1.Право -- это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.
Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле - это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п. Источник права в формальном (юридическом) смысле - это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:
нормативный правовой акт;
Нормативный правовой акт -- официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[
нормативный договор;
Нормативный договор -- один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).
правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
правовой обычай;
Правовойобычай -- исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права.
религиозные догмы;
правовая доктрина;
принцип права;
правосознание.
Правосознание -- это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах.
2. Государство, его основные признаки. Формы правления
Государство-- организация общественной жизни.
Признаки государства.
Функции государства.
Формы правления.
Возникновение государства -- это длительный исторический процесс на основе социальных, хозяйственных сдвигов в обществе.
Главный институт политической системы -- государство, отличительной чертой которого является суверенность (верховная власть, независимость).
Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие, Суверенитет -- это право проведения самостоятельной внутренней и внешней политики.
Важным признаком государства является защита и охрана внешних границ, целостности и единства государства. Государство издает законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. Государственная власть имеет в своем распоряжении, профессиональный аппарат управления, а также специальные вооруженные отряды людей -- армию, полицию, разведку и т.д. Так как государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества, но в рамках закона.
Только государство вводит единую для всего общества денежную единицу и осуществляет ее эмиссию. От имени общества государство проводит внешнюю политику в интересах самого общества.
Функции государств:
защита общих интересов населения (границ, правопорядок, стабильность граждан. Права и свободы).
осуществление государственного управления:
а) законодательная -- издания закон обязательных для всех
б)судебная -- защита законных прав и свобод каждого члена общества
в) исполнительная -- управление повседневной деятельностью общества и защита интересов общества и т.д.
Современная политология выделяет две формы государственного правления:
монархия (абсолютная, конституционная).
республика (президентская, парламентская).
также существует много смешанных форм правления ( например в Испании, Норвегии Швеции монарх реально участвует в управлении государством, а в Японии, Великобритании монарх осуществляет только представительские функции, а все управление государством находится в руках выборного органа парламента.
Исторически также выделяют следующие формы: аристократия (власть лучших), демократия (власть народа, олигархия (власть немногих, охлократия (власть толпы).
Государство представляет собой сложный механизм, посредством которого осуществляется политическая организация и функции общества
Государство обладает символами, которые охраняются и защищаются законом -- название (имя), герб, флаг, гимн. Символом государства также является его глава (президент, премьер, монарх и т.д.), который олицетворяет собой все общество и является гарантом конституции страны, прав и свобод граждан. Государство призвано защищать интересы своего гражданина, в каком уголке мира он бы ни находился. Истории известны различные типы государства -- рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое. ' дому типу присущи свои формы.
Монархия -- власть одного человека, передаваемая по наследству. Различают: абсолютную, сословную, выборную, парламентскую монархию.
Демократия -- народовластие, всеобщая избирательная система, выборность, сменяемость институтов власти, многопартийность, наличие оппозиции, свободы средств массовой информации.
Олигархия -- власть немногих, как правило, состоятельных людей общества, которые влияют на власть и контролируют ее.
Охлократия -- власть толпы в силу каких-то стихийных, неорганизованных событий.
Аристократия -- власть лучших.
Тирания -- единоличная власть, основанная на насилии, беззаконии и произволе.
Билет 2
1.Право и Правосознание
1.Право -- это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правосознание -- это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Структура правосознания
1. Правовая идеология (отношение общества к праву в целом -- правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
2. Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
3. Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
4. Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
5. Субъективная воля индивида -- способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
Виды правосознания
1. Индивидуальное -- личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
2. Групповое -- отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
3. Корпоративное -- правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
4. Массовое -- правосознание обширных масс людей.
5. Общественное -- отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).
2. Правовая норма и её структура
1. Норма права
2. Структура нормы права
Норма права -- это общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющиеся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений -- отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (под институтам).
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов -- гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если -- то следует -- иначе»).
Гипотеза (если…) - элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы -- альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.
Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) - элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомолчивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.
Санкция (иначе…) - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые - категорическое значение санкции, относительно определённые'- орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные- правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Право в системе социальных норм
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики.
БилетЗ
Субъекты права
Право, его роль в жизни человека и общества
1. Субъекты права
СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъективностью).СУБЪЕКТ ПРАВА - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них положение его имеет определенную специфику. Так, в гражданских правоотношениях граждане выступают как физические лица, предприятия, государственные органы и общественные организации - как юридические лица; в административных правоотношениях СУБЪЕКТАМИ ПРАВА выступают государственные органы, должностные лица, граждане.
Признавая гражданина СУБЪЕКТОМ ПРАВА, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам.
2, Право, его роль в жизни человека и общества
Право -- результат исторического развития общества.
Понятие права.
Роль права в обществе.
Всякое человеческое общество испытывает потребность в четкой организации деятельности людей, их поведения с целью защиты жизни членов общества, их собственности, преодолении раздоров, нетерпимости и т.д. Постепенно в ходе истории сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диалога, договоренности.
Право соединило в себе одновременно два смысловых значения. Одно связано с понятием править, управлять, регулировать (отношения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью норм права порядок, на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами. Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законодательстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.
Право -- это особый регулятор общественных отношений человеческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исторически сложившиеся в обществе представления о порядке и справедливости.
Право может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями права. Отраслей права очень много -- конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, и т.д.
Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы человека. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей.
На основе прав люди регулируют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и т.д. Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидуумами, социальными группами, порождает определенные институты -- семью, творческие союзы, потребительские организации и т.д.
Так складывается гражданское общество, где право регулирует отношения, интересы, потребности граждан в различных сферах жизни общества.
Билет 4
Правоспособность. Дееспособность.
Юридическая ответственность, ее виды
1. Правоспособность. Дееспособность
Дееспособность -- способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможность наделять его правами и возлагать на него ответственность, обязанности. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия.
Дееспособность граждан -- это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ГК РФ ст.21). Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Если ограничение правоспособности и (или) дееспособности наступило после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то это влечёт недействительность данного акта.
Гражданская дееспособность наступает в полном объеме:
· с достижением возраста 18 лет (с момента совершеннолетия);
· со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;
· с момента эмансипации
Правоспособность -- установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей[1].
Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Содержание правоспособности юридического лица определяется целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах[5].
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
«Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных, охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.»
2. Юридическая ответственность, ее виды
Понятие-- правовая ответственность.
Виды юридической ответственности.
Понятие правовая (юридическая) ответственность употребляется в двух смыслах. Во-первых, это внутреннее качество гражданина, особенно когда правовая ответственность становится нормой поведения, руководством к действию. Проявляется в уважении человека к праву и правовому закону, в сознательном и добровольном соблюдении всех требований права и закона. Юридически ответственный гражданин глубоко понимает всю важность и необходимость соблюдения права и закона для поддержания порядка и справедливости в обществе. Во-вторых, юридическая ответственность имеет предупредительное значение, что законы нарушать нельзя, что за нарушением закона неотвратимо последует наказание. Нарушение закона -- это правонарушение, порой ведущее к преступлению, поэтому юридическая ответственность -- это ответственность перед законом, перед судом.
Виды юридической ответственности разнообразны и зависят от характера правонарушений. Выделяют уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную ответственность. Наиболее суровый, жесткий и строгий вид ответственности -- уголовная. Это ответственность за преступление, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных показаний, таких как лишение свободы, ссылка, высылка, конфискация имущества и др. Учитывая особую суровость уголовной ответственности, она осуществляется только в судебном порядке.
Билет 5
1. Уголовная ответственность
1.Понятие уголовной ответственности
2. Уголовное правоотношение
Уголовная ответственность -- один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления[1].
Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений
· Уголовная ответственность -- это обязанность лица подлежать действию уголовного закона[13].
· Уголовная ответственность -- это обязанность лица понести лишения (связанные с наказанием и иными юридическими мерами, наложенными на него) как следствие совершения им преступления[14].
· Уголовная ответственность -- это состояние лица, связанное с претерпеванием лишений (наказания и иных мер принуждения), наложенных на него вследствие совершения преступления[15].
· Уголовная ответственность выражается в порицании лица от имени государства в обвинительном приговоре суда[16].
· Уголовная ответственность отождествляется с уголовным правоотношением, сторонами которого являются государство и совершившее преступление лицо[17].
На основании обобщения данных концепций предлагается считать уголовную ответственность комплексным образованием, включающим несколько компонентов или элементов: обязанность лица предстать перед судом за совершение преступного деяния и дать отчёт в содеянном, порицание его самого и совершённого им деяния от имени государства в судебном приговоре, назначенное наказание или иные меры уголовно-правового характера, применённые к лицу, а также судимость[18].
Называются также следующие обязательные признаки уголовной ответственности[19]:
· Уголовная ответственность основана на нормах уголовного права, устанавливающих её основания и границы.
· Субъектом, применяющим уголовную ответственность, является государство, использующее репрессивные (принудительные) методы воздействия.
· Формальным основанием уголовной ответственности является обвинительный приговор суда, выносимый от лица государства.
· Уголовная ответственность возлагается на лицо в особом порядке, предусмотренном нормами уголовно-процессуального права.
· Уголовная ответственность имеет личный характер.
Уголовная ответственность реализуется в особом виде общественных отношений: охранительных уголовных правоотношениях. Относительно характеристик данного вида правоотношений в теории уголовного права ведутся споры, единого мнения нет, пожалуй, ни об одном из их элементов.
Объектом уголовного правоотношения признаётся поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, на которое оказывается воздействие путём изменения его правового статуса. По другим мнениям, объектом уголовно-правового отношения являются уголовная ответственность и меры уголовно-правового характера, интересы и блага, которых лишается преступник, подвергаемый уголовной ответственности и т. д.
Прекращаться уголовно-правовое отношение может при освобождении от уголовной ответственности и от наказания, в силу амнистии или помилования, погашения или снятия судимости, завершения исполнения иных мер уголовно-правового характера, а также в результате изменения уголовного законодательства, имеющего обратную силу или смерти несущего ответственность лица[29]. Некоторые авторы не включают в состав уголовной ответственности судимость, называя её правовым последствием, а не составной частью; в этом случае уголовно-правовое отношение прекращается с отбытием лицом наказания[30].
2. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
Понятие конституции.
Роль конституции, как юридического документа.
Основные принципы и их роль в жизни общества.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция РФ -- первая демократическая Конституция в истории России. Конституция от латинского установление, устройство. Это договор между властью (государством) и народом, в котором народ стремится зафиксировать свои права и свободы, а власть утверждает такую форму правления, при которой должна быть реализована справедливость, т.е. правильность, гарантированность, защита прав и свобод граждан.
Конституция РФ -- основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу. Это означает, что все иные законы и правовые акты, принимаемые в нашем государстве, должны ориентироваться на конституцию, не могут ей противоречить. Если в Конституции сказано, что труд свободен, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, то никакие иные законы и правовые документы не могут вводить принудительного труда и т.д.
Конституция базируется на общечеловеческих ценностях -- нравственные, демократические, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества и т.д.
Роль Конституции:
закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
упорядочить государственную власть (государственное устройство);
утвердить правосудие;
регулировать образование законодательных и исполнительных органов власти;
установить избирательную систему.
Конституция включает совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ; права, свободы и обязанности личности и т.д. Конституция закрепляет принцип взаимной ответственности государства и личности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их соблюдение -- главная обязанность государства. Российское государство обязано также проводить социальную политику, направленную на обеспечение достойной жизни и свободного развития гражданина.
Организация жизни гражданского общества строится на основе идеологического многообразия, многопартийности и т.д. Экономический фундамент общества ориентирован на развитие рыночного хозяйства: закрепляет принцип равенства всех форм собственности. Конституция регулирует наиболее важные личные права: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на тайну корреспонденции, на владение имуществом и т.д.
Билет № 6
Права несовершеннолетних
1. Личное право - что это?
2. Право ребенка на жилище
3. Право на охрану здоровья
4. Семейные права несовершеннолетних
Оно принадлежит каждому с момента рождения, их нельзя отдать, подарить, связано с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства.
* Право на жизнь.
* Право на охрану чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции).
* Право на свободу мысли, слова, свободу массовой информации (ст. 29 Конституции)
* Право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции)
* Право каждого свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции)
Право ребенка на жилище (ст. 40 Конституции)
Право на жилище включает в себя право: на стабильное пользование занимаемым жилым помещением; улучшение жилищных условий; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. В силу особенностей положения ребенка законодатель установил специальные правила, защищающие жилищные права несовершеннолетних. Так, в обеспечение жилищных прав несовершеннолетних Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепил правило, согласно которому приватизация жилья в домах государственного, муниципального, ведомственного фондов может иметь место только при согласии всех совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранностью жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права и законные интересы, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции)
Специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, которые в качестве одной из гарантий реализации данного права гражданами, в том числе несовершеннолетними, устанавливают бесплатное оказание медицинской помощи в государственной и муниципальной системах здравоохранения. В развитие этого положения ст. 20, 22 и 24 Основ закрепляют право детей на определенные льготы в области охраны здоровья.
Семейные права несовершеннолетних
Законодательство РФ обеспечивает несовершеннолетних детей определенными правами и обязанностями. Согласно ст.26 СК РФ несовершеннолетние дети имеют право:
? жить и воспитываться в семье;
? на общение с родителями и другими родственниками;
? на защиту своих прав и законных интересов;
? выражать свое мнение;
? на имя, отчество и фамилию;
? имущественные права и многие другие.
СК РФ предусматривает порядок и основания ответственности родителей за нарушение данных прав несовершеннолетнего ребенка.
В качестве мер ответственности родителей, закон выделяет лишение и ограничение родительских прав.
В ст. 80 СК РФ указано, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, то алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Суд взыскивает с родителей несовершеннолетних детей алименты ежемесячно в размере:
? на одного ребенка - одной четверти,
? на двух детей - одной трети,
? на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2.Проблема национальных отношений и её решение на примере Свердловской области
1. Нации Свердловской области
2. Проблемы национальных отношений
3. Решение национальных проблем
Урал -- традиционное место проживания многих национальностей. Здесь издавна живут татары, башкиры, русские, марийцы, удмурты. Всего более 120 национальностей. Для Урала вопросы межнациональных взаимоотношений всегда были актуальны. Здесь всегда коренные народы жили в мире и дружбе. Надо отдать должное областным органам власти и управления, правоохранительным структурам, руководителям и членам этнических диаспор, поскольку они никогда не допускали межнациональной розни. В нашей области накоплен значительный опыт гармонизации межэтнических отношений, которым мы способны поделиться с другими регионами страны.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения -- материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.
Для решения национально-культурных проблем необходимы определенные условия и соответственно определенная национально-государственная политика. Это большая и серьезная научная тема, она требует специальной разработки. Отметим лишь отдельные моменты. Одним из определяющих условий является социально-политический статус народов, национальных и этнических групп. Оно связано прежде всего с существованием форм национально-территориальной или национально-культурной автономии.
Самым же главным остается вопрос о создании механизма реализации региональных программ в части решения национально-культурных проблем.
Россия - это не просто политическое, экономическое и культурное пространство, но и пространство многочисленных, многообразных и самобытных этнических общностей, забота о возрождении, сохранении и развитии которых, их естественной среды обитания и культуры особо важная задача всех россиян.
Билет 7
1.Уголовная ответственность несовершеннолетних
1, Уголовная ответственность несовершеннолетних.
2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних