Рефераты

Понятие необщедоступной информации. Коммерческая и государственная тайна

p align="left">обладатель такой информации должен ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (то есть разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту такой информации).

То есть все, что мы определяем как коммерческая тайна, автоматически является конфиденциальной (не подлежащей раскрытию третьим лицам) информацией.

1.3 Понятие и признаки государственной тайны

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Важность и значимость этого института в эпоху информационных технологий, когда информация становится самым основным и ценным ресурсом в обществе, многократно возрастает. Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

В период функционирования административно-командной системы в СССР существовали два вида публичной тайны: партийная и государственная. При этом были засекречены не только сами сведения определенной категории, но и нормативные документы, регулирующие правовые основы режима секретности. В начальный период политического реформирования на постсоветском пространстве бытовала точка зрения о том, что институт государственной тайны утратил актуальность и несовместим с такими понятиями, как гласность и демократия.

Однако реалии международных отношений, жесточайшая конкуренция в борьбе за сферы экономического и политического влияния потребовали четкого и детального регулирования правоотношений в сфере государственной тайны. Задача государства - сформировать оптимальный режим такого регулирования для сохранения баланса публичных и частных интересов, для обеспечения жесткого и надежного режима защиты определенной информации в сочетании с неприкосновенностью законных прав и интересов граждан. Этот принцип является основополагающим для конституционной нормы о государственной тайне, которая содержится в п. 4 ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года № 5485-1, который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). В области государственной тайны применяются следующие понятия: носители сведений, составляющих государственную тайну, -- материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов Закон РФ« О государственной тайне» от21 июля 1993 года N 5485-1// В редакции от 1 декабря 2007 года// Россиийская газета от 25 июля 1993 года №45.

Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

· сведения в военной области;

· сведения в области экономики, науки и техники;

· сведения в области внешней политики и экономики;

· сведения в области разведывательной, контрразведывательной и

· оперативно-розыскной деятельности.

При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 года № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне. Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых - постоянных или временных - работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности. Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной с государственными интересами, требует особого внимания

Приведем анализ законодательства о государственной тайне, действующего в России и других странах.

В сравнении с законодательством Германии определение "государственная тайна" в России более широкое.

Государственная тайна (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне") - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Немецкое определение государственной тайны распространяется на "явления, объекты или знания, которые доступны только ограниченному кругу лиц и которые должны содержаться втайне от иностранных государств для того, чтобы не допустить угрозы нанесения тяжелого ущерба внешней безопасности Федеративной Республики Германия". Разница заключается в том, что в Германии законодательно защищают от ущерба внешней безопасности, и для отнесения сведений к государственной тайне необходимо, чтобы их разглашение могло нанести лишь тяжелый ущерб безопасности.

Существует и более общее понятие государственной тайны. Законодательство Дании говорит об "ограниченных для распространения сведениях в интересах государства или его союзников, включая любой объект, из которого могут быть почерпнуты такие сведения, или любые такие данные". Из такой нормы весьма трудно определить, что именно будет сочтено "в интересах государства или его союзников" и кто такие союзники и какие у них интересы. Сможет ли осведомленность неуполномоченных лиц каким-либо образом поставить под угрозу безопасность и обороноспособность государства. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 19 апреля 2007 г

В России в широком доступе имеются сведения, отнесенные к государственной тайне, например сведения о ракетных или химических вооружениях, оглашенные советскими представителями в ООН или сообщаемые на переговорах представителям США или иными государствами либо союзниками и в последующем опубликованные (поведение союзников требует отдельного анализа) в различных изданиях. По закону ФРГ в отличие от России не являются государственной тайной сведения, которые уже фактически доступны неопределенному кругу лиц. Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендует: "Информация, которая уже является общедоступной, не может считаться государственной тайной, и разглашение подобной информации не может быть наказуемо как шпионаж, даже если лицо ее собирает, обобщает, анализирует и комментирует."

К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций.

2) сведения в области экономики, науки и техники:

1. то есть о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения и военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;

2. об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;

3. о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов).

3) сведения в области внешней политики и экономики:

ь то есть о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

ь то есть о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Профессор Устинков А.В., старший преподаватель Академии ФСБ России считает, что в современной России государственная тайна превратилась в самостоятельное явление, слабо соотносящееся с реальной жизнью. Увлекшись регулированием оборота государственной тайны, допусками, составлением перечней и другими технологическими моментами, мы забыли о главном. Государственная тайна есть исключение из свободного обращения информации. Институт государственной тайны и вся технология ее оборота - суть функция государства по отношению к обществу и личности. На языке алгебры именно общество и личность являются аргументами. Защита именно их интересов (обеспечение их безопасности) оправдывает существование самой государственной тайны.

Другими словами, институт государственной тайны по крайней мере не должен мешать нормальному развитию общества и экономики. На сегодняшний момент он, очевидно, мешает.

Прежде всего, институт государственной тайны охватил явно излишние сферы общественной жизни. Этому есть вполне объяснимые исторические причины. Во-первых, Россия унаследовала от СССР систему тотальной секретности, которая, вероятно, была эффективна в годы "холодной войны". Во-вторых, в первые годы независимости России в государственную тайну были конвертированы сведения с грифом "секретно", до этого таковой не являвшиеся.

Нынешний институт государственной тайны серьезно препятствует эффективному информационному обмену.

Институт государственной тайны нивелирует общественный контроль за деятельностью государственных органов. Для недобросовестного чиновника проще засекретить информацию о своих ангажированных решениях, нежели предать ее огласке. Устинков А.В. Право и безопасность. № //№10 Март 2009г .

По нашему мнению необходимо стремиться к тому, чтобы институт государственной тайны не был бременем для нормального развития общества и экономики, не вредил, а помогал.

Кардинальное сужение круга сведений, составляющих государственную тайну, является насущной потребностью. Критерий очевиден: к разряду государственной тайны могут относиться только такие сведения, разглашение которых чрезвычайно опасно для общества или личности. Они - настоящая государственная тайна, а не просто гриф в правом верхнем углу документа. Другими словами, в защите наиболее важных интересов общества и личности находится материальный (качественный) критерий относимости сведений к государственной тайне. Практическая значимость этого критерия состоит в эффективном и адекватном содержанию сведений использовании такого затратного инструмента, как институт государственной тайны.

Таким образом, государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государству.

Тайной может стать определенная информация, которая может передаваться как в устной, письменной, так и цифровой электронной форме. Эта информация подлежит государственной защите, представляющей собой систему норм, правил, ограничений, предписывающих различным лицам, имеющим допуск к государственной тайне, не разглашать и не передавать эту информацию лицам, не имеющим к ней допуск, под страхом наказания за нарушение данных запретов.

ГЛАВА II. КОММЕРЧЕСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

2.1 Субъекты и содержание права на коммерческую тайну

Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-экономических отношениях и через данные факторы в определенной степени оказывает влияние на блок социальных отношений в целом Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды// Государство и право. 2008. №6. С.10..

Как уже говорилось ранее, признаками служебной и коммерческой тайны является действительная или потенциальная коммерческая ценность информации в силу ее неизвестности третьим лицам, отсутствие к ней свободного доступа на законном основании и принятие обладателем информации мер к охране ее конфиденциальности. При этом условием предоставления защиты служит принятие правообладателем необходимых мер для охраны ее конфиденциальности.

Действующее законодательство не содержит прямых требований к субъектам права на коммерческую тайну, однако из анализа существа указанного права можно выявить некоторые параметры, которым должен соответствовать такой субъект, Закон о коммерческой тайне не предусматривает возможности иных условий договора, а получение работником результата, который может охраняться в качестве самостоятельного объекта промышленной собственности, отношения между работником и работодателем регулируются в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности. Другими словами, несмотря на то, что Закон о коммерческой тайне прямо не указывает не невозможность обладания информацией, составляющей коммерческую тайну, физическим лицом, общий смысл указанного нормативного акта свидетельствует именно об этом. То есть можно говорить о том, что режим конфиденциальной информации зависит от статуса субъекта - обладателя такой информации: если это физическое лицо, то следует говорить о личной тайне, если это предприниматель - можно говорить о возможности установления в отношении информации режима коммерческой тайны.

В научной литературе См. например: Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000.; Мэггс П.Б., Сергеев А.П. Интеллектуальная собственность. - М.: Юрист, 2000. также отрицается возможность того, что обладателем коммерческой тайны является физическое лицо, выступающее в гражданском обороте в качестве потребителя или в своем обычном качестве, а равно и у физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью с нарушением установленного порядка.

По мнению В.О. Калятина Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). Учебник для ВУЗов. - М: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000. - С.412., физические лица не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не могут обладать коммерческой тайной, однако могут приобретать право на использование соответствующей тайны. При этом указанный автор считает, что данное право не монопольно, а только призвано защитить интересы субъекта, в обладании которого находится такая информация. Сама же информация остается свободной. Действующее российское законодательство не устанавливает каких-либо специальных правил для обладания правами на коммерческую тайну для иностранных граждан и иностранных юридических лиц. Они могут обладать данными правами на тех же основаниях, что и российские юридические и физические лица. П.1. ст.2 ГК РФ гласит, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Вышеуказанная классификация субъектов права на коммерческую тайну является не единственной. Так, в частности, В.Н. Лопатин считает, что основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники. При этом под обладателями коммерческой тайны понимаются физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, составляющую для них коммерческую тайну.

Выделяются три формы конфиденциальных отношений: конфиденциальные отношения по контракту, по служебным функциям и по условиям договора.

Конфиденциальные отношения по контракту - отношения между сотрудниками и самим предприятием как юридическим лицом, основанием которых является трудовой договор или контракт. Юридически эти отношения закрепляются в виде обязательства (подписки) хранить в тайне те коммерческие секреты о деятельности предприятия, которые станут известны данному лицу. Подобного рода подписка должна сопровождаться разъяснениями относительно круга сведений, представляющих коммерческую тайну предприятия и установленного порядка их защиты. Однако следует отметить тот факт, что указанные отношения не являются предметом гражданского права.

Конфиденциальные отношения по служебным функциям - отношения между конкретным сотрудником и другими сотрудниками этого предприятия. Их основу образуют служебные обязанности, выполняемые сотрудниками в ходе производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с должностными инструкциями, в которых должны быть введены соответствующие разделы, предусматривающие порядок сохранения коммерческой тайны этими лицами.

Конфиденциальные отношения по условиям договора - отношения в рамках договорных работ и базирующиеся на договоре между заказчиком и исполнителем. Основанием для возникновения конфиденциальности подобного рода являются договорные отношения, а носителями такой конфиденциальности выступают все участники работ и услуг, предусмотренных договором. Юридически подобная форма конфиденциальности закрепляется в виде четко сформулированных требований и обязательств, которые выдвигают договаривающиеся стороны и закрепляют их в договоре Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2006. - С.513-515..

Закон о коммерческой тайне (ст.3) в качестве субъектов права на информацию, составляющую коммерческую тайну, называет следующих лиц:

- обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны В соответствии со ст.3 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны - правовые, организационные и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры, по охране ее конфиденциальности.;

- контрагент - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию.

Вместе с тем, о собственнике как субъекте информационных отношений говорит В.А. Копылов, отмечая тот факт, что собственники информационных объектов могут быть двух типов:

- собственник - производитель (обладатель) информации, отображенной в принадлежащем ему информационном объекте;

- собственник - потребитель информации, отображенной в принадлежащем ему информационном объекте.

Оба они обладают равным объемом вещных прав на принадлежащие им экземпляры информационных объектов, но разным объемом информационных правомочий по использованию информации, отображенной в этих объектах Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации // Журнал российского права. №9. 1999. С.45.. Однако следует отметить тот факт, что под информационным объектом названный автор понимает не информацию как таковую, а материальный носитель с содержащейся на нем информацией, то есть объект материального мира. Данное мнение в целом не противоречит тому факту, что собственников у информации вообще и коммерческой тайны в частности быть не может. При этом следует отметить, что ценность материального объекта и информации, зафиксированной на нем, весьма различна, следовательно, нельзя уравнивать права владельца информации и собственника материального объекта.

Однако, особенности российского законодательства таковы, что просто, по произвольному решения руководителя компании ограничить доступ к той или иной информации нельзя. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защиты информации», одним из основополагающих принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, является установлений ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Ситуация с ограничением доступа к информации о деятельности предприятия усугубляется с принятием 9 февраля 2009 года Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» //Собрание законодательства Российской Федерации,2009, №3. № 8-ФЗ вступившего в силу 1 января 2010 года. В соответствии с этим законом к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится, в том числе, и информация, поступившая извне, то есть от предприятий и организаций, в указанные органы. Получается, что любой гражданин может истребовать и получить любую информацию о деятельности органов власти и местного самоуправления. Кроме тех случаев, когда доступ к такой информации ограничен федеральными законами. Именно федеральными, никак иначе. При этом гражданин, а в законе - «пользователь информацией», не обязан даже обосновывать необходимость ее получения, если доступ к запрашиваемым сведениям не ограничен.

У бизнеса остается единственный выход: ограничить доступ к конфиденциальным сведениям. А если предоставление такой информации в госорганы предусмотрено законом -- передать ее с ограничительным грифом, оговорив невозможность ознакомления с нею третьих лиц без согласия обладателя. Такой механизм защиты предоставляет единственный нормативный акт федерального уровня, ограничивающий доступ к секретам производства -- ФЗ «О коммерческой тайне».

Исходя из того, что коммерческой тайной в соответствии с действующим законодательством признаются лишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, субъектами права на коммерческую тайну являются лица, которые занимаются такой деятельностью. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этой качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательства и, соответственно, обладателями прав на коммерческую тайну могут быть как физические, так и юридические лица. Граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей или ином своем обычном качестве, равно как и граждане, занимающиеся предпринимательством с нарушением установленного порядка, правом на охрану коммерческой тайны не пользуются. Что касается юридических лиц, то субъектами права на коммерческую тайну являются прежде всего те из них, которые относятся к коммерческим организациям. Ими, как известно, являются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, благотворительные и иные фонды и др.), также могут быть обладателями прав на коммерческую тайну, если дело касается сведений, относящихся к разрешенной им предпринимательской деятельности.

Наряду с гражданами РФ и отечественными юридическими лицами правом на охрану коммерческой тайны в РФ пользуются иностранцы. На них распространяются без каких-либо изъятий общие правила, действующие в рассматриваемой области на территории РФ.

Субъектами коммерческой деятельности согласно доктрине коммерческого права являются:

а) организации, изготавливающие товары для реализации;

б) организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары, материалы, комплектующие изделия для использования в производственном процессе;

в) организации оптовой торговли, розничной торговли, общественного питания;

г) иные организации, участвующие в торговле или оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

Итак, владельцами коммерческой тайны могут быть физические (независимо от гражданства) и юридические (коммерческие и некоммерческие организации) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые владеют на законном основании информацией, составляющей их коммерческую тайну, ограничивают доступ к этой информации и устанавливают в отношении ее режим коммерческой тайны.

2.2 Субъекты правоотношений государственной тайны

Законодательство РФ в области государственной тайны определяет состав субъектов правоотношений государственной тайны и устанавливает их полномочия в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

С момента принятия закона «О государственной тайне» были приняты ряд поправок, в том числе, касающиеся состава субъектов правоотношений государственной тайны. 18 июля 2009 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 4 и 21 закона Российской Федерации"О государственной тайне" Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (в редакции 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ) // Российская газета от 25 июля 2009 года № 43 Статья 4 закона определяет полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

1. Палаты Федерального Собрания:

осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области за щиты государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент РФ:

утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению Правительства РФ состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство РФ:

организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;"

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны

4. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии требованиями актов законодательства РФ;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственном власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" допуск оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется на основании решения руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Вместе с тем данным Законом не определяются лица, которые могут принять решение о допуске к государственной тайне самих руководителей органов государственной власти, а также руководителей предприятий, учреждений или организаций, не состоящих с государственными органами в отношениях подчиненности.

Тем не менее, в законе о государственной тайне определяются полномочия органов государственной власти в деятельности, касающейся функционирования института государственной тайны.

Так, палаты Федерального Собрания РФ рассматривают статьи бюджета страны в части средств, необходимых для защиты государственной тайны. Помимо перечня относимых к государственной тайне сведений Президент РФ утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Органы государственной власти на федеральном и локальном уровнях, а также органы местного самоуправления в части делегированных им соответствующих полномочий обеспечивают выполнение мероприятий по защите государственной тайны, в том числе на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на подведомственной им территории. Президентом РФ утверждаются полномочия Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Основная функция этого органа - координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны. Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (утв. Указом Президента РФ от 20.01.1996 №71).

В заключении отметим, что граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

2.3 Возникновение и прекращение прав на коммерческую тайну

Правоотношения - динамическое явление. Они возникают, изменяются, прекращаются. Динамика правоотношений связана с реальными жизненными обстоятельствами, то есть с юридическими фактами. Таким образом, юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

Ранее было выяснено, что существует ряд субъектов прав на коммерческую тайну, наделенных определенными правомочиями, следовательно, существует такой момент, с которого указанные правомочия начинают действовать, и момент, с которого они прекращаются. Другими словами, необходимо определить основания и порядок возникновения и прекращения прав на коммерческую тайну.

На каком же основании возникает и прекращается правовая охрана прав на коммерческую тайну?

Закон о коммерческой тайне свидетельствует о том, что право установления режима коммерческой тайны имеет обладатель указанной информации (ст.7 Закона о коммерческой тайне) и именно он самостоятельно определяет критерии отнесения вновь получаемой информации к коммерческой тайне (ст.4). Другими словами, в момент установления указанного режима лицо из обладателя информации становится обладателем коммерческой тайны. Таким образом, первым основанием возникновения права на коммерческую тайну можно считать установление режима коммерческой тайны в отношении определенной информации. Как отмечает Э.Я. Соловьев Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - С.10., информация переводится в разряд охраняемой приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты