Рефераты

Некоммерческие организации: теорико-правовые и практические проблемы

p align="left">В российской практике существует большое количество некоммерческих организаций, которые можно подразделить на несколько видов в зависимости от признака, положенного в основу классификации: 1) организации, в отношении которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. К их числу относятся организации, финансируемые учредителями; 2) организации, в отношении которых их учредители, участники, члены не имеют имущественных прав. Это общественные и религиозные организации (объединения), фонды, торгово-промышленные палаты, автономные некоммерческие организации; 3) организации, в отношении которых их участники имеют обязательные права. Это, прежде всего некоммерческие партнёрства, потребительские кооперативы, учреждения, ассоциации и союзы.

В зависимости от состава участников некоммерческие организации подразделяются на: 1) организации, имеющие членство. К ним относятся потребительские кооператоры, объединения юридических лиц, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнёрства, торгово-промышленные палаты; 2) организации, не имеющие членства. Это прежде всего фонды и автономные некоммерческие организации.

Некоммерческие организации можно подразделить на две группы по составу учредительных документов: 1) некоммерческие организации, действующие на основании учредительного договора и устава. К ним относятся ассоциации и союзы; 2) организации, строящие свою деятельность только на основании устава. Это общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, некоммерческие партнёрства, потребительские кооперативы, автономные некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты и товарищества собственников жилья.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Некоммерческие организации, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации

Российская потребительская кооперация возникла в условиях капитализма, затем достаточно длительный период действовала в коллективистской экономической системе и в настоящее время перестраивает свою деятельность применительно к рыночным отношениям. Ее развитие в современных условиях сдерживается тем, что фактически действующие экономические принципы хозяйствования и структура управления создавались еще в административно-командной системе и новым условиям не соответствуют
Ефремова Г.М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации. - Новосибирск., 1999. - С. 4..

В действующем Гражданском кодексе РФ потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям в противовес производственным, что предопределяет соответствующую специфику правового регулирования. Тем самым заложена основа для глубокого водораздела двух исторически однородных организационно-правовых образований. Ущербность такого подхода справедливо подвергнута критике Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. - 1988. - № 8. - С. 71-81.. Кооперативы независимо от видов их деятельности - торговой, посреднической или производственной - объединяют общекооперативные принципы Макаренко А.П. Теория и практика кооперативного движения. - М., Норма. 2000. - С. 313-322; Беднова Е. Международные кооперативные принципы и российский Закон о производственных кооперативах // Российская юстиция. - 2000. - №2 - С. 28-29; Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. -Чита., 1998. - С. 11.. Принципиальной чертой потребительских кооперативов является наличие пайщиков, не связанных с личным трудовым участием. Во всем остальном существенной разницы между отдельными видами кооперативов не существует.

Гражданский кодекс РФ относит любые виды потребительских кооперативов к некоммерческим организациям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Как известно, критериями коммерческой организации являются: цель основной деятельности - извлечение прибыли; возможность распределения полученной прибыли между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ) Кашковский О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. - 2000. - № 5. - С 14-19; Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. - СПб., Питер. 2002. - С. 176.. В потребительском кооперативе понятие "участник" характеризует учредителей и пайщиков. Несложно представить, во что превратится потребительский кооператив, если его учредителями станут коммерческие организации и будут распределять полученную прибыль между собой, от разрешенной предпринимательской деятельности в соответствии с п. 5 ст. 116 ГК.

Правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов определяются ГК РФ и законами о потребительских кооперативах (п. 6 ст. 116 ГК РФ) Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное) / Под ред. Садикова О.Н. - М., ИНФРА-М. 2005. - С. 217.. Таким образом, ГК РФ закрепляет норму о необходимости принятия комплекса законодательных актов, регулирующих деятельность потребительских кооперативов.

Таким образом, создается правовая основа деятельности различных видов потребительских кооперативов как предпосылка для развития всей потребительской кооперации на основе гражданского законодательства.

ГК РФ не формулирует виды потребительских кооперативов, тем самым дает простор законам предусмотреть различные виды кооперативов. Лишь в п. 3 ст. 116 ГК РФ крайне неудачно упоминается о потребительском союзе и потребительском обществе. Данная норма неверно называет потребительский союз разновидностью потребительского кооператива, ибо союз - это самостоятельный вид некоммерческой организации.

Потребительская кооперация вступает в новую фазу своего развития. Это предопределяет поиск новых путей правового регулирования соответствующих отношений.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" приводит следующее определение: "Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения" Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930..

Повышение роли общественных объединений в России в последние годы представляет собой объективную закономерность. Эта закономерность опирается на статью 30 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что "каждый имеет право на объединение...".

Такое рассмотрение проблемы общественных объединений вполне правомерно, поскольку с ней тесно связан вопрос о правотворческой деятельности общественных объединений и о выполнении ими функций некоторых государственных органов. Это формы, в которых общественные объединения осуществляют свое участие в политической жизни и общества в целом.

Несмотря на то что Гражданский кодекс РФ не разделяет два понятия: "общественные организации" и "общественные объединения", можно с уверенностью сказать, что эти два общественных объединения близки в текстах. Так, например, ст. 117 ГК РФ дает следующее определение: "Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей" Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / Отв. ред. Садиков О.Н. - М., Норма-Инфра. 2001. - С. 117..

В настоящее время нормы, регулирующие те или иные аспекты организации и деятельности общественных объединений, содержатся в большом количестве в ведомственных нормативных актах. Это объясняется тем, что деятельность государства и общественных объединений обеспечивается не одним, а целой системой государственных и общественных органов.

Впервые понятие фонда было закреплено в п. 1 ст. 118 ГК, а затем продублировано в ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Деятельность фондов, помимо ГК и Федерального закона "О некоммерческих организациях", регламентируется Федеральными законами "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", а также подзаконными актами (например, Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. № 242 "О национальном фонде молодежи" Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 965.).

Фонд обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют целям его деятельности, закрепленным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Фонд не вправе участвовать в деятельности хозяйственного товарищества (п. 2 ст. 118 ГК).

Учредителями фонда могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления. Учредителями благотворительного фонда не вправе выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также унитарные предприятия и учреждения (ст. 8 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Иногда учредителями фондов может выступать Российская Федерация. Фонды, образованные за счет государственного (муниципального) и частного капитала, называются общественно-государственными. Таким фондом, например, является Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. № 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4501..

Единственным учредительным документом фонда является устав. В соответствии с п. 4 ст. 118 ГК, п. 1 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устав фонда должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда, указания об органах фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Для некоторых фондов разработаны типовые уставы. В соответствии с п. 1 ст. 119 ГК устав фонда может быть изменен органами фонда только в том случае, если уставом предусмотрено его изменение в таком порядке. Если же в уставе фонда такое право органам фонда не предоставлено, то изменение устава фонда допускается только на основании решения суда.

В отличие от иных видов некоммерческих организаций для фондов законодатель не устанавливает какой-либо определенной структуры органов управления. Перечень и структура органов управления фонда закрепляются в его уставе. Однако, какую бы систему органов ни установил устав фонда, в этой системе обязательно должен присутствовать специальный орган - попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, за использованием средств фонда, соблюдением им законодательства. Попечительский совет действует на общественных началах (п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями и иными лицами, которые при этом не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Следовательно, исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Законодатель также установил целевое назначение имущества фонда, то есть обязанность использовать имущество для целей, определенных уставом. Отсюда следует, что любая сделка, совершенная фондом с использованием своего имущества на цели, не соответствующие его уставу, может быть признана судом недействительной по иску самого фонда, его учредителей и иного заинтересованного лица.

Учредители, желающие выйти из фонда, не ограничены в этом, однако они не вправе при этом требовать возврата своего имущества либо иной компенсации за переданное имущество даже при ликвидации фонда.

Фонд может быть реорганизован по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета, однако фонд не может быть преобразован в другой вид юридического лица Шириков А. Преобразование некоммерческих организаций: взгляд на проблему // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 2. - С. 6..

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц. На это прямо указывают п. 2 ст. 119 ГК и п. 2 ст. 18 Закона "О некоммерческих организациях". Имущество, остающееся после удовлетворения всех требований кредиторов фонда, направляется на цели, указанные в уставе фонда. Однако фонд возможно ликвидировать и в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК в случае признания его банкротом на основании заявления фонда и его кредиторов.

Пунктом 2 ст. 119 ГК и п. 2 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" для фонда предусмотрены дополнительные, по сравнению с другими формами юридических лиц, основания ликвидации:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.

Среди фондов законодатель выделил определенные виды, которым придал особое значение, введя регулирование их деятельности специальными федеральными законами.

Так, например, в Федеральном законе "Об общественных объединениях" предусмотрена возможность создания общественного фонда, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Учредителями общественного фонда могут выступать граждане и юридические лица - общественные объединения. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей общественного фонда.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в целях предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков создаются фонды взаимного кредитования. Кредиты выдаются только учредителям фонда взаимного кредитования.

Фонд взаимного кредитования осуществляет свою деятельность на основе устава, утвержденного учредителями.

Устав фонда взаимного кредитования, помимо сведений, указанных в ст. ст. 52, 118 ГК, должен содержать:

сведения о сумме взноса учредителя;

сведения об объектах кредитования;

порядок очередности предоставления кредита;

правила ведения кассовых операций;

перечень должностных лиц, уполномоченных вести кассовые операции;

порядок контроля за соблюдением кассовой дисциплины и ответственность за ее нарушение;

порядок ревизии фонда взаимного кредитования;

сведения о банках, в которых хранятся наличные деньги фонда взаимного кредитования.

Фонды проката создаются садоводами, огородниками и дачниками в целях обеспечения учредителей садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений современными средствами производства, применяемыми при возведении и ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройстве и обработке садовых, огородных и дачных земельных участков.

Фонд проката осуществляет свою деятельность на основе устава, утвержденного учредителями.

Устав фонда проката, помимо сведений, указанных в ст. ст. 52 и 118 ГК, должен содержать:

а) сведения о сумме целевого взноса учредителя;

б) перечень средств производства, приобретаемых для фонда проката;

в) порядок предоставления садоводам, огородникам и дачникам средств производства для временного пользования;

г) перечень должностных лиц, ответственных за организацию работы фонда проката.

В соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" допускается возможность создания благотворительного фонда, статус которого имеет целый ряд особенностей.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (п. 1 ст. 6 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная деятельность осуществляется в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

охраны окружающей природной среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов - М., ЗАО Юстицинформ. 2006. - С. 215..

Высшим органом управления благотворительного фонда является его коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном его уставом (п. 1 ст. 10 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

К компетенции высшего органа управления благотворительного фонда относятся:

изменение устава фонда;

образование исполнительных органов, его контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение благотворительных программ;

утверждение годового плана, бюджета фонда и его годового отчета;

принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств.

Члены высшего органа управления благотворительного фонда выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса). Члены высшего органа управления фонда и его должностные лица не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является этот благотворительный фонд.

Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительный фонд вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительного фонда в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Источниками формирования имущества благотворительного фонда, согласно ст. 15 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", могут являться:

взносы учредителей благотворительного фонда;

благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных фондом;

труд добровольцев;

иные не запрещенные законом источники.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение 1 года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за соответствием деятельности благотворительного фонда целям, ради которых он создан. Фонд ежегодно представляет в Федеральную налоговую службу отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований законодательства Российской Федерации по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительного фонда;

составе и содержании благотворительных программ фонда (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности фонда;

нарушениях требований законодательства Российской Федерации, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Благотворительный фонд обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

В соответствии со ст. 121 ГК и ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях" коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов могут объединяться и создавать объединения юридических лиц в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации и союзы (п. 2 ст. 121 ГК). Следует заметить, что, согласно п. 4 ст. 50 ГК, допускается создание объединений юридических лиц, в которые бы входили одновременно как коммерческие организации, так и некоммерческие.

В юридической литературе Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. - М., Проспект. 2001. - С.52. высказана точка зрения, что участниками ассоциации (союза) в силу принципа аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) могут быть и индивидуальные предприниматели. На наш взгляд, с данным выводом согласиться нельзя, так как в силу императивного указания закона (ст. 121 ГК) ассоциация (союз) представляет собой объединение юридических лиц, а не физических лиц. Поэтому индивидуальные предприниматели могут объединяться с целью координации своих действий в иные некоммерческие организации, но никак не в ассоциации (союзы) Орлов А.И. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по Российскому законодательству // Право и экономика. - 2007. - № 4. - С. 19..

Ассоциации (союзы) представляют собой некоммерческие юридические лица, создаваемые на добровольной основе. Объединяющиеся в ассоциацию или союз юридические лица сохраняют свою собственную самостоятельность и права юридического лица.

Особенностями ассоциаций и союзов является то, что они создаются с целью координации деятельности участников, а также представления и защиты интересов их членов. Следовательно, ассоциация (союз) обладает специальной правоспособностью, объем которой зависит от воли ее участников. Именно поэтому исключается возможность непосредственного осуществления объединением деятельности, не предусмотренной его учредительными документами. Ассоциация (союз) не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но может создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Вместе с тем доходы от такой деятельности ассоциация (союз) не может распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды данного объединения юридических лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 17 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 499. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации должна быть уведомлена учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в Единый государственный реестр юридических лиц):

о создании, слиянии и присоединении ассоциаций, союзов, если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее 2 коммерческих организаций;

об изменении состава участников (членов) ассоциаций, союзов, если в состав участников этих организаций входит не менее 2 коммерческих организаций.

Указанные требования распространяются на ассоциации, союзы, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов).

Участники либо один из участников объединения (ассоциации, союза) финансовых организаций обязаны направить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о получении согласия в течение 30 дней с момента принятия ими решения о создании объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций Неволин О.В. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и антимонопольное законодательство // Право и экономика. - 2007. - № 10. - С. 23..

Решение о признании создания объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций правомерным либо ограничивающим конкуренцию на рынке финансовых услуг принимается Федеральной антимонопольной службой в течение 30 дней после получения всей необходимой для принятия указанного решения информации.

Законодательство Российской Федерации не проводит четкого разграничения между понятиями ассоциации и союза. В юридической литературе высказывается точка зрения, что ассоциация представляет собой объединение однотипных коммерческих организаций, а союз - объединение, в основе которого лежат другие мотивы (например, территориальная общность, общий рынок сбыта продукции) Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. Садиков О.Н. - М., БЕК. 2001. - С. 247..

Специфической разновидностью ассоциации является совет муниципальных образований, создаваемый в порядке, предусмотренном ст. 66 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822. (данное юридическое лицо вряд ли можно считать ассоциацией (даже несмотря на прямое указание Закона), поскольку оно создается муниципальными образованиями, а не юридическими лицами).

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, определяющий условия объединения, а также утвержденный объединяющимися лицами устав. В уставе должно содержаться указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза). Поскольку деятельность ассоциации (союза) основана на членстве, то в уставе следует указать членские права и обязанности, условия и порядок приема в члены, а также основания для лишения членства. Учредительным документом объединения юридических лиц, помимо устава, в силу ст. 122 ГК и ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" является и учредительный договор Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Садикова О.Н. - М., ИНФРА-М. 2005. - С. 125., в котором учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава (п. 3 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Учредительные документы ассоциации (союза) также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства (п. 2 ст. 122 ГК, п. 3 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

В учредительные документы ассоциаций (союзов) общественных объединений необходимо включать дополнительные сведения, перечень которых определен ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ст. 7 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Высшим органом управления ассоциацией (союзом) является общее собрание членов, исключительная компетенция которого определена п. 3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях". В ассоциации (союзе) действует также исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью, который отчитывается перед общим собранием членов. Исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным, в зависимости от определения его статуса в учредительных документах. К компетенции исполнительного органа могут быть отнесены только те полномочия, которые по закону не относятся к исключительной компетенции общего собрания членов.

Имущество ассоциации (союза) состоит из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и принадлежит ей на праве собственности. При этом учредители такого объединения юридических лиц не приобретают на указанное имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК). Законодательством Российской Федерации не предусмотрен минимальный размер имущества данной организации и размер взноса члена ассоциации (союза).

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а члены не отвечают по обязательствам ассоциации (союза). Однако закон не исключает возможность возложения на членов субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если размер и порядок привлечения к такой ответственности определены учредительными документами ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами (информационными, консультационными, юридическими и т.д.). Так как ассоциация (союз) представляет собой добровольное объединение юридических лиц, то каждый ее член вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение 2 лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (п. 2 ст. 123 ГК). Основания и порядок исключения определяются в учредительных документах организации.

Принятие в ассоциацию (союз) новых членов возможно только с согласия ее действующих членов. При этом решение о принятии должно быть единогласным согласно п. 3 ст. 123 ГК.

2.2 Некоммерческие организации, предусмотренные другими федеральными законами

Существует очень много критериев для классификации юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ и принятыми в его продолжение федеральными законами: по форме собственности, по целям деятельности, по составу учредителей, по характеру прав участников в отношении юридического лица, по объему вещных прав юридического лица на используемое им имущество, по форме участия членов (участников), по порядку образования, по числу лиц - участников юридического лица Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части: Учеб.-практ. пособие. - М., Дело. 2000. - С. 119..

В отношении необходимости классификации юридических лиц в российском праве на корпорации и учреждения среди отечественных ученых не существует единства мнений.

Основная проблема заключается в том, что с момента появления в правовой науке классификации юридических лиц на корпорации и учреждения произошел процесс плюрализации организационно-правовых форм юридических лиц, новые виды которых не всегда соответствуют жестким требованиям, казалось бы, прочно устоявшихся классификаций. Помимо того что классификация по тем или иным основаниям как логический прием является "...обычно результатом некоторого огрубления действительных граней между видами", с развитием знаний о предметах "происходит уточнение и изменение классификаций" Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. 5-е изд. - М., Политиздат. 1987. - С. 200.. При этом необходимо оговориться, что традиционный дихотомический способ классификации применительно к делению юридических лиц на корпорации и учреждения далеко не безупречен, и прежде всего терминологически, потому что понятие корпорации как организации, основанной на объединении лиц или капиталов, главным признаком которой должно быть именно наличие "корпоративной природы", т.е. союза двух или более лиц, не является антитезой понятию "учреждение", которое должно определять в качестве своего главного свойства отсутствие какого бы то ни было объединения. При использовании понятия корпорации в дихотомическом ряду следует обратить внимание на противопоставление ее коллективных начал принципам унитаризма в парной противоположности. Исходя из этого, более корректной является классификация юридических лиц по указанным критериям на коллективные (корпоративные) и унитарные (некорпоративные).

Еще одним обстоятельством, по которому такое деление юридических лиц не прижилось на российской почве, является и то, что в современном российском праве "учреждение" и "корпорация" являются совершенно конкретными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, причем с достаточно причудливыми признаками.

Так, классическое понимание корпорации как формы юридического лица, при которой двое или несколько лиц объединяются для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, явно не соответствует исключительно "унитарной" модели государственной корпорации, регламентированной в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Модель учреждения в российском праве также является исключительно унитарной. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также ст. 120 ГК РФ учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которое создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Такое понимание учреждения также не соответствует правовой традиции, ибо учреждение предполагалось как "особый субъект имущества, которому и будут принадлежать средства, назначенные для определенной цели и выделенные для этих целей из имущества различных лиц. Такое выделение может состоять на основании договора нескольких лиц, по дарственному или завещательному акту одного лица" Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М., Статут. 2003. - С. 316..

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что объединение лиц и капиталов является необходимым признаком корпорации, но недостаточным, таким достаточным признаком является наличие "членства" в организации.

В качестве вывода настоящего раздела необходимо выделить ряд обстоятельств.

В современном отечественном праве помимо объективных проблем нормативно-правового характера существует ряд проблем теоретического плана, которые не позволяют говорить о соответствии классического понимания корпорации пониманию российскому. В современном российском праве понятие корпорации используется в нескольких значениях. Условно можно говорить о значении понятия корпорации в легальном и доктринальном смыслах. С одной стороны, в юридической литературе часто упоминается о корпорациях, причем это понятие используется в классическом значении, т.е. как организация - объединение лиц или капиталов в противовес учреждению, с другой стороны, понятие корпорации легитимизируется в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях в качестве некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты