Рефераты

Понятие необщедоступной информации. Коммерческая и государственная тайна

p align="left">Однако среди субъектов прав на коммерческую тайну существует еще и контрагент - лицо, которое получило доступ к коммерческой тайне на законном основании, в основном, по соответствующему договору (трудовому либо гражданско-правовому). В отличие от обладателя, контрагент обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств, содержащихся в договоре, заключенном между контрагентом и обладателем коммерческой тайны. В других случаях контрагент коммерческой тайны обязан соблюдать режим коммерческой тайны, установленный ее обладателем. Таким образом, следующим основанием возникновения права на коммерческую тайну является заключение договора о передаче информации, составляющей коммерческую тайну, между ее обладателем и контрагентом.

Поскольку заключением соответствующего договора законные основания доступа к коммерческой тайне не исчерпываются, следует отметить тот факт, что органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации. Данные отношения не регулируются гражданским правом, однако так или иначе затрагивают интересы обладателя коммерческой тайны. Органы государственной власти обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, от разглашения и неправомерного использования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна. Исходя из определения контрагента, указанные должностные лица органов власти не могут считаться таковыми, однако в соответствии со ст.13 Закона о коммерческой тайне они обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации. Таким образом, налицо еще одно основание возникновения прав на коммерческую тайну - получение сведений, составляющих коммерческую тайну, должностным лицом органов государственной власти на основании его служебного положения. Повторим, что отнесение указанного основания к гражданско-правовым является весьма спорным, поскольку коммерческая тайна, передаваемая государственным органам, ни в коем случае не может быть ими использована и охраняется в режиме теперь уже служебной тайны. Кроме того, гражданское право не содержит такого специального субъекта как органы государственной власти или должностные лица органов государственной власти, и правоотношения с их участием регулируются скорее нормами публичного, нежели частного права. Кроме того, можно также выделить еще одно основание возникновения прав на коммерческую тайну. В данной ситуации присутствует одновременно два основания возникновения прав на коммерческую тайну. С одной стороны, это установление в отношении информации режима коммерческой тайны, о котором подробно было сказано ранее (следует отметить, что при этом возникнет «новая» коммерческая тайна, то есть одна и та же информация в качестве собственной будет дважды охраняться в режиме коммерческой тайны разными субъектами), а с другой - получение информации, составляющей коммерческую тайну другого лица в ходе самостоятельного и независимого исследования. Полная самостоятельность действий при получении информации, составляющей коммерческую тайну другого лица, может быть доказана «исследователем» путем указания на сведения, анализ которых послужил получению указанной коммерческой тайны. В данном случае можно провести аналогию с таким условием патентоспособности объектов промышленной собственности как новизна (неизвестность из предшествующего уровня техники). Другими словами, как указывает Закон о коммерческой тайне, информация, составляющая коммерческую тайну, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является третье лицо.

Следует отметить то обстоятельство, что, несмотря на возникновение у обладателя права на информацию, составляющую коммерческую тайну, данное лицо сохраняет обязанность предоставления информации органам государственной власти.

Среди основных понятий, введенных Законом (ст. 3), следует отметить такие, как предоставление коммерческой тайны и ее разглашение. Под предоставлением коммерческой тайны понимается ее передача обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Разглашением коммерческой тайны считается действие или бездействие, в результате которого коммерческая тайна в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия ее обладателя либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Таким образом, можно говорить о том, что подавляющее большинство споров, связанных с коммерческой тайной, касаются ее предоставления уполномоченным государственным органам.

Более того, в ст. 15 предусмотрена ответственность (без указания на ее вид) обладателя коммерческой тайны за ее непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, а также за воспрепятствование ее получению должностными лицами этих органов тайне и на определение перечня и состава такой информации с учетом исключений, о которых будет сказано ниже, принадлежит обладателю коммерческой тайны. Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом. Коммерческая тайна считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем коммерческой тайны мер по охране ее конфиденциальности, а также если получающее информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что она является коммерческой тайной, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу коммерческой тайны лицо не имеет на ее передачу законного основания.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (т.е. в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны), приведен в ст. 5 Закона. Это сведения:

- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения;

- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах;

- о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в своей деятельности;

- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Что же касается оснований прекращения прав на коммерческую тайну, то здесь следует вспомнить правомочие обладателя на раскрытие информации, составляющей коммерческую тайну (в частности, путем отмены соответствующего режима), вследствие чего она перестает охраняться в указанном режиме. Право на отмену режима коммерческой тайны может быть использовано обладателем только в том случае, если это не нарушает обязательств, принятых им на себя, при заключении лицензионных или иных договоров. Иными словами, если обладатель коммерческой тайны не связан сопутствующими обязательствами, режим коммерческой тайны может быть отменен. Исходя из возможности реализации указанного правомочия можно сделать вывод о том, что одним из оснований прекращения прав на коммерческую тайну является раскрытие обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, путем отмены соответствующего режима. Вместе с тем, можно говорить и об обратном порядке действий правообладателя - отмене режима коммерческой тайны путем раскрытия соответствующей информации.

Следует также отметить тот факт, что срок действия режима коммерческой тайны определяется временем действия условий, необходимых и достаточных для признания соответствующей информации коммерческой тайной. Другими словами, режим коммерческой тайны может быть установлен обладателем как на определенный срок, так и бессрочно. То есть основанием для прекращения прав на коммерческую тайну является истечение срока, на который был установлен режим коммерческой тайны, вследствие чего информация перестает охраняться в указанном режиме, что предполагает возможность ее дальнейшего свободного использования третьими лицам. Данное основание прекращения права на коммерческую тайну может быть объяснено тем, что информация подвержена моральному устареванию и по истечении установленного срока уже не имеет коммерческой ценности в силу неизвестности третьим лицам, а, следовательно, не может считаться коммерческой тайной. При этом в случае, если конфиденциальная информация имеет ценность независимо от времени, режим коммерческой тайны целесообразно установить на неопределенный срок и, следовательно, указанное основание реализовано быть не может. Таким образом, истечение срока действия режима коммерческой тайны является частным случаем и применяется только при установлении указанного режима на определенный срок.

Как уже указывалось ранее, в отношении коммерческой тайны возможно заключение гражданско-правовых договоров, предусматривающих передачу определенных прав полностью или частично. Кроме того, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность прекращения и расторжения договора, в частности, на основании истечения срока договора и по соглашению сторон. Именно поэтому можно сказать о том, что существует еще одно основание прекращения прав на коммерческую тайну - это прекращение указанных прав в силу условий договора либо иного соглашения.

Итак, основаниями возникновения прав на коммерческую тайну можно считать:

1. установление режима коммерческой тайны в отношении определенной информации;

2. заключение договора о передаче информации. Составляющей коммерческую тайну, между ее обладателем и контрагентом;

3. получение сведений, составляющих коммерческую тайну, должностным лицом органов государственной власти на основании его служебного положения;

4. получение информации, составляющей коммерческую тайну другого лица в ходе самостоятельного и независимого исследования.

2.4 Возникновение и прекращение прав на государственную тайну

Законодательством о государственной тайне не урегулированы и полной мере отношения, возникающие в части информационной собственности, связанной с государственной тайной. Здесь законодатель прямо провозглашает право собственности на информацию, составляющую государственную тайну, вводит понятие собственника такой информации, говорит о распоряжении такой собственностью.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Так, в Законе РФ «О государственной тайне» устанавливается, что должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, если эта информация относится к государственной тайне. Определяется также, что материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых и договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. Устанавливается, что в договоре должны предусматриваться обязательства собственника информации по ее нераспространению. Если собственник информации отказывается от подписанного договора, он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственнику информации, составляющей государственную тайну, предоставляется право обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права.

В соответствии с законом о государственной тайне допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, может производиться с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, является наличие лицензии на такую деятельность.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Обязательным условием при этом является наличие у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведении соответствующей степени секретности, а у граждан -- соответствующего допуска.

В договоре на проведение совместных работ должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при совместных работах возлагается на их заказчика.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Субъекты, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. Носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются соответствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством о государственной тайне.

Как мы ранее говорили информация -- достаточно сложное явление, составляющее философскую категорию, которая в таком «чистом» виде вряд ли поддается правовому регулированию, как и материя или энергия вообще, в философском их смысле.

На самом же деле законодательством о государственной тайне регулируются отношения по поводу обращения не просто информации, составляющей государственную тайну, а конкретных сведений, относимых в установленном порядке к государственной тайне (в соответствии с четко установленными перечнями), которые переносятся на материальные носители. Следовательно, формируется информационный объект, который в целом и составляет объект государственной тайны. Мало того, именно на носителе и устанавливается гриф секретности.

Таким образом, можно сказать, что государственная тайна представляется сложным составным объектом, информационным объектом. При регулировании отношений, связанных с собственностью по поводу сведений, составляющих государственную тайну, было бы, полезно применить информационный подход, основанный на принципе двуединства информации и ее носителя и базирующийся на информационных правомочиях - право знать, право применять содержание информации в собственной деятельности и право передавать и тиражировать информацию. Тогда указанные выше отношения «собственности на государственную тайну» можно было бы урегулировать, применяя понятия «производитель государственной тайны», «обладатель государственной тайны» и «потребитель государственной тайны».

Рассуждая о проблемах информационной собственности применительно к государственной тайне, следует отметить тот факт, что в институте государственной тайны наблюдается более жесткая «привязка» информации, составляющей государственную тайну, к ее материальному носителю. С информационной точки зрения, по сути дела, речь идет о собственнике материального носителя со сведениями, относящимися к государственной тайне. При регулировании отношений собственности на такой объект необходимо жестко регламентировать не только передачу материального носителя, но и обязанность собственника определять состав обладателей и потребителей такой информации, устанавливать их права на использование информации на этом носителе (право знать, право применять, право передавать информацию), а также контроль за соблюдением таких прав.

Следующая составляющая института государственной тайны - это правовой механизм ограничения доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября.1995 года № 1050).. При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.

Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

ь Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

ь Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне ; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

ь Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - органы безопасности). Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

· признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

· наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

· постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

· выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

· уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне. Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;

дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

ь Ознакомление гражданина или должностного лица с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 26 Закона о государственной тайне).

ь Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Следует учесть, что согласно ст. 25 Закона о государственной тайне руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями и в таких объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

Процедура засекречивания представляет собой установление для информации одной из трех степеней (грифов) секретности. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

o первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

o вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

o третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Следует отметить, что государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Закон регламентирует порядок оборота государственной тайны. Ее передача осуществляется после проведения соответствующей экспертизы и оформляется специальным соглашением. Новый хранитель сведений, составляющих государственную тайну, обязан соблюдать режим ограниченного доступа и защиты. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, также детально регламентирована Правительством РФ Положение о порядке подготовки к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (утв. Постановлением Правительства РФ от 2августа1997 года № 973)// Консультант плюс..

Основаниями для рассекречивания сведений, т.е. снятия ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, отнесенных в РФ к государственной тайне;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, не целесообразна.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях это срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны См.: Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ее структура и состав по должностям, утвержденное Указом Президента РФ от 20 января 1996 г. № 71 (в ред. от 14 июня 1997 г.). СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 268..

Правом изменения действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Такие решения подлежат согласованию с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Носители могут быть рассекречены и до истечения этих сроков, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.

Руководители государственных архивов РФ наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев, рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ, подавшие запрос.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном Законом «О государственной тайне» порядке.

Система защиты (охраны) государственной тайны построена для того, чтобы эта тайна не стала достоянием как внешних противников Российской Федерации, так и враждебных элементов внутри Российской Федерации. В этом выражается понимание государственной тайны как функции государства по отношению к обществу и личности.

Таким образом, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

Ш Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

Ш Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав.

Ш Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

Ш Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий.

Ш Ознакомление гражданина или должностного лица с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Ш Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

ГЛАВА III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

3.1 Понятие информационной безопасности

Информатизация современного общества привела к формированию новых видов преступлений, при совершении которых используются вычислительные системы, новейшие средства телекоммуникации и связи, средства негласного получения информации и т.п. За последние 10-15 лет резко увеличилось количество преступлений с использованием вычислительной техники или иной электронной аппаратуры, хищения наличных и безналичных денежных средств. Для совершения преступлений все чаще используются устройства, в основе которых лежат высокоточные технологии их изготовления и функционирования, иными словами, это преступления, в которых используются высокие технологии.

Безопасность информации -- это свойство (состояние) передаваемой, накапливаемой, обрабатываемой и хранимой информации, характеризующее ее степень защищенности от дестабилизирующего воздействия внешней среды (человека и природы) и внутренних угроз, то есть ее конфиденциальность (секретность, смысловая или информационная скрытность), сигнальная скрытность (энергетическая и структурная) и целостность -- устойчивость к разрушающим, имитирующим и искажающим воздействиям и помехам.

Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Сущность защиты информации состоит в выявлении, устранении или нейтрализации негативных источников, причин и условий воздействия на информацию. Эти источники составляют угрозу безопасности информации. Цели и методы защиты информации отражают ее сущность.

В этом смысле защита информации отождествляется с процессом обеспечения информационной безопасности, как глобальной проблемы безопасного развития мировой цивилизации, государств, сообществ людей, отдельного человека, существования природы.

При этом понятие информационная безопасность характеризует состояние (свойство) информационной защищенности человека, общества, природы в условиях возможного действия угроз и достигается системой мер, направленных:

· на предупреждение угроз. Предупреждение угроз -- это превентивные меры по обеспечению информационной безопасности в интересах упреждения возможности их возникновения;

· на выявление угроз. Выявление угроз выражается в систематическом анализе и контроле возможности появления реальных или потенциальных угроз и своевременных мерах по их предупреждению;

· на обнаружение угроз. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и конкретных преступных действий;

· на локализацию преступных действий и принятие мер по ликвидации угрозы или конкретных преступных действий;

· на ликвидацию последствий угроз и преступных действий и восстановление статуса.

Так, по мнению начальника отдела по делам о преступлениях в сфере экономики и компьютерной информации Контрольно-методического управления Следственного комитета при МВД РФ Г.Егорова, в СССР первое преступление было совершено в 1979 году в Вильнюсе. Ущерб государству тогда составил 80 тысяч рублей - на эти деньги можно было приобрести 8 автомобилей "Волга". В 1997 году в сфере высоких технологий на территории России было зафиксировано уже 300 преступлений, а в 2000 году - более 1300. Анализ статистических данных о количестве зарегистрированных и раскрытых преступлений в сфере компьютерной информации показывает, что прекратился процесс роста количества преступлений в данной сфере. Если рост компьютерных преступлений в 2003 году (по сравнению с 2002 годом) составил более 85 %, то в 2004 - 2005 годах он был в рамках 15 - 17 %. Снижение числа зарегистрированных преступлений в сфере компьютерной информации впервые в истории России произошло в 2006 году и составило 13 %, а в 2007 году количество зарегистрированных преступлений в данной сфере снизилось на 18,6 %.

В настоящее время наблюдается рост числа зарегистрированных данного вида преступлений. В 2008 году зарегистрировано преступлений в сфере компьютерной информации (глава 28 УК РФ) - 9010 (+24,5 %), раскрыто - 8419 (+27,3 %).

За последние годы выросло число лиц, осужденных за совершенные преступления в сфере компьютерной информации с 48 в 2000 году до 241 в 2007 году. Небольшое снижение количества лиц, осужденных по приговорам, вступившим в законную силу, было отмечено в 2004 и 2006 годах.

Успехи в области противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации были достигнуты во многом благодаря пониманию руководства МВД и ФСБ России важности борьбы с данными преступлениями, активизации международного сотрудничества, как на двухсторонней, так и многосторонней основе, а также улучшению материально-технической оснащенности правоохранительных органов и постоянному повышению квалификации сотрудников подразделений по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. В последние годы в системе МВД России создана структура территориальных подразделений во главе с Бюро специальных технических мероприятий, охватывающая за малым исключением все регионы Российской Федерации. В зависимости от специфики каждого региона, состояния развитости информационно-телекоммуникационных систем и других особенностей осуществляется дифференцированный подход к постановке конкретных задач по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий.

Однако следует отметить, что, во-первых, латентность данного вида преступлений остается довольно высокой и по некоторым данным достигает 90 - 95 %. Во-вторых, статистика по-прежнему несовершенна. В-третьих, дело не столько в количестве совершаемых преступлений в информационной сфере, а в том, что информационные технологии всё чаще используются в совершении иных преступлений, прежде всего экономического характера. В частности, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий МВД России участвуют в сложнейших расследованиях разного рода мошенничеств, хищений, сокрытия налогов и т.д., которые не попадают в статистику преступлений в сфере компьютерной информации. Жертвами преступников становятся учреждения, предприятия и организации, использующие автоматизированные компьютерные системы для обработки бухгалтерских документов, проведения платежей и других операций. Чаще всего мишенями преступников становятся банки.

Информационная безопасность определена Доктриной как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная сфера определяется как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты