Рефераты

Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

p align="left">В январе 1995 г. при поддержке Департамента по проблемам семьи, женщин и детей Минсоцзащиты России мастерская приняла первых слушателей семинара на тему "Социальный приют для детей и подростков. История. Теория. Практика". За прошедшие годы на семинарах и курсах, проведенных мастерской совместно с санкт-петербургским отделением ассоциации, успешно прошли обучение более 300 руководителей и сотрудников социальных приютов (в том числе и негосударственных), специалистов органов социальной защиты населения из 25 регионов России от Калининграда до Сахалина.

Программа обучения, предлагаемая мастерской, отвечает основным критериям образовательных программ и обладает важным свойством реагировать на потребности в конкретных знаниях у тех или иных специалистов. В качестве лекторов удалось привлечь ведущих специалистов Минтруда России, ученых Государственного НИИ семьи и воспитания, творчески работающих практиков.

В период, когда оснащенность социозащитных учреждений необходимой научно-методической литературой и конкретными методиками была недостаточной (первая половина и середина 90-х годов прошлого века), обучающие программы мастерской имели особенное значение. Они не утратили его и сегодня. Специфика процесса обучения в мастерской - индивидуальное внимание к каждому специалисту, повышение его квалификации и эрудиции до уровня, необходимого для самостоятельной разработки профилактической и реабилитационной программ, максимально адаптированных к конкретным условиям его производственной деятельности.

"Ассоциация работников социальных служб" проводит семинары для руководителей, специалистов центров психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи (телефонов доверия), комплексных центров социального обслуживания- социальных служб, непосредственно решающих проблемы профилактики детской безнадзорности. Содержание, организация, формы и методы этой работы с учетом специфики учреждения - обязательная часть программы таких семинаров. Нельзя не отметить, что на каждом семинаре, организованном ассоциацией, проходят обучение и представители региональных, и муниципальных органов социальной защиты населения.

Обучающие семинары для специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных педагогов, работающих с детьми группы социального риска, систематически организует консорциум "Социальное здоровье России". Занятия проводят ведущие специалисты в сфере коррекционно-реабилитационной и психосоциальной работы. Только в течение 2001-2002 гг. состоялись семинары на темы: "Содержание и методика социально-психологических тренингов с подростками группы риска", "Нейропсихологическая диагностика и коррекция отклоняющегося развития детей", "Эмоционально-образная терапия психотравм", "Социально-психологический тренинг по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике детско-подростковой дезадаптации", "Игротерапия коммуникативных нарушений детей и подростков, детско-родительских отношений", "Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа по профилактике наркозависимости" и др.

Большое число обучающих семинаров (в России и за рубежом) провел и продолжает проводить Союз социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации. В этих семинарах принимают участие представители общественных организаций и государственных структур, специализированных учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности из различных" регионов страны. Весьма важен опыт их взаимодействия с за рубежными коллегами. Обучающие семинары прошли в Австрии и Дании, Великобритании и Испании, на Кипре. Социальные работники Кипра знакомились с российским опытом профилактики детской безнадзорности и беспризорности в специализированных учреждениях Москвы и Ярославля.

Разработка научно-методических основ профилактики детской безнадзорности, организация научно-практических; конференций по этой проблематике и публикация результатов исследований. В процессе становления социальной работы как новой отрасли научного знания, имеющей во многом интегративный междисциплинарный характер, утвердилась ее структурная часть - теория и методика социальной профилактики детской безнадзорности. Анализ показывает, что немалая заслуга в этом принадлежит третьему сектору социума. В его рамках созданы и продуктивно функционируют негосударственные научные коллективы, получившие признание и высокую оценку как научной общественности, так и практиков. Они проводят научно-практические конференции, издают монографии, научно-методические пособия и сборники статей по проблемам социально-профилактической работы с несовершеннолетними группы риска. Это обогащает и ставит на научную основу практическую работу государственных и общественных структур по профилактике асоциальных явлений в детско-подростковой среде.

Одной из первых НГО научно-практического профиля, -занимающихся социально-профилактической и социально-реабилитационной проблематикой, является консорциум "Социальное здоровье России". Все исследования, проводящиеся под эгидой консорциума, ориентированы на практическую работу. Их центральная идея - замена карательной направленности профилактики детской безнадзорности на систему охранно-защитных мер, позволяющих обеспечить гуманистический подход к решению жизненных проблем детей.

Значительную научно-исследовательскую и издательскую деятельность в сфере социальной профилактики детской безнадзорности ведет Институт социальной работы межрегиональной общественной организации "Ассоциация работников социальных служб". Изданы монография Б. Леннеер-Аксельсон и И. Тюле-форе "Психосоциальная помощь населению" (перевод со шведского; издавалась дважды), "Российская энциклопедия социальной работы" (в 2 т.), сборники статей, выполненных на основе научного обобщения практики: "Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области", "Семейная политика: практика и проблемы. Опыт Самарской области", "Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области" (в том числе социозащитных); сборник материалов "Деятельность комиссий по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков" и др. Исследовательскую работу проводит и Научно-практическая мастерская работников социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков при Санкт- Петербургском отделении межрегиональной общественной организации "Ассоциация работников социальных служб", возглавляемая доцентом Г.И. Камаевой. В числе конкретных результатов научного труда коллектива мастерской, работающего на общественных началах, можно отметить следующие:

исследование детской безнадзорности как социального явления с целью обоснования необходимости создания реабилитационных учреждений различных типов и подготовки соответствующих профессиональных кадров;

разработка новых комплексных методик реабилитации беспризорных детей и профилактики ранних девиаций поведения;

создание программ подготовки нового типа специалистов - воспитателей семейно-воспитательных групп;

разработка авторской типовой программы профилактики безнадзорности несовершеннолетних и их социальной реабилитации в деятельности социозащитных служб. Программу отличает значительная степень новизны, выражающаяся, во-первых, в комплексном подходе к решению проблемы социальной профилактики и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением (раскрыты культурологический, социологический, медико-психологический, социально-педагогический аспекты этого процесса), во-вторых, в обосновании, технологическом оснащении и апробации альтернативного пути жизнеустройства беспризорных детей и подростков через внедрение новой формы социального обслуживания - семейной воспитательной группы.

Одной из первых негосударственных организаций стала Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, впоследствии переименованная в Союз социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации занимавшаяся научными исследованиями, в том числе в области профилактики социальной дезадаптации детей и подростков. При ассоциации был создан Центр социальной педагогики АСОПиР, реорганизованный в Институт педагогики социальной работы.

Определенный вклад в создание научной основы социально- профилактической работы внесли негосударственные исследовательские организации:

НИИ детства Российского детского фонда;

Институт детской психотерапии и психоанализа Академии гуманитарных исследований;

некоммерческое партнерство "Центр обучения и исследований проблем детского благосостояния", который особое внимание уделяет исследованию проблем патронатного воспитания, деятельности органов опеки и попечительства, разработке соответствующих методик и законодательных предложений.

Социально и научно значимы инициативы НГО по проведению научно-практических конференций, посвященных рассмотрению проблем социозащитной и профилактической деятельности. Ценность конференций не только в том, что их участники докладывают о результатах новых научных исследований и делятся эффективным опытом. В результате коллективной работы они принимают рекомендации, которые служат ориентиром для дальнейшей деятельности.

Среди общественных объединений, организующих такие конференции (самостоятельно или в союзе с государственными органами), следует выделить следующие:

Всероссийскую ассоциацию социальной помощи детям, нуждающимся в особых условиях воспитания (Всероссийская научно-практическая конференция "Дети и насилие");

консорциум "Социальное здоровье России" (международные конференции "Терпимость и толерантность вместо насилия в семье и обществе", "Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России", "Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования", "Социальное здоровье детей и молодежи как национальная идея современной России";

Независимую ассоциацию детских психиатров и психологов (Российская научно-практическая конференция "Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков");

межрегиональную общественную организацию "Ассоциация работников социальных служб" (национальные конференции "Проблемы социальной работы в России" и "Социальное обслуживание населения: современное состояние, проблемы и перспективы", на которых рассматривались вопросы профилактики Детской безнадзорности; международная конференция "Психологическое консультирование и психотерапия" и др.);

Союз социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (международная научно-практическая конференция "Молодежь России на рубеже веков" 1999 г., г. Березняки Пермской области; Всероссийская научно-практическая конференция "Молодежь в XXI веке: социальное участие" 2000 г., г. Тамбов и др.);

-общероссийскую общественную организацию "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ), которая ежегодно проводит несколько региональных и общероссийских конференций, выпускает сборники различной тематической направленности, помогающие специалистам вести работу с позиций профилактики беспризорности и безнадзорности и развития детской и молодежной социальной инициативы [21].

Выпуск печатных и электронных периодических изданий освещающих проблемы профилактики детской безнадзорности. В настоящее время в России существуют несколько десятков газет, журналов, информационных бюллетеней и других периодических изданий, а также большое число вебсайтов в Интернет, которые выпускаются общественными объединениями. Многие них регулярно и достаточно подробно освещают проблемы профилактики детской безнадзорности. Это дает возможность отдельным специалистам и заинтересованным организациям узнавать об интересном опыте и новых инициативах, знакомиться с научными методическими подходами к социально-профилактической работе.

Систематически публикуют соответствующие статьи и материалы журналы "Работник социальной службы", "Социальное обслуживание", "Отечественный журнал социальной работы" (издания "Ассоциация работников социальных служб"), "Социальная работа (издание общероссийской общественной организации Союз социальных педагогов и социальных работников), "Красный Крест россу (учредитель - Российское общество Красного Креста), "Наша жизнь" (издание Кировского областного отделения МОО "Ассоциация работников социальных служб" совместно с Департаментом социальной защиты населения администрации Кировской области), "Вестник Краснодарской ассоциации работников социальных служб" и др. В еженедельных информационных выпусках НГО "Агентство социальной информации" (АСИ), осуществляющих сбор и распространение новостей о гражданских инициативах в России и деятельности негосударственного сектора в самых разных сферах.

постоянно публикуются сообщения о практических акциях по решению проблемы детской безнадзорности. В зависимости от характера они помещаются в рубриках "Социальная защита", "Благотворительность", "Дети и молодежь", "Третий сектор" и др. Кроме того, АСИ периодически выпускает информационно-аналитические бюллетени по различным темам, в том числе имеющим прямое отношение к проблеме безнадзорности. Только за последние годы вышли бюллетени "Дети на свободе", "Нетипичная" семья: проблемы и решения", "Психическое здоровье россиян на пороге XXI века", "Дети и СПИД" и т.д.

Особо следует отметить, что именно неправительственными организациями - консорциумом "Социальное здоровье России" и МОО "Ассоциация работников социальных служб" - учрежден единственный в стране специализированный журнал "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", посвященный проблемам профилактической и реабилитационной работы с подростками с девиантным поведением. Большое внимание проблемам беспризорных детей и помощи им уделяет издаваемая в Санкт-Петербурге газета "На дне" (учредитель- благотворительный фонд "Ночлежка").

Центр практической психологии "Катарсис" (Москва) выпускает серию видеопособий по проблемам профилактики асоциальных поступков детей и подростков ("Диагностика наркотической зависимости у подростков", "Наркозависимость. Профилактика у подростков", "Техника семейной психодиагностики", "Как выработать самостоятельность и ответственность у ребенка" и др.) См.: Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - № 3. - С. 95-96..

Как лидерам НГО, так и руководителям органов управления и служб социальной помощи семье и детям важно знать о ценном опыте организаций третьего сектора, действующих в области профилактики девиантного поведения детей. Систематизированная информация об общественных организациях, имеющихся в регионе, позволяет их лидерам и специалистам органов управления устанавливать деловые контакты. Литература, содержащая такого рода сведения, издается как государственными структурами, так и общественными объединениями. Так, Институт социальной работы МОО "Ассоциация работников социокультурных служб" выпустил справочник "Благотворительные организации социальной направленности", в котором даны десятки адресов негосударственных общественных и благотворительных объединений, работающих с детьми и семьями группы риска, содержится краткое описание деятельности этих НГО [14]. Институтом проблем гражданского общества при финансовой поддержке Европейского союза осуществлены выпуски сборников статей "Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт". В книгах представлены рассказы руководителей, специалистов и добровольцев некоммерческих организаций о проблемах, возникающих в процессе повседневной деятельности, I и способах их решения, в том числе в таких важных аспектах, как взаимодействие с органами власти, поиск ресурсов, работа со спонсорами, привлечение волонтеров. Сборники снабжены комментариями и рекомендациями, разработанными на основе обобщения практики авторов статей, среди которых немало лидеров НГО, занимающихся социозащитной деятельностью [62, 63].

Подобную издательскую деятельность осуществляют и другие НГО: российское представительство CAP (Москва), Северо-Западный центр общественного развития (Великий Новгород), Российский центр гражданского образования (Санкт-Петербург), Нижегородская ассоциация неправительственных некоммерческих организаций "Служение", межрегиональный общественный фонд "Сибирский центра поддержки общественных инициатив" (Новосибирск) и т.д. Как пра-1 вило, все они выполняют функцию ресурсных центров, поддерживающих развитие третьего сектора в своих регионах.

Таким образом, многогранный опыт содержательной и обеспечивающей деятельности общественных объединений в сфере профилактики детской безнадзорности, реализуемой во взаимодействии с государственными структурами и службами социальной помощи семье и детям, свидетельствует о значительном потенциале, коте рым обладают НГО в данной области. Полноценное и эффективно использование этого потенциала в интересах решения проблем безнадзорности и асоциального поведения детей и подростков, взаимовыгодное сотрудничество - важнейшая задача органов социальной защиты населения и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

III. Практика и проблемы сотрудничества органов управления и служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

§1. Поддержка социальных инициатив НГО и привлечение их к решению социальных задач

Фундаментальным условием оптимальной реализации созидательного потенциала НГО по профилактике детской безнадзорности является сотрудничество общественных объединений с органами управления, всесторонняя поддержка ими инициатив гражданского общества. Изучение реального положения дел в организации такого сотрудничества выявило, что наряду с положительными результатами имеется большое число нерешенных проблем.

Самым существенным в позитивной практике сотрудничества НГО и государственных структур следует считать опыт финансового обеспечения инициатив общественных объединений, в том числе программ и проектов профилактики детской безнадзорности. Именно компонент финансовой поддержки закономерно выдвигается как приоритетный во всей системе сотрудничества. Общественные объединения в целом располагают достаточным креативно-деятельностным, институциональным, кадровым и интеллектуальным потенциалом, необходимым для достижения эффективных результатов, но в рамках современного российского законодательства неразрешимой (без наличия доброй воли со стороны властных структур) является проблема финансирования социально ценных инициатив.

Ощутимые практические результаты активности третьего сектора, как правило, можно видеть только там, где органы власти находят возможность его адекватной финансовой поддержки. В ином случае НГО вынуждены ограничивать воплощение своих замыслов размерами самостоятельно заработанных средств, спонсорской помощью, фантами зарубежных благотворительных организаций.

Безусловно, в ситуации жесткой нехватки бюджетного финансирования находится вся социальная сфера страны. Но если государство, включая местное самоуправление, признает формирование гражданского общества приоритетом дальнейшего развития страны, оно будет изыскивать и найдет резервы финансового обеспечения наиболее значимых инициатив НГО.

Сегодня можно констатировать, что органы власти ряда регионов России с пониманием относятся к этой проблеме. Так, в Москве взаимодействие государственных организаций и общественных объединений, включая и решение проблем безнадзорности несовершеннолетних, осуществляется разными путями, и не в последнюю очередь через поддержку инициатив НГО городскими грантами. Эти гранты выдаются на конкурсной основе, методом привлечения общественных объединений к реализации городских программ с выделением соответствующих финансовых средств, а также путем проведения конкурса социально значимых программ организаций третьего сектора. Победители конкурса получают стартовый капитал от 50 до 200 тыс. руб. и, привлекая другие источники, успешно реализуют свои проекты и программы. Принят закон города Москвы "О взаимодействии органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями"; открыт центр "Социальное партнерство", который стремится укрепить связи муниципальных и государственных структур; создан Московский дом общественных организаций -центр связи городских властей с представителями гражданского общества; учрежден фонд "Московская программа общественного развития", который оказывает помощь НГО, привлекая спонсоров и инвесторов [18, с. 188-199].

Именно таким путем органами власти Москвы реализуется в целом продуктивная идея построить эффективную систему привлечения НГО к решению социальных задач.

Вместе с тем нельзя не отметить, что существенным изъяном принятой в Москве модели взаимодействия органов власти и НГО является устранение из системы сотрудничества отраслевых органов управления такими сферами, как социальная защита, образование и здравоохранение. Все нити координации управления системой взаимодействия и контактов с общественными объединениями и их финансовой поддержки сосредоточены в одной структуре - Комитете общественных и межрегиональных связей. Понятно, что функционально ориентированная структура не может обеспечить компетентное решение вопросов содержания совместной деятельности НКО и органов власти, курирующих отрасли городской социальной сферы; кроме того, она не имеет властных полномочий на это. По мнению экспертов, целесообразным является подход, когда каждый из отраслевых управленческих органов самостоятельно в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, поддерживая их инициативы либо привлекая к решению актуальных проблем своего сектора социальной сферы. Координацию этой деятельности, а также решение вопросов взаимодействия на межотраслевой (или внеотраслевой) основе призван осуществлять функциональный орган управления. Именно так выглядит модель сотрудничества органов управления и НГО тех регионов, где она близка к оптимальной.

В связи с постановкой вопроса об оптимальности модели совместной работы государственных и общественных структур особый интерес представляет опыт реализации проекта ТАСИС "Неправительственные организации социальной сферы". В рамках этого проекта обоснована, методически оснащена и апробирована новая для России модель отношений государственных органов и НГО - модель социального партнерства. Она пока внедрена только в сфере социальных услуг, но, по мнению участников проекта из пилотных регионов (Республика Коми, Воронежская, Новгородская области, Санкт-Петербург), полностью соответствует критерию оптимальности.

В общем виде модель социального партнерства в области предоставления социальных услуг можно представить как совокупность ее структурно-организационных и содержательно-функциональных элементов, конструируемых в каждом регионе и муниципальном образовании:

а) координационный совет в сфере социальных услуг (КС), в состав которого поровну входят представители органов социальной защиты населения, НГО, оказывающих социальные услуги, и бизнес-структур. Деятельность КС включает несколько этапов:

анализ социальной ситуации в регионе и формулирование приоритетных социальных проблем;

определение приоритетных целевых групп населения, больше всего страдающих от наличия данных проблем;

объявление конкурса совместных проектов органов социальной защиты и НГО, направленных на решение проблем приоритетных групп населения;

проведение тендера по выявлению наиболее удачных проектов; организация подписания контрактов между органами социальной защиты, НГО и структурами бизнеса о совместной реализации проектов; контроль и мониторинг за их осуществлением, подведение итогов;

б)проекты по оказанию социальных услуг особо нуждающимся категориям граждан, на реализацию которых мобилизуется весь доступный организационный, интеллектуальный, кадровый, финансовый, материальный, информационный и иной имеющийся потенциал контракторов - социальных партнеров: органов социальной защиты населения, НГО и представителей бизнес-сообщества. Каждый из них вносит в выполнение проектов те мощности и ресурсы, которыми располагает (разумеется, с учетом иной осуществляемой в данный период деятельности);

в)центр социального партнерства (ЦСП), который выполняет обучающие, методические, консультационные, информационные функции по отношению к персоналу каждого из субъектов социального партнерства - руководителям и специалистам органов управления, лидерам и членам НГО, добровольцам, сотрудникам предпринимательских организаций [72, 74].

Один из примеров реализации пилотного проекта на принципах социального партнерства в ходе проекта ТАСИС "Неправительственные организации социальной сферы" - Детский кризисный центр. Его создание стало общим делом благотворительной организации "Центр международного молодежного сотрудничества" и администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Центру принадлежит важная роль в профилактике безнадзорности, противоправного поведения и наркомании среди детей и подростков. Кризисный центр круглосуточно принимает детей, подвергшихся насилию, столкнувшихся с неразрешимыми проблемами, угрожающими их жизни и здоровью (как нравственному, так и физическому). Здесь им оказывается социальная, психологическая и юридическая помощь. В столярной и швейной мастерских центра дети получают первоначальные навыки профессионального труда.

В соответствии с контрактом администрация освободила НГО от арендной платы за помещение, в котором разместился Детский кризисный центр, от коммунальных платежей. Были профинансированы расходы на питание детей, приобретение мебели и другое оснащение. В свою очередь общественное объединение оплачивало персонал центра, привлекало волонтеров, выделяло собственные средства на текущие нужды. Роль структуры бизнеса сыграл проект ТАСИС: его представители купили для центра недостающее оборудование и мебель.

Так был реализован принцип социального партнерства: каждый из участников контракта внес свой посильный вклад в общее дело. Социальный эффект от результатов проекта на основе партнерских отношений оказался больше, чем ожидали эксперты: укрепилось доверие между государственным и неправительственным секторами, появилось взаимоуважение у их лидеров, органы управления ощутили реальную силу НГО, а общественное объединение - заботу администрации о реальных нуждах жителей [72, с. 57-58].

Представляет интерес опыт уникального государственного учреждения - Челябинского центра общественных объединений, специально созданного органами управления для поддержки развития социальных инициатив третьего сектора. В программах и проектах центра уделяется постоянное внимание проблеме профилактики асоциальных явлений в детско-подростковой среде. В рамках обучающих программ для специалистов муниципальных служб социальной помощи семье и детям проведены семинары "Психолого-педагогические особенности работы с детьми группы риска", "Проблемы коррекции негативного семейного опыта и подготовка к самостоятельной и семейной жизни детей, воспитывающихся вне семьи" и др. Состоялись "круглые столы" "Социальная адаптация детей-сирот", "Насилие в семье в отношении женщин". Организован цикл пресс-конференций для журналистов: "Зажги свечу", посвященный Дню умерших от СПИДа (ее провел фонд "Береги себя"); "Уродство и слезы наркотиков", посвященный организации благотворительного фотоконкурса (общественное движение "Мадонна"); "Карате против насилия, за здоровье и силу наших детей" (федерация "Карате киокушинкай") и ряд других. В ходе каждой пресс-конференции поднимались вопросы профилактики детской безнадзорности. Реализованы программы и проекты "Партнерство во имя города", "Социальные услуги - городу", "Гражданское общество - детям Южного Урала", "Скорая помощь", в рамках которых многие НГО, работающие с семьями и детьми групп социального риска, получили финансовую помощь спонсоров, а также организационно-методическую и информационную поддержку центра общественных объединений [88].

Анализ показывает, что кроме экспериментальных регионов либо регионов, продвинутых в направлении выработки адекватной политики и технологий совместного с НГО решения проблем профилактики детской безнадзорности, социально-профилактический потенциал общественных объединений в настоящее время реализуется ими самостоятельно, без взаимодействия со службами социальной помощи семье и детям и органами управления. При этом данные опроса лидеров НГО, работающих в сфере профилактики детской безнадзорности, свидетельствуют об их полной готовности к такому взаимодействию. Однако роль управленческих структур и социально-реабилитационных учреждений нередко ограничивается формальным согласием на осуществление общественными объединениями тех или иных своих инициатив или проведение акций в их стенах.

В ряде случаев структуры управления игнорируют или даже тормозят инициативы НГО, направленные на решение проблем безнадзорности, и с недоверием относятся к подобным начинаниям [62, с. 27].

В отношениях между органами управления и общественными объединениями существуют и другие негативные моменты. Далеко не всегда лидеров НГО привлекают к участию в разработке и реализации региональных и муниципальных программ профилактики детской безнадзорности, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, знакомят с проектами этих программ и конкретных акций. Редко органы власти сами инициируют обсуждение общественными организациями проблемы детской безнадзорности (как это было в Свердловской области, где одна из сессий областной Общественной палаты была посвящена теме профилактики беспризорности и безнадзорности среди детей; участие в сессии приняли многие НГО) Еженедельный информационный выпуск Агентства социальной информации. № 300.- С. 24.

См.: Социальное обеспечение 2002. -№ 6. -С. 10..

Сотрудники органов управления и специализированных учреждений чаще всего не знают о потенциальных возможностях НГО в работе по профилактике детской безнадзорности либо не признают их, полагая, что обойдутся в этой работе без посторонней помощи. Именно поэтому крайне редко практикуется заключение договоров, подписание протоколов о совместной деятельности, создание постоянно действующих "круглых столов" НГО и органов социальной защиты населения, встречи их руководителей с лидерами общественных объединений, хотя Минтруда России показало такой пример . В начале 2003 г. подписан договор между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Союзом социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации.

Государственные органы власти в ряде регионов не обеспечивают координацию усилий всех участников общественного процесса по улучшению жизнедеятельности детей в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей. Это является одной из основных проблем развития негосударственных общественных организаций России в настоящее время.

§2. Недостатки профилактической деятельности НГО и роль органов управления в их предупреждении

Анализ взаимодействия НГО и государственных структур показал, что отсутствие внимания органов управления к работе НГО в области профилактики детской безнадзорности приводит к серьезным ошибкам в их деятельности. Например, довольно распространена практика раздачи активом и волонтерами НГО питания и одежды "детям улицы"; однако при этом ничего не делается для их устройства. К сожалению, такие действия под благовидным предлогом "поддержки" этих детей, по сути, консервируют само явление беспризорности.

Общественная организация "Активная социальная служба", учрежденная и финансируемая гражданином США Майклом Антиколли, работает в Санкт-Петербурге и занимается исключительно тем, что кормит, одевает "детей улицы", оказывает им первую медико-гигиеническую помощь, в том числе при педикулезе. Днем беспризорные дети могут посетить столовую, игротеку этой общественной социальной службы и даже тренажерный зал. А вечером им предоставляется полное "право" вновь уйти на улицы, в подвалы и канализационные люки, чтобы утром посетить службу и в очередной раз подлечить снова схваченный педикулез... Так у ребят закрепляется психология юных бомжей и свойственный этой маргинальной категории взгляд на мир, когда все потребности сводятся до уровня физиологических, а попытки вернуть их к нормальной жизни воспринимаются как покушение на свободу.

Опыт показывает, что любая акция получения несовершеннолетними, проживающими вне дома, гуманитарной помощи из рук как профессиональных, так и добровольных социальных работников должна носить экстренный характер, быть кратким промежуточным звеном в цепочке профилактических действий по их устройству.

Члены и спонсоры НГО должны понимать, что, если они не готовы к участию в кардинальном решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, не нужно заниматься псевдоблаготворительными мероприятиями. Они не пойдут на пользу. В случае недостаточного количества социальных приютов и реабилитационных центров в регионе долг организаций третьего сектора -поднимать тревогу, добиваться временного помещения детей с улиц в больницы, другие медицинские и социальные учреждения, создания новых служб социальной помощи семье и детям.

Иногда НГО берутся за выполнение задач, которые оказываются им не под силу ввиду отсутствия необходимых ресурсов, должной профессиональной квалификации персонала и волонтеров. Например, неудачей закончилась попытка общественного объединения "Педагогический поиск" на начальном этапе своей деятельности заняться решением проблем адаптации 15-16-летних подростков, которые по тем или иным причинам ушли из школ-интернатов. Оказав помощь в обеспечении их пищей, одеждой, устроив на работу, иногда даже решив вопрос с жилплощадью, лидеры НГО столкнулись с тем, что ребята не умеют жить самостоятельно, и в связи с этим число жизненных проблем у них все время возрастает. К их решению актив "Педагогического поиска" был не готов, не хватало сил, возможностей, профессионализма. НГО была вынуждена поставить задачи и изменить содержание своей работы, и дела пошли успешно [62, с. 13].

Имеются примеры решения НГО несвойственных им задач. Например, руководство благотворительной организации "Социальный центр" (Москва) решило заняться организацией межведомственного взаимодействия между школой, милицией, комиссией по делам несовершеннолетних, социальными службами, муниципальными органами, общественными организациями и другими субъектами системы профилактики [62, с. 39]. Безусловно, координация деятельности государственных и муниципальных структур со стороны общественного объединения несостоятельна в правовом отношении. Да и нецелесообразна, поскольку действующим законодательством предусмотрены механизмы такой координации (та же КДН по своему статусу является координирующим органом). Если же данная функция комиссией или иной уполномоченной структурой не выполняется, роль НГО как выразителей интересов гражданского общества заключается в том, чтобы придать этому явлению общественную огласку, добиться исправления ситуации.

Невелика роль общественных организаций в оказании оперативной помощи детям в ситуациях, когда их пребывание в асоциальных семьях становится опасным для жизни и здоровья. Как показывает опыт, детей в приюты доставляют чаще всего социальные работники, инспектора подразделений профилактики правонарушений органов внутренних дел и другие государственные и муниципальные служащие, а не члены общественных объединений и волонтеры (они не имеют для этого юридических оснований).

Несомненно, если бы во всех вышеперечисленных ситуациях НГО действовали в партнерстве с государственными социальными службами, они получили бы своевременную и квалифицированную консультацию, подсказку, советы и смогли избежать досадных промахов и ошибок. С другой стороны, более внимательное отношение органов государственной власти и специализированных учреждений к НГО позволило бы им не допускать подобных ошибок и недостатков.

§3. Стимулирование участия НГО в работе по профилактике детской безнадзорности - актуальная задача органов социальной защиты населения

В настоящее время достаточно типичной является ситуация, когда органы социальной защиты населения и службы социальной помощи семье и детям не стимулируют участие общественных объединений в работе по профилактике детской безнадзорности. В результате даже те из них, которые потенциально могли бы вносить конструктивный вклад в решение этой проблемы, стоят в стороне от нее.

Не всегда активную позицию органы управления занимают в вопросах привлечения к решению проблем безнадзорных детей и подростков даже те НГО, с которыми они постоянно сотрудничают и которые помогают в текущей деятельности. Из 447 женских организаций, включенных в специальный справочник, только 25 (или 5,6 %) уделяют внимание тем или иным аспектам работы с семьями группы социального риска и профилактике безнадзорности детей (создание кризисных или реабилитационных центров, приютов, акции против употребления наркотиков, психологические консультации для подростков и др.) [28].

Таким образом, установлено, что 60,3 % общественных объединений, функционирующих в социальной сфере, могли бы принимать посильное участие в решении проблем профилактики детской безнадзорности, работать с семьями группы риска, но реально этим занимаются всего 21,2 %, или каждое пятое. Логично предположить, что решение этой задачи является одним из приоритетов органов управления и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Об этом свидетельствуют результаты анализа материалов деятельности организаций третьего сектора ряда регионов России [22, 57, 78, 84], отраженные в таблице (по ряду регионов проводилось выборочное изучение).

Регионы

Кол-во НГО социальной сферы

В том числе потенциально могли бы участвовать в профилактике детской безнадзорности, %

Из них реально участвуют в профилактической работе, %

Нижегородская область

446

325 - 72,9

55-16,9

Кировская область

98

62-63,3

12-19,4

Республика Марий Эл

139

70 - 50,4

10-14,3

Республика Мордовия

108

42-38,9

15-35,7

Чувашская Республика

68

39-57,3

6-15,4

Новгородская область

80

49-61,25

12-24,5

Амурская область

58

22-37,9

9-40,9

г. Челябинск

98

51-52

21-41,2

ИТОГО

1095

660 - 60,3

140-21,2

Аналогичный выборочный анализ участия в решении данной проблемы благотворительного движения показал, что из 178 благотворительных организаций пяти городов России лишь 22 (или 12,6 %) вносят в нее конкретный вклад [13].

В целом же в этой работе крайне пассивно участвуют организации ветеранов, молодежные и детские объединения. Из 68 таких организаций, включенных в федеральный реестр НГО и пользующихся государственной поддержкой, а также являющихся членами Национального совета молодежных и детских объединений России, только у 3 среди уставных задач обозначена работа с детьми группы риска [38].

К сожалению, практика подтверждает сохранение давно сложившейся и устойчиво проявляющейся негативной тенденции игнорирования органами управления большинства общественных объединений, имеющих реальный потенциал в области профилактики детской безнадзорности.

Существует несколько основных причин создавшегося положения. Как органы социальной защиты населения, так и общественные центры поддержки НГО (ресурсные центры) практически не занимаются целенаправленной работой по стимулированию участия общественных объединений в профилактике детской безнадзорности, не используют свои возможности для формирования у лидеров организаций третьего сектора убежденности в приоритетном значении этой деятельности для гражданских сил.

К сожалению, в ряде регионов общественные объединения не привлекаются даже к таким большим и масштабным акциям, как летняя комплексная операция "Подросток". Например, в подобной операции в Алтайском крае участвовали комитеты по делам молодежи, социальной защите населения, по образованию, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, но НГО в нее вовлечены не были .

Медленно развивается практика социальных заказов, муниципальных и государственных грантов для общественных организаций. Между тем проекты региональных законодательных актов, которые уже по несколько лет рассматриваются, но никак не принимаются органами представительной власти ряда регионов, предлагают существенные меры:

поддерживать социально значимые проекты общественных объединений из бюджетных средств на договорной основе с государственными и муниципальными структурами;

представлять социальным заказам НГО различные льготы (арендные, налоговые, кредитные, долевое участие и т.д.);

широко и активно привлекать общественные объединения к участию в конкурсах, презентациях, ярмарках и фестивалях разнообразных социальных проектов.

Во многих регионах не стимулируются программы НГО, направленные на решение проблем детской безнадзорности. Из 144 городских благотворительных программ, поддержанных органами власти Москвы в 2000 г., только 6 направлены на эти цели, в то время, когда реабилитации инвалидов и медицинским вопросам посвящено по 22 программы, развитию культуры, искусства и восстановлению памятников - 25, гуманитарной помощи ветеранам и малообеспеченным семьям - 28 [45, с. 11-24].

Органы социальной защиты населения не знают об оптимальной модели социального партнерства как высшем уровне сотрудничества с НГО; но, даже владея такой информацией, не применяют соответствующие социальные технологии.

Необходимо повышать профессионализм в деятельности органов управления, служб социальной помощи семье и детям; формировать профессиональную компетентность социальных работников всех уровней.

Проведенный анализ состояния сотрудничества органов социальной защиты населения, социозащитных учреждений и общественных объединений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних показал, что в этой области, несмотря на некоторый положительный опыт, отсутствуют системный, комплексный подход и оптимальная организация процесса взаимодействия. Потенциальные возможности НГО используются слабо, органы управления редко стимулируют и в полном объеме поддерживают их инициативы.

Между тем гражданское общество, располагая значительными созидательными возможностями и резервами, готово к конструктивному участию в совместном с государственными структурами решении актуальных и приоритетных проблем страны, включая преодоление детской безнадзорности.

Задача состоит в том, чтобы организовать эффективное взаимодействие первого и третьего секторов - государственного и неправительственного- для совместного решения этой проблемы, а также создать условия для выгодного той и другой стороне привлечения к социальной работе представителей второго сектора - большого, среднего и малого бизнеса.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ТИПОВОЙ ДОГОВОР О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

200__ г.

(наименование органа социальной защиты населения)

именуемое в дальнейшем "Управление", в лице начальника Управления_________________________

(Ф.И.О.)

действующего на основании Положения, ________________________

(наименование общественного объединения)

именуемое в дальнейшем "НГО", в лице президента (председателя правления, исполнительного директора) ______________________________ действующего на основании Устава, (наименование коммерческой структуры) именуемое в дальнейшем "ОАО" в лице директора (председателя правления) __________________________________действующего на основании Устава, заключили настоящий договор о следующем:

1.Предмет договора

Управление, НГО и ОАО совместными усилиями с использованием имеющихся ресурсов (интеллектуальных, кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных), взаимодействуя на принципах социального партнерства, создают негосударственную социальную службу - Центр профилактики безнадзорности детей и подростков (далее именуемый Центр).

Базой для создания и деятельности Центра является НГО.

Содействие Управления и ОАО, оказываемое НГО в создании Центра, осуществляется на безвозмездной основе.

2.Права и обязанности сторон

2.1.Управление обязуется:

Предоставить НГО помещение для создания Центра, выделить средства на его оборудование.

Решить с администрацией вопросы освобождения от арендной платы (частичной арендной платы), от коммунальных платежей и иных выплат в муниципальный (региональный) бюджет.

Обеспечить координацию деятельности Центра и других социальных служб.

Оказывать сотрудникам Центра необходимую методическую помощь, привлекать их к обучению в рамках повышения квалификации.

2.2.НГО обязуется:

2.2.1. Используя выделенное помещение, организовать работу по профилактике безнадзорности детей и подростков на территории

_____________________________________________________________

(наименование микрорайона, муниципального образования)

на основе научно обоснованных индивидуальных и групповых профилактических программ.

Привлечь для этой цели добровольцев - членов общественного объединения, нанять по договору необходимых квалифицированных специалистов.

Использовать для обеспечения деятельности Центра и его оборудования имеющиеся финансовые средства, принять меры по их пополнению, в том числе путем собственной хозяйственной, иной разрешенной действующим законодательством деятельности, получения грантов от российских и зарубежных благотворительных организаций.

2.3.ОАО обязуется:

Выделять финансовые средства на проведение текущего (капитального) ремонта (реконструкции) помещения Центра, приобретение необходимого оборудования, мебели, игр, книг, персональных компьютеров и иного оснащения.

Выделять финансовые средства на организацию питания детей и подростков в Центре, их медицинское обслуживание, проведение профилактических мероприятий в соответствии с программой деятельности Центра.

Передача Управлением и ОАО материальных ценностей НГО оформляется в соответствии с действующим законодательством.

Для координации деятельности социальных партнеров - Управлением, НГО и ОАО создается Координационный комитет.

Конкретный перечень мероприятий по реализации пунктов 2.1, 2.2 и 2.3 и сроки их выполнения определяются Координационным комитетом ежеквартально.

3.Ответственность сторон

НГО несет ответственность за качественное выполнение работ, указанных в пункте 2.2, обеспечение мер безопасности детей, охрану здоровья детей, соблюдение стандартов оказания социальных услуг, санитарно-гигиенических и иных норм, установленных действующим законодательством и нормативно-правовой базой учреждений социального обслуживания.

Управление несет ответственность за качественное выполнение обязательств, взятых на себя в соответствии с пунктом 2.1, обеспечивает контроль за соблюдением НГО требований, со держащихся в пункте 3.1, а также выполнением пункта 2.4.

3.3.ОАО несет ответственность за своевременное и полное выполнение обязательств, принятых на себя, в соответствии с пунктом 2.3.

4.Срок действия договора

4.1.Срок действия договора 1 год. При отсутствии письменного уведомления одной из сторон о желании завершить работу в рамках договора он считается продленным до момента получения такого уведомления.

4.2.Договор вступает в силу с момента его подписания всеми сторонами.

5.Порядок внесения изменений и дополнений в договор Досрочное расторжение договора

Все изменения и дополнения в договор вносятся только по согласию сторон и оформляются письменно отдельными соглашениями.

При прекращении действия договора помещение, пере данное в аренду НГО, и материальные ценности, переданные НГО для организации Центра, используются в целях обеспечения работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проводимой государственными (муниципальными) или негосударственными службами социальной помощи семье и детям, в соответствии с действующим законодательством.

Договор может быть расторгнут досрочно. Причиной досрочного расторжения договора может стать невыполнение или ненадлежащее выполнение его условий одной или двумя из сторон либо всеми сторонами. О расторжении договора сторона, инициирующая это, письменно уведомляет другие стороны не позднее чем за 10 дней до дня предполагаемого расторжения.

6.Заключительные положения

Настоящий договор составлен в 3 экземплярах. У каждой стороны хранится по одному экземпляру.

Все экземпляры имеют равную юридическую силу.

7.Юридические адреса сторон

Управление НГООАО

Приложение 2

ТИПОВОЙ ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

200_ г.

именуемое в дальнейшем "Учреждение", в лице директора

(Ф.И.О.)

действующего на основании Устава с одной стороны, и ____________

(наименование общественного объединения)

именуемое в дальнейшем "НГО", в лице президента (председателя правления, исполнительного директора)

действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий договор о следующем:

1.Предмет договора

НГО оказывает Учреждению содействие в организации работы по профилактике детской безнадзорности и социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

НГО оказывает содействие (социальные услуги и по мощь в укреплении материальной базы Учреждения) на безвозмездной основе.

2.Права и обязанности сторон

2.1.НГО обязуется принять участие в следующих направлениях деятельности Учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Выявлении семей группы социального риска и несовершеннолетних на территории деятельности Учреждения.

Изучении социальной ситуации и окружения, в котором находятся дети группы риска, выявлении причин и условий, способствующих их десоциализации и безнадзорности.

2.1.3.Организации социальной работы с семьями группы риска, в том числе привлечение квалифицированных специалистов к психологическим консультациям и лечению от алкогольной зависимости; оказание нуждающимся семьям материальной помощи, социально-бытовых услуг.

Проведении профилактической работы с детьми группы риска, в том числе привлечение их к участию в трудовых и общественно полезных акциях, к занятиям в спортивных и туристических секциях; организации автобусных экскурсий, посещений театров и музеев.

Организации летних школьных каникул, в том числе приобретении путевок в летние детские оздоровительные лагеря.

Проведении рейдов по выявлению беспризорных детей, оказанию им экстренной помощи.

Реализации индивидуальных, групповых и иных про грамм реабилитационной работы с несовершеннолетними в Учреждении (организация мероприятий по развитию интересов и разумному проведению досуга детей).

НГО участвует в укреплении материальной базы Учреждения, в улучшении условий для проживания, питания, медицинского обслуживания, организации реабилитационного процесса и досуга детей и подростков. Передача НГО материальных ценностей Учреждения оформляется в соответствии с действующим законодательством.

Конкретный перечень мероприятий в рамках направлений, указанных в пунктах 2.1, 2.2, и сроки их реализации определяются совместным планом работы Учреждения и НГО, который составляется ежеквартально.

Учреждение обязуется предоставлять НГО необходимую ин формационную, консультационную, организационную и иную необходимую поддержку для выполнения намеченных мероприятий.

3.Ответственность сторон

3.1.НГО несет ответственность за качественное выполнение работ, указанных в пунктах 2.1 и 2.2, обеспечение мер безопасности детей и подростков, охрану их здоровья, соблюдение стандартов оказания социальных услуг, санитарно-гигиенических и иных норм, установленных действующим законодательством и нормативно-правовой базой учреждений социального обслуживания.

3.2.Учреждение несет ответственность за качественное выполнение обязательств, взятых на себя в соответствии с пунктом 2.4, обеспечивает контроль за соблюдением НГО требований, содержащихся в пункте 3.1.

4.Срок действия договора

4.1.Срок действия договора 1 год. При отсутствии письменного уведомления одной из сторон о желании завершить работу в рамках договора он считается продленным до момента получения такого уведомления.

4.2.Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.

5.Порядок внесения изменений и дополнений в договор. Досрочное расторжение договора

Все изменения и дополнения в договор вносятся только по согласию сторон и оформляются письменно отдельными соглашениями.

Договор может быть расторгнут досрочно. Причиной досрочного расторжения договора может стать невыполнение или ненадлежащее выполнение его условий одной из сторон либо обеими сторонами. О расторжении договора сторона, инициирующая это, письменно уведомляет другую сторону не позднее чем за 10 дней до дня предполагаемого расторжения.

6.Заключительные положения

Настоящий договор составлен в 2 экземплярах. У каждой стороны хранится по одному экземпляру.

Оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

7.Юридические адреса сторон

______________________________________________________

УчреждениеНГО

М.П.М.П.

ЛИТЕРАТУРА

Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно - методическое пособие. / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

Алексеева Л.С. Методики адресного социального патрона та: Научно-методическое пособие. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России", 1994.

Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация не совершеннолетних. - Свердловск: УрГУ, 1986.

Байбурдина Л.С. Помощь детям из семей алкоголиков // Работник социальной службы. - 2000. - № 3. - С. 84-87.

Батин С.А. Ступени социального партнерства: практика и перспективы // Семья в процессе развития: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 1-11 декабря 1998 г. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999. -С. 113-117.

Балыбердин В.И. Чужих детей не бывает // Работник социальной службы. - 2001. - № 1. - С. 57-67.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России", 1993.

Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Профессиональная библиотека работника социальной службы.- 2001.- № 2. - С. 34-39.

Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. - М.: Редакционно-издательский центр; консорциума "Социальное здоровье России", 1992.

Бирюкова Т.Ю., Гайдукова Т.Е. О работе с дезадаптированными детьми и подростками в Центре АВИС // Вестник Краснодарской ассоциации работников социальных служб. 1999.- №3.-С. 83-95.

Благотворительное движение: регионы России. - М.: CAP, Российское представительство, 1997.

Благотворительные организации социальной направленности. / Авт.-сост. А.Б. Белинская. - М.: Институт социальной работы, 1998.

Бородин Д.Ю. "Четвертый мир". Модель лагеря социально-психологической помощи подросткам. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания 1997.

Боцу И.А. Социальное партнерство органов местного самоуправления с общественными организациями, оказывающими социальные услуги // Работник социальной службы. -2002. - № 2.

П.Быков С.В. Профилактическая и реабилитационная помощь несовершеннолетним в условиях центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. - 2000. - № 1-2. - С. 59-72.

Васильева Т.А. Опыт и перспективы взаимодействия неправительственных организаций и Правительства Москвы по оптимизации деятельности социальных учреждений // Первый Всероссийский научно-педагогический конгресс: Материалы выступлений. Т.1. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2002. - С. 188-199.

Витренко Н. Б. Что дает ребенку приют // Работник социальной службы. - 2001. - № 4. - С. 48-59.

Вовлечение подростков группы риска в здоровую социальную среду города Москвы. / Авт. колл.: Н.Я. Ларионова и др. - t М.: Союз социальной защиты детей, 2000.

Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно - практический сборник. / Сост. С.В. Тетерский. Под ред. Л.Е. Никитиной. - М., 2000.

80 новгородских некоммерческих организаций - сами о себе: Справочное издание. - Великий Новгород, 1998.

Все вместе. Ярмарка некоммерческих организаций Волго-Вятского района. - Нижний Новгород, 1999.

Дети улиц: Информационно-консультативный вестник / Правительство Москвы: Комитет по делам семьи и молодежи. Городской центр "Дети улиц". - М.: ИКАР, 2002. - Вып. 1.

Деятельность комиссий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Информационный бюллетень. - М.: Институт социальной работы, 1997.

Диагностика и коррекция социальной дезадаптации под ростков. / Под ред. С.А. Беличевой. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России", 1999.

Дулинова Л.Т., Маршак А.Л., Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - М.: Социально-технологический институт МГУ С, 2000.

Женские неправительственные организации России и СНГ: Справочник. / Сост. Н.И. Абубакирова и др. -М.: Эслан, 1998.

Иващенко Г.М. Дети безнадзорные // Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. -С. 142-144.

Информационный справочник психолого-медико-социальных центров г. Москвы, занимающихся проблемами семьи и детства. / Сост. В.А. Воробьева; Отв. за вып. Т.А. Истомина. - М., 1998.

Карпухина Т.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений детей // Социальная работа: опыт и перспективы: Мате риалы Международной научно-практической конференции, 17- 18 ноября 2000 г.- М.: Социально-технологический институт МГСУ, 2001. - С. 239-250.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994.

Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 1.

Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Научно-методическое пособие. / Под ред. В.Ю. Меновщикова. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

Ларионова Н.Я. Деятельность Союза социальной защиты детей в альтернативных направлениях семейной политики // Семья в процессе развития: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 1-11 декабря 1998 г. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999. - С. 61-64.

"Маленькая мама" как важнейший объект социальной работы // Теория и практика социальной работы: Методические материалы. / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. - С. 82-85.

Молодежная служба милосердия. - Тула: Тульский региональный центр поддержки женщин и семьи "Подруга", 2000.

Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. / Сост. Н.В. Винник. - М., 1997.

Молодежь в действии: Аналитический сборник. / Авт.- сост. Е. Панова. - М.: Эдиториал УРС, 2001.

Назарько И. Т. Современный подход к роли общественных и благотворительных организаций в социальной защите населения г. Краснодара и Краснодарского края // Вестник Краснодарской ассоциации работников социальных служб. -2000. - № 5. - С. 131-136.

Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие. / Под ред. Л.С. Алексее вой. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

Научно-методические основы первичной профилактики детской наркомании: Для работников центров социальной помощи семье и детям. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования.-М., 1996.

Опасный возраст // Семья и дети: Реабилитационные про граммы и методики. / Сост. О. Понятовская. - М.: Социздат, 2002.-С. 17-35.

Организации, имеющие статус "благотворительная" в городе Москве и выполняющие городские благотворительные программы: Справочник. - М.: ИПГО, 2000. Вып. 2. - С. 11-24.

Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий (руководство). - М. - Орел, 2002.

Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности: Методические рекомендации / Л.С. Алексеева, Е.В. Бурмистрова, Т.В. Земских и др.; Под общ. ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2002.

"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Работник социальной службы.- 2000. - № 1-2. - С. 97-140.

"Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям". Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 июля 2000 г. №52 // Работник социальной службы. - 2000. - № 3. - С. 137-154.

"Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению". Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 июля 2000 г. № 53 // Работник социальной службы. - 2000. - №4. - С. 141-153.

"Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону". Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 июля 2000 г. № 54 // Работник социальной службы. -2000. -№ 4. -С. 154-159.

"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации". Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 // Работник социальной службы. - 2001. - № 2. - С. 117-131.

Панов A.M. Деятельность общественных объединений по оказанию социальных услуг // Социальное обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.-С. 61-63.

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних // Семейная политика: Региональный опыт. / Ред.-сост. Ю.М. Смоляков. - М.: Институт социальной работы, 1997. - С. 90-124.

Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно-методическое пособие. / Под ред. Л.С. Алексее вой. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Авт. колл.: С.А. Беличева, О.В. Кардашина, Н.Д. Линде, и др. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России", 1999.

Путеводитель для амурчан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях: Справочник. / Сост.: Г.А. Сакович, Л.В. Фокина, И.Г. Сакович. - Благовещенск, 2001.

Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области: Региональный опыт / Ред. кол.: A.M. Панов, Л.В. Топчий, В.Г. Попов, Е.И. Холостова (отв. ред.). - М.: Институт социальной работы, 1996.

Реан А.А. Психологическая служба школы: Принципы деятельности и работа с "трудными". - СПб., 1993.

Ресурсные центры России: Информационный справочник / Под общ. ред. К.В. Гребенник. - Новосибирск, 2000.

Роль некоммерческих организаций в формировании гражданской политики: Сборник докладов Международной научно- практической конференции. - Красноярск, 1999.

Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт. / Сост. М.А. Слободская.- М.: Институт проблем гражданского общества, 1998.- Вып. 1.

Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт./ Сост. М.А. Слободская. - М.: Институт проблем гражданского общества, 1999.- Вып.2.

Руководство по предупреждению насилия над детьми. / Под ред. Н.К. Асановой. - М.:ВЛАДОС, 1997.

Самарский областной центр социальной помощи семье и детям. Итоги 10-летней деятельности. Перспективы развития сферы социальных услуг: Сборник статей. - Самара, 2000. *

Семейная воспитательная группа: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

Синявский Б. Город, в котором нет беспризорников // РОКК. - 2002. - № 2. - С. 3-7.

Смоляков Ю.М. Система работы социальных служб Самарской области по устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное обслуживание населения: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы III Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. / Сост. и отв. ред. A.M. Панов, Л.В. Топчий, Э.А. Манукян. - М: Социальная работа, 1998. - С. 45-51.

Сокоушина Н.В. Социальная адаптация детей в условиях реабилитационного центра // Работник социальной службы. - 1999.-№1-2.-С. 85-91.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. - М., 2002.

Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области: Региональный опыт / М.Н. Мирсагатова, Е.А. Лысова, Н.А. Серых и др.; Ред. кол.: А.А. Лабейкин, М.А. Мирсагатова, А.П. Па нов и др. - М.: Институт социальной работы, 1996.

Социальное партнерство государственных органов и не правительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. / Отв. ред. A.M. Панов. Изд. 2-е.- М, 2002.

Социальное партнерство органов власти и общественных объединений в сфере оказания социальных услуг. Ч. III. Законодательные акты Российской Федерации о некоммерческих организациях и социокультурном обслуживании населения. - М., 2001.

Социальное партнерство органов власти и общественных объединений в сфере оказания социальных услуг. Ч. 1. Методологические, законодательные и технологические основы социального партнерства органов власти и общественных объединений в сфере оказания социальных услуг. / Отв. ред. и сост. A.M. Панов. - М., 2001.

Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / Авт. колл.: С.А. Беличева, М.Ю Кондратьев, В. Лущук. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России", 1993.

Социально-реабилитационный центр для несовершенно летних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров. / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.

Социальные услуги некоммерческих организаций г. Челябинска: Каталог. - Челябинск, 2001.

Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Г.М. Иващенко, Е.Б. Бреева, В.Н. Бушуева и др.; Под общ. ред. Г.М. Иващенко. - М.: Просвещение, 2002.

Телефоны доверия (организационно-методические рекомендации) / Под ред. С.А. Беличевой, Е.М. Вроно. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России", 1993.

Технологии социально-психологических тренингов / Авторский колл.: С.Л. Братченко, В.Е. Гусаковский, О.В Кардашина. и др. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России", 2001.

Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия: Методические рекомендации. / Под ред. И.В. Матвиенко. - М.: Региональная общественная организация "Анна", 2001.

Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: Научно-методическое пособие. / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

Третий сектор Волго-Вятского района: Справочник-путеводитель - Нижний Новгород: Нижегородская ассоциация неправительственных некоммерческих организаций "Служение", 2001.

Трус И.Ю. Подростки с акцентуациями характера и модель их социально-педагогического сопровождения. - М.: МГСУ, 2001.

Хананашвили Н.П., Якимец В.Н. Межсекторные взаимодействия в России. - М.: Фонд НАН, 2000.

Харичкин Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства // Работник социальной службы. -2001.-№2.-С. 54-57.

Центр общественных объединений. - Челябинск, 2001.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родите лей: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров. / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999.

Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2002.

Эффект присутствия... Новосибирск: межрегиональный общественный фонд "Сибирский центр поддержки общественных инициатив", 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты