Рефераты

Некоммерческие организации: теорико-правовые и практические проблемы

лужить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Необходимо отметить, что в Законе о некоммерческих организациях (п.2 ст.24) в отличие от ГК указано только первое условие: некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Второе условие о необходимости соответствия предпринимательской деятельности уставным целям некоммерческой организации в этом Законе отсутствует.

С точки зрения общих принципов применения норм законодательства не вызывает сомнения приоритетность норм Гражданского кодекса как акта высшей иерархии (п.2 ст.3 ГК), который устанавливает специальную, а не общую правоспособность (хозяйственную компетенцию) некоммерческих организаций.

Указанное противоречие вызвало неоднозначное понимание и правоприменение. В литературе высказывается точка зрения, что "требование соответствия всякой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций их уставным целям применительно к отдельным видам некоммерческих организаций не является бесспорным" Кудрявцева Г.А. Федеральное законодательство России о праве общественных объединений на осуществление предпринимательской деятельности // Право и экономика. - 1998. - № 9. - С. 11.. Автор приводит в качестве возможного несоответствия уставным целям организации участие некоммерческой организации в хозяйственном обществе, производящем непрофильные для целей организации товары. Так, не вызывает сомнения участие общественной организации инвалидов в акционерном обществе, производящем протезы для инвалидов.

Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности вообще имеет неоднозначную оценку. Она позволяет некоммерческим организациям в современных условиях недостаточного финансирования культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития. Заслуживает всяческого поощрения деятельность общественных организаций инвалидов, приобщающих к труду незрячих, глухих, людей с другими дефектами здоровья к общественно полезному труду, способствующих социальной реабилитации. Однако под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима правового регулирования стала осуществляться разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные задачи. Такая ситуация бросила тень на многие положительные инициативы.

Для разрешения этой ситуации законодатель, в частности, пошел по пути унификации налогообложения прибыли, получаемой организациями независимо от их вида. Концепцией гл.25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", вступившей в силу с 1 января 2002 г., в отличие от ранее действовавшего налогового законодательства, является определение круга налогоплательщиков независимо от квалификации организации в качестве коммерческой или некоммерческой. Плательщиками налога на прибыль являются также и некоммерческие организации. Принцип исключения из налогооблагаемой базы доходов некоммерческих организаций, получаемых ими не от предпринимательской деятельности, остался только в части невключения в налоговую базу так называемых целевых поступлений, к которым, согласно п.2 ст.251 НК РФ, относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованных указанными получателями по назначению. В Кодексе приводится исчерпывающий перечень таких целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Что же такое предпринимательская деятельность некоммерческих организаций и в каких формах она может осуществляться?

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п.2 ст.24 Закона о некоммерческих организациях). Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы:

предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

И здесь мы можем ответить на поставленный выше вопрос: противоречит ли требованиям ГК о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, и их предпринимательская деятельность, связанная с созданием и участием в коммерческих организациях.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют ограничения в занятии предпринимательской деятельностью. Так, ассоциации (союзы) коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (п.1 ст.121 ГК).

Примерами ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций могут служить, например, запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п.4 ст.12 ФЗ от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), возможность для общественных фондов и благотворительных общественных объединений создавать и принимать участие только в хозяйственных обществах (ст.118 ГК).

В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст.825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п.3 ст.1027 ГК). По общему правилу, доверительным управляющим может быть только коммерческая организация (п.1 ст.1015 ГК).

Законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней "коммерциализации", чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

В целом ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в хозяйственном обороте. По части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало чем отличается от правоспособности коммерческой организации.

Это обстоятельство, а также возможность некоммерческих организаций нести самостоятельную имущественную ответственность (кроме учреждений) позволяют отдельным авторам ставить резонные, на наш взгляд, вопросы о наличии у большинства некоммерческих организаций экономических предпосылок для применения к ним процедур несостоятельности (банкротства) Свит Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. - 2000. - № 10. - С.23.. Как известно, в настоящее время пункт 1 ст.65 ГК содержит закрытый перечень некоммерческих организаций, которые могут быть признаны банкротами, - это потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. По мнению указанного автора, все некоммерческие организации, обладающие имуществом на праве собственности, могут быть включены в перечень субъектов, к которым могут быть применены процедуры банкротства. Это позволит создать дополнительные гарантии для кредиторов в отношении возможности взыскания задолженности, а некоммерческим организациям - использовать меры по восстановлению платежеспособности и освобождению от долгов, предусмотренные законодательством о банкротстве.

Верно, на наш взгляд, также то, что процедуры банкротства, применяемые к некоммерческим организациям, должны иметь определенные особенности, обусловленные их спецификой. В частности, это касается восстановительных мероприятий и процедуры внешнего управления. Проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности не должно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера, ради которой создана организация. Поэтому важная роль в восстановлении платежеспособности должна отводиться не расширению предпринимательской деятельности организации, а приведению в надлежащее состояние ее дел (взыскание долгов, реализация недвижимого имущества, не имеющего существенного значения для деятельности организации и т.п.) и получению помощи от учредителей и иных лиц.

Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате их предпринимательской деятельности, как правило, поступают в их собственность и учитываются на балансе организации. Исключение составляют доходы учреждений, полученные ими от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, которые поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и также учитываются на отдельном балансе (п.2 ст.298 ГК). Любая коммерческая организация (кроме учреждения) отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (п.2 ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях).

Правовая природа предоставленного учреждению права самостоятельного распоряжения доходами от приносящей такие доходы деятельности неоднозначно оценивается специалистами. Большинство ученых придерживаются мнения, что закрепленное в ст.298 ГК право является правом хозяйственного ведения Маттей У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - М., Норма. 1999. - С. 331; Комментарий к ГК РФ / Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра. 1995. - С. 321; Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под ред. Тихомирова М.Ю. - М., Изд-во М.Ю. Тихомирова. 1998. - С.67.. Другая точка зрения, нашедшая отражение не только в научной доктрине, но и в законодательных актах, состоит в том, что доходы, получаемые учреждением от предпринимательской деятельности, поступают в собственность учреждения, поскольку только собственник может самостоятельно распоряжаться имуществом Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М., Юрист. 2000. - С. 172.. Третьей точкой зрения является позиция, что право самостоятельного распоряжения учреждением доходами от приносящей такие доходы деятельности является особым вещным правом, которое не укладывается ни в рамки оперативного управления, ни в рамки права собственности Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2000. - С. 357.. И наконец, последняя концепция состоит в том, что государство остается единым и единственным собственником имущества учреждения, принадлежащего ему на праве оперативного управления. Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение приобретает право самостоятельно, в рамках специальной хозяйственной компетенции, распоряжаться полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет этих доходов имуществом. Сами же доходы и приобретенное имущество по-прежнему принадлежат учреждению на праве оперативного управления Ершова И.В. Предпринимательское право. - М., Юриспруденция. 2002. - С. 213..

Оставляя за рамками этой статьи подробное рассмотрение многолетней и многоаспектной дискуссии ученых и практиков о правовой природе права учреждения на доходы от предпринимательской деятельности, отметим, что в любом случае вряд ли справедливой и рациональной является позиция законодателя об ограниченной ответственности учреждения только денежными средствами, в том числе и по обязательствам, вытекающим из предпринимательской деятельности учреждения. Вслед за позицией отдельных ученых, нашедшей подтверждение и в судебной практике, представляется, что по обязательствам, возникшим из предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, учреждение должно нести полную ответственность имуществом, приобретенным за счет этого дохода, а не только денежными средствами Ершова И.В. Указ. соч. - С.214; Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2005 г. № 4940 // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 4. - С. 14..

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами - обращается в доход государства. Особенности распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, Закон о некоммерческих организациях устанавливает для некоммерческих партнерств. Такое имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства Залесский В.В. Некоммерческие партнерства: уплата членских взносов // Право и экономика. - 2007. - № 1. - С. 18.. Особенности распределения имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства сближает эту форму некоммерческих организаций с хозяйственными обществами и товариществами, однако заметим, что имущество ликвидируемого хозяйственного общества (товарищества) поступает в собственность участника (товарища) без ограничения его размера пределами взноса в уставный (складочный) капитал.

3.3 Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций

Некоммерческие организации могут быть реорганизованы в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами. Реорганизация некоммерческих организаций может происходить в следующих формах: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При этом вновь возникшая некоммерческая организация, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, должна пройти процедуры государственной регистрации. Если реорганизация некоммерческой организации происходит в форме присоединения к ней другой организации, то первая из них считается реорганизованной только с момента внесения в единый реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации. При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.

Закон о некоммерческих организациях не содержит порядка реорганизации некоммерческой организации, оговаривая, что этот порядок определяется ГК РФ и другими федеральными законами.

По общему правилу решение о реорганизации некоммерческой организации принимается органом управления некоммерческой организации или её учредителями (ст.57 ГК РФ).

На практике нередко возникает вопрос, вправе ли учредители некоммерческой организации принимать решения о реорганизации некоммерческой организации, если учредительными документами право принятия решений о реорганизации организации отнесено к компетенции соответствующего органа управления некоммерческой организации.

В соответствии со ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Это положение особенно ярко проявляется для некоммерческих организаций, в отношении большинства из которых учредители не имеют никаких имущественных прав, а также у учредителей таких организаций отсутствует обязанность участвовать в управлении некоммерческой организацией Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Абовой Т.Е., Богуславского М.М., Светланова А.Г. - М., Юрайт. 2004. - С. 96..

Решение о реорганизации некоммерческой организации, в отношении которой учредители не сохраняют каких - либо имущественных прав, может быть принято органом, уполномоченным на это учредительными документами. Однако Закон о некоммерческих организациях определяет, что решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами, заключившими договор о её создании.

Решение о реорганизации некоммерческой организации может быть принято непосредственно учредителем (учредителями) только в отношении некоммерческих организаций, где учредители осуществляют управление непосредственно (например, учреждения). В соответствии с п.5 ст.17 Закона о некоммерческих организациях решение о преобразовании учреждения принимается его собственником.

Вместе с тем ст.17 Закона о некоммерческих организациях предусматривает, что решение о преобразовании некоммерческого партнёрства принимается единогласно учредителями.

В соответствии со ст.57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Существуют особенности реорганизации некоммерческих организаций, которые заключаются в предоставлении органам государственной регистрации передаточного акта и разделительного баланса.

ГК РФ не определяет форму этих документов, но представляет к ним определённые требования: 1) данные документы должны быть утверждены органом, принявшим решение о реорганизации; 2) передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемой некоммерческой организации в отношении всех кредиторов и всех должников.

При непредставлении данных документов вместе с учредительными документами вновь создаваемого юридического лица или отсутствии в представленном передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве, в государственной регистрации вновь создаваемой некоммерческой организации должно быть отказано. Представляется, что это не какое - либо отдельное основание для отказа в государственной регистрации юридического лица, а один из случаев отказа в государственной регистрации в связи с несоблюдением установленного законом порядка его создания.

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой организации.

Таким образом, имеет место разрыв между моментом государственной регистрации изменений учредительных документов некоммерческой организации и моментом исключения присоединяемой некоммерческой организации из единого государственного реестра юридических лиц. В связи с этим встаёт вопрос, кому могут быть заявлены требования по обязательствам присоединённого юридического лица в этот период.

Принято считать, что впредь до исключения присоединённой некоммерческой организации из единого государственного реестра юридических лиц ответственность по её обязательствам несёт она сама.

Обязанность включения в передаточный акт или разделительный баланс всех обязательств лежит на реорганизуемой некоммерческой организации, при этом не включение какого - либо обязательства (при наличии положений о правопреемстве) независимо от наличия вины организации, в передаточный акт или разделительный баланс не должно являться основанием для признания в дальнейшем недействительным решения о государственной регистрации вновь созданной некоммерческой организации и не препятствует кредитору предъявить свои требования вновь созданной некоммерческой организации (п.3 ст.60 ГК РФ)

При присоединении не возникает нового юридического лица, однако, общие требования о наличии передаточного акта распространяются и на этот способ реорганизации.

Кроме того, при присоединении встаёт ещё один вопрос, возникающий в связи с тем, что в данном случае реорганизованной признаётся также некоммерческая организация, к которой осуществляется присоединение. Требуется ли передаточный акт только в отношении присоединяемой некоммерческой организации, или же в отношении и той некоммерческой организации, к которой осуществляется присоединение. Учитывая, что в соответствии с п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица в соответствии с передаточным актом, то определённые правовые последствия имеет передаточный акт, составляемый присоединяемой некоммерческой организацией, а, следовательно, представляется достаточным передаточный акт только присоединяемой некоммерческой организации.

ГК РФ представляет ещё одно требование к порядку реорганизации некоммерческой организации. Это относится к обязанности органа, принявшего решение о реорганизации, уведомить кредиторов о реорганизации. При этом кредиторы имеют право потребовать прекращения или достаточного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая некоммерческая организация, и возмещение убытков.

Предусмотренная законом возможность заявления требований кредиторами реорганизуемой организации отнюдь не означает, что реорганизация некоммерческой организации осуществляется с согласия кредиторов некоммерческой организации.

Не регулируя порядок реорганизации некоммерческих организаций, Закон о некоммерческих организациях всё же достаточно подробно раскрывает такой способ реорганизации, как преобразование.

Смена некоммерческого характера деятельности организации на коммерческий - это принципиальный, кардинальный шаг. Главное препятствие можно увидеть в том, что некоммерческая организация по своей сути на ведение коммерческой деятельности не рассчитана. И хотя теоретически это действительно так, на практике многие НКО создаются именно для коммерческой деятельности, а форма используется для снижения налогового бремени. Да и другие НКО часто вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку существовать исключительно на благотворительные пожертвования сегодня затруднительно.

Коммерческая и некоммерческая деятельность подразумевает принципиальное различие; однако здесь есть и нечто общее, а именно направленность на достижение блага, общего для участников деятельности. Как в первом, так и во втором случае деятельность служит не абстрактным общественным интересам, а интересам конкретных людей, которые в ней участвуют. Поэтому изменение характера деятельности оказывается не таким радикальным, если состав участников и их заинтересованность в достижении общей цели сохраняются. Кроме того, законодатель устанавливает строгие ограничения: во-первых, для ряда НКО преобразование в коммерческое юридическое лицо вообще не допускается, а во-вторых, в случаях, когда такое преобразование допустимо, для него установлен особый, достаточно жесткий порядок.

По смыслу ст. 17 Закона о некоммерческих организациях только НКО определенных организационно-правовых форм могут быть преобразованы в коммерческие юридические лица. В Законе говорится о трех таких формах: некоммерческое партнерство, учреждение и ассоциация (союз). Эти организации могут быть преобразованы в хозяйственные общества (ООО, ОДО, АО); ассоциация (союз) может быть преобразована также и в товарищество.

Спорным является вопрос о возможности преобразования в коммерческие юридические лица общественных организаций. С одной стороны, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях не устанавливает ограничений на преобразование в определенные организационно-правовые формы для общественных организаций; с другой стороны, это умолчание законодателя может быть истолковано как запрет на их преобразование в иные формы. На наш взгляд, действующие нормы законодательства свидетельствуют в пользу второй позиции: в ст. 25 ФЗ "Об общественных объединениях" говорится о реорганизации общественных объединений, но ничего не сказано об условиях их преобразования; Закон о некоммерческих организациях, определяя условия преобразования, устанавливает и порядок преобразования, но для общественных объединений такой нормы нет. Отсюда следует, что общественные организации могут быть реорганизованы только путем присоединения к другим общественным организациям или слияния с ними.

Что же касается фондов, то они преобразованию не подлежат, а лишь могут быть ликвидированы, но и то по решению суда (ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Важно также отметить, что НКО не может проводить реорганизацию путем присоединения к коммерческой организации или слияния с ней, ибо это противоречило бы и ГК РФ, и Закону о некоммерческих организациях.

В сравнении с НКО коммерческие организации обладают так называемой неограниченной правосубъектностью, в то время как деятельность НКО жестко ограничена уставными целями. Вместе с тем есть и такие виды деятельности, которые не могут осуществляться коммерческой организацией, - например, спортивная федерация или профсоюз для осуществления своих функций должны иметь форму НКО (ассоциации или союза). Если НКО ведет такую деятельность, она в момент преобразования должна быть прекращена.

Особую сложность при решении вопросов о преобразовании НКО в коммерческое предприятие вызывает проблема определения состава членов и распределения имущества организации. Здесь возникает сразу несколько вопросов.

Вначале обратим внимание на то, что с точки зрения теории между НКО и коммерческими предприятиями действительно существуют серьезные различия, касающиеся отношений организации и ее участников. Если НКО - это прежде всего объединение людей, коллективный человеческий "субстрат", то коммерческая организация в первую очередь есть имущественный комплекс. Смысл существования НКО заложен в самой деятельности участников организации, и имущество при этом выполняет инструментальные задачи, служит для обеспечения основной деятельности НКО. Как в НКО, так и в коммерческой организации члены (участники) получают определенные блага от своего участия. Однако в первом случае эти блага, во-первых, не находятся в зависимости от доходов НКО, во-вторых, чаще всего и вообще являются неимущественными, в-третьих, распределяются на основе равенства. В коммерческой организации, напротив, объем благ, получаемых участниками, прямо зависит от коммерческого успеха предприятия и от доли, которую участник имеет в уставном (складочном) капитале, причем эти блага носят исключительно имущественный характер. Следует также отметить, что в НКО участие в распределении благ обусловливается выполнением определенных обязательств по отношению к организации, чего нет в хозяйственных обществах и может не быть в товариществах.

Нетрудно заметить, что при гипотетическом преобразовании НКО в коммерческую организацию участники вновь возникающей организации фактически на безвозмездной основе получают права требования к этой организации, которых они раньше не имели и не могли иметь. Дело выглядит так, будто организация дарит своим членам права требования на свое имущество. Оказывается не вполне понятным, правомерно ли совершается такое "дарение", ведь НКО может использовать свое имущество только для осуществления уставных целей, к которым преобразование в коммерческую организацию, конечно, не относится.

Как уже было отмечено, смысл существования как НКО, так и коммерческой организации заключается в обеспечении интересов ее членов (участников). Если члены НКО (или собственник имущества НКО - в случае с учреждением) считают, что общественные цели организации уже достигнуты или же их достижение не имеет для участников смысла, то деятельность организации как НКО, разумеется, должна быть прекращена. Вместе с тем участники могут захотеть продолжить совместную деятельность в составе коммерческого предприятия. Если бы возможности преобразования в коммерческую организацию для них не существовало, то единственным путем было бы принять решение о ликвидации НКО, что повлекло бы передачу имущества на уставные цели или в казну государства (кроме учреждений), а затем на основе новых имущественных взносов создать хозяйственное общество или товарищество. Такой вариант в целом выглядит вполне справедливым.

Однако стоит посмотреть и на те организационно-правовые формы НКО, для которых законодатель допустил преобразование в коммерческие организации. Так, в случае с учреждением подобная процедура представляется бессмысленным усложнением дела, ведь имущество ликвидируемого учреждения в любом случае передается собственнику, который вынужден проходить через процесс ликвидации, а затем регистрировать новое юридическое лицо и вновь вносить имущество в качестве вклада в уставный капитал. Поэтому возможность непосредственного преобразования в коммерческое юридическое лицо для учреждения можно считать разумной и оправданной. Здесь не возникает и особой проблемы с распределением имущества: собственник (собственники) самостоятельно принимает решение о распределении имущественных долей в составе нового предприятия, поскольку имеет полное право распоряжаться имуществом.

Сложнее обстоит дело с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами (НП). Нетрудно представить себе сценарий, по которому НКО создается формально для некоммерческой деятельности, но фактически занимается предпринимательством, пользуясь существующими для НКО льготами, затем проходит преобразование в хозяйственное общество (товарищество) и ликвидируется, распределив имущество между членами. Не ясно, чем обусловлен выбор законодателя - разрешить преобразование лишь НП и ассоциациям (союзам). Ситуация, когда формально созданное НКО преобразуется в хозяйственное общество и ликвидируется, вероятна для любых его форм. Важнее в этом случае ответить на вопрос о том, существует ли некий способ, который бы вписывался в общую логику правовой системы.

На наш взгляд, такой способ все же существует. Итак, ключевой при преобразовании НКО, основанных на членстве, в хозяйственные общества (товарищества) является проблема распределения долей в уставном капитале. Нам представляется, что доли новых участников должны изначально быть равными, поскольку эти лица участвовали в деятельности НКО также на равноправной основе, имели одинаковые права и обязанности по отношению к организации. Потенциальные споры по этому поводу законодатель сглаживает требованием единогласности в решении этого вопроса всеми членами (учредителями) (абз. 1 п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Общим решением имущество заново распределяется в составе предприятия новой организационно-правовой формы, и участники собрания выбирают такой способ распределения, который устраивает всех.

Однако на практике принятие такого решения может столкнуться с различными проблемами. Так, кто-то из учредителей (членов) может намеренно саботировать процесс переговоров, пользуясь тем, что Закон требует единогласного решения. Другие учредители в этом случае могут обратиться в суд с тем, чтобы вопрос был разрешен судом в интересах большинства. В ином случае кто-то из учредителей может уже после принятия решения обнаружить, что его интересы этим решением ущемлены, и опять-таки потребовать пересмотра решения через суд. Да и вообще в случае, когда участников достаточно много, порой бывает затруднительно добиться единогласного решения.

Какое решение должно быть в этом случае принято? Здесь следует руководствоваться уже озвученным выше принципом равенства: каждый должен получить равную со всеми долю в новой организации. Это положение следует, однако, скорректировать для некоммерческих партнерств. Дело в том, что члены НП имеют право получать при ликвидации партнерства или при выходе из него ту часть имущества, которая ими была передана в собственность партнерства (п. 4, 5 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Поэтому представляется логичным вначале распределить между участниками то имущество, которое они внесли в собственность партнерства, а оставшуюся часть имущества разделить на равные доли.

Рассмотрение проблемы членства тесно связано с вопросом о структуре преобразуемой организации. Отметим, что изменения здесь касаются прежде всего тех НКО, которые основаны на членстве: некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы. Сама структура теоретически может сохраниться, но при этом общее собрание преобразуется в собрание участников общества, и все специальные нормы, которые были возможны в НКО, должны быть приведены в соответствие с ГК РФ, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "Об акционерных обществах". Так, некоторые крупные НКО используют в уставе норму о том, что на общем собрании квалифицированное большинство голосов всегда принадлежит учредителям. Такая норма утрачивает свою силу с преобразованием, даже если она сохранена в уставе. Что касается учреждений, то в них структурные изменения практически не требуются: собственник или собственники учреждения продолжают выполнять свои функции в качестве учредителя (общего собрания участников или акционеров).

Часть проблем, возникающих при преобразовании НКО, связаны с обязательствами, которые организация приняла на себя до преобразования.

Если НКО на момент преобразования выполняет работу по какому-либо гранту (т.е. использует имущество, переданное организации в порядке пожертвования на определенные цели в соответствии со ст. 582 ГК РФ или ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"), то возникает вопрос: продолжать ли эту работу? Конечно, наличие статуса некоммерческой организации может быть обязательным требованием грантодателя (жертвователя) к получателю гранта (пожертвования), и в этом случае работа должна быть прекращена с возвратом неистраченных средств. Другой вариант заключается в продолжении работы по гранту, но на сей раз - в форме благотворительной деятельности. Однако в обоих случаях требуется провести согласование с грантодателем, поскольку "самовольное" продолжение деятельности будет нарушением грантового договора и может быть основанием для отмены пожертвования (п. 4, 5 ст. 582 ГК РФ).

НКО может по своему уставу быть обязанной оказывать определенные услуги (выполнять определенные работы или поставлять некоторые товары). Поскольку такие услуги зачастую оказываются бесплатно, они на практике могут никак не оформляться, но после реорганизации такую практику сохранять не следует. Необходимо или заключить договор об оказании услуг на платной основе, или оформить оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров) как благотворительную помощь, или прекратить оказание услуг.

Существуют и такие обязательства НКО, которые не могут выполняться коммерческой организацией. Например, НКО была обязана по уставу защищать своих членов в суде и действительно делала это до реорганизации; после реорганизации некоторые судебные процессы остались незавершенными. В этом и аналогичных случаях организация должна прекратить выполнение обязательств, известив об этом всех заинтересованных лиц.

Между тем Закон о некоммерческих организациях не раскрывает, в какую организационно - правовую форму могут быть преобразованы фонд и общественная или религиозная организация (объединение).

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. При этом порядок процесса ликвидации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях и другими федеральными законами.

Решение о ликвидации некоммерческих организаций (кроме ликвидации фондов) принимают учредители (участники) или орган управления. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Существует как минимум три причины, по которым может быть ликвидирован фонд: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и в связи с этим нереальна возможность получения необходимого имущества; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных его уставом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают сроки ликвидации некоммерческой организации. Сроки ликвидации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом о некоммерческих организациях. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, ликвидационная комиссия получает также право выступать в суде от имени ликвидируемой некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия должна поместить в органах печати сообщение о ликвидации некоммерческой организации, указав порядок и сроки заявления требований её кредиторами. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов и получением дебиторской задолженности. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна представить промежуточный баланс. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, о предъявляемых кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утверждён учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о её ликвидации.

Если ликвидируемая некоммерческая организация (за исключением учреждений) не имеет денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов. И только после торгов производит выплату денежных сумм кредиторам в порядке очерёдности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия должна представить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации. Ликвидационный баланс согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если после удовлетворения требований кредиторов у ликвидируемой некоммерческой организации остаётся на балансе имущество, то оно может быть оставлено некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, или на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации не представляется возможным, то оно обращается в доход государства.

Порядок использования имущества ликвидируемого некоммерческого партнёрства и учреждения несколько отличается от использования имущества ликвидируемых некоммерческих организаций других видов.

При ликвидации некоммерческого партнёрства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнёрства в соответствии с их имущественным взносом. Если в учредительных документах некоммерческого партнёрства предусмотрен иной порядок распределения имущества, оставшегося после его ликвидации, то его распределение происходит в соответствии с учредительными документами некоммерческого партнёрства при условии, что оно не противоречит федеральным законам. Если стоимость имущества ликвидируемого некоммерческого партнёрства превышает размер имущественных взносов его членов, то оставшееся имущество может быть направлено на благотворительные цели или обращается в доход государства.

При ликвидации учреждения оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаётся собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

По общему правилу, некоммерческой признаётся организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1 ст.50 ГК РФ, п.1 ст.2 ФЗ ''О некоммерческих организациях''). Обратим внимание, что выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих её признаков: а) отсутствие цели извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности; б) отсутствие права распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между участниками (исключение - потребительские кооперативы).

Основное предназначение некоммерческих организаций - осуществление деятельности в целях, направленных на достижение общественных благ, в частности, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных подобных целях. Цели создания отдельных видов некоммерческих организаций более конкретно определяются законами о соответствующих видах таких организаций и в их учредительных документах.

В тоже время в современных условиях финансирование культуры, образования, спорта, здравоохранения, управления, удовлетворения нематериальных потребностей граждан и иных подобных сфер деятельности некоммерческих организаций не является достаточным для их плодотворного развития. Поэтому чаще всего некоммерческие организации вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы обеспечить нормальные условия работы.

Обобщая все вышенаписанное, было бы верным внести ряд принципиальных корректив в законодательство.

1. Необходимо избавиться от "двойного" (параллельного) регулирования одних и тех же вопросов разными нормативными правовыми актами, т.е. нужно привести законодательство о государственной регистрации юридических лиц в стройную, унифицированную и непротиворечивую систему. Так, требования о представлении в регистрирующий орган необходимых документов должны быть закреплены на законодательном уровне, т.е. нужно исключить подзаконное регулирование этих отношений.

2. На сегодняшний день объективной необходимостью является усиление предварительного государственного контроля за созданием юридических лиц, что должно быть выражено в усилении контролирующей функции государства именно на стадии государственной регистрации. В этом смысле возможны два альтернативных варианта решения такой задачи.

Первый вариант предполагает дополнение Закона о регистрации нормами о содержательной проверке представленных на государственную регистрацию документов, которые бы, во-первых, ставили в обязанность должностным лицам регистрирующих органов проведение правовой экспертизы представленных документов и, во-вторых, указывали, что такой проверке должны подвергаться не только формальная сторона представленных сведений, т.е. количество и правильность заполнения представленных документов, но и содержательная сторона представленных сведений, т.е. их истинность (достоверность), а также соответствие их нормам законодательства.

Суть второго возможного решения сводится к закреплению в списке документов, необходимых для регистрации, представления таких дополнительных сведений, которые бы служили достоверным доказательством истинности сведений, закрепленных в основных документах. В этом смысле объективно необходимо закрепить в качестве таких дополнительных документов как минимум:

документы, подтверждающие внесение учредителями юридического лица вклада в уставный капитал;

документы, подтверждающие местонахождение организации по заявленному адресу;

представление эскиза печати юридического лица с обязательными элементами, указывающими страну, край, область, округ, муниципальное образование, в котором расположено юридическое лицо, его полное фирменное наименование.

3. В соответствии с требованиями гражданского законодательства каждый участник юридического лица любой организационно-правовой формы имеет право выхода из состава участников. Данное право закреплено п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", ч. 2 ст. 12 ФЗ "О некоммерческих организациях". Однако на практике при реализации права на выход из состава участников юридического лица возникает ряд проблем, связанных с отсутствием четкой правовой регламентации соответствующего организационного механизма. При наличии названных выше проблемных ситуаций с целью реализации своего права на выход из состава учредителей юридического лица учредитель имеет возможность обратиться в суд. Результатом судебного разбирательства будет вынесение решения суда в пользу истца о внесении соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица и их регистрации, а также выдаваемый на основании такого судебного решения исполнительный лист.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнить ст. 19.1 "Особенности порядка государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по решению суда":

"1. На основании решения суда внесение изменений в уставные документы юридического лица осуществляется регистрирующим органом при представлении заявителем исполнительного листа и документа, удостоверяющего личность.

2. Регистрирующий орган не имеет права требовать от заявителя представления каких-либо иных документов.

3. Заявителем в случае внесения изменений по решению суда является лицо, в пользу которого вынесено решение суда, либо орган, исполняющий решение суда.

4. Представленный в регистрирующий орган исполнительный лист, выданный на основании решения суда, приобщается к регистрационному делу юридического лица и приобретает силу учредительного документа".

4. Согласно ст. 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) завещатель может возложить в завещании на одного или нескольких наследников (как по завещанию, так и по закону) совершение какого-либо действия имущественного или неимущественного характера, направленного на осуществление общеполезной цели.

На мой взгляд, наиболее приемлемой формой исполнения подобных завещательных возложений может служить создание юридических лиц в формах некоммерческой организации, поскольку они в отличие от коммерческих организаций, имеющих в качестве основной цели извлечение прибыли, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Следует заметить, что Закон не дает исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций, главное, чтобы она была направлена на достижение общественных благ, не преследовала в качестве основной цели извлечение прибыли, не была связана с удовлетворением потребностей конкретного лица или лиц. П. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", необходимо дополнить указанием «для целей выполнения завещательного возложения».

5. Необходимо принятие Федерального закона "О специализированных государственных или муниципальных некоммерческих организациях". В соответствии с законопроектом "СГМНО признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, других социально значимых услуг". При этом "СГМНО может быть создана в результате ее учреждения, а также образована в результате реорганизации государственного или муниципального учреждения".

Благодаря существованию данных некоммерческих организаций выделяемые из бюджета на социальные нужды деньги будут "следовать" за каждым пациентом поликлиники, учеником школы, студентом вуза. Новая система поможет избежать множества проблем в сфере бесплатной медицины и образования. Например, траты по смете лишних денег на те больницы, которыми реально граждане не пользуются, однако на которые тратится примерно столько же средств, сколько на "популярные" учреждения. Государство, таким образом, будет платить за оказанную каждому пациенту услугу в соответствии со стоимостью этой услуги (обучение, лечение и т.д. - в зависимости от целей создания специализированной государственной или муниципальной некоммерческой организации).

6. В сравнении с НКО коммерческие организации обладают так называемой неограниченной правосубъектностью, в то время как деятельность НКО жестко ограничена уставными целями. Вместе с тем есть и такие виды деятельности, которые не могут осуществляться коммерческой организацией, - например, спортивная федерация или профсоюз для осуществления своих функций должны иметь форму НКО (ассоциации или союза). Если НКО ведет такую деятельность, она в момент преобразования должна быть прекращена. В связи с этим следует дополнить ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" п. 7. «Реорганизация некоммерческой организации не должна повлечь за собой прекращение выполнения целей для которых она была создана до полного выполнения, а в случае когда это не возможно некоммерческая организация должна быть ликвидирована».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. -1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 26.01.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (с изм. от 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 49. - Ст. 4552.

5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1. (часть 1) - Ст. 14.

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 (в ред. от 29.12.2006) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1318.

7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1 (в ред. от 30.06.2006) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

8. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1 (в ред. от 29.12.2006) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615.

9. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (часть 1). - Ст. 38.

10. Федеральный закон т 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 45. - Ст.4626.

11. Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 45. - Ст.4627.

12. Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. от 18.06.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

13. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (в ред. от 16.10.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1. (часть 1) - Ст. 41.

14. Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 52. (часть 1) - Ст. 5029.

15. Федеральный закон т 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

16. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 18.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 13. - Ст. 1177.

17. Федеральный закон от 27.11.2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (в ред. от 05.12.2005) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4741.

18. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 20.12.2004) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.

19. Федеральный закон т 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (в ред. от 15.04.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4562.

20. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 02.07.2005) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431.

21. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 03.11.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3422.

22. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (в ред. от 03.11.2006)// Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3420.

23. Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.

24. Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 30. - Ст. 3122.

25. Федеральный закон от 17.12.1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 51. - Ст. 6286.

26. Федеральный закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 25.10.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2206.

27. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.

28. Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 16.10.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2071.

29. Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 30.06.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 16. - Ст.1801.

30. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 06.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.

31. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 04.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.

32. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 06.01.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

33. Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (в ред. от 30.11.2005) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2965.

34. Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2591.

35. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ.- 1996. - № 17. - Ст. 1918.

36. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 09.05.2005) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148.

37. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

38. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» (в ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.

39. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.

40. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 32. - Ст. 3198.

41. Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 27. - Ст. 2503.

42. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.

43. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 1. - Ст.2.

44. Закон РФ от 07.07.1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1309.

45. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 06.01.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 150.

46. Закон РФ от 19.06.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 21.03.2002) // Ведомости СНД ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1788.

47. Закон РФ от 20.02.1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (в ред. от 15.04.2006) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 18. - Ст. 961.

48. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 27.03.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.

49. Указ Президента РФ от 18.11.1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» (в ред. от 08.10.2002) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4501.

50. Указ Президента РФ от 06.03.1995 г. № 242 «О национальном фонде молодежи» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 965.

51. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 16.09.2003) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 20. - Ст. 1872.

52. Приказ Минюста РФ от 25.03.2003 г. № 68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 24. - С. 27.

Специальная и учебная литература

53. Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. - 1988. - № 8. - С.71-81.

54. Андреев В.И. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. - М., Юрайт. 2001. - 362 с.

55. Бараненков В.В. Системно-структурный анализ института юридического лица // Юрист. - 2006. - № 9. - С. 22.

56. Беднова Е. Международные кооперативные принципы и российский Закон о производственных кооперативах // Российская юстиция. - 2000. - №2 - С. 28-29.

57. Беляева О.А. Предпринимательское право России: курс лекций (издание второе, переработанное и дополненное) - М., ЗАО Юстицинформ. 2006. -312 с.

58. Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. Алексеева С.С. Исследовательский центр частного права. - М., Статут. 2000. - 438 с.

59. Гражданское право. Часть первая: учебник / Отв. ред. Мозолин В.П., Масляев А.И. - М., Юристъ. 2005. - 674 с.

60. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. Суханова Е.А. - М., БЕК. 1998. - 652 с.

61. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. Суханова Е.А. - М., ИНФРА-М. 2005. - 702 с.

62. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2000. - 674 с.

63. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. Садиков О.Н. - М., БЕК. 2001. - 432 с.

64. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. - СПб., Питер. 2002. - 356 с.

65. Елисеев И.В. Гражданское право. Часть 1: Учебник / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. - М., ТЕИС. 1996. - 578 с.

66. Ершова И.В. Предпринимательское право. - М., Юриспруденция. 2002. - 568 с.

67. Ефремова Г.М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации. - Новосибирск., 1999. - 312 с.

68. Жиганов Г. Контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений // Российская юстиция. - 2007. - № 4. - С. 21.

69. Залесский В.В. Некоммерческие партнерства: уплата членских взносов // Право и экономика. - 2007. - № 1. - С. 18.

70. Зенков В.Н. Совершенствование правового статуса государственных организаций образования // Журнал российского права. - 2006. - № 4. - С. 19.

71. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М., Юрист. 2000. - 328 с.

72. Капура М.М. Объекты права собственности кооперативов // Российский судья. - 2006. - № 1. - С. 19.

73. Кашковский О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. - 2000. - № 5. - С. 19.

74. Ковязин В.В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций системы МВД России: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 236 с.

75. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Садикова О.Н. - М., ИНФРА-М. 2005. - 752 с.

76. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Отв. ред. Садиков О.Н. - М., ИНФРА-М. 2003. - 724 с.

77. Комментарий к ГК РФ / Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра. 1995. - 672с.

78. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / Отв. ред. Садиков О.Н. - М., Норма-Инфра. 2001. - 698 с.

79. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. - М., Юрайт. 2004. - 679 с.

80. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Абовой Т.Е., Богуславского М.М., Светланова А.Г. - М., Юрайт. 2004. - 658 с.

81. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. - М., Юрайт-Издат. 2002. - 672 с.

82. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Марышевой Н.И., Ярошенко К.Б. - М., ИНФРА-М. 2004. - 684 с.

83. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. -Чита., 1998. - 214 с.

84. Кудрявцева Г.А. Федеральное законодательство России о праве общественных объединений на осуществление предпринимательской деятельности // Право и экономика. - 1998. - № 9. - С. 11.

85. Макаренко А.П. Теория и практика кооперативного движения. - М., Норма. 2000. - 468 с.

86. Маттей У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - М., Норма. 1999. - 562 с.

87. Миронов А.В. К вопросу о правах местных отделений политических партий // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 8. - С. 27.

88. Неволин О.В. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и антимонопольное законодательство // Право и экономика. - 2007. - № 10. - С. 23.

89. Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под ред. Тихомирова М.Ю. - М., Изд-во М.Ю. Тихомирова. 1998. - 216 с.

90. Овчинникова Ю.С. Вещные права религиозных организаций русской православной церкви в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 32 с.

91. Орлов А.В. Достоинства, недостатки, ошибки и неурегулированные вопросы федерального закона «Об общественных объединениях» // Юрист. - 2005. - № 6. - С. 23.

92. Орлов А.В. Проблемы создания и деятельности общественных объединений // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 2. В 2 т. Т. 2. - М. Юрист. 2002. - 562 с.

93. Орлов А.И. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) по Российскому законодательству // Право и экономика. - 2007. - № 4. - С.19.

94. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части: Учеб.-практ. пособие. - М., Дело. 2000. - 318 с.

95. Рахмилович В.А. О достижениях и просчетах нового ГК РФ // Государство и право. - 1996. - № 4. - С. 123.

96. Свит Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. - 2000. - № 10. - С. 23.

97. Сидоренко Е. Правовое положение политических партий // Российская юстиция. - 2007. - № 5. - С. 22.

98. Сидоров В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Законность. - 2006. - № 8. - С. 22.

99. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов - М., ЗАО Юстицинформ. 2006. - 468 с.

100. Тычинин С.В. Потребительская кооперация с позиций гражданского права // Научные труды. Российская академия юридических наук. - Вып. 3. В 3 т. Т. 1. - М., 2003. - С. 901.

101. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. 5-е изд. - М., Политиздат. 1987. - 942 с.

102. Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 8. - С. 31.

103. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М., Статут. 2003. - 678 с.

104. Шириков А. Преобразование некоммерческих организаций: взгляд на проблему // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 2. - С. 6.

105. Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. - М., Проспект. 2001. - 268 с.

106. Шкарлупина Г.Д. О государственном регулировании платных образовательных услуг // Законодательство и экономика. - 2006. - № 10. - С. 59-61.

107. Юридические лица: Итоги и перспективы кодификации и совершенствования законодательства: Материалы международной научно-практической конференции // Журнал российского права. - 1998. - № 11. - С. 46-48.

Материалы юридической практики

108. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВС РФ. - 1996. - № 9. - С. 32.

109. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. № 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 11. - С. 43.

110. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» // Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 11. - С. 60.

111. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2005 г. № 4940 // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 4. - С. 14.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОТЧЕТНОСТИ В УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(по состоянию на 24.01.2007)

Пунктом 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" установлено, что некоммерческие организации обязаны представить в Федеральную регистрационную службу документы по формам, утвержденным Приложениями N 3 и N 4 (формы NОН 0001, NОН 0002, NОН 0003) к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 N 212. Указанные документы представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Категория некоммерческих организаций

Представляемые сведения

Способ представления

Адрес

Общественные объединения, зарегистрированные на территории Самарской области

Форма NОН0003, а также сведения о продолжении деятельности в объеме ст. 29 ФЗ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

Почтовое отправление с описью вложения

443099, г. Самара, ул. Некрасовская, д. 3

Непосредственное представление

Отдел по делам общественных и религиозных объединений (тел. 270-88-97) по адресу: г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 3, каб. 28

Региональные отделения политических партий, зарегистрированные на территории Самарской области

Сведения в объеме, установленном ст. 27 ФЗ N 95-ФЗ "О политических партиях"

Почтовое отправление с описью вложения

443099, г. Самара, ул. Некрасовская, д. 3

Непосредственное представление

Отдел по делам общественных и религиозных объединений (тел. 270-88-97) по адресу: г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 3, каб. 28

Религиозные организации, зарегистрированные на территории Самарской области

Сведения в объеме, установленном ст. 8 ФЗ N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Почтовое отправление с описью вложения

443099, г. Самара, ул. Некрасовская, д. 3

Непосредственное представление

Отдел по делам общественных и религиозных объединений (тел. 270-88-97) по адресу: г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 3, каб. 28

Прочие некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Самары и Волжского района

Формы NОН 0001 и NОН 0002

Почтовое отправление с описью вложения

443099, г. Самара, ул. Некрасовская, д. 3

Непосредственное представление

Отдел по делам некоммерческих организаций (тел. 332-25-28) по адресу: г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 3, каб. 2

Прочие некоммерческие организации, зарегистрированные на территории иных муниципальных округов Самарской области

Формы NОН 0001 и NОН 0002

Почтовое отправление с описью вложения

Соответствующее обособленное подразделение Управления Федеральной регистрационной службы, расположенное на территории данного муниципального округа Самарской области

Непосредственное представление

Консультант Плюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 19 Федерального закона от 7 июля 1995 г. N 135-ФЗ, а не п. 19 Федерального закона от 7 июля 1995 г. N 135-ФЗ.

Благотворительные организации помимо вышеназванных документов согласно п. 19 Федерального закона от 7 июля 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" представляют в Управление Федеральной регистрационной службы отчет о своей деятельности в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (до 31 марта 2007).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты