Рефераты

Основы правоведения

p align="left">бюджет Автономной Республики Крым;

областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах;

бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений).

Государственный и местный бюджет могут состоять из общего и специального фондов.

Общий фонд бюджета включает:

все доходы бюджета, кроме предназначенных для зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета относят налоговые поступления, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций и др.;

все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на выполнение функций государства, задач местного самоуправления;

3) финансирование общего фонда бюджета. Данный раздел общего фонда бюджета определяет источники покрытия дефицита бюджета, а также расходование финансов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами.

Специальный фонд бюджета включает:

бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;

гранты или подарки, полученные распорядителями бюджетных средств для конкретной цели;

разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.

Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только путем изменения в закон о Государственном бюджете Украины или путем принятия решения соответствующего совета.

ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ВИДЫ В УКРАИНЕ

Доходы государства в значительной мере складываются из налоговых поступлений в бюджет.

Налог -- это установленный государством обязательный платеж, который вносится в бюджет государства в размерах и в сроки, определенные законом.

Плательщиками налогов являются физические и юридическими лица. Уплата налогов, установленных законом, является конституционной обязанностью каждого человека.

Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюджет определяются Законом Украины "О системе налогообложения" и другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада

Украины работает над принятием Налогового кодекса Украины.

В Украине существуют следующие виды налогов:

по действию в пространстве различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины, плательщик вносит их в государственный бюджет (например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор). Местные налоги устанавливаются местными советами, эти налоги направляются в местный бюджет (например, налог на рекламу, коммунальный налог, гостиничный сбор, рыночный сбор);

по методу взыскания налоговых средств различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскиваются непосредственно с доходов или имущества физических или юридических лиц (например, подоходный налог с физических лиц). Косвенные налоги вносят в бюджет производители товаров и услуг, включая сумму налога в цену товара или услуги (например, налог на добавленную стоимость);

по субъекту уплаты налога различают налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые юридическими лицами; налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами:

по объекту налогообложения -- различают налоги на имущество и налоги на доходы;

по ставке налогообложения -- прогрессивные и пропорциональные.

ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ

Конституционное право -- ведущая отрасль национального права Украины

Конституционное право Украины как отрасль права и законодательства представляет собой систему правовых норм и нормативно-правовых актов, других источников, регулирующих отношения, связанные с основами конституционного строя, правового статуса лица, народовластием, территориальным устройством общества и государства. С их помощью обеспечивается организационное и функциональное единство общества Украины как целостной социальной системы. При этом закрепляются основы конституционного строя Украины, общие основы правового статуса человека и гражданина, территориальное устройство, система государственных органов, основные положения и принципы организации местного самоуправления в Украине.

Таким образом, предметом конституционного права Украины является особый круг общественных отношений, возникающих в процессе организации и осуществления публичной власти в Украине -- государственной и местной (местное самоуправление). Эти отношения характеризуются определенной спецификой, а именно: касаются всех важнейших сфер жизнедеятельности общества; выступают в качестве базовых в политической, экономической, духовной, социальной и других сферах жизни общества. Именно поэтому можно утверждать, что структуру предмета конституционного права Украины составляют: отношения политического характера; важнейшие экономические отношения; отношения, касающиеся правового статуса человека и гражданина; отношения, складывающиеся в процессе реализации права народа Украины на самоопределение и связанные с государственно-территориальным устройством Украины; отношения, касающиеся организации и деятельности государственного аппарата Украины; отношения, определяющие деятельность органов местного самоуправления.

Следовательно, конституционно-правовые отношения -- это общественные отношения, урегулированные конституционно-правовыми нормами, субъекты которых наделяются взаимными правами и обязанностями, в соответствии с которыми они должны функционировать.

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Субъектами гражданско-правовых отношений являются физические и юридические лица, которые вступают между собой в гражданско-правовые отношения по поводу имущества и личных неимущественных благ. В отдельных случаях субъектом указанных отношений может быть государство, Автономная Республика Крым, территориальные громады, иностранные государства и другие субъекты публичного права.

Человек в качестве участника гражданских отношений считается физическим лицом.

К физическим лицам относятся граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства.

Для признания лиц субъектами гражданского права необходимо наличие гражданской правосубъектности, то есть их право- и дееспособности.

Гражданской правоспособностью называется способность лица иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Гражданская дееспособность -- это способность физического лица своими действиями приобретать для себя гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их исполнять и отвечать в случае их неисполнения.

Юридическими лицами признаются организации, которые созданы путем объединения лиц и/или имущества, наделены правоспособностью и могут приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах.

Правовые признаки юридического лица: организационное единство; наличие обособленного имущества; возможность выступать в гражданском обороте от собственного имени; способность самостоятельно нести имущественную ответственность.

Юридические лица наделены гражданской правосубъектностью, то есть гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью, которые возникают одновременно с момента их государственной регистрации.

Юридическое лицо создается и прекращается в порядке, определенном действующим законодательством (например, Законом Украины "О предприятиях" от 27 марта 1991 г.).

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ

Собственность -- это экономическая категория, которая является одним из проявлений общественных отношений по поводу присвоения материальных благ.

Право собственности -- это совокупность правовых норм, регулирующих и закрепляющих общественные отношения, возникающие с присвоением материальных благ гражданами, юридическими лицами и государством, которые предоставляют названным субъектам равные права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности рассматривается как в объективном, так и в субъективном аспектах.

В объективном аспекте право собственности -- это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Правовой основой закрепления права собственности в Украине являются Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины, Закон Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 г. и другие законодательные и нормативные акты.

В субъективном аспекте право собственности представляет собой совокупность полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Владение -- это фактическое наличие вещи в хозяйстве собственника и его возможность влиять на нее непосредственно. Владение может быть законным (например, наличие у лица вещи на праве собственности) и незаконным (скажем, владение имуществом, добытым преступными действиями, присвоение находки). Незаконное владение подразделяется на добросовестное (если лицо не знало и не могло знать о том, что владеет чужим имуществом) и недобросовестное (если лицо знало или должно было знать о том, что владение незаконное).

Пользование -- это право извлекать из вещей их полезные свойства (например, обрабатывать землю и получать урожай, употреблять продукты питания, носить одежду и обувь).

Распоряжение -- это право определять юридическую или фактическую судьбу имущества (например, продавать, дарить, обменивать, перерабатывать, завещать).

Совокупность указанных полномочий у лица дает основания считать его собственником соответствующего имущества.

Различают следующие формы собственности:

1) Собственность Украинского народа -- земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа;

частная собственность -- имущественные и личные неимущественные блага конкретного физического или юридического лица (жилые дома, транспортные средства, деньги, ценные бумаги, результаты интеллектуального творчества и иное имущество потребительского и производственного назначения);

коллективная собственность -- имущество, которое принадлежит определенному коллективу и необходимо для его функционирования (имущество коллективного предприятия, кооператива, арендного или акционерного предприятия, хозяйственного общества, хозяйственного объединения, профессионального союза, политической партии или

другой общественной организации, религиозной организации и т. п.);

4) Государственная собственность -- имущество, в том числе денежные средства, необходимые для выполнения государством своих функций (например, единая энергетическая система, информационная система, системы связи, транспорта общего пользования, средства государственного бюджета и т. п.). Государственная собственность подразделяется на общегосударственную и собственность административно-территориальных единиц (коммунальную).

В соответствии с действующим гражданским законодательством право собственности прекращается в случае: отчуждения собственником своего имущества; отказа собственника от права собственности; прекращения права собственности на имущество, которое по закону не может принадлежать этому лицу; уничтожение имущества; выкупа бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры; выкупа земельного участка в силу общественной необходимости; выкупа недвижимого имущества в связи с выкупом с целью общественной необходимости земельного участка, на котором оно размещено; обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника; реквизиции; конфискации; в иных случаях, установленных законом.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ

Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов и соблюдение законов о налогообложении несут налогоплательщики в соответствии с законами Украины.

Суммы налогов, не внесенные в определенный срок, а также суммы штрафов и других финансовых санкций взимаются за все время уклонения от уплаты налогов с юридических лиц независимо от формы собственности и результатов финансово-хозяйственной деятельности в безоговорочном порядке, а с физических лиц -- в судебном порядке или через нотариальные конторы по исполнительным листам.

Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему *налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, или каким-либо другим лицом, обязанным их уплачивать, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в значительных размерах, влечет уголовную ответственность (ст. 212 УК Украины).

Уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, представляют собой административные правонарушения (ст. 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях -- КУоАП). К административной ответственности привлекаются также должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления за незаконное предоставление предпринимателям налоговых льгот, которые ставят их в привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям (ст. 1663 КУоАП).

Руководители и другие должностные лица банков и иных финансово-кредитных учреждений за невыполнение требований, предусмотренных законодательными актами о налогообложении, а также за непредоставление государственным налоговым органам сведений об открытии счетов субъектам предпринимательской деятельности привлекаются к ответственности согласно законодательству Украины.

СОСТАВ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Правоотношение является конструкцией, в которую входят следующие структурные элементы:

субъекты -- как минимум, два. Один из них является -- управомоченным лицом (носителем права), другой -- обязанным лицом (носителем обязанности);

объект -- реальное (материальное или нематериальное) благо, по поводу которого субъекты вступают в правоотношение;

содержание -- субъективные права и юридические обязанности участников правового отношения. Субъективное право -- предусмотренная правом линия возможного поведения лица. Юридическая обязанность -- предписанная правом линия должного поведения лица. В каждом правоотношении субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника.

Рассмотрим эти структурные элементы на примере правоотношения, возникшего на основе договора займа. Субъектами правоотношения являются два лица: заимодавец (предоставивший определенную сумму денег) и заемщик (получивший от заимодавца определенную сумму денег). Объектом правоотношения является реальное благо -- взятая взаймы сумма денег. Субъективным правом заимодавца является требование о возврате заемной суммы. Юридической обязанностью заемщика является возврат денег. Право и соответствующая ему обязанность составляют содержание данного правоотношения.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО, ПОНЯТИЕ И СТАДИИ

Правотворческая деятельность осуществляется на определенных принципах -- основных идеях, отправных основах, на которых строится правотворчество. Рассматривают следующие принципы правотворчества: демократизм, гуманизм, сочетание национального и интернационального, законность, научность, плановость.

Виды правотворчества -- это совокупность средств и способов проявления общественных отношений (требующих своего урегулирования) и их фактическое упорядочение (корректирование, согласование) с помощью юридических средств. Различают такие виды правотворчества, как непосредственное, делегированное, санкционированное.

Субъектами правотворческой деятельности являются: государство и его органы; весь народ страны в случае референдума.

Правотворческая деятельность характеризуется определенным юридическим процессом, состоящим из трех этапов.

На подготовительном этапе готовится проект нормативно-правового акта. Его подготовка подразделяется на такие стадии: решение о необходимости подготовки проекта нормативно-правового акта; определение круга лиц, которые будут готовить проект; непосредственная подготовка данного проекта; обсуждение текста проекта; согласование проекта со всеми заинтересованными органами и должностными лицами; доработка проекта.

Второй этап создания нормативно-правового акта охватывает такие стадии: внесение проекта нормативно-правового акта на обсуждение правотворческого органа (должностного лица); обсуждение проекта, возможность нескольких чтений; принятие нормативно-правового акта и процедура его подписания; возможность использования права вето для законов.

Третий этап -- вступление нормативно-правового акта в силу путем опубликования или доведения до исполнителей иным способом.

Правотворчество подразделяют на законотворчество и нормотворчество. От законотворческой деятельности следует отличать нормотворческую деятельность всех других субъектов, кроме Верховной Рады, по подготовке, принятию, изменению или отмене и введению в действие норм права, имеющих подзаконный характер.

Различия правотворческой и нормотворческой деятельности: различный субъект; несовпадение этапов и стадий; различная юридическая сила нормативных актов; разный уровень регулируемых отношений; порядок введения в действие и прекращения действия актов и др.

Следовательно, процесс создания права строится по определенным принципам, имеет свои стадии, этапы, субъекты и делится на различные виды. Непосредственное правотворчество осуществляется народом, делегирован парламенту и другим конституционным субъектам.

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА УКРАИНЫ

Принципы избирательного права -- основные начала, на которых базируется избирательное право Украины. К ним относятся:

1) принцип свободы выборов. Избиратель сам решает, участвовать или не участвовать в голосовании. Никто не может быть принужден к участию в голосовании или отказу от него. Никто не может быть принужден стать кандидатом на должность или отказаться от этого. Иначе говоря, исключается давление на волеизъявление избирателя или кандидата на избираемую должность;

2) принцип всеобщности. Правом голоса (активным избирательным правом) обладают все достигшие 18-ти лет граждане Украины, за исключением лиц, признанных недееспособными. Для пассивного избирательного права требуется более высокий возрастной ценз и некоторые иные качества. Например, кандидат в народные депутаты Украины должен достичь 21 года, постоянно проживать в Украине в течение последних пяти лет, быть несудимым;

3) принцип равенства. Каждый избиратель имеет равное со всеми количество голосов. Например, на очередных выборах народных депутатов Украины каждый избиратель обладает двумя голосами: один из них он подает за кандидата в депутаты по одномандатному округу, другой -- за избирательный список партии или избирательного блока. На выборах Президента Украины каждый избиратель обладает одним голосом;

4) принцип прямых выборов. Между избирателем и избираемым им кандидатом нет никаких промежуточных структур (коллегии выборщиков). Избиратель непосредственно голосует за избранного им кандидата;

5) принцип тайного голосования. Суть его состоит в том, что исключается контроль за волеизъявлением избирателей. На каждом избирательном участке оборудуются кабины для тайного заполнения избирательных бюллетеней.

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Обязательственное право -- это система гражданско-правовых норм, которые на началах юридического равенства регулируют имущественные отношения в сфере товарооборота, а также имущественные отношения по покрытию причиненного вреда с участием юридических и физических лиц.

Система обязательственного права делится на общую и особенную части. Общая часть состоит из норм, которые распространяются на все обязательства, возникающие в гражданско-правовых отношениях (например, нормы о понятии и основаниях возникновения обязательств, исполнении обязательств, ответственности субъектов за нарушение обязательств и их прекращении). Особенная часть обязательственного права содержит нормы, регулирующие отдельные виды обязательств (например, куплю-продажу, поставку, имущественный наем, подряд, подряд на капитальное строительство).

Обязательство представляет собой такое правоотношение, согласно которому одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от определенного действия,

а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательство состоит из субъектов, объектов и содержания.

Субъектами обязательства являются кредитор, то есть лицо, которому принадлежит право требования, и должник -- лицо, которое несет обязанность, отвечающую праву требования кредитора.

Объекты обязательств -- это соответствующие действия, на реализацию которых направлены права и обязанности субъектов (скажем, передача имущества, выполнение работы, уплата денег).

Содержание обязательства составляют права, требования кредитора и обязанности должника. При этом обязательства направлены на 1) передачу имущества (например, на основании договора купли-продажи, мены, дарения, поставки, займа); 2) выполнение работ на основании договоров подряда, бытового заказа, подряда на капитальное строительство, договоров о совместной деятельности; 3) предоставление услуг на основании договоров перевозок, страхования, поручения, комиссии, хранения; 4) уплату денег на основании договоров займа, кредитных договоров, договоров банковского вклада и банковского счета; 5) покрытие ущерба, причиненного противоправными действиями, а также вреда, нанесенного гражданину вследствие спасания объектов государственной и коллективной собственности; возвращение безосновательно приобретенного имущества и передачу безосновательно сохраненного имущества.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Рассмотрим условия (предпосылки), необходимые для возникновения правоотношения.

Очевидно, что правоотношение невозможно без субъектов права -- их должно быть не менее двух. Необходима также правовая норма, без которой общественное отношение не приобретет правового характера. Но этих двух условий также мало. Предположим, что существуют некие продавец и покупатель -- субъекты возможного правоотношения. Существует и норма гражданского права, регудирующая договор купли-продажи. Но существует ли между ними правоотношение? Нет, поскольку недостает юридического факта -- толчка к возникновению правоотношения. Таким фактом должен выступить договор купли-продажи между продавцом и покупателем.

Юридические факты -- это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты отражены в гипотезах правовых норм.

Юридические факты разнообразны, ведь они в известной мере отражают удивительное многообразие человеческой жизни.

По волевому признаку юридические факты делят на:

события (не зависящие от воли человека). К ним относятся действия сил природы, рождение и естественная смерть человека, истечение сроков;

действия (зависящие от воли человека). Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия делят на две группы: юридические акты и юридические поступки. Юридические акты -- это правомерные действия, имеющие целью достижение определенного правового результата (договор, завещание, судебное решение). Юридические поступки -- это действия, приведшие к юридическим последствиям независимо от воли совершившего их человека (нахождение клада, создание литературного произведения, научное открытие).

СУБЬЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

Субъектами хозяйствования, или субъектами хозяйственного права, называют юридические или физические лица, которые на основе юридически обособленного имущества непосредственно осуществляют предусмотренную законодательством и их уставом хозяйственную деятельность и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества.

Признаками субъекта хозяйственного права является наличие:

1) определенной организационно-правовой формы, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность;

юридически обособленного и закрепленного за субъектом имущества (основные фонды, оборотные средства и т. п.) через принятие учредительных документов, самостоятельный баланс, открытие счетов в банках;

хозяйственной правосубъектности, то есть возможности приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязательства, выступать в судебных органах.

Субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления и права оперативно-хозяйственного использования имущества.

Основная классификация субъектов хозяйственного права может быть осуществлена по содержанию их деятельности. По этому критерию выделяют следующие виды субъектов хозяйствования:

а) хозяйственные организации -- предприятия и объединения предприятий, а также другие организации, предусмотренные Хозяйственным кодексом Украины, которые созданы для осуществления хозяйственной деятельности и зарегистрированы в установленном порядке как субъекты хозяйствования;

б) граждане Украины и другие граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели;

в) филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности.

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

Система налогообложения -- это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджеты и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обязанности и ответственность плательщиков.

Каждое государство устанавливает собственную систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты. Тип системы налогообложения определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов (обязательных платежей): государственного; коммерческого; финансового сектора; населения.

Эти вопросы регулируются Законом Украины "О системе налогообложения"от 18февраля 1997г. В соответствии с этим Законом, установление и отмена налогов в бюджеты и в государственные целевые фонды осуществляется Верховной Радой Украины в пределах, установленных этим Законом, другими законами Украины о налогообложении, Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами. Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Ставки, механизм взимания налогов и льготы по налогообложению определяются только законодательными актами о налогообложении. Изменения и дополнения в указанный выше Закон, другие законодательные акты о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизма их уплаты вносятся не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года.

Налоговая система Украины базируется на следующих принципах: стимулирование научно-технического прогресса, предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности; обязательность; равнозначность и пропорциональность; равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации; социальная справедливость; стабильность; экономическая обоснованность; равномерность уплаты; компетенция; единый подход и доступность.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Источником права называют то, что содержит правовые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы. Источник права -- это исходящий от государства способ выражения и закрепления норм права.

Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

1) правовой обычай -- стихийно сложившееся устойчивое правило поведения, санкционированное государством.

В древности правовой обычай был основной и зачастую единственной формой права. Он исторически и фактически предшествовал закону. В современном мире правовой обычай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в международном праве (дипломатические обычаи);

юридический (судебный или административный) прецедент -- решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в системе общего права Австралии, Великобритании, Канады и США, используется международной юстицией. Однако его элементы имеют место и в украинской правовой системе в деятельности Конституционного Суда Украины, акты которого кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми судебными органами;

нормативно-правовой акт -- письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы общего характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источником права;

нормативный договор -- это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязательные для них предписания. Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими. Нормативный договор не является персонифицированным актом, его содержание составляют правила поведения общего характера. Наиболее распространенным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.

В различных правовых системах соотношение и взаимодействие между источниками права имеет свои особенности. Например, в Украине нечасто используются юридический прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной правовой формой остается юридический прецедент.

ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

С давних времен юристы употребляют понятие "право" в двух основных значениях -- объективном и субъективном.

Объективное право -- это система всех действующих норм права, отраженных в различных источниках права и не зависящих от индивида. В этом смысле мы можем говорить о праве Ирландии, России, Украины. Право Украины сформировалось и существует независимо от нашего желания или признания, независимо от нашего отношения к нему. В объективном праве традиционно выделяют определенные структурные подразделения. Субъективное право -- это определенная объективным правом мера возможного поведения индивида. Использование субъективного права зависит от личного желания и усмотрения индивида. В структуре субъективного права обычно выделяют три элемента:

право действия предполагает, что индивид вправе самостоятельно определить положительную линию своего поведения. Например, гражданин Украины имеет право приобрести в собственность участок земли;

право требования означает, что индивид может требовать определенного положительного поведения от иного лица. Например, собственник земельного участка вправе потребовать у арендатора арендную плату;

3) право притязания означает, что индивид вправе обратиться за помощью к государству, если нарушено его субъективное право либо он не может реализовать его без государственного вмешательства. Например, в случае земельного спора индивид вправе обратиться в суд.

Объективное и субъективное право тесно взаимосвязаны. На основе объективного права приобретаются субъективные права (если они не носят естественный, прирожденный характер), возникают правоотношения.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

В мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отличающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:

народ -- совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие "государственный народ" следует отличать от понятия "население государства", которое гораздо шире по объему: в него включают не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживающих на территории государства;

территория -- материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан государственный народ, имеющая границы, признанные международным сообществом. Территория государства -- это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть;

публичная организованная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Государственная власть имеет свой особый аппарат в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.). Главное назначение государственной власти -- руководство общезначимыми для народа делами;

система сбора финансовых средств (дань, налоги, сборы, разного рода повинности). Эти средства необходимы для решения общезначимых проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооружений), а также для содержания государственного аппарата;

право -- система общеобязательных правил поведения;

суверенитет -- самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах. Как указывалось выше, суверенность является признаком государственной власти, но этот признак распространяется и на государство в целом.

Исходя из этих взаимосвязанных признаков государства, можно дать следующее его определение:

Государство -- это политическая организация общества, обладающая полномочиями по управлению территориально-организованным населением с целью выполнения общесоциальных дел.

РАЗЛИЧИЕ НОРМ ПРАВА ОТ НОРМ МОРАЛИ

Мораль и право являются главными регуляторами поведения людей. Соотношение между ними сложное, оно представляет собой взаимосвязь единства и различия.

Право и мораль различают:

1) способы установления. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством, а нормы морали не являются продуктом целенаправленной деятельности, они возникают и развиваются в обществе стихийно. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

2) методы обеспечения. Право обеспечивается и охраняется государством, которое следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, а мораль опирается на силу общественного мнения;

3) форма выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, а нравственные нормы возникают и существуют в сознании людей;

4) оценочные понятия. В оценке поведения людей право оперирует понятиями правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а мораль оценивает человеческие поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести, долга;

5) различный характер ответственности за нарушение нормы и различный порядок реализации ответственности. Нарушение нормы права влечет за собой негативную реакцию государства -- юридическую ответственность. Формы юридической ответственности и порядок ее реализации строго регламентированы законом. Иной характер носит ответственность за нарушение норм морали. Здесь нет ни установленных форм, ни четкой процедуры. К нарушителю применяются различные стихийно складывающиеся формы морального воздействия (бойкот, высмеивание, презрение, публичное осуждение).

6) сферы действия. Мораль регулирует, как правило, межличностные отношения, а право, кроме этого -- отношения собственности, властеотношения, труд, управление, правосудие.

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты