Направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе
p align="left">Идеологической основой идеи прав и свобод личности явилась естественно-правовая доктрина, выдвинувшая постулат о естественных, прирожденных правах человека, которые государство должно охранять и которые оно не может ни ограничивать, ни отменять, ни игнорировать. «По мере своего развития естественно-правовая доктрина меняла оттенки, приобретала различное звучание у различных ее идеологов: Руссо, Монтескье, Локка, Гумбольдта, Гоббса и др. Однако принцип неотчуждаемости прав человека оставался неизменным». [38]
«Права человека являются той основой, на базе которой развивались и выстраивались принципы правового государства». [39]
Различные подходы к взаимодействию права и государства, взаимоотношениям человека и государства сохранились в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в конституциях Австрии и ФРГ -позитивистская. Однако такие различия не следует переоценивать, поскольку конституции развитых западных государств ориентированы на принципы правового государства, следовательно, на защиту и охрану прав человека.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться.
Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), факультативные протоколы № 1 и № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах внесли коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.
Возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека и прав гражданина.
Права и свободы человека - это один из важнейших принципов международного права, который закреплен в ряде таких документов как Устав ООН, Декларациях о принципах международного права (1970 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и некоторых других.
Республика Казахстан постепенно входит в поле действия международных стандартов по правам человека.
Под конституционными (основными) понимают те права, свободы и обязанности, которые провозглашены в конституции Республики Казахстан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права [40].
Согласно А.Н. Сагиндыковой конституционное право - это зафиксированная Конституцией Республики Казахстан и гарантированная государством возможность индивида свободно и самостоятельно определять и избирать вид и меру своего поведения согласно порядку и правилам, установленным законом. Конституционная свобода -- разновидность прав, она представляет собой установленную Конституцией Республики Казахстан меру возможного и юридически дозволенного поведения индивида. А конституционная обязанность - есть закрепленная конституцией Республики Казахстан в интересах всего общества необходимость, предписывающая гражданину определенный вид и меру поведения. Ненадлежащее исполнение данной обязанности влечет за собой соответствующую ответственность.
Согласно п.1 ст. 12 Конституции Республики Казахстан права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина -правовым государством.
В обоих случаях речь идет о правах как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, а во втором случае - ее политические права и свободы. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования, как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность через гражданское общество обеспечивает воспроизводство социальной жизни [41].
Права человека выступают не только как цель, но и как критерий зрелости гражданского общества. Только на основе прав человека возможна гармонизация интересов личности и государства, центра и регионов, наций и народностей, всевозможных политических сил, общественных воззрений и настроений.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность "невмешательства" государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой.
Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право, свободы воплощаются в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них -- это права индивида на положительные действия государства в его интересах. Степень развитости и гарантированности свобод граждан обуславливаются зрелостью правовых начал государственности, объективным социально-историческими, политическими, экономическими и духовными предпосылками.
В контексте построения независимого и суверенного Казахстана особую актуальность приобретает политический и правовой генезис института прав и свобод человека и гражданина. Развитие данного института представлено с самого их зарождения, рассматриваются основные вехи развития политических прав и свобод в Казахстане. Отдельно изучается законодательство, регламентирующее права и свободы, как в мире, так и в Казахстане.
Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.
1. Личные права;
2. Политические;
3. Социальные и экономические права;
4. Культурные права;
Думается, что классификация прав и свобод достаточно условна - так право собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятельность личности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека; право на определение национальности и пользование родным языком - может рассматриваться не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных.
Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобное разграничение прав:
Гарантии личных прав человека - наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.
Право на жизнь - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право.
Право на достоинство - право любой личности, ничем не ограниченное. "Ничем" - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления достоинства. Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: "Законом о средствах массовой информации", в соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих действительности или порочащих человека; Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает наказание за оскорбление, доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно одно -- право на достоинство личности не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены -- но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.
Право на свободу и личную неприкосновенность - право, принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному решению. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы - все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в суде.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - все эти права принадлежат каждому человеку как личности, касаются только его и не могут быть ничьим достоянием без ведома и желания самого человека. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления; врачебная тайна; тайна исповеди; тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д. Уголовно - процессуальный кодекс ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека - все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия обязаны также хранить тайну личной жизни лиц, участвующих в следствии.. В качестве гарантии необходимо рассмотреть и возможность компенсации в случае нарушения данных прав - в таких случаях, в соответствии с положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, проводятся восстановительно компенсационные меры.
Право на жилище и его неприкосновенность - это право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным законодательством. Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального и государственного фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без согласия на то лиц законно занимающих это помещение и защита от незаконного лишения жилища. Данное право может быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в федеральном законе. В случае нарушения его используются те же статьи, что и при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои прав и получить соответствующую компенсацию.
Право на определение национальной принадлежности и пользование родным языком (пп. 1,2 ст. 19 Конституции Республики Казахстан).
Право на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за пределы Республики Казахстан (пп. 1,2 ст. 21 Конституции республики Казахстан).
Право на свободу совести, вероисповедания - никто не может быть принужден в выборе религии, смене вероисповедания. Допускается религиозное многообразие. Нарушение данных прав ведет к ответственности, предусмотренной в казахстанском законодательстве.
Право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации - положение данной статьи говорит о Республике Казахстан как государстве демократическом, признающем разнообразие мнений. Тем не менее, пожалуй, данная статья имеет большее число ограничений, чем другие. Это не случайно - свобода мысли и слова не может быть абсолютной. Законодательство предусматривает меры наказания за публичные призывы к национальной вражде, насильственному захвату власти и т.д. Гарантиями осуществления данного права является то, что оно не только декларируется, но и создаются возможности его реализации. "Закон о средствах массовой информации" предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении. «Ограничения существуют только для информации конфиденциальной; для сведений, составляющих государственную тайну» [43] и т.д. Все эти ограничения также регулируются и точно определяются в нормативно-правовых актах. Гарантии политических прав и свобод включает в себя:
Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы - право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетировании. Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия - это право, принадлежащее только гражданам Республики Казахстан. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется, прежде всего, в избирательном праве граждан - право избирать и быть избранными. Для осуществления этого права необходим определенный статус личности -- наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. -- исходя из этих требований могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме. Также раскрывается конституционное положение об участии граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей.
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд при нарушении конституционных прав и свобод.
Гарантии на социально-экономические права и свободы: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность -- право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и имуществ. Регулируются эти отношения в первую очередь Гражданским Кодексом, законами и международными договорами. Ограничения могут быть для государственных служащих; для лиц, которым запрещено заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве наказания и т.д. Все эти ограничения закреплены в законах и любой произвол и нарушения прав могут быть обжалованы в суд. Законодательство регулирует виды и формы предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности юридических и физических лиц и т.д. Нарушение права на данный вид деятельности, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может быть наказано в соответствии с уголовным кодексом Республики Казахстан. Важной гарантией осуществления права на предпринимательскую деятельность является ограничение законодательством конкуренции. Развитие экономических отношений в Казахстане в настоящее время находится в стадии становления, поэтому законодательство не всегда в состоянии урегулировать складывающиеся в этой сфере жизни отношения. Думается, со временем регулирование этих отношений будет более полным и оперативным.
Право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования - государство берет на себя ответственность за соблюдение данных прав путем принятия соответствующих законов, основанных на основных принципах международного права. Право наследования тесно связано с правом частной собственности, так как наследодатель вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению. В этом случае законодательство охраняет права наследодателя и наследников - в случае отсутствия завещания наследование регулирует закон, учитывающий интересы наименее социально незащищенных наследников.
Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - эта сфера отношений, также как и сфера предпринимательства, находится в стадии оформления. Сделки с землей регулируются законодательством - условия передачи, виды земельной собственности, правовой режим земельных участков - все это определяется в соответствиями с нормами существующих законов. Ограничения, существующие при осуществлении гражданами права на земельную собственность также оговорены в законодательных актах - это и земли с особым характером приватизации, зараженные опасными веществами, земли общего пользования и т.д. Важно отметить, что право собственности на землю не может быть абсолютным в связи установленными конституционно нормами об охране окружающей среды. Земельное законодательство формируется и многие нормы его, регулирующие в настоящее время можно найти в различных отраслях права.
Право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку - международные документы стали основой для включения в Конституцию Республики Казахстан положений, закрепляющих право на свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда.
Права человека в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных:
права на охрану материнства и детства - как всем известно, "семья - ячейка общества", поэтому социальное здоровье общества определяется по защищенности семьи, прав детей. В Законе "О браке и семье", отражены основные принципы прав материнства, отцовства и детства. Существует немало гарантий, которые предлагает государство в защиту этих институтов - это и программы социальной поддержки малоимущих, охрана здоровья, гарантированная Конституцией Республики Казахстан и т.д. Юридическая поддержка этих прав осуществляется законодательно -- Семейный кодекс Республики Казахстан регулирует условия создания семьи и расторжения брака, правовую защиту семьи от произвольного вмешательства, алиментные отношения, вопросы содержания и воспитания детей, оставшихся без родителей. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права - так трудовой законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.
Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. -- все эти положения являются гарантиями проводимой государством социальной политики. Перечень случаев, когда социальная поддержка необходима, не ограничивается перечисленными в Конституции. Принимаются законодательные акты, постановления Правительства, в соответствии с Конституцией решение данных вопросов возможно на местном уровне - в каждом случае решение принимается специально уполномоченными на то государственными органами.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения. Забота о здоровье нации -- первоочередная забота государства. Данная статья Конституции перекликается со многими, рассмотренными ранее - об охране труда, охране материнства и детства, экологии. Международное право четко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям, независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий.
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии - так называемое экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее. Широкое развитие получают в настоящее время общественные движения, цель которых охрана окружающей среды, животных. Важной гарантией соблюдения данного права является положение статьи конституции о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим преступлением.
Право на образование; - так же как и права, охрану здоровья, охрану материнства и детства право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем.
Гарантии культурных прав:
Право на защиту интеллектуальной собственности - Законодательство Республики Казахстан не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты. Сейчас очень актуален вопрос о защите авторских прав. Авторское право рассматривается как исключительное, нужно также упомянуть права исполнителей, производителей фонограмм и т.д. В качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав вправе требовать восстановления их, материальной компенсации
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры - государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности. Государство осуществляет финансирование культурных программ, мероприятий по поддержанию исторических памятников в надлежащем состоянии. Кроме того, праву на пользование достижениями культуры сопутствует обязанность граждан соблюдать правила их охраны и нести ответственность в случае их порчи.
Ряд статей Конституции Республики Казахстан прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод граждан. Прежде всего, гарантируется государственная защита прав и свобод, причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются:
Гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д.; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека - инструментом реализации данных прав является вся судебная система Республики Казахстан, наличие в Республике Казахстан международно-правового механизма защиты прав и свобод человека.
Права на квалифицированную юридическую помощь (в случаях, предусмотренных законом - бесплатную); право на помощь адвоката -созданная в Казахстане система юридической помощи, включая адвокатуру, деятельность которой урегулирована законом, гарантирует возможность каждого этой помощью воспользоваться. Кроме того, УПК четко определяет случаи участия адвоката в уголовном процессе,
1. Принцип презумпции невиновности -- гарантия соблюдения законности, полноты, всесторонности и объективности при выяснении обстоятельств дела. Кроме того, принцип презумпции предполагает гарантии защиты прав подозреваемого (в том числе и права противостоять обвинению).
2. Гарантия того, что никто не будет повторно осужден за одно и тоже преступление; гарантия того, что при осуществлении правосудия всегда будут использоваться доказательства, полученные только законным путем; право каждого осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом - осуществление принципов законности и справедливости, основанное на положениях Международного пакта о гражданских и политических правах.
3. Гарантия недопустимости свидетельствовать против себя, своих близких, круг которых определен законом - статья реально работающая при осуществлении производства по уголовному делу, содержание которой разъясняется всем участникам дела - в соответствии с требованиями Уголовно - процессуального кодекса Республики Казахстан.
4. Гарантия охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; доступ правосудия и компенсация ущерба; Гарантия возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц; - в соответствии с данными статьями государство берет на себя ответственность за все нарушения, злоупотребления властью. Положения данных статей взяты за основу законодательных и подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления данных гарантий.
Хотя идея прав человека уходит в глубокую древность, ее четкая классическая формулировка связывается обычно с Декларацией Независимости Т. Джефферсона (1776 г.), где говорилось об "определенных неотчуждаемых правах, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью", а также лозунгами и документами Великой французской революции конца XVIII века. [44]
Современное понимание прав человека отражено во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в декабре 1948 года, а также в ряде других позднее принятых ООН документах, объединенных в Международном биле о правах человека. [45] По своему содержанию права и свободы человека подразделяются на: Личные или гражданские, гарантирующие свободное развитие личности (например, права на жизнь, свободу и безопасность личности, гражданство и равенство перед законом, и другие) (ст. ст. 10-18 Конституции Республики Казахстан);
Политические, обеспечивающие возможности широкого и активного участия человека в государственных и общественных делах (например: права на социальный и международный порядок, на участие в управлении своей страной и многие другие) (ст. 23; 32; 33 Конституции Республики Казахстан);
Экономические, социальные и культурные права и свободы, обеспечивающие необходимые условия жизнедеятельности личности в соответствующих сферах общественной жизни, например: право на собственность, предпринимательство, на труд и свободу выбора работы, на достойный уровень жизни и другие (ст. 24; 25; 26; 28; 29; 30; 31 Конституции Республики Казахстан).
Сегодня признание и действительное соблюдение прав и свобод человека - важнейший критерий демократичности и гуманистичности любой страны. Защита прав человека в международном масштабе не может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела страны.
Безусловно, огромную роль в распространении в мире принципов прав человека сыграли различные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Комиссия по правам человека, Центр по правам человека. Комиссия по правам женщин, ряд важных специализированных международных организаций ООН, например, ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ. Проблема прав человека находится также в поле зрения международных организаций, независимых от ООН и созданных на основе принятых международных договоров: Комитета по правам человека. Комитета против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Комитета по правам ребенка и других. Благодаря деятельности этих органов обеспечивается контроль за выполнением международных договоров. [46]
Сотрудничество на международном уровне дополняется региональным сотрудничеством. В мае 1950 года была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она вступила в силу 3 сентября 1953 года (11 протоколов к ней появились в разные годы), в 1961 году - Европейская социальная хартия, в 1969 году - Американская конвенция о правах человека (вступила в силу в 1978 году), в 1981 году - африканская хартия прав человека (вступила в силу в 1986 году) и ряд других региональных документов.
Для контроля за соблюдение прав человека Европейский Совет образовал два органа: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд. Подобные органы были созданы и в Америке: Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. В Африке действует Африканская комиссия по правам человека и народов, причем ее задачи шире, чем задачи других аналогичных комиссий, так как она рассматривает вопросы индивидуальных и коллективных прав народов, в частности, споры между африканскими государствами.
Необходимо подчеркнуть особое значение Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (до 1995 года - СБСЕ) и Хельсинкского Заключительного акта, в котором излагались ряд принципов прав человека, такие как свободы мысли, совести, религии, убеждений без различия расы, пола, языка и религии. Дальнейшее сотрудничество государств-участников ОБСЕ по вопросам прав и свобод человека нашло отражение в итоговых документах встреч представителей всех государств в Мадриде (1983 г.), Вене (1989 г.) и в Копенгагене (1990 г.), в парижской хартии для новой Европы (1990 г.), а также в Москве (1991 г.) на конференции по человеческому измерению. Вопросы прав человека обсуждались и на парижском совещании Совета СБСЕ в 1992 году и на последующих форумах.
Вхождение в мировое сообщество в качестве демократического правового государства невозможно без осуществления международного сотрудничества в области прав человека. Начало такого сотрудничества в Казахстане связано с деятельностью неправительственных правозащитных организаций. В 1989 году были созданы Алма-Атинское отделение Всесоюзного историко-просветительского общества "Мемориал" и общество "Адилет", целью которых стало восстановление прав граждан, репрессированных прежним режимом. Еще через год была организована Казахстанская ассоциация жертв политических репрессий. В 1994 - 1996 годах создается Комиссия по правам человека при президенте Республики Казахстан.
Казахстан осуществил в последнее время важные мероприятия по внедрению в свое правовое пространство международных норм и принципов соблюдения прав и свобод человека, а также норм гуманитарного права. С этой целью он ратифицировал Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. т дополнительные протоколы к ним, Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о ликвидации и предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
3.2 Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) как институт защиты прав и свобод человека
Для защиты прав и свобод человека и гражданина в различных странах учреждают институт омбудсмана. Приоритет в формировании подобного института принадлежит Швеции, где должность омбудсмена была учреждена в начале XIX в. (в 1809 г.). Причем прообразом института омбудсмена считается специальный королевский уполномоченный XIII в., защищавший перед монархом права и интересы подданных.
Термин "омбудсмен" имеет древнегерманское происхождение. У германских племен так именовалось лицо, собиравшее виру (денежный штраф) за убийство. Не случайно омбудсменами в Швеции называют любых лиц, уполномоченных представлять чужие интересы -- индивидов или юридических лиц.
Однако в конституционно - правовом смысле термин "омбудсмен" означает специальное должностное лицо, особый государственный институт, призванный контролировать деятельность органов власти во взаимоотношениях с гражданами, не допускать и устранять нарушения их прав и свобод. Поэтому в западной публицистике омбудсмена образно называют "сторожем сторожей".
Таким образом, омбудсмен или же уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина [47].
В нашей республике организация деятельности Уполномоченного (омбудсмена) обеспечивается Национальным Центром по правам человека, который является государственным учреждением, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном языке, а также соответствующие счета в банковских учреждениях. Деятельность Национального Центра осуществляется на основании Положения о Национальном Центре по правам человека, утверждаемого Президентом Республики Казахстан по представлению Уполномоченного. Целью этого центра является осуществление информационно-аналитического, организационно-правового и иного обеспечения деятельности Уполномоченного [47].
Кроме того, уполномоченные по правам человека могут различаться по объему своих полномочий. Чаще всего они действуют в масштабе страны и охватывают своей компетенцией все конституционные права и свободы личности. Вместе с тем, иногда их полномочия распространяются на определенную сферу жизни. Например, в Германии существует уполномоченный бундестага по вопросам обороны. Он защищает права граждан, связанные с исполнением воинской обязанности и вопросами освобождения от нее. В частности, к его содействию обычно обращаются немцы, не желающие брать в руки оружие по соображениям религии или морали. Проблемы, выходящие за пределы военной службы, германского уполномоченного не касаются.
В Канаде имеются уполномоченные по национальным языкам, по информации, по обеспечению прав заключенных. Иногда компетенция уполномоченного распространяется только на определенные административно - территориальные единицы страны. Например, в Австралии, Индии и Италии есть омбудсмены по отдельным штатам (областям).
Существуют в зарубежной практике и такие органы, которых конституционно-правовая теория определяет как "квазиомбудсменов". Так, например, квалифицируется постоянная следственная комиссия в Танзании, выполняющая функции "коллективного омбудсмена", но лишь по отношению к определенному кругу лиц: высокопоставленным служащим госаппарата и только по ряду аспектов их поведения. Вряд ли можно отнести к настоящим омбудсменам "президентский комитет по административному исполнению и эффективности", существующий на Филиппинах, а также многочисленных университетских омбудсменов в США. Филиппинская структура весьма зависима от главы государства. Кроме того, ее полномочия далеко выходят за пределы вопроса прав и свобод граждан. Университетские же омбудсмены являются общественниками и не обладают той компетенцией и статусом, которые присущи специальной государственной службе.
Быстрое и широкое распространение в зарубежных странах специальных служб по правам человека объясняется рядом причин. Во-первых, ростом популярности в последние десятилетия концепции естественных прав человека и необходимостью изыскания эффективных механизмов их защиты. Во-вторых, независимым положением института уполномоченных по правам человека в системе государственных органов большинства стран, что позволяет ему успешно лоббировать интересы простых людей. В-третьих, открытостью и доступностью данного института, отсутствием в его работе формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений. И, наконец, немаловажным фактором является бесплатность помощи гражданам.
Особое положение уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в системе государственных органов конкретной страны обычно закрепляется в конституции, которая регламентирует цели и задачи данного института, основные принципы взаимоотношений с другими органами, а также порядок его формирования. Кроме того, конституции нередко закрепляют права личности на обращение за защитой своих прав и свобод к уполномоченным. Например, Конституция Польши указанным вопросам посвящает пять статей, в которых, в частности, сказано, что уполномоченный по гражданским правам стоит на страже свобод и прав человека и гражданина, определенных конституцией и иными нормативными актами, что уполномоченный независим в своей деятельности и отвечает только перед Сенатом в соответствии с принципами, определенными в законе. Сфера и порядок деятельности польского уполномоченного по гражданским правам определяются законом.
Уполномоченные по правам человека (единоличные или коллегиальные), Как правило, назначаются парламентами, поскольку главным объектом их контроля является исполнительная власть. Хотя в зарубежной практике имеются немногочисленные примеры назначения уполномоченных (омбудсменов) главами государств или правительствами.
Согласно Указа Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года N 947. Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека "Положение об Уполномоченном по правам человека" уполномоченный назначается на должность Президентом Республики Казахстан после консультаций с Комитетами Палат Парламента Республики Казахстан, перечень которых определяется Президентом Республики Казахстан, а освобождение его от должности Президентом Республики Казахстан.
Порядок формирования и срок полномочий омбудсменов оговаривается конституциями или конституционными законами. В Казахстане этот срок полномочий - 5 лет со дня его назначения, причем одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более двух раз подряд [47].
Степень реализации прав человека определяется уровнем развития права в обществе, наличием в стране правового государства. Поскольку правовое государство и есть важнейшее условие реализации прав человека. Государство в такой степени признается правовым, в какой им признаются, уважаются, обеспечиваются, осуществляются и защищаются права человека.
Не должно быть, каких либо серьезных государственных интересов, которые бы оправдали ущемление основных прав человека. Однако натура государства в отношении прав человека противоречива. Оно и основной гарант их соблюдения и защиты, но также и основной нарушитель. Таким образом, должен быть некий социальный институт, защищающий гражданина от государства, от действий органов государственной администрации. Этим и занимается институт омбудсмена.
С точки зрения гражданина, омбудсмен представляет собой должностное лицо, к которому можно обратиться в случае недовольства административным решением, процессом его принятия, а также действиями работников государственного аппарата.
В снижении напряженности взаимоотношений "государство гражданин" заинтересованы не только граждане, но и само государство. Общность проблем (бюрократизация управления, падение авторитета власти) обуславливают признание идеи омбудсмена в странах с разнообразными конституционными традициями и уровнем жизни. Несмотря на все достоинства традиционной юстиции, она обладает и очень существенными недостатками, такими как громоздкость процедур, их чрезмерная сложность и длительность, а также высокая стоимость процесса.
Законодательно признается, что омбудсмен является дополнительным средством правовой защиты по отношению к существующим правовым механизмам. Институт омбудсмена предоставляет максимально индивидуализированную помощь, свободную от формальных процессуальных требований и неограниченную жесткими правовыми (законодательными) рамками. Человек обычно предпочитает неформальные средства правовой защиты своих интересов.
Омбудсмена можно назвать скорее "магистратурой убеждения", поскольку он использует "оружие" гласности, критики и убеждения. Он решает в различных странах сходные задачи: придает правовой системе жизнеспособность, гуманизирует ее и смягчает существующие в ней противоречия. В круг функциональных обязанностей нового органа входит принятие и осуществление мер в пределах своей компетенции по наблюдению и восстановлению прав и свобод человека.
Пожалуй, не менее острой сегодня является проблема гарантирования человеческого достоинства и гражданских прав военнослужащих в Казахстане, по примеру зарубежных стран.
Призывники нередко испытывают чувство незащищенности и страха перед лицом военной иерархии. Военная администрация допускает нарушения прав подчиненных. Создание службы Военного омбудсмена, подобно тому, как это сделано в Швеции, Норвегии, Германии, способствовало бы укреплению армии, обеспечению исполнения военных законов и гарантии правовой безопасности военнослужащих. Деятельность Военного омбудсмена отвечало бы и интересам гражданского общества, ибо позволило бы избежать превращения армии в "государство в государстве". Предполагается, что военный омбудсмен Казахстана не будет вправе вмешиваться в технические вопросы национальной обороны или осуществлять функции военного эксперта. Цель его деятельности - укрепление доверия к военной администрации - не предполагает наделения омбудсмена властно императивными полномочиями. К Военному омбудсмену сможет обратиться любое лицо, заинтересованное в улучшении условий службы, озабоченное вопросами поощрения по службе, освобождения от воинской обязанности, обиженное старшим по званию, оскорбленное своим начальством, несправедливо наказанное. Омбудсмен не нанесет урона военной дисциплине, но будет способствовать поддержанию у членов общества ощущения безопасности в военной сфере.
Более сложная проблема - формирование в гражданском обществе и структурах власти политической и правовой культуры, в рамках которой казахстанский омбудсмен сможет эффективно выполнять возложенные на него функции. Принятие "омбудсменовского" образа мышления, предполагающего терпимые (толерантные) отношения гражданина и государственных служащих, потребует многих лет, а возможно, десятилетий.
Кроме того, для избрания или назначения омбудсменом требуется юридическое образование или опыт работы. Но в некоторых странах специального юридического образования или практики юридической работы не требуется. Считается, что эффективность деятельности уполномоченного по правам человека зависит не столько от должностных полномочий, сколько от морального и политического авторитета и влияния. Вот почему в цивилизованных обществах слово омбудсмена -- почти закон. Там же, где общество дезориентировано в идейно-политическом и моральном плане, институт уполномоченного по правам человека не работает, превращается в очередную декорацию демократии. Для обеспечения независимости и безупречной репутации уполномоченного по правам человека многие конституции устанавливают запреты на занятие других должностей или несовместимой деятельностью.
Помимо указанных цензов, запретов и ограничений зарубежное конституционное законодательство устанавливает также определенные гарантии для деятельности уполномоченного по правам человека. Обычно те же, что для парламентариев.
Опыт многих стран свидетельствует о необходимости специализации омбудсменов в рамках единого института, что также способствует более оперативной и эффективной защите прав и свобод различных категорий населения. Подобная тенденция уже достаточно проявляется. Кроме того, расширение международных связей, интеграционные процессы, особенно в Европе, делают популярной идею создания института международных омбудсменов, которые бы боролись за права людей в отдельных регионах.
Вместе с тем надо подчеркнуть, что институт уполномоченного по правам человека является порождением определенного уровня демократии и цивилизованности общества. Поэтому он способен реально проявить себя только в соответствующих условиях. При авторитарном режиме он неприменим, поскольку, даже в случае его учреждения, будет очередным декоративным органом.
Важным шагом в развитии демократии в Казахстане, по словам Башимова М, стало учреждение в 2002 году должности уполномоченного по правам человека. И сейчас, осознав значение омбудсмена, все чаще и чаще поднимается вопрос о необходимости усиления его функций и полномочий. К примеру, есть предложение ввести такую систему, при которой бы уполномоченный назначался Парламентом [48].
В некоторых странах мира омбудсмен приравнивается к должности председателя или членов конституционного суда, председателя или судей верховного суда и так далее. В нашей же стране его статус намного ниже. И такое положение, на мой взгляд, нужно менять. Ведь уполномоченный должен обладать очень большими правами, поскольку призван давать рекомендации должностным лицам Правительства, а также в пределах своей компетенции принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод.
Во многих государствах омбудсмены обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Их нельзя задержать, они не могут преследоваться за действия, которые совершают при исполнении должностных обязанностей. К сожалению, в казахстанском положении такой нормы нет, и это, несомненно, отрицательно сказывается на эффективности его деятельности. То же самое можно сказать и о заниженных требованиях к самой кандидатуре омбудсмена: этот человек, на мой взгляд, должен не просто иметь юридическое образование, но и очень высокую квалификацию, обладать ученой степенью.
Почти во всех странах мира омбудсмен сам утверждает структуру и штатное расписание своего рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях. Это положение особо важно, если мы ведем речь о действительной независимости уполномоченного по правам человека.
Омбудсмен должен иметь право обращаться в суд, правоохранительные органы за защитой нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Причем при обращении в судебные органы он должен освобождаться от уплаты государственной пошлины. Анализируя деятельность уполномоченного по правам человека в других странах, следует согласиться и с тем, что по случаям серьезного или массового нарушения прав и свобод граждан ему должно быть предоставлено право выступать на сессиях Парламента, обращаться в высший орган законодательной власти по вопросам организации специальных комиссий из состава депутатов для рассмотрения фактов нарушений.
По положению омбудсмен ежегодно представляет на рассмотрение Президенту страны отчет о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Казахстане и своей деятельности. Законодатель, на мой взгляд, должен четче определить содержание и процедуру, последствия представления отчета, а также закрепить обязательность публикации данного документа в официальных средствах массовой информации. Для повышения эффективности работы омбудсмена положение можно дополнить еще одной важной нормой, касающейся его взаимодействия со средствами массовой информации в плане установления тесных контактов и оказания с их стороны помощи уполномоченному в осуществлении тем своих обязанностей.
В ежегодных отчетных докладах омбудсменов СНГ называются органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, которые нарушали права и свободы человека, не считались с рекомендациями омбудсмена о мерах по восстановлению этих прав. Это должно отражаться и у нас. В закон об уполномоченном необходимо внести также норму, в соответствии с которой невыполнение обязанностей, установленных законом, а также создание в любой форме препятствий для деятельности омбудсмена караются законом и отражаются в его ежегодном отчете, становясь предметом особого обсуждения в Парламенте. Еще один аспект касается необходимости законодательного закрепления положения, обязывающего Правительство изучать и устранять отмеченные в докладе нарушения прав человека, сообщать о результатах омбудсмену.
Под защитой прав человека имеется ввиду защищенность человека от государства и его органов, ущемляющих права личности. Государство может предложить такую защиту своим гражданам только посредством юридических норм. В этом одна из главных трудностей реализации положений, заключенных во Всеобщей декларации прав человека и международных конвенциях по правам человека. Когда естественные права человека закрепляются в законах государства, то они становятся правами гражданина страны.
На современном этапе проблема преступлений против прав и свобод приобрела еще большую актуальность, остро стоит вопрос об обеспечении эффективности этой деятельности при условии четкой организации, мониторинга мероприятий по защите прав и свобод, совершенствования кадрового потенциала всех подразделений, занятых этим направлением работы, усиления правовой пропаганды с использованием средств массовой информации, активизации деятельности общественных организаций, развитию правой культуры. Только на основании этих мероприятий, на наш взгляд, защита прав и свобод граждан Казахстана должно осуществляться комплексно и далее с использованием всех профилактических видов деятельности, как государственными структурами, так и неправительственным сектором. Это общенациональная задача на пути построения цивилизованного гражданского общества и демократического правового государства.
Согласно мнению ряда ученых в числе основных направлений работы омбудсмана можно отметить следующие:
1. наблюдение за соблюдением в республике прав человека и выработка рекомендаций по уже проверенным и изученным фактам их нарушения.
2. расследование фактов нарушения прав человека.
3. проведение сбора информации и составление отчетов для соответствующих международных структур по правам человека.
4. осуществление просветительской деятельности.
Из четырех основных направлений деятельности только по двум первым институтом осуществляется практическая деятельность, вносятся коррективы в деятельность судебных и правоохранительных органов Республики Казахстан. Выявление фактов нарушений прав человека будет осуществляться путем направления в соответствующие инстанции запросов и проверки государственных органов, в системе которых произошли нарушения прав человека. Т.е. признание фактов правонарушений в отношении граждан будут выявлены или не выявлены самими органами, виновными в этом. Естественно, таких фактов будет немного.
Одним из действенных правозащитных институтов, широко распространенным в мире и доказавшим свою высокую эффективность, по словам Галямовой Д.Р., (КИСИ при Президенте Республики Казахстан) выступает институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана).
По официальному определению Международной ассоциации юристов омбудсман - это "служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению, и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады"
Уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный своей деятельностью дополняет существующие государственные средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Деятельность Уполномоченного не влечет ограничения компетенции других государственных органов, осуществляющих защиту прав человека в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности независим [47].
Правовой институт омбудсмана принадлежит в равной мере государству и гражданскому обществу, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов. Как социальный институт гражданского общества омбудсман восстанавливает баланс "сил" государства и общества в области защиты прав и свобод. Уполномоченный по правам человека оказывает помощь гражданам, побуждая различные институты государства выполнять обязанности в отношении членов гражданского общества. Дублирующая роль безопасности в виде омбудсмана находит ошибки и показывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечительных органов, то есть оказывает помощь, необходимую для более успешного и быстрого развития гражданского общества.
В отличие от других институтов защиты гражданских прав и свобод Уполномоченный по правам человека может руководствоваться не только правовыми нормами, но и правовыми принципами, действовать исходя из моральных соображений и идеалов справедливости. Гражданскому обществу свойственен естественно-правовой тип правопонимания, опирающийся на моральную природу юридических норм. Уполномоченный защищает и те права, которые не получили конституционного или законодательного закрепления, в том числе, право на хорошее (доброкачественное) управление, справедливо полагая, что законы гражданского общества по значению, содержанию и влиянию зачастую "перевешивают" позитивные законы.
Для омбудсмана не существует внешних, заранее заданных приоритетов: он полагается на собственный практический опыт деятельности в качестве защитника гражданских прав и свобод и демонстрирует саморегулирующие возможности гражданского общества. Сила института заключается в том, что он заключает в себе социальную власть общества. Даже лингвистическое значение термина "омбудсман" (власть, авторитет) отражает общую тенденцию усиления влияния гражданского общества на государственный организм.
Значение омбудсмана может быть оценено в рамках отношений «гражданин-администрация». Дополняя существующую систему гарантий правовой защиты, этот институт позволяет гражданам выразить свое отношение к административным актам и процедурам. Институт должен быть легкодоступным, недорогим и необременительным способом урегулирования споров междугосударственными органами должностными лицами) и гражданами. Служба привлекательна для социально и политически незащищенных членов общества, которые могут положиться на ее помощь. Деятельность омбудсмана индивидуализирована, что повышает ее влияние и авторитет.
Служба не угрожает административной системе, поскольку у нее отсутствуют полномочия по принятию юридически обязательных решений. Это облегчает восприятие рекомендаций Уполномоченного государственными служащими. Административные структуры чаще всего не препятствуют омбудсмановским расследованиям, ибо омбудсман способствует в конечном счете упрочению публичного доверия к администрации, нейтрализации настороженного отношения членов гражданского общества к управленческому аппарату.
По положению уполномоченный - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Для многих юристов остается непонятным выделение одного метода деятельности - наблюдения, который, как правило, выступает в качестве элемента в составе других.
"... Дальнейшее совершенствование законодательства об Уполномоченном по правам человека, с учетом мирового опыта, может происходить в следующих направлениях: В настоящее время Положение об уполномоченном по правам человека содержит общую констатацию независимости деятельности уполномоченного, что закономерно требует конкретизации и дополнений.
В частности, представляется возможным:
1. предусмотреть особый порядок привлечения Уполномоченного к уголовной или административной ответственности...
2. закрепить меры ответственности за вмешательство в деятельность Уполномоченного, воспрепятствование его работе, неисполнение должностным лицом обязанностей в отношении сотрудничества с Уполномоченным;
3. предусмотреть возможность отказа Уполномоченного от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу по обстоятельствам, ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей;
На сегодняшний день до конца не выяснена структура института Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан: демократична ли вертикально структурированная система или же уполномоченные на местах должны быть независимы от центральной власти.
Согласно положению об Уполномоченном по правам человека Уполномоченный назначается на должность Президентом Республики Казахстан после консультаций с Комитетами Палат Парламента Республики Казахстан.
На первоначальном этапе именно "властное" происхождение может придать должную силу институту Уполномоченного. Опыт зарубежных стран показывает, что политическая поддержка Президента и Парламента может оказать неоценимую поддержку в процессе становления и развития данного института. В то же время в дальнейшем потребуется усиление гарантий его иммунитета, обеспечения большей бюджетной самостоятельности.
Часть вышеперечисленных проблем решила бы выборность на должность Уполномоченного, она бы повысила доверие народа к данному институту. Это дало бы нам усиление диалога между Уполномоченным, народом и государством, что положительно сказалось бы на укреплении гражданского общества.
Требует дальнейшей конкретизации порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным, а также регламентация его взаимоотношений с властными органами в процессе рассмотрения жалобы. Как показывает опыт зарубежных стран, омбудсман зачастую рассматривает жалобы на нарушение прав нередко после того, как все законные пути для их разрешения исчерпаны. ... Введение данной нормы в казахстанское законодательство логично и не противоречит уже существующим положениям [49, с. 36].
Исходя из всего сказанного формирование гражданского общества в Республике Казахстан связано с решением следующих задач:
1. Совершенствованием законодательной базы, способствующей развитию и укреплению гражданского общества.
2. Созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике, исключающей экономическое принуждение. По своему характеру эта экономика должна быть многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей -- собственников;
3. Достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане являются хозяевами произведенного ими общественного продукта;
4. Изменением социально-экономической системы общества и формированием "среднего класса", который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;
5. Демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении;
6. Повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры
7. Выборность должности омбудсмена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переда написанием работы перед нами была поставлена следующая цель - рассмотреть основные направления развития гражданского общества в Республике Казахстан на современном этапе развития нашего государства.
Задачи работы:
1. Рассмотреть конституционные основы формирования гражданского общества в Республике Казахстан.
2. Раскрыть основные пути развития институтов гражданского общества.
3. Рассмотреть особенности института омбудсмена.
Мы считаем, что поставленная цель нами достигнута, задачи выполнены.
Казахстан - страна восходящей демократии. А демократия немыслима без законности. Демократическое государство не может быть не правовым. За годы независимости Казахстан, безусловно, серьезно продвинулся к достижению этой цели. Но правовым государство становится лишь в случае, если само общество является таковым. Для того, чтобы и государство, и общество могли называться правовыми, необходимы как минимум три условия: современное, качественное законодательство, адекватное ему правоприменение и надлежащее правовое сознание. Многое уже сделано по всем трем направлениям.
Конституция, обладая верховенством и прямым действием на территории страны, не подменяет систему действующего права. Положения и нормы Основного Закона реализуются также через соответствующее его букве и духу многоотраслевое законодательство. Новым этапом более полной реализации положений и норм Конституции стала Концепция правовой политики, одобренная Президентом страны , Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2001 года, Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 22 мая 2007г.
Конституция Республики Казахстан от 1995 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода и постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.
Становление и функционирование гражданского общества во внегосударственной сфере общественных отношений не означает его изолированности от государственно-правовых институтов, организационной деятельности государственных органов и организаций, правовых средств воздействия на деятельность организаций и поведение людей в системе гражданского общества. Конституция закрепляет основы формирования, развития и защиты гражданского общества, определяет начала его взаимосвязей с государством. Она должна провозгласить приоритет гражданского общества над государством, обеспечивающим условия нормального его функционирования.
Исходя из всего сказанного формирование гражданского общества в Республике Казахстан связано с решением следующих задач:
1. Совершенствованием законодательной базы, способствующей развитию и укреплению гражданского общества.
2. Созданием экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и рыночной экономике, исключающей экономическое принуждение. По своему характеру эта экономика должна быть многоукладной, сочетающей возможности частных, кооперативных, коллективных и государственных товаропроизводителей -- собственников;
3. Достижением экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане являются хозяевами произведенного ими общественного продукта;
4. Изменением социально-экономической системы общества и формированием "среднего класса", который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;
5. Демократическим преобразованием политической системы, которое связано с повышением роли партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении.
6. Повышением роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры
7. Выборность должности омбудсмена
Уже не мало сделано на данном этапе развития государства, усилена роль Парламента, увеличено количество мест в Парламенте, все депутаты избираются по пропорциональным спискам (кроме тех из них, что избираются Ассамблеей народов Казахстана. Роль Ассамблеи возрастает в связи с принятием изменений в Конституцию». «Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана» [50]), усилена роль маслихатов и т.д. Но все еще остаются нерешенные проблемы, как-то необходимость внесения в Концепцию развития гражданского общества на 2006-2011 года изменений направленных на дальнейшее развитие партий, средств массовой информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сейлеханов Е.Т. - Опыт демократизации в Казахстане: анализ предпосылок и прогнозный оценки, сборник материалов научно практической конференции «Республике Казахстан 15 лет: достижения и перспективы». -- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 28 ноября 2006 г.
2. Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан, Юридическая газета, июль 2006 г.
3. п. 1,2 ст. 1 Конституционного закона Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан».
4. Конституция Республики Казахстан, Алматы, 1995 г., с изм. и дополнениями на 1998 г.
5. Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года "О государственной независимости Республики Казахстан"
6. Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан».
7. Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан: Курс лекций. - Алматы: Білім, 1999. - 336 с.
8. Закон «О гражданстве Республики Казахстан»
9. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. - 552 с.
10. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030»
11. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая и особенная части), Алматы, Юридическая литература, 2001 г.
12. Черниловский В.Т. Гражданское общество: опыт исследования// Государство и право. 1992. № 6.
13. Игорь Рогов - Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан, Конституция мира, созидания и прогресса, Астана 27 августа 2004
14. Доклад Назарбаева Н.А. на встрече с дипломатическим корпусом, Acтaнa, 2004г.
15. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1391 «О постоянно действующем Совещании по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества».
16. Назарбаев Н.А. Новый шаг Казахстана по пути углубления демократии и развития гражданского общества. Литовский курьер № 48 (404) 11.28.2002.
17. Указ "О Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан", от 2 ноября 2004 г.
18. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год», Казахстанская правда, 5 апреля, 2003.
19. Михайлова О. Конституция Республики Казахстан в действии, Владимир Ким интервью «Зан ж?не заман» №8 (54) 2004г. стр. 3-6
20. Темиргалиев М.М. Основные направления государственной политики в области создания и распространения массовой информации в Республике Казахстан. - Алматы: Журнал «ВЕСТНИК КазНУ», № 3 (28). Издательство «?аза? университеті», 2003, стр. 64
21. Концепция правовой политики Республики Казахстан 2002 г. // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. - Астана, 2002. стр. 57-61
22. Морозов А.А., Законодательные аспекты деятельности средств массовой информации в период электоральных кампаний, ANALITIK,S12003r. cтp. 43-47.
23. Нысанбаев А О формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами в Республике Казахстан. Информационно-аналитический журнал «Саясат».: № 7/02. с. 63-65.
24. Кодекс РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет от 12 июня 2001г.// Ведомости Парламента РК. 2001. № 11-12. стр. 168.
25. Морозов А. - Развитие СМИ Республики Казахстан за годы независимости: основные этапы и современное состояние, сборник материалов научно-практической конференции «Республике Казахстан 15 лет: достижения и перспективы». -- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 28 ноября 2006 г.
26. Климкин С. К вопросу о правовом положении средств массовой информации. - Информационно-аналитический журнал «Правовая реформа в Казахстане», № 2/2003., стр 32-33.
27. Белиспаев A.M., Децентрализация и развитие местного самоуправления в республике Казахстан, Саясат, № 4-5, 2000г., стр. 53-58.
28. Аглешов К., финансово-экономическая модель местного самоуправления в Республике Казахстан, Саясат-POLICY, №4, 2004г. стр. 37.
29. Илеуова Г., Серажиева С, Альжани Ж. Анализ результатов экспериментальных выборов акимов сельских округов, КИСИ. Алматы 2002г.
30. Ильясов С.К. - Внедрение местного самоуправления как института политического участия населения Казахстана, сборник материалов международной научной конференции «Опыт демократических реформ на евразийском пространстве: сравнительные модели и практические механизмы». -- Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 28 сентября 2006 г.
31. Жумадилова А. Местное самоуправление в Республике Казахстан: современное состояние и перспективы, ЗаН жЭне заман, № 8 (54) 2004, cтp. 38-40
32. Шукеев Б. Проблемы введения суда с участием присяжных заседателей в Казахстане, Фемида №11 2003г. с. 17-24, с. 17.
33. Конституция Республики Казахстан и актуальные проблемы права, Мырзаке Г.Ж. К вопросу о модели суда присяжных: Сборник научных трудов. - Караганда: КарЮИ МВД РК, 2002. - 128 с. (с. 90-94)
34. Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», 25 декабря 2000 г.
35. Султанова А. Доклад национального информационного агентства КазИнформ, Алматы, 2005
36. Бельгибаев СТ. Некоторые аспекты формирования гражданского общества в Казахстане, ANALINIK, №4 2004г., с. 20-22
37. Венгеров А.Б. - Теория государства и права. Ч.2, Теория права, Москва, Юристъ,1997.
38. Крусс В.И. Актуальные проблемы злоупотребления правами и свободами человека //Государство и право, 2002, № 7.
39. Права человека: Учебное пособие. - Алматы: Бастау, 2002.
40. Котов А.К. - Суверенный Казахстан: гражданин, нация, народ (вопросы конституционного права), Алматы, Жети Жаргы, 1996.
41. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход.-Алматы: ВШП «Эдшет», 2000.
42. Теория права и государства. Под ред. Г.Н. Манова. М: Издательство БЕК, 1996. C. 238
43. Закон «О средствах массовой информации», 1999 г.
44. Всеобщая история государства и права, под ред. Батыра К.И., Москва, Былина, 496 стр.
45. Омельченко О.А. - Всеобщая история государства и права, Москва, ТОН-ПРИОР, 1999 г., 528 стр.
46. Сарсембаев М.А. - Международное право, Алматы, Данекер, 1999 г.
47. Указ Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года "Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека".
48. Башимов М. Институт омбудсмена в Республике Казахстан. -Информационно-аналитический журнал "Правовая реформа в Казахстане", № 2 l 2003, cтp. 7-14.
49. Галямова Д.Р., Условия и факторы эффективности института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) ANALITIK, 2/2003 cтp. 35-38)
50. Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», Казахстанская правда, 22 мая 2007 г.