Рефераты

Коммерческое право Молдовы

Коммерческое право Молдовы

6

1. Понятие и сущность права

Право -- это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.

Сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение -- древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

В этой связи отметим следующий факт. Когда Маркс, будучи студентом университета, интенсивно изучал право, он пришел к выводу о том, что наиболее истинной правовой системой являлось право Древнего Рима. В подобной ситуации делать окончательные выводы о сущности права было преждевременно, поскольку за нее можно было принять преходящие черты еще развивающегося права. Однако выводы были сделаны и основу марксистской концепции права составило положение о его классовой сущности, которое активно внедрялось в правоведение и правовое сознание при социализме.

2. Источник права

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения -- как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле [1]:

нормативно-правовой акт;

нормативный договор;

правовой прецедент (судебный или административный прецедент);

правовой обычай;

религиозные догмы;

правовая доктрина;

принцип права;

правосознание.

3. Понятие частного и публичного права

Изречение древнеримского юриста Ульпиана позволяет считать, что основание градации права на частное и публичное - есть предмет правового регулирования, то есть интерес:

а) общезначимый (публичный) интерес, интересы общества, государства в целом;

б) интересы частных лиц.

Некоторые авторы определяют частное право как совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Это определение, на мой взгляд, несколько одностороннее - оно характеризует частное право лишь с экономической стороны.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.

Система права - это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы.

Нормы права - это элемент системы права, его «атом» более неделимый (хотя сама норма имеет свою структуру).

Институт права - совокупность правовых норм, регулирующих однородную систему общественных отношений.

Подотрасль права - объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права.

Отрасль права - основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие однородную область общественных отношений.

Основанием для подразделения права также является материальный критерий:

материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное право и т. д.);

процессуальные отрасли (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право).

И, наконец, система права включает в себя деление права на частное и публичное. Международное право также подразделяется на международное частное и публичное международное.

5. Гражданское право как частное право

Частное (гражданское) право составляет базу, ядро правопорядка, основанного на рыночной организации хозяйства. История показывает, что основные частноправовые начала, например неприкосновенность собственности или свобода договоров, практически нигде и никогда не действовали в чистом виде, подвергаясь по необходимости тем или иным ограничениям. По степени, характеру этих ограничений можно различать виды или типы правовых систем.

Гражданское (частное) право во всяком правопорядке регулирует прежде всего различные отношения по принадлежности или использованию имущества, отличающиеся тем, что они основаны на юридическом равенстве участников, автономии их воли и их имущественной самостоятельности (обособленности). Имущественные отношения могут и не основываться на указанных признаках, например отношения по формированию государственного бюджета путем взимания налогов или уплаты штрафа за правонарушение. В этих случаях между участниками существуют отношения не равенства, а власти и подчинения, исключающие автономию воли (т.е. усмотрение) самих сторон. Такого рода отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, например налоговые и другие финансовые отношения, составляют предмет регулирования административного и финансового (публичного) права.

Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений играет понятие гражданского правоотношения.

В результате урегулирования нормами гражданского права общественных отношений они приобретают правовую форму и становятся гражданскими правоотношениями. Гражданское правоотношение это не что иное, как само общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права. В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения. В результате регулирования гражданским правом имущественных отношений возникают гражданские имущественные правоотношения. Если же урегулированы гражданско-правовыми нормами личные неимущественные отношения, устанавливаются личные неимущественные правоотношения.

7. Гражданско-правовые сделки

Сделки характеризуются определенными признаками. Очень важно для понимания сути исследуемого понятия то обстоятельство, что сделки - это действия. На практике это означает, что в указанном качестве они противостоят событиям, то есть обстоятельствам, не зависящим от воли лица (в частности, явлениям стихийного характера - пожару, наводнению, а также военным действиям, забастовкам).

Сделки - это правомерные действия. Этим они отличаются от действий противоправных - деликтов, что означает причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу другого лица.

Сделка является действием волевым, направленным на создание соответствующих прав и обязанностей, их изменение и прекращение. Это позволяет противопоставить сделки поступкам - действиям, лишенным такой целенаправленности. В качестве примера можно привести находку, которая порождает у нашедшего определенные права и обязанности, хотя цели найти вещь у него не было.

Односторонняя сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражение воли одной стороны, например:

- выдача доверенности;

- отказ от наследства;

- составление завещания;

- публичное объявление конкурса и др.

Коммерческое право - это совокупность норм частного права общего и специального характера, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в результате торговой деятельности.

Исходя из господствующей концепции международного торгового права дают следующее определение: «Под международным торговым правом понимается совокупность правовых норм «международного законодательства, а также совокупность обычаев или обыкновений международной торговли, типовых контрактов, регулирующих частные отношения, возникающие при осуществлении международной торговли. Иначе говоря, это «совокупность норм, регулирующих отношения в сфере торговли». Мало чем отличается от этого универсального определения понятие и определение национального торгового (коммерческого) права.

Предмет коммерческого права составляют отношения, складывающиеся по поводу осуществления торговой деятельности. Общественные отношения, составляющие предмет коммерческого (торгового) права обладают специфической особенностью, состоящую в том, что субъектами этих отношений являются в обязательном порядке коммерческие организации. При этом, в случае, если участниками торговых отношений являются только коммерческие организации, отношения можно назвать абсолютными коммерческими отношениями. Если же в торговых отношениях, с одной стороны, коммерческая организация, а с другой стороны, и не являющаяся таковой, отношения можно назвать относительно-коммерческими, т.е. смешанными.

8. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Одним из ключевых в гражданском и предпринимательском праве является понятие предпринимательская деятельность, которое имеет общее значение для индивидуальных предпринимателей (физических лиц) и коллективных предпринимателей (юридических лиц).

Предпринимательской деятельностью признается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Первый признак - самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности. Самостоятельность предполагает прежде всего то, что физическое или юридическое лицо - предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно, от своего имени, своей волей и в своем интересе.

Второй признак тесно связан с первым - предприниматель действует на свой риск. Именно предприниматель, принявший от своего имени конкретное самостоятельное решение, правомерно создает как потенциальную, так и реальную опасность в целях получения прибыли, достижения другого предпринимательского результата, недостижимого при использовании обычных, нерискованных средств.

Третий признак состоит в том, что предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Четвертый признак легальной предпринимательской деятельности характеризует ее участников. Субъектами предпринимательства могут быть лица (физические лица и юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке, т.е. приобретшие соответствующий гражданско-правовой статус.

11. Принципы коммерческого права

Под принципами коммерческого права следует понимать основополагающие начала, пронизывающие значительную часть норм и регулируемых ими отношений данной отрасли права. К ним можно отнести: 1) свобода осуществления коммерческой (торговой) деятельности между коммерческими организациями и с их участием; 2) свобода заключения коммерческих договоров между субъектами коммерческого права; 3)законность; 4) обеспечение конкурентной среды и защиты от монополии; 5) свободное учреждение коммерческих организаций в установленном законом порядке; 6) воздействие государственных органов и органов местного самоуправления на отдельные виды отношений (учреждение, регистрация, постановка на учет, ликвидация, заключение обязательных договоров); 7) судебная защита субъектов коммерческого права; 8) имущественная ответственность субъектов коммерческого права; 9) сочетание юридического равенства участников коммерческих от- ношений с преимущественными правами их перед третьими лицами; 10) осуществление торговой деятельности с учетом спроса и предложения; 11) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

12. Принцип свободы договора

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Одно из основных начал гражданского законодательства РМ. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также такой, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

На практике свобода договора ограничивается императивными государственными нормами и условиями, которые предлагают на рынках данного товара или продукции крупные предприятия, занимающие доминирующее положение.

13. Источники коммерческого права

Нормы коммерческого права содержатся в нормативных актах общего и специального характера. Логически источники можно разделить на общие и специальные. К общим источникам можно отнести Конституцию РМ, Гражданский кодекс РМ, указы Президента РФ, содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения торговли прямо или косвенно. Международные акты подразделяются также на акты общего и специального характера. К источникам коммерческого права относится обычай делового оборота, международные торговые обычаи, пришедшие из средневековой Европы и т.д. Обычаи применяются сторонами при заключении договоров оптовой купли-продажи, а также судами при рассмотрении споров. При этом суды применяют обычаи даже в том случае, если сторо- ны не указали в договоре на применение такого обычая, но он был признан судом как источник регулирования определенного вида отношений по торговой сделке. Данный порядок предусмотрен Венской Конвенцией «О международных договорах купли-продажи». Такая практика существует во многих правовых системах.

14. Субъекты коммерческой деятельности: понятие и виды

Понятие субъекта коммерческого права основывается на учении частного права о лицах. Учение о лицах представлено единым понятием «лица», которое объединяет субъекты коммерческого, предпринимательского и гражданского права. Но каждая из названных отраслей права выделяет относительно одних и тех же субъектов правоотношений свои особенности.

Особенности субъекта коммерческого (торгового) права можно усматривать также на основании определения вида коммерческой организации. Коммерческие организации подразделяются на два вида: юридический вид и функциональный вид. При этом под юридическим видом понимается организационно-правовая форма коммерческой организации. Функциональный вид - это вид, определяемый местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности.

16. Порядок и способы создания субъектов коммерческой деятельности

Под созданием субъектов предпринимательского права понимается совершение юридически значимых Действие и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта предпринимательского права. Современная теория права классифицировала способы создания субъектов предпринимательского права следующим образом: учредительно-распорядительный, учредительный, договорно-учредителыгый, дозволительно-учредительный. Эта классификация исходит из того, по чьей воле и каким образом создаются субъекты права. Учредительно-распорядительный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Учредительный порядок применяется при создании коммерческих организаций с одним участником, а также легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности. О договорно-учредительном порядке можно говорить при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа как условие создания субъекта.

17. Способы образования предприятий в РМ

ГК РМ №1107 от 06.06.2002, Закон о государственной регистрации предприятий и организаций №1265 от 05.10.2000, Закон о предпринимательстве и предприятиях №845 от 03 января 1994 года, Постановление Правительства Об утверждении Положения о хозяйственных обществах в РМ №500 от 10 сентября 1991 года.

"Индивидуальным является предприятие, принадлежащее гражданину на правах частной собственности или членам семьи на правах общей собственности. Имущество индивидуального предприятия формируется на основе имущества гражданина (семьи) и других не запрещенных законодательством источников. Формой индивидуального предприятия в сельском хозяйстве является только крестьянское (фермерское) хозяйство. Индивидуальное предприятие не является юридическим лицом и выступает в правовых отношениях как физическое лицо - индивидуальный предприниматель. Имущество индивидуального предприятия неотделимо от личного имущества предпринимателя. Предприниматель, владеющий индивидуальным предприятием, несет неограниченную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание. Члены семьи - владельцы индивидуального предприятия - несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание" см. ст. 14. Закона о предпринимательстве и предприятиях. Юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью как коммерческие общества, кооперативы, государственные предприятия и муниципальные предприятия. Законом предусмотрена также деятельность арендного предприятия учрежденного членами коллективов государственных предприятий (муниципальных). В целях координирования деятельности, представительства и защиты общих интересов юридические лица могут создать союзы которые являются юридическими лицами с некоммерческими целями.

Коммерческие общества могут образоваться в виде обществ под коллективным именем, коммандитного товарищества, общества с ограниченной ответственности и акционерного общества.

Разные формы коммерческих обществ разнятся способами образования общества, способами образования уставного фонда, отношениями между учредителями (членами), способами управления общества, ответственности учредителей (членов) и т.д.

18. Закон республики Молдова о государственной регистрации предприятий и организаций

Статья 10. Место регистрации и представлении документов для регистрации (1) Предприятия и организации, их филиалы и представительства регистрируются территориальными отделениями Палаты по месту их нахождения.

(2) Для государственной регистрации учредители представляют территориальным отделениям Палаты документы, предусмотренные законодательством.

(3) Датой представления документов для регистрации считается дата их приема территориальным отделением Палаты.

(4) Территориальные отделения Палаты не вправе отказать в приеме заявления о регистрации или требовать представления документов, не предусмотренных законодательством.

Статья 11. Документы, необходимые для государственной регистрации (1) Для государственной регистрации предприятий и организаций представляются:

а) заявление о регистрации по утвержденному Палатой образцу;

b) решение о создании и учредительные документы предприятия или

организации в зависимости от их организационно-правовой формы в двух экземплярах;

c) удостоверения личности учредителей или уполномоченных в соответствии с законом лиц, а также главного менеджера предприятия или организации;

d) документ, подтверждающий внесение учредителями (пайщиками) долей (паев) в уставный капитал предприятия в размерах и в сроки, предусмотренные законодательством;

е) документ, подтверждающий уплату гербового сбора, а также документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.

(2) Для регистрации финансовых учреждений представляется заключение Национального банка Молдовы, для регистрации негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций - заключение Государственной инспекции по надзору за страхованием и негосударственными пенсионными фондами при Министерстве финансов.

(3) Для регистрации предприятий, созданных путем реорганизации государственных предприятий или предприятий, в уставном капитале которых была доля государственной собственности, представляется разрешение соответствующего центрального отраслевого органа.

(4) Для регистрации предприятий с иностранными инвестициями к заявлению о регистрации дополнительно прилагаются:

а) выписка из национального коммерческого регистра страны инвестора;

b) свидетельство о регистрации иностранного предприятия;

с) учредительные документы иностранного предприятия;

d) справка о платежеспособности иностранного предприятия, выданная банком, в котором оно обслуживается.

(5) Документы, указанные в пунктах а), b) и с) части (4), представляются в копиях, удостоверенных нотариусом и консульскими учреждениями Республики Молдова в других государствах, с переводом на государственный язык.

19. Разрешительный порядок образования предприятий

Статья 14. Процедура регистрации (1) Орган государственной регистрации осуществляет проверку законности принятых документов и не позднее чем в 15-дневный срок принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации предприятия или организации.

(2) Предприятию или организации присваивается регистрационный номер, который указывается в учредительных документах, свидетельстве о регистрации и на печати предприятия или организации, являясь идентификационным номером. Порядок формирования и присвоения регистрационного номера устанавливается в соответствии с положением, утвержденным Правительством.

(3) Предприятие или организация считаются зарегистрированными со дня принятия решения о регистрации.

(4) Свидетельство о регистрации выдается непосредственно главному менеджеру предприятия или организации.

(5) Образец свидетельства о регистрации предприятия или организации утверждается Правительством.

(6) Свидетельство о регистрации является документом, подтверждающим государственную регистрацию предприятия или организации, и служит основанием для выдачи территориальными налоговыми инспекциями свидетельства о присвоении фискального кода, для изготовления печатей предприятия или организации и открытия ими банковских счетов.

20. Распорядительный порядок образования предприятий

Статья 7. Государственный регистратор (1) Государственным регистратором является государственный служащий, наделенный ответственными функциями, осуществляющий деятельность в территориальном отделении Палаты.

(2) На должность государственного регистратора может быть назначено лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

(3) Государственный регистратор:

а) управляет деятельностью доверенного ему уездного или муниципального отделения государственной регистрации;

b) рассматривает заявления юридических и физических лиц о регистрации предприятий и организаций, проверяет соответствие учредительных документов требованиям законодательства;

с) устанавливает личность, проверяет правоспособность и дееспособность учредителей и удостоверяет в их присутствии личные подписи на учредительных документах;

d) регистрирует предприятия и организации или отклоняет заявление о их регистрации, принимая по обстоятельствам соответствующие решения;

е) выдает в результате государственной регистрации предприятий и организаций свидетельство установленного образца, подтверждающее факт регистрации;

f) рассматривает повторные заявления о регистрации предприятий и организаций, а также о регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, проверяет выполнение требований, указанных в принятом ранее решении об отказе в регистрации;

g) ведет прием и дает необходимые консультации предпринимателям по вопросам государственной регистрации предприятий и организаций;

h) предоставляет информацию о зарегистрированных, реорганизованных или ликвидированных предприятиях и организациях органам местного публичного управления, финансовым и статистическим органам в предусмотренном порядке и в установленные сроки;

i) ведет учет предприятий и организаций, зарегистрированных в соответствующей административно-территориальной единице, и представляет необходимую информацию Палате;

j) представляет Палату в отношениях с органами местного публичного управления, контрольными и правоохранительными органами;

k) обеспечивает целостность и постоянное хранение папок с учредительными документами зарегистрированных предприятий и организаций.

3. Учредительными документами предприятия являются: решение о создании предприятия - для индивидуального предприятия; учредительный договор - для полного и коммандитного товариществ; учредительный договор и устав - для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и предпринимательских кооперативов. В случае учреждения акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью одним лицом вместо учредительного договора составляется декларация об учреждении общества. Декларация должна содержать данные, которые отражаются в договоре, и оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению учредительного договора (в редакции Законов Nr.1167-XIII от 30 апреля 1997 г.; Nr.1246-XV от 18 июля 2002 г.; Nr.1500-XV от 5 декабря 2002 г.); устав - для производственных кооперативов (дополнен Законом Nr.1500-XV от 5 декабря 2002 г.); договор об аренде государственного (муниципального) имущества и устав - для арендных предприятий (в редакции Закона Nr.672-XIII от 28 ноября 1995 г.); устав и решение учредителя - для государственных предприятий, устав и решение органов местного публичного управления - для муниципальных предприятий (дополнен Законом Nr.1167-XIII от 30 апреля 1997 г.; в редакции Закона Nr.690-XV от 29 ноября 2001 г.). Учредительные документы должны содержать следующие сведения: фирму, местонахождение, дату учреждения, виды деятельности, ответственность предпринимателя по обязательствам предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия, фирмы (фамилии) и местонахождение (местожительство) учредителей, а в случаях, предусмотренных законодательством, - и участников предприятия, а также другие условия учреждения и деятельности предприятия, предусмотренные действующим законодательством. В учредительные документы могут быть включены и иные положения, не противоречащие законодательству. Учредительные документы предприятия утверждаются его учредителем (учредителями).

22. Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности

Статья 27. Принципы регистрации 1. Предприниматель обязан зарегистрировать учреждаемое им предприятие, его филиалы и представительства (далее - предприятия) на территории Республики Молдова до начала их хозяйственной деятельности в соответствии с Законом о государственной регистрации предприятий и организаций N 1265-XIV от 5 октября 2000 года. Доход, полученный от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскивается по судебному решению и направляется в государственный бюджет. 2. Предприятие регистрируется Государственной регистрационной палатой Департамента информационных технологий по месту нахождения предприятия. Местонахождением предприятия является место, где находятся его органы управления. 3. Предприятие регистрируется в обязательном порядке в налоговом органе для присвоения ему налогового кода в соответствии с действующим законодательством

23. Порядок государственной регистрации субъектов коммерческой деятельности

Статья 28. Процедура регистрации 1. Для регистрации предприятие представляет документы, указанные в статье 11 Закона о государственной регистрации предприятий и организаций. 2. Для регистрации предприятий, созданных путем реорганизации государственных предприятий или предприятий с долей государственной собственности в уставном капитале, представляется разрешение соответствующего центрального отраслевого органа. При перерегистрации предприятия (за исключением акционерных обществ) в связи с его реорганизацией установленный гербовый сбор взимается только с суммы, на которую уставный капитал вновь созданного предприятия (предприятий) превышает уставный капитал реорганизованного предприятия (предприятий). При увеличении размера уставного капитала вследствие переоценки имущества предприятия на основании постановления Правительства гербовый сбор не взимается. 3. Государственная регистрационная палата обязана в течение 15 дней со дня регистрации предприятия направить по одной копии решения о его регистрации в соответствующий орган местного публичного управления, налоговый, статистический орган, Государственную архивную службу и орган социального страхования, а в случае регистрации предприятия, созданного путем реорганизации предприятия с долей государственной собственности в уставном капитале, - и в соответствующий центральный отраслевой орган.

24. Понятие, содержание и общая характеристика правоспособности предприятий в РМ

Правоспособность - способность лица иметь гражданские права и обязанности. Согласно ст. 18 Гражданского кодекса Республики Молдова (далее ГК РМ) правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается его смертью. Правоспособностью обладают все физические лица. Ее ограничение допускается только судом (например: арест, изоляция, принудительное лечение и т.п.)

Право- и дееспособность лиц, участвующих в сделке, проверяется нотариусом, но вы имеете полное право на то, чтобы другая сторона подтвердила вам свою право- и дееспособность, т.е. что она не ограничена судом в правах и не ограничена судом в дееспособности (для физических лиц ограничение в дееспособности вследствие психических расстройств, злоупотребления алкоголем и наркотиками и т.п.; для юридических лиц - в результате банкротства, ограничений в полномочиях представителей и т.п.). Как правило, в момент сделки нотариус не может установить на 100% дееспособность физических лиц - сторон сделки, в отличие от дееспособности юридических лиц, которая проверяется по документам. Нотариус ориентируется и руководствуется в основном визуальным впечатлением о личности. Но проверить реальную дееспособность - ограничено ли оно судом в дееспособности и не состоит ли лицо на учете в соответствующих медицинских учреждениях - не имеет практической возможности. Поэтому вы должны быть очень внимательны, осторожны и постарайтесь как можно больше узнать о другой стороне сделки до ее совершения.

27. Статья 30. Приостановление/возобновление деятельности предприятия

1. Предприятие по решению учредителя/общего собрания, при отсутствии задолженностей перед национальным публичным бюджетом, а также другими кредиторами, может временно приостановить свою деятельность на срок, не превышающий трех лет. Для подтверждения отсутствия задолженностей перед национальным публичным бюджетом предприятие должно представить свидетельство, выдаваемое только после осуществления налогового контроля органами, которые наделены функциями налогового администрирования и перечислены в статье 131 раздела V Налогового кодекса.

2. Решение учредителя/общего собрания о приостановлении деятельности предприятия с указанием срока приостановления публикуется в Официальном мониторе Республики Молдова. Лица, ответственные за приостановление деятельности предприятия, обязаны за месяц до опубликования объявления направить соответствующую письменную информацию кредиторам предприятия. В двухмесячный срок со дня опубликования объявления о приостановлении деятельности предприятия кредиторы должны предъявить предприятию и территориальному отделению Государственной регистрационной палаты свои требования по долговым обязательствам.

3. Приостановление/возобновление деятельности предприятия подлежит обязательной регистрации на основании заявления учредителя/общего собрания в территориальном отделении Государственной регистрационной палаты с внесением соответствующей записи в Государственный регистр предприятий и уведомлением указанным отделением территориальной Государственной налоговой инспекции.

(2) Реорганизация юридических лиц путем слияния считается завершенной с момента государственной регистрации создаваемого в результате слияния юридического лица. В учредительных документах созданного в результате слияния юридического лица должны содержаться предписания о принятии на себя всех имущественных прав и обязанностей юридических лиц, реорганизованных путем слияния.

(3) Юридическому лицу, созданному в результате слияния, присваивается новый государственный идентификационный номер. Юридические лица, участвовавшие в слиянии, прекращают существование и исключаются из Государственного регистра.

(4) При реорганизации юридических лиц путем присоединения принимающее юридическое лицо вносит в учредительные документы изменения, предусматривающие принятие на себя всех имущественных прав и обязанностей присоединяемого юридического лица.

(5) Принимающее юридическое лицо сохраняет свой государственный идентификационный номер. Присоединившееся юридическое лицо прекращает существование и исключается из Государственного регистра.

Реорганизация юридического лица путем разделения считается завершенной с момента государственной регистрации создаваемых в результате разделения юридических лиц. В учредительных документах созданных в результате разделения юридических лиц должны содержаться предписания о принятии на себя на основании разделительного баланса соответствующей части имущественных прав и обязанностей разделившегося юридического лица.

(7) Юридическим лицам, созданным в результате разделения, присваиваются новые государственные идентификационные номера. Юридическое лицо, реорганизованное путем разделения, прекращает существование и исключается из Государственного регистра.

8) При реорганизации юридического лица путем выделения оно вносит в учредительные документы изменения, предусматривающие передачу на основании разделительного баланса соответствующей части его имущественных прав и обязанностей существующим или созданным в результате выделения юридическим лицам.

(9) В учредительных документах существующих или созданных в результате выделения юридических лиц должны содержаться предписания о принятии на себя на основании разделительного баланса соответствующей части имущественных прав и обязанностей реорганизуемого путем выделения юридического лица.

(10) Юридическое лицо, реорганизованное путем выделения, сохраняет свой государственный идентификационный номер. Юридическому лицу, созданному в результате выделения, присваивается новый государственный идентификационный номер.

(11) Реорганизация юридического лица путем преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате преобразования. В учредительных документах созданного в результате преобразования юридического лица должно содержаться предписание о принятии на себя на основании передаточного акта всех имущественных прав и обязанностей реорганизованного путем преобразования юридического лица.

(12) Юридическое лицо, реорганизованное путем преобразования, сохраняет свой государственный идентификационный номер.

Гарантии прав кредиторов при реорганизации предприятия

1. Предприниматель или орган, принявший решение о реорганизации предприятия, обязан за один месяц до реорганизации письменно уведомить об этом кредиторов предприятия.

2. Кредитор реорганизуемого предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это предприятие, и возмещения убытков.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты