p align="left">В науке понятие "функция" употребляется в различных значениях. Этот термин используют и математики, и биологи, и медики, и кибернетики. В юридической науке понятие "функция" употребляется для характеристики роли государства и права в жизни общества. Через понятие функций государства раскрываются сущность государства и содержание его деятельности, его социальное назначение.
Функции государства -- это основные направления и стороны деятельности государства.
Функции государства классифицируют по различным основаниям.
Так, в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции государства. Например, на всех этапах своего существования государство осуществляет функцию охраны правопорядка (постоянная функция). В то же время функция ликвидации последствий конкретного стихийного бедствия или техногенной катастрофы носит временный характер. Она исчезает с достижением поставленной перед государством задачи. В зависимости от значения различают основные и второстепенные функции государства. Их соотношение, "удельный вес" в деятельности государства определяются конкретным историческим этапом его развития и дают возможность оценить сущность государства, его социальное назначение. Например, в годы войны на первое место выходит функция обороны, все другие функции государства ей подчинены;
В зависимости от сферы приложения различают внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач государства, а внешние -- на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.
К внутренним функциям государства относятся:
экономическая функция (формирование и исполнение бюджета, составление и выполнение программ экономического развития, финансирование ряда отраслей, непосредственное руководство государственным сектором экономики);
функция защиты прав и свобод человека и гражданина (конституционное закрепление личных, политических и социальных прав человека, деятельность государственных органов, защищающих права человека и гражданина);
социальная функция (обеспечение достойного уровня жизни человека, помощь гражданам государства, которые по объективным причинам не могут участвовать в создании материальных благ);
функция финансового контроля (выявление и учет доходов производителей материальных и духовных благ, взимание налогов, распределение налоговых средств);
функция охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юридической ответственности правонарушителей);
природоохранительная, или иначе -- экологическая функция (регулирование процесса использования природных ресурсов, сохранение и восстановление естественной среды обитания человека).
Для современного государства характерно особое внимание к социальной и экологической функциям, функции защиты прав и свобод человека и гражданина, а также появление новых функций. Среди них:
культурная (духовная) функция (организация образования, обеспечение сохранности культурного наследия и доступа граждан к нему);
информационная функция (организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации).
К внешним функциям государства относятся:
функция обеспечения безопасности государства (защита страны от нападения извне, защита общенациональных интересов от деструктивных действий внутри страны);
функция международного сотрудничества (сотрудничество в политической, экономической, культурной и спортивной сферах, участие в поддержании мирового правопорядка, помощь населению других государств, оказавшихся в условиях стихийного, социального бедствия или техногенной катастрофы).
В современном мире, когда общественная жизнь все более интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практически каждая из функций государства имеет как внутреннюю, так и внешнюю стороны.
МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Механизм государства -- это целостная система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства.
Механизм государства имеет иерархическое строение, иначе говоря, нижестоящие его элементы подчиняются вышестоящим. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Структура механизма государства включает:
государственный аппарат (систему органов государственной власти). Государственный аппарат соотносится с механизмом государства как часть и целое, выступая в качестве главного элемента механизма государства. Например, государственный аппарат Украинского государства включает Верховную Раду, Президента, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации, суды, прокуратуру;
государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. Например, в механизм Украинского государства включаются государственные учреждения здравоохранения, государственные учебные заведения, государственные предприятия;
государственных служащих (чиновников);
организационные и финансовые средства (например, средства государственного бюджета), а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности механизма государства.
Орган государственной власти -- это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть единого государственного аппарата Украины.
Орган государственной власти имеет особые признаки, отличающие его от негосударственных организаций. К ним относятся:
1) государственно-властный характер. Государственный орган действует по воле государства и от имени государства. Орган государства вправе издавать обязательные
для исполнения нормативные и индивидуальные правовые акты, осуществлять контроль за их исполнением, применять, в случае необходимости, меры принуждения;
компетенция -- совокупность полномочий (прав и обязанностей), предмета ведения (сферы управления) и территориального масштаба деятельности. Компетенция каждого государственного органа законодательно определена и ограничена. Государственный орган вправе принимать решения только в пределах своей компетенции. Например, Верховная Рада Украины не вправе выносить приговор по уголовному делу, а Верховный Суд Украины не вправе принимать законы;
организационная структура. Каждый государственный орган представляет собой коллектив, который состоит из служащих. В этом коллективе есть руководители и подчиненные, между которыми существуют особые правовые отношения.
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Важной составляющей правового демократического государства является разделение властей. Идею разделения властей выдвинули и обосновали западноевропейские теоретики государства и права: Марсилий Падуанский, Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье. В настоящее время принцип разделения властей закреплен в большинстве конституций демократических государств.
Разделение властей -- это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Некоторые теоретики государства в особые ветви выделяют также власть главы государства, информационную, контрольную, муниципальную, избирательную власти.
Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Конституции Украины, которая гласит: "Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины".
Таким образом, закрепляется не только самостоятельность и независимость властей, но и их строгое подчинение Конституции и законам Украины.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ УКРАИНЫ, ЕГО ПРИНЦИПЫ
Конституционный строй -- это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституцией. Иначе говоря, конституционный строй -- это воплощение в жизнь предписаний конституции.
Принципы (фундаментальные основы) конституционного строя закреплены в разделе I Конституции Украины. К принципам конституционного строя Украины относят:
1) суверенность. Украина является независимым государством, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Власть Украинского государства распространяется на всю его территорию;
2) демократизм. Демократия -- это правление, сформированное и действующее по воле народа. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления;
3) гуманизм. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, развитию всех коренных народов и национальных меньшинств;
4) социальность. Конституция провозглашает Украину социальным государством. Сущность данного принципа состоит в том, что государство оказывает помощь тем группам населения, которые не могут самостоятельно поддерживать достойный человека уровень существования: инвалиды, сироты, безработные и т.д.;
5) верховенство права. Сущность данного принципа I состоит, во-первых, в признании приоритета права перед I иными социальными нормами, во-вторых, в признании приоритета прав человека перед государством, в-третьих, в подчинении государства общепризнанным нормам международного права. Составным элементом принципа верховенства права является утверждение верховенства Конституции j Украины в системе нормативно-правовых актов;
6) плюрализм. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Сущность данного принципа состоит в том, что, во-первых, в Украине могут существовать различные формы собственности и различные виды предпринимательства. Во-вторых, в Украине существует многопартийность. В-третьих, существует возможность разработки любых идей и теорий. Государство гарантирует равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свободу идеологического выбора и политической деятельности;
7) разделение властей. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти обязаны действовать в строгом соответствии с Конституцией и законами Украины;
8) республиканизм. Конституция закрепляет республиканскую форму правления в Украине, что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма;
9) унитаризм. Конституция закрепляет унитарную форму государственного устройства Украины;
10) разграничение государства и местного самоуправления. В Украине признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы
местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от государства решать вопросы местного значения.
Украинское государство защищает конституционный строй и обеспечивает его стабильность. Этот институт конституционного права имеет особый уровень защиты: внесение изменений в раздел I Конституции Украины возможно только в случае одобрения их всеукраинским референдумом.
В настоящее время Украина находится только в начале пути утверждения конституционного строя. Ведь конституционный строй не сводится к существованию демократической конституции, а становится реальностью только тогда, когда конституция соблюдается как гражданами, Так и самим государством.
ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА, ЕГО ВИДЫ
Референдум -- это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей.
Цель референдума следует отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного договора. Например, Маастрихтский договор был ратифицирован в Ирландии и Франции (в соответствии с конституциями этих стран) при помощи референдума.
Конституцией Украины и Законом Украины "О всеукраинском и местных референдумах" (3 июля 1991 г.) предусмотрены следующие виды референдумов:
1) всеукраинский референдум. На всеукраинский референдум может быть вынесен проект решения по любому вопросу общегосударственной важности. Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы: изменения территории Украины, утверждения изменений, вне-
сенных Верховной Радой Украины в I, III, XIII разделы Конституции Украины. Напротив, отдельные, определенные Конституцией Украины вопросы, не могут быть вынесены на референдум -- таковы законопроекты по вопросам налогов, бюджета и амнистии;
референдум Автономной Республики Крым. Предметом референдума АРК может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украины к ведению АРК;
местный референдум. Местный референдум может быть назначен в селе, поселке, городе, районе, области для решения вопросов исключительно местного значения, в том числе -- вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего совета народных депутатов и его главы.
В зависимости от юридической силы принятого на референдуме решения различают императивный и консультативный референдумы. Решение, принятое императивным референдумом, имеет наивысшую юридическую силу и не требует утверждения какими-либо органами власти. Консультативный референдум проводится с целью выяснения точки зрения граждан по определенному вопросу.
ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ
Гражданско-правовое отношение -- это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права, участники которого являются носителями гражданских прав и обязанностей.
Как и все правовые отношения, гражданское правоотношение имеет свой состав (структуру):
-субъекты гражданского правоотношения. К ним относятся: физические лица (граждане Украины, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства), юридические лица (организации, предприятия, учреждения), государство Украина, Автономная Республика Крым, территориальные громады, иностранные государства;
-объект гражданского правоотношения. Это -- материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникло правоотношение. К числу материальных объектов относят вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, имущественные права, результаты работ, услуги. К числу нематериальных объектов относят результаты интеллектуальной, творческой деятельности (произведения науки, литературы, искусства), информацию и некоторые иные материальные и нематериальные блага;
3) содержание гражданского правоотношения. Оно включает субъективные права и соответствующие им юридические обязанности субъектов правоотношения.
Проанализируем, например, гражданско-правовое отношение, возникшее в результате заключения договора аренды жилого помещения. Субъектами правоотношения являются арендодатель и арендатор, объектом -- помещение. Содержание данного правового отношения включает: право арендодателя требовать от арендатора оговоренной арендной платы и обязанность -- предоставить жилое помещение в пригодном для пользования состоянии; право арендатора пользоваться данным помещением и обязанность -- вовремя
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Правовой статус Президента определяется разделом V Конституции Украины. Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он -- гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины не относится ни к одной из закрепленных Конституцией ветвей власти, что вполне согласуется с принципом разделения властей. Президент Украины исполняет интегрирующую функцию, то есть обеспечивает баланс и взаимодействие между органами государственной власти.
Президент Украины избирается гражданами сроком на пять лет. Полномочия Президента Украины начинаются с момента принесения им присяги на торжественном заседании Верховной Рады. Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины. Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае: отставки; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; смещения с поста в порядке импичмента; смерти.
Деятельность Президента Украины, не связанная с исполнением им своих полномочий, ограничивается. Он не вправе иметь иной представительский мандат, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью.
Полномочия Президента Украины затрагивают все ветви власти и функции государства, что объясняется его интегрирующей ролью в государственном аппарате:
1) в сфере обеспечения государственного суверенитета Украины. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;
2) в сфере внешней политики. Президент Украины представляет государство в международных отношениях. Конкретное проявление этой функции -- руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведение переговоров, заключение международных договоров, решение вопроса о признании иностранных государств, назначение и освобождение глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей иностранных государства;
3) в сфере внутренней политики. Президент Украины назначает всеукраинский референдум в отношении изменений Конституции, провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе; создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти; подписывает законы, принятые
Верховной Радой Украины; имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Радой;
4) Президент Украины имеет широкие полномочия в деле формирования состава органов государственной власти. В частности, с согласия Верховной Рады Украины он назначает Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке; назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, председателей местных государственных администраций; назначает с согласия Верховной Рады Украины Генерального прокурора Украины и ряд других руководителей центральных органов государственной власти; назначает треть состава Конституционного Суда; осуществляет первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет;
5) в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине; осуществляет помилование;
6) кроме того, Президент Украины имеет ряд полномочий, традиционно относящихся к прерогативам главы государства, а именно: присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины; награждает государственными наградами; устанавливает президентские знаки отличия и награждает ими. Решения, принятые Президентом Украины, оформляются подзаконными актами (указами и распоряжениями).
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Основой местного самоуправления в Украине является территориальная громада -- коллектив жителей села, поселка или города.
Местное самоуправление осуществляется в следующих организационных формах:
непосредственно населением -- путем референдумов, выборов, собраний и сходов жителей; через выборные органы, которыми являются:
-сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы;
-выборные главы органов местного самоуправления -- сельские, поселковые, городские головы (председатели исполнительных органов соответствующих советов);
-выборные районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов.
Депутаты выборных органов местного самоуправления избираются жителями села, поселка, города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. На таких же условиях избираются сельские, поселковые и городские головы. Председатель районного и председатель областного совета избираются соответствующим советом и возглавляют исполнительный аппарат рады. Органы местного самоуправления обладают определенной материальной и финансовой базой своей деятельности, в которую входят:
-объекты коммунальной собственности (движимое и недвижимое имущество, земля, природные ресурсы);
-доходы местных бюджетов и внебюджетные средства. Они формируются за счет местных налогов и сборов и финансовой поддержки государства.
Компетенция органов местного самоуправления:
-управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности;
-утверждение программ социально-экономического и культурного развития и контроль за их выполнением;
-утверждение бюджета соответствующих административно-территориальных единиц и контроль за их исполнением;
-установление местных налогов и сборов;
-проведение местных референдумов и реализация их результатов;
-создание, реорганизация и ликвидация коммунальных предприятий, организаций и учреждений.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные полномочия исполнительной власти. Их исполнение финансируется за счет Государственного бюджета Украины. По этим вопросам органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории. вносить арендную плату.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ НА ДРУГУЮ РАБОТУ
Перевод на другую работу -- это изменение трудовой функции работника (изменение места работы, должности, квалификации и т.д.). Осуществляется как по инициативе работника, так и по инициативе собственника (но обязательно -- с согласия работника).
Различают постоянные и временные переводы на другую работу.
К постоянным переводам на другую работу относят:
перевод в рамках того же предприятия, учреждения или организации, у того же собственника для исполнения работы по другой специальности, квалификации, на другой должности;
перевод на работу на другое предприятие, в другое учреждение или другую организацию, к другому собственнику;
перевод с предприятием, учреждением, организацией на работу в другую местность.
К временным переводам на другую работу относят:
перевод на другую работу в рамках того предприятия, учреждения, организации для предотвращения, устранения или ликвидации последствий стихийного бедствия, производственной аварии, эпидемии, эпизоотии (сроком до одного месяца);
перевод на другую работу в случае простоя (сроком до одного месяца);
перевод на более легкую работу по состоянию здоровья работника.
Не считается переводом на другую работу перемещение на иное рабочее место в рамках того же предприятия, учреждения, организации, так как при этом трудовая функция работника остается неизменной.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ СДЕЛКА, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
Гражданско-правовые сделки -- это правомерные действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Различают односторонние и двусторонние (многосторонние) сделки.
Односторонние сделки выражают волю одного субъекта правовых отношений. Примерами таких сделок являются: завещание, принятие наследства, обещание вознаграждения (за возврат утерянных документов, потерявшегося животного).
Двусторонние (многосторонние) сделки выражают согласованную волю нескольких субъектов права, поэтому их называют договорами.
Формы сделок:
устная форма. Как правило, в устной форме заключаются сделки, исполняемые при самом их совершении. Например, в большинстве случаев устно заключается договор купли-продажи движимой вещи;
простая письменная форма. Закон требует, чтобы в такой форме заключались сделки юридических лиц между собой и с физическими лицами, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении и сделок, для которых требуется нотариальное удостоверение. Например, договор подряда на выполнение ремонтных работ между предприятием и физическим лицом должен иметь простую письменную форму. Письменно должны заключаться сделки между физическими лицами на сумму, которая в 20 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении и сделок, для которых требуется нотариальное удостоверение;
нотариально удостоверенная письменная форма. Гражданское законодательство содержит перечень сделок, которые должны совершаться только в такой форме: договоры об отчуждении и залоге недвижимого имущества, брачные контракты, завещания и др. Кроме того, по желанию участников сделки они вправе нотариально удостоверить любую сделку;
конклюдентная (молчаливая) форма. Сделка, для которой законом не установлена определенная форма, может заключаться путем совершения молчаливых действий (например, посадка в троллейбус и оплата проезда).
ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
Власть -- явление социальное. Социальная власть присутствует (хотя и в скрытой форме) везде, где устоявшиеся объединения людей: в сими, производственных коллективах, государстве, то есть там, где есть реальные возможности и возможность влиять на поведение людей с помощью каких-либо средств. Динамика развития любой организованной общности людей является борьбой между властью и хаосом. В самом широком значении власть -- всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности -- политической, экономической, правовой. Основными компонентами власти является ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, который приводит к движению все ее элементы (механизм и средства взаимодействия субъекта и объекта). Власть -- всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть никогда не является отношениями лишь одного лица (или органа), если не иметь в виду власть человека над собой (но это уже психологический, а не социальный феномен). Власть означает отношения зависимости между людьми: с одной стороны, навязывания воле кого-то другого, из другого -- подчинение ей. Иначе -- это владовидносини между субъектом и объектом.
Социальная (публичная) власть -- волевые (руководства -- подчинения) отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления общей для данного социального коллектива воли (интересу). Государственная власть является особенной разновидностью социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово организованном -- политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет крепкие корни в общественной и частной жизни граждан.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
Договор -- это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Примеры договоров: купля-продажа, дарение, наем работы.
Разветвленная система договоров является надежной основой деловых отношений. В современном гражданском праве различают следующие виды договоров:
по моменту начала действия различают консенсуальные и реальные договоры. Действие консенсуального договора начинается с момента заключения соглашения участниками договора. Например, права и обязанности продавца и покупателя возникают в момент заключения договора купли-продажи. Действие реального договора начинается с момента передачи вещи, которая служит предметом договора. Например, права заимодавца и обязанности заемщика возникают не в момент соглашения, а лишь тогда, когда заимодавец передаст заемщику деньги;
по наличию выгоды у контрагентов различают возмездные и безвозмездные договоры. Если исполнение договора приносит имущественную выгоду обоим контрагентам, договор является возмездным. Таковы, например, договоры купли-продажи, аренды, подряда. Если договор приносит имущественную выгоду только одному из контрагентов, он является безвозмездным: например, договор дарения. Ряд договоров по усмотрению сторон может быть как возмездным, так и безвозмездным: например, договор хранения;
В зависимости от распределения прав и обязанностей между сторонами различают одностороннеобязующие и двустороннеобязующие договоры. В первом из них один контрагент имеет только права, а другой -- только обязанности. Таков, например, договор займа: заимодавец имеет право требовать возврата предоставленной взаймы суммы, а заемщик обязан ее возвратить. В двустороннеобязующем договоре права и обязанности имеют оба контрагента. Характерным примером такого договора является договор купли-продажи;
по содержанию регулируемой деятельности различают имущественные и организационные договоры. Имущественный договор направлен на непосредственное получение имущества или блага. Таково большинство гражданско-правовых договоров. Организационный договор предназначен для создания предпосылок получения имущественной выгоды, например, договор о совместной деятельности (строительство и эксплуатация какого-либо сооружения);
главные и дополнительные договоры. Дополнительный договор не может существовать без главного договора. С исполнением главного договора прекращается действие дополнительного договора. Например, договор займа является главным, а договор залога в обеспечение исполнения договора займа -- дополнительным;
предварительный и основной договор. Предварительным является договор, стороны которого обязуются в определенный срок заключить основной договор на условиях, установленных предварительным договором.
Особо следует отметить публичный договор. Публичным является договор, в котором одна сторона -- предприниматель взяла на себя обязанность осуществлять продажу товаров, исполнение работ и предоставление услуг каждому, кто к ней обратится.
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Право собственности -- центральный институт гражданского права. Его значение обусловлено тем, что право собственности юридически закрепляет сложившиеся в обществе экономические отношения. Конституция Украины установила принцип нерушимости (неприкосновенности) частной собственности. Сущность этого принципа состоит в том, что никто не может быть противоправно лишен права собственности. Далее устанавливаются правовые основания для лишения права собственности:
принудительное отчуждение объектов права частной собственности. Мотивом такого отчуждения может служить исключительно общественная необходимость. Принудительное отчуждение объекта частной собственности в мирное время осуществляется только при условии предварительного и полного возмещения его стоимости. Принудительное отчуждение объекта частной собственности в условиях военного или чрезвычайного положения допускается с последующим полным возмещением его стоимости;
конфискация имущества. Она может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом.
Конституция Украины устанавливает также ограничения права собственности. Использование собственности не должно наносить вред правам, свободам и достоинству
граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
Гражданский кодекс Украины определяет право собственности как право лица на вещь (имущество), которое она осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом:
владение -- фактическое обладание вещью, соединенное с намерением считать вещь своею. Фактически обладает вещью и тот, кто буквально держит ее в руках, физически ощущает ее, и тот, кто имеет к вещи доступ в силу нахождения вещи в своем хозяйстве;
пользование -- извлечение из вещи полезных свойств. Это главное правомочие собственника, своего рода цель права собственности. Вещь приобретается для того, чтобы удовлетворить личные, бытовые, хозяйственные потребности собственника. Пользование может осуществляться в различных формах. Например, бревно можно использовать в качестве средства отопления, для изготовления досок, для подпорки строительной конструкции. Важно лишь, чтобы пользование вещью не нарушало прав других людей и не было запрещено законом;
распоряжение -- возможность решить юридическую и фактическую судьбу вещи: переделать вещь, уничтожить (таковы варианты решения фактической судьбы вещи), выбросить, передать другому лицу (решение юридической судьбы вещи).
Субъектами права собственности являются Украинский народ, физические и юридические лица,
лицом должен иметь простую письменную форму. Письменно должны заключаться сделки между физическими лицами на сумму, которая в 20 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении и сделок, для которых требуется нотариальное удостоверение;
нотариально удостоверенная письменная форма. Гражданское законодательство содержит перечень сделок, которые должны совершаться только в такой форме: договоры об отчуждении и залоге недвижимого имущества, брачные контракты, завещания и др. Кроме того, по желанию участников сделки они вправе нотариально удостоверить любую сделку;
конклюдентная (молчаливая) форма. Сделка, для которой законом не установлена определенная форма, может заключаться путем совершения молчаливых действий (например, посадка в троллейбус и оплата проезда).
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
В подавляющем большинстве трудовые отношения возникают на основе особого юридического факта -- трудового договора.
Трудовой договор -- это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации. В соответствии с ним работник обязуется выполнять определенную работу с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить необходимые условия труда.
Стороны (участники) трудового договора:
1) работник. Для того, чтобы заключить трудовой договор, лицо должно обладать трудовой правоспособностью и дееспособностью (правосубъектностью).
Трудовая правосубъектность по своему характеру отличается от гражданской правосубъектности. Она имеет иные возрастные границы: возникает с достижением возраста 16 лет. В исключительных случаях при согласии одного из родителей (усыновителей) или попечителя допускается прием на работу лица, достигшего 15 лет. Возможен прием на работу учащихся в свободное от учебы
время при достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей (усыновителей) или опекуна. Важно, чтобы выполняемая таким работником работа была легкой, не причиняла вреда здоровью и не нарушала процесс учебы.
Трудовой правосубъектностью могут обладать лица, признанные в связи с душевной болезнью или слабоумием граждански недееспособными;
2) работодатель. В качестве лица, предоставляющего работу, может выступать собственник средств производства -- юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация) или уполномоченный собственником орган. Правосубъектность юридического лица возникает в момент государственной регистрации. Работодателем может быть и физическое лицо -- например, предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, лицо, нанимающее домашнюю работницу, гувернантку.
Содержание трудового договора составляют условия, по которым достигнуто соглашение между работником и работодателем. Условия разделяют на две группы:
необходимые (обязательные) условия, без которых трудовой договор невозможен. Таковы -- место работы, трудовая функция (т.е. определенная работа, которую будет выполнять работник), дата начала работы, оплата труда;
дополнительные (факультативные) условия. Данная группа условий становится обязательной только при включении их в трудовой договор. Иначе говоря, трудовой договор может быть заключен и без дополнительных условий. Таковы, например, испытательный срок при приеме на работу, работа на условиях неполного рабочего времени, льготы и услуги по социальному обеспечению и т.д.
Условия трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с законодательством. В противном случае такой договор признается недействительным.
Виды трудовых договоров различают в зависимости от срока заключения. Трудовой договор может заключаться на:
неопределенный срок (бессрочный договор);
определенный срок;
на время выполнения определенной работы.
Особым видом трудового договора является контракт. Срок действия, права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения контракта могут устанавливаться по соглашению сторон. При этом условия контракта не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством.
Трудовой договор, работодателем в котором выступает физическое лицо, должен быть зарегистрирован в государственной службе занятости.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В УКРАИНЕ
Права человека -- это права, неразрывно связанные с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение человеческого достоинства, на сопротивление угнетению.
Эти права неотъемлемы, иначе говоря, запрещено любое посягательство на эти права. Права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты прав другого человека. Права человека неотчуждаемы, другими словами, человек сам не вправе от них отказаться, ибо без этих прав он уже не является человеком. Права человека принадлежат каждому индивиду, независимо от принадлежности к гражданству той или иной страны, расовой или национальной принадлежности. Каждый человек является носителем естественных, порожденных самой природой человека, прав.
Признание и защита прав человека -- главная обязанность государства. Государство ни в коей мере не наделяет индивида правами, оно лишь должно признать их существование. Приняв Конституцию, Украинское государство признало и взяло под свою защиту неотъемлемые, неотчуждаемые права человека.
Права гражданина -- это права члена государственно-организованного гражданского общества.
Под правами гражданина понимают, прежде всего, возможность принимать участие в управлении общественными и государственными делами: право на объединение в партии и общественные организации, право избирать и быть избранным в органы государственной власти Украины. Право на социальную защиту также в основном принадлежит гражданам Украины. Самоочевидно, что Украинское государство должно в первую очередь заботиться о своих гражданах.
Важно осознать, что все права человека и гражданина равноценны и взаимосвязаны и потому в одинаковой степени должны защищаться государством. Недопустимо пренебрежение одними правами под предлогом реализации других прав. В Советском Союзе на первое место традиционно выдвигались социальные права, при этом личные повсеместно нарушались. До определенного момента в западных странах не придавалось значения социальным правам, под предлогом того, что государство всячески гарантирует соблюдение личных прав граждан. История XX века показала ущербность обоих этих подходов к правам человека и гражданина. Права человека и гражданина либо признаются и защищаются государством как неразрывно существующий комплекс, либо они нарушаются -- полностью или частично. Целостность института прав человека и гражданина предельно точно выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.: "Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием".
Таким образом, все права человека и права гражданина должны защищаться государством. С этой целью в Украине созданы определенные государственные институты. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Украины. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В УКРАИНЕ. СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Государственная служба в Украине - профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате относительно практического выполнения заданий и функций государства и получают зарплату за счет государственных средств. Государственная служба - специально организованная профессиональная деятельность граждан из реализации конституционных целей и функций государства. Г.с. - один из центральных институтов админ. права. Г.с. необходимо рассматривать в аспекте выполнения служащими их обязанностей в гос. организациях (органах гос. власти, предприятиях, организациях, учреждениях). Г.с. осуществляется на профессиональной основе. Правовой институт Д.с. составляет нормы конст., трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. С принятием на гос. службу служащему присваивается ранг в границах соответствующей категории должностей. Гос. служащий может быть лишен ранга лишь по приговору суда. К самым существенным обязанностям гос. служащего относятся: сдерживание Конституции и других актов законодательства; обеспечение эффективной работы и выполнение задания держ. органов соответственно их компетенции; недопущения нарушение прав и свобод человека и гражданина; непосредственное выполнение положенных на них служебных обязанностей, своевременное и точное выполнение решений гос. органов или должностных лиц, распоряжений и указаний руководителей; обеспечение гос. тайны, информации о гражданах, что стала им известная во время выполнения обязанностей гос. службы, а также другой информации, которая согласно с законодательством не подлежит разглашению, и тому подобное. Гос. служащий имеет право: пользоваться правами и свободами, что гарантируются Конституцией и ЗУ; принимать участие в рассмотрении вопросов и выносе в пределах других полномочий решений; получать от держ. органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного и регионального самоуправления необходимую информацию по вопросам, кот относятся к их компетенции; на уважение личности, достоинства, справедливое и почтительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан; требовать руководителем четко определенного объема служебных обязанностей по должности служащего; на оплату труда в зависимости от должности, которую он обнимает, ранга, что ему присваиваются, качества, опыта и стажа работы; беспрепятственно ознакамливаться с материалами, что касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения; на продвижение служебными лестницами с учетом квалификации и способностей, добросовестного выполнения служебных обязанностей, участие в конкурсах на замещение должностей высшей категории; требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрения; на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопродуктивной работы условия труда; на социальную и правовую защиту соответственно его статусу; защищать свои законные права и интересы в высших по иерархии держ. органах и в судебном порядке. Конкретные обязанности и права держ. служащих определяются на основе типичных квалификационных характеристик и отображаются в должностных положениях и инструкциях, что утверждаются руководителями соответствующих гос органов в границах закона и их компетенции. Необходимо отметить, что админ. право обслуживает держ. управление. Оно определяет адміністративно-правовой статус государственных служащих системы дер-жавного управления соответственно ЗУ "О держ. службу" от 16 декабря 1993 года.
АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ, ПОНЯТИЕ СУДИМОСТИ
Слово "амнистия" - греческого происхождения и означает забвение, прощение, осуществляемое актом верховной власти.
Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в украинском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступными элементами.
Акт амнистии не нейтрализует действующий закон, не декриминализирует преступное деяние, совершенное амнистируемым, а только смягчает участь лиц, осужденных за правонарушение. А это означает проявление к ним милосердия со стороны государства.
При определении категории лиц, подлежащих амнистированию, обязательно принимается во внимание их пол, возраст, социальная опасность содеянного и степень общественной опасности их личности на момент амнистии. Например, если речь идет об амнистии участников Великой Отечественной войны, то, очевидно, что в целом они не могут представлять опасности для общества в силу своего преклонного возраста.
Сучетом этих обстоятельств и решается вопрос о полной или частичной амнистии.
Актом амнистии лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Такое освобождение означает прекращение уголовного дела на так называемой нулевой стадии реализации уголовной ответственности, то есть на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора. Такое освобождение может быть применено только в отношении лиц, преступление которых было окончено до вступления постановления об амнистии в силу.
Таким образом, не могут быть освобождены от уголовной ответственности по амнистии лица, совершившие преступления после вступления в силу акта амнистии, а также лица, совершившие длящиеся (например, побег, дезертирство) или продолжаемые преступления, если они не явились с повинной или не были задержаны соответствующими органами до дня вступления в силу постановления об амнистии.
Освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии означает прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию. Из нереабилитирующего характера прекращения дела по амнистии следует, что лицо, к которому применяется амнистия, освобождается от уголовной ответственности, но у него сохраняются иные правовые обязанности, связанные с совершением преступления.
Каждое лицо, осужденное за совершение преступления, имеет право просить о помиловании. Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Украины о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.
Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
· совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
· злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
· ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
· ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
· ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
· которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.
Судимость:
1. Судимость является правовым следствием осуждения лица приговором суда к криминальному наказанию. По своему смыслу она выражается в таком состоянии лица, который связан с определенными гражданско-правовыми и уголовно-правовыми ограничениями. Именно поэтому в литературе судимость часто определяют как отрицательный правовой статус лица.
2. Судимость, и в этом ее важное социальное назначение, имеет своей целью предупреждения совершения новых преступлений как лицом, которое имеет судимость, так и другими лицами.
3. Согласно ч. 2 ст. 88 УК судимость имеет правовое значение в случае совершения нового преступления, а также в других случаях, предусмотренных законами Украины.
4. Согласно ч. 1 ст.88 УК лицо признается такой, что имеет судимость, со дня обретения законной силы обвинительным приговором и к погашению или снятию судимости.
ФОРМЫ И СРОКИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
В соответствии с трудовым законодательством (статья 23 КЗоТ) трудовые договоры могут заключаться:
· на неопределенный срок;
· на определенный срок, установленный по согласованию сторон;
· на время выполнения определённой работы.
Если в трудовом договоре и приказе о приеме на работу не указан срок, на который работник принимается, он считается принятым на неопределенный срок, то есть на постоянную работу. Особенность такого договора в том, что действие его продолжается в течение неограниченного времени, пока работник или работодатель не прекратят его в установленном законодательством порядке.
Договоры, заключенные на определенный срок или на время выполнения определенной работы, называются срочными трудовыми договорами. Их особенность состоит в том, что они могут заключаться на любой, точно определенный и согласованный сторонами срок. Работодатель может уволить работника по истечении срока договора.
При заключении срочного трудового договора стороны определяют его продолжительность посредством указания конкретного срока действия договора, известного сторонам, или конкретного события (например, со дня выхода на работу лица, за которым сохраняется место работы, его должность); указания периода для выполнения конкретной работы (например, на время проведения вступительных экзаменов в учебном заведении, на период инвентаризации, проведения необходимых работ по подготовке годового баланса и другое).
Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера применения контракта определяется законами Украины.