Рефераты

Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе

p align="left">Законодательным органом государственной власти в Республики Казахстан является - высший представительный орган Республики Казахстан Парламент Республики Казахстан.

Исполнительные органы государственной власти в Республики Казахстан: образуемые Президентом Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан, министерства.

Судебные органы государственной власти в Республики Казахстан: общегражданские суды, в том числе Верховный Суд Республики Казахстан; военные суды; подотчетные лишь Президенту Республики -- органы прокуратуры.

Таким образом, все вышеперечисленные органы образуют в Республики Казахстан общую систему государственной власти [4].

При всем увлечении теорией разделения властей необходимо иметь в виду, что государственная власть едина по горизонтали, ибо все, что касается разделения, - это лишь формы ее реализации. Государственная власть едина и по вертикали, так как нет государственной власти высшей и местной, она осуществляется лишь разнящимися по объему компетенции государственными органами, которые осуществляют свои полномочия поскольку, поскольку наделены таковым народом. В ряде случаев народ осуществляет государственную власть непосредственно.

Государственная власть производна от народа и осуществляется им непосредственно, либо через специально на то уполномоченные государственные органы. Но и во втором случае народ не отстраняется от реализации государственной власти, так как законодательно предусмотрены и широко развиты на практике различные формы представительной и непосредственной демократии, обеспечивающие участие в ней граждан. Кроме того, ст. 89 Конституции признает местное самоуправление как институт народовластия, предлагающий самостоятельное решение населением достаточно широкого круга проблем преимущественно местного значения.

Высшей формой непосредственного выражения власти народа п. 2 ст.З Конституции называет референдум чем, как и при выборах, устанавливается высший авторитет принятых на нем решений. В Республике Казахстан, предметом референдума может быть:

1) принятие и изменение Конституции, конституционных законов, законов РК;

2) решение иных наиболее важных законов, законов РК. «Принимает решение о проведении республиканского референдума» Президент Республики Казахстан.

Местное самоуправление - глубоко демократический институт. Оно реализуется в Республике Казахстан с учетом следующих особенностей:

1. институты и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия только в пределах самоуправляющихся территорий - сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения [6];

2. они наделены правом решать лишь вопросы местного значения, а участвовать в решении общегосударственных задач могут только в случае, если отдельные государственные полномочия делегированы им органами государственной власти и при условии, что реализация этих полномочий подконтрольна государству;

3. институты и органы местного самоуправления не обладают правом принимать законы, они действуют на их основе и во исполнение.

Необходимость и возможность конституционного регулирования отношений гражданского общества обусловлены тем, что Конституция Республики Казахстан является Основным Законом не только государства, но и всего общества. Она содержит естественно-правовые установления, соответствующие международным актам о правах человека и гражданина и принята всенародным голосованием (референдумом).

Под конституционным регулированием понимается целенаправленное регулятивное воздействие на общественные отношения путем закрепления в нормах Основного Закона правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов конституционного права и гарантий их реализации. При рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать действие не только Конституции, но и конституционных законов. Кроме того, следует помнить о том, что в первых разделах речь идет лишь о конституционных основах гражданского общества [7].

Согласно Сагиндыковой А.Н. юридическая специфика позволяет выделить четыре направления конституционного регулирования общественных отношений:

1) Конституция Республики Казахстан закрепляет основные принципы функционирования гражданского общества. Так, в п. 1 ст. 1 говорится о том, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства, а п. 1 ст. 3 носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Казахстан провозглашается ее народ.

2) Конституция устанавливает правовые условия, в соответствии с которыми могут возникнуть определенные правовые отношения. Например, согласно п. 1 ст. 1 закона «О гражданстве Республики Казахстан» [8] приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным, независимо от оснований его приобретения.

3) Конституция фиксирует права и обязанности субъектов конституционных отношений. В ст.33 п. 1, 2 закрепляются право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.

4) Конституция содержит гарантии осуществления прав и свобод граждан. Например, в ст. 30 устанавливается, что «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях ...».

Как уже говорилось в первом разделе система гражданского общества отличается развитой структурой. В эту систему входят следующие основные структурные части: гуманитарный; социальный; экономический; духовный; информационный; территориально -- управленческий; организационный [9].

Все эти перечисленные институты гражданского общества затрагивают все сферы жизнедеятельности человека нуждаются в конституционном регулировании.

Институты гражданского общества в науке конституционного права рассматриваются либо как общественно-политические категории, либо как самостоятельные конституционные институты. Например: институты экономических отношений, социальных отношений и т.д.

К конституционно-правовым основам социальных отношений относят регулирование отношений между трудом и капиталом, межнациональных отношений, отношений семьи и брака, по сохранению окружающей среды, охране жизни и здоровья человека, защите прав потребителя.

Отношения между трудом и капиталом в демократических странах строятся на базе правовых норм, которые предусматривают социальное партнерство и сотрудничество работодателей и работников. Они основаны на конституционных и отраслевых нормах.

Основополагающие принципы социальных отношений нашли свое отражение в статьях Конституции Республики Казахстан. Она зафиксировала все общепризнанные мировым сообществом социально-экономические права и свободы человека. Среди них: право на свободный труд (п. 1 ст. 24); право на трудовые споры и на забастовку (п. 3 ст. 24); право частной собственности и свобода предпринимательской деятельности (ст. 26); право на социальное обеспечение (ст. 28); право на жилище (ст. 25); право на охрану здоровья (ст. 29); право на образование (ст. 30) и др. Всем этим правам соответствуют обязанности государства принимать меры по их реализации.

Межнациональные отношения регулируются прежде всего на основе конституционного закрепления равенства всех граждан независимо от национальности, расы, языка и религии, а также путем признания и гарантированности коллективных прав национальных меньшинств.

Учитывая многонациональный характер Республики Казахстан и равноправие всех наций, Конституция в ст. 19 установила, что каждый сам вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Охране семьи и брака отводится большое место в конституционном законодательстве. Семья, материнство, детство пользуются защитой государства, ибо она является важнейшей ячейкой гражданского общества.

Именно семья служит для детей той социальной средой, где сохраняются нравственные ценности, опыт, культурные традиции, позволяющие освоить опыт прошлых поколений и внести вклад в развитие общества. Основа крепкой семьи -- брачные отношения, поэтому брак пользуется особой защитой со стороны государства. Это означает законодательное признание свободы брака, формального равноправия супругов, права на получение алиментов от разведенного супруга и т.д.

Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества. Не забываются при этом и права детей, которые в силу закона могут быть отделены от семьи против воли лиц, которые осуществляют воспитание. Это может иметь место только в случаях, когда указанные лица не справляются со своими обязанностями или если дети могут оказаться без надзора.

Конституция Республики Казахстан в ст. 27 признает охрану материнства и детства, защиту семьи одной из важнейших обязанностей государства. Это означает, что к семье государство должно относиться как к величайшей ценности. Оно обязано создавать социально-экономические предпосылки для полноценного материнства, здорового детства и защищать права матери и ее ребенка. Защита семьи со стороны государства заключается также в создании социально-экономических предпосылок ее существования. Государство защищает семью путем охраны прав ее членов, с помощью норм Закона «о браке и семье» и т.д.

Охрана окружающей среды в настоящее время стала одной из важнейших социальных проблем, стоящих перед человечеством. Поэтому те конституции, которые принимались в последнее десятилетие, закрепили в своих статьях обязанность государства обеспечивать и контролировать нормативное состояние окружающей среды и обязанность предпринимателей соблюдать экологические требования при производственных процессах. В случае нарушения этих правил виновные обязаны возмещать причиненный ущерб.

Конституция Республики Казахстан в ст. 31 закрепляет право гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Обеспечить соблюдение этого права можно в первую очередь при наличии усовершенствованной системы законов.

Институт социальной системы охватывает отношения, составляющие первичную, естественную основу человеческого общества. Конституционное законодательство исходит из того, что народ Казахстана с его общей исторической судьбой привержен идеалам свободы, равенства и согласия, он несет высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями. Поэтому земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности [4].

В Конституции закрепляются главные направления социальной политики государства: 1) охрана труда и здоровья граждан; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4) развитие системы социальных служб; 5) назначение государственных пенсий и социальных пособий; 6) охрана окружающей среды. Преодоление кризисных явлений в экономике, стабилизация общественных отношений - условия для эффективности социальной политики государства, что подтверждается в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030», в котором в соответствии с долгосрочными приоритетными целями и стратегией реализации объявлено: «Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев улучшать экологическую среду» (Долгосрочный приоритет 4: Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана) [10].

Существенная предпосылка полновластия народа и реальной свободы личности, являющейся фундаментом гражданского общества -- это экономические отношения, закрепленные конституционно.

Институт экономической системы -- это совокупность конституционных норм, регулирующих общественные отношения людей по поводу собственности, производства и потребления материальных и нематериальных благ. Конституционное регулирование названных отношений идет по пути создания благоприятных условий для их развития и надежных правовых гарантий беспрепятственного осуществления, закрепления прав собственника и предпринимателя. «В Республике Казахстан, - гласит ст. 6, -признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом» (п. 1, 2). «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для законной предпринимательской деятельности... Недобросовестная конкуренция запрещается» (п.4 ст. 26). Новизна, демократизм и распространенность этого статуса на всю территорию Республики Казахстан делают его необходимым интегрирующим фактором экономической жизни страны. Обновлен в казахстанском законодательстве и реализован подход к предпринимательству прежде всего как к сфере частных, а не сугубо государственных интересов. Подтверждением тому служит новый Гражданский кодекс Республики Казахстан, развивающий и конкретизирующий конституционные положения.

В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Конституционно-правовые основы духовно-культурных отношений заключаются в регулировке общественной жизни. Для укрепления позиций гражданского общества государство заинтересовано в создании условий для оптимального развития духовно-культурной сферы личности, тем самым, развивая гражданскую активность, сознание и патриотизм.

Важную роль в развитии духовно-культурных отношений играют наука и культура. Государство признает науки, искусства и культуру, содействует их развитию. Оно не принимает участия в решении вопросов профессиональной деятельности в данной сфере, предоставляя самим участникам отношений заниматься этим. Отсутствуют идеологический контроль за творческим процессом и цензура в отношении произведений литературы, искусства и науки" [12].

Политические отношения -- это отношения, возникающие в ходе осуществления политической власти в обществе. Данные отношения нуждаются в четкой и грамотной юридической регламентации. С ее помощью происходит управление делами гражданского общества. В осуществлении политической власти принимают участие государство и институты, образующие политическую систему общества (политические партии и движения).

Единственным ее источником признается народ Казахстана, он же является носителем суверенитета. Политическая власть реализуется через систему политических институтов (организаций) предусмотренных и закрепленных нормами Основного Закона. Центральное место в политической системе принадлежит государству. В соответствии с п. 4 ст. 3 Конституции Республике Казахстан государственная власть едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Согласно соответствующим статьям Конституции Республике Казахстан ее осуществляют Президент Республики Казахстан, Парламент, Правительство и Конституционный Совет Республике Казахстан, а также суды и органы прокуратуры [7].

Необходимым звеном в механизме осуществления политической власти выступают политические партии. «В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается слияние общественных и государственных органах организаций политических партий» (п. 1 ст. 5). Парламентом Республики Казахстан был принят Закон «О политических партиях» от 2 июля 1996 года, регулирующий функционирование партий как конституционно-правового института в целом.

Политическая власть в обществе реализуется особым политическим механизмом -- политической системой. Нормы конституции обычно не только фиксируют важнейшие элементы политической системы -- государство, политические партии и другие, но и закрепляют порядок деятельности политической системы, основы взаимоотношений между ее элементами. Иными словами, конституционное законодательство определяет основы политического процесса в обществе, т.е. формы, способы и направления политической деятельности ее субъектов

Среди важнейших видов политического процесса можно отметить избирательный, законодательный, бюджетный.

Политическая, в том числе и государственная, власть в любом государстве осуществляется с помощью особой системы приемов, методов, способов и форм. Их закрепление в конституции позволяет судить о характере политического режима, который установлен в стране. Он дает возможность определить форму правления государства, Уровень политической свободы, которой обладают его граждане.

Развитому гражданскому обществу присущ демократический политический режим правления. Он характеризуется активным участием граждан в политической жизни: наличием форм прямой и представительной демократии; широкой системой прав и свобод граждан, реализация которых гарантирована.

Казахстан - страна восходящей демократии. А демократия немыслима без законности. Демократическое государство не может быть не правовым. За годы независимости Казахстан, безусловно, серьезно продвинулся к достижению этой цели. Но правовым государство становится лишь в случае, если само общество является таковым. Для того, чтобы и государство, и общество могли называться правовыми, необходимы как минимум три условия: современное, качественное законодательство, адекватное ему правоприменение и надлежащее правовое сознание. Многое уже сделано по всем трем направлениям.

Конституция, обладая верховенством и прямым действием на территории страны, не подменяет систему действующего права. Положения и нормы Основного Закона реализуются также через соответствующее его букве и духу многоотраслевое законодательство. Новым этапом более полной реализации положений и норм Конституции стала Концепция правовой политики, одобренная Президентом страны [13], Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2001 года, Закон «О внесении изменений и дополений в Конституцию Республики Казахстан» от 22 мая 2007г.

Конституция Республики Казахстан от 1995 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода и постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

Становление и функционирование гражданского общества во внегосударственной сфере общественных отношений не означает его изолированности от государственно-правовых институтов, организационной деятельности государственных органов и организаций, правовых средств воздействия на деятельность организаций и поведение людей в системе гражданского общества. Конституция закрепляет основы формирования, развития и защиты гражданского общества, определяет начала его взаимосвязей с государством. Она должна провозгласить приоритет гражданского общества над государством, обеспечивающим условия нормального его функционирования.

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Теоретико-правовые основы развития гражданского общества в Республике Казахстан

Порой гражданское общество отождествляется с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей. Изучая проблему гражданского общества в Казахстане, не следует отбрасывать все положительное, что выработало человечество за довольно продолжительный период построения гражданского общества в других странах мира. Во многих высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества, а вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь общественного прогресса. Граждане этих стран знают и желают использовать свои права и выполнять свои обязанности, обладают достаточной правовой культурой. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом. Поэтому нашей стране следует учитывать опыт зарубежных стран, которые достигли в этой области сравнительно больших результатов. Создание открытого демократического гражданского общества, общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в нашей стране в силу демократизации общественной жизни и усвоения уроков тоталитарного прошлого, отголоски которого еще накладывают заметный отпечаток на современную жизнь.

Формирование гражданского общества актуализирует в общественном сознании населения Казахстана идеалы демократического и правового государства. Идеология открытого гражданского общества основывается на взаимном признании приоритетов прав человека и интересов всех гражданских институтов. Их реализация способствует усилению общественного понимания и согласия. В этом случае в наиболее оптимальной форме обеспечивается согласование интересов гражданского общества и повышение эффективности государственной политики.

Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в Республике Казахстан:

1. создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует падение влияния традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;

2. формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей (особая роль в этом процессе должна принадлежать интеллигенции, сочетающей патриотизм и объективно-критический подход к реальностям социально-политической жизни, что приводит, с одной стороны, к разрушению национального самосознания и общества, с другой порождает одномерный национализм, абсолютизирующий ценности далекого прошлого);

3. создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

4. преодоление традиционной конфронтации гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

Таким образом, гражданское общество - необходимый элемент на пути модернизации общественной жизни на данном этапе. Можно привести доказательства необходимости формирования гражданского общества.

Во-первых, не оправдан механизм полной передачи власти в руки государства. Существует ряд вопросов, которые необходимо решать общественности (посредством институтов гражданского общества, таких как политические партии, общественные и неправительственные организации и т.д.)

Во-вторых, гражданское общество обладает способностью уравновешивать общественные интересы и интересы государства. Через структуры гражданского общества люди могут решать свои проблемы мирными методами. То есть контакт между государством и индивидом становиться максимально выгоден для двух сторон.

Проблема формирования гражданского общества в Казахстане связана в первую очередь с вопросом о построении преуспевающего и благополучного общества, по характеру своему демократического, в котором соблюдаются права человека. Данная проблема прямо смыкается с идеей модернизации, т.е. построения современного общества.

Президент Республики Казахстан 14 декабря 2004 год в Астане, на встрече с дипломатическим корпусом, аккредитованным в Казахстане, отметил в своем выступлении "в политической повестке дня перед нами стоит немало задач". Первой задачей Н. Назарбаев назвал "практическое внедрение принципа децентрализации системы государственного управления, до которой у нас не доходили руки". Президент сообщил, что уже определены основные положения в рамках специально разработанной концепции по разграничению полномочий между уровнями государственной власти, совершенствование межбюджетных отношений, что предполагает внесение изменений в 150 законодательных актов.

Второй задачей, является поэтапное введение выборности акимов. «Этот вопрос мы рассматриваем как логическое завершение процесса децентрализации», - подчеркнул глава государства. Он сообщил, что к этой работе планируется приступить в ближайшее время. "В то же время мы должны обеспечить единство вертикали государственного управления, соблюдение баланса в решении общенациональных и региональных проблем в интересах всего общества и стабильности внутри Казахстана", - подчеркнул Н. Назарбаев.

Важнейшей политической задачей, по словам главы государства, является "дальнейшее повышение роли парламента в жизнедеятельности государства". В частности, будут существенно расширены полномочия парламента, в том числе за счет увеличения контрольных функций.

Пятой задачей Н. Назарбаев назвал "дальнейшее укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества". "Одним из приоритетов является развитие института политических партий, поэтому мы предполагаем увеличить в парламенте число депутатских мест", - сообщил президент.

Шестым пунктом программы является усиление правозащитных механизмов. "Мы планируем … расширение правозащитных возможностей омбудсмена ... ", -сообщил Н. Назарбаев.

«Казахстан твердо исходит из того, что ключевым условием модернизации общества является обеспечение гражданского мира, межэтнического, межконфессионального согласия в стране», - заключил глава государства.

В данном выступлении Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. полностью отразил все основные направления по формированию основных институтов гражданского общества в Казахстане [14].

Результатом ожидается:

1. «…обеспечение прав и удовлетворение интересов различных групп населения и отдельных граждан;

2. создание благоприятных условий для динамичного развития институтов гражданского общества;

3. повышение уровня гражданской активности населения

4. осуществление эффективного контроля обществом деятельности государственной власти. Формирование культуры сотрудничества на основе принципов партнерства между органами власти и организациями гражданского общества;

5. создание сбалансированной системы местного самоуправления;

6. создание эффективной системы социальной защиты;

7. формирование системы согласования интересов общества и власти.

8. В результате предпринятых мер и общей государственной политики в стране должен всесторонне реализовываться главный принцип демократического государства - обеспечение прав человека.

9. Власть и общество будут неукоснительно обеспечивать приверженность свободе слова, религии, собраний, праву граждан на объединение». [2]

Стратегическое направление развития общества и государства определила принятая в 1995 году Конституция Республики Казахстан. В ней была отражена необходимость обеспечения последовательной реализации в законодательстве курса на строительство демократического, правового, светского и социального государства, основанного на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства права, разделения единой государственной власти на ветви и их согласованного функционирования с использованием системы сдержек и противовесов. При этом приоритет прав человека следует гармонично сочетать с интересами общества и государства [4].

На основе Конституции Республики Казахстан 1995 года создано новое конституционное право, в соответствии с которым прочно утвердилась президентская форма правления, наиболее приемлемая для нашего государства. Произошло разделение единой государственной власти на три ее ветви. Все более плодотворно функционирует постоянно действующий двухпалатный Парламент. Приняты меры по укреплению и совершенствованию исполнительной власти. Создана единая судебная система, приняты меры по обеспечению независимости судей. Получило дальнейшее развитие гражданское право, регулирующее отношения частной собственности, гражданского общества, свободного предпринимательства. Важной составной частью реформы явилась реорганизация судов и системы правоохранительных органов, направленная на повышение эффективности их правозащитной деятельности.

Важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним относятся: верховенство закона; равноправие граждан; разделение властей; независимая судебная система; развитое местное самоуправление; эффективная многопартийность; независимые свободные средства массовой информации; демократические и свободные выборы; гражданские инициативы; защита прав и свобод человека и гражданина. Все эти аспекты конституционно закреплены.

Следует подчеркнуть, что Казахстан, являясь демократически государством в состоянии обеспечить основу для развития гражданского общества. Утверждение господства закона и конституционного правопорядка это задача, как самой государственной власти, так и гражданского общества. Этот процесс надо рассматривать как взаимообусловленный. При этом следует подчеркнуть заинтересованное участие в нем гражданского общества в лице таких его институтов, как научное сообщество, средства массовой информации, политические партии и движения, профсоюзы и общественные объединения. Будучи молодым независимым государством, Казахстан встречается с множеством проблем на пути к строительству демократического общества. Ведется постоянная работа по совершенствованию работы институтов гражданского общества.

Вовлечение общества в дело укрепления законности и правопорядка имеет много форм. Одна из важнейших - участие различных общественных структур в процессе создания законов, имеющих огромное значение для страны, затрагивающих интересы широких слоев граждан, способствующих самоопределению и саморазвитию гражданского общества.

В п. 2 статьи 1 Конституции Республики Казахстан сказано, что основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. В рамках этого Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 15 ноября 2002 года было подписано распоряжение о постоянно действующем Совещании по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества [15]. В его состав были включены депутаты Парламента, члены Правительства, представители Администрации Президента и других государственных органов, руководители или иные представители политических партий и неправительственных организаций. Этот шаг можно рассматривать как новый этап политической либерализации общества.

В состав участников совещания глава государства предложил включить депутатов парламента, членов правительства, представителей администрации президента и других государственных органов, руководителей и представителей любых политических партий и неправительственных организаций. Правительству поручено обеспечить широкую гласность деятельности этого совещания, принять меры по его организационному и техническому обеспечению. Информация по итогам и конкретным результатам работы совещания будет систематически представляться президенту республики [16].

Предложение Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева о создании постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества является логическим продолжением демократизации нашей Республики.

В работе постоянно действующего рабочего органа по развитию роли гражданского общества могут принимать участие не только представители государственных структур, но и лидеры политических партий, общественных движений, неправительственных организаций, национально-культурных центров, религиозных конфессий. То есть осуществляется постоянный диалог между всеми структурами общества.

В первые годы республика была вынуждена сосредоточиться на экономических проблемах. На данном этапе созданы предпосылки для дальнейшей демократизации нашего государства. Власть обдуманно инициирует широкий общественный диалог, открывает простор для институтов гражданского общества.

2 ноября 2004 года выходит Указ "О Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан", который выступил в качестве последующего шага на пути дальнейшей демократизации общества. Этот консультативно-совещательный орган был образован в целях развития общенационального диалога по важнейшим вопросам политического развития Казахстана. Указом также были утверждены положение о Национальной комиссии и её персональный состав. В состав Национальной комиссии были включены представители различных партий, что создает возможность для диалога в рамках гражданского общества.

В марте 2006 г. совершенствование деятельности Парламента Казахстана и дальнейшая программа реформ стала предметов рассмотрения государственной комиссии по разработке и конкретизации демократических реформ. [17]

Одну из важнейших ролей в формировании и развитии гражданского общества играют независимые средства массовой информации. Для создания системы независимых средства массовой информации необходимо формирование конкурентной среды на рынке средств массовой информации, основанной на равноправном допуске к этому рынку как отечественных, так и зарубежных финансово-промышленных групп и медийных компаний. Это позволит создать правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса. Только экономически эффективные средства массовой информации могут свободно и ответственно выполнять свою общественную миссию.

В послании народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» Президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев обратил внимание на ряд вопросов, требующих своего разрешения в самое ближайшее время. Одним из них является вопрос, касающийся средств массовой информации. «Мы должна точно определится с ролью и местом средств массовой информации в процессе демократизации нашего общества», - отметил Президент [18].

Конституция является Основным законом общества и государства. Она закрепила основные общественные отношения, установила фундаментальные правовые основы организации деятельности главных органов государства, институтов гражданского общества. Конечно, в центре ее внимания находятся права и свободы человека и в статье первой записано, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Нужно отметить, что Конституция Республики Казахстан - это единственная Конституция, в которой идея о человеке, его жизни, правах и свободах как высшей ценности, записана в ее первой статье и органически связана с характером государства, подчеркивая тем самым, что первейшим его долгом является признание неотъемлемых прав человека, наполнение этих положений реальным содержанием, их защита. Из 98 статей Конституции 30 статей посвящены статусу человека гражданина, его правам и свободам.

2.2 Основные тенденции развития институтов гражданского общества в Республике Казахстан

В Конституции признаны принципы абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод, допущения их ограничения только по закону, в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. В Конституции закреплены основы и основные институты гражданского общества - право частной собственности на любое законно приобретенное имущество, права и свободы предпринимательской деятельности, принципы создания и функционирования общественных объединений, какими являются партии, а ныне широко создаваемые неправительственные организации [19].

Государственную политику в области создания и распространения массовой информации в Республике Казахстан можно определить как целенаправленную систему организационных, финансовых, правовых и иных мер, осуществляемых государством по созданию и развитию информационного пространства в Республике Казахстан, поддержке средств массовой информации [20].

Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в области развития рынка средств массовой информации, обеспечения его экономической самостоятельности, а также механизма их общественного и государственного контроля [21].

По словам Морозова А.А. (КИСИ) построение механизма взаимоотношений власти и средства массовой информации является непременным условием сохранения национальной безопасности государства. Основным регулятором взаимоотношений между властью, обществом и субъектами масс-медиа в правовом государстве может выступать только закон. В этой связи небезынтересно будет обратиться к законотворческому опыту ряда ведущих стран, власть которых сравнительно мирно, на законных основаниях, уживается со средствами массовой информации [22].

Нередко на средства массовой информации смотрят с технологической или экономической точки зрения - как на источник информации или как на хозяйствующий субъект. В ряде случаев такой подход справедлив. Но он не должен заслонять главного. Средства массовой информации являются неотъемлемым элементом развитого гражданского общества. Государство не может быть демократическим, если этот элемент слаб или отсутствует. На нынешнем этапе развития страны значение средств массовой информации как общественного института возрастает, как никогда ранее.

Роль средств массовой информации, как гражданского института, заключается в следующем: средства массовой информации сами являются гражданским институтом, причем очень динамичным и влиятельным; выступают одной из самых прозрачных и действенных форм обратной связи между государством и обществом; медиа-сообщество содействует развитию других гражданских институтов, оказывая им самую ценную в нынешних условиях информационную поддержку.

Также средства массовой информации должны посредством своей деятельности усилить гражданское общество. Они должны пропагандировать дух казахстанского народа, его сплочение и подъем патриотических чувств.

Средств массовой информации Казахстана стремительно и динамично росли в годы становления независимости страны. Если в 1991 году в Казахстане было немногим более 600 газет и журналов, и все они были государственными печатными изданиями, то в последние годы их количество увеличилось до «6646 СМИ самой различной формы собственности» [23]

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты