Рефераты

Международное право

сновная работа ЭКОСОС в этой области осуществляется с помощью его вспомогательных органов. В соответствии со ст.68 Устава ООН Совет в 1946 г. создал две функциональные комиссии:

1). Комиссия по правам человека состоит из представителей 53 государств, избираемых ЭКОСОС. Она собирается на ежегодные сессии, принимает большин-ством голосов решения по вопросам прав человека. 2).Комиссия по правам женщин подготавливает рекомендации и доклады для ЭКОСОС по вопросу о защите прав женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и в области образования.

В рамках Секретариата ООН создан еще один орган - Центр ООН по пра-вам человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей си-стемы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН, ко-торый с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Комиссара ООН по правам человека. Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положе-ний.

* Комитет по правам человека (состоит из 18 экспертов в личном качестве) создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.

* Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискримина-ции (состоит из 18 экспертов в личном качестве), созданный на основании ст.8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других ме-рах, с помощью которых реализуются положения конвенции.

* Комитет против пыток (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Конвен-цией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин-ство видов обращения и наказания 1984 г.

* Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Кон-венцией о правах ребенка 1989 г.

Иногда один и тот же орган является одновременно и плодом соответ-ствующего международного договора в области прав человека, и инициативой международной организации. Так, например, в 1985 г. ЭКОСОС учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, состоящий из 18 экспертов, избираемых им из числа кандидатов, представленных участниками Пакта об эко-номических, социальных и культурных правах 1966 г.

Сходная ситуация возникла при учреждении Группы трех - контрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступ-лений апартеида и наказании за него 1973 г. Согласно Конвенции Группа назнача-ется ежегодно Председателем Комиссии по правам человека из числа членов Ко-миссии, которые являются также представителями государств-участников Кон-венции.

Из региональных контрольных механизмов в области прав человека прежде всего необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Евро-пейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Евро-пейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19). Положитель-ным в ней является то, что эти органы полномочны рассматривать вопросы по жалобам отдельных физических лиц о нарушениях прав человека.

В рамках ОАГ действует Межамериканская комиссия по правам человека, однако ее деятельность практически незаметна.

Международные контрольные процедуры в области прав человека - поря-док и методы изучения соответствующей информации и реагирования на резуль-таты такого изучения. В рамках одного и того же контрольного механизма могут использоваться разные процедуры. Основными принципами контрольных проце-дур являются:

- гласность;

- объективное установление фактов;

- участие общественности в защите прав человека;

- основанием деятельности является международный договор;

- осуществление только международными органами.

Международные процедуры в области прав человека по методам и источни-кам сбора информации можно разделить на следующие категории:

* рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области, по результатам которых ежегодно составляются доклады Гене-ральному Секретарю ООН;

* рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения обязательств в данной области;

* рассмотрение в политическом, административном, квазисудебном или су-дебном порядке жалоб и сообщений отдельных лиц, групп или неправительствен-ных организаций на нарушения их прав государствами;

* изучение (расследование, исследование) ситуаций, связанных с предпола-гаемыми или установленными нарушениями прав человека;

* политическая процедура дачи рекомендаций органам государства, исклю-чение из международной организации, применение других политических санкций в случае массового нарушения прав человека каким-либо государством.

В настоящее время международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними задачами. Они иногда дублируют друг друга, приводят к принятию необъективных решений и т.д. Поэтому на первый план в настоящее время выдвигается задача их рациона-лизировать и усовершенствовать.

Ответственность в международном праве.

Международно-правовая ответственность - это юридическая обязан-ность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту международного права в результате совершенного правонару-шения. Международные правонарушения подразделяются на международные де-ликты и международные преступления.

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой. Госу-дарство за свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоя-нием, а физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. Го-сударство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их дея-тельности. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как дея-ние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически дей-ствовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государ-ственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для офици-альных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление та-ких прерогатив.

Форма международно-правовой ответственности - способ, посредством ко-торого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы меж-дународно-правовой ответственности - нематериальную и материальную.

Нематериальная (политическая, моральная) ответственность может осу-ществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфак-ция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им под-разумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д.

Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые постра-давшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболовного судна за браконьерство).

От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с не-дружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения СБ ООН. Они могут выра-жаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета.

Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить мате-риальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субсти-туции, ресторации).

Репарация - возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Рести-туция - полное восстановление всего (приведение в первоначальное положение).

Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами.

Ресторация - восстановление государ-ством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид материальной от-ветственности как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек.

Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность мате-риальной ответственности как абсолютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма).

Юридические основания ответственности - совокупность юридически обя-зательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых опре-деленный вариант поведения квалифицируется как международное правонаруше-ние. Источниками юридических оснований ответственности являются любые пра-вомерные международно-правовые акты (договоры), предписания которых фик-сируют юридически обязательные для государств правила поведения; междуна-родный обычай; решения международных судов и решения международных орга-низаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила поведе-ния для государства, издавшего этот акт.

Нематериальная и материальная ответственность могут возникать одно-временно в результате одного и того же правонарушения: нематериальная - за сам факт нарушения права, материальная - за возникший при этом ущерб.

Освобождение от ответственности - это снятие с субъекта обязанности лик-видации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность. К обстоятельствам, освобождающим от ответственности традиционно относятся:

* вина самой пострадавшей стороны (совершение действий с намерением вызвать наступление материального ущерба вследствие противоправного дей-ствия другого субъекта, грубая небрежность и т.д.);

* форс-мажор (непреодолимая сила), т.е. не поддающиеся контролю не-предвиденные внешние события чрезвычайного характера (стихийные явления, эпидемии и т.д.);

* состояние крайней необходимости, когда совершение тех или иных дей-ствий продиктовано угрозой жизненным интересам субъекта-делинквента.

Международные преступления относятся к тягчайшим международно-про-тивоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и наро-дов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.

Существует большое количество многосторонних актов, в которых пред-усмотрена ответственность за международные преступления (Конвенции о пред-упреждении геноцида и наказании за него 1948 г.),Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и т.д.). В на-стоящее время Комиссия международного права разработала проект Кодекса пре-ступлений против мира и безопасности человечества, в который вошли следующие преступления: агрессия; угроза агрессии; колониальное господство и другие формы иностранного господства; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; геноцид; расовая дискриминация; апартеид; систематические и массовые нарушения прав человека; исключительно серьезные военные преступ-ления; преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде; международный терроризм; незаконный оборот; незаконный обороти наркотических средств.

Субъектами международных преступлений и ответственности за них могут быть субъекты международного права, а также физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут нематериальную и материальную ответственность, а физические лица - индивидуальную уголовную ответствен-ность. Официальный статус лица (главы государства или правительства) не осво-бождает его от уголовной ответственности.

Для наказания лиц применяется как национальная, так и международная юрисдикция. После окончания второй мировой войны для суда над главными во-енными преступниками были созданы два Международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. В 1993 г. СБ ООН принял решение о создании Международ-ного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на тер-ритории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Если по соответствующему со-глашению не создано специального международного суда, государство, на терри-тории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо вы-дать другому государству.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях:

1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение полу-чили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой по-мощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосудар-ственные и межправительственные соглашения как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ве-домств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением инте-ресов и характеров отношений стран определенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 государств-членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о пред-упреждении актов терроризма и наказании за их совершение. В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Со-дружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система много-сторонних универсальных договоров в области международного уголовного права: Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;

Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и ин-ститутов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.; и многие другие.

Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

а). согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;

б). координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;

в). установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;

г). обеспечение неотвратимости наказания;

д). оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу пре-ступников.

Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений

По мере развития торговли, мореплавания, связей между государствами расширилась и сфера сотрудничества в борьбе с конкретными видами преступлений, затрагивающих общие интересы.

Издавна широкое распространение получила борьба с морским пиратством, которое было признано государствами международным преступлением, а пираты объявлены врагами рода человеческого. Несмотря на то что пиратство в нашем представлении -- далекое прошлое, известное по приключенческим романам, это явление не исчезло, и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а также в ряде других многосторонних соглашений содержатся положения о борьбе с ним.

Несколько позднее началось сотрудничество государств в борьбе с порнографией. В этом отношении представляют интерес Парижская конвенция о борьбе с распространением порнографических изданий 1910 года и Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 года. Согласно этим конвенциям, государства взяли на себя обязательство возбуждать уголовное преследование и наказывать лиц, виновных в сбыте, изготовлении, хранении, ввозе и вывозе порнографических изданий.

В рамках Лиги Наций и еще до создания этой организации государства приступили к борьбе с таким явлением, как торговля женщинами и детьми. Важным документом явилась Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года. В соответствии с этой Конвенцией, государства взяли на себя обязательство квалифицировать как преступление сводничество, склонение или совращение в целях проституции, эксплуатацию проституции, содержание домов терпимости, сдачу или снятие в аренду помещений в этих целях и т. п.

Представляет интерес также Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года. Ее заключение явилось результатом угрозы для государств в связи с распространением этого опасного явления. Согласно Конвенции, государства взяли на себя обязательство преследовать в уголовном порядке тех, кто подделывает или фальсифицирует денежные знаки, распространяет поддельные знаки, участвует в изготовлении приборов или других предметов, предназначенных для подделки или фальсификации. Конвенция обязывает участников привлекать к уголовной ответственности фальшивомонетчиков независимо от того, денежные знаки какой страны они изготовляют или подделывают.

Названные многосторонние договоры дают общее представление о том, по каким направлениям развивалось сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Показательна в этом отношении Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года. Импульс для разработки этой Конвенции был дан Генеральной Ассамблеей ООН, которая еще в 1946 году в своей резолюции объявила, что геноцид является преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН.

В свете опыта второй мировой войны и в качестве реакции на преступления гитлеризма. Конвенция квалифицирует как действия, составляющие геноцид: убийство членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственную передачу детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно Конвенции, геноцид является международным преступлением. Государства - участники Конвенции 1948 года обязуются принимать необходимые меры для наказания лиц, виновных в совершении или в заговоре с целью совершения геноцида, в подстрекательстве к его совершению, в покушении или в соучастии в геноциде.

В этом же ряду находится и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. Подготовке Конвенции предшествовало принятие ряда резолюций Генеральной Ассамблеей ООН, включая Декларацию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 года.

В соответствии с Конвенцией караемым по закону преступлением объявлены всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование.

Непримиримая борьба в рамках ООН развернулась также против политики апартеида и привела к принятию в 1973 году Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него. Конвенция квалифицирует апартеид как преступление против человечества. Акты, являющиеся следствием политики и практики апартеида, рассматриваются в Конвенции как преступления, нарушающие принципы международного права, в частности цели и принципы Устава ООН. Лица, совершающие преступление апартеида, подлежат международной уголовной ответственности. Государства -- участники Конвенции обязались принимать меры для уголовного преследования, привлечения к суду и наказания лиц, несущих ответственность или обвиняемых в совершении актов, которые в соответствии с Конвенцией квалифицируются как преступление апартеида.

В качестве иллюстрации дальнейших усилий государств в этой области может служить Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 году. Конвенция дает четкое определение такого рода действий и рассматривает их как преступления, за которые государства-участники обязаны привлекать виновных к уголовной ответственности.

Международная практика последних десятилетий свидетельствует о том, что появилось значительное количество новых видов преступлений. Они затрагивают интересы государств в самых различных сферах. Насколько разнообразны эти сферы, можно судить по следующим примерам. В 1973 году в Нью-Йорке была открыта для подписания Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. В 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с захватом заложников. В 1980 году в Вене открыта для подписания Конвенция о физической защите ядерного материала. В 1988 году на конференции в Риме были приняты Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. В 1989 году Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Кроме того, заключен ряд многосторонних конвенций, имеющих целью обеспечить безопасность гражданской авиации. Во всех этих документах речь идет о недопустимости таких действий, которые представляют собой преступления, подлежащие уголовному преследованию и наказанию.

Вместе с тем ни в коей мере не уменьшилось значение борьбы с теми видами преступлений, которые не отличаются новизной, но по своему характеру и главным образом по своим масштабам вышли на первый план с точки зрения усилий, прилагаемых государствами по их пресечению. К ним прежде всего относится борьба с незаконным оборотом наркотиков и международным терроризмом. ( об этом - ниже)

Международное уголовное право - это система принципов и норм, регу-лирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотрен-ными международными договорами.

Среди основных принципов международного уголовного права выделяются следующие:

* запрещение агрессивной войны;

* неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, ко-торое по международному праву считается преступным;

* если государство не устанавливает наказания за действия, которые меж-дународным правом отнесены к категории преступлений против мира и челове-чества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;

* должностное положение лица, совершившего международное преступле-ние, не освобождает его от личной ответственности;

* исполнение лицом преступного приказа своего правительства или началь-ника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;

* каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или в преступ-лении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

* неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества;

* международные принципы осуществления правосудия по уголовным де-лам, провозглашенные в ст.7-11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (презумпция невиновности, запрещение пропаганды войны, пыток и т.д.)

Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных инди-видами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой та-кого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. Еще в дого-воре хеттского царя Хаттусили III и египетского фараона Рамсеса II 1296 г. до н.э. говорилось: “Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттский не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса”. Позднее возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации по-стоянно расширялся. На определенном этапе возникла необходимость обмени-ваться опытом. А в последнее время заметное место в отношениях между госу-дарствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего право-охранительные органы различных государств не могут успешно бороться с от-дельными видами преступлений, прежде всего с организованной преступностью.

Преступления, имеющие международный уголовный характер.

Реализация этих общих задач и содержание международно-правовых норм обусловлены характером преступлений, которые делятся на две большие группы:

* международные преступления - деяния отдельных лиц или групп лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств, к которым отно-сятся агрессивная война, апартеид и т.д. (см. выше);

* преступления международного характера - правонарушения индивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, но посягают не только на национальный , но и на международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух и более государств (терроризм, оборот наркотиков и т.д.).

В соответствии с объектом международные преступления делятся на:

* преступления против мира (планирование, подготовка и развязывание войны, соучастие в планировании, подготовке и ведении войны и др.);

* военные преступления (нарушение законов и обычаев войны);

* преступления против человечности (убийства, истязание, порабощение..);

* преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т.д.).

Внутреннюю классификацию имеет и группа преступлений международного характера:

* преступления против стабильности международных отношений (международный терроризм; захват заложников; захват, угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные действия, совершаемые на борту воздушного судна; хищение ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; незаконное радио- и телевещание);

* деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный обороти наркотических и психотропных средств; контрабанда; неле-гальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов);

* преступные посягательства на личные права человека (рабство; работор-говля; торговля женщинами, детьми; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии; пытки и другие бесчеловечные виды обращения и наказания);

* преступления, совершаемые в открытом море (пиратство (морской раз-бой); разрыв и повреждение подводного кабеля или трубопровода; столкновение морских судов; загрязнение морской среды вредными веществами);

* военные преступления международного характера (применение запрещен-ных средств и методов ведения войны; насилие над населением в районе военных действий; мародерство и т.д.).

Несмотря на большое количество разновидностей преступных деяний. вхо-дящих в две вышеозначенные группы, тем не менее в каждой из них можно выде-лить несколько наиболее важных, серьезных, представляющих повышенную опас-ность для государств.

Агрессия. В соответствии с резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независи-мости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

* вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой временный характер она не носила бы, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

* бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

* блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

* нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;

* применение вооруженных сил одного государства, находящихся на терри-тории другого государства по соглашению с принимающим государством, в на-рушение условий, предусмотренных в соглашении или любое продолжение их продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия со-глашения;

действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

* засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения во-оруженной силы против другого государства, носящих серьезных характер.

Геноцид (ст.2 Конвенции 1948 г.) - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, ра-совую или религиозную группу: убийство членов этой группы; причинение серьез-ных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, ко-торые рассчитаны на полное или частничное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде этой группы; насиль-ственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Государства обязываются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида; в отношении вы-дачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

Наемничество. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Же-невским конвенциям от 12 августа 1949 г., наемник - это лицо, которое:

· специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

· фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, глав-ным образом соображениями личной выгоды;

· не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом. постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

· не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в кон-фликте;

· не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выпол-нения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав воору-женных сил.

Борьба с “отмыванием” доходов, полученных от преступной деятель-ности. В Конвенции Совета Европы об “отмывании”, выявлении, изъятии и кон-фискации доходов от преступной деятельности 1990 г. содержится определение преступлений, входящих в эту категорию. Это совершенные умышленно:

· конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их неза-конное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических послед-ствий деяния (напр. конфискации имущества);

· утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, раз-мещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;

· приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий пре-ступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или от-чуждение этих ценностей.

Борьба с подделкой денежных знаков. Согласно Женевской конвенции 1929 г., преступлениями являются:

*все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;

*сбыт поддельных денежных знаков;

*действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;

*покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;

*обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предме-тов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответ-ствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании “местных” денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях “международных” фальшивомонетчиков.

Борьба против незаконного оборота наркотических и психотропных ве-ществ. Конвенция ООН 1988 г. таким образом определяет преступления в этой области:

**преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготов-ление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, распро-дажа, поставка на любых условиях,посредничество, переправка, транзитная пере-правка;

**культивирование опиумного мака, кокаинового куста или растения канна-бис в целях производства наркотических средств;

**хранение или покупка любого Наркотического Средства или Психотропного Средства для вышеозначенных целей;

**изготовление, транспортировка или распространение оборудования, мате-риалов или веществ, если известно, что они предназначены для пользования в це-лях незаконного культивирования, производства или изготовления НС;

**организация, руководство или финансирование любых вышеуказанных дей-ствий;

**конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собствен-ность получена в результате участия в вышеназванных правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания ее незаконного источника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных преступлений;

**сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахожде-ния, способа распоряжения, перемещения, подлинных права в отношении соб-ственности, полученной в результате указанных правонарушений;

**приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонаруше-ний;

**публичное подстрекательство или побуждение других лиц к совершению вышеуказанных действий, а также соучастие и попытки совершения указанных правонарушений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты