали известный принцип «каждой способ-ности по потребности».
Политическая организация ассоциации Сен-Симону в принципе безразлична. Он считал королевскую власть надклассовым институтом, подходящим к любой со-циальной системе. Поэтому и при строе ассоциации королевская власть сохранится, как сохранятся пра-вительство и парламент. Но их роль станет второсте-пенной; основной их функцией, по мнению Сен-Симона, будет поддержание порядка. В ассоциации же люди станут выполнять свои обязанности добровольно и по-рядок, как правило, нарушаться не будет. Сен-Симону принадлежит мысль о том, что при новом строе место системы управления людьми займет система управле-ния вещами и процессами производства. Соответственно на первый план- выдвинутся такие органы управления, как совет ученых (Академия), разрабатывающий пла-ны хозяйственного развития, и совет промышленников, руководящий реализацией этих планов. В этих условиях сама политика из науки об управлении людьми пре-вратится в науку об управлении производством.
Учение Сен-Симона о процессах общественного развития, его движущих силах, характере классовых взаимоотношений, путях и средствах перехода к спра-ведливому социальному строю глубоко ошибочно и во многом фантастично. Но в учении Сен-Симона есть и глубокие мысли, сделавшие его одним из крупнейших представителей утопического социализма. Это идея исторического детерминизма, закономерности- обще-ственного развития и перехода к справедливому со-циальному устройству. Сен-Симон писал о необходимо-сти планового развития хозяйства, о праве на труд и обязанности трудиться, о всестороннем развитии спо-собностей человека и максимальном удовлетворении его потребностей. Ему принадлежит, наконец, идея отмирания собственно политических функций власти и превращения политики в науку об управлении про-изводством,-- идея, которая может быть охарактери-зована как мысль об отмирании государства.
66.Власть, право и государство по представлениям Щ. Фурье
Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ведущих странах Европы. Критика капитализма содержалась в многочисленных социалистических и коммунистических теориях. Стимулом к возникновению этих теорий было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы. В этот период теории социализма со всеми их разновидностями влияли на общественное мнение более всего как критика растущего капитализма, как противопоставление идеи “социальности” буржуазному индивидуализму и эгоизму.
Примерно в те же годы, когда были опубликованы работы Сен-Симона, появились труды другого великого французского утопического социалиста -- Франсуа Мари Шарля Фурье (1772--1837 гг.). Основные из них: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808 г.) и «Новый промышленный и общественный мир» (1829 г.).
Для теории Фурье характерна блестящая, гораздо более глубокая и обстоятельная, чем у Сен-Симона, критика результатов буржуазной революции, капита-лизма, его правовой системы. В этом Фурье нет равных во всем утопическом социализме.
Фурье, как и Сен-Симон, воспринимает идейное на-следство предреволюционной Франции. Но если Сен-Си-мон решающую роль придавал разуму, то Фурье отво-дит разуму второстепенную роль, выдвигая на первый план идею вечной и неизменной природы человека, свойственный ей механизм человеческих страстей. Страсти -- активное начало социального движения, разум -- лишь регулирующее начало.
Два фактора, по мнению Фурье, характеризуют раз-витие человечества, социальный прогресс -- эмансипа-ция женщин и развитие производства.
«Расширение прав женщин,-- писал он,-- есть основной принцип всякого социального прогресса». Как
отмечал Энгельс, Фурье «первому принадлежит мысль, что в каждом данном обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эманси-пации»3.
Вторым-признаком каждого исторического периода Фурье считал уровень развития производства: «Преоб-разование производства -- непременный путь ко вся-кому благотворительному преобразованию иного рода». Ф. Энгельс высоко оценил эту идею Фурье, который в отличие от других утопических социалистов «больше обратил свое внимание на общественную организацию человеческой 'деятельности, чем на распределение про-изводимых ею продуктов» 4.
Вся предшествующая история человечества -- исто-рия неудовлетворенности человеческих страстей, их по-давления и дисгармонии, утверждал Фурье. Это ха-рактерно, писал он, и для современного состояния об-. щества -- «строя цивилизации». Фурье беспощадно вскрывает материальное и моральное убожество буржу-азного мира, разоблачает его несоответствие «царству разума», обещанному французскими просветителями. Это «мир наизнанку», «мир дыбом, социальный ад», в котором «бедность рождается из самого изобилия», где «каждый индивид находится в непрерывной войне с коллективом». ,
При цивилизации все страсти людей извращены: врач заинтересован, чтобы его пациенты часто болели, архитектору нужен пожар, портной и сапожник же-лают, чтобы их изделия скорее изнашивались и т. д. и т. п. Несмотря на изобилие продуктов, 8 миллионов французов не едят хлеба, а 25 миллионов не пьют вина, хотя урожай винограда бросается в мусорные ямы.
Этот извращенный порядок поддерживается силой государства, являющегося слугой богатых и вооружаю-щего небольшое, число рабов против массы рабов без-оружных. Его законы хороши только для тех, кто их издает. Провозглашенная революцией свобода оказа-лась фикцией, ибо в физическом смысле она должна предусматривать освобождение человека от рабства труда, а в социальном -- свободу выбора занятий по своим склонностям. На практике труд превратился
в проклятье, а фабрики в «смягченную каторгу». Люди потеряли века, рассуждая о правах человека, но «совер-шенно упустили самое элементарное право -- право работы, без которого все остальные превращаются в нуль». Именно поэтому много прав существует на бумаге, но не в действительности. Это великое и основ-ное право -- право на труд, без которого ничего не стоят все остальные права,-- неосуществимо при цивилиза-ции,, утверждал Фурье.
Как и Сен-Симон, Фурье опасается нового революци-онного взрыва и связывает свои надежды на устранение строя «цивилизации» с проповедью, обращенной ко всем классам и преимущественно к богачам, которых, по его мнению, цивилизация не сделала счастливыми, и к правителям европейских государств. Он призывал способствовать реализации его проектов Ротшильда, Наполеона I, а затем и Бурбонов. Он считал, что все монархи, в том числе крупнейшие -- русский царь и саксонский король,-- заинтересованы в социальных преобразованиях, нужно только показать им преиму-щества нового строя, обеспечивающего полное и гармо-ничное развитие всех человеческих страстей.
Описываемый Фурье строй социальной гармонии, который он называл строем ассоциации -- «социетар-ным строем», на первых этапах предполагает создание земледельчески-промышленных производственных ас-социаций -- фаланг 5, объединяющих на добровольных началах представителей всех классов. Вступая в фалан-гу, одни вносят в общее пользование свой капитал, другие свой труд, третьи свои знания. Трудовые занятия избираются каждым членом фаланги в соответствии со склонностями и прошлым жизненным опытом. Они не обременительны и меняются через полтора-два часа работы. В результате труд станет радостным, превра-тится в первую жизненную потребность. Самая возвы-шенная страсть человека -- энтузиазм -- породит твор-ческие порывы в труде, разовьется соревнование, что приведет к громадному повышению производительности труда, всестороннему удовлетворению потребностей членов фаланг. Правила, регулирующие жизнедеятельность фаланг, устанавливаются самими их членами и потому соблюдаются добровольно. Общее руководство осуществляет избираемый ареопаг, который будет не диктатором, а советчиком. Гармония интересов членов фаланг обеспечивается и справедливым, по мнению Фурье, распределением общественного продукта -- 5/12 по труду, 4/12 по капиталу и 3/12 по таланту. Это упрочит союз «капитала, труда и таланта*, сотрудни-чество труда и капитала в интересах прежде всего труда. Вместо несправедливого принципа цивилиза-ции -- «должно быть много бедных, чтобы было не-сколько богатых*,-- строй ассоциации утвердит прин-цип гармонии интересов всех -- «надо, чтобы бедные пользовались постепенно увеличивающимся достатком, дабы богатые были счастливы». В дальнейшем, по мере роста общественного богатства и перехода к более высо-ким ступеням развития, распределение по капиталу вообще потеряет смысл.
Фурье внес в развитие социалистической идеологии громадный вклад своей беспощадной, глубокой и все-сторонней критикой современного ему капитализма. «Фурье,-- писал Ф. Энгельс,-- подверг существующие социальные отношения такой резкой, такой живой и остроумной критике, что ему охотно прощаешь его космологические фантазии, которые тоже основаны на гениальном миропонимании* 6.
67.Реформаторские воззрения Р. Оуэна
Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ведущих странах Европы. Критика капитализма содержалась в многочисленных социалистических и коммунистических теориях. Стимулом к возникновению этих теорий было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы. В этот период теории социализма со всеми их разновидностями влияли на общественное мнение более всего как критика растущего капитализма, как противопоставление идеи “социальности” буржуазному индивидуализму и эгоизму.
Роберт Оуэн (1771 --1858 гг.) оставил заметный след в истории не только социалистической мысли, но и английского рабочего движения.
Выйдя из ремесленной среды и став крупным пред-принимателем, Оуэн остро воспринимал социальные бедствия английского пролетариата и посвятил свою жизнь сначала попыткам облегчить тяжелую участь трудящихся путем филантропии, предложений «гуман-ного фабричного законодательства», а затем разработке плана коренных общественных преобразований для обе-спечения «благосостояния всего человечества» и по пытке практически реализовать этот план. После не-удачи с этой попыткой (организация «коммунистиче-ской колонии» в США «Новая гармония») Оуэн активно участвует в создании профессиональных и кооператив-ных организаций в Англии. Как отмечал Энгельс, все общественные движения в Англии в интересах рабочего класса и все их действительные достижения были свя-заны с именем Оуэна.
Свои взгляды на существующие порядки, справедли-вую социальную организацию и пути перехода к ней Оуэн изложил в таких работах, как «Новый взгляд на общество, или опыты об образовании и» характере» (1813--1814 гг.), «Книга о новом нравственном мире» (1842--1844 гг.), «Катехизис рациональной системы» (1850 г.) и статьях в журнале «Кризис» (1832-- 1834 гг.).
Оуэн воспринял учение французских просветите-лей-материалистов о том, что человеческий характер определяется социальной средой. Основные пороки существующего строя, по его мнению, порождены заблуждениями человеческого разума и невежеством как правителей, так и управляемых. В обществе господ-ствуют не законы природы, а неразумные человеческие законы, охраняющие несправедливость и наделяющие властью угнетателей. Основная цель этих законов --держать народ в невежестве и нищете.
Задача сводится к тому, чтобы освободить челове-ческий разум от заблуждений, а для этого нужно изме-нить существующий строй на научных основах. Необхо-димо использовать для перехода к новому строю про-мышленный прогресс и научно-технические знания. Это требует устранения основного препятствия на пути к новому строю -- частной собственности. В отличие от Сен-Симона и Фурье, Оуэн видит в частной собствен-ности причину «бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком». Существование частной собственности привело к тому, что «мир насыщен богатством, и всюду царит нищета». Общество долж-но быть устроено так, чтобы все получали выгоды от развития производительных сил; в противном случае обществу грозят насильственное ниспровержение и анархия.
Оуэн -- противник насилия и революции. Он считал, что к справедливому строю ведут пропаганда научных знаний об обществе, путь примера. Люди ложно пони-
440
мают свои интересы, которые в действительности одни и те же у богатых и бедных, у правителей и управляе-мых. Большие надежды в пропаганде и учреждении нового строя Оуэн возлагал на государство. Ни одна из существующих форм государства,, по его мнению, сама по себе не может обеспечить счастье народа (поэтому Оуэн отрицательно относился к движению чар-тистов). Но если правителей просветить, то они будут способствовать общественным преобразованиям. Оуэн настойчиво предлагает свой проект этих преобразова-ний английскому парламенту и королеве Виктории, пра-вительствам Европы и Америки.
План Оуэна предусматривал создание сети коммун, которые со временем распространятся во всем мире, в результате чего возникнет единый порядок управ-ления с единым сводом законов. Это будет коллекти-вистское общество, основанное ,на общественной соб-ственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей, отношениях взаимопомощи, рациональной и гуманной системе воспитания, нрав-ственности, при которых не нужны поощрения и нака-зания.
Оуэн рисует детальную картину внутренней органи-зации коммун, их взаимоотношений друг с другом. Ком-мунистическое устройство даст простор техническому прогрессу, что обеспечит рост всеобщего благосостояния. Новые могучие производительные силы, служившие до этого только обогащению единиц и порабощению масс, будут работать для благосостояния всех. Каждый смо-жет получить с общественного складавсе, что ему нужно, но никто не возьмет больше, чем нужно. Немалое внимание будет уделяться воспитанию. В результате в новом мире вырастет новый в физическом, нравствен-ном и умственном отношении человек. Он будет гармо-
нично развит и лишен эгоизма.
Управление коммуной осуществляется ее членами в соответствии с их способностями и общими интере-сами. Особых органов власти практически нет. Государ-ственная власть будет играть важною--роль в период образования коммун, способствуя их созданию. В после-дующем они, как писал Оуэн, будут доставлять ей мало хлопот. Конечный его идеал -- самоуправляющаяся федерация свободных и автономных коммун.
Оуэн предлагал проэкты конституции такой комму-ны. В конституции коммуны «Новая гармония» в США утверждается принцип равноправия и общность иму-ществ. Принципами коммуны являются равенство прав и обязанностей членов коммуны, объединение в работе и развлечениях, свобода слова и действия, искренность и доброжелательность. Члены коммуны рассматрива-ются как одна семья, «Каждый член общины,-- гово-рится в конституции,-- будет приносить наибольшую возможную для него пользу для общего блага в соответ-ствии с правилами и постановлениями, которые могут быть приняты общиной. Первоочередной задачей общи-ны всегда будет предоставление всем ее членам наилуч-шего физического, нравственного и умственного воспи-тания». В этих положениях не трудно увидеть реализа-цию идеи «от каждого по способности». Вместе с тем все члены коммуны в соответствии со своим возрастом будут получать одинаковую пищу и одежду, поскольку это может быть обеспечено, и все будут жить в одинако-вых домах, «как только это станет осуществимо».
Законодательная власть в коммуне, согласно консти-туции, вручается общему собранию ее членов старше 21 года. Исполнительная власть -- совету, избираемому собранием. Совет подчиняется указаниям большинства собрания, отчитывается перед ним и руководит всеми делами коммуны, а также заключает договоры с дру-гими коммунами.
Проектам Оуэна присущи черты грубой уравнитель-ности и аскетизма, чего не было у Сен-Симона и Фурье. Однако следует отметить, что в отличие от Сен-Симона и Фурье, из критики капитализма Оуэн делает более по-следовательные выводы, видя причину бедственного по-ложения масс в господстве частной собственности и соот-ветственно связывая свой идеал с ее упразднением как необходимым условием коммунистического преобразо-вания общества. Считая религию существенным препят-ствием на пути этого преобразования, одним из «соци-альных зол», Оуэн был чужд религиозных исканий, свойственных Сен-Симону и Фурье. Совершенно новыми в истории социалистической мысли были попытки Оуэна внести идеи коммунизма в рабочее движение. Большое значение имели акцент на использовании результатов промышленного прогресса и уверенность в способности трудящихся организовать производство без капиталистов.
68.Исторические условия возникновения марксизма
Развитие промышленного капитализма вело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Ряд влиятельных публицистов и теоретиков притязал на выражение и защиту интересов этого класса; на основе этих притязаний складывались доктрины, программная часть которых предусматривала коренное изменение общественного устройства, замену капитализма социальным строем без эксплуатации и угнетения народных масс буржуазией.
К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окончательно оформились основные направления социалистической идеологии, имеющие четкую программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии. Политико-правовая идеология различных направлений социалистической мысли противостояла буржуазной политико-правовой идеологии. Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса “Нищета философии” (1847 г.) и “Манифест коммунистической партии” Маркса и Энгельса (1847-1848 гг.).
Политико-правовая теория Карла Маркса (1818-1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820-1895 гг.) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов. Хорошо известно, что французский социализм является одним из источников марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже, где он жил в 1843-1845 гг.
Знакомство с многочисленными и разнообразными политическими учениями французских социалистов и коммунистов наложило отпечаток на политико-правовое учение Маркса тем более, что его основные интересы и научные изыскания относились к сфере политэкономии. Дело не только в том, что значительная часть “Манифеста коммунистической партии” текстуально совпадает с составленным сен-симонистами “Изложением учения Сен-Симона” при непременной замене авторами “Манифеста” слова “эксплуатация” термином “борьба”. Это был, скорее всего, полемический прием, призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежащее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторонниками которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием исключительно марксистской теории, были известны и широко распространены во французской социалистической литературе 20-40-х гг. XIX в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на период перехода от капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания государства при коммунизме. Все перечисленные положения, однако, были включены в систему логически связной и достаточно оригинальной доктрины, разработанной Марксом и Энгельсом.
К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис - экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения - последняя антагонистическая форма общественного производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.
Обосновывая необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и Энгельс доказывали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями, является пролетариат. Пролетариат, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти.
Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. “Современная государственная власть, - писали они, - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии”. В книге “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является “государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса”. В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).