Рефераты

Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе

Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан

2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан

3 ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА СИЛЬНОГО, РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

3.2 Права человека, их генезис, социальные корни

3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в необходимости анализа институтов гражданского общества в Республике Казахстан. В начале 90-х гг. прошлого столетия в государственном устройстве был отражен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Набирал силу процесс становления многопартийности, появились первые НПО и независимая пресса.

Вместе с тем, в силу определенных причин, процесс демократического развития не мог развиваться линейно. Кризис советской экономики 1980-х гг., существенно углубившийся в результате распада народнохозяйственных связей после развала в 1991 г. СССР, привел к почти полной остановке большинства промышленных предприятий республики. Гигантскими темпами нарастала инфляция, очевиден был крах прежней денежно-финансовой системы, доставшейся в наследство от Советского Союза. Следствием экономического коллапса стало резкое обострение социальных проблем в стране, грозившее общей внутриполитической дестабилизацией. Неуверенность в завтрашнем дне вызвала огромную миграционную волну, в результате которой страна потеряла свыше 2,5 млн своих бывших сограждан. Серьезную опасность таили в себе и внешние угрозы суверенитету и национальной безопасности Казахстана. Все это требовало незамедлительных и решительных действий со стороны руководства республики, которое, оказалось, вынуждено пожертвовать темпами демократизации ради сохранения самой государственности Казахстана. Взятый в эти годы на вооружение принцип «сначала -- экономика, потом -- политика» [1] позволил сконцентрировать все усилия госаппарата на экономических приоритетах, одновременно не дав стране скатиться в политическую анархию.

Тем не менее, со временем все отчетливее проступала необходимость дальнейшего проведения демократических реформ, составляющих стержень стратегического курса политического руководства страны. Еще в 2000 г. в Послании к казахстанскому народу Президент Н.А.Назарбаев отмечал: «Главный политический урок конца XX в. состоит в универсальности формулы демократизации... Поэтому мы должны ясно представлять себе, что отход от принципов демократизации есть отход от общемировой тенденции, есть путь в никуда». Такой подход к демократизации вытекал из ясного осознания того факта, что на сегодняшний день наиболее эффективной формой экономического развития признается рыночное хозяйство, основанное на принципах свободного предпринимательства и конкуренции, а формой политического устройства, в наибольшей степени отвечающей этим отношениям, является именно демократия. Их сбалансированность, в свою очередь, обеспечивает внутреннюю стабильность государства.

С другой стороны, демократизация -- не одномоментный акт, а перманентный процесс, для успешного течения которого должны быть созданы адекватные предпосылки. Основными из них являются: наличие социальной базы демократической идеологии; рыночная экономика; правовое государство; политический плюрализм, закрепленный в многопартийной системе; набор базовых прав и свобод человека. Не менее важно также наличие политической воли руководства страны к проведению демократических реформ, поддерживаемого большинством населения и политического истеблишмента. Наконец, необходимым условием выступает отсутствие непреодолимых внутренних и внешних угроз стабильности государства.

Анализ казахстанских реалий показывает, что к настоящему времени требующиеся предпосылки и условия для дальнейшего развития демократических процессов в стране созданы. Этот вывод основывается на следующих фактах.

Осуществив в течение 1994--1999 гг. ряд радикальных мер по санации экономики (банкротство нерентабельных предприятий, приватизация большей части бывших государственных активов, создание законодательной базы для развития частного предпринимательства, либерализация регулирующих функций государства в области экономических отношений, развитие банковского сектора, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций и др.), руководству страны удалось добиться вывода отечественной экономики на траекторию устойчивого развития. «С 2000 г. по настоящее время темпы роста ВВП составили по 9--10% ежегодно. Столь же высокими темпами роста отличался и ВВП на душу населения, увеличившийся с немногим более $700 в 1995 г. до $4500 в 2006 г. Экономическая стабильность и благоприятный инвестиционный климат сделали Казахстан привлекательным для иностранных инвесторов, вложивших за эти годы свыше $41 млрд в экономику республики. Серьезно возросли финансовые возможности государства и частного капитала. Только в Национальном фонде сумма накоплений в 2006 г. составила 1 трлн 80 млрд тенге. Казахстанские банки и нацкомпании активно инвестируют средства в активы за рубежом». [1, с.32]

Определенных позитивных результатов удалось добиться также в политической области. Реальностью политической жизни Казахстана стал идеологический плюрализм, включая его оппозиционную компоненту, активно формировался многопартийный механизм, лавинообразно увеличилось количество СМИ, несущих читателям и зрителям самую разнообразную информацию. Наряду с сохранением ключевых принципов демократического устройства государства в сочетании с сильной президентской властью, новыми мерами была дополнена политика в области защиты прав человека. В сентябре 2002 г. Указом Президента РК Н.А.Назарбаева в республике был учрежден институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), а год спустя Казахстан присоединился к Международным пактам о правах человека (ратифицированы Парламентом РК в 2005 г.). В том же 2003 г. Указом Президента РК был введен мораторий на смертную казнь.

Важным показателем процессов демократизации стало развитие основ гражданского общества и его институтов. В этом плане ситуация, как отмечается в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006--2011 гг., характеризуется тем, что «на сегодняшний день в Казахстане официально зарегистрированы и действуют 12 политических партий, 5820 НПО самой различной направленности, 3340 общественных фондов, 1072 ассоциации юридических лиц, 471 национально-культурное объединение, 3340 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий и деноминаций. Эти и другие институты гражданского общества стали важным ресурсом дальнейшей демократизации страны». [2]

Притом характерной чертой развития Казахстана стало тесное взаимодействие между гражданскими институтами и государством. Одно из центральных мест здесь занимает проведение общереспубликанских гражданских форумов. Они являются эффективной диалоговой площадкой для обсуждения имеющихся проблем и путей их решения на принципах равноправного партнерства и сотрудничества обеих участвующих сторон. На это, в частности, указывает опыт прошедших в 2003 и 2005 гг. общенациональных гражданских форумов, в ходе которых была политически легитимизирована роль неправительственного сектора в демократизации страны, а также положено начало в оформлении системного механизма взаимодействия гражданского общества, государственных структур и бизнеса.

Сложившиеся объективные предпосылки демократизации, усиления гражданского общества дополняются также и субъективными факторами, позитивно влияющими на возможности этого процесса. К числу наиболее важных из них относятся наличие политической воли руководства страны к проведению демократической модернизации, широкая общественная поддержка действующей власти по данному вопросу (в том числе включая партийные структуры), возросший уровень политической культуры населения. Немаловажным моментом является также и существование механизма выработки общереспубликанской программы демократических реформ в лице соответствующей Государственной комиссии, созданной в конце прошлого года Указом Президента РК. При этом представительство в Госкомиссии всех зарегистрированных партий обеспечивает консенсус политической элиты страны в определении основных параметров реформ.

Общие контуры вектора демократического развития Казахстана на сегодняшний день в целом практически определены.

В результате ратификации Парламентом РК в 2005 г. международных пактов по правам человека на качественно новый уровень будет выведено отечественное законодательство в области защиты прав и свобод населения.

Цель работы - рассмотреть основные направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе развития нашего государства.

Задачи работы:

1. Рассмотреть конституционные основы формирования гражданского общества в Республике Казахстан.

2. Раскрыть основные пути развития институтов гражданского общества.

3. Рассмотреть особенности института омбудсмена.

1 КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Республика Казахстан с момента обретения независимости приняла две Конституции (в 1993г и в 1995 г.). В Конституцию 1995 года в последующие годы были внесены изменения. Это говорит, что Республика Казахстан только формирует конституционное законодательство. Республика Казахстан на основе общемировых понятий, принципов и т. д. создает свою Конституцию, которая отвечает требованиям нашей страны и создана с учетом отечественных особенностей.

Власть народа - это основная мысль, которую несет нам Конституция. В момент становления РК, как независимого государства, именно, построение конституционного строя явилось первой и наиважнейшей задачей первого Правительства.

Термины "конституционный строй", " основы конституционного строя" вошли в научный оборот, в законодательные акты в начале 90-х годов. Их появление связано, главным образом, с разработкой и обсуждением Конституции Республики Казахстан 1993 года. С ее принятием оба понятия стали выступать в качестве официального наименования одной из групп общественных отношений.

Прежде всего, необходимо установить: что следует понимать под конституционным строем. Думается, что можно его рассматривать как систему определенных общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции. Однако это слишком широкая и общая дефиниция, под которую сравнительно легко можно подвести самые разнообразные общественные отношения, взаимосвязи, в том числе не имеющие прямого отношения к конституционному строю.

В ряде случаев под конституционным строем понимаются гарантии полного подчинения государства праву. Совокупность этих гарантий и дает конституционный строй. Представляется, что данное понятие еще в меньшей степени, чем предыдущее, раскрывает суть конституционного строя, ибо слишком абстрактно. Получается, что любое государство творит у себя отвечающее его интересам право и действует в соответствии с ним. Эта обязанность в ряде зарубежных стран возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их общественные объединения. Государство может создать право, нормам которого очень удобно будет подчиняться любым государственным органам, выражающим его интересы.

Для решения этого вопроса обратимся к таким уже известным понятиям, как государственный строй и общественный строй. Государственный строй охватывает: форму правления, форму государственного устройства, политический режим, то есть организацию государства и порядок осуществления государственной власти. Устройство общества, его организация включает в себя положение человека и гражданина, систему хозяйствования, формы собственности, политические идеологические, религиозные и другие устои общества.

Теперь обратимся к разделу 1 Конституции Республики Казахстан "Общие положения" В, ст. 1,2 Конституции четко провозглашается форма РК как государства; ст.З закрепляет принадлежность всей власти в РК народу; далее раскрывается механизм реализации государственной власти (п. 4 ст. 2). Иначе говоря, здесь фактически устанавливается устройство государства или, как еще принято именовать, государственный строй, организация государства.

В п. 1 ст. 1 Конституции провозглашается положение человека в обществе, фиксируется, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства Республики Казахстан. Но права и свободы человека и гражданина являются элементами не государственного строя, а организации, устройства общества. То же самое можно сказать об отношениях, регулируемых ст. 5 п. 5 ст. п.З и некоторыми другими статьями Конституции Республики Казахстан.

Таким образом, понятием "конституционный строй" интегрируются в единое целое общественные отношения, которые образуют в своей совокупности государственный и общественный строй или устройство, организацию государства и общества.

Указанные отношения являются предметом регулирования конституционных норм, причем те из них, которые содержаться в разделе 1 Конституции, образуют своеобразный институт основ конституционного строя. Своеобразие это обусловлено специфическими чертами составляющих его норм. Так, нормы названного института фиксируют важнейшие для устройства государства и общества принципы, то есть это нормы-принципы. Они обладают наивысшей юридической силой даже по сравнению с другими нормами Конституции и составляют первичную нормативную базу всей системы действующего законодательства, всех нормативно-правовых актов. Можно сказать, что нормы, содержащиеся в разделе 1, и составляют институт основ конституционного строя, есть конституция в конституции. Другими словами, все иные разделы Конституции содержат нормы, которые развивают, конкретизируют исходные принципы, составляющие основу конституционного строя.

Метод регулирования основ организации государства и общества в виде основ конституционного строя используется в Республике Казахстан впервые в Конституциях (1993, 1995 гг.). Поэтому чрезвычайно важно уяснение положений раздела 1 Конституции, их глубокое усвоение. Во-первых, их знание облегчает понимание других положений Конституции. Во-вторых, исходя из основ конституционного строя, граждане могут давать соответствующую оценку законам, иным нормативным актам, действиям государственных органов и должностных лиц. В-третьих, в случае, если в действующем законодательстве обнаружатся пробелы или нормы, которые противоречат Конституции, то граждане, суды вправе руководствоваться положениями раздела 1 Конституции Республики Казахстан.

Конституция Республики Казахстан из всей совокупности общественных отношений в государстве и обществе выделила наиболее важные, основополагающие для жизнедеятельности общества и государства и урегулировала их в разделе 1 "Общие положения", придав им силу конституционных принципов, то есть именно здесь сформированы главные идеи о том, как должны развиваться те или иные общественные отношения, как должны функционировать какие-либо общественные или государственные институты. При этом устанавливается, что это особо охраняемые общественные отношения, пользующиеся особой юридической защитой.

Анализ норм Конституции позволяет подразделить эти принципы по различным критериям. В качестве подобных критериев можно использовать такие категории, как функциональная направленность, степень общности, широта охвата общественных отношений.

Например, устанавливается, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, то есть данные принципы сопряжены с понятием формы государства, с его организацией. Эти принципы касаются основ гражданского общества, где власть осуществляется народом непосредственно через республиканский референдум (п.1 ст.З Конституции Республики Казахстан) и свободные выборы (ст.2 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»).

Можно выделить принципы организационные и функциональные. Мы уяснили, на каких принципах организуется государство (унитарное, президентская форма правления), а также установили, что это государство демократическое, светское, правовое и социальное. Применяется такой метод, как закрепление наиболее общего принципа, а затем дается расшифровка его составляющих в качестве отдельных принципов. Например, в п. 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан фиксируется, что Республика Казахстан утверждает себя правовым государством, п. 2 ст. 4 закрепляет высшую юридическую силу Конституции, п. 4 ст. 3 -- разделение властей, п. 3 ст.4 -- признание и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права. Последние три положения есть не что иное, как признаки, характеризующие правовое государство.

Таким образом, в качестве основ конституционного строя РК провозглашается система важнейших принципов, с одной стороны, характеризующих Республики Казахстан как государство, а с другой -закрепляющих основы гражданского общества. К их числу относятся: суверенитет; приоритет общечеловеческих ценностей; принцип унитаризма; президентская форма правления; принципы, характеризующие Республику Казахстан как демократическое, светское, правовое и социальное государство [68]; многообразие форм собственности; идеологическое и политическое многообразие; основополагающие принципы деятельности государства -- Республики Казахстан: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Нормы, содержащие эти принципы, образуют своеобразный институт основ конституционного строя. Его можно определить как совокупность конституционных норм, учреждающих целостную систему основополагающих принципов организации и функционирования государства и общества.

Принципы основ конституционного строя можно с помощью различных критериев подразделить на отдельные виды. По тем же основаниям группируются нормы, образующие соответствующий институт: закрепляющие форму государственной власти (ст. 1, 2); устанавливающие источник государственной власти и способы осуществления народовластия (п.1, п.2 ст. 3); определяющие предмет, действия суверенитета Республики Казахстан (п. 2 ст.2); формулирующие основы унитарной формы государственного устройства (п. 1 ст.2); закрепляющие принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть (п.4 ст.З); качественно характеризующие Республику Казахстан как государство (п.1, п.2 ст. 1); закрепляющие принципы экономического развития (ст.6); закрепляющие принципы внешней политики (ст. 8), принципы внутренней политики (п. 2 ст1); закрепляющие символы государства (ст. 9).

Для демократического общества особо важен и значим принцип разделения властей. Он выражает деление государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, и предполагает, что все "три ветви власти" одинаковы, равноценны по силе, служат противовесами друг другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них.

По определению, власть - это способность и возможность воздействовать на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Судебную власть можно охарактеризовать как полномочия судов, т.е. реализуемые судами возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы. Судебную власть характеризует, прежде всего, правосудие - т.е. особенная государственная деятельность, призванная решать жизненные вопросы с позиции права. Она специально приспособлена для того, чтобы во всех случаях торжествовали ценности права, чтобы достигались справедливость и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих в юридических делах.

Правосудие есть как бы само право в действии, в процессе реализации. Суд стал существенным фактором в формировании, развитии, совершенствовании права. Суд, при отсутствии закона и правовых обычаев, является главной силой в формировании особой формы позитивного права, источником судебных прецедентов, того, что также называется "правом судей".

Законодательная власть осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после Конституции, юридической силой - законы. Кроме того, законодательной власти принадлежит право принятия бюджета и финансовых законов, а также право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. В парламентских странах исполнительная власть несет ответственность перед законодательной. Органом законодательной власти является парламент. Иногда под законодательной властью понимают только полномочие высших органов государственной власти издавать законы.

Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагаются функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью, законов. Исполнительная власть формально независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Конституции обычно содержат положения о том, что исполнительная власть принадлежит либо Президенту - главе государства, и правительству (в так называемых президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах). Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальна. В современную эпоху фактическое значение исполнительной власти далеко выходит за рамки, установленные и теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть не только свободно толкует законы, но и сама весьма активно осуществляет полномочия законодательной власти, будучи главным источником законодательной инициативы (право внесения законопроектов в законодательные учреждения в соответствии с установленной процедурой) и результативно влияя на законодательную деятельность парламента.

Законодательная инициатива - первая стадия законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, Конституцией порядка принятия закона. Влечет за собой обязанность законодательного органа обсудить вопрос о включении данного законопроекта в повестку дня законодательного органа.

Идея «разделения властей», высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными, была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине 18 века Ш. Монтескье. Учение о "разделении властей", связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти.

В ряде стран это учение было использовано в качестве обоснования для компромисса между буржуазией, установившей контроль над законодательной властью и судом, и феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную власть.

Особое место занимает в системе "разделения властей" Президент - он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованную работу всех государственных органов [3].

Президентская власть выступает, как "противовес" законодательной власти (может наложить вето на любой закон) и исполнительной власти (может отменить постановление правительства). Но главное в функции Президента -согласование деятельности всех органов в проведении основных направлений политики государства.

В ст. 1 Конституции Республики Казахстан [4] фиксируются принципы его организации и дается его качественная характеристика. Рассмотрим подробнее конституционные принципы, характеризующие качественную сторону государства Республика Казахстан.

Конституция Республики Казахстан дает определение Республике Казахстан, перечисляя ряд ее важнейших признаков:

Республика Казахстан - демократическое государство;

Республика Казахстан - унитарное государство;

Республика Казахстан - правовое государство;

Республика Казахстан - социальное, светское государство.

Это значит, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения, а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием. Государство, становясь правовым, демократичным, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Республика Казахстан - правовое государство (ст. 1). [4] Во многом это положение Конституции можно, и видимо нужно рассматривать как конституционную идею, которая полностью претворится в жизнь в будущем. Правовое государство утверждается длительное время, и факт провозглашения его таковым, закрепленный даже в Конституции, сам по себе еще ни о чем не говорит.

Смысл идеи правового государства состоит в том, что все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане действуют в строгом соответствии с правовыми нормами, то есть в государстве господствует право. Но так как правовые нормы обычно содержаться в различных источниках, то, говоря о верховенстве права, мы подразумеваем верховенство закона. Подобные роль и место закона обусловлены рядом причин и, прежде всего тем, что главные, основополагающие общественные отношения регулируются законами, через них правовые начала воплощаются во все сферы общественной жизни.

Верховенство закона -- это его всеобщность, то есть в государстве не должны остаться неурегулированными наиболее важные общественные отношения, подобный вакуум нельзя заполнить нормами органов исполнительной власти. Оно означает также, что закрепленные в законе положения, устои общества остаются непоколебимыми при любых обстоятельствах.

Утверждению идеи правового государства, верховенству права в целом и верховенству закона в частности посвящена ст. 34 Конституции. В ней говорится: "Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц" - это означает, что, как граждане, так и государственные органы власти, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Казахстан и законы.

Вместе с тем Республика Казахстан существует в правовом сообществе и, следовательно, должно соизмерять свое законодательство с правилами, которые признаются другими государствами, содержаться в международных договорах. Поэтому ст. 3 п. 4 фиксирует, что "международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона". [4]

Далее, в правовом государстве государство и личность взаимно ответственны, то есть несут одинаковую юридическую ответственность за свои действия, не согласованные с законом, а потому все нормативные акты, затрагивающие права человека и гражданина и тем более предусматривающие ответственность за их нарушение, должны быть опубликованы, они не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Так, п. 4 ст. 4 Конституции гласит: "Все законы, международные договоры, участником которых является республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения". Далее п.2 ст. 74 конкретизирует, что "законы и иные нормативные акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению". [4]

Республика Казахстан - социальное государство (ст 1). Под социальным понимается такое государство, деятельность которого направлена на достижение высокого благосостояния общества, общественного прогресса. Эта деятельность выражается в социальной политике государства.

Социальная политика - часть, сторона политики государства в целом. Она призвана регулировать отношения между государством и обществом, государством и отдельными социальными группами, обеспечить рост благосостояния граждан, удовлетворение их интересов, материальных и духовных потребностей. Социальная политика сопряжена с другими сферами политики государства, в связи, с чем нередко употребляются такие словосочетания, как социально-экономическая, социально политическая деятельность и т. д.

Важнейшие направления социальной политики государства определены в ст. 27, 28, 29, 30, 31. Более того, возводя социальную политику в ранг одного из принципов основ конституционного строя, некоторые конституции зарубежных стран тем самым подчеркивают ее значимость, что характеризует то или иное государство как государство социальное. Ст. 1 Конституции Республики Казахстан в понятие дефиниции "социальное государство" вкладывает именно этот смысл. [4]

Республика Казахстан - светское государство (ст. 1). Термин "светское государство" сопряжен с отношением данного государства к религии. Светским признается государство, в котором религия, религиозные объединения не связаны с государством, не могут влиять на его политику в тех или иных сферах, не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов, систему образования и т. д. Сказанное обеспечивается отделением церкви от государства и светским характером государственного образования.

В светском государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Нельзя заставить, обязать кого-либо исповедовать какую-нибудь из религий. В соответствии со ст. 22 Конституции "каждый имеет право на свободу совести (п.1). Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством (п.2)". Вместе с тем, все религиозные объединения равны перед законом" [4]

Свобода создания религиозных организаций, невмешательство государства в их деятельность не означают, что эта деятельность ничем не ограничена. Она должна осуществляться в строгом соответствии с законом, не может посягать на личность, жизнь и здоровье граждан, не должна быть направлена на подрыв основ конституционного строя Республики Казахстан.

В Республики Казахстан как светском государстве наряду со свободой религиозной деятельности допускается свобода атеистических убеждений. При этом общественные объединения граждан, целью которых являются пропаганда и распространение атеистических убеждений, так же, как и церковь, отделены от государства.

Закрепление унитарного государства на конституционном уровне является одной из конституционно-правовых форм разрешения территориальной организации нашего государства.

Классическая модель унитарного государства, имеющая место во многих зарубежных государствах, характеризуется следующими основными признаками:

1. единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

2. имеется единая, строго централизованная система государственных органов, юрисдикция которых распространяется также и на территорию всей страны. Функциональная, предметная и территориальная компетенция высших органов власти и подчиненной им центральной администрации ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;

3. единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;

4. единая система права. Местные органы исполнительной власти обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер;

5. единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей
территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права.

6. территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельности. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах местные исполнительные власти органы власти в той или иной степени подчинены центральным органам власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права;

7. составные части государства не имеют права территориального верховенства;

8. суверенитетом обладает только государство в целом.

В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией не возникает необходимости создавать особые государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, к примеру, в виде автономий. У нас национальный вопрос решается путем конституционного закрепления норм, запрещающих "разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни..." [4]; норм, устанавливающих: «все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка; отношения к религии, убеждений, места жительства или любым иным обстоятельствам»; предоставлением гражданам, независимо от их национальной принадлежности, равных возможностей избирать и избираться во все представительные органы, в том числе высших эшелонов власти; созданием школ и других учреждений культуры [4].

Конституционно-правовой принцип целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории является особенностью нашей Конституции. Этот принцип характерен и присущ конституциям большинства зарубежных стран. Следует отметить, что это объективная закономерность, ибо нация немыслима без исторически сложившейся территории, и именно она органически связана со своей территорией. Расчленение, разделение территории может быть допущено, но только в пределах самой республики, на основании соответствующего законодательства: соответствующих конституционных норм и норм конституционного Закона Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года "О государственной независимости Республики Казахстан", который «закрепляет правовые основы охраны государственной границы и ее обеспечения, порядок установления и содержания режима государственной границы РК, пограничного режима, режима в пунктах пропуска, регулирует отношения в области государственной границы Республики Казахстан». [5]

Таким образом, государственный суверенитет в самом общем виде означает независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Это четко определено п. 2 ст. 2 Конституции: "Суверенитет республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории". [4]

Конституция Республики Казахстан учреждает в Казахстане президентскую форму правления (п. 1 ст.2). Разработчики данной Конституции не стали указывать, что это "президентская республика" и в этом состоит особенность Конституции Республики Казахстан, что можно усмотреть путем анализа соответствующих статей Конституции. Так, Президент Республики Казахстан избирается населением путем прямых выборов (ст.41); правительство образуется внепарламентским путем (п. 3 ст. 44; 65), то есть как в президентской республике. Однако президент не возглавляет правительство, а его премьер-министр назначается с согласия парламента. Парламент может выразить вотум недоверия правительству (п. 6 ст. 53), а Президент может распустить парламент (п. 1 ст. 63). Поэтому Республика Казахстан - смешанная по форме правления республика, с большими полномочиями Президента. [4]

В соответствии с п. 2 ст. 3 Конституции народ реализует принадлежащую ему власть непосредственно и через своих выборных представителей. Таким образом, народный суверенитет осуществляется в различных организационных формах.

Конституция государств, в которых признается и утверждается идея принадлежности всей власти народу, устанавливают такие институты социальной, экономической, политической и духовной жизни, которые формируют демократический конституционный строй. В частности, Конституция Республики Казахстан уже в преамбуле указывает на то, что верховной и суверенной политической волей, определяющей содержание всех устанавливаемых Конституцией институтов, обладает народ Казахстана. Эта центральная идея содержательно и конкретно развивается в ст. 1, 2, 3, 4, 5 и др.

Власть в современном демократическом и цивилизованном обществе сложный социально-экономический, политико-правовой и духовно-нравственный феномен, обеспечивающий организованное, упорядоченное и управляемое развитие общественной жизни. Антиподом власти является анархия (хаос), то есть такое состояние, когда каждый сильный управляет каждым слабым. Во время безвластия и хаоса основанная на законе власть народа уступает место охлократии - власти толпы, не признающей законов.

Власть и человеческое общество неразрывны. С появлением человеческого общества возникла и власть. Первоначально это были все его члены. С появлением государства природа власти изменилась, она приобрела государственную оболочку и стала государственной властью, которая осуществляется специально на то уполномоченными государственными органами.

Реализуемая в обществе публичная власть представляет собой весьма сложное явление, в котором можно выделить моральное, социальное, экономическое и правовое содержание.

Моральное содержание власти заключается в ее авторитете. Понимание власти как авторитета, с помощью которого возможно управление людьми, -наиболее распространенная в науке концепция.

Конституция Республики Казахстан законодательно закрепляет: государственная власть едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы издержек и противовесов [4].

В повседневной общественно-политической практике государственная власть выполняет три основные функции. Это: 1) разработка и принятие законов; 2) исполнение законов; 3) непосредственное применение законов путем разрешения конкретных юридических дел в соответствии с установленными процессуальными формами. Согласно названным функциям все органы государства делятся на законодательный, исполнительные и судебные.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты