Рефераты

Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью

Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью

117

Международная Академия Наук Сан-Марино

Европейский Университет Права

ТЕМА:

“ Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с

организованной преступностью.”

Дипломная работа студента 6-го курса

Эдвина Франке

Научный руководитель профессор права Шило Г.М.

МОСКВА 1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Глава 1. “Теоретическая часть. Основы оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью”.

§1. Значение уголовно-правовых и уголовно-процессуальных институтов для оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью

§2. Использование криминологических знаний в оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью

Глава 2. “ Основные практические методы , положения приемы борьбы с организованной преступностью

§1. Оперативно-розыскная тактика, применяемая в борьбе с организованной преступностью

§2. Оперативно-розыскное прогнозирование, применяемое в борьбе с организованной преступностью

§3. Оперативно-аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью

§4. Становление оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в борьбе с организованной преступностью

4. Заключение

5. Библиография

Введение.

Организованная преступность -- сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она «сопровождает» экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция.

Развитие причин организованной преступности в Российской Федерации повторило путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния «безналоговой» теневой экономики,

Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде мест преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют все более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Цель данной дипломной работы заключается в разработке на основе обобщения и анализа достаточного массива уголовных дел групповых криминалистических характеристик и построение на этой информациснной базе методик оперативно-розыскной работы. Цель дипломной работы обусловила постановку конкретных задач: раскрыть содержание и структурные связи основных элементов криминалистической характеристики исследуемой категории преступного мира, дать определение и развернутую характеристику организованной преступности,показать характер взаимосвязи таких группировок, выявить и описать специфические черты процесса раскрытия и расследования исследуемой категории преступлений, показать особенности формирования исходных данных, типичные следственные ситуации, привести основные признаки совершения преступлений рассматриваемыми группами и основания для выдвижения следственных версий, разработать оптимальные тактические операции, применимые в типичных ситуациях, рекомендовать отдельные варианты наиболее рационального использования тактических приемов.

Теоретическую базу дипломной работы составили научные труды российских ученых, указанные в разделе библиографии.

Методология и методика дипломного исследования - общетеоретические, криминалистические, уголовно-процессуальные и иные аспекты изучаемой проблемы анализировались с позиций диалектики, формальной и вероятностной логики. Широко использовались конкретно-социологический, сравнительно-юридический, статистический методы, системно-структурный анализ.

Подготовка дипломной работы осуществлялась на основе действующего законодательства Российской Федерации, современных достижений криминологии, уголовного процесса, уголовного права, судебной психологии, статистики и других наук.

Научная новизна состоит в том, что сформулированы понятия организованной преступности и способа преступной деятельности организованных групп, показано отличие от других видов преступных сообществ, приведены типичные следственные ситуации, возникающие по рассматриваемой категории преступлений, сформулированы основания построения типичных следственных версий, разработаны наиболее типичные тактические операции по данной категории дел, рекомендованы наиболее эффективные тактические приемы производства отдельных оперативно-розыскных действий.

Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности широкого применения в практической деятельности обобщенных сведений, составляющих содержание групповой криминалистической характеристики. Использование знаний такого порядка способствует повышению эффективности раскрытия и расследования уголовных дел.

Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок жилья, коммерческие банки, совместные предприятия и иные экономические структуры преступники пытаются использовать как для отмывания «грязных» денег, так и для использования самой рыночной экономики в своих корыстных интересах. Преступные формирования, располагающие крупными суммами денег, завоевывают сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют противозаконные крупномасштабные преступные операции по вывозу из страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного рода предприятий и организаций, создавать собственные «производства» (банковские и всякого рода посреднические организации), внедряться во внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование преступных международных организаций.

Учитывая особенности организованной преступности, общественную опасность организованных преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ, законспирированный характер их деятельности, государство вынуждено использовать в борьбе с этими явлениями как гласные, так и негласные средства и методы. Применение последних возможно только в оперативно-розыскной деятельности (ОРД), регламентированной Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

В настоящей работе делается попытка дать теоретические подходы использования оперативно-розыскных средств и методов в борьбе с организованной преступностью. При этом автор дипломной работы исходил из положений Закона, согласно которым сведения «об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну». Анализ содержания Закона и ведомственных закрытых нормативных актов показывает, что речь здесь идет о точных данных, характеризующих конкретные организационно-тактические методы проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые могли бы привести к негативным последствиям для лиц, негласно сотрудничающих с правоохранительными органами, внедренных в ОПФ оперативных работников, а также раскрывать специфические организационно-тактические приемы, применяемые субъектами ОРД в борьбе с организованной преступностью.

В этой связи в настоящей работе даются только научные подходы к организации и тактике ОРД.

При оперативно-розыскном воздействии ставится задача в любых формах (в оперативном поиске, оперативной проверке и оперативной профилактике), в любой оперативно-розыскной ситуации искать признаки организованной преступной деятельности, определять ее масштабы, участников, изучать их связи. Знание истоков, структур, резервов и механизмов функционирования организованной преступности существенно расширяет тактический кругозор работников правоохранительных органов, появляются реальные возможности ведения борьбы на поражение если не всей системы, то, во всяком случае, очагов активных проявлений организованной преступности.

Организованная преступная деятельность, кроме самих преступлений, включает поведение, отношения, деяния, которые, хотя и не подпадают под действия уголовных законов, в итоге имеют, как правило, весьма значимые общественно опасные последствия. Дело в том, что многие факторы (поведение, отношения, влияния, традиции, неписанные «законы» преступного мира) составляют своего рода фон, на котором базируются и совершенствуются преступные организации. Здесь возникает свой мир, своя среда. Связь же «среды» с конкретными преступлениями никакими составами этих преступлений не охватывается. «Среда» влияет на поведение исполнителей преступных акций, на следствие и судебное разбирательство, на отбывание наказания, обеспечивает самовоспроизводство организованной преступности,

Оперативно-розыскное воздействие на преступников может быть успешным при условии достаточно глубокого знания «противника». Теоретический уровень предполагает осмысление всего, что известно об организованной преступности. Он создает оперативных работников достаточно полное представление об организованной преступности как явлении; о причинных связях с иными явлениями, которые становятся элементами организованной преступности или ее питательной средой; о системе отношений между звеньями и «подразделениями» преступных организаций; о правовых институтах, имеющих значение для оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Глава 1. “ Теоретическая часть. Основы оперативно- розыскной

деятельности в борьбе с организованной преступностью”.

§1. Значение уголовно-правовых и уголовно-процессуальных

институтов для оперативно-розыскной деятельности в борьбе с

организованной преступностью.

Как известно, уголовное право охватывает совокупность юридических норм, которые определяют преступность и наказуемость деяний, опасных для общества, условия и порядок назначения мер уголовного наказания, а также условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. В свою очередь, уголовно-процессуальное право охватывает совокупность юридических норм, регулирующих деятельность органов расследования, прокуратуры и суда, должностных лиц, граждан и представителей общественности в процессе возбуждения, расследования и разрешения уголовных дел.

И те и другие нормы применяются только в уголовном процессе, поэтому сами по себе, каждая в отдельности, они никак не регулируют оперативно-розыскные действия, однако в совокупности имеют существенное значение для оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью.

В этой связи следует рассматривать значение для ОРД не отдельных норм уголовного права и уголовного процесса, а некоторых правовых институтов.

Внутренняя структура уголовного права и уголовного процесса характеризуется достаточным многообразием институтов; имеются и межотраслевые институты, весьма значимые для оперативно-розыскной деятельности: уголовной ответственности, освобождения от нее, доказывания и другие.

Рассмотрим наиболее значимые из них, то есть выполняющие для ОРД существенные ориентирующие, а в ряде случаев и моделирующие функции. Имеется в виду выбор направлений оперативно-розыскной деятельности, постановка локальных целей, выбор структуры оперативно-розыскныхдействий и наполнение их содержанием, которое позволяет использовать оперативно розыскную информацию в уголовном процессе и для решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач.

1. В единый межотраслевой можно объединить институт целей и задач, достигаемых и решаемых применением норм уголовного права и судопроизводства: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правомерного применения уголовного закона с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Этот правовой институт является определяющим для всей оперативно-розыскной деятельности. Для достижения этих целей избирается наиболее целесобразная структура оперативных аппаратов, эффективная организация их работы и тактика. Обеспечиваются мобильность оперативных сил. использование всех возможных источников информации, создаются банки оперативно-розыскной информации и достигается осведомленность о криминогенной и преступной среде.

2. Институт общей и частной превенции объединяет группу норм уголовного права и уголовного судопроизводства, раскрывающих превентивное значение уголовного закона и правоприменительной деятельности.

Цели предупреждения преступности нельзя рассматривать как сопутствующие разоблачению преступников. Само издание уголовного закона имеет общепревентивное значение, и данный фактор становится решающим в оперативно-профилактической деятельности. В ней сплошь и рядом моделируется ситуация нарушения уголовных законов, что становится важнейшим сдерживающим регулятором индивидуального и группового поведения. Как и требование полноты раскрытия преступлений положения норм уголовного судопроизводства о необходимости выявления их причин и условий предопределяют содержание оперативно-розыскных действий, когда они проводятся по конкретным делам. Во многих случаях только с помощью оперативно-розыскных средств и методов удается устанавливать тщательно продуманную систему обмана государства, разбираться в умышленно запутанном планировании поставок оборудования, выделения фондируемых материальных ценностей, в нарушениях технологических процессов производства и причинах проникновения преступников в банковскую систему и т.д. Большой объем профилактической работы выполняется и после расследования преступлений, и вне рамок уголовного процесса, когда оперативные работники ставят своей целью не допустить совершения преступлений.

3. Институт уголовной ответственности, включающий правовое понятие преступления и положения об основаниях уголовной ответственности, также предопределяет содержание оперативно-розыскной деятельности. Уголовной ответственности подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, поэтому в зависимости от обнаружения признаков преступления или признаков, свидетельствующих только о возможности его совершения, меняется направление и содержание ОРД: в первом случае она направлена на изобличение виновных, и ее содержанием является получение информации для доказывания их вины; во втором -- она направлена на предупреждение преступлений и имеет оперативно-профилактическое содержание.

4, Институт освобождения от уголовной ответственности содержит ряд правовых положений, которые особенно активно должны использоваться в ОРД по борьбе с организованной преступностью:

а) преступлением не является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности,

б) уголовное дело может быть прекращено, если будет признано, что вследствие изменения обстановки совершенное виновным деяние потеряло характер общественно опасного или само лицо перестало быть общественно опасным. Имеется в виду наступление таких условий в жизни общества, группы населения, данного лица, которые значительно изменяют представления об общественной опасности совершенного деяния тип лица, его совершившего;

в) уголовное дело может быть прекращено в связи с передачей в комиссию по делам несовершеннолетних, с передачей виновного на поруки. В каждом случае виновность виновного бывает подтверждена, но усматривается целесообразность его перевоспитания без применения уголовного наказания; г) виновный может быть осужден условно;

д) к несовершеннолетнему может быть применена отсрочка исполнения приговора; е) осужденный может быть освобожден из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

Все эти ситуации могут повлечь определенные оперативно-розыскные действия: проведение оперативных проверок с целью изучения среды, в которой находятся лица, освобожденные от наказания; установление негласного наблюдения за ними в случаях, когда они не разрывают связей с криминогенными контингентами; привлечение их к сотрудничеству, если они могут принести пользу в борьбе с организованной преступностью, предохранение сотрудничающих граждан от привлечения к уголовной ответственности, когда разрабатываемые им лица дают показания о его причастаности к совершенным ими преступлениями.

Институт освобождения от уголовной ответственности приобретает кардинально новое значение в связи с принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, в ст. 18 («Социальная и правовая защита граждан, содействующих органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность») содержится положение, в соответствии с которым «лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Отсылка к законодательству предполагает наличие в УК РСФСР соответствующей правовой нормы. Вместе с тем в УК такая норма отсутствует, а в проекте Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью» соответствующая норма имеет несколько иное значение, чем в законе об ОРД:

Особенности уголовной ответственности при выполнении задания по защите от тяжких преступлений, связанных с созданием и функционированием организованных групп, банд, преступных организаций и преступных сообществ.

Не является преступлением деяние, хотя и подпадающее под признаки уголовно-наказуемого, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но совершенное при выполнении полученного в установленном порядке и с соблюдением надлежащей формы задания по проведению оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лицами, содействующими им в проведении оперативно-розыскных мероприятий, если такое задание выполняется в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, предусмотренных статьями 77,... настоящего Кодекса и если при этом:

а) лишение жизни или умышленное причинение вреда здоровью, чести, достоинству, свободе личности совершено в условиях необходимой обороны либо крайней необходимости,

б) сотрудники специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью не являлись организаторами либо руководителями банды, организованной группы, преступной организации, преступного сообщества либо их преступной деятельности.

Склонение сотрудником, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или предварительное расследование, к совершению преступления лица, которое не имело намерения совершить преступление, называется как подстрекательство к совершению соответствующего преступления в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса». Одновременно УК РСФСР дополняется статьей следующего содержания:

Освобождение от уголовной ответственности и наказания участников организованной группы, банды, преступной организации, преступного сообщества

Организатор и руководитель банды, преступной организации, преступного сообщества, их деятельности не подлежат освобождению от уголовной ответственности и наказания по основаниям, предусмотренным статьями 50--5 2 настоящего Кодекса.

Участник организованной группы, банды, преступной организации, преступного сообщества, не принимавший участия в совершаемых организованной группой, бандой, преступной организацией, преступным сообществом преступлениях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса, или совершивший преступление, не являющее тяжким, и принявший все зависевшие от него меры по предотвращению указанных преступлений, может быть освобожден судом от уголовной ответственности на основании санкционированного соответствующим прокурором представления органов дознания или следователя.

Участник организованной группы, банды, преступной организации, преступного сообщества, их деятельности освобождается судом от наказания, если он до привлечения к уголовной ответственности добровольно сообщил органам дознания, следователю, прокурору, суду все известные ему сведения об этих организованных группах, бандах, преступных организациях, преступных сообществах, об их деятельности и активно способствовал раскрытию совершенных ими преступлений и возмещению причиненного ущерба. Если такой участник соверши тяжкое преступление против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности, ему назначается наказание, а указанные выше обстоятельства рассматриваются как смягчающие ответственность.

Лицо, участвовавшее в легализации и (или) приумножении преступных доходов, освобождается судом от наказания, если оно способствовало раскрытию преступления и изобличению соучастников, добровольно выдайте преступные доходы и доходы, полученные в результате их приумножения. Такое лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило о легализации и (или) приумножении преступных доходов и предприняло действия по раскрытию преступления, связанного с легализацией и (или) приумножением преступных доходов, изобличению лиц, совершивших незаконные финансовые и имущественные операции».

5. Все, что связано с институтом квалификации преступлений, в оперативно-поисковой, оперативно-проверочной работе трансформируется в обнаружение признаков и характера преступной деятельности. В правоприменительной деятельности (не в ОРД) квалификация представляет собой логический процесс установления соответствия (тождества) конкретно рассматриваемого случая признакам состава преступления, указанного в норме особенной части Уголовного кодекса. В то же время это и определенная правовая оценка общественно опасного деяния. Квалификация преступления осуществляется на всех стадиях уголовного процесса, но ее значение не равнозначно. Например, при возбуждении уголовного дела она носит лишь предварительный характер, а на стадии постановления приговора она должна быть максимально точной. Оперативный работник, сталкиваясь с противоправными действиями конкретных лиц (получая о них информацию), также обращается к квалификации, Характер легальной квалификация приобретает только при условии, если она закрепляется в официальных уголовно-процессуальных документах и порождает правовые последствия: служит основанием для возбуждения уголовного дела и производства предварительного расследования, предъявления обвинения, предания суду, вынесения обвинительного приговора.

Помимо легальной в теории уголовного права имеется понятие доктринальной квалификации (неофициальной). Это оценка преступных деяний, даваемая в научных работах, иных публикациях и выступлениях. Но под эти случаи не подпадают действия оперативных работников. Даваемая ими квалификация имеет служебное назначение и тактические последствия, поскольку в зависимости от характера преступления избираются тактика оперативного поиска, приемы задержания воров, мошенников, спекулянтов, валютчиков, взяточников, расхитителей, а также тактика оперативной разработки; моделируются необходимые доказательства при сборе информации и документировании.

Поэтому, не будучи легальной, квалификация преступлений при осуществлении ОРД является оперативно-тактической, имеющей конкретные последствия для содержания этой деятельности. Также как и легальная, оперативно-тактическая квалификация базируется на главном принципе уголовной ответственности: эта ответственность может наступить только при установлении всех признаков состава преступления того или иного вида.

Имеется и еще один аспект квалификации преступлений в ОРД-- прогностический (использование при оценке различных видов отклоняющегося, «допреступного» поведения). Прогностическая модель позволяет оперативному работнику «увидеть», в какое преступление может перерасти аморальное, подстрекательское поведение в сочетании с вредным влиянием ближайшего окружения.

Такое прогностическое видение обусловлено тем, что нормы уголовного закона отражают реальную объективную действительность, в них обобщены жизненные факты, они содержат необходимые признаки всех элементов состава преступления. Имело эти признаки помогают оперативному работнику предвидеть, в какое преступное деяние может перерасти поведение криминально активных лиц и групп.

Используется в ОРД и легальная квалификация при выборе объектов оперативной профилактики, их классификации и определении комплекса профилактических мер, которые могут быть эффективны с учетом преступного опыта профилактируемых. Одно дело работа с рецидивистами, неоднократно судимыми за квалифицированные кражи, разбои, бандитизм, другое -- с судимыми за малозначительные преступления. На основе легальной квалификации систематизируется оперативно-розыскные учеты по «окраске» преступной деятельности. Легальная квалификация часто сама по себе предопределяет необходимость постановки на оперативный учет определенных категорий ранее судимых.

6. Институт стадий совершения преступления определяет характер реагирования на преступное поведение, которое развивается тайно и обнаруживается с помощью средств и методов ОРД. В уголовном праве предусмотрено три стадии, через которые проходит в своем развитии умышленное преступление: приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Вне правового регулирования существует и еще одна стадия -- обнаружение (формирование) умысла. Для ОРД существенны все четыре стадии, поскольку от того, на какой из них наступает оперативно-розыскное вмешательство, зависит направленность и содержание оперативно-розыскных действий и избираемой тактики.

Три стадии, которые определены в законе (приготовление, покушение, оконченное преступление), в практической деятельности моделируют, то есть очерчивают, пределы сбора информации и ориентируют на выбор момента задержания подозреваемых. Вместе с тем этот правовой институт имеет важное значение в решении задачи не допустить завершенности преступления и, следовательно, ущерба определенным группам общественных отношений. Зная, например, три признака покушения (непосредственная направленность действий на совершение преступления; незавершенность преступления, что выражается в отсутствии результата, который является обязательным признаком данного состава преступления; незавершенность преступления по причинам, не зависящим от воли виновного), оперативные работники стремятся реализовать оперативную информацию именно при покушении, если оно не грозит жизни, здоровью граждан, уничтожением имущества. Особенно такая тактика характерна при задержании соучастников хищений, взяточничества, карманных воров, мошенников. Применение этого института уголовного права ориентирует на ведение комбинационной оперативной работы для создания всех возможных препятствий на пути к достижению преступниками конечных целей преступлений.

Имеет значение для ОРД и стадия обнаружения умысла, который представляет собой выражение преступного намерения совершить преступление.

Обнаружение умысла, когда нет данных об уже совершенных преступлениях, требует оперативно-профилактического вмешательства, Оперативных работников должны всегда настораживать как тщательное обдумывание деталей замышляемого преступления, так и возможность возникновения преступного умысла в любой благоприятной для этого ситуации. И то и другое -- свидетельство формирования и развития общественной опасности личности.

7. Особое значение для борьбы с организованной преступностью имеет институт соучастия в преступлении, который практически определяет правовые рамки организованной преступности и создает для оперативных работников варианты ее моделей.

Степень участия в преступлении, которая зависит от «вклада» виновного в совместно совершаемое преступление, во многом определяется характером соучастия. Как известно, в уголовном праве выделено четыре его вида: организатор, исполнитель, подстрекатель, пособник.

Наибольшую общественную опасность представляют организаторы. Поэтому они всегда становятся главными объектами оперативной проверки организованных преступных групп. Они организуют совершение преступлений, руководят его участниками, устанавливают в преступных группах нормы отношений и поведения, внутригрупповую дисциплину. Организатор воздействует на сознание неустойчивых лиц, направляет их на совершение преступлений, вносит в преступные действия других участников определенную систему, налаживает между ними конспиративные связи, требует тщательной маскировки и принимает контрагентурные меры.

Среди исполнителей, как правило, существует распределение ролей: одни выполняют более, Другое -- менее общественно опасные функции. Многое в этом распределении зависит от их преступного опыта, моральных, волевых и физических данных. Такая неравномерность в степени общественной опасности исполнителей имеет существенное значение, Она помогает оперативным работникам находить в преступных группах «слабые звенья» на всех стадиях оперативной проверки. Это либо малоискушенный соучастник, либо опытный преступник, но с ослабленной нервной системой, пережившей на себе неотвратимость наказания и воочию убежденный в силе доказательств.

Пособники представляют особый оперативный интерес. Содействуя совершению преступлений, они оказываются хранителями орудий преступлений, предметов, добытых в результате их совершения, бывают хорошо осведомлены о деталях преступлений.

Значительный интерес для оперативно-розыскной деятельности представляет фигура подстрекателя, особенно в борьбе с организованными формами преступной деятельности несовершеннолетних.

Все виды соучастия, в том числе и прикосновенность к преступлению, обычно моделируются уже при выявлении и тем более в ходе оперативной разработки организованных преступных групп. И это важное тактическое обстоятельство помогает в рамках негласной оперативной работы получать достаточно четкое представление о структуре организованных преступных формирований, распределении в них ролей, общественной опасности их участников, о тех «прикосновенных» лицах, через которых можно получить информацию об организаторах, исполнителях, подстрекателях и пособниках. Фактически именно уголовно-правовой институт соучастия определяет достигаемые во всех формах оперативно-розыскной деятельности цели выявления всех преступных связей организованных преступных формирований.

8. Для оперативной проверки лиц, подозреваемых в подготовке и совершении преступлений, особое значение имеет институт доказывания. Он объединяет нормы уголовного и уголовно-процессуального законов, которыми определены: состав преступления, обстоятельства, подлежащие доказываник) по уголовному делу (в том числе перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств); понятие доказательства и процессуальный порядок их получения с помощью следственных действий. В законе дается единое понятие доказательств как фактических данных (сведений) о существенных обстоятельствах дела, дополненных и зафиксированных в соответствии с установленными правилами, органом, осуществляющим производство по делу. Доказательство представляет собой единство процессуальной формы и фактического содержания. Но фактическое содержание может быть дополнено и из негласных источников. Поэтому оперативно-розыскные действия, осуществляемые в ходе оперативной проверки, моделируют доказательства: обозначают их содержание и указывают на возможные процессуальные источники. В этой модели должны быть представлены следующие элементы: известно происхождение сведений и есть возможность их проверки, вероятный процессуальный источник -- лицо, от которого исходят сведения, обладает компетентностью и осведомленностью; могут быть соблюдены общие правила доказывания, установленные уголовно-процессуальным законом.

Моделирующая функция института доказывания проявляется и в том, что при оценке оперативной информации сразу включается механизм отсева сведений, которые не могут быть введены в уголовный процесс. Не могут рассматриваться как доказательства данные, носящие характер слухов, предположений, догадок, хотя бы они и были получены от лиц, относимых к источникам доказательств. Поэтому, прежде чем вводить в уголовный процесс соответствующие источники доказательств, необходимо всесторонне оценить значимость информации, которой они располагают.

9. Институты задержания, избрания меры пресечения, связанные с водворением задержанных и арестованных в изолятор временного содержания (ИВС) или следственный изолятор (СИЗО), создают организационную основу и реальную возможность оперативной проверки задержанных и арестованных в условиях изоляции, где применяется своеобразная тактика получения необходимой для следствия информации. Причем в этой работе активно используется институт доказывания, поскольку проводимые параллельно с оперативной проверкой в условиях изоляции следственные действия по-существу «вплетаются» в ее тактику.

10. Институт уголовного наказания объединяет многие нормы уголовного, исправителыю-трудового и уголовно-процессуального права. В целом этот институт предопределяет организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, существенное значение имеют определяемые нормами исправительно-трудового права виды и содержание режима в ИТК разных типов, уголовно-правовые основания и порядок условного освобождения.

Многие правила содержания осужденных в ИТУ используются для решения оперативно-тактических задач (порядок трудоиспользования, размещение в жилой зоне, разрешение свиданий, посылок, расконвоирование и др).

Можно сделать вывод, что правовые институты не только обеспечивают в деятельности оперативного работника необходимую правовую культуру, но и непосредственно используются для обогащения содержания всей оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью.

§2. Использование криминологических знаний в оперативно-розыскной

деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Криминология как отрасль юридической науки изучает главный предмет оперативно-розыскной деятельности -- преступность, ее причины, все аспекты личности преступника (правовые, социологические, психологические), весь сложный механизм преступного поведения, индивидуального и группового.

Естественно, что все категории криминологии, отражая углубленные знания многочисленных явлений, порождаемых организованной преступностью, оказывают непосредственное влияние на организацию и тактику ОРД.

Структура субъектов ОРД, их отраслевая и линейная специализация определяются структурой преступности, и не только ее видами, но и формами, учение о которых разработано в теории криминологии (рецидивной, несовершеннолетних, групповой, профессиональной, организованной). Но это лишь один аспект использования криминологической характеристики преступности в организации ОРД. Важнейшим элементом этой организации является оценка оперативной обстановки на всех уровнях функционирования субъектов ОРД. Эта оценка обязательно включает криминологический анализ организованной преступности, ее состояния, структуры и динамики, а также местных, или региональных, географических, демографических, экономических и социально-психологических факторов, причинно связанных с организованной преступностью.

На основе анализа определяются тенденции организованной преступности, выявляются наиболее пораженные объекты и участки территории, железных дорог, делаются прогностические выводы о количестве, структуре и наиболее вероятных местах преступных проявлений. Эти выводы используются при выборе вариантов расстановки оперативных сил субъектов ОРД в организации оперативного прикрытия территории и объектов. Для оперативной обстановки в ИТУ и местах их дислокации существенное значение имеет криминологический подход к анализу структуры местного населения, состава осужденных, производственного профиля колоний и дислокации их объектов. Углубленному анализу оперативной обстановки и прогнозированию тенденций организованной преступности способствуют установленные в криминологии зависимости между распространенностью различных видов негативно отклоняющегося проведения и динамикой преступлений, насильственных, корыстно-насильственных и корыстных (умышленных убийств, тяжких и менее тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей, краж, уголовно наказуемого хулиганства). Статистическая информация о тенденциях мелкого хулиганства и пьянства, проявлений паразитического антиобщественного образа жизни, антиобщественного поведения ранее судимых, дающего основания для установления административного надзора, нарушение правил общежития в быту, в связи с которыми применяется привод и официальное предостережение, групповых нарушений правопорядка неформальными группами подростков, отражает глубинные процессы возникновения преступлений и должна использоваться как инструмент предвидения вероятных тенденций в организованной преступности. Прогностическое значение информации об административных правонарушениях проявляется при ее оценке наряду с другими видами социальной информации. Так, анализ, свидетельствующий о распространенности в некоторых районах (микрорайонах, поселках, селах) хулиганства и нарушений общественного порядка и неадекватности реагирования на них, правонарушений на потребительском рынке и т.д., дает ценную прогностическую информацию, поскольку позволяет определить значимость комплекса факторов, связанных с динамикой преступности.

Личность преступника в криминологии -- это широкое и емкое понятие, выражающее социальную сущность преступников разных типов, сложный комплекс характеризующих их признаков, свойств, связей, отношений, их нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями и в той или иной мере определяющие совершение преступлений. Для оперативно-розыскной деятельности важны именно обобщенные, типологические данные о личности преступников, о процессе формирования тех свойств, которыми преступники характеризуются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты