Рефераты

Основы правоведения

p align="left">Забастовка применяется как крайнее средство разрешения коллективного трудового спора в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования работников или уполномоченного ими органа.

Решение об объявлении забастовки утверждается общим собранием (конференцией) работников путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство работников или две трети делегатов конференции.

Закон запрещает проведение забастовки работниками органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка. Забастовка считается незаконной и тогда, когда спор предварительно не рассматривался в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Решение о признании забастовки незаконной может принять только суд, после чего бастующие должны приступить к работе.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Кодекс законов о труде и Закон Украины "Об охране труда" (14 октября 1992 г.) устанавливают особые условия труда несовершеннолетних.

Особые условия труда молодежи устанавливаются с целью обеспечить ее нормальное физиологическое развитие. Законодательством запрещено: применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах; привлечение несовершеннолетних к подъему и перемещению предметов, масса которых превышает установленные для них предельные нормы; привлечение несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.

Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра. Ежегодный обязательный медицинский осмотр необходим лицам в возрасте до 21 года.

Несовершеннолетние имеют право на сокращенное рабочее время. Для несовершеннолетних работников установлена такая продолжительность рабочего времени:

для работников в возрасте от 16 до 18 лет -- 36 часов в неделю;

для работников в возрасте от 15 до 16 лет -- 24 часа в неделю;

для работающих в период каникул учащихся в возрасте от 14 до 15 лет -- 24 часа в неделю.

Время отдыха несовершеннолетних также имеет характер правовой льготы. Междусменный отдых несовершеннолетних более продолжителен, так как рабочий день сокращен по сравнению с нормальным рабочим днем. Ежегодный основной отпуск для несовершеннолетних продолжительностью 31 календарный день предоставляется в удобное для несовершеннолетнего время (как правило, летнее). Несовершеннолетние, совмещающие работу с учебой, имеют право на дополнительные отпуска в связи с учебой.

Молодежи предоставляются льготы при оплате труда: сокращенные нормы выработки, оплата сокращенного рабочего времени в таком размере, что и нормальное рабочее время.

Для всех предприятий и организаций устанавливается броня приема на работу и профессиональное обучение молодежи. Трудоспособной молодежи -- гражданам Украины -- в возрасте от 15 до 28 лет гарантируется предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет, а молодым специалистам, окончившим государственные учебные заведения -- не менее трех лет.

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ, ИХ ВИДЫ

Административное взыскание -- это мера государственного принуждения в отношении лица, совершившего административный проступок. Взыскание применяется с целью правового воспитания такого лица, а также для предупреждения совершения новых проступков.

Виды и порядок применения административных взысканий определяются Кодексом Украины об административных правонарушениях:

предупреждение. Выносится в письменной форме;

штраф. Штрафом называют денежное взыскание в пользу государства;

3)возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Принудительно изъятый предмет подлежит последующей реализации. Вырученная от реализации денежная сумма передается бывшему собственнику предмета за вычетом расходов по реализации предмета;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения либо денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения. Конфискация -- это безвозмездное обращение предмета в собственность государства;

лишение специального права на срок до 3 лет. Этот вид взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом управления транспортными средствами, правом охоты;

исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот вид взыскания исполняется по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в доход государства;

7) административный арест на срок до 15 суток.

К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применено такая мера административного принуждения, как выдворение за пределы Украины.

СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ВИДЫ ПЕНСИЙ

Пенсия является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Пенсия -- ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам. Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется Законом Украины "О пенсионном обеспечении" (5 ноября 1991 г.) и рядом других законов.

Виды пенсий:

1) трудовые пенсии. Основаниями для назначения трудовой пенсии являются достижение определенного возраста (его называют пенсионным) и наличие определенного стажа работы. Разновидности трудовых пенсий:

ь пенсия по возрасту. По общему правилу, право на пенсию по возрасту имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Второе условие для назначения пенсии по возрасту -- наличие общего трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет -- для женщин. Ряд категорий работников имеет право на пенсию по возрасту на льготных условиях: в таких случаях пенсионный возраст и трудовой стаж снижаются;

ь пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет назначается, как правило, независимо от достижения определенного возраста. Главное условие -- наличие специального трудового стажа. Право на пенсию по выслуге лет имеют военнослужащие и работники органов внутренних дел, государственные служащие, некоторые другие категории работников;

ь пенсия по инвалидности. Основное условие для назначения данного вида пенсии -- стойкое нарушение функций организма, которое вынуждает больного прекратить профессиональный труд или существенно изменить его условия. Существует две разновидности пенсий по инвалидности. Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначается независимо от стажа работы. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания зависит от наличия стажа работы, однако он существенно ниже, чем стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту;

ь пенсия по случаю потери кормильца. Право на этот вид пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его содержании (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные супруг, родители, иные члены семьи);

2) социальные пенсии. Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Например, социальная пенсия назначается гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого стажа работы или никогда не работавшим.

ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое законодательство регулирует общественные отношения в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов.

Участниками экологических правоотношений выступают: государство как собственник природных ресурсов, физические и юридические лица, территориальные громады и органы местного самоуправления в качестве природопользователей. Объектами экологических правоотношений являются природные богатства: земля, ее недра, водные ресурсы, леса, атмосферный воздух, животный и растительный мир.

Природа является первоисточником жизни и деятельности человека, в силу чего охрана природы является важнейшей, зафиксированной на конституционном уровне обязанностью человека и гражданина.

Особенность экологического законодательства Украины -- наличие большого количества нормативно-правовых актов. Ведущим комплексным нормативно-правовым актом в этой отрасли является Закон Украины "Об охране окружающей природной среды" (25 июня 1991 г., с последующими изменениями), который определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны природы, экологические права и обязанности граждан и иных субъектов природопользования.

Среди источников экологического права важное место занимают кодифицированные законодательные акты: Лесной кодекс, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Земельный кодекс. Они содержат нормы, регулирующие процесс использования, воспроизводства и охраны отдельных природных ресурсов (земля, лес и т.д.).

Кроме того, нормы экологического права содержат Законы Украины "О природно-заповедном фонде", "Об охране атмосферного воздуха", "О животном мире", "Об экологической экспертизе", "О растительном мире".

К источникам экологического права относятся также указы Президента Украины и постановления Кабинета Министров Украины, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

Государственное управление -- основанная на законе деятельность органов государственной власти по практической реализации функций государства. В широком смысле слова под государственным управлением понимают деятельность законодательного, исполнительных, судебных, контрольно-надзорных органов государства.

В узком значении государственное управление рассматривается как деятельность органов исполнительной власти государства, к которым относятся Кабинет Министров Украины, министерства, ведомства, местные государственные администрации.

В зависимости от специфики управляемых объектов и конкретного содержания управленческой деятельности принято выделять следующие основные сферы государственного управления:

управление экономикой. Органы государственной исполнительной власти осуществляют управление государственным имуществом и государственными предприятиями, финансовой и банковской системой и тем самым способствуют осуществлению экономической функции государства;

управление в социально-культурной сфере. Органы государственной исполнительной власти осуществляют управление в области образования и науки, охраны здоровья, культуры, социального обеспечения;

управление в области административно-политической деятельности. Государственное управление в данной сфере направлено на обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, обеспечение отправления правосудия, развитие международного сотрудничества.

Метод государственного управления -- это способ непосредственного целенаправленного влияния исполнительных органов (должностных лиц) на подчиненные им органы, граждан и их объединения.

Основные методы, государственного управления:

метод убеждения -- это система воспитательных, разъяснительных и поощрительных мер, направленных на формирование у граждан понимания необходимости четкого исполнения властных предписаний. Например, к числу таких мер относится правовая пропаганда, личный пример, моральное и материальное поощрение;

метод принуждения -- это психологическое, физическое или материальное воздействие на определенные лица с целью заставить их исполнять властные предписания.

В Украине, которая идет по пути создания гражданского общества и строительства демократического государства, приоритет в государственном управлении отдается методу убеждения.

ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Важное место в системе субъектов, которые разрешают дела, отведено органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Система таких органов определена третьим разделом КУоАП. В ст. 213 КУоАП закреплено, что дела об административных правонарушениях рассматривают:

1) административные комиссии при районных государственных администрациях и исполнительных комитетах, городских, районных в городах, поселковых и сельских советов. Они разрешают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов. Комиссия создается соответствующей госадминистрацией или исполнительным комитетом в составе председателя, секретаря и членов комиссии;

2) исполнительные комитеты поселковых и сельских советов уполномочены рассматривать дела о нарушении общественного порядка, правил торговли и прочих аналогичных нарушениях;

3) районные (городские) суды (судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции Кодексом. Судьи единолично рассматривают дела о мелком хулиганстве, нарушении правил административного надзора и т. п.;

4) органы внутренних дел (ОВД), органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы (их должностные лица) рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством.

Таким образом, закон определяет систему органов, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, и их подведомственность.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Преступление -- это предусмотренное Уголовным кодексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.

Преступное деяние может быть совершено в форме действия или бездействия. Преступное действие -- это вид активного поведения лица, когда оно совершает действия, прямо запрещенные уголовным законом. Например, кража, разбой, вымогательство -- это преступления, совершенные в форме действия. Преступное бездействие -- это вид пассивного поведения лица, когда оно не осуществляет действий, прямо предписанных законом. Например, преступлением, совершенным в форме бездействия, является неоказание помощи больному медицинским работником (ст. 139 Уголовного кодекса Украины).

Субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность. Вменяемым признается лицо, которое во время совершения преступления могло осознавать свои действия (бездействие) и руководить ими. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Уголовной ответственности подлежат также лица, достигшие 14 лет, совершившие преступления, социальную опасность которых они в состоянии осознавать. Исчерпывающий перечень таких преступных деяний определен Уголовным кодексом (ч.2 ст.22 Уголовного кодекса Украины).

Не является преступлением деяние, хотя и предусмотренное Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее существенного вреда, например, кража пачки масла, буханки хлеба, бутылки воды.

Признаки преступления:

уголовная противоправность. Этот признак преступления указывает на то, что данное деяние предусмотрено уголовным законом и запрещено им под угрозой наказания;

общественная опасность. Преступление наносит или создает угрозу нанесения значительного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству;

виновность. Преступным признается только виновное деяние. Вина -- психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности.

Отсутствие вины не дает возможности рассматривать деяние как преступление;

4)наказуемость. Данный признак преступления означает, что за совершение конкретного преступления Уголовным кодексом установлено соответствующее наказание.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Конституция Украины закрепляет право граждан на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом. Одним из элементов социальной защиты граждан является социальное обеспечение.

Социальное обеспечение -- это предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных граждан.

Виды социального обеспечения:

пенсии;

социальные пособия и помощь. К их числу относится, например, государственная помощь семьям с детьми;

льготы. Например, предоставление права бесплатного проезда в общественном транспорте отдельным категориям граждан;

содержание нетрудоспособных граждан в домах для престарелых и инвалидов.

Социальное обеспечение осуществляется за счет специальных фондов или государственного бюджета.

Социальное страхование -- одна из основных гарантий социального обеспечения. Суть социального страхования состоит в том, что граждане и иные юридические лица всех форм собственности в обязательном порядке вносят платежи в специальные фонды, за счет которых осуществляется социальное обеспечение.

СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятие преступления конкретизируется в форме отдельных составов преступления.

Состав преступления -- это совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. Значение состава преступления состоит в том, что он является необходимым основанием уголовной ответственности.

Состав преступления образуют четыре группы признаков:

· объект преступления- -- это охраняемые уголовным законом общественные отношения, блага и ценности, на которые совершено посягательство. Ст. 1. Уголовного кодекса Украины содержит перечень объектов, находящихся под уголовно-правовой защитой: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Украины, мир и безопасность человечества;

· объективная сторона преступления - это внешняя сторона преступления. Все ее признаки (элементы) содержатся в диспозициях статей Особенной части Уголовного кодекса;

· субъект преступления- это лицо, совершившее преступление и подлежащее уголовной ответственности. Субъектом преступления может быть только физическое лицо, вменяемое и достигшее возраста, с которого может наступать уголовная ответственность.

· субъективная сторона преступления- это внутренняя сторона преступления, то есть психическая деятельность лица, отражающая его отношение к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям.

Отсутствие хотя бы одного из этих элементов свидетельствует об отсутствии состава преступления в целом и исключает уголовную ответственность.

Составы конкретных преступлений описаны в статьях Особенной части Уголовного кодекса Украины.

По степени общественной опасности различают следующие виды составов преступления:

основной состав преступления (без отягчающих и смягчающих обстоятельств). Например, ч. 1 ст. 115 Уголовного кодекса Украины содержит описание умышленного убийства без отягчающих и смягчающих обстоятельств. Это основной состав данного вида преступлений;

привилегированный состав преступления (со смягчающими обстоятельствами). Например, ст.ст.116, 117, 118 содержат описание умышленного убийства с разного рода смягчающими обстоятельствами (привилегированные составы);

квалифицированный состав преступления (с отягчающими обстоятельствами). Например, ч.2 ст.115 УК содержит описание умышленного убийства с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный состав).

ФОРМА ГОСУДАРСТВ

Форма государства -- это способ организации и осуществления государственной власти. Понятие формы государства необходимо для ответа на вопросы: как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, как территориально

построена государственная власть, какими методами она осуществляется.

Форма государства представляет собой государственно-правовую конструкцию, состоящую из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы государственного режима. Классификация государств в зависимости от их формы осуществляется в соответствии с этими элементами:

в зависимости от формы правления различают монархические и республиканские государства;

в зависимости от формы государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства;

в зависимости от формы государственного режима различают демократические и антидемократические государства.

На форму государства влияют национальный состав населения, территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории государства и мононациональные государства, как правило, являются унитарными. Монархические государства в современном мире, как правило, представляют собой дань исторической традиции.

ВИДЫ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

Наказание -- мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в ограничении прав и свобод осужденного. Наказание является наиболее суровым видом уголовной ответственности.

Сущность наказания состоит в том, что осужденный претерпевает определенные лишения и страдания (например, ограничение передвижения, личной неприкосновенности, тайны переписки -- при лишении свободы). Однако кара -- не единственная и даже не главная цель наказания. Наказание имеет целью исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Уголовный кодекс предусматривает 12 видов наказаний, которые разделяют на:

§ основные наказания;

§ дополнительные наказания;

§ наказания, которые могут назначаться в качестве основных и дополнительных.

Виды основных наказаний:

общественные работы (на срок от 60 до 240 часов при отбывании не более чем по 4 часа в день). Это наказание состоит в выполнении в свободное от работы или учебы время общественно полезных работ;

исправительные работы (от 6 месяцев до 2 лет). Из суммы заработка осужденного производится удержание в доход государства от 10 до 20 %;

служебные ограничения для военнослужащих (на срок от 6 месяцев до 2 лет). Из суммы денежного обеспечения осужденного производится удержание в доход государства от 10 до 20 %. Во время отбывания осужденный не может быть повышен по должности, в воинском звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания;

арест (на срок от 1 до 6 месяцев);

ограничение свободы (на срок от 1 до 5 лет). Наказание состоит в содержании лица в уголовно-исполнительном учреждении открытого типа без изоляции от общества под надзором и с обязательным привлечением к труду;

содержание в дисциплинарном батальоне военнослужащих (на срок от 6 месяцев до 2 лет). Этот вид наказания применяется только по отношению к военнослужащим срочной службы;

лишение свободы на определенный срок (от 1 до 15 лет);

пожизненное лишение свободы.

Основные наказания могут назначаться лишь как самостоятельные виды. Нельзя, например, назначить одновременно арест и исправительные работы. Именно с этими видами наказаний связывается достижение цели наказания. К основным наказаниям могут присоединяться дополнительные наказания.

Виды дополнительных наказаний:

лишение воинского, специального звания, ранга, чинам или квалификационного класса;

конфискация имущества.

Эти наказания не могут назначаться как самостоятельные, они присоединяются к основным наказаниям.

Виды наказаний, которые могут назначаться в качестве основных и дополнительных:

штраф (от 30 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан);

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок от 2 до 5 лет -- как основное наказание и на срок от 1 года до 3 лет -- как дополнительное наказание).

Эту группу наказаний можно применять как самостоятельно, так и присоединять их к основным наказаниям.

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ

Договор дарения -- односторонний реальный безвозмездный договор, в силу которого одна сторона передает другой стороне имущество в собственность.

Сторонами в договоре дарения (даритель и одариваемый) могут выступать физические и юридические лица, а также государство. Причем государство может выступать только в роли одариваемого. Даритель должен быть собственником отчуждаемого таким способом имущества. Предметом договора дарения может быть любое имущество, находящееся в гражданском обороте: дом, картина, деньги, предметы быта и т.д., а также имущественные права.

Особенность договора дарения проявляется в том, что его заключение не приводит к появлению ни односторонних, ни взаимных обязанностей. Что же касается прав, то с заключением договора лицо, принявшее дар, приобретает право собственности на полученную в дар вещь.

Разновидностью договора дарения является пожертвование -- дарение имущества с определенной целью. Жертвователь имеет право контролировать использование пожертвованного имущества.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОУЧАСТИЯ

Нередки случаи, когда умышленное преступление совершается двумя и более лицами, иначе говоря -- имеет место соучастие в преступлении. Совершение преступления в соучастии повышает его общественную опасность и потому признается уголовным законом обстоятельством, отягчающим ответственность.

Соучастие имеет ряд признаков:

участниками преступления являются не менее двух деликтоспособных лиц. Не является соучастием совершение преступления одним деликтоспособным лицом при помощи невменяемого лица, или лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

преступление совершается общими усилиями всех соучастников;

3) все соучастники действуют умышленно.

По роли, которую исполняют соучастники преступления, различают простое соучастие (совиновничество), когда действия всех соучастников однотипны, и сложное соучастие, когда все соучастники исполняют разные роли.

Сложное соучастие предполагает наличие разных видов соучастников преступления. Виды соучастников:

исполнитель -- лицо, непосредственно совершившее преступление, либо совершившее его путем использования лиц, не подлежащих уголовной ответственности (невменяемых, не достигших возраста уголовной ответственности);

организатор -- лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, либо создавшее организованную группу или преступную организацию или руководившее ею, либо обеспечивавшее финансирование или организованное укрывательство преступной деятельности организованной группы либо преступной организации;

подстрекатель -- лицо, которое уговорами, подкупом, угрозой, принуждением или иными способами склонило другого соучастника к совершению преступления;

4) пособник -- лицо, которое советами, указаниями, предоставлением средств или орудий либо устранением препятствий содействовало совершению преступления другими соучастниками, а также лицо, которое заранее обещало скрыть преступника, орудия или средства совершения преступления, следы преступления или предметы, добытые преступным путем, приобрести или сбыть такие предметы.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административный проступок -- это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на социальные блага, охраняемые административным законодательством.

Признаки административного проступка: 1) противоправность. Действие или бездействие признается административным проступком только тогда, когда оно прямо нарушает конкретную норму административного законодательства;

2) антиобщественный характер. Административный проступок либо наносит реальный ущерб личности, обществу, государству, либо создает угрозу нанесения такого вреда;

3) виновность. Проступком признается только виновное деяние. Вина -- психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности;

4) наказуемость. Административное законодательство устанавливает вид и меру взыскания за совершение административного проступка.

Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).

Субъектом административного проступка может быть физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.

ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ

Уголовный кодекс является единственным источником права в данной отрасли. Уголовный кодекс Украины был принят 5 апреля 2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Уголовный кодекс состоит из Общей и Особенной части, которые делятся на разделы и статьи (всего 447 статей).

Общая часть Уголовного кодекса состоит из 15 разделов. Она содержит задачи Уголовного кодекса, основания уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, виды уголовных наказаний, общие начала назначения наказаний и освобождения от них, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и другие общие положения.

Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 20 разделов. Она содержит исчерпывающий перечень деяний, которые признаются преступлениями, и конкретные наказания за совершение этих деяний. Каждый раздел Особенной части Уголовного кодекса посвящен определенной группе преступлений. Критерием для выделения глав является родовой объект -- однородные социальные блага, ценности, общественные отношения, на которые посягает преступление. Например, раздел I содержит составы преступлений против основ национальной безопасности Украины, раздел II -- преступления против жизни и здоровья личности, раздел III -- преступления против свободы, чести и достоинства человека.

Уголовный закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие уголовного закона во времени определяется следующими положениями:

преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим в момент совершения деяния;

закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий уголовную ответственность, имеет обратную силу во времени, то есть распространяется на лиц, совершивших деяние до вступления данного закона в силу;

закон, устанавливающий преступность деяния или усиливающий уголовную ответственность, не имеет обратной силы во времени;

закон, который частично смягчает ответственность, а частично ее усиливает, имеет обратную силу только в той части, которая смягчает ответственность.

Действие уголовного закона в пространстве определяется территориальным принципом его применения. Все лица, совершившие преступление на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по законам Украины. Исключение составляют иностранные граждане и подданные, пользующиеся личной неприкосновенностью (члены парламентских делегаций, дипломаты). В случае совершения ими преступления вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Украины, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины. Если указанные лица за совершенные преступления были уже подвергнуты уголовному наказанию за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к ответственности за эти же преступления.

ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нарушение физическими и юридическими лицами требований экологического законодательства Украины влечет административную, уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Условия и порядок привлечения к этим видам ответственности определяются нормами соответствующих отраслей права.

В частности, Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит главу "Административная ответственность в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры". Ее нормы предусматривают различные виды взысканий за загрязнение и порчу сельскохозяйственных земель, самовольное занятие земельного участка, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, нарушение правил водопользования, незаконную порубку лесных культур, загрязнение атмосферного воздуха, уничтожение зеленых насаждений и многие другие виды правонарушений. К лицам, виновным в совершении этих правонарушений, применяются следующие виды административных взысканий:

штраф;

возмездное изъятие предмета правонарушения;

лишение права заниматься специальной деятельностью (например, лишение права на охоту);

конфискация орудия правонарушения (например, конфискация орудий незаконного лова рыбы);

ограничение, приостановка, прекращение деятельности или эксплуатации объекта (например, приостановка деятельности предприятия до введения в эксплуатацию очистных сооружений).

Особенная часть Уголовного кодекса Украины содержит раздел VIII "Преступления против окружающей среды". Статьи данного раздела предусматривают различные виды наказаний за нарушения экологического законодательства, причинившие тяжкие последствия: гибель людей, угрозу для жизни и здоровья людей, загрязнение значительной территории, значительный вред объектам охраны природы.

Дисциплинарная ответственность применяется в отношении должностных лиц, работников и служащих за невыполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее нанесение вреда природе, и предусматривает наложение дисциплинарных взысканий в соответствии с трудовым законодательством.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение экологического законодательства предусматривает возмещение в полном объеме ущерба, причиненного природной среде.

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Договор купли-продажи -- это двустороннеобязующий консенсуальный возмездный договор, в силу которого продавец обязуется передать имущество в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.

Предметом договора купли-продажи может быть как наличный товар, так и товар, который появится у продавца в будущем, а также имущественные права.

Обязанности продавца:

передать вещь в собственность покупателя;

предупредить покупателя обо всех правах иных лиц на продаваемое имущество: таким лицом может быть, например, наниматель вещи;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты