Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью
p align="left">В оперативно-розыскном прогнозировании имеют значение не только установленные факты, но в большей мере теоретические положения, специальные знания, полученные оперативными работниками благодаря профессиональной подготовке и опыту борьбы с преступностью. Нередко используются психологические, медицинские, технологические, экономические и иные знания специалистов для прогноза вероятного развития событий и поведения конкретных лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, в том числе их психологических реакций на оперативно-розыскные мероприятия.
Логической основой оперативно-розыскного прогнозирования являются важнейшие категории познания:
экстраполяция, то есть распространение установленных в прошлом тенденций на будущий (предстоящий) период времени,
умозаключение по аналогии, то есть перенесение знаний об изученных объектах, явлениях на вновь обнаруживаемые объекты и явления, сходные по существенным качествам и свойствам. К таким явлениям относятся, например, процедуры сбыта похищенного имущества и поведение преступников после реализации этого имущества.
Чаще всего в оперативно-розыскном прогнозировании необходима интеграция ряда отраслевых знаний. Например, криминологическая и психологическая оценка личности тех, чье поведение прогнозируется, дает возможность учесть их интересы, потребности, вероятный круг общений для предвидения наиболее вероятных мест их появления. В ряде случаев, например, при розыске лиц, скрывающихся от следствия, прибегают к консультациям медицинских работников для оценки состояния их здоровья, необходимых лекарств, видов медицинской помощи. В результате прогнозируется обращение в медицинские учреждения, приобретение лекарств, и эти выводы предопределяют тактику розыска. В отношении лиц, находящихся в розыске, нередко принимается во внимание вероятность поведения, обусловленного их профессиональными потребностями и навыками: учитываются сведения о регионах страны и конкретных районах, где испытывается дефицит таких профессий-
Важнейшей логической предпосылкой оперативно-розыскного прогнозирования при обеспечении борьбы с организованной преступностью является диалектика взаимосвязи различных социальных явлений, статистическая повторяемость их чередования, что позволяет предвидеть либо наступление конкретных событий (категорический прогноз), либо несколько вариантов тактически значимых событий (альтернативный прогноз).
В оперативно-розыскном прогнозировании можно выделить несколько типов предвидения.
1. Предвидение наступления каких-либо событий на основе простой повторяемости тех или иных явлений. Оно базируется на установлении связей между наблюдаемыми явлениями. Например, с наступлением рабочего дня ежедневно на определенном объекте появляются те или иные лица, и есть возможность визуально наблюдать и фиксировать их контакты. Прогноз предполагает повторение той же ситуации и в день проведения необходимых оперативно-розыскных действий.
2. Предвидение по аналогии: если в аналогичной ситуации, как правило, человек действует определенным образом, то следует ожидать таких же действий и в данной ситуации, Предвидение по аналогии позволяет определять место и время вероятного появления преступников; оно используется для оперативного прикрытия объектов с целью выявления карманных воров, мошенников, спекулянтов, грабителей.
Применяется предвидение по аналогии для установления оперативного наблюдения и принятия оперативно-профилактических мер к лицам, отбывшим уголовное наказание, получившим отсрочку исполнения наказания, условно осужденным.
На предвидении по аналогии основаны нормы соответствующих ведомственных нормативных документов, в которых содержится перечень категорий лиц, подлежащих постановке на оперативно-розыскной (оперативно-профилактический) учет. Этот перечень охватывает тех, кто в аналогичных ситуациях (например, после отбытия наказания, оказавшись в организованной преступной группе или приобщившись к потреблению наркотических средств и пр.) сохраняет или приобретает криминальную активность .
3. Предвидение на основе специфики объекта. Аналогия (особенно, если речь идет о поступках людей) далеко не всегда обеспечивает верный прогноз, а следовательно, и верное тактическое решение. Объясняется это индивидуальными особенностями людей, которые даже в аналогичных условиях «заставляют» их по-разному вести себя. Например, не все ранее судимые, даже за тяжкие преступления, вновь совершают преступления; далеко не все, кто временно не работает, попадают в среду преступников; не все безнадзорные подростки совершают кражи и т.д. Поэтому очень часто тактические прогнозы строятся на оценке либо специфических свойств личности (социального опыта, интеллекта, физических данных, профессиональных навыков и др.), либо специфических свойств ОПГ (ее численности, наличия внутри- и межгрупповых связей, их разветвленности, группового преступного опыта, технической оснащенности, вооруженности и др.). Значительно более высокая степень точности тактических прогнозов достигается благодаря детальному изучению специфики объектов (лиц, групп) с использованием всех возможных источников информации (гласных и негласных). Таким путем выявляются устойчивые свойства (привычки, связи, навыки), повторяемость поступков, в определенной мере жизненные циклы (периоды активной преступной деятельности или расслабления, «загула»). В зависимости от таких периодов принимаются решения, например, в период активной преступной деятельности -- на задержание с поличным; в период «загула», расслабления -- на внедрение негласного сотрудника, документирование объема расходов (денежных затрат, подарков). В ходе оперативной проверки расхитителей, взяточников и финансовых мошенников прогнозируется вероятность вложения ими денег в ценности, недвижимость, прибыльное дело. Соответственное направление получают оперативно-поисковые мероприятия и действия по документированию для установления и фиксации фактов, имеющих значение для доказывания преступной деятельности.
Несомненно, помогает здесь и аналогия, то есть знание типичного поведения дельцов, взяточников и мошенников. И все же главное направление предвидению дает знание образа жизни данного лица: свойственно ли ему мотовство или накопительство; стремится ли он к высокому уровню социальных благ или складывает деньги «в чулок»; имеет ли связи с сфере сбыта драгоценностей или сторонится ее. Другими словами, анализируются внутренние закономерности, характерные для поведения конкретного лица или группы лиц, что, по сравнению с методом аналогии, углубляет и конкретизирует данный прогноз и повышает его тактическую ценность.
Все типы оперативно-розыскного прогнозирования благоприятно сказываются на качестве ОРД во всех ее формах.
Во-первых, повышается темп оперативно-розыскных мероприятий, поскольку тактическое прогнозирование заставляет принимать решения и действовать.
Во-вторых, оно способствует стремлению к пополнению информации, а в результате повышает активность оперативно-розыскной деятельности. Реализация данной закономерности происходит по следующей схеме:
построение прогноза связано с оценкой имеющихся исходных данных, характеризующих общую ситуацию и ОПФ;
обнаруживаются недостающие знания (пробелы), что препятствует достаточно точным и даже альтернативным тактическим прогнозам; возникает потребность в дополнительной информации; определяется содержание и объем недостающих знаний;
намечаются оперативно-розыскные мероприятия по получению дополнительной информации;
подбираются силы, средства, избираются методы получения такой информации; организуются мероприятия, которые и обеспечивают динамичность оперативного поиска и проверки.
Таким образом, будучи важнейшим элементом оперативно-розыскной тактики, сам процесс прогностического мышления стимулирует поиск новых фактов, углубление в изучение соответствующих лиц или среды, способствует совершенствованию познавательной деятельности оперативных работников уже тем, что требует сбора дополнительной информации, без которой «видение», а точнее предвидение оказывается неясным.
В данном случае действует правило обратной связи: чтобы действовать рационально, необходимо предвидеть ситуацию; чтобы достичь такого предвидения, необходимо собрать как можно больше информации. Так стимулируется фактор тактической активности -- важнейшее условие эффективности оперативно-розыскной деятельности.
В-третьих, благодаря оперативно-розыскному прогнозированию используются многие резервы для пополнения информации. Такие резервы имеются фактически в любой ситуации. Это оперативные контакты в среде ОПФ; проверки по оперативно-розыскному учету соседних органов внутренних дел я в регионах, где проверяемый мог ранее проживать, имеет родственников и связи; негласная оперативная проверка связей проверяемого.
В-четвертых, получение оперативно-розыскных прогнозов существенно повышает качество тактических решений, в частности за счет более полной осведомленности, достигаемой в ходе прогнозирования. При этом действует основная закономерность тактики: чем выше осведомленность, тем эффективнее оперативно-розыскные мероприятия. Таким образом, оперативно-тактическое прогнозирование призвано оптимизировать оперативно-розыскные мероприятия, то есть сделать их максимально результативными, законспирированными, экономичными по затрате сил и времени.
Оперативно-тактический прогноз сплошь и рядом при его высокой точности непосредственно «диктует» тактическое решение, обеспечивая достижение цели оперативно-розыскного мероприятия: обнаружения преступников, оружия, похищенных предметов в конкретных местах, «высчитанных» с помощью прогнозирования.
В-пятых, оперативно-розыскное прогнозирование гарантирует от ошибок в работе с негласными сотрудниками, при использовании средств оперативной техники и методов оперативно-розыскной деятельности. Эти гарантии обусловлены тем, что оперативный работник, принимая тактические решения, должен оценивать свои личные возможности, свою сумму качеств, свойственных агентам, предвидеть условия (обстановку), в которой они будут действовать, предвидеть возможные помехи реализации методов, которые он намерен применить. Это могут быть внешние (объективные) и внутренние субъективные факторы, которые в теории оперативно-розыскной деятельности применительно к оперативной проверке отнесены к категории «возмущающих воздействий».
Прогнозирование таких, например, «воздействий», как проверка негласных сотрудников членами ОПГ, вероятность двурушничества негласного сотрудника, а также возможность нежелательной для него встречи в среде преступников обеспечивает отбор негласных сотрудников для выполнения заданий, их подготовку, отработку заданий, линий поведения и тактики выхода из сложных ситуаций, наконец, организацию мер подстраховки оперативных работников и негласных сотрудников , выполняющих наиболее сложные задания.
§3. Оперативно-аналитический поиск в борьбе с организованной
преступностью
В борьбе с организованной преступностью оперативно-аналитический поиск имеет специфические свойства, которые проявились в практике специализированных оперативных аппаратов.
Специфичны исходная информация, оценки ситуаций ее получения: сочетание оперативного поиска с аналитическим, сопряжение различных сфер знаний (экономических, правовых, политических, психологических, исторических, этнических, технических п др.).
Специфика заключается и в том, что в ходе оперативной проверки в большинстве случаев складываются сложнейшие ситуации: с одной стороны, необходима переработка огромного массива разноплановой информации, с другой -- вынужденная экстренность оперативно-розыскных и следственных мероприятий с целью недопущения тяжких последствий. Они не могут быть поставлены в один ряд с мероприятиями, осуществляемыми в борьбе с общеуголовными преступными группами.
И еще одно весьма существенное обстоятельство: оперативная проверка может быть формально завершена, члены ОПФ привлечены к уголовной ответственности, но оперативный интерес к структурам организованной преступности сохраняется, как и сохраняют свое значение добытые разработкой материалы. С них может быть начат и очередной этап оперативно-аналитического поиска.
При сохранении и совершенствовании всех оперативно-тактических возможностей традиционных подразделений милиции в получении любой информации из любых источников о проявлениях организованной преступности специализированнная служба ориентирована на глубокую разведку среды, в которой действуют и общаются участники организованной преступной деятельности, на изучение явлений и фактов, которые ее составляют или о ней свидетельствуют.
Такая ориентация базируется на опыте, складывающемся в мировой практике. В правоохранительной деятельности США, ФРГ и других стран уже многие годы существует понятие «стратегическая разведка», и оно как нельзя лучше отражает специфику тактики.
Под давлением хорошо вооруженной, технически оснащенной и организованной мафии правоохранительные органы США, Италии и других государств меняли стратегию борьбы с преступностью.
Объясняя причины слабой результативности борьбы с организованной преступностью , руководители полицейских служб указывают на неэффективность «традиционных криминалистических методов» и необходимость их сочетания с методами разведки, глубокого проникновения в среду преступников.
Зарубежные специалисты пришли к выводу, что методом «отработки конкретного случая» можно изобличить только отдельных лиц, которые без труда будут заменены в преступном сообществе. Если всерьез бороться с организованной преступностью, должна ставиться цель разгрома организации путем изобличения максимального числа ее членов и в первую очередь главарей. А для этого необходимо широко задуманное и настойчиво проводимое изучение всего «организма» преступного формирования. Они полагают, что традиционный метод расследования здесь только помешал бы.
В США, чтобы обеспечить руководителей правоприменяющих органов информацией. которая давала бы возможность обнаруживать, а в некоторых случаях и прогнозировать организованную преступную деятельность, осуществляется так называемая «полицейская разведка». По методам и характеру добываемой информации полицейская разведка делится на две категории, стратегическую и тактическую.
Стратегическая разведка предполагает получение, накопление, систематизацию и анализ многочисленных и весьма разнообразных сведений о лицах, подозреваемых в причастности к организованной преступности, включая даже такие, которые, на первый взгляд, не имеют непосредственного отношения к преступном деятельности.
Основная цель тактической разведки -- помощь в планировании конкретных полицейских операций и установление источников получения доказательств, которые позволили бы произвести арест подозреваемого и доказать его виновность. Между задачами, которые решаются стратегической и тактической разведками, нет, разумеется, жесткой границы.
Координация борьбы с организованной преступностью осуществляется, кроме прочего, с помощью компьютерной информационной системы. Центральный компьютер ФБР поддерживает двустороннюю связь с местными его отделениями, охватывающими своим контролем основные регионы страны, а также банки информации других федеральных правоприменяющих органов.
В компьютерах накапливается информация о лицах и организациях, подозреваемых в причастности к организованной преступной деятельности, данные о совершенных, совершаемых и готовящихся преступлениях, что позволяет планировать полицейские мероприятия и операции, связанные с арестами подозреваемых и предъявлением им обвинений. ФБР является центром, в котором сосредотачиваются разведывательные материалы и осуществляется методическое руководство разведывательной деятельностью других правоприменяющих органов.
Стратегическая разведка представляет собой непрерывное и длительное наблюдение за подозреваемыми для установления целей, методов и географических регионов их преступной деятельности, а также для выявления других участников преступных групп.
Методами стратегической разведки накапливают и систематизируют самые разнообразные данные, включая описание внешнего вида и привычек лиц, замешанных в деятельности групп организованной преступности, принадлежащих им автомашин, сведений о личных контактах членов преступных организаций, хотя бы и не имеющих непосредственного отношения к преступной деятельности.
Весьма существенным качеством оперативно-розыскной деятельности специализированной службы по борьбе с организованной преступностью является сочетание оперативного поиска с аналитическим поиском.
В отличие от традиционных объектов оперативного поиска (действующие воры, мошенники, находящиеся в розыске лица, похищенные предметы) главным объектом оперативного поиска в борьбе с организованной преступностью становятся осведомленные о ней лица и подтверждающие ее документы. Причем оперативный поиск осведомленных лиц и дальнейшая работа с ними (установление известных им сведений) имеют все признаки оперативной проверки.
Оперативная проверка осведомленных лиц фактически осуществляется по розыскным делам, когда с помощью проверки связей добывается информация о местах укрывательства лиц, объявленных в розыск. В борьбе с организованной преступностью возникает аналогичная ситуация: сведения о преступниках, вновь вовлекаемых лицах, технологии совершения преступлений не лежат на поверхности. В ходе оперативного поиска можно получить некоторые ориентиры, выйти на осведомленных лиц, А дальше следует предметная работа с конкретными лицами с целью получения максимально полной информации. Здесь-то и используются тактические приемы оперативной проверки: применение оперативных комбинаций для установления доверительных отношений, их развитие до состояния полной откровенности, получение, а при необходимости -- фиксация информации о конкретной организованной преступной деятельности, продвижение глубоко законспирированных оперативных работников или негласных сотрудников в структуры организованной преступности путем надежного легендирования их личности (биографии, профессии, преступного опыта, преступных связей).
Оперативная проверка осведомленных лиц (как разновидность оперативного поиска) фактически бессрочна. Поскольку такие лица на оперативный учет не ставятся, никаких ограничительных последствий не наступает, и получаемая в результате такой проверки информация никак не должна ограничивать их интересов, если они не совершают противоправных , общественно опасных или иных приносящих вред обществу деяний.
Аналитический поиск -- новое для теории оперативно-розыскной деятельности понятие. С аналитического поиска началось функционирование многих подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Анализ материалов уголовных и оперативных дел позволил установить признаки существования «центров», контролирующих и направляющих преступную деятельность мошенников, рэкетиров, молодежных хулиганствующих группировок. Сразу появились и объекты оперативного изучения, и цели поиска к ним оперативных подходов. Кстати, из материалов, сосредоточенных в делах оперативного учета, в отказных материалах, из данных информационного центра складывалась довольно четкая картина криминально активных группировок и дислокации негласного агента имеющей к ним реальные подходы. Первые же задержания и аресты позволили получать дополнительные данные, уточнять масштабы организованной преступности.
Аналитический поиск ведется непрерывно. При его осуществлении есть необходимость так называемой «независимой» оценки всех старых и вновь возникающих материалов о чьей-либо преступной деятельности. Анализируются факты, события, отношения, связи, соотношения различных преступных действий. «Независимой» -- потому, что этот анализ не связан с уже состоявшейся квалификацией преступных действий с определением круга обвиняемых, он не может повлиять на исход следствия и на судебные решения, поскольку он (анализ) не продуцирует доказательств. Но такой анализ позволяет найти признаки организованной преступности, пределы ее локализации (параметры) и определить направления и содержание оперативно-розыскных мер, необходимых для пресечения этой деятельности и путем принятия оперативно-профилактических мер, и путем обеспечения применения уголовного закона.
Анализу подлежат группы уголовных дел и соответствующие оперативные материалы, сопровождавшие следствие по ним. В материалах уголовных дел среди допрошенных свидетелей, потерпевших, владельцев квартир и других помещений, где производились обыски, среди сотрудников милиции, которые не реагировали на сигналы, направляли ранее имевшиеся материалы о преступной деятельности в отказные производства, на решения общественности или для принятия мер административной ответственности, могут оказаться объекты аналитического поиска -- лица, осведомленные об организованной преступной деятельности, или ее соучастники. Обнаружение таких объектов зависит от внимательного сопоставления обстоятельств событий, данных о личности свидетелей, потерпевших, соответствующих сотрудников милиции.
Разновидностью аналитического поиска является экономический анализ деятельности фирм, банков, предприятий. Он «высвечивает» оборотные средства преступных организаций, их отчислений на самовоспроизводство организованной преступности и поддержание жизнедеятельности, «устойчивости» (неуязвимости) ее структур.
Экономический анализ представляет исходные данные о новых лицах, каким-либо образом связанных с преступными структурами, обеспечивает уяснение «технологии» функционирования преступных формирований и поступления материальных и денежных средств. Такая осведомленность необходима для документирования действий лиц, вовлеченных в организованную преступную деятельность.
Оперативный и аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью ведется непрерывно с использованием всех тактических возможностей специализированных оперативных аппаратов. Цель оперативного и аналитического поиска -- получение из любых источников информации о признаках организованной преступной деятельности. Оперативный поиск проводится:
в криминально активной и иной криминогенной среде в связи с оперативным прикрытием территории и объектов, привлекающих внимание преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ;
в ходе специализированных тактических операций (по борьбе с преступностью гастролеров, распространением наркотических средств, хищениями на железнодорожном транспорте, по пресечению организованной преступной деятельности различных этнических группировок и т.п.).
Оперативный поиск сочетается с аналитическим: первичные данные, получаемые в ходе оперативного поиска, сопоставляются с материалами, поступающими в результате аналитического поиска; по результатам аналитического поиска проводят тактические операции и отдельные оперативно-поисковые мероприятия в целях обнаружения преступников и пресечения их преступной деятельности.
Задачи оперативного и аналитического поиска вытекают из смысла Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» для обеспечения оперативно-розыскных действий.
Оперативный поиск всегда ведется в условиях неопределенности: нет точных данных. кто попадет в поле зрения, когда и что произойдет. Есть лишь прогноз вероятности представляющих интерес событий, основанный на оценке оперативной обстановки и результатов аналитического поиска, что и предопределяет обозначение объектов и среды, где могут быть достигнуты цели оперативного поиска. Прогноз же, в свою очередь, базируется на оперативно-тактической оценке среды (отдельные этнические группы, рецидивисты, активные члены ОПГ, представители групп «непрофессионалов», проходящие по делам о контрабанде, незаконных валютных операциях, сбыте наркотических средств, предметов старины и искусства и т.д.). В ходе оперативного поиска в поле зрения оперативных аппаратов попадают лица, характеризующиеся той или иной степенью криминальной активности или осведомленности о ней.
Криминальная активность -- это та модель, на которую ориентирован оперативный попек. Она имеет различные проявления, которые можно систематизировать по четырем группам:
1) преступная деятельность;
2) прикосновенность к преступной деятельности (криминальная прикосновенность, которая чаще всего проявляется в ненаказуемом пособничестве, пользовании преступными доходами, участии в досуге преступников);
3) склонность к преступной деятельности;
4) «деловые» контакты с преступниками и осведомленность о них. Криминальная активность проявляется в организации, подготовке преступлений, обсуждении в кругу единомышленников планов их совершения, участии в преступных сообществах (сходках «воров 5 законе», лидеров этнических группировок), во всех проявлениях, диктуемых традициями, обычаями, правилами преступной среды. Довольно простыми для обнаружения признаками криминальной активности являются: приобретение оружия, изготовление (владение) воровскими инструментами, укрывательство (проживание на нелегальном положении, смена адресов), «гастролирование», участие в сходках, посещение облюбованных преступниками притонов.
Обозначив среду криминально активных лиц. необходимо уточнить ее параметры. Дело в том, что традиционно к составляющим эту среду относят всех, кто склонен к антиобщественному поведению, проявил себя в противоправных, общественно опасных поступках (в том числе ранее судимых), отличается патологическим пристрастием к пьянству, наркотикам, всех, кто с этими контингентами поддерживает отношения на основе согласия (солидарности) с их преступными или антиобщественными взглядами. Несомненно, криминально-активная (криминогенная) среда складывается в местах лишения свободы, в местах сосредоточения условно осужденных и условно освобожденных в районах дислокации спецкомендатур. Криминогенная среда неоднородна и не едина, ее не следует представлять себе как некое цельное образование. Скорее, это очаговые образования, механизм возникновения которых обусловлен демографическими процессами, правоохранительной практикой, административными ограничениями для ранее судимых, что заставляло их «оседать» в зонах крупных административных центров. Значительное влияние на образование криминогенной среды оказывают нерешенность проблемы трудовой занятости контингентов молодых людей, появление беженцев, вызванное депортацией, преследованием и ограблением населения в ряде республик, входивших в СССР.
Для лиц, составляющих криминогенную среду, характерны признаки ассоциализации, которые наблюдаются в период формирования личности преступников, его укоренившиеся привычки, стереотипы преступных действий, приверженность к совершению преступлений одного вида, манеры специфического поведения, формы и содержание общения, присущего для криминально-активной среды: конспирируемые связи, осторожность при вступлении в контакты, внешне ничем не выделяющийся образ жизни. Часто допускается все то, что находится за пределами составов преступлений, что не содержит элементов конкретной преступной деятельности, составляет информационные предпосылки для интуитивного прогноза оперативных работников, т.е. для вывода, что в талой именно среде необходим активный оперативный поиск.
Осведомленность как оперативно-тактическая категория становится объектом оперативного поиска, в ходе которого устанавливаются факты -- признаки организованной преступности, «цепочки» передачи сведений о них от одного источника информации к другому, устанавливают сами источники, получают характеризующие их данные.
То, что удалось обобщить из складывающегося опыта (связи по вертикали и горизонтали, сращивание коррумпированных должностных лиц с расхитителями и уголовниками, подкуп работников правоохранительных органов, разделение функций между разными звеньями и участниками и др.), можно использовать как элементы программ для оценки первичных сигналов и их развития в знание, утверждающее наличие признаков организованной преступности.
Заметим, что первичная информация во многих случаях относится к ранее неизвестным оперативным аппаратам криминально составным лицам. Например, в конце 80-х годов среди участников организованной преступной деятельности, разоблаченных на территории Узбекистана, только 17% ранее находились в поле зрения оперативных аппаратов, тогда как 65% раскрытых в 1987--1988 годах в этой республике преступлений совершались организованными группами, многие из которых имели преступные связи и по горизонтали, и по вертикали, действовали безнаказанно от года до 5 лет.
Фактически оперативные аппараты по борьбе с организованной преступностью сталкиваются с мало познанными явлениями, не получившими в теории и практике достаточно детальной интерпретации. Во многих случаях эти явления не охватываются накатанными индивидуальными программами отбора информации, которые годами складывались в профессиональном сознании оперативных работников и негласных сотрудников, и базируются на категориях общественной опасности деяний, знании элементов и характеристик составов преступлений. Многие же признаки организованной преступности базируются на специфических правилах преступной среды и культивируемых в ней отношениях.
Поэтому достижение целей получения первичной информации можно обеспечить на нескольких направлениях:
путем изучения образа жизни, связей, рода деятельности рецидивистов, ранее судимых, лиц, взятых в оперативную проверку, то есть тех, кто составляет преимущественный контингент «подучетников». Это направление привычно, оно организационно отработано, в частности в блоке взаимодействия разных служб органов внутренних дел;
путем анализа и дополнительного изучения сигналов о незаконных поставках (приобретении сырья, оборудования, подозрительных финансовых операциях). В таких ситуациях также сразу очерчивается круг конкретных лиц, деятельность которых необходимо проверять, и круг задач, на решение которых следует направлять проверки;
путем взятия под наблюдение должностных лиц по сигналам о признаках коррупции. Наблюдение направлено на определение ее масштабов, сообщников и механизма;
анализом и обобщением данных о преступлениях, которые совершались серийно с участием одних и тех же лиц, что позволяет предполагать о функционировании преступной организации. Такие данные могут быть рассредоточены в уголовных делах, делах оперативного учета, «отказных» материалах, письмах граждан;
анализом и оперативкой проверкой фактов, устанавливаемых журналистским расследованием, которое также ведется вокруг конкретных лиц и фактов. В этом варианте непосредственные и опосредованные (через других журналистов) контакты с авторами публикаций могут «вывести» на ценные источники информации, на конкретных лиц, с которыми могут быть установлены конфиденциальные отношения и с помощью которых начата углубленная оперативная проверка.
Как видим, те традиционные программы получения информации, которые используются в обычном оперативном поиске (выявлении лиц и фактов, представляющих оперативный интерес), дополняются новыми признаками, новыми источниками информации.
Если в обычном оперативном поиске достаточно сведений о преступной деятельности (ворует на рынках или общественном транспорте; тратит большие суммы денег, не имея легальных источников дохода; распространяет, сбывает наркотические средства и т.д.), то в механизме получения первичной информации об организованной преступности эти факты являются лишь «фоном». Главными становятся сведения иного содержания: преступления кем-то организуются или контролируются; в механизме преступной деятельности существует распределение функций; существует общий «банк» («общак») для финансирования преступных акций и распределения доходов;
сложилась иерархия отношений: есть лидеры и исполнители; организованно осуществляются меры безопасности, ведется контрразведка; систематически практикуются отчеты перед организаторами; часть преступных доходов изымается верхушкой преступной организации; практикуется вербовка новых членов организации; применяются угрозы, шантаж, запугивание, есть «аппарат» для исполнения наказаний.
Получение любой информации о преступной деятельности требует определенных тактических усилий и организационных форм: действий негласных сотрудников, оперативно-поисковых групп, оперативных контактов с гражданами. И все же многие сведения о преступлениях, по сравнению со сведениями о преступных организациях, как бы лежат на поверхности: их можно визуально фиксировать (кражи, вывоз похищенных материальных ценностей, владение оружием), видеть предметы похищенного, знать потерпевших и т.п. Сведения же о преступных организациях можно получить лишь изучением отношений, то есть глубинных явлений, часто никак не фиксируемых визуально и по материальным следам. Содержание отношений как предмет познания при получении информации об организованной преступности становится возможным главным образом либо в результате удачных оперативных контактов в криминогенной среде, либо в результате длительного поиска осведомленных лиц и серии оперативно-розыскных мероприятий для углубления контактов в этой среде. Но это уже реализация первичной информации путем организации серии проверочных оперативно-розыскных мероприятий. Первичными же сигналами становятся: жалобы преступников на несправедливый дележ добычи; факты насилия одних преступников над другими, в том числе устанавливаемые в ходе оперативного сопровождения следствия по уголовным делам об убийствах, причинении телесных повреждений или в ходе розыска лиц, пропавших без вести;
угрозы насилием, вынудившие срочно покинуть данную местность лицами, связанными с преступной средой;
сигналы о покровительстве, особом расположении должностных лиц различных управленческих организаций к «процветающим» малым предприятиям, СП, ассоциациям, финансовым компаниям, фактах предпочтения в предоставлении помещений, оборудования, стройматериалов, сырья;
отход уголовников-профессионалов от привычного промысла на фоне заметного возрастания их финансовых возможностей (попал в «элиту» преступного бизнеса);
сообщения о подозрительных контактах оперативных работников или сотрудников других служб правоохранительных органов с представителями преступной среды, ее лидерами;
сворачивание оперативных проверок или следствия по уголовным делам, пассивность, бездействие, создание условий для ухода от ответственности разрабатываемых и обвиняемых;
сигналы о поисках незаконных путей к развитию производственной деятельности: прибытие представителей иностранных фирм, совместных предприятий на данный объект с предложениями о совершении преступных сделок, финансовых афер; выделение крупных кредитов банками без всякой гарантии об их возврате; заказы на поставку валюты, оружия, наркотиков;
стремление к приобретению бриллиантов; золота, предметов искусства на крупные суммы денег;
обнаружение связей с иностранцами, о которых известно, что они замешаны в аферах и вывозе из России сырьевых ресурсов, цветных и редкоземельных металлов;
факты вовлечения студентов, старших школьников, иной молодежи в преступные махинация;
подготовка боевиков в спортивных секциях, клубах.
Как показал опыт специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью системы МВД, существует проблема отграничения преступных организаций от «традиционных» преступных групп «по линии уголовного розыска», в том числе устойчивых, организованных, с четко выраженными лидерам». Кстати, в деятельности именно такого рода преступных групп во второй половине 80-х годов усматривались проявления организованной преступности. Постепенно формировались признаки разграничения: устойчивость преступной группы;
мобильность при совершении преступлений и реализации имущества и ценностей, добытых преступным путем;
вхождение в состав преступной группы жителей нескольких районов или даже регионов;
наличие «деловых» связей за пределами района дислокации основных членов группы: создание условий для укрывательства, получение сведений о вероятных объектах преступного посягательства, добыча оружия, получение транспортных средств;
вступление в контакты и конфликты с другими преступными группами на почве раздела сфер влияния;
привлечение к соучастию в преступлениях нужных людей из государственных учреждений;
наличие в составе преступной группы разыскиваемых преступников и преступников-гастролеров;
связь преступной группы с лидерами преступной среды; установление контактов -- прикрытия среди коррумпированных чиновников, местной администрации, предателей из числа сотрудников правоохранительных органов. Ориентация на приведенные выше признаки конкретизирует цели оперативного поиска, но этого еще недостаточно для успеха. Необходима оценка первичных сигналов в специализированных подразделениях, интегрирующих информацию об организованной преступности, владеющих оперативной обстановкой по этой линии работы. Такая оценка позволяет планировать дальнейшие действия оперативных работников, обнаруживших первичные признаки функционирования преступной организации. Проводя оперативно-розыскные мероприятия среди воров, мошенников, рэкетиров, сотрудники уголовного розыска могут устанавливать их связи с преступными организациями: участие в сходках, регулярные отчисления от добычи, факты конкуренции, разделения сфер преступной деятельности. По линии борьбы с экономическими преступлениями специфическими признаками организованной преступной деятельности являются:
систематическое нарушение законодательства об антимонопольной деятельности в целях искусственного создания дефицита на потребительском рынке;
любые варианты уточнения от налогового обложения (мошенническое занижение прибыли, теневые, нерегистрируемые сделки, вступление в коррумпированные отношения с работниками налоговой службы);
систематическое получение квот и лицензий на вывоз за пределы России нефтепродуктов, сырья, редкоземельных металлов коммерческими структурами, для которых данный вид деятельности не является профилирующим; регулярное «обналичивание» крупных сумм денег;
все варианты финансовых махинаций, направленные в итоге на организованное хищение денежных средств, находящися в распоряжении государственных и коммерческих структур;
все варианты вывоза (в том числе попыток) сырьевых ресурсов, готовой продукции, цветных металлов под видом отходов производства;
операции по конвертации рублевой массы через малоизвестные коммерческих структуры и банки;
закупки по импорту (трата валютных средств) товаров, приобретение которых явно не имеет коммерческой и технологической перспективы;