Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
p align="left">- о приеме на работу и службу Республики Казахстан;
- по вопросам обеспечения безопасности органов;
- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
- о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;
Указанные основания являются исчерпывающими и могут быть дополнены или изменены только законом.
Прежде чем перейти к условиям, которые должны быть соблюдены при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следует сказать, что гражданство, пол, национальность, место жительства, социальное, должностное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения граждан не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Республики Казахстан, если иное не оговорено законом. На это особо обращается внимание в пункте 1 статьи 12 Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Учитывая, что большинство из перечисленных в Законе специальных оперативно-розыскных мероприятий затрагивают провозглашенные Конституцией и охраняемые законом права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища, Законом определяются условия, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены при проведении таких мероприятий.
Общим из этих условий, распространяемым на все органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, является условие, в соответствии с которым специальные оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие названные выше права, осуществляются исключительно для выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступными группами, при этом их осуществление производится только с санкции прокурора. Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную дельность, дают Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, военный прокурор республики, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.
В то же время Законом предусмотрен ряд особых случаев проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий без предварительного получения санкции прокурора:
- в порядке, согласованном с Генеральным прокурором Республики Казахстан;
- с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов после проведения оперативно-розыскного мероприятия;
- с уведомлением прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов после проведения оперативно-розыскного мероприятия. 8
Все перечисленные в данном случае условия относятся к компетенции специальных органов, а именно, органов национальной безопасности, Службы охраны Президента, военной разведки, руководство которых осуществляет согласование с Генеральным прокурором Республики Казахстан порядка проведения указанных специальных оперативно-розыскных мероприятий с учетом требований, вытекающих из законодательства Республики Казахстан и существующей оперативной обстановкой.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц, по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущих с их телефонов или других переговорных устройств, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.
В случаях, не терпящих отлагательств и могущих привести к совершению террористического акта, диверсии и других тяжких преступлений, на основании мотивированного постановления одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих права граждан, с уведомлением прокурора и последующим получением санкции в течение 24 часов.
С целью обеспечения безопасности оперативно-розыскных мероприятий и зашифровки участвующих в них конфиденциальных помощников таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при получении санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих права граждан, прокурору представляются материалы - основания для их проведения, в форме и по содержанию исключающие возможность расшифровки сведений о личности граждан, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Вместе с тем, существуют ограничения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в целом, и проведении оперативно-розыскных мероприятий, в частности, которые вытекают из положений Конституции, уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан. В соответствии с этими ограничениями запрещается:
- совершать действия, создающие реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, кроме случаев крайней необходимости и необходимой обороны;
- предпринимать оперативно-розыскные действия в интересах какой-либо политической партии, а также общественных и религиозных объединений;
- склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений;
- использовать насилие, угрозы, шантаж и иные неправомерные действия, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан и должностных лиц;
- фальсифицировать оперативно-розыскные материалы, а равно использовать заведомо недостоверные либо ложные сведения. 16
Все эти ограничения связаны с гарантированием провозглашенных в Конституции Республики Казахстан прав и свобод личности.
Следует сказать, что упомянутые выше случаи крайней необходимости и необходимой обороны, при которых допускается возможность совершения действий, создающих угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан, 16 марта 2001 года были дополнены специальной статьей в Уголовном кодексе Республики Казахстан - статья 34-1. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий (Закон № 163-11 ЗРК). В статье говорится:
1. Не является преступлением причинившее вред охраняемым настоящим Кодексом интересам деяние, совершенное при выполнении в соответствии с законом оперативно-розыскных мероприятий сотрудником уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иным лицом, сотрудничающим с этим органом, если это деяние совершено с целью предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), а также если причиненный вред правоохранительным интересам менее значителен, чем вред, причиняемый указанными преступлениями, и если их предотвращение, раскрытие или расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступлений лиц не могло быть совершено иным способом.
2. Положения части первой настоящей статьи не распространяются на лиц, совершивших деяния, сопряженные с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий.
Введение в действие данной статьи позволяет более предметно и обоснованно использовать положения статьи 34 Уголовного кодекса Республики Казахстан (крайняя необходимость) к юридическим ситуациям, которые могут возникнуть в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий. В то же время существенным недостатком статьи является то, что она распространяется только на оперативно-розыскные мероприятия, касающиеся групповых преступлений, тогда как необходимость ее применения может возникнуть и во многих других случаях.
Основанием для прекращения оперативно-розыскных мероприятий проводимыми таможенными органами являются:
- при выполнении задач, для решения которых их проведение было предусмотрено;
- в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения поставленных задач (переход объекта на нелегальное положение, выезд на длительный срок или на постоянное жительство за границу, принятие повышенных мер безопасности и т.д.);
- по выявлении обстоятельств, исключающих привлечение проверяемого лица к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан (амнистия, изменения в законодательстве, получение дополнительных сведений об объекте и так далее).
Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые таможенными органами, осуществляются, приостанавливаются и прекращаются в сроки, предусмотренные нормативными актами, согласованными с Генеральным прокурором Республики Казахстан.
2 Анализ борьбы таможенных органов с преступлениями на примере таможни «Семей»
2.1 Борьба с экономическими преступлениями
Как известно, внешнеэкономическая деятельность стала той сферой, где в результате преступной деятельности экономике республики, ее бюджету, наносится ущерб. Наиболее распространенными способами незаконного перемещения товаров через таможенную границу являются:
- декларирование товаров не своим наименованием;
- перемещение товаров и транспортных средств, при наличии грузовой таможенной декларации и других документов с недостоверными в них сведениями;
- ввоз/вывоз товаров помимо таможенного контроля;
- ввоз/вывоз товаров под видом транзитных товаров в другие страны;
- использование фальшивых акцизных марок и специальных марок.
Цели, преследуемые большинством недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности - это уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов.
Таможенная служба, являясь составным элементом системы государственных органов, выполняет функции по защите экономических интересов и безопасности страны, вносит существенный вклад в борьбу с контрабандой, преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела.
Согласно Положения Правительства Республики Казахстан №688 от 24.06.2002 года «Положение о таможне «Семей» Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан» таможня «Семей» входит в единую систему таможенных органов и осуществляет руководство таможенным делом в пределах своей компетенции на территории Восточно-Казахстанской области.
Таможня «Семей» подотчетна и подконтрольна Департаменту таможенного контроля по ВКО и руководствуется в своей деятельности Конституцией РК, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
В данное время в состав таможни «Семей» входят 5 приграничных с Российской Федерацией таможенных постов. Это таможенные посты «Ауыл», «Байтанат», «Железнодорожный», «Жезкент», «Коянбай». Зоной деятельности таможни «Семей» является территория общей площадью 44,3 тыс. кв. км.
Таможня «Семей», являясь структурным подразделением Комитета таможенного контроля РК, в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет функции по проведению таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, взиманию таможенных платежей, а также осуществляет борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела в пределах своей компетенции.
За 2006 год таможней «Семей» в доход республиканского бюджета перечислено таможенных платежей и налогов в сумме 2 311 185 тыс. тенге. Прогноз, доведенный ДТК по ВКО в сумме 2 166 701 тыс. тенге, исполнен на 107%. По сравнению с показателями прошлого года взыскано на 22,7 млн. тенге или 1% мене.
За 2006 год стоимость перемещенных через таможенную границу Республики Казахстан и оформленных в таможенном отношении структурными подразделениями таможни «Семей» товаров и транспортных средств составила 52 731 тыс.дол.США, из них 43 224 тыс.дол.США в режиме импорат, 9 507 тыс.дол.США в режиме экспорта. В 2004 общая стоимость перемещаемых товаров составила 46 967 тыс.дол.США, где 38 697 тыс. дол.США и 8 270 тыс.дол.США в режимах импорт и экспорт соответственно.
Подводя итоги работы таможни «Семей» по борьбе с экономическими преступлениями в сфере таможенного дела за 2006 год, следует отметить улучшение работы в правоохранительной деятельности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Работа отдела по борьбе с контрабандой таможни «Семей» (далее - ОБК) в 2006 году проводилась в соответствии с утвержденным планом отдела, планом основных мероприятий таможни «Семей» по ВКО на 2006 год, учебным планом по профессиональной, правовой и специальной подготовке сотрудников таможни «Семей».
В целом показатели работы таможни «Семей» по выявлению экономических преступлений за 2006 год (11 дел) на 1 дело больше, чем за 2005 год (10 дел). Необходимо отметить, что в целом по Республике Казахстан также наблюдается увеличение количества возбужденных таможенными органами уголовных дел по ст. 209 УК РК «Экономическая контрабанда»: за 2005 год было возбуждено 260 уголовных дел (в 2005 г. - 247), увеличение на 13 дел или 5 % (Рисунок 2.1).
По уголовным делам, возбужденным по экономическим видам преступлений, изъято товаров на сумму 10 798 300 тенге. Фактически конфисковано товаров на сумму 5 074 860 тенге, что составляет 46% от общей суммы изъятых товаров.
Рисунок 2.1 - Динамика уголовных дел по ст. 209 УК РК (экономическая контрабанда)
Следует отметить, что за 2006 год сотрудниками таможни «Семей» возбуждено одно уголовное дело по факту уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов по ст. 214 УК РК. (Рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Динамика уголовных дел по ст. 214 УК РК (уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов)
На снижение показателей по выявлению преступлений в экономической сфере повлияли следующие обстоятельства:
1) В целях усиления борьбы с незаконным предпринимательством и контрабандой внесены соответствующие изменения и дополнения в статью 121 УПК Республики Казахстан, которые относят к числу вещественных доказательств, подлежащих обращению в доход государства, также и предметы незаконного предпринимательства и контрабанды ( Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РК №363-11 ЗРК г.Астана 21.12.2002г. Президент РК Н. Назарбаев - Казахстанская правда от 29.12.2002 года ).
2) Учитывая внесенные изменения в законодательство РК, отдельные недобросовестные граждане РК ухищряются перевозить товары и транспортные средства с нарушением таможенного законодательства, путем перевозки всей партии товара с разбиванием их на мелкие партии. При задержании и оценке таких товаров правонарушение квалифицируется как административное, так как сумма товаров выходит ниже 1000 расчетных показателей, предусмотренных УК РК.
3)Введение в действие Постановления Правительства за № 1390 от 27.12.2002 года «Об объявлении моратория на проверки субъектов малого предпринимательства». Таким образом, отсутствует возможность проведения посттаможенного контроля и выявления нарушений таможенного законодательства.
4) Существуют также препятствия, не позволяющие полностью и оперативно реагировать на факты нелегального перемещения товаров, а именно: запрет по осуществлению контрольных функций на автодорогах республики, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.12.2001 года.
Ситуация осложняется наличием большого количества объездных дорог в лесных, болотистых и песчаных массивах (свыше 700), проходящих через таможенную границу помимо таможенных постов.Учитывая экономическую нестабильность приграничных населенных пунктов, безработицу на селе, многие жители данных регионов оказывают содействие в перевозке контрабандных грузов, обустройстве объездных дорог в зимний период на гусеничных тракторах, К-700. В летний период предоставляются услуги по перемещению контрабандных грузов на высокопроходимых двух- трехосных (ГАЗ-66, КРАЗ) грузовых автомашинах, при этом контрабандисты используют особенности местных условий, используют переносные и мобильные средства радиосвязи среднего и дальнего действия.В распоряжении же таможенных постов и мобильных групп имеется лишь легковой автотранспорт и средства радиосвязи ближнего радиуса действия.Проблемным вопросом остается и отдаленность сопредельных таможенных постов на таможенной границе РК и РФ, где большие территории остаются без таможенного контроля. Так, таможенный пост «Коянбай» находится на удалении 20 км от сопредельного таможенного поста РФ «Малиново-Озерский». В отличие от сопредельной стороны, все таможенные посты РК находятся на физической границе РК.Наличие бесконтрольного движения на данных участках служит одним из условий совершения недобросовестными участниками ВЭД различных манипуляций с грузом, его перегрузку, уклонение от маршрутов и самовольное распоряжение товарами и транспортными средствами находящимися под таможенным контролем.На сегодняшний день в целях усиления контроля за миграционными процессами со стороны РФ приняты активные меры по усилению пограничной службы. Со стороны РК в зоне деятельности таможенных постов «Ауыл», «Железнодорожный» образованы соответственно две комендатуры, «Жезкент» и «Коянбай» (с. Коянбай и с. Сосновка) контролируются выездными группами. Несмотря на предпринимаемые меры структурными подразделениями таможни по борьбе с экономическими преступлениями, криминогенная ситуация, связанная с нелегальным оборотом товаров и транспортных средств на казахстанско-российской границе продолжает сохраняться.2.2 Анализ борьбы с контрабандой наркотиков
Проблемы борьбы с наркоманией и наркобизнесом в республике, особенно обострившиеся в последние годы, связаны как с глобальными процессами военно-политического и экономического характера, происходящими в Азии и в Европе, так и растущим стремлением криминальных сил в различных странах решать частные социальные проблемы посредством провокации развития незаконной торговли наркотиками, религиозного фанатизма и экстремизма, международного терроризма.
Республика превращается в объект экспансии международного наркобизнеса, в который втягиваются отечественные наркодельцы и их организованные преступные группы. Формируются устойчивые каналы контрабанды наркотиков в страну и их дальнейшее распространение, как на ее территории, так и за пределами. Казахстан превратился в устойчивый "транзитный коридор" доставки наркотиков из стран Юго-Западной, Юго-Восточной Азии и других стран в Россию, Восточную и Западную Европу.
Основной период контрабанды наркотиков в Семипалатинском регионе приходиться на 2004-2005 годы. Это связано с несколькими причинами:
1. Война в Афганистане, в настоящее время для афганского народа единственный источник прибыли это выращивание растений, из которых затем получают тяжелые наркотики - героин, опий. Война в этой стране еще более усугубило социальные позиции населения Афганистана, многие регионы естественного произрастания наркотических растений не подконтрольны американским властям и официальному Кабулу,
2. С нестабильной обстановкой в таких странах как Кыргызстан, Узбекистан (события в Баткенте, «бархатная революция», андижанские события). Ведь ни для кого не секрет, что не стабильность в регионе приводит к ухудшению жизни населения, и людям, для того чтобы прокормить семью приходиться идти на преступления, государство тем самым само толкает их на это,
3. И третья причина, на мой взгляд, самая важная это, конечно же, уход российских войск из таджикско-афганской границы. Южные регионы Центрально Азии всегда считались стратегическим регионом, с точки зрения географии, транзитного потенциала. Пянджский, Московский погранзаставы в которых находились российские войска ставили ощутимый засло наркоторговле, в настоящее время данные функции переданы таджикским пограничникам.
Именно после этих событий в нашем регионе имеющим значительный транзитный потенциал наблюдался рост контрабанды наркотических средств.
Происходит интенсивная перестройка наркорынка в сторону вытеснения маковой соломки и наркотиков каннабисной группы более высокоактивными, дорогостоящими и наиболее опасными для здоровья наркотическими средствами и психотропными веществами.
Важнейшей задачей, стоящей перед таможенными органами, является обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан, защита ее экономических интересов, ведение борьбы с контрабандой, административными правонарушениями, пресечение незаконного оборота через таможенную границу, оружия, боеприпасов и других запрещенных предметов.
Таможенная служба Республики Казахстан, выполняя возложенные на нее задачи, противостоит незаконному перемещению наркотических средств не только через рубежи государства, но и пресекает приготовления к дальнейшему обороту наркотиков.
Пристальное внимание необходимо обратить на одну из самых серьезных проблем, вызывающих растущую тревогу в Республике Казахстан, которой является рост употребления и незаконного оборота наркотиков, что ставит под угрозу не только здоровье населения, но также оказывает негативное воздействие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в республике.
Для Казахстана, занимающего особое геополитическое положение в Центрально-азиатском регионе, существует объективная опасность дальнейшего роста транзита наркотиков, создание международными наркогруппировками перевалочных пунктов в крупных городах республики, имеющих развитую транспортную инфраструктуру.
Основными факторами, определяющими негативное развитие обстановки, связанной с контрабандой наркотиков, являются:
- многократно возросшие объемы пассажирских и грузовых перевозок через таможенную границу Республики Казахстан;
- наличие уже сформированного рынка наркотиков в развитых странах Западной Европы и других регионах, а также противодействие указанных стран распространению наркотиков, чем обусловлен процесс активного формирования новых рынков наркотиков;
- возрастание стоимости наркотиков по пути их транспортировки в 10-15 раз, что является стимулом, оправдывающий риск, особенно для жителей государств с низким уровнем жизни;
- низкий уровень жизни основной массы населения региона, что создает условия для вовлечения в сферу незаконного оборота наркотиков все большего контингента лиц;
- недостаточный уровень борьбы с производством, распространением и контрабандой наркотиков в сопредельных государствах;
- рост организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и интернационализация ее деятельности, тесная связь с международными структурами наркомафии.[36].
В целях искоренения создавшейся ситуации Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. на расширенном заседании Совета Безопасности РК от 15.03.2001г. по вопросам борьбы с наркобизнесом и наркоманией было дано поручение правоохранительным органам республики активизировать работу в данном направлении. В целях реализации поставленной задачи проведен ряд существенных организационных и практических мер. Пересмотрена организационная структура таможенных органов.
За 2006 год оперативная обстановка, связанная с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ в Казахстане, оставалась сложной.
Таможня «Семей» как структурное подразделение КТК МФ РК осуществляет борьбу с контрабандой наркотических средств, для чего согласно штатного расписания таможни «Семей» в ОБК созданы отделение по борьбе с наркобизнесом и кинологическое отделение.
Отделение поборьбе с наркобизнесом состоит из 2 единиц. Кинологическоеотделениесостоит из двух единиц, в настоящее время оба специалиста - кинолога обучаются заочно по специальности юриспруденция. За 15-ю специалистами - кинологами, состоящими в штате таможни «Семей» закреплены служебно-розыскные собаки.
Кроме того, в штате таможенных постов «Ауыл», «Коянбай», «Жезкент», «Железнодорожный», «Байтанат» есть должность специалиста-кинологи.
Зона деятельности таможни «Семей» распространяется в пределах административной территории бывшей Семипалатинской области протяженностью 310 километров.
Географическое расположение территории зоны деятельности таможни «Семей» дает большую возможность участникам внешнеэкономической деятельности для экспорта, импорта и транзита товаров и транспортных средств, осуществляемых между Казахстаном, Россией, Китаем и другими странами Средней Азии, на долю которых приходится 95% товарооборота.
В связи с расширением экономических и культурных связей Казахстана со странами ближнего и дальнего зарубежья, резко увеличилась нагрузка на таможенные органы. Одновременно возросло число наркодельцов, пытающиеся незаконно переместить наркотические средства через таможенную границу Республики Казахстан.
В структуре таможни находятся 5 таможенных постов, в том числе 4 из них на автомобильных переходах и 1 на железной дороге. Работа служб осуществляется на основе планов работы отдела, совместных планов с правоохранительными органами.
За 2006 год отделением по борьбе с наркобизнесом, кинологическим отделением ОБК и сотрудниками таможенных постов таможни «Семей» проводилась активная работа по выявлению и пресечению устойчивых каналов поступления наркотических средств в РК и их изъятия из незаконного оборота.
Обратимся к данным о результатах работы таможни «Семей» за 2006 год по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Анализ работы, проведенный по результатам последних четырех лет, показывает, что все больше увеличиваются факты задержания наркотических средств.
Так, за 2006г. произведено 23 задержание наркотических средств. Возбуждено 31 уголовное дело, из них по подследственности передано 22 дела, таможней до суда доведено 7 дел, из незаконного оборота изъято 89 кг 679,54 г различных наркотиков.
За 2006 год выявлено 23 факта контрабанды наркотических средств, так же как и за 2005 год. Однако по выявленным фактам контрабанды наркотических средств за 2006 год возбуждено 32 уголовных дел по ст. ст. 250, 259 УК РК, что на 1 дело меньше, чем в 2005 году.[29].
Рисунок 2.3 - Динамика уголовных дел по ст. 250 УК РК (контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено)
В целом, по Республике Казахстан, как показано на рисунке 2.3, также увеличилось количество фактов задержания наркотических средств: с 194 в 2006 году до 171 в 2005 году (рост на 12%), а также количество возбужденных уголовных дел по ст. 250 УК РК.
По статистическим данным за 2006 год структурными подразделениями таможни «Семей» изъято 89 679,54 г наркотических средств, что на 3476 г больше, чем за 2005 год: (марихуана - 1769,19 г, героин - 36278,66 г, опий - сырец - 44258,68 г, гашиш - 7373,01), что составляет 31,5 % от общего количества изъятых наркотических средств таможенными органами РК в 2006 г. (Таблица 2.1).[28].
Таблица 2.1 - Сравнительная таблица количества изъятых наркотических средств таможенными органами РК и таможней «Семей» в 2006 году
Республика Казахстан
Таможня «Семей»
- героина - 111 кг 881,7 г- опия - 44 кг 660,2 г- марихуаны - 93 кг 837 г- гашиша - 30 кг 548,8 г
- других - 3 кг 930,2 г
- героина - 36 кг 278,66 г- опия - 44 кг 258,68 г- марихуаны - 1769,19 г- гашиша - 7373,01 г
- других - 0 г
Итого: 284 кг 858,2 г
Итого: 89 кг 679,54 г
Анализ пресеченных фактов контрабанды показывает, что для перевозки и сокрытия наркотических средств наркодельцами используются практически все виды транспорта.
По-прежнему основным способом перемещения наркотиков остается автомобильный и железнодорожный транспорты, наибольшее количество задержания контрабанды наркотиков в 2006 году произведено сотрудниками таможенной службы у пассажиров, следующих именно этими видами транспорта.
Наблюдается резкое увеличение по весу изъятых наркотиков «тяжелой» группы, таких как героин, по сравнению с прошлым годом.
По данному факту 15.02.2005 г. возбуждено уголовное дело по ст. 250 ч. 1 УК РК (контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено),
На снижение показателей (по ст.259 УК РК на два дела - таблица 2.2) повлияло то обстоятельство, что в предыдущие годы практиковалось возбуждение уголовных дел не подследственных таможенным органам РК и выявления фактов наркотических средств совместно с правоохранительными органами региона.
Таблица 2.2 - Количество возбужденных уголовных дел таможней «Семей» в области борьбы с контрабандой наркотиков за 2005-2006 годы
Количество возбужденных уголовных дел
2005 год
2006 год
По ст. 250 - контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено
1
1
По ст. 259 ч. 1 УК РК - незаконное приобретение, перевозка или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере
1
0
В частности, при выявлении факта перемещения наркотических средств через таможенную границу РК возбуждались два уголовных дела по ст.250, ст.259 УК РК, а по выявленным совместным фактам материалы передавались по подследственности в правоохранительные органы.
Однако после указания заместителя Председателя АТК РК за № 5-2-10/1472 от 20.02.2003 года « О запрещении практики возбуждения уголовных дел не подследственным таможенным органам » факты возбуждения уголовных дел по статье 259 УК РК снизились.
Не ведется работа по обнаружению и изъятию прекурсоров, психотропных веществ и сильнодействующих препаратов. За отчетный период указанные вещества не выявлялись.
При этом общий анализ состояния борьбы с контрабандой наркотиков по республике в целом также свидетельствует, что таможенными органами не принимаются достаточные меры противодействию контрабанде и распространению наркотиков. Результативность работы должна строиться не столько на количественных, сколько на значимых показателях, на развитии взаимодействия с другими правоохранительными органами, а также необходимо уделять большое внимание кинологии, максимально использовать технические средства таможенного контроля.
Положительных результатов в данном направлении добились следующие таможенные подразделения: ДТК по Северо-Казахстанской, Актюбинской областям, таможня «Семей».
При контрабандном перемещении наркотиков через таможенную границу методы остаются традиционными. Основными из них являются: сокрытие среди предметов, личных вещей и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении таможенной границы, выявить которые возможно только с помощью специально обученной служебно-розыскной собаки.
Учитывая данное обстоятельство, основной упор в борьбе с незаконным оборотом наркотиков необходимо делать также и на развитие Кинологической службы, так как основная доля выявленных и задержанных фактов наркотических средств приходится в результате применения служебно-розыскных собак. В 2006 году все задержания наркотиков проводились с применением служебно-розыскных собак. Из 23 задержаний наркотических средств в 2006 году в 23 случаях принимали участие специалисты- кинологи таможни «Семей».
Оперативная обстановка на казахстанско-российской границе остается сложной по ряду следующих причин: большая протяженность «прозрачной» границы с Россией, охрану таможенной границы осуществляют мобильные группы в составе 2-3 человек, как обычно из числа свободной смены таможенного поста, которые реально не могут охватить весь периметр таможенной границы. Отдаленность таможенных постов друг от друга составляют от 70 до 100 километров. Сопредельные таможенные посты Российской Федерации находятся вглубь территории России, на удалении 30-60 километров от таможенной границы. Ситуация осложняется наличием большого количества проселочных и объездных дорог, проходящих через таможенную границу. В связи с этим считаем, необходимо увеличить штатную численность кинологов на таможенных постах. Так как на настоящий момент на таможенных постах находятся по одному кинологу, которые не могут реально охватить весь грузопассажирский поток, произвести соответствующий таможенный контроль. Соответствующее предложение об увеличении существующей штатной численности кинологов таможни до 18 единиц направлено в КТК МФ РК.
Созданный единственный в республике Кинологический центр КТК МФ РК, в основную задачу которого входит подготовка и переподготовка специальных кадров таможенных органов, дает большую возможность сотрудникам таможни профессионально подготовиться своему делу, обучить служебных собак поиску и обнаружению различных наркотиков, тем самым повысить эффективность работы кинологических подразделении на местах органов.
Для дальнейшего повышения эффективности применения организационно-правовых мер защиты экономических интересов таможенным органам необходимо совершенствовать формы и методы борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела, в том числе и с незаконным оборотом наркотических средств. Поскольку этот вид преступления представляет собой одно из наиболее сложных и опасных криминальных явлений международного характера, что обуславливает сложность предупреждения, выявления и расследования данного вида преступлений. Назрела необходимость создания единой информационной базы правоохранительных органов РК, обеспечивающей доступ должностных лиц для оперативного поиска необходимых сведений.
3 Перспективы развития оперативно-розыскной деятельности таможенныхорганов Республики Казахстан
3.1 Проблемы использования результатов работы таможенных органов пооперативно-розыскной деятельности
Основными задачами оперативно-розыскной деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. В соответствии со ст. 14 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (Приложение Б).
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в интересах уголовного судопроизводства предполагает представление их органу дознания, следователю или в суд. В числе этих органов не назван прокурор. Однако возникают ситуации, когда обнаруженное преступление не подследственно следователю, оперативное подразделение которого осуществляло оперативно-розыскную деятельность. Например, оперативные подразделения органов финансовой полиции могут обнаруживать преступления, расследование которых отнесено к компетенции таможенного органа. В подобных случаях результаты оперативно-розыскной деятельности правомерно представлять именно прокурору, который в пределах своей компетенции вправе самостоятельно возбудить уголовное дело или направить полученные материалы компетентному органу предварительного следствия.
Проблема использования оперативной информации в ходе расследования уголовных дел, возбужденных таможенными органами, связана с вопросом о формах и пределах ознакомления следователя с оперативными материалами. Если следователь обладает навыками использования таких материалов, целесообразно ознакомить его со всеми материалами оперативно-розыскной деятельности независимо от источников и способов их получения. Располагая полученными оперативным путем материалами, где содержится самая различная информация, следователь может ею воспользоваться при подготовке и осуществлении следственных действий, либо в качестве доказательств по уголовным делам. Использование следователем таможенного органа результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления действий, как правило, не вызывает затруднений, так как оперативные материалы не имеют самостоятельного значения и являются только ориентирами в расследовании. Проблема состоит в том, чтобы использовать эти данные, не расшифровывая негласного способа их получения. Следователю могут сообщатся данные о еще не доказанных процессуальным путем обстоятельствах преступления, о сообщниках подозреваемого (обвиняемого), о месте нахождении орудий преступления и т.д., получив такие данные, следователь может соответствующим образом построить допрос подозреваемого (обвиняемого), правильно провести обыск, получив в результате этих следственных действий необходимые доказательства. 40
На практике по тем преступлениям, по которым лица, их совершившие, не установлены, следователи поручают органам дознания, в частности оперативному аппарату, провести некоторые следственные действия. Это относится к допросу подозреваемого в совершении преступления. Это объясняется тем, что оперработники, как правило, лучше ознакомлены с оперативными данными и лучше владеют навыками использования таких материалов. Поэтому они могут более эффективно их применять и получить в процессе допроса истинные показания.
Как правило, первоначальные данные о лицах, совершивших преступление, получают в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, и они используют роль ориентира в расследовании, помогают выбрать правильную тактику следственных действий, необходимых для получения доказательств по уголовному делу. В такой роли могут выступать практически любые оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых предусмотрено Законом РК «Об оперативно-розыскной деятельности».