Рефераты

Международное право

ункции дипломатических представительств определяются ст.3 Венской конвенции 1961 г.:

- представительство, т.е. выступление от имени своего государства по всем вопросам официальных отношений между двумя данными государствами;

- дипломатическая защита прав и законных интересов аккредитующего го-сударства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания данного представительства (но без вмешательства во внут-реннюю компетенцию государства пребывания);

- ведение переговоров с правительством страны пребывания;

- сбор информации, касающейся страны пребывания и распространение официальной информации, поступающей через представительство от аккреди-тующего государства с помощью законных средств;

- поощрение дружественных отношений между аккредитующим государ-ством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки;

- консульские функции (сравнительно новые).

Из текста Венской конвенции 1961 г. вытекают две основные обязанности дипломатического представительства в отношении страны пребывания: исполь-зовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через ведомство иностранных дел и дру-гие ведомства, в отношении которых будет достигнута договоренность. В обя-занность сотрудников дипломатического представительства входит уважение законов и постановлений государства пребывания и невмешательство в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Нормы международного права (в том числе и обычные) регулируют осно-вополагающие принципы взаимоотношений дипломатического представитель-ства и принимающего государства в области предоставления первому необходи-мых условий для нормального функционирования. К таким условиям прежде всего относятся: содействие принимающего государства в получении подходящих по-мещений для представительства и его сотрудников (ст.21 Венской конвенции 1961 г.); предоставление сотрудникам представительства свободы передвижения по территории принимающего государства (ст.26 Венской конвенции 1961 г.); предо-ставление свободы сношений дипломатического представительства с ак-креди-тующим государством и его органами как внутри страны, так и за рубежом. Осо-бенное значение имеет последний аспект функционирования представи-тельств. Сношение представительств с аккредитующим государством может осу-щест-вляться как посредством технических средств (телефон, телеграф, телетайп, ра-диопередатчик, факс и т.п.), так и с помощью дипломатической почты, направ-ляемой с профессиональными и непрофессиональными дипкурьерами и лицами, обслуживающими средства связи.

Дипломатический курьер - лицо, надлежащим образом уполномоченное по-сылающим государством либо на регулярной основе, либо для данного случая в качестве курьера ad hoc, которому поручено обеспечить сохранность, доставку и вручение дипломатической почты и который используется для официальных сношений государства со своими миссиями, где бы они не находились. Диплома-тическая почта, “сопровождаемая или не сопровождаемая дипломатическим ку-рьером и используемая для официальных сношений, означает места, содержащие официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их характер”.1

Центральным институтом дипломатического права является институт ди-пломатических иммунитетов и привилегий.

Дипломатический иммунитет - особое право дипломатических агентов ино-странных государств на освобождение от местной юрисдикции, непримени-мость к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.

Дипломатические привилегии - дополнительные льготы и преимущества, на-правленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персо-нала. Если дипломатические иммунитеты представляют собой область пра-вовых гарантий для деятельности дипломатических представительств и их пер-сонала, то дипломатические привилегии связаны с вопросами поддержания ак-кредитую-щего государства в делах церемониального, протокольного характера, которые регулируются в большинстве случаев не с помощью юридически обяза-тельных норм (как иммунитеты), а лишь на основе норм международной вежли-вости или существующих на этот счет в международном общении обычных пра-вил (обыкновений).

Основные дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются соот-ветствующим видам официальных представительств государств и их персо-налу ав-томатически, с момента учреждения таких представительств или с мо-мента при-бытия самих дипломатических агентов, независимо от наличия или от-сутствия спе-циальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами.

Ст. 32 Венской конвенции 1961 г. предусматривает возможность отказа от дипломатического иммунитета при соблюдении четырех основных требований:

- от иммунитета могут отказываться не сами дипломатические агенты, а только аккредитующие их государства;

- отказ от иммунитета должен быть всегда определенно выраженным;

- в гражданском судопроизводстве лицо, бесспорно пользующееся иммуни-тетом от юрисдикции страны пребывания, но возбуждающее дело по собствен-ной инициативе, лишается права ссылаться на иммунитет в отношении встреч-ных исков, непосредственно связанных с основным иском;

- отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или ад-министративного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполне-ния решения, поэтому здесь требуется особый отказ.

Все известные современному международному праву дипломатические им-мунитеты и привилегии делятся на две группы: представительства в целом как органа государства; сотрудников представительства (так называемые личные привилегии иммунитеты).

В группу привилегий и иммунитетов дипломатического представительства входят следующие акты или воздержания от актов:

1. Неприкосновенность помещений дипломатических представительств в соответствии со с. 22 Венской конвенции 1961 г. Предусмотрена также не-прикосновенность предметов обстановки дипломатических представительств. Таким образом, неприкосновенность представительств носит абсолютный ха-рактер.

2. Неприкосновенность архивов и документов представительства также имеет абсолютный характер. “Архивы и документы представительства,- гово-риться в ст. 24 конвенции,- неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения”. Неприкосновенность распространяется и на дипломати-ческую почту. Это распространяется и на ситуации, возникающие при разрыве дипломатических отношений и даже при вооруженном конфликте.

3. “Фискальный иммунитет” (налоговые льготы и преимущества, которые более подходят под определение “привилегия”), не являясь безусловно необхо-димым, тем не менее облегчает работу дипломатического представительства. Ст.23 конвенции допускает, правда, исключение: освобождение от налогов не касается таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Обычно вопрос об этой привилегии решается на основе принципа взаимности.

4. Таможенные привилегии до вступления в силу конвенции являлись про-явлением международной вежливости. Сейчас п.1 ст 36 Конвенции предусматри-вает, что государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин “предметы, предназначенные для официального пользования представитель-ства”.

5. Право представительства пользоваться флагом и эмблемой аккреди-тующего государства на помещениях представительства, а также на его средствах передвижения. Порядок пользования этими символами государствен-ного суверенитета каждое государство определяет в своем законодательстве. (ст.20 Венской конвенции 1961 г.).

6. Почетные привилегии обычно предоставляются на основе принципа взаимности. К ним относятся право на приглашение дипломатических предста-вителей на торжества, юбилеи, парады и другие официальные церемонии в госу-дарстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочеред-ную и гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспон-денции и т.д.

Существуют привилегии и иммунитеты дипломатического персонала. представи-тель-ства относятся:

1. Фундаментальным принципом является личная неприкосновенность ди-пломатических агентов.

2. Неприкосновенность частной резиденции дипломатического агента 3. Освобождение дипломата от уголовной юрисдикции (п.1 ст.31 конвенции) безотносительно того, действовал ли дипломат при исполнении своих служебных обязанностей или в качестве частного лица.

4. Иммунитеты от гражданской и административной юрисдикции не явля-ются абсолютными.

5. Освобождение дипломатических агентов от обязанности давать свиде-тельские показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны (п.2 ст.31 конвенции 1961 г.).

6. Налоговые льготы предоставляются дипломатическому агенту на тех же основаниях, что и самому представительству.

7. Таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и освобождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, а также освобождение личного багажа дипломатического агента от тамо-женного досмотра (п. 1 “b” и п.2 ст.36). Однако в крайнем случае при наличии се-рьезных оснований досмотр все же может быть произведен.

8. Другие привилегии, осуществляемые на основе принципа взаимности (например, организация жизни и быта дипломатического представителя на основе обычаев и правил своей страны, право выписывать на свое имя все необ-ходимые издания, включая запрещенные к ввозу в страну пребывания, право иметь в представительстве часовню или церковь своего культа и т.д.)

Члены семей дипломатических агентов получают полные привилегии и им-мунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны про-жи-вать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражда-нами государства пребывания.

Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, поль-зуются вместе с членами семей, живущими с ними, неприкосновенностью лич-ности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдик-ции, а от гражданской и административной - только в отношении действий, со-вершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются тамо-женными пошлинами предметы первоначального обзаведения, адресованные указанным лицам.

Что же касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются им-мунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, по-лучаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не яв-ляются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

Консульское право

Исторически возникновение института консулов связано с развитием контактов между государствами в различных областях жизни, прежде всего в экономике. При этом необходимо было обеспечить хотя бы минимальную защиту интересов граждан одного государства на территории другого. С течением времени, особенно в новое время круг вопросов, входящих в компетенцию консульств расширился. Постепенно сложилась отрасль между-народного права - консульское право.

Консульское право - это совокупность международно-правовых норм, регла-ментирующих деятельность консульских учреждений по защите интересов пред-ставляемых государств в отношениях с государствами пребывания по вопросам главным образом экономического, правового, гуманитарного и культурного харак-тера.

Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сно-шений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответ-ствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по за-щите интересов своего государства, его граждан и организаций.

Консульские учреждения и дипломатические представительства, несмотря на сближающиеся функциональные характеристики, все же имею немало весомых различий. Если в круг ведения посольства входит все, что касается прав и интере-сов аккредитующего государства на всей территории государства пребывания, то консульство имеет лишь специальную, хотя и весьма широкую компетенцию и действует не на всей территории государства пребывания, на только в пределах отведенного ему консульского округа. Как правило, консульские округа пред-ставляют собой согласованные с государством пребывания районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских учреждений также определяется по согласованию между государствами.

Посольства поддерживают контакты с центральными органами госу-дарства пребывания, а консульства - лишь с местными, т.е. властями своего кон-сульского округа. При этом посольство аккредитующего государства всегда одно, а консульств может быть несколько.

Для установления консульств необязательно ни признание де-юре, ни на-личие дипломатических отношений. Разрыв дипломатических отношений не вле-чет за собой автоматически разрыва отношений консульских. Так, например, несмотря на то, что у СССР не было отношений до второй половины 80-х гг. с Государством Израиль, в Тель-Авиве, тем не менее периодически работала группа консульских работников. С другой стороны, установление дипломатиче-ских отношений означает, если не оговорено иное, и установление консульских отношений. Эта норма, в частности, содержится в Венской конвенции о консуль-ских сношениях 1963 г.(п.2 ст.2).

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских уч-реждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоя-тельные (отдельные) консульские учреждений. К концу 80-х гг. СССР имел за ру-бежом около 200 консульских представительств, из которых около 70 являлись самостоятельными консульскими представительствами, а остальные - консуль-скими отделами посольств СССР за границей.

Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консуль-ских учреждений:

*генеральные консульства; *консульства; * вице-консульства; * консульские агентства.

Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консулы и вице-консулы, кроме тех, которые возглавляют самостоятельные (соответствующего класса) консульские учреждения, могут входить в состав ге-неральных консульств как обычные должностные лица

В соответствии с общим характером деятельности консульства формиру-ется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или во всяком случае сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т.д.

Под консульским должностным лицом понимается “лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение кон-сульских функций” (п.1 “d” ст.1 Венской конвенции 1963 г.) Помимо всего прочего принято различать штатных и нештатных или по-четных консулов.

Членов персонала, выполняющих административно-технические функции или функции по обслуживанию консульства, именуют “сотрудниками консуль-ского учреждения”, либо “работниками обслуживающего персонала”. В ст.1 Вен-ской конвенции 1963 г. они определяются также как “консульские служащие”.

Государства устанавливают консульские отношения в соответствии с принципом взаимного согласия. Консулом может считаться только то лицо, кото-рое должным образом было назначено компетентным органом представляемого го-сударства и признано в этом качестве государством пребывания (ст.10 Венской кон-венции 1963 г.).

Консул должен получить документ, который дает ему соответствующие полномочия и называется консульским патентом. В патенте указывается полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консуль-ский округ и местонахождение консульства. Власти государства пребывания, получив консульский патент, рассматри-вают вопрос о допущении консула к исполнению служебных обязанностей в ука-занном консульском округе. Такое допущение или признание консула оформ-ляется обычно путем выдачи экзекватуры, т.е. разрешения государства пребы-вания на отправление консульских функций в данном районе (консульском округе). Порядок и форма выдача экзекватуры регулируются законодательством принимающего государства. Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи на консульском па-тенте. До получения экзекватуры консулу может быть выдано временное разре-шение.

Общепризнанно право государства пребывания отказать в выдаче экзек-ватуры, не мотивируя причин отказа (п.2 ст.12 Венской конвенции 1963 г.).

Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:

* отзыв консула представляемым государством;

* аннулирование экзекватуры государством пребывания;

* истечение срока консульского патента;

* закрытие консульского учреждения в данном пункте;

* прекращение консульских отношений в целом;

* война между государством пребывания и представляемым государством;

* смерть консула;

* выход территории, где находится консульский округ, из-под суверени-тета государства пребывания.

Согласно ст.23 Венской конвенции 1963 г. консул может быть объявлен persona non grata и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве.

Консульские учреждения в современных условиях выполняют роль одного из важнейших каналов практического осуществления принципа сотрудничества между государствами. Об этом свидетельствуют их функции, зафиксированные как в Венской конвенции 1963 г. (ст.5), так и в двусторонних конвенциях о кон-сульских сношениях:

* информирование властей представляемого государства об экономи-ческой, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни станы и округа пребывания;

* информирование находящихся на территории консульского округа со-отечественников о законах и обычаях государства пребывания;

* учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

* консультационная деятельность и практическая правовая помощь нахо-дящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, пред-ставителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

* паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирова-ние паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

* выполнение функций органов записи актов гражданского состояния;

* нотариальные действия: составление и прием на хранение завещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, документов, ценных бумаг и т.д.;

* консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах на документах, исходящих от властей госу-дарства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

* выполнение соответствующих действий по истребованию документов;

* охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражда-нами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

* меры по обеспечению наследства, открывшегося в стране пребывания (присутствие при описи наследства, участие в принятии мер по его сохранности, представление интересов наследника-согражданина и т.д.);

* совершение необходимых действий по представительству или обеспече-нию представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях го-сударства пребывания;

* выполнение поручений следственных или судебных органов представ-ляемого государства.

Консульское учреждение может также в специально установленных и со-гласованных случаях выполнять свои функции от имени и в интересах третьего государства.

По аналогии с дипломатическими иммунитетами и привилегиями консуль-ские иммунитеты и привилегии определяются как особые льготы, права и преиму-щества, предоставляемые иностранному консульскому представительству и его официальному персоналу в объеме, определяемом договорными и обычными нормами международного права и законодательством государства пребывания.

Консульские иммунитеты и при-вилегии подразделяются на привилегии и иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. (они меньше, чем у послов)

Наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений, которая предполагает запрет доступа местных властей в помещения, зани-маемые консульствами и производство а них каких-либо действий принудитель-ного характера (обыск, арест и т.д.) без согласия главы соответствующего ди-пломатического или консульского представительства. Однако п.2 ст.31 Венской конвенции 1963 г. делает исключение из общего правила, допуская порядок, по которому власти государства пребывания могут и без согласия главы консуль-ства вступать в помещения представительства “в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”.

Неприкосновенностью пользуются также архивы и документы консульств в любое время и независимо от их местонахождения. Правда п.3 ст.35 Венской конвенции 1963 г. предполагает возможность вскрытия консульской вализы “в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют се-рьезны основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме кор-респонденции, документов или предметов”, которые квалифицировались конвен-цией как “официальные”.

К числу привилегий консульского учреждения относятся: налоговые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможенные привилегии, анало-гичные дипломатическим; право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке пред-ставляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.

В настоящее время личная неприкосновенность консулов признается большинством государств, но она не простирается так далеко как у дипломатов, не носит абсолютного характера. Согласно ст.44 Венской конвенции 1963 г., консульское должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ явиться в суд к нему не могут применяться никакие меры взыскания или наказания.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного до-смотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от воен-ной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения уста-навливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на исполь-зуемых им в официальных целях транспортных средствах и т.д.

Большое значение в определении консульских иммунитетов и привилегий имеют двусторонние соглашения, которые очень часто основаны на принципе взаимности.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И

КОНФЕРЕНЦИЙ.

1. Понятие, классификация, правовая природа и структура международных организаций.

2. Организация Объединенных Наций и другие важнейшие международные организации.

3. Подготовка и правила процедуры международных конференций.

1. Первые международные организации появились в XIX в. как одна из форм многосторонней дипломатии. Начиная с создания в 1815 г. Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации стали достаточно автономными образованиями, наделенными собственными полномочиями. Во второй половине XIX в. появились первые универсальные международные орга-низации - Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). В настоящее время в мире насчитывается более 4 тыс. международных организаций, более 300 из которых имеют межправительственный характер.

Право международных организаций - это совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность международных организаций, их взаимодей-ствие как между собой, так и с другими субъектами международного права, а также их участие в международном правотворчестве.

Правовые принципы и нормы, касающиеся международных организаций, зафиксированы в весьма широком круге источников. В правовом положении международных организаций различаются три группы юридических норм:

* нормы, составляющие “внутреннее право” международных организаций;

* нормы, составляющие “внешнее право” международных организаций;

* нормы, касающиеся деятельности международных организаций в про-цессе международного нормотворчества.

Нормы “внутреннего права” определяют структуру, компетенцию органов, их функции, а также деятельность в международных вопросах, связанных с ре-жимом и трудовыми отношениями различных категорий персонала, разрешением имущественных, финансовых и иных проблем.

Внутриорганизационные нормы создаются самой организацией, ее реше-нием. Обладая всеми признаками юридических норм, внутриорганизацион-ные нормы отличаются от правовых норм общего характера: их применение ограничено рамками данной международной организации, они “привязаны” к ее компонентам, если рассматривать международную организацию как систему, то - к органам, членам, персоналу организации. Они имеют конкретный предмет ре-гулирования - функционирование международной организации, закреплены в специальных актах - резолюциях ее органов, правилах процедуры, регламентах. Внутриорганизационные нормы устанавливаются на основе устава, представ-ляют собой начальную ступень в иерархии норм права, международных органи-заций.

“Внешнее право” международных организаций обозначает арсенал право-вых средств, с помощью которых международные организации обеспечивают свой статус в конкретных условиях их местопребывания, свои связи с госу-дарствами или другими (в том числе и неправительственными) организациями и т.п.

Отношения между организациями основываются на заключенных между ними международно-правовых договорах. Их характер может быть различным - в одних случаях речь идет об отношениях равенства, в других - субординации, особенно когда существует система подчинения вспомогательных органов глав-ным.

Другим компонентом внешнего права являются соглашения, предусматри-вающие режим пребывания и деятельности штаб-квартиры в том или ином госу-дарстве, привилегии и иммунитеты как самой организации, так и определенных категорий ее должностных лиц (например, соглашения между ООН и США, Швейцарией и Австрией, между ЮНЕСКО и Францией, МОТ и ВОЗ и Швейца-рией и т.д.). В соответствии с подобными соглашениями международные органи-зации могут издавать свои правила внутреннего распорядка, необходимые для успешного выполнения функций организации.

Наряду с международно-правовыми договорами международные органи-зации заключают соглашения гражданско-правовые, в том числе и о приобрете-нии недвижимости, включая случаев земли, а также движимого имущества, за-ключают контракты на производство работ, арендуют суда, заключают кон-тракты о перевозке и т.д.

Особую группу составляют нормы, касающиеся деятельности международ-ных организаций в процессе международного правотворчества. Формы подобной деятельности чрезвычайно разнообразны, но среди них выделяются две: вспомо-гательная роль резолюций международных организаций и подготовка многосто-ронних конвенций. В первом случае речь идет прежде всего о тех резолюциях, которые выражают мнение мирового сообщества в целом, а не какой-то отдель-ной группы стран. Важной представляется роль Комиссии международного права, подготавливающая проекты многосторонних соглашений, которые впо-следствии заключаются на международных форумах.

В современном мире существуют две основные разновидности междуна-родных организаций: межгосударственные (межправительственные) и неправи-тельственные организации.

Главным признаком неправительственных международных организаций яв-ляется то, что они созданы не на основе международного договора и объеди-няют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международ-ного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных ра-ботников и др.)

Международная межправительственная организация - это объединение го-сударств, учрежденное на основе международного договора для достижения об-щих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах госу-дарств-членов при уважении их суверенитета. Подобного рода организации яв-ляются субъектами международного права. Таким образом, основными призна-ками межправительственных организаций являются:

* членство трех и более государств;

* наличие учредительного международного договора;

* наличие постоянных органов и штаб-квартиры;

* уважение суверенитета государств-членов;

* невмешательство во внутренние дела;

* установление порядка принятия решений и их юридической силы.

Международные организации классифицируются и по другим признакам:

По кругу участников международные межгосударственные организации подраз-деляются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (напр. ООН), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (напр. Организация африканского единства, Организация американских госу-дарств).

По сфере затрагиваемых в решениях вопросов межгосударственные органи-зации подразделяются на организации общей и специальной компетенции. Дея-тельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы взаимоотно-шений между государствами-членами: политическую, экономическую, социаль-ную, культурную и т.д. (напр. ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной ком-петенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культур-ные, научные, религиозные и др.

По характеру полномочий различают межгосударственные и наднациональ-ные (надгосударственные) организации. К первой группе относятся подавляющее большинство современных международных организаций, целью которые яв-ляется расширение межгосударственного сотрудничества. Целью надгосудар-ственных организаций является интеграция. Их решения распространяются не-посредственно на граждан и юридических лица государств-членов (приближается к такому типу организаций Европейский Союз).

В соответствии с порядком вступления организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей). С этой точки зрения международные организа-ции, относящиеся ко второй группе численно преобладают.

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, которое проявляется в согласовании их воль.

Принцип суверенного равенства государств при этом проявляется в дого-ворной основе международной организации; добровольности членства; в основ-ном рекомендательном характере решений организаций; ее межгосударственном характере; сохранении суверенности и равноправия государств как внутри орга-низации, так и вне ее.

В настоящее время широко признается положение, в соответствии с кото-рым государства, создавая международные организации, наделяют их опреде-ленной право- и дееспособностью, признавая за ними способность:

* иметь права и обязанности;

* участвовать в создании и применении норм международного права;

* стоять на страже соблюдения норм международного права.

Объем правосубъектности международных организаций носит целевой и функциональный характер. Чтобы выполнять свои функции международные ор-ганизации снабжаются необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено, что “Организация Объединенных Наций пользу-ется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее це-лей”.

Правоспособность международных организаций раскрывается в следующих аспектах:

* международные организации вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Договорная правоспособность закреп-ляется в учредительных актах международных организациях двумя основными способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать лю-бые договоры, способствующие выполнению задач данной организации (ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.); либо в специальном положении, определяющем возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (ст.43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами.

* международные организации обладают способностью участвовать в ди-пломатических сношениях. При них аккредитуются представительства госу-дарств, они сами имеют представительства в государствах и обмениваются пред-ставителями между собой.

* международные организации и их должностные лица пользуются имму-нитетами и привилегиями (Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосудар-ственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.).

* как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

* международные организации имеют право набирать персонал на кон-трактной основе (международные должностные лица, подчиняющиеся исключи-тельно данной международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах).

* каждая международная организация располагает финансовыми средствами, складывающихся из взносов государств-членов и расходующихся в общих интересах организации.

* международные организации действуют со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств.

Международные организации как вторичные субъекты международного права создаются государствами. Процесс создания новой организации проходит три этапа:

* принятие учредительного документа;

* создание материальной структуры организации;

* созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

1. Наиболее распространенным началом любой организации является за-ключение международного договора. Это предполагает созыв международной кон-ференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учреди-тельным актом организации. Наименования такого документа могут быть са-мыми разнообразными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут создаваться и в форме принятия реше-ния другой международной организации, когда образуются автономные организа-ции после установлений соответствующей “материнской” организации (например, так была создана ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и раз-витию (1964 г.). Основанием для функционирования “дочерней” организации в данном случае является одобренная голосованием учредительная резолюция.

2. Для создания материальной структуры организации наиболее часто ис-пользуется специальные подготовительные органы (ООН, ЮНЕСКО, Междуна-родный орган по морскому дну). Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу созда-ваемой организации, или на основе резолюции уже существующей организации. Их деятельность направлена на подготовку правил процедуры будущих органов организации, проработку круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку доку-ментов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня.

3. Созыв главных органов и начало их функционирования завершают меро-приятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации происходит также на основе со-глашения государств-членов. Чаще всего это осуществляется путем подписания протокола о роспуске (1.08.1991. так была распущена организация Варшавского Договора, а 28.07.1991 - Совет Экономической Взаимопомощи).

Международная организация, создаваемая государствами, наделяется ими соответствующей компетенцией. Компетенция - это объект или сфера предметной деятельности международной организации. В основном компетенция определяется положениями учредительного акта организации, однако в современной доктрине международного права имеются точки зрения, в соответствии с которыми любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредитель-ного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подра-зумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.

Под полномочиями международной организации следует понимать сред-ства и способы осуществления деятельности международной организацией в пределах ее компетенции.

Что касается функций, то они прежде всего являются внешними проявле-ниями процессов деятельности по выполнению возложенных на международную организацию задач (например, регулирующие, контрольные, оперативные и др. функции).

В понятие орган международной организации входят следующие элементы:

* это составная часть международной организации, ее структурное звено;

* орган создается на основании учредительного акта или иных актов меж-дународной организации;

* он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями;

* он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав;

* он имеет разработанный порядок принятия решений;

* в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.

Исходя из характера членства органы международных организаций можно классифицировать на:

* межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующие от имени своих правительств (при этом в ряде организаций не требуется, чтобы данный представитель был обязательно дипломатом, достаточно того, что он специа-лист в области компетенции данной организации);

* межпарламентские органы, состоящие из делегатов парламентов, выби-раемых пропорционально численности населения (Европейский Союз);

* административные органы, состоящие из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней;

* органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов);

* органы с участием представителей различных социальных групп (например, представителей от профсоюзов и предпринимателей в органах Меж-дународной организации труда).

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, со-стоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. Пленарные органы, как правило, определяют общую политику организации и ее принципы; принимают проекты конвенций и рекомендаций; решают бюджетные и финансо-вые вопросы; пересматривают устав и принимают поправки к нему; решают во-просы, связанные с членством в организации (прием, исключение, приостановле-ние прав и привилегий и т.д.)

В настоящее время повышается роль органов ограниченного состава, ко-торые имеют возможность более оперативно принимать решения. Для подоб-ного рода органов исключительную важность представляют вопросы их состава, поскольку они должны представлять интересы большинства государств-членов, несмотря на то, что комплектуются из их ограниченного количества.

В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие прин-ципы:

* справедливого географического представительства (наиболее часто - например, в Совете Безопасности ООН);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Современные рефераты