В ходе гражданского процесса по конкретному делу может возникнуть необходимость замены участвующего в деле лица в результате правопреемства, которое произошло в материальном правоотношении.
Основанием правопреемства является переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому, т.е. изменение субъектного состава участников спора.
Таким образом, процессуальное правопреемство - это замена лица, являющегося стороной в деле, в связи с выбытием его из процесса другим лицом (правопреемником).
В любом деле процессуальное правопреемство возможно лишь в том случае, когда имеет место правопреемство в материальных правоотношениях. Однако если материальные правоотношения и возникающий на их основе интерес носят сугубо личный характер (взыскание алиментов, расторжение брака, восстановление на работе уволенного работника), то невозможность материального правопреемства обуславливает и невозможность правопреемства в гражданском процессе.
Материальное правопреемство автоматически не порождает процессуального правопреемства. Вступление в процесс правопреемника зависит от его волеизъявления.
Правопреемник, вступая в процесс, обязан представить суду доказательства, подтверждающие его право на занятие процессуального положения того лица, которое он собирается заменить в деле (свидетельство о праве на наследство, свидетельство о государственной регистрации юридического лица).
Основаниями для процессуального правопреемства являются: смерть физического лица, прекращение юридического лица, замена кредитора или должника по обязательству, иные случаи замены лица в отношениях, по которым возник спор (ч. 1 ст. 37 ГПК).
Для замены правопредшественника правопреемником на стороне истца необходимо согласие правопреемника на его замену и на вступление в процесс. В случае отсутствия согласия на замену и на вступление в процесс в качестве правопреемника производство по делу прекращается.
Замена правопредшественника правопреемником на стороне ответчика осуществляется вне зависимости от его согласия на основании определения суда.
Характерной особенностью процессуального правопреемства является.
1) процессуальное правопреемство возможно на любой стадии гражданского процесса (ч. 1 ст. 37 ГПК);
2) все действия, совершенные в гражданском процессе до вступления правопреемника, обязательны для него так же, как они были обязательны для лица, которое он заменил (ч. 2 ст. 37 ГПК);
3) производство по делу обязательно приостанавливается в случае смерти или объявления физического лица умершим, являющегося стороной по делу до привлечения к участию в деле правопреемника (п.1. ч.1. ст. 201 ГПК, ст. 203 ГПК);
4) после вступления в процесс правопреемника производство по делу возобновляется (ст. 204 ГПК).
ТЕМА 5. ТРЕТЬИ ЛИЦА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
1. Понятие третьих лиц и их виды.
2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.
3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
1. Понятие третьих лиц и их виды
Закон предоставляет право каждому лицу обратиться в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных либо оспариваемых прав или интересов. Такое право имеют также третьи лица. Они, как и стороны относятся к лицам, участвующим в гражданском деле. Участие в процессе третьих лиц обусловлено тем, что решение по делу может так или иначе повлиять на права и интересы лиц, которые не занимают процессуального положения сторон.
Участие третьих лиц позволяет объединить в одном деле все доказательственные материалы, поскольку третьи лица могут располагать соответствующими фактическими данными для обоснования выдвигаемых ими доводов. Их участие в деле обеспечивает также возможность наиболее полного исследования всех обстоятельств дела и предотвращает принятие судом противоречивых решений.
Третьи лица - лица, участвующие в деле, которые вступают или привлекаются в уже начавшийся между сторонами процесс, имеют определенную материально-правовую заинтересованность в деле, которая противоречит интересам сторон.
Степень заинтересованности в деле третьих лиц может быть различной. В одном случае третье лицо заявляет самостоятельные требования на предмет спора. В другом случае третье лицо, не имея таких требований, юридически заинтересовано в исходе дела, так как судебное решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон. В соответствии с этим закон различает два вида третьих лиц в гражданском процессе:
1) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 34 ГПК);
2) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 35 ГПК).
2. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора
Физическое или юридическое лицоможет своевременно защитить свое субъективное право путем вступления в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями. Открытие производства по делу на основании заявления истца предусматривает привлечение в процесс, прежде всего ответчика. Но предмет спора может оказаться в сфере прав и интересов другого лица, которое хотело бы защитить их. Гражданское процессуальное законодательство предусматривает, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до окончания судебного разбирательства, предъявив иск к одной или к обеим сторонам (ст. 34 ГПК). К искам третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, применяются положения статей 123, 124 ГПК, т.е. законодатель предусмотрел определенные условия принятия иска. Так, иск третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора по делу принимается к совместному рассмотрению с первоначальным иском, если оба иска взаимосвязаны и совместное их рассмотрение целесообразно, в частности, когда они возникают из одних правоотношений, или когда требования по искам способны к зачету, или когда удовлетворение иска может исключить полностью или частично удовлетворение первоначального иска. Третье лицо с самостоятельными требованиями вправе предъявить иск до или во время предварительного судебного заседания.
Таким образом, если физические или юридические лица выразили желание на участие в деле в качестве третьих лиц с самостоятельными требованиями, они обращаются в суд с иском. Но одного волеизъявления третьего лица с самостоятельными требованиями и факта предъявления им иска не достаточно для разрешения вопроса о принятии судом иска. Поскольку в совокупность оснований для принятия иска третьего лица и допуска его в процесс входит наличие материально-правовой и процессуально-правовой заинтересованности его в деле, соблюдение порядка обращения в суд и наличие условий на предъявление иска. Требования по иску третьего лица с самостоятельными требованиями определением суда объединяются в одно производство с первоначальным иском. В соответствии с этим должно быть сформулировано решение суда.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, имеет все процессуальные права и обязанности истца, предусмотренные ст. 31 ГПК. Оно вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска, заключить мировое соглашение. Но из этого не следует, что процессуальное положение третьего лица с самостоятельными требованиями полностью тождественно положению истца, а термин «третье лицо» имеет в этом случае чисто техническое значение. Поскольку процессуальное положение третьего лица с самостоятельными требованиями похоже на процессуальное положение истца, поэтому важно определить их отличительные черты.
Третьи лица с самостоятельными требованиями имеют следующие характерные признаки:
- вступают в уже начавшееся между сторонами дело до окончания судебного го разбирательства;
- заявляют самостоятельные требования относительно предмета спора;
- предъявляют иск к одной или обеим сторонам;
- дело по ходатайству третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассматривается сначала
Таким образом, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - это лица, участвующие в деле, которые вступают в начавшийся процесс по делу путем предъявления требований к одной или обеим сторонам в установленном законом порядке для защиты своих субъективных прав и интересов.
3. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
Гражданский процессуальный кодекс (статьи 35, 36 ГПК) предусматривает, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом решения, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут сами обратиться с заявлением о своем участии в деле, а также могут быть привлечены к участию в деле по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Суд извещает третье лицо о деле, направляет ему копию заявления о привлечении третьего лица и разъясняет его право о своем участии в деле.
По вопросу привлечения или допуска к участию в деле третьего лица суд постановляет определение.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, имеют процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле (ст. 27 ГПК). Однако закон не предоставляет им полный объем прав и обязанностей сторон. Так, они не вправе изменить основания и предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска, признать иск полностью или частично, заключить мировое соглашение. Эти ограничения связаны с тем, что участие в деле третьих лиц без самостоятельных требований имеет побочный характер: суд разрешает спор между истцом и ответчиком, а третьи лица вступают или привлекаются в начавшийся процесс.
Участие третьих лиц без самостоятельных требований возможно как на стороне истца, так и на стороне ответчика.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика к участию в деле о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника, может быть привлечено должностное лицо, по распоряжению которого было произведено увольнение или перевод. Виновное лицо привлекается в процесс по ходатайству сторон, прокурора, или по инициативе суда. Особенностью данной категории дел является то, что суд одновременно рассматривает первоначальный иск и требование (регрессный иск), предъявляемый ответчиком к третьему лицу.
В судебной практике реже встречаются случаи участия третьих лиц без самостоятельных требований на стороне истца. Так, например, по иску собственника дома о выселении нанимателей суд допустил в качестве третьего лица на стороне истца его родственницу, которая не является собственником дома, но проживает в нем и также заинтересована в удовлетворении предъявленного иска.
В отличие от соучастников третьи лица без самостоятельных требований вступают в уже начавшийся процесс, имеют материальные правоотношения только с тем лицом, на стороне которого они выступают, и не связаны никакими материальными правоотношениями с противоположной стороной.
Основаниями, по которым лицо может быть допущено в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований, являются:
- возможность предъявления к нему регрессного иска;
- возможность обращения с заявлением о своем участии в деле;
- возможность привлечения к участию в деле;
- процессуально-правовая заинтересованность в исходе дела.
Таким образом, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - это лицо, имеющее заинтересованность в исходе дела, вступающее или привлекаемое в начавшийся процесс на стороне истца или ответчика с целью защиты своих прав и интересов.
ТЕМА 6. УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНОВ И ЛИЦ, КОТОРЫМ ЗАКОНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА, СВОБОДЫ И ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ
1. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе. 2. Процессуальные права и обязанности прокурора.
3. Основания и формы участия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Процессуальные права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе
Органы и лица, которым предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц отнесены к лицам участвующим в деле. К органам, имеющим это право, следует отнести органы прокуратуры, которые имеют определенную функции, предусмотренные законом.
Статья 121 Конституции Украины применительно к гражданскому судопроизводству формулирует в качестве одной из функций прокуратуры представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, предусмотренных законом.
Необходимо отметить, что представительская функция прокурора в суде в интересах других лиц - это особый вид представительства, который отличается от договорного, законного представительства. Ни к одному из этих видов нельзя отнести представительство прокурора, так как оно базируется на нормах Конституции и закона, а не на основании договора-поручения, доверенности, свидетельства о рождении ребенка и т.д.
Статус прокуратуры как государственного органа, имеющего право защищать права и интересы других лиц, предопределяет условия, при которых прокурор реализует свои полномочия в гражданском процессе.
Основанием представительства прокурором интересов граждан является неспособность самого гражданина обратиться в суд за защитой нарушенных прав и интересов по состоянию здоровья либо по иным уважительным причинам. Условиями защиты интересов государства являются либо неспособность государственного органа по каким-либо объективным причинам самостоятельно обращаться в суд, либо нежелание должностных лиц использовать это право вследствие злоупотребления служебным положением или властью.
Функция представительства прокурора в суде состоит в осуществлении от имени государства процессуальных действий, направленных на защиту прав интересов гражданина или государства.
Таким образом, в правовом государстве защита прав и интересов физических и юридических лиц - дело самого государства, а осуществлять от его имени представительскую функцию может прокуратура. Именно защита интересов гражданина или государства от неправомерных посягательств со стороны других лиц является предпосылкой права прокурора на предъявление им заявления в суд и возможностью осуществления представительства на любой стадии гражданского процесса.
Правозащитной природе функции представительства прокурора отвечает прокурорская деятельность, выраженная в формах его участия в гражданском судопроизводстве.
Процессуальная форма участия прокурора в гражданском процессе - это закрепленная в процессуальном законе возможность влияния его деятельности на развитие гражданского судопроизводства - на открытие производства по делу в суде или вступление в уже начатый другими лицами гражданский процесс.
Участие прокурора в гражданском процессе осуществляется в следующих формах.
1. Обращение в суд сзаявлениямии жалобами в интересах других лиц, либо государства.
Прокурор при решении вопроса о необходимости предъявления заявления учитывает следующие критерии: если заинтересованное лицо само не может или для него крайне затруднительна защита своего нарушенного права (заявления в интересах несовершеннолетних, престарелых, тяжелобольных граждан); если интересы государства и других лиц требуют защиты прав; если заявление имеет благоприятную перспективу, т.е. прокурор должен в значительной мере предвидеть перспективу дела и не предъявлять необоснованные иски.
Закон «О прокуратуре» (ст. 35) обязывает прокурора своевременно применить предусмотренные законом способы устранения нарушений закона.
Прокурор самостоятельно определяет основания для представительства в судах, форму его осуществления. Вопрос об участии в деле с целью защиты интересов государства прокурор разрешает по своему усмотрению, если считает, что в наличии есть нарушения или угроза нарушений экономических, политических или иных государственных интересов вследствие противоправных действий (бездействия) физических или юридических лиц, которые осуществляются в отношениях между ними или с государством. Так, например, если прокурор считает, что увольнение работника было произведено с нарушением законодательства и виновным является должностное лицо предприятия, с которого уволен работник, он вправе предъявить иск к должностному лицу о возмещении ущерба, причиненного предприятию в связи с увольнением. Если же речь идет о защите интересов граждан, то прокурор предъявляет заявление только в том случае, когда граждане по состоянию здоровья или в связи с материальным положением либо по другим уважительным причинам не могут самостоятельно защищать свои нарушенные или оспариваемые права.
Исковое заявление, предъявляемое в суд прокурором в интересах других лиц, по форме и содержанию должно отвечать требованиям ст. 119 ГПК. В заявлении должны быть указаны: основания обращения; содержания исковых требований; доказательства, подтверждающие обстоятельства, которыми обосновываются требования.
При обращении прокурора в суд в интересах граждан или государства судебный сбор и расходы на информационно-техническое обеспечение не подлежат оплате.
Прокурор вправе обжаловать решения суда первой инстанции в апелляционном порядке и в кассационном порядке решения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке и решения апелляционного суда, а также судебные решения по гражданским делам в Верховный Суд Украины связи с исключительными обстоятельствами. С целью разрешения вопроса о наличии оснований для обращения в вышестоящие инстанции, имеет право знакомиться с материалами дела в суде не только прокурор, который участвовал в деле, но и прокурор, не участвовавший в деле.
2. Участие в рассмотрении судами гражданских дел.
Прокурор может осуществлять представительство интересов гражданина или государства на любой стадии гражданского процесса. При этом он не дает заключение по делу.
Нормы Гражданского процессуального кодекса не определяют категории дел, по которым прокурор может участвовать в интересах других лиц. Однако Семейный кодекс в отдельных случаях предусматривает предъявление иска прокурором в суд и участия в гражданском процессе. Так, прокурор имеет право на обращение в суд с иском о признании брака недействительным (ст. 42 СК), о лишении родительских прав (ст. 165 СК), об отмене усыновления или признании его недействительным (ст. 240 СК).
Участие прокурора в гражданском процессе имеет не только факультативный характер, но и обязательный. Так, согласно ч. 2. ст. 281 ГПК дело по заявлению об оказании психиатрической помощи в принудительном порядке или о прекращении оказания амбулаторной психиатрической помощи, госпитализации в принудительном порядке рассматривается с обязательным участием прокурора.
2. Процессуальные права и обязанности прокурора
Прокурор относится к лицам, участвующим в деле, поэтому он наделяется всеми правами этой группы участников процесса.
Согласно ст. 27 ГПК, прокурор имеет право знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии с документов, приобщенных к делу, получать копии решений, определений, участвовать в судебных заседаниях, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, а также свидетелям, экспертам, специалистам, заявлять ходатайства и отводы, давать устные и письменные объяснения суду, приводить свои доводы, соображения по вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, и возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц, знакомиться с журналом судебного заседания, представлять письменные замечания по поводу его неправильности или неполноты, прослушивать запись фиксирования судебного заседания техническими средствами, делать из него копии, представлять письменные замечания относительно неправильности или неполноты их записи, пользоваться другими процессуальными правами, установленными законом.
Также прокурор имеет право изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска (ч. 2 ст. 31 ГПК).
Таким образом, прокурор имеет все процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого он действует, кроме права заключать мировое соглашение, так как прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения.
В соответствии с ч. 2. ст. 46 ГПК прокурор, обратившийся в суд в интересах других лиц, имеет право отказаться от поданного им заявления, что не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подано заявление, права требовать от суда рассмотрения дела в первоначальном объеме.
3. Основания и формы участия органов государственной власти и органов местного самоуправления
К органам государственной власти и местного самоуправления, участие которых в гражданском процессе встречается наиболее часто, относятся жилищные органы, отделы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства.
Основанием участия органов государственной власти и органов местного самоуправления является государственный интерес в правильном разрешении дела, вытекающий из компетенции, которой они наделяются государством для выполнения возложенных на них функций.
Участие таких органов в гражданском процессе является гарантией защиты прав и интересов других лиц в гражданском процессе, позволяет реализовать процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого они действуют.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления отнесены к лицам, участвующим в гражданском процессе, и наделены юридической заинтересованностью, которая носит не личный характер, а определяется компетентностью государственных органов.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе в формах: 1) обращение в суд с заявлением; 2) вступление в процесс для дачи заключения по делу.
1. Обращение в суд с заявлением.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются инициаторами возбуждения дела в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-либо прав и интересов, и закон предоставляет им такое право. Так, дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлениям органа опеки и попечительства, учреждения здравоохранения или учебного заведения, в котором находится ребенок (ст. 165 СК). В случае непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства обязан в семидневный срок после принятия решения о немедленном отобрании ребенка от родителей обратиться в суд с иском о лишении родителей либо одного из них родительских прав (ч. 2 ст. 170 СК). Органы опеки и попечительства также имеют право на обращение в суд с иском: о признании брака недействительным (ст. 42 СК), об отмене усыновления или признании его недействительным (ст. 240 СК).
Гражданским процессуальным законодательством органам опеки и попечительства предоставлено право подачи заявления в суд по делам особого производства: 1) об ограничении гражданской дееспособности физического лица (ч. 1 ст. 237 ГПК), 2) об ограничении права несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или другими доходами либо лишении его этого права (ч. 2 ст. 237 ГПК); 3) о признании физического лица недееспособным (ч. 3 ст. 237 ГПК).
Право предъявления заявления в суд по делам особого производства имеет также: орган, уполномоченный управлять имуществом соответствующей территориальной громады, о передаче бесхозяйной недвижимой вещи в собственность территориальной громады (ст. 269 ГПК) и органы местного самоуправления о признании наследства выморочным (ст. 274 ГПК).
Функцию органов местного самоуправления выполняет Бюро технической инвентаризации (БТИ), на которое возлагается обязанность осуществления технической паспортизации и инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства, а также государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны соблюдать порядок обращения в суд, то есть порядок предъявления иска. Исковое заявление по форме и содержанию должно соответствовать требованиям ст. 119 ГПК. В заявлении указываются основания обращения и содержание исковых требований, излагаются обстоятельства дела, а также указываются доказательства, подтверждающие наличие фактов, имеющих значение для дела. К исковому заявлению должен быть приложен акт обследования жилищно-бытовых условий сторон по спорному вопросу с соответствующим заключением. За подачу искового заявления в интересах другого лица судебный сбор не уплачивается.
Обращаясь в суд с заявлением о защите прав и интересов других лиц, органы государственной власти и органы местного самоуправления выполняют представительскую функцию. В этом случае они не являются стороной процесса в материальном смысле. Но эти органы могут занимать положение стороны или третьего лица по делам искового производства в тех случаях, когда они участвуют в процессе от своего имени, имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела. Например, в качестве истца выступает жилищный орган о выселении нанимателя, в связи с порчей, повреждением жилого помещения; государственная налоговая администрация вправе подавать иски о взыскании в доход государства средств, полученных гражданами по незаконным сделкам. Жилищный орган также может участвовать в процесс как третье лицо без самостоятельных требований по делам о разделе квартиры, о возмещении вреда в связи с заливом квартиры.
Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданском деле не исключает участия наряду с ними тех лиц, в интересах которых предъявлено заявление.
Предъявление заявления органами государственной власти и органами местного самоуправления в интересах других лиц возможно при следующих условиях:
1) если данным органам стало известно о нарушении права;
2) если по закону они имеют право на предъявление такого заявления.
2. Вступление в процесс для дачи заключения по делу.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут участвовать в гражданском деле по собственной инициативе, по инициативе суда, а также в силу закона. Участие указанных органов в гражданском процессе для дачи заключения по делу обязательно в случаях, установленных законом, или если суд признает это необходимым (ст. 45 ГПК). В соответствии со ст. 19 Семейного кодекса участие органов опеки и попечительства обязательно при рассмотрении судом споров об участии одного из родителей в воспитании ребенка, месте жительства ребенка, лишении и восстановлении в родительских правах, свидании с ребенком матери, отца, лишенных родительских прав, отобрании ребенка от лица, удерживающего его у себя не на основании закона или решения суда, управлении родителями имуществом ребенка, отмене усыновления и признании его недействительным.
Вопрос об участии органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданском процессе разрешается судом в предварительном судебном заседании. Указанные органы привлекаются к участию в деле для дачи заключений во исполнение своих полномочий. Так, орган опеки и попечительства представляет суду письменное заключение по делу спора на основании сведений, полученных в результате обследования условий проживания ребенка, родителей и других лиц, желающих проживать с ребенком, принимать участие в его воспитании, а также на основании других документов, касающихся дела.
Наличие акта обследования условий жизни ребенка и заключения органа опеки и попечительства способствует принятию законного и обоснованного судебного решения. Давая заключение, орган опеки и попечительства должен затронуть фактическую и правовую сущность спора. Заключение оглашается в судебном заседании, после чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать данным органам вопросы по поводу заключения в целях его разъяснения и уточнения.
Заключение органов государственной власти и органов местного самоуправления имеет важное значение для правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может принять решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Но в этом случае требуется аргументированное несогласие суда с выводами, содержащимися в заключении.
4. Процессуальные права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующие в деле в интересах других лиц, пользуются правами и обязанностями, которые предусмотрены ст. 27 ГПК (вправе знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, участвовать в судебных заседаниях, представлять доказательства, участвовать в их исследовании и т. д.). Кроме того, они обладают правами стороны (истца, ответчика): вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от иска. Вместе с тем, эти органы, имея процессуальные права и обязанности лица, в интересах которого они действуют, не могут заключить мировое соглашение.
Эффективность защиты прав и интересов других лиц органами государственной власти и органами местного самоуправления во многом зависит от активности их участия во внесудебном выяснении обстоятельств, а также в зале судебного заседания в процессе разбирательства дела. Представители органа государственной власти и органа местного самоуправления должны использовать все имеющиеся законные меры с тем, чтобы не только исследовать материалы, которые необходимо представить суду, но и использовать сведения, которые они должны получать сами во внесудебном порядке. Они по своей инициативе представляют необходимые по делу доказательства и участвуют в их исследовании.
Указанные органы выступают в судебных прениях первыми. После них выступают лица, в интересах которых открыто производство по делу.
Если орган государственной власти или орган местного самоуправления привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью. Обязательное привлечение этих органов для дачи заключения по делу является дополнительной гарантией защиты прав и интересов других лиц.
Отказ органов государственной власти и органов местного самоуправления от поданного ими заявления или изменение требований не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подано заявление, права требовать от суда рассмотрения дела и разрешения требования в первоначальном объеме. Судебные расходы в таком случае оплачиваются на общих основаниях. Но если лицо, обладающее гражданской процессуальной дееспособностью, в интересах которого подано заявление, не поддерживает заявленных требований, суд оставляет заявление без рассмотрения (ч. 3. ст. 46 ГПК), что не является препятствием дальнейшего обращения в суд.
ТЕМА 7. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ
1. Понятие и значение представительства в суде.
2. Виды представительства в суде.
3. Полномочия представителя в суде.
4. Участие адвоката в гражданском процессе.
1. Понятие и значение представительства в суде
Представительство в суде является самостоятельным процессуальным институтом, который способствует реализации субъективных прав и интересов на судебную защиту.
Представительство в суде - это правоотношение, в силу которого представитель совершает процессуальные действия в судебном процессе, направленные на защиту прав и охраняемых законом интересов представляемого, а также на оказание содействия суду в осуществлении правосудия.
Значение представительства в суде заключается в предоставлении правовой помощи физическим и юридическим лицам, содействии защите их прав и интересов, оказании помощи суду в установлении объективной истины по делу и принятии законного и обоснованного решения.
Необходимость в судебном представительстве обусловлена различными причинами. Поскольку участвующие в деле лица могут не обладать гражданской процессуальной дееспособностью (несовершеннолетние, недееспособные) их права в суде защищают законные представители: родители, усыновители, опекуны, попечители. Заинтересованные лица, желающие получить квалифицированную помощь при рассмотрении и разрешении дел в суде, также испытывают необходимость в представительстве. Юридические лица для непосредственного участия в деле прибегают к помощи представителя (юрисконсульта, адвоката).
Представительство в суде возможно по всем категориям гражданских дел (кроме дел об усыновлении) в суде первой инстанции; при пересмотре судебных решений в апелляционной и кассационной инстанции, производстве в связи с исключительными обстоятельствами и производстве по вновь открывшимся обстоятельствам.
Представительство в суде служит гарантией обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. В связи с этим законом установлен широкий круг лиц, имеющих право быть представителями в суде.
Представитель в суде - это лицо, которое на основании предоставленных полномочий выступает в суде от имени и в интересах представляемого для оказания ему правовой помощи с целью добиться для него наиболее благоприятного судебного решения.
Согласно ст. 40 ГПК представителем в судеможет быть адвокат или иное лицо, достигшее восемнадцати лет, имеющее гражданскую процессуальную дееспособность и надлежащим образом удостоверенные полномочия на осуществление представительства в суде.
Вместе с тем ст. 41 ГПК определяет перечень лиц, которые не могут быть представителями в суде: секретарь судебного заседания, переводчик, эксперт, специалист, свидетель.
Не могут быть представителями в суде также судьи, следователи, прокуроры, кроме случаев, когда они действуют в качестве представителей соответствующего органа, являющегося стороной или третьим лицом в деле, либо в качестве законных представителей.
Участвовать в гражданском деле через представителя могут: сторона, третье лицо, лицо, в соответствии с законом защищающее права, свободы или интересы других лиц, а также заявители, заинтересованные лица по делам особого производства (за исключением дел об усыновлении). Интересы юридических лиц представляют их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законом, уставом или положением, либо их представители. Государство представляют органы государственной власти в пределах их компетенции через своего представителя (ст. 38 ГПК).
2. Виды представительства в суде
Представительство в суде в зависимости от оснований классификации можно разделить на различные виды.
По степени обязательности:
1) обязательное, возникающее на основании закона, устава или положения;
2) необязательное (факультативное) - возникает на основании соглашения (договора).
Пооснованиям возникновения:
1) договорное (добровольное, факультативное) представительство может возникнуть только при наличии волеизъявления на это представляемого
2)законное (обязательное) представительство, для возникновения которого не требуется волеизъявления представляемого.
Договорное представительство возникает на основании гражданско-правового договора поручения, по которому одна сторона (представляемый) поручает другой стороне (представителю) ведение дела в суде, а представитель принимает на себя эти обязанности.
Договорными представителями в суде могут быть: 1) адвокаты; 2) юрисконсульты и другие работники предприятий; 3) иные граждане.
1.Представительство адвокатами осуществляется на основании договора поручения. Адвокаты занимают ведущее место среди представителей, они обладают специальными знаниями в области права и практическим опытом ведения дел в суде. Документами, подтверждающими полномочия адвоката как договорного представителя, является ордер, выданный соответствующим адвокатским объединением, или договор.
2.Представительство юрисконсультами, штатными работниками осуществляется на основании документов, удостоверяющих их полномочия. Такими документами являются: доверенность от имени юридического лица, выдаваемая за подписью должностного лица, уполномоченного на это законом; уставом или положением, с приложением печати юридического лица.
3.Представительство иными гражданами. Ими могут быть любые дееспособные лица, достигшие восемнадцати лет, за исключением лиц, определенных ст. 41 ГПК. Доверенность физического лица должна быть удостоверена нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель работает, учится, состоит на службе, находится на стационарном лечении или по решению суда, либо по месту его жительства. Физическое лицо может предоставить полномочия представителю также по устному заявлению, заносимому в журнал судебного заседания.