Рефераты

Конвоирование осужденных к лишению свободы (содержание, правовое регулирование, проблемы совершенствования)

Конвоирование осужденных к лишению свободы (содержание, правовое регулирование, проблемы совершенствования)

3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Уголовно-исполнительного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: "Конвоирование осужденных к лишению свободы (содержание, правовое регулирование, проблемы совершенствования)"

Выполнил: Корнеев Юрий Викторович,

слушатель 2 взвода 5 курса очного отделения

Научный руководитель: профессор кафедры УИП,

доктор юридических наук

Рецензент: Дуюнов В.К.

САМАРА

Оглавление

  • Введение
    • Глава I. История и становление подразделений конвоирования
    • 1.1 Образование и становление службы конвоирования в России
    • 1.2 Служба конвоирования в Советский период
    • 1.3 Служба конвоирования на современном этапе развития
    • Глава II. Организационно-правовая основа деятельности службы конвоирования
    • 2.1 Понятие, правовое регулирование обеспечения конвоирования осужденных
    • 2.2 Правовое регулирование положения осужденных к лишению свободы
    • 2.3 Методика работы подразделений конвоирования
    • Глава III. Проблемы и пути совершенствования обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы
    • 3.1 Проблемы кадрового обеспечения подразделений охраны
    • и конвоирования исправительных учреждений
    • 3.2 Материально-технические особенности и проблемы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы
    • Заключение
    • Библиографический список
    • Приложения
Введение

Изучая проблематику реформирования и функционирования уголовно исполнительной системы стоит представить функционирование ее составляющих, в нашей работе отражена деятельность одного из элементов структуры УИС, это подразделение по конвоированию, практическая работа данного подразделения представлена в нашей дипломной работе.

Целью исследования является изучение и сравнение системы конвоирования России на различных этапах ее существования и ее реформирование.

Данная цель ставит перед исследованием следующие основные задачи:

Рассмотрение понятия службы конвоирования и ее структуры.

Анализ исторического развития службы конвоирования.

Рассмотрение результатов реформирования и разработка предложений по совершенствованию службы конвоирования.

Рассмотрение работы подразделений по конвоированию.

Научная литература широко рассматривает функционирование УИС и ее органов исполняющих основные задачи - исполнение приговора суда; обеспечение процесса исправления осужденных; предупреждение преступлений.

Объект исследования. Специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым (сквозным) железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным маршрутам, выполнения задач встречного, особого и эшелонного конвоирования, а также действий караулов и служебных нарядов при чрезвычайных обстоятельствах. Для выполнения задач по конвоированию осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания создаются специальные подразделения по конвоированию. Типовая структура и штаты подразделений по конвоированию утверждаются ГУФСИН России и могут иметь управления, отделы, отделения. Руководство специальными подразделениями по конвоированию осуществляет ГУФСИН России, начальники территориальных органов УИС лично, а также через своих заместителей, начальники подразделений по конвоированию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы могут использоваться для дальнейшей разработки проблемы, связанной с охраной и конвоированием осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть применены для совершенствования законодательства и ведомственных нормативных актов в области служб конвоирования осужденных.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общетеоретические методы научного познания. Автором использовались конкретно-исторический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы исследования.

Нормативную базу составили Конституция России, действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также административное законодательство, международно-правовые акты в области прав человека и т.д.

Теоретическую основу исследования составляют работы по уголовному и уголовно-исполнительному праву, истории и теории государства и права.

Рассмотрение темы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы в системе исполнения наказаний представляется крайне актуальным и значимым. Важность рассмотрения данной темы подтверждается также и тем, что надежное конвоирование заключенных - это и безопасность для общества и государства.

Степень разработанности темы исследования. Надо отметить, что рассматриваемой теме посвящено крайне мало научных трудов и разработок. Тем не менее, необходимо отметить таких авторов как Баранов В.И., Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д., Тимофеев В.Г., Ялунин В.У., которые внесли неоценимый вклад в изучение рассматриваемой темы.

Учитывая, недавно произошедшие перемены в подведомственности осуществления конвоирования осужденных, раскрытие вопросов темы представляется особенно интересным.

Научная новизна. Настоящая работа имеет своими задачами и целями раскрытие вопросов правового регулирования конвоирования осужденных к лишению свободы, а также рассмотрение проблем правоприменительной практики, исследование кадрового и материально-технического потенциала подразделений УИС по конвоированию осужденных.

На наш взгляд практическое применение всех требований к работе и исполнению служебных обязанностей сотрудников подразделений конвоирования УИС позволяет, не только качественно выполнять свои непосредственные обязанности по конвоированию, но пополнять свои знания за счет усиленного изучения сотрудниками положений, и контроля производимого непосредственно начальствующим составом, что дает представление о качестве выполнения своих обязанностей и служебного долга.

Глава I. История и становление подразделений конвоирования

1.1 Образование и становление службы конвоирования в России

Централизация функций по управлению системой исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Главном тюремном управлении сопровождалась существенными изменениями его внутренних организационных структур. В частности законом от 13 июля 1880 года к ГТУ была присоединена инспекция по пересылке арестантов; законом от 15 июня 1887 года учреждена тюремная стража, законом от 4 ноября 1896 года - конвойные команды ЦГАОР, Ф 7420. оп.1, Д 12..

Служебные обязанности тюремной стражи ограничивались как внутренним надзором за арестантами, так и внешним окарауливанием мест заключения. Несение же конвойной службы при арестантах всех ведомств возлагалось на конвойную стражу, функции которой, порядок организации и несения службы регламентировались Уставом конвойной службы, утвержденным царским указом в июне 1878 года. В организационном плане конвойная стража состояла из конвойных команд, которые, в свою очередь, в зависимости от внутренней организации, подразделялись на следующие категории:

команды, имеющие особых начальников из штаб - и обер-офицеров, пользующихся правами командиров отдельных батальонов;

команды, не имеющие особых начальников из офицеров: а) в местностях, где имеются уездные военные начальники, этим должностным лицам и б) в местностях, где нет уездных военных начальников, начальникам местных команд, расположенных в одном пункте с конвойными командами.

В строевом и хозяйственном отношении конвойные команды находились в ведении начальников местных бригад и подчинялись, на общем для войск основании, начальникам гарнизонов и комендантам.

Организация и общее руководство пересыльной частью арестантов возлагались на начальника Главного тюремного управления. Что касается организации конкретной работы по обеспечению выполнения функций конвойной службы, то все конвойные команды находились в подчинении Главного инспектора по пересылке арестантов, в обязанности которого вменялись: контроль за несением конвойной службы конвойными командами; личное инспектирование и ревизия делопроизводства конвойных команд в части законного их пользования. При Главном инспекторе по пересылке арестантов в качестве его порученцев стояли старший и младший штаб - офицеры и обер-офицер ЦГАОР, Ф 122. оп.1, ч.1, Делопроизводство 1, Д 77, с.31..

Во время несения службы по сопровождению и окарауливанию арестантов конвойные воинские чины приравнивались к чинам военного караула.

Согласно Уставу конвойной службы, в обязанности службы конвойных команд входило:

сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам водным путям сообщения и пешим трактам;

сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях;

сопровождение арестантов при следовании от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно;

сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места;

сопровождение отдельно от других арестантов лиц, содержащихся лиц, содержащихся под стражей штаб - и обер-офицеров и гражданских чинов военного ведомства, стоящих на действительной службе; содержащихся под стражей отставных или состоящих в запасе офицеров, не лишенных по суду этого звания; приговоренных к заключению в крепости; душевнобольных арестантов;

сопровождение арестантов гражданского ведомства при высылке их на работы вне тюремной ограды;

содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства;

содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства;

наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: в виде постоянной меры - при условии увеличения штатной численности соответствующих конвойных команд и в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах.

В этих пунктах, где постоянные конвойные команды не были организованы, исполнение конвойной службы возлагалось, по распоряжению военно-окружных начальников, на расположенные в этих пунктах части гарнизона.

1.2 Служба конвоирования в Советский период

Проблемы конвоирования лиц, содержащихся в местах заключения Российского государства в послеоктябрьский период, занимали особое место в правотворческой и правоохранительной деятельности новой государственной власти. Отсутствие единой системы исполнения наказания в виде лишения свободы оказывало серьезное влияние на характер, содержание и формирование организационных структур учреждений и органов, осуществляющих функции по охране и конвоированию заключенных. В структуре Главного управления местами заключения Наркомата юстиции на основании приказа Народного комиссара по военным делам от 21 апреля 1918 года, для руководства конвойной стражей республики была образована Главная инспекция конвойной стражи в составе 10 штатных единиц во главе с заведующими.

Комплектование конвойной стражи рядовым и начальствующим составом осуществлялось на основе добровольных начал при строжайшем соблюдении классового принципа. В конвойную стражу, как и в войска ВЧК, принимались добровольцы по рекомендации партийных, профсоюзных организаций. Все вступившие в конвойную стражу принимали торжественное обязательство честно и верно служить Советской Республике, точно исполнять свои обязанности. К концу 1918 года было сформировано больше ста конвойных команд в разных городах страны ЦГАОР, Ф 122. оп.1, ч.1, Делопроизводство 1,Д 6592, с.153, 155..

Правовая основа организации деятельности конвойной стражи была определена Положением по конвойной страже Республики, которое было объявлено приказом Реввоенсовета Республики №1884 от 2 сентября 1921 года. Согласно Положению, на конвойную стражу возлагались функции:

сопровождения заключенных, числящихся за различными ведомствами, по железным дорогам и водным путям сообщения, пешим трактам и в районах населенных пунктов;

препровождения лиц, пересылаемых при этапных партиях;

содействия администрации мест заключения во время беспорядков среди заключенных.

Комплектование состава конвойных команд осуществлялось на общих основаниях, установленных для Красной Армии.

Численность конвойной стражи определялась Реввоенсоветом Республики по соглашению с Наркоматом юстиции. Начальник конвойной стражи назначался приказом Реввоенсовета; он пользовался правами начальника дивизии. Положением о конвойной страже 1921 года была определена ее организационная структура: полк, батальон, отдельная рота, взвод, отделение.

Команда шестиротного состава насчитывала 979 человек, двухротного 340, одноротного 156, взводного 46, в состав отделения 15 человек ЦГАОР, Ф 25873. оп.1, Д 2125, с.24-27..

Совет Народных Комиссаров постановлением от 25 июля 1922 года признал необходимым сосредоточить все места заключения в одном ведомстве - НКВД. Создание единой системы исполнения наказания в виде лишения свободы в ведении НКВД вызвало необходимость серьёзной реорганизации мест заключения, их охраны, конвоирования заключенных под стражу. До реорганизации эти функции выполняла конвойная стража, милиция, войска ОГПУ, частично-надзорная служба мест заключения.

Во исполнение постановления Совета Труда и Обороны от 27 сентября 1922 года совместным приказом РВСР, НКЮИ и ГПУ №2301/1/237 от 4 октября 1922 года конвойная стража в количестве 17 тысяч человек была передана в ведение ГПУ ЦГАСА, Ф 32032. оп.1, Д 38, с..; приказом ГПУ 432 от 16 октября 1922 года конвойная стража была переименована в корпус конвойной стражи ГПУ ЦГАСА, Ф 40, оп.1, Д 24, с.183.. Для обеспечения охраны мест заключения в декабре 1922 года сформирован отдел конвойной службы ГУМЗ. Ряд конвойных команд (Московская, Петроградская, Киевская, Харьковская и другие) был переформирован в конвойные полки с соответствующей нумерацией.

В январе 1923 года была установлена новая численность конвойной стражи-10 тыс. человек. Она освобождалась от охраны мест заключения и охраны судебных учреждений. Доставка следственных заключенных в органы прокуратуры осуществлялась в весьма ограниченном количестве. Принимались меры по упорядочению маршрутов. Пересматривался порядок окарауливания на внешних работах.

Приказ по милиции и конвойной страже войск ГПУ №146 от 8 мая 1923 года разграничил функции милиции и конвойной стражи при конвоировании арестованных. В милиции менялось сопровождение арестованных от мест заключения до ближайших железнодорожных станций, пристаней, этапных трактов (и обратно), а также по грунтовым дорогам вне пределов пунктов, установленных сводом маршрутов и планом движения этапных партий. Во всех других случаях конвоирование арестованных по железнодорожным и водным путям сообщения, грунтовым трактам осуществляла конвойная стража.

Организационная структура конвойной стражи на начало 1925 года включала 4 полка, 13 отдельных батальонов, 78 отдельных рот ЦГАОР, Ф 7420. оп. 1, Д 122, с.7-8..

С образованием ОГПУ и переходом внутренних войск в его подчинение возникала проблема дальнейшей ведомственной принадлежности конвойной стражи. Поскольку места заключения оставались в ведении НКВД союзных республик предстояло решить вопрос о создании центрального органа управления ими в общесоюзном масштабе.

На заседании Малого Совнаркома РСФСР 29 мая 1924 года был одобрен проект постановления СТО СССР по данному вопросу. Проект предусматривал передачу конвойной стражи из ОГПУ в НКВД союзных республик.

Наркоматы внутренних дел, согласно указанному проекту, обязывались в месячный срок заключить соглашение относительно порядка использования конвойной стражи на территории союзных республик и издать соответствующие инструкции. Совет Труда и Обороны 26 июня 1924 года предопределил передачу конвойной стражи из ОГПУ (союзного органа) в НКВД союзных республик. Разработка принципов централизации управления поручалась РВС СССР, ОГПУ и НКВД РСФСР, которые в совместном приказе от 14 июля 1924 года №919/153 переименовали существующую конвойную стражу в конвойную стражу СССР, возложив руководство ее деятельностью на начальника ГУМЗ, при котором было сформировано Управление конвойной стражи СССР. Создание Конвойной стражи было подтверждено постановлением Совета Труда и Обороны от 23 августа 1924 года и получило законодательное оформление в постановлении ЦИК и СНК СССР от 30 октября 1925 года. В соответствии с этим постановлением было образовано центральное управление конвойной стражи СССР (ЦУКС) при СНК СССР. Оно возглавлялось начальником, назначенным СНК СССР. На этот пост был назначен Е.Г. Ширвиндт, он же начальник ГУМЗ НКВД. На конвойную стражу возлагались охрана мест заключения, сопровождение заключенных и выполнение других заданий. Служба конвойной стражи регламентировалась воинскими уставами и уставами конвойной службы. Комплектованием ее состава и снабжением занимался Народный комиссариат по военным и морским делам (материальное обеспечение за счет фондов НКВД).

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 октября 1925 года были осуществлены мероприятия по совершенствованию структуры конвойной стражи; в ее составе образованы дивизии и отдельные бригады, состоящие из полков и батальонов.

В структуре Центрального управления конвойной стражи было создано 6 отделов (командно-строевой, специальной службы подготовки, мобилизационной, снабжения, финансовый и Политинспекция, орган ПУРа). Командиров и комиссаров частей войск конвойной стражи назначал Реввоенсовет СССР.

В сентябре 1928 года вступает в действие Временный устав службы конвойной стражи, в котором, в замен устаревшей, вводится новая терминология. Термины: этап, этапные помещения, партии заключенных и другие - упраздняются и используются новые понятия: маршрут, специальные помещения, маршрутные партии и т.п.

В Уставе определяются правовые основы деятельности конвойной стражи: ?В выполнении специальной конвойно-караульной службы войска конвойной стражи руководствуются настоящим уставом, во всех же остальных отношениях, как входящие в состав РККА, руководствуются соответствующими уставами РККА? (ст.2) ЦГАОР, Ф4042. оп.2, Д 502, с.10..

В сентябре 1928 года был разработан и утвержден расчет на потребную добавочную численность (4855 человек) для наружной охраны 553 мест заключения РСФСР. Комплектование службы надзора и охраны мест заключения производился из числа красноармейцев частей конвойной стражи, закончивших действительную службу.

В 1928 году конвойные части дислоцировались в 167 городах. Постановлением СНК СССР численность конвойных войск была доведена до 20 тыс. человек.

В 1930 году Постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, в связи с чем места заключения были переданы в ведение народных комиссариатов юстиции союзных республик. Конвоирование заключенных по прежнему осуществлялось конвойной стражей, которая в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1922 года была переименована в конвойные войска СССР во главе с центральным управлением конвойных войск СССР. На эти войска распространялись действующие в Красной Армии уставы и наставления. Личный состав носил общевойсковую форму одежды, установленную в РККА.

1.3 Служба конвоирования на современном этапе развития

Указом Президента Российской Федерации № 1116 с 1 января 1999 года функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, возложены на специальные подразделения по конвоированию УИС.

Неожиданностью это ни для кого не стало. На уровне министерств юстиции и внутренних дел и соответствующих главков проработка этого вопроса шла уже полным ходом. Однако времени для его практического осуществления (3 месяца) было крайне мало.

Вспомним прием функций охраны исправительных учреждений от внутренних войск. Процесс этот длился более двух лет, шел он поэтапно, начался с лучших подразделений, наиболее укомплектованных. Появлялся опыт практического выполнения задач, постоянно нарабатывалась нормативная база, готовились и направлялись на места рекомендации, учебные пособия.

Опыт этот не прошел даром, он во многом был использован в процессе подготовки к приему конвоирования. Однако специфика выполнения задач по плановому конвоированию не давала возможности разбивать прием этой функции на этапы или на части. Необходимо было решить поставленную задачу сразу и целиком, так как огромный работающий механизм, действующий на территории всей России, ни в коем случае не допускал его остановки.

Выработанные руководством министерств и главков совместные решения немедленно доводились до воинских частей и территориальных органов УИС. Организовывалась как проверка их выполнения, так и оказание помощи офицерами на местах.

И уже в октябре, не дожидаясь выделения численности на осуществление новой функции, за вакансий других управлений главка, создается управление конвоирования и спецперевозок. Были проанализированы и подготовлены расчет объемам задач, объемам службы по каждому создаваемому подразделению, разработаны типовые оргштатные структуры подразделений, определены, механизм управления и потребности в финансовых средствах. Разработаны нормы обеспечения для вновь создаваемых подразделений по всем видам довольствия.

Своевременно было подготовлено решение об издании совместного приказа двух министерств. Он и определил порядок и условия приема материальных средств, техники и вооружения, мест размещения подразделений, порядок перехода офицеров и контрактников.

Одно из важнейших условий соблюдения непрерывности выполнения задач конвоирования по плановым маршрутам - это наличие подготовленных кадров. На местах данная проблема решалась, прежде всего, путем подбора, изучения личного состава во внутренних войсках. Одновременно подбирались, проходя обучение и стажировку, кадры из УИС, которые в последующем влились в созданные подразделения.

В большинстве регионов процесс переходе осуществлялся целенаправленно, без осложнений чему способствовало налаженное тесное взаимодействие с внутренними войсками.

Но, к сожалению, в ряде регионов со стороны отдельных руководителей внимания этому вопросу уделялось мало.

Долго длился процесс определения мест дислокации подразделений конвоирования в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Нижнем Новгороде. Помещения, оставленные внутренними войсками, находились в неудовлетворительном состоянии в Архангельске, Москве, Тюмени. Основное количество переданных автомобилей выработало ресурс эксплуатации.

Много проблем возникало и при переводе офицеров из внутренних войск в уголовно-исполнительную систему, но благодаря взаимопониманию офицеров кадровых аппаратов Главкомата внутренних войск и ГУФСИН они разрешились.

Прием функций конвоирования осуществлялся в 42 регионах Российской Федерации. Принято конвоирование спецконтингента по 154 плановым железнодорожным, 15 воздушным, 3 водным маршрутам, встречное конвоирование на 64 обменных пунктах.

По завершении приема функций конвоирования территориальными органами УИС ФСИН России было сформировано 30 управлений и 54 отдела по конвоированию, на которые возложены следующие задачи:

конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным маршрутам;

особое и сквозное конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по указанным маршрутам;

встречное конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, на обменные пункты и обратно;

розыск лиц, бежавших из-под охраны караулов.

Управлением конвоирования и спецперевозок в первом полугодии текущего года проделана определенная работа по вопросам организации службы конвоирования. Одним из главных направлений деятельности являлась разработка законодательной и нормативной базы. Были подготовлены: постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами УИС Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу" от 5 апреля 1999 года № 366, проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил определения перечня плановых маршрутов, по которым осуществляется конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями по конвоированию УИС Минюста России"; совместные приказы Минюста России и МВД России, в том числе об утверждении "Свода движения специальных вагонов типа "СТ" по железным дорогам Российской Федерации"; разработаны и утверждены положения об управлении конвоирования и спецперевозок главка, об отделах управления и должностные инструкции сотрудников; положение об управлениях (отделах) конвоирования территориальных органов УИС; проект инструкции по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу.

В управления ГУФСИН России направлено более 80 различного рода предложений, расчетов, касающихся организации и обеспечения службы подразделений по конвоированию. Среди них можно выделить основные:

расчет потребности бюджетных ассигнований на содержание подразделений по конвоированию территориальных органов УИС;

предложения по вопросу обеспечения жизнедеятельности УИС в условиях недофинансирования;

предложения по нормам положенности автомобильной техники подразделений по конвоированию;

предложения в методику оценки деятельности территориальных органов УИС по вопросам состояния конвоирования;

предложения в проект федерального закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";

письмо за подписью министра юстиции Российской Федерации в адрес министра внутренних дел Российской Федерации о передаче задач, возложенных на органы специальных перевозок МВД России по вопросам конвоирования, в ведение ГУФСИН России;

письмо в Правительство Российской Федерации "О выделении денежных средств на конвоирование";

предложения по обеспечению личного состава форменным обмундированием, по сокращению расходов, связанных с конвоированием осужденных, о направлении денежных средств на оплату аренды спецвагонов.

Были пересмотрены штаты управлений (отделов) конвоирования территориальных органов УИС. Приказом № 4 от 12 января 1999 года утверждено положение "об отделении оперативного контроля спецперевозок при ГУИН Минюста России". В территориальные органы за квартал направлено около 50 указаний и распоряжений. Основными из них; являются: временные нормы контроля за организацией службы караулов; единая форма отчетности по службе конвоирования; о продовольственном и финансовом обеспечении сотрудников УИС; об оказании помощи вновь созданным подразделениям по конвоированию.

Оказана помощь подразделениям по конвоированию ФСИН по Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области по обеспечению их специальным автотранспортом.

В соответствии с приказом ГУИН МВД России № 109 от 31 декабря 1997 года сотрудники управления закреплены за регионами. За полугодие в территориальных органах УИС они отработали 118 суток.

Несмотря на трудности с финансированием, сложности с обеспечением спецвагонами и автотранспортом (при потребности 210 спецвагонов и 668 спецавтомобилей в наличии в управлениях (отделах) по конвоированию имеется соответственно 187 спецвагонов (89%) и 461 спецавтомобиль (69%)), руководством территориальных органов УИС проведена большая работа по оказанию помощи вновь созданным подразделениям по конвоированию по вопросам их комплектования личным составом, его обеспечению всем необходимым, обучению и бытоустройству.

Управлениями (отделами) по конвоированию за второе полугодие 1998 года выполнен большой объем служебных задач: было назначено 3412 караулов по конвоированию, которыми перевезено 1,2 млн. осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Лучше всего задачи по конвоированию решались в ГУФСИН, ФСИН Приморского края, Астраханской, Владимирской, Брянской, Кемеровской, Магаданской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Саратовской, Челябинской областей и ряда других регионов.

За первое полугодие 1999 года 79 процентов управлений (отделов) по конвоированию при выполнении задач не допустили побегов осужденных из под охраны, их необоснованных провозов и отказов в их приеме, преступлений и происшествий со стороны личного состава. С лучшей стороны проявили себя два плановых железнодорожных караула Екатеринбург - Красноярск и Вологда - Никель, назначенные от ГУФСИН по Свердловской и ФСИН по Вологодской областям, личный состав которых умелыми и решительными действиями в период осуществления высадки спецконтингента на обменном пункте пресек попытки побега осужденных. Вместе с тем в первом полугодии 1999 года в ряде управлений (отделов) по конвоированию в результате плохой организаторской работы, низкого качества контроля за служебной деятельностью подразделений и караулов по конвоированию, слабой воспитательной работы с личным составом были допущены попытки побегов осужденных из-под охраны караулов по конвоированию, преступления, происшествия со стороны личного состава как на службе так и во вне служебное время.

Большинство недостатков, выявленных при проверке караулов, к сожалению, повторяется. Это свидетельствует о том, что должностные лица территориальных органов УИС смирились с недочетами в работе, результаты службы не анализируют, лиц, убывающих для проверки службы караулов по конвоированию не инструктируют, доклады по их возвращению не заслушивают и решений по ним не принимают.

Проверки караулов выявили следующие характерные изъяны: в караулы назначались сотрудники, не прошедшие сборовую подготовку; им выдавались непереработанные планы охраны; инструктивные занятия проводились без отработки практических навыков, не привлекались сотрудники оперативных аппаратов, тыловых служб. С сотрудниками, убывающими на службу, не проводились практические стрельбы.

В некоторых управлениях (отделах) по конвоированию не до конца еще решен вопрос по комплектованию подразделений личным составом. Процент их укомплектованности в сравнении с первым кварталом текущего года увеличился с 55 до 94%. Однако в некоторых управлениях (отделах) по конвоированию он составляет менее 50-60% (Саха (Якутия), Иркутск, Сахалин, Санкт-Петербург, Краснодар, Пермь, Тюмень, Хабаровск), что вызывает увеличение служебной нагрузки на личный состав и является одной из причин допускаемых нарушений.

Для устранения этих и других имеющихся недостатков необходимо приложить максимум усилий, добиться неукоснительного соблюдения требований, предъявляемых к организации служебной деятельности подразделений по конвоированию, подготовке личного состава к службе и контролю за ней.

Глава II. Организационно-правовая основа деятельности службы конвоирования

2.1 Понятие, правовое регулирование обеспечения конвоирования осужденных

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205 дсп утверждено "Наставление по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205 дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». Текст Приказа получен по рассылке. (далее - Приказ №346/1205).

Дадим определение конвоированию. Это - система обеспечительных и предупредительных мер, реализуемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы России, направленных на перемещение осужденных к лишению свободы и содержащихся в местах лишения свободы по их перемещению внутри системы исполнения наказаний (из одного исправительного учреждения в другое).

Вышеуказанное наставление в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет порядок организации и осуществления конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым (сквозным) железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным маршрутам, выполнения задач встречного, особого и эшелонного конвоирования, а также действий караулов и служебных нарядов при чрезвычайных обстоятельствах.

Наставление также, в Главе 1 (общие положения), определяет основания и порядок применения огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств, организацию усиления службы, открытие плановых маршрутов конвоирования, порядок служебных проверок преступлений (происшествий), грубых нарушений правил несения службы, организацию служебной деятельности, принятие решения, планирование и постановка задач, подбор и подготовку сил и средств к выполнению служебных задач, воспитательную работа и морально-психологическое обеспечение, организацию взаимодействия, контроль за службой. В главе 2 (караулы) определяются обязанности должностных лиц караула, система охраны конвоируемых лиц, порядок развода караулов. В главе 3 (служба караулов по конвоированию) определён режим содержания заключенных при конвоировании, прием и обыск осужденных в учреждениях УИС, служба караула при конвоировании различными видами транспорта и пешим порядком, служба особого караула, служба встречного караула, служба сквозного караула, служба эшелонного караула по конвоированию в грузовых вагонах. В главе 4 (действия при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах) определены действия караула при происшествиях, действия начальника управления (отдела) по конвоированию при происшествиях. В главе 5 (тыловое, техническое и медицинское обеспечение управлений (отделов) и караулов (служебных нарядов)) определена организация питания, обеспечение караулов водой, вещевое обеспечение, медицинское обеспечение.

Таким образом, система конвоирования нашей страны имеет довольно длительную историю и особый порядок ее правового регулирования, имеющий в настоящее время детальное правовое обеспечение в системе ведомственных нормативных актов.

2.2 Правовое регулирование положения осужденных к лишению свободы

В настоящее время целями правовой регламентации перемещения осужденных к лишению свободы к месту отбывания наказания либо из одного места отбывания наказания в другое является юридическое обеспечение:

режима, исключающего совершение осужденными побегов во время перемещения;

необходимых условий для безопасности и сохранения здоровья перемещаемых лиц См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. С.В.Степашина. - М.: Юристъ, 2001. С. 179..

Перемещение организуется на воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Перемещение осужденных осуществляется под конвоем и с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, осужденных за совершение преступлений в соучастии.

Раздельно и отдельно от здоровых осужденных (если это необходимо по заключению врача - в сопровождении медицинских работников) перемещаются осужденные:

больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания;

страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

ВИЧ-инфицированные.

Перемещение осуществляется за счет государства. При этом осужденные обеспечиваются одеждой по сезону, питанием по установленным нормам на весь период следования, им создаются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.

Порядок перемещения осужденных регламентируется нормативными актами ФСИН России, принимаемыми исходя из норм УИК.

Конвоирование осуществляется специально выделяемым обычным или усиленным караулом, численность которого зависит от сложности предстоящего конвоя.

Перед сдачей караулу осужденные опрашиваются об имеющихся у них жалобах и заявлениях. Заявившие о болезни осматриваются врачом.

К конвоированию не принимаются осужденные:

без документов либо в случае, когда документы оформлены неправильно;

больные, отправка которых по заключению врача невозможна;

одетые не по сезону и не обеспеченные продовольствием на путь следования.

При приеме осужденных к конвоированию караулом производится обыск конвоируемых и досмотр их вещей.

При конвоировании осужденным разрешается иметь при себе продукты питания, предметы и вещи, разрешенные к хранению и использованию в местах лишения свободы. Больным разрешено иметь при себе также медикаменты, выданные медицинской частью на путь следования, а женщинам с детьми предметы ухода за ними.

Конвоируемым осужденным запрещается нарушать установленный порядок движения, выбрасывать записки или какие-либо вещи.

Начальник караула имеет право в установленном порядке применять в отношении конвоируемых физическую силу, специальные средства и оружие.

Помимо предусмотренных случаев, в обязательном порядке к осужденным применяются наручники:

при конвоировании в самолете (вертолете);

при конвоировании в купе пассажирского поезда, каюте теплохода, в автомобильном транспорте;

при конвоировании задержанного осужденного, совершившего побег из следственного изолятора (тюрьмы);

во всех случаях конвоирования осужденных к пожизненному лишению свободы и смертной казни.

Осужденным, подлежащим конвоированию, питание на путь следования выдается сухим пайком. На каждого осужденного или группу осужденных, конвоируемых в одном направлении, выписывается аттестат по установленной форме, один экземпляр которого передается начальнику караула.

При значительном удалении места лишения свободы от железнодорожной станции, аэропорта (аэродрома), пристани по договоренности с их администрацией в необходимых случаях арендуются помещения, в которых организуются обогревательные пункты для временного пребывания конвоируемых осужденных в ожидании поезда, самолета, парохода.

УИК РФ регламентирует также вопросы перемещения осужденных к лишению свободы без конвоя. Необходимость предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения обусловлена производственной, хозяйственной необходимостью. В исправительных учреждениях осужденные выполняют мелкие строительные работы, работы на транспортных средствах производственного назначения, обслуживают энергоустановки, котельные, гаражи и т.п. Перемещение небольших групп людей практически невозможно обеспечить охраной или надзором.

В соответствии с ч.1 ст.96 УИК передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения может быть разрешено положительно характеризующимся осужденным:

отбывающим лишение свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях;

оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах.

Разрешение на право передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения дает начальник исправительного учреждения. Ранее этот вопрос должен был согласовываться с наблюдательной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты