Рефераты

Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью

p align="left">Имеют значение условия нравственного формирования преступников, особенно среди ближайшего бытового окружения, связей, знакомств. Для раскрытия преступлений, совершенных ОПФ, бывает исключительно важно выявление криминогенных обстоятельств конкретной жизненной ситуации, повлиявшей с учетом особенностей личности на совершение преступления. Но решающимся ОРД является знание социальных, психологических и нравственных свойств личности преступников (взгляды, навыки, привычки, содержание и уровень интересов и потребностей, особенности характера и др.). Многие их этих показателей наряду со сведениями о преступном опыте, преступных связях, преступной квалификации используются в делах, автоматизированных банках оперативного учета, на основе оценки нравственно-психологических характеристик избирается тактика оперативного поиска, оперативной профилактики и оперативной проверки, организуется оперативное обеспечение процесса исправления и перевоспитания осужденных.

Данные криминологии о личности преступников разных типов весьма надежны, поскольку они базируются на широких обобщениях, изучении не только отдельных лиц, но и всего того общего, типичного, чем преступники выделяются в массе людей. В этом отношении криминология имеет богатые традиции, пользуется разнообразными методиками и в результате получает достаточно полную информацию, которой с успехом пользуются в повседневной практической работе оперативные сотрудники. Эти данные помогают познать механизм преступного поведения в целом и различных его видов, другими словами -- хорошо знать объект оперативного интереса и предмет оперативно-розыскной деятельности. Обычно на основе таких знаний оперативные работники, сталкиваясь с обстоятельствами совершенного преступления, только по объективным данным уже могут судить не только об уголовно-правовых признаках деяния, но и о принадлежности преступника к той или иной социально-демографической, этнической группе населения, о его нравственных свойствах и психологических особенностях, о том, что все эти свойства и особенности могли сформироваться в определенной криминогенной среде, где его и следует искать.

Для практики оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью исключительно важен криминологический подход к изучению преступного поведения как процесса, развивающегося в пространстве и времени и включающего не только сами преступные действия, но и предшествующие им социальные и психологические явления. Криминология на основе изучения механизма преступного поведения дает ответы на вопросы, как оно возникает, развивается и осуществляется в индивидуальном и групповом варианте, для разных видов преступлений и для разных категорий преступников.

Такого рода криминологическая информация исключительно ценна как при диагностике криминогенных процессов, когда требуется оперативно-профилактическое вмешательство, так и при построении оперативно-розыскных версий, когда по первичным часто весьма скудным данным оперативный работник должен воспроизвести механизм конкретного преступления.

При этом он обязательно построит модель допреступной ситуации и типичного допреступного поведения и, ориентируясь на эту модель, будет искать следы преступника и сведения о нем именно там, где они могли сохраниться.

Существенное значение имеют данные криминологии о мотивации преступного поведения (криминальной мотивации), так как они помогают «думать» за преступника, что является важнейшим интеллектуальным началом оперативно-розыскной тактики. Имеется в виду реконструкция возможных действий преступников (прошлых и предстоящих) с учетом их преступной квалификации и преступного опыта. Когда оперативный работник знает, что предполагают, как поступают преступник и почему именно так и не иначе, -- он может достаточно ярко представить себе (смоделировать) не только его социальный, нравственный облик, (отнести его к соответствующему социальному типу личности), но и его индивидуальный образ. А это имеет большое значение для ориентирования сил и средств оперативно-розыскной деятельности на выявление преступников, существенно конкретизирует область оперативного поиска.

В оперативно-розыскной деятельности обязательно применяется криминологическое прогнозирование индивидуального и группового преступного поведения. Такое прогнозирование становится возможным потому, что преступное поведение связано с объективными явлениями социальной среды многими нитями.

Прогнозирование лежит в основе оперативного учета, так как его банки информации создаются на основе прогноза вероятности преступного поведения определенных криминогенных контингентов. Именно прошлое их поведение (судимость, правонарушения, аморальные поступки), настоящее (поддержание отрицательных связей, паразитизм, склонность к антиобщественным занятиям) дают основания для прогностических выводов о вероятном противоправном поведении в будущем. Принимаются во внимание социальные оценки, даваемые лицу, представляющему оперативный интерес, роль для него мнения представителей криминогенной и преступной среды. Все это в совокупности является элементами методики криминологического прогнозирования, которое вплетается в оперативно-розыскные действия при оперативном поиске, оперативной проверке и оперативной профилактике.

Значение прогностической деятельности трудно переоценить. Она позволяет избежать ошибок при выборе объектов оперативной профилактики и оперативной проверки, успешно решать тактические задачи на упреждение действий преступников. Прогностическая работа в структуре оперативно-розыскной деятельности становится формой этой деятельности, которая требует применения все возрастающей интеллектуальной и организационной активности. Диалектический подход к явлению позволяет соединить в единый процесс анализ прошлого, диагностику настоящего и прогнозирование будущего. Будущее же в оперативно-розыскной деятельности предстает не как ожидание наступления события (имеется в виду преступление), а как практическое изменение настоящего путем активного вмешательства в происходящие негативные процессы, в замысел преступников. Это свойственно и криминологическому, и оперативно-тактическому прогнозированию.

Являясь наукой о причинах и условиях преступлений, криминология разрабатывает и пути их устранения, формулируя теоретические основы и практические рекомендации по предупреждению преступлений на разных уровнях государственной, общественной и правоохранительной деятельности. Многие из этих рекомендаций трансформируются в методы оперативной профилактики, а сама эта профилактика «вписывается» в общую систему предупреждения преступлений, которая действует в каждом районе, городе, на промышленных, строительных, агропромышленных, торговых, транспортных и других объектах.

Выводы криминологической науки о том, что преступные мотивы есть по сути своей модификации обычных человеческих мотивов, но направленные на цели, запрещенные законом или связанные с использованием противоправных средств, являются основополагающими в исправлении и перевоспитании правонарушителей, осуществляемом с помощью методов оперативно-розыскной деятельности. Такое понимание мотивации преступного поведения исключает представление об обреченности человека на преступное поведение, о неисправимости преступников. Оно вселяет в оперативных работников уверенность в гуманносги и перспективности привлечения к негласному сотрудничеству представителей преступной среды, в первую очередь, в целях их же исправления и перевоспитания путем приобщения к активному участию в борьбе с преступностью. Вместе с тем степень деморализации личности бывает настолько высокой, а негативное влияние преступной среды настолько эффективным, что в каждом случае принятия решения о привлечении к сотрудничеству граждан из этой среды оперативный работник должен всесторонне взвешивать эти факторы и проявлять максимальную бдительность и осторожность в работе с такими лицами.

Криминологические знания имеют существенное значение для оперативно-тактической характеристики отдельных видов преступлений.

По многим видам преступлений проанализированы место и время их совершения (с разбивкой по временам года, неделям, дням недели), дана характеристика объектам, на которые совершались преступные посягательства, показаны особенности личности преступников, их нравственного облика применительно к разным видам преступлений. В совокупности криминологическая характеристика преступлений существенно дополняет знания оперативных работников о предмете ОРД, создает фундаментальную основу получения оперативной информации о механизме подготовки и совершения преступлений, что является решающим фактором успешной тактики оперативной проверки.

Необходимо отметить весьма существенное обстоятельство: негласные возможности оперативных аппаратов, средства и методы оперативно-розыскной деятельности позволяют в каждом конкретном случае значительно глубже изучать обстоятельства конкретной преступной деятельности, чем она представлена в криминологических исследованиях. В ходе оперативно-розыскных действий выявляются скрытые от криминологов процессы, возникающие и в преступной среде, и в связи с развитием индивидуального преступного поведения. Поэтому знания, сконцентрированные в криминологической теории и в практических рекомендациях криминологов, не могут полностью обеспечить успех оперативно-розыскной деятельности. Сама эта деятельность создает специфические, в ряде случаев уникальные методики исследования скрытых от кримниологов процессов, в которых изученные ими причины преступлений трансформируются в чуждые для общества системы межличностных и межгрупповых отношений, и не только в преступной и криминогенной среде, но в многочисленных кругах, в которых общаются представители этой среды. Все это остается за рамками криминологии и познается главным образом с помощью негласных источников информации, существенно пополняя криминологические знания и позволяя многим положениям криминологии давать необходимую оперативно-тактическую интерпретацию.

Это относится и к характеристике личности рецидивистов, не отказавшихся от преступной деятельности, и к заметным изменениям, происходящим в среде несовершеннолетних правонарушителей, преступный опыт которых намного опережает их социальное созревание, и к соотношению основных категорий противоборства -- преступного опыта и преступной квалификации, -- не изучаемых криминологией, и ко многим другим явлениям преступности, имеющим оперативно-тактическое значение.

Поэтому криминологические знания, представляя собой фундаментальную основу для изучения преступности и личности преступника, обеспечивая оперативных работников надежными методами оперативной профилактики, должны постоянно пополняться знаниями о преступности, поступающими из негласных источников. Только при этом условии оперативные работники будут всегда осведомлены обо всех новых явлениях, характеризующих преступность и преступников, что необходимо для внесения корректив в тактику борьбы с ними.

Глава 2. “ Основные практические методы , положения и

приемы борьбы с организованной преступностью.

§1. Оперативно-розыскная тактика, применяемая в борьбе с

организованной преступностью.

Тактика -- основная категория оперативно-розыскной деятельности, поскольку именно тактика определяет набор видов оперативно-розыскных мероприятий, их содержание и последовательность, место, время, интенсивность проведения.

В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыслительных процессов (оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации) и конкретных действий оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц, включенных в реализацию тактических решений.

Тактика борьбы с организованной преступностью использует многолетний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегических и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учитывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособляемость и видоизменения организованной преступности.

Оперативно-розыскная тактика по своему содержанию предполагает: мышление оперативного работника, включающее: оценку оперативно-тактической ситуации, собственных сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны -- преступной среды;

выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работника, либо по его заданию (поручению) лиц, оказывающих содействие;

сами действия, их последовательность, линию проведения, корректируемые в зависимости от развития ситуаций (получение подкрепления или наоборот).

При таком содержании оперативно-розыскной тактики определение ее понятия требует включения всех указанных элементов и может быть сформулировано так:

оперативно-розыскная тактика -- категория ОРД, отражающая мышление оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны и предопределяющее образ действия и линию поведения, избираемые для достижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной работы.

Существенное значение для дальнейшего совершенствования оперативно-розыскной тактики борьбы с организованной преступностью имеют положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в частности реализация такой важнейшей тактической категории, как «оперативно-розыскные действия».

Исходя из смысла Закона, с помощью оперативно-розыскных мероприятий обеспечивается:

получение и проверка первичной информации о признаках криминальной активности конкретных лиц и групп, о совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;

выявление лиц, осведомленных о преступлениях, обнаружение имущества, денег и ценностей, добытых преступным путем, предметов, документов и других объектов -- носителей доказательственной информации, их сохранение;

установление преступников, местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

решение частных задач по обеспечению достижения целей оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных законом.

Закон открывает возможность для инициативного, творческого, свободного от догматизма и формализма подхода к решению тактических задач.

Закон предполагает использование в оперативно-розыскных мероприятиях непосредственно оперативными работниками средств оперативной техники, а также принятие мер по ее сокрытию от лиц, в отношении которых предполагается ее применить.

Реализация Закона предполагает включение в структуру оперативно-розыскной тактики и обеспечение личной безопасности участников оперативно-розыскных действий.

Все это направлено на эффективное получение скрываемой информации, повышение осведомленности оперативных аппаратов об организованной преступности, успешное воздействие на оперативно-розыскные ситуации, складывающиеся в борьбе с нею.

Тактика борьбы с организованной преступностью базируется на обобщении и критическом осмыслении совокупного опыта выявления и оперативной проверки разветвленных преступных групп, действующих в разных сферах экономики; борьбы с бандитизмом; оперативного наблюдения за рецидивистами; негласной работы в террористических организациях.

Весь этот опыт основывается на глубокой разведке противоборствующей стороны, учитывает степень ее активности, преступную направленность («окраску»), возможность контрагентурных мероприятий.

Традиционно в ходе любой оперативной проверки тщательно изучались способы совершения преступлений, маскировки их сообщников и следов преступной деятельности.

Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка ее системы (структур, их состава. лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений с государственными органами, повседневной жизни членов преступных объединений) с другой -- так называемая «активная оборона», то есть совокупность действий, направленных на дестабилизацию правоохранительной системы.

Существует несколько ровней противоборства в зависимости от масштабов деятельности преступных формирований.

Индивидуальный. Он, основываясь на преступном опыте участников ОПФ, во многом воспринял «школы» преступных корпораций. Сюда, например, входят: проверки окружения, смена адресов, укрытие оружия, денег и ценностей, добытых преступным путем, в «надежных» местах, отделение этих улик от своей личности.

Групповой. Он базируется на общих групповых интересах. На этом уровне проявляются две главные заботы: первая -- обеспечение достижения преступных целей любыми средствами, которые не приведут к провалу соучастников групповой преступной деятельности; вторая -- продление существования, выживания и даже процветания группы; преступного объединения. В этих целях активно используются разведка в отношении конкурирующих преступных организаций, а также контрразведка в отношении деятельности правоохранительных органов: с вовлечением их сотрудников в преступную деятельность, проникновение в негласный аппарат, выявление агентуры в своей среде, компрометация вышедших на след преступников оперативных работников и успешно ведущих расследование следователей и прокуроров.

Корпоративный. Этот уровень характерен для сложных структур организованной преступности, рассчитан на их устойчивость, в связи с чем проявляется главная забота о покровителях, о продвижении их к рычагам власти и о захвате представителями преступной корпорации определенных позиций в государственном аппарате. Главный инструмент маскировки на этом уровне, несомненно, подкуп. Но отмечено и активное использование политической демагогии, исторических подтасовок, националистической идеологии, молодежных течений, ошибок и злоупотреблений местной и центральной власти. На этом уровне практикуются искусно отработанные методы маскировки, которые не вписываются даже в откровенно циничные нормы преступной среды. Практикуется, например, такой прием, направленный на обеспечение безопасности системы: «сдают» правоохранительным органам часть преступной организации для того, чтобы не была изобличена вся структура.

Следует учитывать и такое новое явление, как стремление преступников нейтрализовать, скомпрометировать, переориентировать на пособничество государственные и общественные институты, включенные в осуществление экономического, правового и морального контроля, На оперативно-розыскную тактику влияют специфика возникновения и условия получения информации об организованной преступной деятельности.

В сфере организованной преступности наблюдается многообразие контактов и отношений. поступков и зависимостей между фактами, событиями, явлениями.

Например, в ходе оперативной проверки одной из преступных организаций, осуществленной сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было установлено, что некоторые московские «воры в законе» -- рецидивисты с современной культурной «окраской» -- оказались связаны с сотрудниками алма-атинского зоопарка; «специалистами» Мосгорисполкома, срочно, за сутки оформляющими им заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со столичным меценатом-кооператором; с проворовавшимся тверским зверосовхозом; с артистами, выступающими в Болгарии под эгидой софийского филиала московского театра «Союз»; с итальянской мафией, допустившей к порнобизнесу на гастроли в Италию «звезд стриптиза», а точнее, валютных проституток из России; наконец, с американскими спецслужбами, позволившими этим проституткам промышлять на военных базах США, расположенных в Италии.

Б этом типичном для организованной преступности сплетении помыслов, интересов, действий, связей продуцируется самая разнообразная информация, которая в системе принятой для нее классификации (научная, по отраслям знаний; эмпирическая, по видам деятельности; массовая) относится к наименее изученной, а именно -- к обыденной информации, рассматриваемой через категории уголовного права, криминологии, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности. Этот вид информации предназначен для узкого круга людей, подчиненных системе маскируемых неформальных отношений. Маскируется все, что может навести на след организованной преступной деятельности: сущность финансовых афер, интерес к объектам и «денежным» людям, связи, конфликты, расчеты, вооруженность, приобретения и т.д. Являясь достоянием лишь определенного круга лиц, допущенных в среду организованной преступности, такая информация часто заканчивает свое движение внутри конкретной неформальной группы.

Но при любой степени маскировки, и это подтверждено опытом, групповой уровень функционирования информации не исключает индивидуальных интерпретаций фактов. В результате появляется опосредованная информация, которая из «эпицентров» групповой деятельности может прорываться в смежные сферы. Например:

сфера интимных связей лидеров, организаторов и вообще осведомленных об организованной преступной деятельности лиц;

сфера семейно-бытовых, родственных отношений любого из членов преступной организации;

сфера проведения любых видов досуга, в том числе в компаниях заранее подобранных и проверенных людей;

дачного строительства, переоборудования и ремонта квартир, обслуживания личного автотранспорта, приобретения ценных вещей, драгоценностей, дефицитного продовольствия, медицинской помощи.

Таким образом, первым тактическим правилом является детальное изучение всех без исключения сфер общения выявляемых фигурантов независимо оттого, постоянно, длительно или кратковременно их существование.

Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Постоянное общение предполагает замкнутость среды, сложность проникновения в нее. Однако представители этой среды бывают хорошо осведомлены и сами могут стать объектами оперативного интереса. Информация, полученная от них, будет иметь качества, свойственные второму (а может быть, и третьему) уровню опосредования. И это также имеет положительные стороны: чем более удален источник информации от активной преступной деятельности, тем легче маскировать оперативный интерес к преступникам, конспирировать сам источник, проводить оперативные комбинации по вводу новых агентов или оперативных работников в преступные организации,

Кроме того, общение бывает временным, например на отдыхе, в зарубежной поездке. Оно чаще всего не возникает спонтанно: есть время для включения в окружение оперативно проведенного надежного источника информации с перспективой развития временного общения в постоянное или для наблюдения за естественно складывающимися отношениями с целью определения предпочтений проверяемого в ходе новых контактов для последующей работы с ними.

Кратковременные общения могут быть также заранее организованными, если, например, становится известно о потребности фигуранта в том или ином специалисте. И кратковременное общение с заранее подобранным источником позволяет устанавливать весьма интересные факты в потоке обыденной информации. Например, кто в ком, в каких специалистах заинтересован в ближайшее время, какие у него заботы в семье, быту и т.д. Любой факт может иметь локальное, тактическое значение для углубления контактов, но может стать и определенной вехой в познании организованной преступной деятельности.

Многообразие контактов, обусловленное ситуациями жизнедеятельности лиц, составляющих среду организованной преступности, существенно возрастает в условиях гигантских городских агломераций. В теории информации используется такое понятие, как «социальное эхо». Это могут быть отголоски внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, особенно столкновений враждующих преступных групп и организаций. Так возникает еще одно тактическое направление: не только улавливание «отголосков», но и их изучение с помощью архивных и текущих оперативно-розыскных материалов. «Отголоски» могут содержать и ценную информацию, и дезинформацию. И то и другое полезно. В частности, дезинформация, исходящая от преступников, -- это результат их активности. Любая же активность порождает новые факты, создает условия для достижения новых этапов оперативной осведомленности. Более того, если активности нет, целесообразно применить тактику ее стимулирования. Она не однозначна для разных ситуаций.

Так, в ходе оперативного поиска вначале выделяют местные зоны криминальной активности и зоны вероятного прорыва информации.

А. Среда, где черпаются резервы организованной преступности: неформальные объединения с антиобщественной направленностью; автотранспортные предприятия и предприятия автосервиса; места концентрации ранее судимых, условно освобожденных и условно осужденных.

Б. Среда, где проявляют себя, действуют участники организованных преступных формирований, сообществ: «черный рынок» ценностей, валюты, предметов старины; «черный рынок» автомашин, видеомагнитофонной и компьютерной техники; подпольные игорные заведения; рестораны, кафе, казино, иные увеселительные заведения; магазины с престижными дефицитными товарами.

В. Среда, «обслуживающая» преступников: проститутки; работники и завсегдатаи легальных азартных игр (биллиардные, бега); работники бань, бассейнов, спорткомплексов, кемпингов, пансионатов, охотоугодьев, яхтклубов, гостиниц, туристических организаций, сферы обслуживания авиапассажиров, врачи и другие медработники, работники торговли товарных баз.

Стимулирование активности фигурантов достигается организацией посещения таких мест, формированием интересных компаний и выбором тематики для разговоров.

В ситуации, когда достаточно четко обозначена среда поиска информации, целесообразна тактика пробуждения интереса к личности, идеям, советам, знаниям негласных сотрудников, «полезным» для преступных формирований.

В названных местах фиксируются образ жизни, траты денег, подарки, особенности взаимоотношений, интерес к объектам (разведка), интерес к сотрудникам правоохранительных органов (контрразведка), интерес к конкретным людям (вербовка в организованные преступные формирований).

Пассивное ожидание «потока» полезной информации -- антипод оперативно-розыскной тактики. В каждом акте общения заключены информативные, эмоционально-действенные и регулятивные элементы. Регулятивные действия призваны вызвать интерес к общению.

Возьмем привлекательность личности, например информированность. Подобная привлекательность для среды, где может быть получена ценная информация, выявлены ее источники, формируется заранее. В борьбе с организованной преступностью нельзя каждый раз уповать на случай, благодаря которому «вдруг» возникают важные сведения. Необходимо заранее прогнозировать возникновение, продолжение и углубление контактов. Ввод негласного сотрудника в преступную среду -- это глубоко продуманная тактическая операция, в которой само знакомство представителей среды, представляющей оперативный интерес, с негласным сотрудником должно оцениваться как их удача, с перспективой получения пользы для преступной группы.

Не исключено стимулирование активности представителей ОПФ с помощью тревожных для них сообщений, которые передаются по разным каналам, в том числе с использованием тактико-психологического анализа внутренних и внешних отношений. Так определяются каналы и источники информации, пользующиеся доверием.

Чем выше для лидеров, активных деятелей преступной организации субъективная значимость тревожной ситуации, тем больше вероятность осознания ее опасности и тем более активны защитные действия. Следует стремиться к наибольшему вкладу «тревожной ситуации» в актуализацию программ активного поведения, которое создает благоприятные условия для перехвата телефонных переговоров, фиксации перемещения денег, ценностей, оружия, сбыта автомашин, выезда из данной местности, иногда физической или юридической ликвидации предприятий. Здесь действует такого рода зависимость: от содержания тревожной информации зависит программа активного поведения, то есть выбор «защитных» вариантов, а в итоге оперативно-тактические возможности документирования, а то и реализации материалов оперативной проверки. Весь процесс получения информации об организованной преступной деятельности включает фиксацию фактов и событий, которые могут: непосредственно указывать на организаторско-преступную деятельность и в этой связи использоваться в доказывании преступной деятельности лидеров;

способствовать тактико-психологическому анализу взаимоотношений в среде лиц, связанных между собой совместной преступной деятельностью, что необходимо для решения многих оперативно-тактических задач;

указывать на латентные преступления, а следовательно, на ранее неизвестных потерпевших, очевидцев и непосредственных исполнителей преступлений.

Заметим, что в борьбе с организованной преступностью получение сведений о ранее неизвестных преступлениях -- весьма значимый фактор для решения типичных задач, в которых известны участники организованной преступной деятельности, известно, что они располагают подчас значительными средствами, известно, что они совершают «какие-то преступления», но не известны сами эти преступления.

Часто именно обнаружение фактов совершения преступлений конкретными лицами, состоящими в преступных формированиях, дает ключ к конкретизации оперативных проверок.

В оперативно-розыскной тактике борьбы с организованной преступностью обостряются проблемы наступательности, полноты, объективности сбора информации и особенно конспирации, т.е. реализации важнейших принципов оперативно-розыскной деятельности.

Если традиционные тактические рекомендации чаще всего строятся на основе исследования механизма развития преступного поведения, способов совершения преступлений, типологии преступников, то в борьбе с организованной преступностью учитываются иные факторы: дислокация основных позиций, занятых лицами, входящими в преступные формирования, их социальное положение, деловые, служебные, политизированные связи на разных уровнях, в различных ведомствах. Моделируются не типичные ситуации совершения преступлений (эти проблемы тактики достаточно полно решены), а вероятные ситуации противоборства, прогнозируются возможные «ходы» представителей преступных формирований, их покровителей. Эти модели и прогнозы приводят к выводам о необходимости, образно говоря, «двойной» конспирации для достаточно длительной зашифровки оперативного интереса не только к лидерам, но и к второстепенным деятелям преступных формирований.

Естественно, такие условия оператизно-розыскной деятельности требуют новых тактических решений при работе в сфере преступных формирований в окружении входящих в них лиц.

Принцип полноты информации в борьбе с организованной преступностью реализуется путем широкого охвата всех возможных видов документов, в которых отражены события, казалось бы, непосредственно не относящиеся к преступной деятельности. Поэтому необходимо иное отношение к учетам как средству оперативно-розыскной деятельности. Имеется в виду не только выход за временные и территориальные параметры, то есть обращение к архивам, учетам других служб и органов внутренних дел, но и выход за ведомственные рамки. В этом отношении поучителен опыт ФБР США, где активно используются сведения на граждан, сосредоточенные в канцеляриях концернов и фирм, страховых компаниях, совместных с иностранцами предприятиях, делах о разделе имущества и оспариванни наследства.

По мере углубления экономических преобразований в России появляются новые варианты документального отражения многих событий, знание которых может быть полезным в документировании, изучении биографий проверяемых лиц, получении их личностных характеристик. Традиционными источниками такой информации являются материалы кадровых аппаратов предприятий, учреждений и учебных заведений, военкоматов, данные учета оружия, охотников, автомотосредств, регистрации нотариальных контор, адвокатур, судебных коллегий по гражданским делам и т.д. Появляются новые документы: регистрации малых и совместных предприятий, фондов, акционерных обществ, финансовых компаний, оформления арендных отношений и др. Все это должно включаться в объекты изучения информации.

Особое внимание должно быть уделено учету информации о правонарушениях тех участников организованной преступности, квалификация действий которых (например имеющиеся признаки подстрекательства) встречает затруднения. В архивных, уголовных и оперативных делах, «отказных материалах», в материалах об административных правонарушениях как раз и могут быть обнаружены факты подстрекательства, укрывательства недоносительства, которые в свое время не получили должной юридической оценки, так как исследовались изолированно, не в контексте вскрытой позже организованной преступной деятельности.

Аналогичный «поворот» могут получить ранее зафиксированные и оставленные без реагирования угрозы убийства, изнасилования (покушения), побои, истязания, причинение телесных повреждений, хранение и изготовление оружия, боеприпасов, наркотиков и другие «побочные» преступления. Насильственные действия могут оказаться элементами устрашения, расправы за нарушение правил преступной среды, принуждения «непослушных» к совершению преступлений. Подделка и подлог документов могут быть элементами реализации более опасных преступных планов или входить в технологию крупного мошенничества, хищений, легализации преступников, действующих под чужим именем.

Как уже отмечено, полнота сбора информации об организованной преступности достигается применением средств оперативной техники для негласной аудио- и видеозаписи по возможности во всех местах, где может возникнуть информация, представляющая оперативный интерес. Причем в оперативно-розыскной деятельности с таким противоборствующим «противником», как участники организованной преступной деятельности, трудно заранее предположить, каково содержание вероятно ценной информации.

Полезными для тактики и последующего доказывания могут оказаться любые факты: встречи с ранее известными и ранее неизвестными лицами (досуговые, деловые, интимные), приобретение ценностей, оружия, валюты, передача документов, денег, посылок, посещение притонов разной окраски и поведение в них и т.д.

Широкие возможности для совершенствования организации и тактики оперативно-розыскной деятельности заложены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Б соответствии с этим Законом в дополнение к ранее определенному Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» перечнем оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение, контроль почтовых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и т.д.) дополнительно введены следующие оперативно-розыскные мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; проверочная закупка.

Закон предполагает, что процесс и результаты проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного учета для последующей оценки и использования в уголовном судопроизводстве.

Оперативное внедрение предполагает внедрение штатных сотрудников специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и сообщества.

Закон не содержит запрещение о том, что оперативное внедрение в целях борьбы с организованной преступностью не может применяться в государственных органах, органах местного самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности либо в общественных объединениях.

В то же время в ст. 5 Закона органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

По существу, это оперативно-розыскное мероприятие давно известно (достаточно вспомнить кинофильмы «Место встречи изменить нельзя», «Джентельмены удачи» и др.), но Закон придает этому мероприятию легитимность. Следует отметить, что кроме указанного закона оперативное внедрение предусмотрено п. 14 ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции». В соответствии с этим законодательным актом органы налоговой полиции имеют право осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно.

Для дальнейшего развития правового регулирования оперативного внедрения интерес представляет опыт США. Здесь проведение секретных операций Федеральным бюро расследований, Управлением по борьбе с наркотиками, другими спецслужбами и правоохранительными органами США, использование в них негласных сотрудников (иногда термин «негласный сотрудник» переводится как «тайный сотрудник» или «тайный агент». Агент в США означает кадрового сотрудника спецслужб) и осведомителей регламентируется в основном нормативными актами, изданными президентом и генеральным атторнеем (министром юстиции) США.

В этих актах подробно регламентируется порядок использования негласных сотрудников и осведомителей в секретных операциях. Например, Инструкция «О порядке проведения операций под прикрытием» предусматривает использование негласных сотрудников лишь для следующих целей:

получение информации или доказательств в интересах судебного преследования по делам первостепенной важности;

установление и поддержание доверительных отношений с лицами, связанными с преступной деятельностью, по которой ведется расследование;

предотвращение серьезной опасности, угрозы смерти или нанесения тяжких телесных повреждений сотруднику или другому лицу.

Контролируемая поставка предполагает поставку, покупку, продажу, перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и нелегальном обороте. Могут проводиться иные контролируемые операции с предметами, являющимися орудием или средством совершения преступления, либо предметами, добытыми преступным путем, либо предметами, операции с которыми образуют состав преступления.

Это специализированное оперативно-розыскное мероприятие также не ново для российского законодательства. В соответствии со ст. 227 Таможенного Кодекса Российской Федерации в целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы Российской Федерации в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе междунардных договоров Российской Федерации используют метод контролируемой поставки, то есть допускают под своим контролем ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты