Конвоирование осужденных к лишению свободы (содержание, правовое регулирование, проблемы совершенствования)
татья 96 УИК (ч.2) не допускает предоставление рассматриваемого права осужденным:при особо опасном рецидиве преступлений;лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;осужденным к пожизненному лишению свободы;находящимся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев;имеющим неснятые или непогашенные взыскания;осужденным за совершение особо тяжких преступлений;находящимся в строгих условиях содержания;осужденным за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания;больным открытой формой туберкулеза;не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании;ВИЧ-инфицированным;страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.Документом, дающим основания осужденному использовать предоставленное ему право передвижения за пределами исправительного учреждения, является пропуск установленного образца.В свободное от работы время эти осужденные должны находиться в пределах общежития и соблюдать правила поведения осужденного в исправительном учреждении.В соответствии с ч.4 ст.96 УИК такие осужденные должны размещаться в отдельных жилых помещениях; им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами исправительного учреждения, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.Регулирование поведения осужденных за пределами исправительного учреждения УИК делегировал ведомственному подзаконному акту - Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений.Согласно этим Правилам (§24) осужденные, находясь вне жилой зоны или общежития, обязаны:соблюдать маршрут и время передвижения, правила общественного порядка;своевременно возвращаться после работы в жилую зону или общежитие и сообщать о явке представителю администрации;по первому требованию работников исправительного учреждения и сотрудников милиции предъявлять пропуск; при возвращении в жилую зону сдавать его часовому, дежурному по контрольно-пропускному пункту, а в общежитии - представителю администрации, осуществляющему надзор.Осужденным запрещается:выходить из жилой зоны и общежития в не установленное распорядком время;в рабочее время оставлять объект работы;принимать для отправки, передачи письма и выполнять другие поручения осужденных и иных лиц;передавать пропуск другим лицам.Правила поведения объявляются осужденному под расписку. Вместе с постановлением о предоставлении права передвижения без конвоя или сопровождения эта расписка приобщается к его личному делу.Постановление начальника исправительного учреждения о праве передвижения осужденного без конвоя или сопровождения может быть отменено в случае нарушения им Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным.Отметим еще несколько аспектов конвоирования заключенных в особых условиях. Так, 12 ноября 1998 г. Минюст РФ издал Приказ №7 "Об утверждении Инструкции о порядке ввода усиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных" См.: Приказ Минюста РФ 12 ноября 1998 г. №7 «Об утвержде-нии Инструкции о порядке ввода усиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных». Текст Приказа получен по рассылке. (далее - Приказ №7).В соответствии с указанной Инструкцией, усиление службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных вводится при:получении приказа (распоряжения) вышестоящего начальника; получении данных о готовящемся или состоявшемся побеге осужденных, нападении на охраняемый объект, караул, персонал учреждения;массовых беспорядках в исправительных учреждениях;групповом неповиновении осужденных;захвате заложников;групповых нарушениях общественного порядка в местах дислокации учреждений, их объектов;возникновении в учреждениях, на объектах и вблизи них пожаров, взрывов, аварий, стихийных бедствий и других резких осложнений обстановки;введении в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения;проведении государственных праздников, широкомасштабных политических, общественных и иных массовых мероприятий,Усиление службы может вводиться во всех учреждениях или в отдельных из них, по решению лица, отдавшего приказ (распоряжение). Система охраны и способы несения службы часовыми (дежурными инспекторами) по усиленному варианту предусматриваются планами охраны (надзора).Усиление службы по охране учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных вводится начальником ГУФСИН Российской Федерации - до 15 суток; начальником ФСИН, УЛИУ, учреждения ЖХ-385 - до 7 суток, начальником исправительной колонии на срок не более 3 суток с немедленным уведомлением вышестоящего начальника. Срок усиления службы может быть продлен указанными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий по основаниям, определенным пунктом первым Инструкции, с обязательным докладом старшему начальнику и представлении в течение суток письменного уведомления.Решение начальника о введении усиления службы по охране учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных оформляется соответствующим приказом (распоряжением). При необходимости немедленного введения усиления службы в одном или нескольких учреждениях по каналам связи передается сигнал "Восход", с последующим направлением в течение суток письменного приказа или распоряжения и докладом вышестоящему начальнику.Усиление службы по охране учреждений, их объектов может прекращаться по истечении установленного срока решением должностного лица, которое вводило усиление, либо вышестоящего начальника, письменным приказом (распоряжением). В случае необходимости срочного прекращения усиления службы по существующим каналам связи передается сигнал "Закат" с последующим письменным подтверждением в течение суток.Контроль за своевременным введением усиления службы (прекращением усиления службы) осуществляется по поручению должностных лиц, принявших решение на усиление службы, соответствующими структурными подразделениями центрального и территориальных органов УИС, которые обязаны следить за передачей приказов, распоряжений к назначенному сроку. О всех случаях несвоевременного доведения задач до исполнителей немедленно докладывать соответственно начальнику ГУФСИН, ФСИН, УЛИУ.На период усиления службы по охране учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных могут дополнительно предусматриваться:мероприятия по повышению готовности сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, проверка готовности резервов и исправности ИТСО;назначение оперативных групп в ФСИН, УЛИУ для выезда в места осложнения обстановки;назначение оперативных групп в учреждениях;увеличение численности караулов, а в воспитательных колониях-младших инспекторов дежурных смен, назначение им начальников из числа наиболее опытных сотрудников, усиление контроля за службой;активизация работы с сотрудниками учреждения по повышению бдительности;активизация профилактической работы по предупреждению побегов и других правонарушений;назначение в подразделениях конвоирования резервных караулов;усиление дежурства в ФСИН, УЛИУ, учреждениях;организация патрулирования в пунктах расположения охраняемых объектов;проверка наличия, состояния учета и хранения оружия, боеприпасов, специальных средств и установление усиленного контроля за их выдачей (сдачей);проверка состояния противопожарных средств;в отдельных случаях, в зависимости от конкретной обстановки, перевод части сотрудников на казарменное положение.Начальник ГУФСИН, ФСИН, УЛИУ, исправительного учреждения после усиления службы:отдает предварительные распоряжения своим заместителям и оперативному дежурному;докладывает об оперативной обстановке и принятых мерах вышестоящему начальнику;информирует руководителей органов исполнительной власти, взаимодействующих органов, прокуратуру об обстановке и принимаемых мерах;принимает решение, ставит задачи, организует взаимодействие и контроль выполнения поставленных задач;оценивает ход выполнения задач и изменение обстановки, дает необходимые указания и принимает меры по восстановлению нарушенного взаимодействия и управления.Оперативный дежурный ГУФСИН, ФСИН, УЛИУ, учреждения с получением приказа (распоряжения, сигнала) о введении усиления:докладывает начальнику о полученном приказе (распоряжении, сигнале) и передает его по линии дежурных служб;оповещает о сборе личный состав, привлекаемый для усиления службы при осложнении обстановки;контролирует прибытие сотрудников, подготовку сил и средств к выдвижению в район предстоящих действий;осуществляет сбор поступающей информации по оперативной обстановке на объекте, передачу ее руководству.Решением начальника ФСИН, УЛИУ при необходимости для оказания практической помощи начальникам учреждений в выполнении задач на период усиления службы по охране учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных, на места командируются сотрудники аппаратов ФСИН, УЛИУ.Практическая работа сотрудников ФСИН, УЛИУ на местах может включать:доведение дополнительных задач до руководства учреждения;уточнение системы охраны объектов;организацию мероприятий по восстановлению боеспособности караулов подразделений охраны, розыска и конвоирования, дежурных смен;определение объема, очередности и сроков инженерного оборудования местности, прилегающей к объекту;поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, командованием воинских частей внутренних войск МВД России.Таким образом, с точки зрения правового обеспечения охраны прав и свобод личности при осуществлении конвоирования можно сказать, что правовое поле в России вполне достаточно определяет объем охраны прав и интересов личности, защищает человека и создает ему приемлемые условия для существования.Проблема, однако, заключается в том, что такие правила на практике с трудом претворяются в жизнь по разным причинам. Среди объективных можно указать и на недостаточное финансирование уголовно-исполнительной системы, недостаток кадров, их низкую квалификацию, а среди субъективных - отсутствие правовой культуры среди сотрудников уголовно-исполнительной системы, злоупотребления по службе, жестокость и черствость отдельных сотрудников системы. И здесь выходом из создавшейся ситуации видится прежде всего повышение общего образовательного и культурного уровня, повышение квалификации, подготовка и переподготовка сотрудников системы исполнения наказаний.2.3 Методика работы подразделений конвоированияДля выполнения задач по конвоированию осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФСИН России создаются специальные подразделения по конвоированию.Типовая структура и штаты подразделений по конвоированию утверждаются ГУФСИН России и могут иметь управления, отделы, отделения.Руководство специальными подразделениями по конвоированию осуществляют ГУФСИН России, начальники территориальных органов УИС лично, а также через своих заместителей, начальники подразделений по конвоированию.Сотрудники подразделений по конвоированию привлекаются в порядке, предусмотренном планом действий территориального органа УИС при чрезвычайных обстоятельствах, к выполнению задач по:розыску и задержанию преступников, совершивших побег при конвоировании из-под охраны караулов;пресечению групповых неповиновений и массовых беспорядков среди осужденных, обезвреживанию преступников, захвативших заложников в исправительных учреждениях;отражению нападения на охраняемый объект, караул;ликвидации пожаров, последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в местах несения службы.Служебная деятельность подразделений по конвоированию - есть совокупность согласованных действий подразделений по конвоированию, караулов и сотрудников УИС, проводимых совместно с взаимодействующими органами, службами в целях своевременного и полного выполнения возложенных на подразделения по конвоированию задач и обязанностей.Она включает:организацию выполнения поставленных задач;несение службы;действия при чрезвычайных обстоятельствах;всестороннее обеспечение подразделений по конвоированию и управление ими.Правовой основой служебной деятельности подразделений по конвоированию УИС является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты ФСИН России и настоящее Наставление.Исполнение обязанностей службы сотрудником подразделения по конвоированию в составе караула является несением службы.Объем служебных задач подразделений по конвоированию определяется количеством маршрутов конвоирования, обменных пунктов и наряжаемых караулов.Объем службы подразделений по конвоированию определяется среднесуточным количеством постов (в суточном исчислении). При его расчете время несения службы начальниками караулов, их помощниками, разводящими, водителями транспортных средств и другими лицами караула приводится к постам в суточном исчислении.Расчет объема службы производится в соответствии с методикой определения объема службы.Для выполнения задач, возложенных на подразделения по конвоированию, применяются личный состав, вооружение, инженерно-технические, транспортные и специальные средства, средства связи и автоматизации управления.Силы и средства применяются комплексно, экономно, по установленным нормам. Это достигается рациональным построением системы охраны на основе умелого сочетания использования личного состава с активным применением инженерно-технических средств охраны; их совершенствованием и поддержанием постоянно в исправном состоянии; соблюдением установленных норм использования личного состава; активным применением в охране конвоируемых лиц служебных собак Наставление по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205..Известно, что основой успеха любого дела является четкая организация труда. Немаловажную роль в этом играет правильность принятия управленческих решений См Приложение № 7. Схема №7.Уделяется большое внимание повышению эффективности работы службы конвоирования спецконтингента. Работа строится следующим образом См. Приложения № 1,2. Схема №1,2.Начальник территориального органа УИС отдает указания начальнику управления по конвоированию о подготовке предложений, необходимых для принятия управленческого решения. Уяснив задачу, начальник управления:определяет мероприятия, которые надо немедленно провести для подготовки отделов конвоирования, служб к выполнению поставленной задачи (готовность сотрудников, вооружения, транспортных средств, технических средств охраны и связи, экипировки постовой формы одежды, мест несения службы);производит расчет времени (сроки проведения первоочередных мероприятий, сроки выработки предложений заместителями для принятия решения);дает указания своим заместителям о подготовке предложений для принятия решения, а также о предварительных распоряжениях, которые необходимо отдать отделам, службам управления.Отдав соответствующие указания, начальник территориального органа УИС и начальник управления по конвоированию оценивают обстановку. Для этого они изучают:состояние и особенности маршрутов конвоирования, мест несения службы;категорию осужденных, подлежащих конвоированию, и возможный характер их действий;укомплектованность подразделений по конвоированию сотрудниками, обеспеченность вооружением, техникой и другими материальными средствами;общественно-политическую, криминогенную обстановку в районе выполнения задач;местность, время года и метеорологические условия.В ходе изучения используется информация из докладов подчиненных, отчетных документов, справок взаимодействующих органов, при необходимости заслушиваются предложения заместителей руководителей управления, начальников отделов, служб С. Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003 .№1..Параллельно с этим заместитель начальника управления по организации службы конвоирования дает указания начальнику отдела организации службы:На сбор и изучение данных об оперативно-служебной обстановке, которые включают в себя сведения об объеме задач и их характере; маршрутах конвоирования и местах несения службы; силах и средствах; особенностях местности в районах несения службы; местном населении; метеорологических условиях.Данные о маршрутах конвоирования и местах несения службы:их количество, протяженность;периодичность движения караулов по маршрутам и затрачиваемое время;состояние ИТСО, установленных в спецвагонах, на спецавтомобилях, средств связи;предполагаемая численность и характеристика подлежащих конвоированию осужденных;надежность охраны, качество несения службы и ее готовность.Данные о силах и средствах:состояние связи с караулами;укомплектованность отделов конвоирования, других отделов, служб и их возможности по выполнению поставленных задач;количество задач, выполняемых отделами по конвоированию, службами, уровень подготовки, служебная дисциплина и морально-психологическое состояние сотрудников;материальное обеспечение управления по конвоированию, состояние автотранспорта, наличие ТСО, связи для оборудования (при необходимости) спецвагонов и спецавтомобилей;наличие в районах дислокации управления по конвоированию мест несения службы караулами других подразделений органов УИС, их возможности по оказанию помощи в выполнении задач при резких осложнениях обстановки и условиях взаимодействия с ними.Данные о местности:характер местности в районе дислокации, ее влияние на выполнение поставленных задач;состояние дорог и проходимость местности;возможное изменение характера местности, связанное с ухудшением погодных условий;вероятные направления движения осужденных, совершивших побег, возможные места укрытия.Данные о местном населении:помощь, которую может оказать местное население сотрудникам службы конвоирования;наличие среди местного населения лиц, которые могут оказать содействие осужденным в совершении побега.Данные о метеорологических условиях:характерные для данной местности климатические особенности, которые могут оказать влияния на выполнение задач, стоящих перед подразделениями, караулами по конвоированию.На организацию взаимодействия с территориальными органами внутренних дел и другими взаимодействующими службами:спецотделом ГУФСИН субъекта;отделом спецперевозок МВД России Приказ Минюста России и МВД России от 07.12.01 №327/1066 «Об организации обеспечения и управления специальными и иными перевозками в УИС Министерства юстиции РФ».;администрацией пароходства;учреждениями ГУФСИН субъекта.На организацию контроля, управления. При этом следует проанализировать:результативность оказания помощи офицерами управления при работе в отделах по конвоированию по вопросам организации службы, обучения и воспитания, материально-технического обеспечения и устранения на месте выявленных недостатков;выполнение установленных норм контроля и управления работой караулов;содержание принятых начальниками отделов решений, их соответствие поставленным задачам и условиям оперативно-служебной обстановки;качество проведения инструктивных занятий с личным составом караулов, использование имеющейся УМТБ;состояние, учет, хранение, сбережение, порядок выдачи и получения, заряжания оружия;работу начальников отделов по управлению своими силами и средствами, поддержание их в постоянной готовности к действиям при ЧО;качество ежедневного планирования работы, учета проделанной работы по вопросам организации служебной деятельности, профессиональной подготовки и воспитательной работы;выполнение отданных приказов, распоряжений, повышение исполнительской дисциплины;соблюдение режима секретности, исполнение требований соответствующего приказа, регламентирующего порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в УИС ФСИН России.После изучения и оценки обстановки, решения вопросов организации взаимодействия, анализа, контроля и управления отдел организации службы обязан сделать обоснованные выводы о характере задач, объеме работ, возможностях и наиболее целесообразных способах их выполнения отделами по конвоированию в различных условиях.На основе этих выводов отдел организации службы подготавливает следующие расчеты и предложения, необходимые начальнику управления для принятия решения:объем служебных задач и сроки их выполнения;объем работ и служебную нагрузку на сотрудников;меры по совершенствованию системы охраны, внедрению и эксплуатации ИТСО и средств связи;порядок применения сил и средств при конвоировании и розыске бежавших осужденных;меры по повышению надежности охраны осужденных, готовность подразделений к действиям при ЧО;основные вопросы взаимодействия.Заместитель начальника управления по кадрам и воспитательной работе дает указания начальнику отдела кадров, заместителю начальника отдела кадров по воспитательной работе, начальнику отделения профподготовки, старшему психологу: изучить и обобщить результаты воспитательной работы, состояние морально-психологического обеспечения, укомплектованности, служебной дисциплины, уровня профессиональных знаний и навыков, приобретенных личным составом, учебно-материальной базы, наглядной агитации, спортивно-массовой работы.На основе выводов разрабатываются предложения начальнику управления для решения задач по:воспитательной работе, морально-психологическому обеспечению;поддержанию служебной дисциплины среди сотрудников подразделений по конвоированию См. Приложение № 6. Схема №6.;повышению профессионального уровня подготовки сотрудников, готовности их к действиям в экстремальных условиях;совершенствованию УМБ, спортивно-массовой работы.Заместитель начальника управления по технике и вооружению дает указания начальнику автомобильного отдела, начальнику службы вооружения:изучить, обобщить и проанализировать порядок использования и эксплуатации специальных автомобилей, своевременность проведения их технического обслуживания, соответствие оборудования специальных автомобилей требованиям приказов ФСИН России Приказ Минюста России от 29 декабря 2001 г. № 274, а также профессиональную обученность водительского состава и предпринимаемые меры по ее улучшению;проанализировать использование, хранение, сбережение вооружения, специальных средств (требования приказа Минюста России № 305-2001 г).На основе выводов разрабатываются предложения начальнику управления, направленные на совершенствование технического обеспечения, сохранности вооружения и специальных средств Наставление по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2001г. №305.Заместитель начальника управления по тылу дает указания:начальнику отделения тылового обеспечения: проанализировать уровень обеспеченности управления вещевым имуществом, продовольствием, столово-кухонной посудой, имуществом КЭС, порядок эксплуатации, организации его ремонта, а также обеспеченность караулов постовой формой одежды, поддержание установленного оборудования в исправном состоянии, своевременность обеспечения караулов по плановым железнодорожным маршрутам дровами, проведения сборов с внештатными поварами караулов и четкость соблюдения в железнодорожных караулах требований инструкции по организации питания личного состава;начальнику медицинской службы: проанализировать соблюдение условий, обеспечивающих безопасность служебной деятельности сотрудников, санитарных норм при организации питания, водоснабжения, прачечного обслуживания, проведение лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий среди сотрудников; разработать мероприятия, направленные на улучшение качества проводимой санобработки специального транспорта (при необходимости согласовать эти вопросы со службой СЭС ГУФСИН субъекта).На основе выводов о проведенной работе для начальника управления разрабатываются предложения, необходимые для принятия управленческого решения на квартал по разделу тыловое, медицинское обеспечение См. Приложение № 5. Схема №5..Рассмотрев все предложения, представленные заместителями, начальник управления при необходимости вносит коррективы и организует оформление решения. С учетом того, что начальник территориального органа УИС ставит задачу на полугодие, а начальник управления по конвоированию - на квартал, решение об организации служебной деятельности подразделений по конвоированию оформляется следующим образом:на I квартал года - издается приказ "Об итогах служебной деятельности подразделений по конвоированию во 2-м полугодии предшествующего года и задачах управления по конвоированию на I квартал текущего года";на II квартал года - издается приказ "Об итогах служебной деятельности подразделений по конвоированию в I квартале и задачах подразделений по конвоированию на II квартал текущего года" (личный состав поощряется правами начальника управления);на III квартал года - издается приказ "Об итогах служебной деятельности подразделений по конвоированию в 1 - м полугодии и задачах управления по конвоированию на III квартал года" (представляется рапорт начальнику ГУФСИН края на поощрение личного состава);на IV квартал года - издается приказ "Об итогах служебной деятельности подразделений по конвоированию за III квартал и задачи управления по конвоированию на IV квартал года" (личный состав поощряется правами начальника управления по конвоированию).В конце года начальник управления подводит итоги служебной деятельности подразделений по конвоированию за год, отмечает подразделения, добившиеся лучших результатов, и издает приказ "Об итогах служебной деятельности подразделений по конвоированию в текущем году и поощрении личного состава" С. Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003 .№1..На основе принятого управленческого решения организуются планирование, целью которого является определение последовательности, способов и сроков выполнения поставленных управлению по конвоированию задач, а также всестороннее обеспечение службы и управление подчиненными подразделениями.Планирование основывается на учете реальных возможностей подразделений управления, потребностей сил и средств для выполнения поставленных задач по заявкам обслуживаемых органов. Оно должно предусматривать сосредоточение усилий отдела организации службы, других отделов и служб управления на проведение тех мероприятий, выполнение которых обеспечит успешную работу См. Приложение № 7. Схема №7.Основой планирования является решение.В этих целях в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 26 февраля 2001 г. № 26 "Об организации планирования и командировок в УИС" разрабатывается План основных организационных мероприятий на полугодие, в который входят следующие разделы:организационно-управленческая деятельность;организация служебной деятельности;организация работы с кадрами, улучшения воспитания, профессиональной подготовки и социальной защиты;материально-техническое, коммунально-бытовое, тыловое и медицинское обеспечение.План разрабатывается отделом организации службы совместно с другими отделами и службами управления. Его подписывает начальник управления по конвоированию, все заместители и утверждает начальник территориального органа УИС.В соответствии с решением и Планом основных организационных мероприятий в управлении по конвоированию разрабатываются:календарный план основных организационных мероприятий на месяц;график участия офицеров управления по конвоированию в контроле за службой караулов и непосредственного участия в работе службы Приказ Минюста России от 26.02.01 №26 «Об организации планирования и командировок в УИС»..Решение начальника территориального органа УИС доводится до офицеров управления на учебно-методических сборах в 3-й декаде месяца, предшествующего очередному кварталу.Решение начальника управления по конвоированию доводится при подведении итогов служебной деятельности за квартал до 5-го числа первого месяца очередного квартала.Особую роль в организации конвоирования играет налаживание взаимодействия в управленческой деятельности специальных подразделений по конвоированию, которое подразделяется на внутреннее и внешнее.Внутреннее взаимодействие (внутри системы УИС) осуществляется в различных формах: обмен информацией, совместное обсуждение имеющейся информации для принятия решения, выполнение некоторых мероприятий по просьбе иной службы, согласованное планирование, оказание содействия в работе другой службы, совместное проведение отдельных операций, несение службы в нарядах и караулах.Внешнее взаимодействие специальных подразделений по конвоированию организуется и осуществляется с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, правоохранительными органами, транспортными предприятиями, средствами массовой информации. Можно выделить две основные формы такой работы: непосредственная совместная деятельность (например, совместное несение службы на обменных пунктах конвоев милиции и караулов по конвоированию) и информационное взаимодействие. П. Белунов. Организация службы конвоирования по воздушным маршрутам в УИН Минюста России по г.Москве //Ведомости уголовно-исполнительной системы// №1,2005.Основные направления взаимодействия, необходимого для эффективной деятельности, определяет начальник управления по конвоированию при принятии решения. В последующем уточняют при разработке планирующих документов и в ходе организации службы. Организатором взаимодействия является отдел организации службы.Для поддержания взаимодействия отдел организации службы:постоянно контролирует выполнение решений и указаний начальника управления, планов мероприятий, согласованных с взаимодействующими органами;своевременно уточняет порядок совместных действий при осложнении оперативно-служебной обстановки и получении новых задач;обеспечивает постоянную связь с взаимодействующими органами.В целях организации контроля выполнения задач и оказания практической помощи в управлении по конвоированию практикуется направление (сроком до 5 суток) офицеров управленческого аппарата в отделы для работы в составе комплексных групп.Основные задачи этих групп:проверка качества выполнения служебных задач, эксплуатации ремонта ИТСО в спецвагонах специальном транспорте;определение полноты и качества отработки программы служебной и боевой подготовки;оказание практической помощи отделам по конвоированию выполнению служебных задач и организации боевой подготовки;проведение совместно с офицерами ОВР среди личного става отдела тыла мероприятий по укреплению служебной дисциплины и поддержанию твердого внутреннего порядка в местах несения службы и местах расположения в пункте постоянной дислокации.В зависимости от цели и продолжительности работы в составе комплексной группы подготовка офицеров включает: разработку служебного задания; проведение показательных занятий, инструктажа; самостоятельное изучение приказов, распоряжений старших начальников, наставлений, инструкций; разработку материалов для проведения занятий и воспитательной работы с личным составом; ознакомление с имеющимися данными об оперативно-служебной обстановке, состоянии служебной деятельности, служебной дисциплины, служебной и боевой подготовки.Инструктаж офицеров комплексной группы проводит начальник управления по конвоированию или его заместители. Служебное задание группе разрабатывает и подписывает заместитель начальника по организации службы конвоирования или его заместитель, утверждает начальник управления по конвоированию.Офицеры комплексной группы в отделе конвоирования осуществляют следующие виды работ:проверку боевой готовности, служебной деятельности, использования сил и средств, состояния ИТСО, установленного на специальном транспорте, организации обучения, качества занятий, уровня знаний и навыков офицеров, младших инспекторов;изучение планирующих и учетно-отчетных документов по организации службы, обучения и воспитания;получение необходимой информации от взаимодействующих органов;участие в разработке и осуществлении мероприятий по повышению боевой готовности, надежности охраны при конвоировании, эффективности использования сил и средств, улучшению качества службы, обучения и воспитания сотрудников;оказание помощи в разработке отдельных документов по несению службы, служебной и боевой подготовке и по укомплектованию отдела;проведение занятий, тренировок, бесед, чтение лекций, выступление с докладами;участие в подготовке личного состава караулов к службе;изучение работы начальника отдела, других офицеров с целью обобщения опыта руководства службой, обучением и воспитанием сотрудников.При осуществлении контроля за выполнением в отделе приказов, указаний старших начальников проверяется своевременность их доведения до исполнителей, соответствие намеченных мероприятий поставленным задачам, ход выполнения мероприятий, их действенность, достигнутые результаты.В ходе оказания практической помощи офицеры группы на основе глубокого изучения фактического положения дел в отделе вскрывают причины недостатков, совместно с начальником отдела, его заместителем разрабатывают и активно участвуют в проведении мероприятий по их устранению.Если для проведения мероприятий по устранению недостатков требуется больше времени, чем определено служебным заданием, старший группы мотивированно докладывает об этом начальнику управления по конвоированию и действует в соответствии с его указаниями.По окончании работы в отделе старший группы подводит итоги в форме служебного совещания (с офицерами), беседы (с младшими инспекторами).При подведении итогов старший группы:сообщает начальнику отдела выводы о состоянии дел в отделе, выявленных недостатках и причинах, их породивших;дает соответствующим должностным лицам рекомендации о проведении дополнительных мероприятий по устранению и недопущению впредь выявленных недостатков, а также о способах и сроках выполнения этих мероприятий;разъясняет офицерам, младшим инспекторам их роль и задачи в устранении выявленных недостатков.По возращении в управление по конвоированию старший группы:устно докладывает начальнику управления по конвоированию о выполнении служебного задания;информирует офицеров управления по касающимся их вопросам;устанавливает контроль за выполнением предложений, оставленных в отделе.Решением начальника управления по конвоированию по итогам работы комплексной группы офицеров в отделе по конвоированию может быть издан приказ или составлен обзор.Предложенная методика организации служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию в территориальном органе УИС внедрена в субъектах РФ. Практические работники признали ее эффективной.Подбор сотрудников для несения службы начальниками караулов См. Приложения № 3,4. Схема №3,4 и их помощниками осуществляется начальником отдела в составе управления (отделения в составе отдела) по конвоированию с учетом предложений своих заместителей, характера выполняемой задачи, опыта службы сотрудника, а сотрудников для несения службы начальниками особых, эшелонных, плановых (по водным и воздушным маршрутам), сквозных - начальниками управлений (отделов) по конвоированию по представлению начальников отделов в составе управлений (отделений в составе отделов).Сотрудники назначаются в караулы только после отработки с ними в подразделениях специальной программы по изучению порядка и правил несения службы. В первый месяц они несут службу в караулах с меньшей служебной нагрузкой и под усиленным контролем.Запрещается назначать в караулы сотрудников в качестве стажеров, не принявших Присяги рядового и начальствующего состава УИС, не усвоивших программу первоначальной подготовки, совершивших проступки, по которым ведется служебная проверка или возбуждено уголовное дело, больных.Подготовка сил и средств проводится с целью качественного, полного и своевременного выполнения служебных задач, возложенных на подразделения по конвоированию.Она включает: обучение всех категорий сотрудников; подготовку органов управления; подбор и подготовку сотрудников для несения службы в качестве начальников караулов (служебных нарядов), их помощников; подготовку вооружения и специальной техники, специальных средств, средств связи, ИТСО и другого имущества; проведение мероприятий по организации службы в зимних и летних условиях; учений, тренировок личного состава по задачам, связанным с действиями при чрезвычайных обстоятельствах.Подготовка сотрудников для несения службы начальниками караулов (служебных нарядов) и их помощниками проводится на учебных сборах по программе, разрабатываемой управлением (отделом) по конвоированию. По окончании сборов от каждого обучаемого принимаются зачеты и издается приказ по управлению (отделу) об их утверждении С.Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003 .№1..Подготовка караулов (служебных нарядов) к несению службы организуется и проводится по плану подготовки караулов к службе, утверждаемому начальником управления (отдела) по конвоированию территориального органа УИС, в предусмотренное распорядком дня время до постановки им задачи на ее выполнение. На подготовку караулов отводится не менее: эшелонного - 1 суток; планового, встречного, сквозного и особого - не менее 3 часов; остальных караулов - не менее 30 минут См. Приложения № 3,4. Схемы №3,4.Подготовка караулов включает:инструктаж начальников караулов и их помощников;инструктивные занятия с личным составом караулов;инструктаж исполнителей по плану воспитательной работы и морально-психологического обеспечения в караулах;материальное, техническое и медицинское обеспечение караулов;В подготовку караула, наряжаемого для выполнения задачи за пределами района дислокации территориального органа УИС, кроме указанных мероприятий включаются: проведение медицинского осмотра личного состава, получение необходимых документов и другие мероприятия по решению начальника управления (отдела) по конвоированию территориального органа УИС.Инструктаж начальников караулов и их помощников, постановку задач и подведение итогов службы проводят:начальник территориального органа УИС (заместитель, курирующий службу конвоирования) - эшелонных, особых и сквозных караулов по железнодорожным маршрутам, водным и воздушным путям сообщения, а также сквозных караулов по автодорожным маршрутам;начальник управления (отдела) по конвоированию (его заместители) - плановых, встречных и временных караулов;В тех случаях, когда караулы назначаются от отделения по конвоированию, дислоцированного отдельно от управления (отдела) по конвоированию территориального органа УИС, но входящего в его состав, перечисленные мероприятия проводит начальник отделения (его заместитель).На инструктаже: объявляется состав караула, ставятся задачи каждому караулу, указываются особенности их выполнения; доводится оперативная обстановка, порядок использования ИТСО и средств связи, транспортных и других средств; проверяется знание обязанностей и порядок действий при происшествиях, напоминаются требования по соблюдению законности, дисциплины, порядка обращения с огнестрельным оружием, спецсредствами и меры безопасности при обращении с ними; даются указания по организации воспитательной работы и морально-психологическому обеспечению в карауле; указывается порядок взаимодействия с соседними караулами, взаимодействующими органами и другими силами; объявляется, когда, где и кем будут проводиться инструктивные занятия с личным составом.