Рефераты

Понятие необщедоступной информации. Коммерческая и государственная тайна

p align="left">Таким образом, в Доктрине дается несколько иное определение понятия информационной сферы, основанного на расширенном его определении: как бы упоминается состав этой сферы информация, информационная инфраструктура, субъекты информационных правоотношений. Информационные процессы даны в усеченном виде, отсутствуют процессы производства информации (возможно, под производством информации понимается ее формирование). Добавлена также правовая составляющая информационной сферы как система регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Информационная сфера рассматривается как системообразующий фактор жизни общества, которая активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Мало того, национальная безопасность РФ существенно зависит от обеспечения информационной безопасности и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. В настоящее время действует ряд законов и международных соглашений в сфере защиты информации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Российская газета, №4131 от 29 июля 2006 г. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 333, Постановление Правительства РФ от 31августа2006 года № 532, "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5479., Приказ ФСТЭК РФ от 0 февраля 2010 года № 58 "Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.02.2010 № 16456) и многие другие. Российская газета,№5125 от 5 марта 2010 г.

Таким образом, защита информации -- это деятельность собственника информации или уполномоченных им лиц по:

· обеспечению своих прав на владение, распоряжение и управление защищаемой информацией;

· предотвращению утечки и утраты информации;

· сохранению полноты, достоверности, целостности защищаемой информации, ее массивов и программ обработки;

· сохранению конфиденциальности или секретности защищаемой информации в соответствии с правилами, установленными законодательными и другими нормативными актами.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления: запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

3.2 Защита коммерческой тайны

Коммерческая тайна -- режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Любая компания имеет свой личный опыт в сфере ведения бизнеса и обладает уникальным набором собственных разработок и инструментов, которые способствуют ее процветанию на рынке. Информация о таких инструментах, по естественным причинам, является объектом пристального внимания конкурентов, желающих получить сведения о разработках компании для применения в своих интересах. Конечно, компания - обладатель такой информации - строго следит за тем, чтобы данные не были раскрыты: старается не допускать к ним посторонних лиц и отстаивать свои права по защите информации всеми законными способами. Для достижения этих целей юристы компании опираются на положения российского законодательства, определяющего такую информацию как коммерческую тайну и защищающего права обладателей коммерческой тайны.

Закон «О коммерческой тайне» Ст.10 называет меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, они должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Последняя из обязательных мер по защите информации - заключение с работниками и контрагентами соглашений о соблюдении конфиденциальности. Такое соглашение можно как оформить отдельным документом, так и включить в качестве соответствующего положения в трудовой договор (с работниками) либо в гражданско-правовой договор (с контрагентами).

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, которые мы сейчас перечислили.

Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений охватывает систему мер, принимаемых работодателем, чтобы избежать доступа к конфиденциальной информации третьим лицам. Для этого работодатель должен:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны (п.1,Ст.11 Закона).

Нарушение контрагентом соглашения о соблюдении конфиденциальности дает компании возможность в судебном порядке взыскать с недобросовестного контрагента убытки, причиненные разглашением такой информации. При этом в связи с тем, что доказать такие убытки крайне сложно, рекомендуется указывать в договоре, что сторона, нарушившая режим конфиденциальности, уплачивает помимо убытков штраф в оговоренном размере.

Нужно иметь в виду, что ответственность работников компании ограничена согласно статье 238 Трудового кодекса РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ //В редакции от 30 декабря 2008 года//Собрание законодательства ,2008,№34. только реальным ущербом, причиненным работодателю. Так как последствия разглашения коммерческой тайны заключаются, в основном, в упущенной выгоде, то работники компании таким образом уходят от реальной материальной ответственности за нарушения, связанные с раскрытием конфиденциальной информации. Единственным эффективным средством наказания в данном случае будет увольнение по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса за разглашение коммерческой тайны. Однако в случае разглашения коммерческой тайны работником, уже не состоящим в трудовых отношениях с компанией, компания вправе взыскать с него любые убытки, вызванные таким разглашением, включая и упущенную выгоду. Указанная ответственность действует в течение трех лет с момента увольнения работника либо в течение иного срока, если он специально определен в соглашении с работником.

Мы считаем, что компания должна иметь собственный комплекс мер по защите коммерческой тайны. От работников требуется следить за тем, чтобы конфиденциальные документы не находились на виду; чтобы в отсутствие сотрудников на рабочем месте их кабинеты были закрыты, а конфиденциальная информация убрана в столы или запирающиеся шкафы; чтобы при включении компьютеров система требовала ввода паролей, а переносные компьютеры были прикреплены к столам, и т. п.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах установленной для них компетенции законодательством РФ. Лица, обладающие коммерческой тайной, обязаны предоставить ее органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления по их требованиям в пределах компетенции указанных органов в случаях, установленных законодательством РФ.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательством РФ, от разглашения и неправомерного использования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.

Для реализации требований Федерального закона «О коммерческой тайне» необходимо создание и внедрение комплексной системы защиты информации. Информация приобретает статус коммерческой тайны, если отнесена к коммерческой информации на законном основании и к ней применены меры по ограничению ее распространения, то есть в отношении нее введен режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны считается установленным после выполнения следующих мер:

· Составление перечня защищаемой информации. Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, является одним из основополагающих внутренних документов компании, регламентирующий информацию, которая относится к коммерческой тайне. Данный документ составляется согласно законодательно установленных критериев и норм.

· Организация доступа к информации. Разрабатывается комплекс внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок доступа и учет должностных лиц к информации, составляющей коммерческую тайну, а также объем данных, к которым они могут получить доступ. Организовывается технический доступ, предполагающий применение технических средств ограничения доступа сотрудников к тем или иным информационным ресурсам компании.

· Реализация договорных отношений между работниками компании, контрагентами по использованию данных, являющихся коммерческой тайной.

· Нанесение на материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию, грифа “Коммерческая тайна”.

· Ознакомление и инструктаж персонала компании по внутренним процедурам работы с информацией, являющееся коммерческой тайной.

Обладатель коммерческой тайны может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в законе, через федеральный антимонопольный орган) или в судебном порядке (через суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законах.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность -- дисциплинарная, гражданско-правовая, и уголовная.

Новый российский Кодекс об административных правонарушениях не содержит норм, которыми бы устанавливалась ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия его работниками или иными лицами. Разглашение коммерческой тайны предприятия может повлечь за собой и привлечение виновного лица к уголовной ответственности. Ответственность может наступить только за умышленные действия должностных лиц предприятия, которые привели к утечке сведений, а также нанесли предприятию имущественный и иной ущерб.

Несмотря на то, что понятие «коммерческая и служебная тайна» - категория гражданско-правовая, ответственность работников предприятия за допущенную утечку информации, являющейся такой тайной в соответствии с Гражданским кодексом не наступает. Данный вопрос регулируется российским Трудовым Кодексом, поскольку между предприятием (нанимателем) и работником существуют трудовые отношения. Однако меры гражданско-правовой ответственности могут применяться к лицам, которые, хоть и не состояли в трудовых отношениях с предприятием, но находились с ним в иных, например, договорных правоотношениях. Зачастую сведения, которые касаются деятельности одного предприятия, становятся известны другому предприятию в связи с исполнением заключенных договоров, реализации совместных проектов и т.д. Почти всегда в таких случаях тексты проектов договоров и соглашений, которые подписываются сторонами, содержат положения о недопустимости разглашения сведений, носящих конфиденциальный характер и составляющих предмет коммерческой тайны предприятия. Стороны, кроме этого, как правило, в соответствии с принципом свободы договора, устанавливают ответственность за нарушение данных положений договора (соглашения) - т. о. в случае разглашения коммерческой тайны контрагентом пострадавшая сторона имеет право взыскать с него прямой и косвенный ущерб (упущенную выгоду), причиненный подобным действием. Ответственность наступает и в случае умышленных действий, и тогда, когда утечка информации произошла в результате неосторожности контрагента (его работников).

Представляется, что разглашение контрагентом сведений, хоть и относящихся к предмету коммерческой тайны пострадавшего предприятия, но не отраженные в тексте подписанного договора как конфиденциальные и не подлежащие распространению, не может служить основанием привлечения контрагента к ответственности.

Трудовой Кодекс РФ содержит положения, устанавливающие материальную ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю (ст. 238). Однако ее размер ограничен одним средним месячным заработком работника (ст. 241 ТК). Возможность взыскания ущерба в полном объеме существует лишь в случаях, когда с работником был в установленном порядке подписан договор о полной материальной ответственности (ст. 242 ТК).

Следует отметить, что законом с работника разрешено взыскивать лишь прямой ущерб, а косвенный (упущенная выгода) взысканию в любом случае не подлежит (ч.1 ст. 238 ТК). Поскольку ущерб от установленного факта разглашения коммерческой тайны предприятия очень трудно поддается имущественной оценке, можно сделать вывод о том, что с виновного работника вряд ли возможно взыскать сумму возмещения, которая реально восполнила бы утечку конфиденциальных сведений о предприятии к третьим лицам.

Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные ст.183 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать следующим критериям:

1. иметь ценность для ее обладателя (то есть обладатель этой информации при прочих равных условиях должен иметь преимущество перед остальными участниками рынка, такой информацией не владеющими);

2. не быть известной третьим лицам. Если мы владеем информацией, необходимой для достижения успеха, но при этом ту же самую информацию можно найти в общедоступных источниках (например, Интернет, СМИ), то мы не сможем защитить наши права на такую информацию в случае их нарушения;

3. быть защищенной от ее получения третьими лицами на законных основаниях (за исключением тех случаев, когда обладатель информации предоставляет ее по мотивированному требованию государственных органов);

4. обладатель такой информации должен ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (то есть разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту такой информации).

В заключении отметим, что правовая охрана прав на коммерческую тайну возникает с момента установления фактической монополии обладателя на информацию составляющую для него коммерческую тайну (в соответствии с требованиями, установленными законом), и действует бессрочно на весь период соблюдения этих требований, предъявляемых к охраняемой тайне.

Охраноспособность прав на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) прав на коммерческую тайну.

3.3 Защита государственной тайны

Потребности общества в расширении свободного обмена информацией сочетаются с необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. Объектом тяготения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Советское уголовное законодательство неоднократно обращалось к вопросу о мерах, обеспечивающих охрану государственной тайны, о мерах борьбы со шпионажем. Задачи усиления охраны государственной тайны в послевоенное время нисколько не ослабли, а, наоборот, усилились. Поэтому изданный 9 июня 1947 года указ, установив единство уголовного законодательства по этому вопросу, предусмотрел три состава преступления: разглашение государственной тайны, утрату документов и иных материалов, содержащих государственную тайну, и оглашение за границей изобретений, открытий и усовершенствований, составляющих государственную тайну. За совершение перечисленных видов преступлений указом предусмотрены различные наказания -- от четырех до двадцати лет заключения в исправительно-трудовых лагерях, если только эти действия не должны быть квалифицированы как измена родине: или шпионаж.

Еще в 1926 году Совет Народных Комиссаром СССР опубликовал перечень сведений, составляющих государственную тайну. Этот перечень в настоящее время уже устарел. Поэтому в июне 1947 года Совет Министров СССР опубликовал свое постановление «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону». В этом перечне выделены: сведения военного характера, сведения экономического характера, сведения об открытиях, изобретениях и усовершенствованиях невоенного характера и сведения иного рода.

Таким образом, к середине 1947 года советское уголовное законодательство обогатилось четырьмя в высшей степени важными законами, направленными на усиление борьбы с преступностью в условиях послевоенного времени.

В настоящее время в адрес российских правоохранительных органов и суда звучат упреки как внутри страны, так и в основном из-за рубежа. В этой части была принята в 2007 г. специальная Резолюция Парламентской Ассамблее Совета Европы "О шпиономании в России". Анализировался ряд громких дел по обвинению в шпионаже ученых, журналистов и адвокатов в России. Признали нарушение фундаментальных принципов, гарантирующих справедливость судебных разбирательств по делам неоправданного ограничения свободы выражения мнения и информации, судебные процессы имели затяжной характер, длительные сроки предварительного заключения, нарушался принцип равенства сторон, судебные заседания были закрытыми, что не укрепляло уверенность общественности в их справедливости, жесткость назначенных наказаний в виде лишения свободы, не совпадающая с практикой других стран - членов Совета Европы.

Защите государственной тайны, посвящена глава VI Закона «О Государственной тайне». К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах, соответствующих территории:

- обеспечивают защиту преданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

- обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства РФ;

- обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

- реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и представлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

- вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

Органы судебной власти:

- рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;

- обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

- обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

- определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Административно-наказуемыми деяниями в области защиты государственной тайны по Кодексу об административных нарушениях РФ являются нарушения правил защиты информации (ч.ч. 3 и 4 статьи 13.12 КоАП РФ) и незаконная деятельность в области защиты информации (ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ).

Нарушения правил защиты информации в рассматриваемой области проявляются:

во-первых, в нарушении условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 3 ст. 13.12 КоАП РФ);

во-вторых, в использовании несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 4 ст. 13.12 КоАП РФ).

Незаконная деятельность в области защиты информации в данной области заключается в занятии видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 2 ст. 13.13КоАп РФ).

Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст.183 УК РФ, а так же за государственную измену ст. 275 Уголовного кодекса РФ. Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно"; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.

Таким образом, обеспечение безопасности государства заставляет делать исключение из общего принципа открытости информации, вводить ограничение в сфере поиска, получения, хранения и обмена информацией, устанавливать режимы защиты сведений, составляющих государственную тайну. Правовой институт государственной тайны - инструмент современного демократического государства. Институт государственной тайны на сегодня является основной составляющей системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее место в системе национальной безопасности государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что правоотношения, складывающиеся по поводу информации, весьма разнообразны и регулируются нормами Конституции РФ, Гражданского и иных кодексов РФ, а также различных законов, включая Закон о коммерческой тайне, о государственной тайне, и подзаконных нормативных актов, то есть содержатся как в специальных нормативных актах, так и в источниках иных отраслей права. Следует отметить также тот факт, что содержание правовых норм об информации вносит некоторую путаницу в определение понятия информации как объекта гражданских правоотношений.

Всю информацию, как объект правового регулирования, можно разделить на две большие группы - это общедоступная информация, необщедоступная информация. В своей дипломной работе мы рассмотрели два вида необщедоступной информации , такие как коммерческая тайна и государственная тайна.

Коммерческая тайна, являясь одним из важнейших средств обеспечения конкурентоспособности и защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности и представляя собой понятие, исторически сложившееся в российской правовой доктрине и закрепленное в российском законодательстве, имеет в силу своей оригинальности по сравнению с другими способами защиты необщедоступной (закрытой) информации приоритетное значение перед такими часто используемыми в российской и зарубежной деловой практике терминами как торговые секреты, секреты производства, торговая тайна, производственная тайна и т.п.

Характеризуя коммерческую тайну как объект гражданских правоотношений, законодатель наделил ее тремя следующими существенными признаками: ее действительная либо потенциальная ценность в силу неизвестности третьим лицам, отсутствие доступа на законном основании и принятие правообладателем мер к охране ее конфиденциальности. При этом анализ правоприменительной практики, проектов нормативных актов и научной литературы позволяет говорить о том, что субъектами прав на коммерческую тайну являются правообладатель (при этом ни одно научное исследование не говорит о собственнике) и конфидент коммерческой тайны. В качестве указанных субъектов могут выступать российские и иностранные предприниматели - как без образования юридического лица, так и юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, а также физические лица.

Право на коммерческую тайну представляет собой исключительное право особого рода, не являющееся исключительным правом в его традиционном понимании, но близкое природе исключительного права. Что касается содержания прав на коммерческую тайну, то сюда можно отнести право устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны, право использовать коммерческую тайну, а также право на защиту коммерческой тайны любыми законными способами. Основаниями для возникновения указанных прав являются установление режима коммерческой тайны, заключение соответствующего договора, получение таковых сведений должностным лицом государственного органа, а также самостоятельное получение конфиденциальной информации в ходе независимого исследования, систематических наблюдений или иной деятельности. То есть имеются в виду случаи, когда третье лицо законным путем получит аналогичные сведения и предпочтет сохранению в тайне их обнародование и (или) получение на них соответствующего охранного документа - патента.

К основаниям прекращения прав на коммерческую тайну относится отмена соответствующего режима либо истечение его срока, содержание условий договора или иного соглашения, а также отнесение указанной информации к перечню сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Защита прав на коммерческую тайну осуществляется на основании заключения лицензионного договора или договора о передаче ноу-хау при фактическом его использовании третьим лицом - добросовестным приобретателем в своих интересах, а также в судебном порядке всеми предусмотренными законом способами.

Распоряжение коммерческой тайной выражается через раскрытие указанной информации, а также передачу прав на нее другому лицу в соответствии с гражданско-правовым договором.

Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности , Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

Основными объектами информационных правоотношений в области государственной тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности.

Законодательство РФ в области государственной тайны определяет состав субъектов правоотношений государственной тайны и устанавливает их полномочия в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Это: Палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, органы судебной власти.

Статья 5 Закона устанавливает перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и «оперативно-розыскной деятельности.

Следующая составляющая института государственной тайны - это правовой механизм ограничения доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050) // www.dvabop.narod.ru При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Закон о государственной тайне обеспечивает защиту интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций посредством определения перечня информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне.

Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ.

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с Законом «О государственной тайне» полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства РФ организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Вышеуказанные теоретические выводы и практические предложения основываются на анализе российского законодательства, правовой доктрины и правоприменительной практики, опыта международно-правового регулирования коммерческой тайны, а также соответствующего опыта зарубежных государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции ФЗ от 30декабря 2008 года) // Российская газета от 23 декабря 1993 года. - №237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (в редакции ФЗ от 24 февраля 2010 года № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ (в редакции от 17 июля 2009 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №43.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Российская газета от 15 января 2009. - №3.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства. - 2008. - № 34.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - №67.

8. Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356.

9. Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть 1). Ст.3431.

10. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3.

11. Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №32.

12. Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 года №491 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

13. Постановление правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года №870 «Об утверждении правил отнесений сведений составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

14. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года №443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. Ст.416.

Исторические источники:

1. Уголовное уложение. Санкт-Петербург. Сенатская типография, 1903. С. 24.

2. Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1845. С. 56.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1956. С.700.

4. Розенберг В.В. Промысловая тайна. СПб, - 1910. С.167.

Научная и учебная литература:

1. Агапов А.Б. Информационное законодательство России. - М., Издательство «Горизонт», 2003. С. 45.

2. Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1998. С. 25.

3. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций. Садиков О.Н. - М.: Юристъ, 2006. С.56.

4. Городов О.А. Комментарий к ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». - СПб.: Питер, 2003. С. 67.

5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М.: «Статут», 2005. (Классика российской цивилистики). С. 89.

6. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2007. С. 345.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Госиздат, 1963. С.900.

8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2009. С. 126.

9. Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: «Статут», 2007. (Классика российской цивилистики). С. 231.

10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). - М.: Фирма «Спарк», 2005. С. 145.

Периодическая печать

1. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Научно-техническая информация. - 2006. - №5.

2. Гаврилов Э.В. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны // Хозяйство и право. - 2006. - № 11.

3. Зубченко Е.C. Государство и гражданин // Новые известия. - 2010. - №4.

4. Ловцов Д.А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна» // Законность. - 2003. - №23.

5. Отнюкова Г.Д. Коммерческая тайна // Закон. - 2008. - №2.

6. Кравченко Ф.С. Доступ к информации как предмет Российкого законодательства // Государство и право. - 2007. - №53.

7. Пилипенко Ю.С. К вопросу о классификации правовых тайн.//Вестник. - 2008. - №56.

8. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. - 2008. - №5.

9. Северин В.А. Право и информация. Вестник Московского Университета. // Право. - 2005. - №4.

10. Трунов И.Л. Секреты государства Российского//Право-2009-№45

11. Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве. // Служба. - 2007. - №3.

12. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды. // Государство и право. - 2008. - №6.

13. Е.В. Шишмарева. Признак коммерческой тайны - неизвестность информации третьим лицам //Юрист. - 2006. - №6.

Материалы интернета:

1. Столяров Н.В.“История и становление организации защиты государственной тайны в России”, http:// www.lawer.ru

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ, http: //www.minfin.ru

3. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050)//http : // www.dvabop.narod.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты