Рефераты

Международное право

государство-предшественник предоставляет государству-преемнику имеющиеся в его государственных архивах достоверные сведения, которые ка-саются титулов на переданную территорию или ее границ или которые необхо-димы для выяснения смысла передаваемых документов;

*государство-предшественник и государство-преемник предоставляют друг другу и за счет заинтересованной стороны надлежащее воспроизведение архивов, связанных с интересами переданной территории;

* соглашения, заключенные между государством-предшественником и го-сударством-преемником, в том числе и с новым независимым государством, в от-ношении государственных архивов государства-предшественника, не должны наносить ущерба праву этих народов на развитие, информацию об их истории и на их культурное достояние (п.7 ст.28, п.3 ст.30, п.4 ст.31).

При образовании новых независимых государств бывшая метрополия обя-зана была возвратить ему архивы, которые принадлежали зависимой террито-рии, а затем стали государственными архивами метрополии. Кроме того госу-дарство-предшественник должно сотрудничать с государством-преемником в усилиях по возвращению любых архивов, принадлежащих территории, являю-щейся объектом правопреемства государств, и рассеявшихся в период зависи-мости.

Одна из наиболее сложных проблем правопреемства - проблема перехода долгов

При объединении государств, государственный долг государств-предше-ственников переходит к государству-преемнику (ст.39).

При переходе части территории государства переход государственного долга государства-предшественника к государству-преемнику регулируется со-глашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в спра-ведливой доле с учетом, в частности имущества, прав и интересов, которые пере-ходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.37).

Когда часть или части территории государства отделяются от него и об-разуют государство и государство-предшественник и государство-преемник не условились иначе, государственный долг государства-предшественника перехо-дит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, иму-щества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.40).

Когда государство-предшественник разделяется и прекращает свое суще-ствование и части его территории образуют одно или несколько государст-пре-емников (если государства-преемники не условились иначе), государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст.41).

Статья 38 Венской конвенции регулирует правопреемство в отношении долгов при образова-нии нового независимого государства. В этом случае в качестве основного прин-ципа принят принцип неперехода государственного долга государства-предше-ственника государству-преемнику. Однако не исключается возможность согла-шения о правопреемстве в отношении государственных долгов, причем опреде-ляется условие, при кортом в таком соглашении может быть предусмотрена воз-можность перехода долга. при этом должен соблюдаться принцип неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами.

Вопрос о правопреемстве в отношении государственного долга бывшего СССР регулируется Меморандумом о взаимопонимании относительно внешнего долга иностранным кредиторам Союза ССР и его правопреемства от 28 октября 1991 г. между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызтаном, Молдовой, Рос-сией, Таджикистаном, Туркменистаном, Союзом ССР и западными державами из “большой семерки”; Договором о правопреемстве в отношении внешнего долга от 4 декабря 1991 г., а также Соглашением о дополнениях к этому договору от 13 марта 1992 г. В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года 51 страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами Организации Объединенных Наций являются 188 стран, т.е. почти все страны мира.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них -- Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат -- расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, шестой орган -- Международный Суд -- находится в Гааге, Нидерланды.

Генеральная Ассамблея

Все 188 государств -- членов Организации Объединенных Наций представлены в Генеральной Ассамблее -- своего рода всемирном парламенте, на заседаниях которого рассматриваются самые насущные проблемы человечества.

Совет Безопасности

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и может быть созван в любое время дня или ночи при возникновении угрозы миру. Совет состоит из 15 членов. Пять из них -- Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция -- являются постоянными членами. Остальные 10 членов Совета избираются Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок.

Экономический и Социальный Совет

Действуя под общим руководством Генеральной Ассамблеи, Экономический и Социальный Совет координирует деятельность Организации Объединенных Наций и учреждений ее системы в экономической и социальной областях. В состав Совета входят 54 члена, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года. Ежегодно Совет проводит -- попеременно в Нью-Йорке и Женеве -- свою сессию продолжительностью в один месяц. В ходе сессии проводится специальное заседание на уровне министров для обсуждения важнейших экономических и социальных вопросов, а начиная с 1998 года в рамках сессии проводится и этап рассмотрения гуманитарных вопросов.

Совет по Опеке

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением 7 государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости.

Создание ООН - это крупное политическое достижение в области международных отношений и международного сотрудничества.

Цели создания данной организации определены Уставом РРН: *поддержание международного мира и безопасности, *развития дружественных отношений между нациями на основе уважения, принципа равноправия и самоопределения народов, *осуществления м/у сотрудничества во всех областях, *быть центром для согласования наций в достижении общих целей… Организация основана на прогрессивных демократических принципах \мп, организация и ее члены (ст.2 ООН) действуют в соответствии с принципами суверенного равенства всех ее членов; добросовестного соблюдения принятых на себя обязательств; решение споров мирными целями и т.д.

Принципы Устава ООН: мирное сосуществование; добрососедских отношений (проявлять терпимость и жить в мире с соседями; признания равенства; совместных действий государств в целях поддержания мира и безопасности; обеспечение равноправия людей, их основных прав и обязанностей; и др.

ООН - открытая для членства организация. Член ООН систематически нарушающий принципы УООН может быть исключен решением ГА ООН, по решению совета безопасности (нет случаев). !! ООН не является и не может быть сверх- или над- государственным образованием; у него нет императивной принудительной силы.,

Международная правосубъектность наций и народов, международных организаций. Постоянно нейтральные государства.

Другие субъекты международного права (помимо государства) в целом ощутимыми отличиями обладают ощутимыми отличительными чертами в право-субъектности.

В отношении всех народов и наций применим принцип свободного само-определения. Однако не каждый народ является субъектом международно-пра-вовых отношений. Большинство народов организовано в национальные госу-дарства, которые выступают в качестве формы представительства интересов данного народа на внешней арене и выполняют роль субъекта МП.

Субъектом международного права может быть только тот народ (или более узкое понятие - нация), который борется за свое освобождение и, соответственно, - новую форму государственной организации. Именно поэтому важное значение имеет также факт наличия у данного борющегося народа определенных властных структур, объединенных общим центром, способным выступать от имени нации и народа в межгосударственных отношениях. Практически такими структурами обычно яв-ляются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командо-вание, которое одновременно выступает и как политическое руководство.

В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой основ-ным носителем суверенитета является народ, который соответственно выступает в качестве субъекта международного права. Из этого выводится утверждение о том, что “все народы и нации могут быть... субъектами международных право-отношений самоопределения”.

В соответствии с межгосударственными договорами в прошлом устанавли-вался и ныне предусмотрен специальный международно-правовой статус неко-торых политико-территориальных образований - государствоподобных образо-ваний. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Они способны самостоя-тельно эти права и обязанности реализовывать, однако их правоспособность определена исключительно межгосударственным соглашением.

В историческом разрезе к подобного рода государствоподобным образо-ваниям принадлежали “вольные города”, Западный Берлин, а в современности наиболее яркий пример их дает существование Ватикана и Мальтийского ор-дена.

Термин “вольный город” применяется не только к городам, но и к опреде-ленным районам (может также называться свободной территорией или зоной). “Вольные города” и свободные территории создавались для замораживания территориальных претензий, смягчения напряженных отношений между заинте-ресованными государствами по поводу принадлежности данной территории.

По существу эти образования представляют собой государства с ограни-ченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию, высшие органы, гражданство, вооруженные силы оборонительного характера и т.д. На междуна-родной арене вольные города представляют либо заинтересованные госу-дарства (как, например, в отношении Данцига, который на внешней арене пред-ставляла Польша перед второй мировой войной) или международная организа-ция (свободная территория Триест в 1947-1954 гг. находилась под защитой Со-вета Безопасности ООН.

Своеобразный режим имел Западный Берлин, который был образован на гребне послевоенных противоречий бывших союзников по антигитлеровской коалиции. Его статус определялся Соглашением между СССР, США, Великобри-танией и Францией от 3 сентября 1971 г. Он являлся самостоятельным субъектом права, несмотря на то, что находился на территории суверенной ГДР.

Специальный международно-правовой статус Ватикана - резиденции папы римского в особом районе Рима - ныне определен соглашением 1984 г. между Италией и “святым престолом”. В силу глобального характера католи-ческой религии папскому престолу приходится поддерживать широкие междуна-родные контакты, в том числе - участвовать в процессе международно-правового сотрудничества. Внешне Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана можно говорить лишь условно: это соответствующие должностные лица, зани-мающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство в социальном смысле слова. Скорее он может рассматриваться как администра-тивный центр католической церкви.

Тем не менее Ватикан имеет дипломатические отношения с рядом госу-дарств, которые его признают субъектом международного права.

Мальтийский орден в Риме, занимающийся благотворительной деятель-ностью, был признан суверенным образованием в 1889 г. Он имеет дипломатиче-ские отношения со многими государствами, однако ни своей территории, ни на-селения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - пример правовой фикции.

Международные учреждения в качестве субъектов МП подразделяются на международные организации и международные конференции. В настоящее время функционирует более 500 различных международных организации.

Международное учреждение приобретает свою правосубъектность с при-нятием учредительного документа, в котором излагаются цели его создания, основные принципы построения и, соответственно,- тот объем прав и обязанно-стей, который ему намерены сообщить учреждающие государства.

Каждая международная организация вступает в международно-правовые отношения с государствами-членами и эвентуально - с государствами-нечленами и другими международными учреждениями. Отношения международной органи-зации с государствами-членами регулируются международным договором - учре-дительным актом данной организации, а в определенных случаях и другими международными соглашениями.

Регулирование вопросов гражданства в разных странах.

Сотрудничество государств в данной области показывает солидную юридическую базу. Включающую в себя комплекс конвенций, договоров, соглашений, разработанных, как на международном, так и на государственном уровнях. Однако в данной сфере имеется ряд проблем, к которым в частности относятся:

1. Недостаточно эффективная защита прав граждан, иностранцев и лиц без гражданства, как внутри многих стран, так и в странах их пребывания; а так же несовершенный механизм контроля за соблюдением этих прав;

2. Несоблюдение и непризнание естественных прав человека, а так же низкий уровень правового сознания населения особенно в арабских странах;

3. Отсутствие во многих странах условий реализации прав граждан гарантированных конституциями, международными и национальными нормами;

4. Необходимость создания механизма, гарантирующего применение законов и уважение к ним со стороны всех членов общества, на международном и национальном уровне;

5. Укрепление контролирующего механизма за распределением средств, выделяемых на финансирование внутригосударственных программ. (Н-р, по переселению жителей из ветхого жилья, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, программ связанных с переселенцами и беженцами, и т.д.).

6. Недостаточная защита и контроль за соблюдением прав граждан Российской Федерации, как внутри страны, так и за ее пределами.

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.

В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления все еще встречается термин ««подданство».

Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве в каком-либо государстве, но отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства, хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.

Приобретение и утрата гражданства.

Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две категории: первая - приобретения гражданства в общем порядке, вторая - в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай - так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.

Приобретение гражданства в результате рождения - самый обычный способ его приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы - по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы - что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в некоторых случаях исходят и из права почвы.

Право почвы свойственно законодательству США и латиноамериканских государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).

Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть второго гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.

Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают возможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из родителей является иностранным гражданином. Натурализация (укоренение) - индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. В отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация - добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия - это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и т. д.

Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем регистрации (если только речь не идет о подтверждении своего гражданства), усыновления, в результате вступления в брак. Два последних способа называют иногда семейным порядком приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.

Многие государства считают недопустимым автоматическое приобретение женщиной гражданства мужа в результате ее вступления в брак. Эта позиция получила отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.

Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Групповое предоставление гражданства - это наделение гражданством населения какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.

Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт - переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

Оптация (выбор гражданства) не всегда выступает в качестве способа приобретения гражданства. Например, возможность оптации предусматривается в конвенциях о втором гражданстве. Если гражданин какого либо государства имеет одновременно и иностранное гражданство, то ему может предоставляться право оптировать одно из них, отказавшись тем самым от другого. Гражданства он в этом случае не приобретает, поскольку оптация влечет здесь за собой лишь утрату одного из гражданств. Однако в некоторых случаях оптация выступает в качестве самостоятельного способа приобретения гражданства. Такую роль она играла, например, в соответствии с советско-польским соглашением о репатриации от 25 марта 1957 г., по условиям которого репатрианты из СССР в ПНР с момента пересечения советско-польской государственной границы утрачивали гражданство СССР и приобретали гражданство ПНР.

И наконец, один из способов приобретения гражданства в исключительном порядке - реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных обстоятельствах принимаются специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможность восстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном законодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданстве не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является лишь упрощенной натурализацией.

Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства.

Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности для российского законодательства.

Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличии от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обменным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает.

Множественное гражданство

Множественное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или более государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное гражданство (тройное и т. д.). Множественное гражданство порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Множественное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить: а) последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством; б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.

В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с Множественное гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства.

Вторая ситуация: лицо с Множественным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с Множественным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны.

Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем, что лица мужского пола, имеющие Множественное гражданство, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства. Практически это не возможно. Таким образом, лицо с Множественное гражданством, прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будет привлечено к ответственности либо за уклонение от воинской обязанности, либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое одновременно. Решить указанную проблему можно также только одним путем - заключить международное соглашение.

Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый - договоры, направленные на устранение последствий Множественное гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само Множественное гражданство не устраняют. Среди них - многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу - военной службе лиц с Множественным гражданством.

Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют не причину, а лишь следствие столкновений интересов государств в области гражданства.

Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные на ликвидацию Множественного гражданства как такового.

Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государство борются с ним, стремясь его ограничить

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательным правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года.

Основные понятия дипломатического и консульского права

Дипломатическое и консульское право (право внешних сношений) можно определить как отрасль международного права, регулирующую официальные связи и отношения между субъектами международного права, устанавливаемые и под-держиваемые их органами внешних сношений.

Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные под-отрасли: а) дипломатическое право; б) право специальных миссий; в) дипломати-ческое право в его применении к отношениям государств с международными ор-гани-зациями или в рамках международных конференций; г) консульское право.

Дипломатическое право.

Установление дипломатических отношений влечет за собой обмен ди-пломатическими представительствами. В свою очередь это возможно только в соответствующих политико-правовых условиях, прежде всего при условии при-знания де-юре. Может быть и обратное явление, когда следствием установления дипломатических отношений является т.н. “молчаливое признание”. Так или иначе, но “установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию” (ст.2 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Конвенция 1961 г. оперирует термином “представительство”, не раскрывая его. Современная практика знает следующие виды дипломатических и прирав-ненных к ним представительств:

1. Посольства - представительства первого, высшего класса, во главе ко-то-рого находится дипломатический представитель, имеющий класс посла, аккре-дитованного при главе государства. К ним приравниваются представительства Ватикана - нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества, возглавляемые высокими комиссарами, занимающими в дипломатическом корпусе то же положение, что и послы (например, Высокий (Верховный) комиссар Великобритании в Индии).

2. Миссии, возглавляемые посланником, аккредитованным при главе госу-дарства - представительства второго класса. Им соответствуют папские интер-нунциатуры.

3. Миссии, возглавляемые поверенным в делах, аккредитованным при ми-ни-стерстве иностранных дел.

4. Дипломатические и приравненные к ним официальные представитель-ства, имеющие по тем или иным причинам иное, чем посольство и миссия, назва-ние и некоторые особенности правового положения.

В настоящее время преобладающим видом дипломатических представи-тельств стали посольства. С точки зрения международного права и посоль-ства, и миссии как органы равноправных суверенных государств могут иметь только одинаковый правовой статус, одни и те же виды привилегий и иммуните-тов.

Постоянные дипломатические представительства имеют следующие от-делы: канцелярия, политический, военный атташат, консульский, экономический, пе-чати и отдел культурных связей, административо-хозяйственный. В некоторых отделах имеются подотделы и секции. В целом все сотрудники дипломатических представительств делятся на три категории: дипломатический, администра-тивно-технический и обслуживающий персонал.

Помимо основного качества - представительного характера - дипломати-ческий персонал имеет еще некоторые отличительные признаки. Согласно ст. 1 Венской конвенции 1961 г., члены дипломатического персонала - это лица, имею-щие дипломатический ранг. Дипломатический ранг - это личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с существующими в данном госу-дарстве законами и правилами относительно похождения дипломатической службы. Ранги вводятся внутренним правом каждого государства и предусматри-ваются для всех его должностных лиц, ведущих в рамках ведомства иностранных дел работу по осуществлению официальных сношений с иностранными госу-дарствами. Этот ранг сохраняется независимо от занимаемой должности, а также после ухода в отставку. Ранг и должностное положение могут совпадать или не совпадать. Существуют следующие общие дипломатические ранги: посол, посланник, советник, секретарь (первый, второй, третий), дипломатический ат-таше (специалист, прикомандированный к дипломатическому представи-тельству). В РФ эти ранги классифицируются более подробно: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го (2-го) класса, советник 1-го (2-го) класса, первый секретарь 1-го (2-го) класса, второй секретарь 1-го (2-го) класса, третий секретарь, дипломатический атташе.

Помимо понятия “ранг” существует и определение “класс” дипломатиче-ского представителя. В отличие от первого, второе определяется международ-ным пра-вом и относится только к главам дипломатических представительств. Чаще всего речь идет о трех основных дипломатических классах - посол ( или папский нун-ций), аккредитуемый при главах государств; посланник (интернунций), аккреди-туемый при главах государств; поверенный в делах, ак-кредитуемый при мини-стерствах иностранных дел. Класс, к которому должен от-носиться тот или иной глава дипломатического представительства определяется соглашением между государствами (ст.15 Венской конвенции 1961 г.).

Численность дипломатического персонала в принципе является компетен-цией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 г., правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств (ст. 11), однако на прак-тике такие случаи, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государствами.

Члены дипломатического персонала представительства не могут назна-чаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания, иначе как с согласия этого государства, причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. В равной мере это касается и граждан третьего госу-дарства, которые не являются одновременно гражданами аккредитующего госу-дарства (ст.8 Венской конвенции 1961 г.).

Во вторую категорию сотрудников дипломатических представительств - ад-министративно-технический персонал - входят референты, переводчики, тех-ниче-ские секретари, стенографистки и другой канцелярский персонал, шифро-валь-щики, лица, обслуживающие узлы связи, счетно-бухгалтерские работники и др. Все эти сотрудники не имеют дипломатических паспортов, но командируются на работу ведомством иностранных дел. В отношении привилегий и иммунитетов современное дипломатическое право и национальное законодательство ряда государств делают значительные шаги в сторону приближения статуса этих лиц к статусу дипломатических агентов.

Третья категория - члены обслуживающего персонала представительств. Это - шоферы, уборщицы, лифтеры, повара, вахтеры, садовники и т.д. К ним примы-кает обособленная группа лиц, не входящих в персонал представительств, но ра-ботающих по найму у самих сотрудников посольства - это так называемые част-ные домашние работники (ст.1 Венской конвенции 1961 г.). Члены обслужи-вающего персонала - это в основном граждане государства пребывания.

Дипломатическая миссия (в широком понимании) начинается после дости-же-ния договоренности между государствами об обмене дипломатическими пред-ставительствами в соответствии с установленным порядком. Обычно порядок вступления в должность главы дипломатического представительства происходи в несколько этапов: подбор кандидатуры посла; запрос агремана; издание акта внутреннего прав, оформляющего назначение; выдача верительных грамот; предварительная, по прибытии в страну пребывания, аудиенция у е министра иностранных дел и передача ему копий верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания как завершение процесса аккредитации и начало дипломатической миссии данного представителя - его “личной миссии” на посту посла или посланника; официаль-ное сообщение в печати о состоявшемся вручении верительных грамот.

Запрос агремана - запрос согласия государства предполагаемого пребы-ва-ния на назначение данного лица в качестве посла, посланника или постоян-ного поверенного в делах. В п.1 ст.4 Венской конвенции 1961 г. говориться: “Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребы-вания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве”. И далее, в п.2 этой статьи указы-вается: “Государство пребывания не обязано сообщать аккредитующему госу-дарству мотивы отказа в агремане”.

После получения агремана посол или посланник, следующий к месту службы, получает подписанный главой его государства и скрепленный визой ми-нистра иностранных дел особый документ - верительные грамоты. Они имеют характер общих полномочий дипломатического представителя, действующих в течение всего периода его пребывания в должности и по всем вопросам, входя-щим в ведение представительства. Верительные грамоты - юридическая основа деятельности главы дипломатического представительства.

С момента вручения верительных грамот, как правило, начинается дипло-ма-тическая миссия главы данного представительства, он считается официально при-ступившим к исполнению своих обязанностей.

Венская конвенция 1961 г. (ст.43) предусматривает обстоятельства, вызы-вающие окончание миссии дипломатического агента: а) по инициативе аккреди-тующего государства или самого дипломатического агента (перевод его на дру-гой пост в связи с уходом в отставку и т.д.) - после уведомления в установленном порядке министерства иностранных дел страны пребывания; б) по инициативе государства пребывания - в случае его отказа признавать данного дипломатиче-ского агента сотрудником представительства, как это предусмотрено в п.2 ст.9 Венской конвенции 1961 г., т.е. при объявлении его “персона нон грата” - “нежелательным лицом” (для дипломатического персонала представительства) или лицом неприемлемым (для остальных сотрудников представительства). При-чинами объявления “персона нон грата” могут быть самыми различными, но все они так или иначе связаны с поведением самого дипломата (неуважение к зако-нам государства пребывания, бестактные и оскорбительные заявления и т.п.)

Международное право предусматривает следующие случаи прекращения дея-тельности дипломатических представительств в целом: а) когда дипломатиче-ские отношения между данными государствами разорваны или временно прер-ваны; б) когда между ними возникло состояние войны; в) когда в аккредитующем госу-дарстве или государстве пребывания происходит неконституционная смена власти и не последовало подтверждение готовности поддерживать дипломатиче-ские отношения с новой властью; г) когда одно из двух поддерживавших между собой дипломатические отношения государств прекращает свое существование и, сливаясь с другим, образует новый субъект международного права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты