Рефераты

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

70

Содержание

Введение

1 Таможенные органы Республики Казахстан как субъект правоохранительной деятельности

1.1 Оперативно-розыскная деятельность: признаки, задачи и функции

1.2 Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий

1.3 Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами

2 Анализ борьбы таможенных органов с преступлениями на примере таможни «Семей»

2.1 Борьба с экономическими преступлениями

2.2 Анализ борьбы с контрабандой наркотиков

3 Перспективы развития оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Республики Казахстан

3.1 Проблемы использования результатов работы таможенных органов по оперативно-розыскной деятельности

3.2 Пути совершенствования борьбы таможенных органов с контрабандой и правонарушениями в сфере таможенного дела

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда казахстанская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Республики Казахстан.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства. Руководствуясь Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности», таможенные органы правомочны, в пределах своей компетенции осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в частности сосредотачивая свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Республики Казахстан;

- пополнение государственного бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

- участие в осуществлении валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся отечественным экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли Казахстана;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

За прошедшие десятилетие лет удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О таможенном тарифе».

Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности казахстанской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования Казахстана в мировое хозяйство, его участие в развитии международной производственной кооперации.

Возросла роль Комитета таможенного контроля Республики Казахстан как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Казахстанского государства, в частности по выявлению и пресечению правонарушений в сфере таможенного дела - контрабанды.

Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Республики Казахстан оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.

Вместе с тем, правоохранительная деятельность таможенных органов еще мало исследована в теоретическом плане, имеется немало практических проблем по осуществлению этой деятельности. Этим объясняется актуальность темы данного дипломного исследования.

Дипломная работа имеет целью осветить вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью таможенных органов, в частности по проведению оперативно-розыскных мероприятий в современных условиях.

В первой главе дипломной работы раскрывается понятие оперативно-розыскной деятельности, дается ее определение, задачи и функции, основания проведения таможенными органами оперативно-розыскных мероприятий, их виды.

Во второй главе дипломной работы приведены результаты деятельности таможенных органов Республики Казахстан в плане организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий за 2002-2006 годы, дана оценка работы таможенных органов по борьбе с контрабандой и другими правонарушениями на границе Республики Казахстан, а также деятельность службы дознания на примере таможни «Семей».

В третьей главе дипломной работы приведены перспективы проведения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Республики Казахстан, раскрываются проблемы, стоящие перед таможенными органами при организации оперативно-розыскной деятельности, а также возможные варианты решения этих проблем.

При написании данной работы были использованы нормативно-правовые акты РК, регулирующие деятельность таможенных органов РК в области борьбы с таможенными преступлениями, в том числе Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г., Таможенный кодекс Республики Казахстан от 05.04.2003 г., Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 г., Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, а также подзаконные акты, были исследованы материалы научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, посвященные преступлениям в сфере таможенного дела, проанализированы материалы печатных изданий, содержащие информацию о результатах деятельности таможенных органов Республики Казахстан, была использована информация, полученная в ходе прохождения производственной практики в отделе по борьбе с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела таможни «Семей».

Учитывая возрастающий интерес к области таможенного дела, его различным сторонам и аспектам, практической потребности в информации, в дипломной работе раскрываются основные задачи исследования правоохранительной природы, характера и особенностей оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, совершенствования их правового статуса, а также вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию правоохранительной деятельности, которые выносятся на защиту.

1 Таможенные органы Республики Казахстан как субъект правоохранительной деятельности

1.1 Оперативно-розыскная деятельность: признаки, задачи и функции

Согласно ст. 6 раздела 2 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года таможенные органы наделены правом приводить оперативно-розыскную деятельность.

Под оперативно-розыскной деятельностью принято понимать, научно обоснованную систему гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом, другими законами и нормативно-правовыми актами Республики Казахстан специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведовательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций. 5., с.1

В определении подчеркивается правовая и научная обоснованность системы гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, ограничивается круг субъектов оперативно-розыскной деятельности, указываются ее цели.

Оперативно-розыскная деятельность - это, прежде всего система мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами, в числе которых органы внутренних дел, органы национальной безопасности, органы военной разведки Министерства обороны, органы налоговой полиции, Служба охраны Президента РК, Государственный следственный комитет, таможенные органы, органы пограничных войск.

Цели оперативно-розыскных мероприятий сформулированы в соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан и включают в себя:

- защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Казахстан, постоянно или временно пребывающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства;

защиту собственности (государственной, частной);

- обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведовательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций.

Мероприятия, осуществляемые в оперативно-розыскной деятельности, составляют сущность этой деятельности и подразделяются, прежде всего, на гласные и негласные. Гласные - это мероприятия, проводимые открыто, без применения специальных (секретных) средств, методов и приемов. Негласные - это мероприятия, осуществляемые скрытно от объектов, в отношении которых они проводятся, а также от окружения, с использованием специальных (секретных) сил, средств, методов и приемов. 11

В свою очередь, мероприятия оперативно-розыскной деятельности делятся на:

оперативно-розыскные (общие и специальные);

организационные (направленные на организацию оперативно-розыскной деятельности, в первую очередь, создание и совершенствование нормативной правовой базы оперативно-розыскной деятельности);

управленческие (обеспечивающие управление оперативно-розыскной деятельностью).

Оперативно-розыскные меры - совокупность оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение одной или нескольких задач оперативно-розыскной деятельности.

Объекты, в отношении или в интересах которых применяются оперативно-розыскные меры, могут иметь как конкретный (физические и юридические лица), так и общий, неконкретизированный характер (например, разведывательная деятельность специальных служб иностранных государств против Республики Казахстан, внешнеэкономическая деятельность Республики Казахстан, наркобизнес, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну). 9

Оперативно-розыскные меры в отношении объектов общего характера включают в себя общепредупредительные и специальные меры.

Общепредупредительные меры:

- выявление и устранение (самостоятельно или совместно с другими государственными структурами и организациями) причин и условий, способствующих совершению противоправной деятельности на участках, объектах, линиях оперативного обеспечения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- информирование органов государственной власти и управления, различных организаций о выявленных обстоятельствах, способствующих противоправной деятельности;

- оказание помощи органам власти и управления, общественным институтам в организации и проведении воспитательной и другой профилактической работы по предупреждению противоправной деятельности.

Специальные меры - это меры, которые разрабатываются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с перечнем оперативно-розыскных мероприятий.

Меры в отношении конкретных юридических и физических лиц, а также связанные с деятельностью разведывательного характера, как правило, бывают только специальными.

Оперативно-розыскное мероприятие - это целенаправленная совокупность действий, направленных на решение одной или нескольких задач оперативно-розыскной деятельности.

Направление оперативно-розыскной деятельности - определенная преимущественно решаемыми задачами направленность деятельности органов или их подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Существует четыре основных направлениях оперативно-розыскной деятельности - разведывательный, контрразведывательный, уголовно-сыскной и административно-сыскной. 10

Вид оперативно-розыскной деятельности - разновидность оперативно-розыскной деятельности, направленная на решение одной или нескольких задач оперативно-розыскной деятельности и характеризующаяся присущими ей методами, сигналами и средствами.

Выявление противоправной деятельности - это получение официальным путем, добывание и проверка с помощью специальных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности сведений о подготовке и проведении противоправной деятельности или об уже совершенном преступлении.

Предупреждение противоправной деятельности:

- система мер общепредупредительного и специального характера, направленных на устранение причин и условий совершения преступлений, либо способствующих их совершению;

- воздействие с помощью оперативно-розыскных мероприятий на лицо, вынашивающее преступные намерения или осуществляющее подготовку к совершению противоправного деяния, с целью побуждения его к отказу от преступных намерений.

Пресечение противоправной деятельности предусматривает применение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, или по их инициативе другими государственными органами комплекса оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер по принудительному прекращению противоправной деятельности, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, в ряде случаев нейтрализации вредных последствий и обеспечению возмещения нанесенного деянием ущерба.

Меры пресечения подразделяются на оперативно-розыскные (специальные), уголовно-процессуальные и административные (предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан и ведомственными административными актами).

Раскрытие преступлений осуществляется в соответствии с законодательными и иными правовыми актами, как совместная деятельность органов дознания и следствия, основанная на сочетании следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению и пресечению подготавливаемых или совершенных преступлений, установлению лиц, их совершивших, всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, изобличению виновных, а также созданию условий, обеспечивающих применение к ним уголовного наказания или других предусмотренных законом мер.

В соответствии с целями оперативно-розыскной деятельности решаются следующие задачи оперативно-розыскной деятельности:

- защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности от противоправных посягательств;

- содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укрепление его экономического потенциала и обороноспособности;

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

выявление, предупреждение и пресечение разведовательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;

обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;

обеспечение охраны Государственной границы;

обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны;

поддержание режима, установленного уголовно-исправительным законодательством, в местах лишения свободы;

- обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 13

Каждая задача оперативно-розыскной деятельности представляет использование для ее решения сил, средств и методов различных направлений оперативно-розыскной деятельности, с учетом четырех вышеотмеченных направлений.

Практически все научные и учебные публикации по оперативно-розыскной деятельности осуществлены сотрудниками правоохранительных органов, к числу которых относятся таможенные органы. Функция оперативно-розыскной деятельности - это, прежде всего назначение, оперативно-розыскной деятельности.

Существует две функции оперативно-розыскной деятельности - правоохранительная и специальная.

Правоохранительная функция оперативно-розыскной деятельности предусматривает использование определенных законом сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности для защиты граждан, собственности, в целом общества и государства от противоправных деяний, в число которых входят уголовные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, административные правонарушения, указанные в Кодексе об административных правонарушениях, нарушения режима содержания в учреждениях пенитенциарной системы, рассматриваемые в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан.

Эта функция оперативно-розыскной деятельности занимает важное место в ряду других функций уголовной юстиции, а именно: дознавательной, следственной, судебной, уголовно-исполнительной, административно-правовой, криминологической профилактики (социальной профилактики преступлений). Ее значение определяется тем, что она, во-первых, позволяет с помощью присущих оперативно-розыскной деятельности сил, средств и методов самостоятельно эффективно решать правоохранительные задачи вне рамок уголовного процесса, а, во-вторых, способствует осуществлению всех других функций уголовной юстиции, которые в большинстве случаев не могут выполняться без осуществления оперативно-розыскной функции. Так, выявление противоправной деятельности главным образом происходит в результате оперативно-розыскной мероприятий. Задача предупреждения правонарушений также в основном решается в ходе оперативно-розыскной деятельности. Совершаемые преступления во многих случаях предварительно или окончательно пресекаются с помощью оперативно-розыскных методов. Дознание и следствие практически не могут осуществляться без материалов, обнаруженных и добытых в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Эти же материалы, оформленные в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РК в качестве уголовно-процессуальных доказательств, во многих случаях являются основаниями для вынесения судебного решения.

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой практически основное средство осуществления правоохранительной функции в исправительно-трудовых учреждениях.

Целый ряд административных правонарушений может выявляться, предупреждаться и пресекаться в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий (нарушение Государственной границы, нарушение режима пребывания и передвижения на территории Республики Казахстан для иностранцев и т.д.). Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности материалы, как правило, являются основанием для осуществления криминологической профилактики.

Специальная функция органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, заключается в решении специальными силами, средствами и методами, присущими оперативно-розыскной деятельности, определенных законом задач, связанных с вопросами обеспечения безопасности общества и государства.

Правоохранительную и специальную функцию оперативно-розыскной деятельности осуществляют, соответственно, правоохранительные органы и специальные службы, которые вместе относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В зависимости от компетенции, одни из этих органов могут быть чисто правоохранительными, другие - специальными, третьи - представлять собой симбиоз правоохранительного органа и специальной службы.

Таким образом, из числа органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, чисто правоохранительным органом можно назвать только органы внутренних дел, таможенные органы и финансовую полицию. Органы национальной безопасности и Служба охраны Президента по своей компетенции призваны решать задачи как правоохранительной направленности (выявлять, предупреждать и пресекать преступления, отнесенные законодательством к ведению органов национальной безопасности и Службы охраны Президента), так и специальной службы (осуществлять разведывательную и контрразведывательную деятельность по обеспечению внешней и внутренней безопасности общества и государства, укреплению его оборонного и экономического потенциала; информировать Президента, Парламент, Правительство Республики Казахстан об угрозах безопасности страны; обеспечивать безопасность Президента и других охраняемых лиц). 5

Главное разведывательное управление Министерства обороны РК в рамках Закона об оперативно-розыскной деятельности можно отнести к чистой специальной службе, направленной на добывание разведывательной информации, имеющей значение для военной безопасности государства и укрепления его оборонного потенциала, а также проведения в военное время специальных мероприятий в интересах безопасности Республики Казахстан.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что задача обеспечения безопасности общества и государства в основном выполняется специальными службами Республики Казахстан. В то же время в определенной мере эта задача решается и правоохранительными органами в рамках их компетенции. Осуществляя борьбу с правонарушениями, эти органы, несомненно, способствуют обеспечению безопасности общества и государства, прежде всего внутренней, а в ряде случаев (борьба со спецслужбами иностранных государств, международными преступными сообществами и т.д.) и внешней.

1.2 Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий

Простейшей формой оперативно-розыскной, как и любой другой деятельности человека, является действие, направленное на решение какой-либо задачи. Целенаправленная совокупность оперативно-розыскных действий образуют оперативно-розыскное мероприятие.

Признаками оперативно-розыскного мероприятия выступают: наличие тактической цели; относительная малочисленность одновременно применяемых сил и средств; незначительный масштаб оперативно-розыскных действий, ограниченный конкретным участком оперативно-розыскной деятельности; относительная непродолжительность во времени; достижение результата, имеющего, как правило, локальное значение.

Оперативно-розыскное мероприятие является основной формой осуществления оперативно-розыскной деятельности. Кроме него в оперативно-розыскной деятельности используются такая форма, как оперативно-розыскная операция. 13

Оперативно-розыскная операция представляет собой совокупность взаимосвязанных и согласованных по цели, месту и времени оперативно-розыскных мероприятий и отдельных действий, осуществляемых по общему плану, руководимых из единого центра, направленных на решение сложной задачи оперативно-розыскной деятельности.

Признаками оперативно-розыскной операции являются: наличие цели стратегического характера (например, парализация преступной деятельности международной террористической организации) или наличие важной тактической цели (например, установление контроля за каналом перевозки наркотиков); как правило, сравнительно долговременный характер (в некоторых случаях операции могут быть кратковременными, например, операция по захвату преступника с поличным, операция по освобождению заложников); задействование существенных сил и средств, часто целого ряда органов и подразделений; специально созданная на период проведения операции управленческая структура - центр, организующая, контролирующая, координирующая все мероприятия по операции.

В пункте 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» приводится следующее определение оперативно-розыскных мероприятий: оперативно-розыскные мероприятия - это действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах компетенции, направленные на решение задач. 5

Основываясь на изложенном в Законе об оперативно-розыскной деятельности понятии, можно дать следующее определение оперативно-розыскного мероприятия:

Оперативно-розыскное мероприятие - это целенаправленная совокупность действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции, направленная на решение задач оперативно-розыскной деятельности.

Сущность оперативно-розыскного мероприятия заключается в достижении намеченной цели при решении одной или нескольких задач оперативно-розыскной деятельности в результате заранее спланированных, подготовленных и осуществленных действий или комплекса действий субъектов оперативно-розыскной деятельности в отношении объектов оперативно-розыскной деятельности.

К оперативно-розыскному мероприятию предъявляются следующие требования: соответствие принципам оперативно-розыскной деятельности, подчиненность мероприятий наиболее общим, главным целям оперативно-розыскной деятельности, реальность мероприятий, взаимодействие и экономия сил и средств, наступательность, гибкость и т.д.

Основными элементами структуры оперативно-розыскного мероприятия являются: цель и задачи, субъект, объект, план мероприятия, оперативно-розыскные действия, силы и средства, результат (Приложение А).

Цель оперативно-розыскного мероприятия заключается в достижении определенного, необходимого для решения задач оперативно-розыскной деятельности, результата. В задачах оперативно-розыскного мероприятия конкретизируются отдельные оперативно-розыскные действия, направленные на достижение цели. Субъектом оперативно-розыскного мероприятия является орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Объектами оперативно-розыскного мероприятия могут быть лица и организации, занимающиеся противоправной деятельностью против личности, общества и государства, а также представляющие другой оперативный интерес в лане обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан.

План оперативно-розыскного мероприятия - порядок действий при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия. Оперативно-розыскное действие представляет собой элементарный акт оперативно-розыскной деятельности.

Средства оперативно-розыскного мероприятия - задействованные в мероприятии аппарат конфиденциальных помощников, оперативно-технические, оперативно-поисковые, информационные и другие средства, в свою очередь, результат оперативно-розыскного мероприятия - решенные в ходе оперативно-розыскного мероприятия задачи, направленные на достижение цели оперативно-розыскного мероприятия.

Соотношение полученного результата и запланированной цели оперативно-розыскного мероприятия образует эффективность оперативно-розыскного мероприятия (настолько удалось достичь поставленной цели или приблизиться к ней). 16

Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются:

1. Опрос граждан, должностных лиц, получение от них информации. Опрос может проводиться в двух формах - гласной и негласной. При гласной форме опрос производится от имени органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сотрудником этого органа. В этом случае опрашиваемые лица осознают, что дают информацию органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность. В качестве оперативно-розыскного мероприятия гласный опрос, как правило, не предусматривает какой-либо конкретной установленной формы отражения его результатов, хотя в ряде случаев могут использоваться такие формы, как опросный лист, анкета, заявление, объяснение и так далее. При необходимости результаты гласного опроса могут оформляться в виде уголовно-процессуальных документов, например, протоколов допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Однако чаще всего результаты отражаются в виде справки оперативного работника, осуществляющего опрос.

Негласная (скрытая) форма опроса подразумевает его проведение оперативным работником не от имени органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а от имени какого-либо учреждения, организации РК или другого государства, в некоторых случаях от имени частного лица, которые обоснованно могут быть заинтересованы в получении подобного рода информации. В этих случаях оперативный работник использует соответствующие легенду прикрытия, документы прикрытия, при необходимости - маскировку.

2. Установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности. Гласные отношения, как правило, устанавливаются с должностными лицами и другими работниками учреждений, ведомств, предприятий и организаций, независимо от подчиненности и форм собственности, войсковых частей, общественных объединений РК, которые обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Гласные отношения могут быть установлены и с другими лицами, которые соглашаются оказывать определенную помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на гласной основе.

Негласные отношения или отношения конфиденциального сотрудничества устанавливаются с совершеннолетними, психически здоровыми лицами, которые по своим личным качествам и возможностям могут и добровольно дают согласие оказать помощь в проведении оперативно-розыскных мероприятий органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не раскрывая при этом своей принадлежности к этим органам.

3. Внедрение сотрудников в преступную среду. Наиболее эффективное и в то же время «острое», опасное для его участников оперативно-розыскное мероприятие, суть которого заключается в скрытном, негласном проникновении в специальные службы иностранных государств, группы, организации, занимающиеся противоправной деятельностью, сотрудников или конфиденциальных помощников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью решения задач выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Возможен также такой способ внедрения, как приобретение конфиденциального помощника из числа сотрудников объекта оперативного интереса, членов преступной группы и т.д., или лиц, имеющих доступ к этим объектам и возможность доверительного общения с ними, воздействия на них.

Учитывая указанную выше опасность данного оперативно-розыскного мероприятия для его участников, оно обычно проводится только в таких случаях, когда осуществление других оперативно-розыскных мероприятий не может обеспечить решения поставленных задач оперативно-розыскной деятельности.

Осуществление оперативного контроля поставок. Заключается в осуществлении с помощью оперативных сил и средств контроля за движением поставки с момента отправления до конечного получателя. Позволяет решать три основные задачи: 1) выявление всех звеньев цепи криминальных поставок наркотических веществ, оружия, контрабандных товаров, продукции, запрещенной к ввозу в Республику Казахстан и вывозу из нее, и т.п.; 2) выявление фактов и обстоятельств противоправной деятельности на каналах поставки товаров в Республику Казахстан и из нее; 3) организация предупреждения и пресечения противоправной деятельности, связанной с законными и криминальными поставками в Республику Казахстан и из нее. Как правило, осуществляется совместно с такими оперативно-розыскными мероприятиями, как внедрение сотрудников и конфиденциальных помощников в преступную среду, установление негласных отношений, применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность, применение специальных технических средств.

5. Применение специальных технических средств. Заключается в использовании технических, химических и других средств, не наносящих существенного вреда здоровью участников мероприятия, его объектов, окружающих лиц, а также среде, и позволяющих решать задачи оперативно-розыскной деятельности. Может применяться:

для осуществления оперативного контроля поставок;

для осуществления специальных мероприятий по наблюдению за объектами оперативного интереса;

для оказания воздействия на объекты оперативно-розыскной деятельности;

для решения задач противодействия массовым беспорядкам;

в других вызванных оперативной целесообразностью случаях.

6. Применение служебно-розыскных собак. Мероприятие основано на использовании в оперативно-розыскной деятельности положений одорологии (науки о запахах) и уникальной способности собак улавливать и различать различные запахи.

В оперативно-розыскных целях применяется, главным образом, в уголовном сыске, пограничной службе, мероприятиях по борьбе с контрабандой, наркопреступностью.

Может быть осуществлено для поиска, преследования и задержания преступника по горячим следам, скрывающихся людей, обнаружения наркотических веществ, ряда взрывчатых и других химических веществ, животных, трупов, предметов и следов, имеющих отношение к преступлению и так далее. Также может быть использовано комплексно с применением специальных технических средств (нанесение на объект специальных меток и затем отслеживание перемещений объекта с помощью собак). Кроме того, применяется в оперативном процессе для опознания человека или предмета по запаху.

7. Осуществление личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств.

Мероприятие проводится обязательно, причем только гласно, при задержании преступника или подозреваемого. Имеет целью получение дополнительных доказательств противоправной деятельности лица, материалов и предметов, несущих на себе следы преступления, или имеющих отношение к нему, сведений, имеющих отношение к этой деятельности, его личности, связях, местах проживания, номерах телефонов и так далее. Кроме того, это делается с целью обеспечения безопасности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других лиц, которые могут оказаться рядом с преступником после его задержания.

В идеальном случае осмотр должен осуществляться как уголовно-процессуальное действие, то есть с участием понятых, в исключительных случаях без понятых, но с применением технических средств фиксации хода осмотра, полученных при этом результатов и составлением соответствующих документов (протоколов осмотра и изъятия). Однако при задержании на месте преступления возможностей для осуществления осмотра с соблюдением правил процессуальных действий, как правило, не имеется. Поэтому данное мероприятие отнесено к оперативно-розыскным. Тем не менее, его результаты должны находить отражение в виде протоколов осмотра и изъятия, составленных и подписанных участниками задержания и объектом задержания (если он не отказывается от этого). Может проводиться одновременно с мероприятием по использованию оперативно-розыскных собак.

К специальным оперативно-розыскным мероприятиям относятся мероприятия, проведение которых на законных основаниях в той или иной мере может ущемлять определенные права граждан, провозглашенные в Конституции Республики Казахстан. Это такие права, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В пункте 4 статьи 12 Конституции Республики Казахстан говорится, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Казахстане правами и свободами, установленными для граждан. Таким образом, специальные мероприятия, проводимые в отношении последних, также объективно могут ущемлять и их права. В то же время в пункте 5 статьи 12 Конституции РК указывается, что осуществление прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность, в пункте 3 статьи 18 говорится о том, что в случаях, установленных законом, права граждан могут ограничиваться, а в пункте 1 статьи 25 - что в случаях, предусмотренных законом, проникновение в жилище, производство его досмотра и обыска допускается.

1.3 Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами

В соответствии с законодательством Республики Казахстан оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться без установленных законом оснований, лишь по желанию оперативного работника. Такими основаниями являются конкретные факты, материалы, документы, запросы, обстоятельства, свидетельствующие о совершении противоправного деяния или необходимости принятия конкретных мер по обеспечению безопасности общества и государства.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права и свободы граждан, должны быть соблюдены определенные условия, позволяющие эффективно решать задачи оперативно-розыскной деятельности и при этом гарантировать соблюдение законодательства Республики Казахстан.

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенным органом являются:

а) наличие возбужденного уголовного дела;

б) поступившая в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, информации о:

- подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении;

- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- разведывательно-подрывных акциях специальных служб иностранных государств и международных организаций. 17

Пути поступления подобной информации:

- официальные и неофициальные заявления от физических и юридических лиц;

- сообщения средств массовой информации;

- сведения, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий и в целом в процессе оперативно-розыскной деятельности.

в) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи.

Кроме того, таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные (путем проведения оперативно-розыскных мероприятий), характеризующие личность, необходимые для принятия решений:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты