p align="left">1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.
6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.
7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.
2. Права человека. Защита прав человека
1. Понятие права.
2, Роль права в обществе.
Классификация прав человека.
Защита прав.
Право -- это исторически сложившаяся система ценностей, регулирующая общественные отношения, нормы человеческого поведения. Право находит свое выражение в системе юридических норм, правил, которые закрепляют в обществе представления о порядке и справедливости. Право может быть закреплено в форме закона, обязательного для выполнения всеми членами общества, или существовать в виде образца, идеала. На основе прав люди регулируют свои интересы: материальные, семейные, нравственные, правовые и т.д. Все права человека условно можно разделить на три группы;
Ограждающие -- право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и репутация, на тайну корреспонденции и др. Эта группа прав защищает человека от любого вмешательства в личную жизнь, в том числе со стороны государства и общества,,
Активность самого человека -- право на свободу творчества, право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право на свободу собраний, право на получение информации и т.д. Эта группа права может быть реализована, если человек сам активно действует, не нарушает закон. Эти права обеспечивают человеку свободу активных действий.
Группа прав3 обязывающая государство и общество заботиться о человеке, создать ему социальную защищенность; право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень и т.д. Это социально-экономические права, защищающие человека от плохой, унизительной для человеческого достоинства жизни: от безработицы, бездомности, нищеты и т.д.
Всякая классификация прав человека условна, т.к. права едины и неделимы. Право только тогда право, когда оно может быть защищено судом. Поэтому в случае нарушения своих прав, а для этого необходимо обладать правовой культурой (знать свои права, уметь их защищать), гражданин -- человек, имеющий права, должен правильно составить исковое заявление, предоставить факты (нарушения прав) и обратиться в соответствующий суд -- Конституционный, гражданский. Самым массовым является районный суд. В случае отказа гражданин обращается в вышестоящий суд -- в городской, областной, республиканский или краевой и, наконец, Верховный Суд. Высшей европейской инстанцией, если гражданин прошел все этапы судебных разбирательств и ему было отказано в защите, является Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.
Билет 8
1. Особенности межличностных отношений
2. Правонарушение, виды правонарушений
Правонарушение -- это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений, противоправное поведение (действие) гражданина или учреждения, организации, предприятия. Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением, всегда кому-нибудь приносит вред (основная величина общественной опасности) -- кража, обман, самоуправство, разбой, мошенничество и т.д. За правонарушение предусматривается определенное законом наказание -- в зависимости от характера правонарушения. Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.
Преступление -- это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию. Преступление -- это всегда поведение, деятельность конкретного человека. Противоправное поведение может быть выражено как в активной деятельности, так и в бездействии -- проступок, при котором законом возлагается обязанность действовать (например: зная о готовящемся преступлении). Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а за убийство, умышленное телесное повреждение, похищение человека, кражу, грабеж и т.д. уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Проступок -- общественно вредное действие, но в отличие от преступления, он не считается общественно опасным. Пьянство, дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, незаконные сделки, прогул и т.д. -- все эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок предусматриваются наказания неголовного характера -- в виде предупреждения, штрафов, возмездного изъятия или конфискации определенных предметов и даже исправительные работы. Проступок в любой момент может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием.
Состав преступления может быть только в деянии -- этим занимается следствие (органы милиции), которое устанавливает факты, умышленно или по неосторожности совершено предусмотренное законом общественно опасное деяние.
Закон понятия состава преступление не раскрывает, он лишь объявляет то или иное деяние -- преступлением.
Если общественная опасность деяния отсутствует, хотя оно и попадает под признаки деяния -- оно не является преступлением, а значит и нет состава преступления, а значит и нет основания для привлечения и уголовной ответственности
Уголовное наказание возможно лишь при установления (доказанности) совершения преступления. В зависимости от общественной опасности выделяют категории:
1 тяжкие преступления (умышленное убийство, бандитизм, хищение и т.д.
2 особо тяжкие (которые караются лишением свободы свыше 10 лет или высшей мерой).
3 не представляющие большой общественной опасности (по неосторожности и не более 5 лет).
Билет 9
1. Правоохранительные органы
1. Понятие правоохранительной деятельности государства
2. роль высших органов Российской Федерации в ее осуществлении
Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы возлагается обязанность защищать общество в целом и каждого отдельного человека от внутренних и внешних противоправных посягательств на жизнь, мирное созидательство, обладание материальными и интеллектуальными средствами. Эту задачу выполняют все государственные органы, каждый в своих сферах деятельности и своими специфическими методами.
Прежде всего, огромное значение для налаживания действительной безопасности и правопорядка в стране имеет деятельность Президента РФ, которого Конституция РФ называет гарантом прав и свобод человека и гражданина и возлагает на него важнейшую ответственность по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России (ст. 80).
Этим вопросам посвящены многие указы Президента РФ, среди которых можно назвать:
· Указ об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации (1999 г. с изменениями 2000 г.);
· Указ о Государственном Совете Российской Федерации (2000 г.);
· Указ о дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации (2000 г.);
· Указ о некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов (2001 г.);
· Указ о вопросах Федеральной службы безопасности Российской Федерации (2001 г.) и т.д.
Органы законодательной власти (прежде всего, Федеральное Собрание РФ) должны обеспечить своевременную разработку и принятие соответствующих законов, которые своими правовыми нормами охраняют и защищают законные права граждан, их объединений и организаций, способствуют укреплению государства и консолидации общества.
Именно законодательное регулирование обеспечивает сбалансированность интересов личности, общества и государства, защиту прав и свобод человека и гражданина как часть концепций государственной безопасности Российской Федерации.
Среди многих важных законов, принятых в последние годы, можно указать следующие федеральные законы:
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г. с изменениями 2001г.);
"О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 г.);
"О политических партиях" (2001 г.);
"О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"".
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. возлагает на исполнительные органы главную ответственность за организацию и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в государстве.Правительством РФ, в частности, были приняты следующие постановления:
"О Государственном комитете по охране окружающей среды" 1999 г.;
"Об организации ведомственной охраны" 2000 г.;
"О государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" 2001г.;
"О государственном предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах" 2001 г.;
"О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 2001 г..
Постоянное внимание Президента, парламента и Правительства уделяется и такому важному подразделению государства, как милиция, управление которой осуществляет министерство внутренних дел. В 2001 г. в Закон "О милиции" были внесены поправки, касающиеся изменения порядка формирования органов внутренних дел.
2. Глобальные проблемы человечества
Понятие глобальные проблемы,
Причины возникновения,
Основные глобальные проблемы.
Характеристика глобальных проблем.
В конце XX века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Глобальные проблемы -- это последствия интенсивной, безудержной, преобразующей деятельности человека, то что охватывает содержание всей мировой цивилизации и самого человека. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия приобретают общемировой характер. Ученые-глобалисты полагают, что XXI век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка современной мировой цивилизации.
К глобальным проблемам относят:
разрыв между развитыми странами запада и развивающимися странами третьего мира;
угроза новой мировой войны;
экологический кризис;
демографическая проблема охраны здоровья человека;
кризис духовных ценностей.
Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии, эффективном производстве и т.д., но в тоже время сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации -- это проблема между «сытым севером» -- небольшая группа высокоразвитых стран и «голодным Югом» -- основная масса стран, живущих в предъиндустриальном или индустриальном обществе.
Сохраняется угроза термоядерного пожара -- глобальное уничтожение всех людей. Человечество накопило огромные арсеналы оружия. Нет современной технологии быстрого уничтожения этого оружия. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок.
Растущее давление техногенной цивилизации на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищение почвы, вод, атмосферы. Гибель природы -- это гибель человечества. Экологическая угроза реальна, и сроки ее от 30 до 100 лет.
Демографическая проблема -- рост населения. В то время как в развитых странах прирост населения минимальный, в Азии и Африке сохраняется слишком высокий уровень рождаемости, что ведет к избыточному приросту населения.. Максимальная численность Земли не должна быть более 10 млн. человек, а с такими темпами роста населения к 30-м годам XXI века человечество может достигнуть этого показателя.
Следующая глобальная проблема -- проблема здоровья. СПИД, наркомания, стрессовые, сердечно-сосудистые и другие заболевания становятся все более массовыми и уносят миллионы жизней.
Кризис человеческой духовности -- страх, тревога, беспокойство пронизывают человеческое существование. Таковы современные проблемы человечества. Они реальны, существуют во взаимосвязи, их нельзя не видеть, но у человечества есть и надежды на их решение. Многие ученые считают, что человечество обладает необходимыми интеллектуальными возможностями и материальными ресурсами для решения глобальных проблем на основе международного сотрудничества.
Билет 10
1. Права и обязанности налогоплательщиков
1. обязанности налогоплательщиков
2. права налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской
Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах.
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели- помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок; обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской
Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. [pic](Налоговый кодекс (часть первая), раздел II, глава 3, статья 23)
ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Налогоплательщики имеют право: получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Всеобщая декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней содержится минимальный объем прав и свобод, которыми должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни, например, право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступ к государственной службе, участие в управлении государственными и общественными делами, в культурной жизни страны и т.д.
Декларация прав человека имеет перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на невмешательство в семейную жизнь, на тайну корреспонденции, на владение имуществом (собственностью). Декларация закрепляет право на гражданство и что никто не может лишить человека этого права или прав изменить свое гражданство. Всеобщая декларация прав человека -- это общечеловеческий идеал права, к которому должны стремиться все народы и все государства.
Многие идеи Декларации нашли отражение в Конституции демократических стран мира. Главная мысль Декларации: у каждого человека на Земле есть неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В центре внимания Декларации находится человек, его права и свободы.
Билет 11
1. Административная ответственность
;
1. Административная ответственность.
2. Установление административной ответственности
Административная ответственность представляет собой один из двух видов административного принуждения и в то же время один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной, гражданской т. д. В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: государственное осуждение поведения правонарушителя, выражающее в наступлении для него отрицательных последствий в виде санкций.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания[1]:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
Установление административной ответственности является правотворческой, точнее - законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном.
Билет 12
1. Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность
Функции дисциплинарной ответственности
Дисциплинарная ответственность -- вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
Гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем (предприятием, учреждением, организацией независимо от организационно-правовой формы собственности), обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину.
Функции дисциплинарной ответственности:
· регулятивная -- направлена на формирование поведения сотрудника (работника), на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;
· превентивная -- предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности (частная превенция), так и другими сотрудниками (работниками) (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий);
· карательная -- предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных для него моральных и материальных последствий;
· восстановительная и воспитательная -- формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность;
2. Правовое регулирование экономики
Роль государства в обществе.
Управление экономикой.
Государство как система управления обществом выполняет ряд общественно значимых функций -- поддержание общественного порядка и стабильности, использование имеющихся возможностей для экономического развития, защита безопасности страны. Для выполнения этих функций Государство располагает законодательными органами (парламент), исполнительными (правительство и министерства), судебными и другими правовыми органами -- арбитраж, налоговая полиция и т.д.
Государство как политическая система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т.е. осуществляет управление ими.
Суть управления в экономике заключается в определении целей экономического развития общества и поиске оптимальных вариантов их достижения, обработка и использование информации, принятие и реализация дополнительных решений, контроль за исполнением, социальная направленность проводимых экономических реформ, расчеты и прогнозы состояния экономики. Для реализации социальных и культурных программ, развития науки и образования важную роль играет государственный бюджет, который формируется за счет системы налогов от экономической деятельности. Кредитно-финансовая политика государства направлена на поощрение и развитие малого и среднего бизнеса, поддержание денежной массы в соответствии с товарными ресурсами для укрепления национальной валюты и повышения ее покупательной способности. Только государство обладает правом выпуска денежных знаков и золотовалютными резервами для поддержания социально-экономического развития общества. Государство обладает экономической собственностью, в которую входят некоторые крупные предприятия, банки и т.д.
В законотворческой деятельности государство проводит меры, направленные на защиту всех форм собственности, допускает существование совместных (с иностранным капиталом, гражданами) . предприятий и фирм. Во внешнеэкономической деятельности государство исходит из интересов и защищает национального производителя.
Билет 13
1Избирательское право. Законодательные основы и порядок проведения выборов в Свердловской области
1. Норма права и её структура
2. Место в системе правовых норм
Норма права -- это общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющиеся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений -- отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и суб институтам (под институтам).
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов -- гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если -- то следует -- иначе»).
Гипотеза (если…) - элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы -- альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.
Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) - элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомолчивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
запрещающие - устанавливающие запрет совершать определённые действия.
Санкция (иначе…) - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые - категорическое значение санкции, относительно определённые'- орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например от 3 до 15 лет лишения свободы)' и альтернативные - правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Право в системе социальных норм
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики.
Билет 14
1. Нации и межнациональные отношения в современном обществе
1.Понятие гражданства
2.Принципы Гражданства
3.Основание приобретения и прекращения гражданства
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство - правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется а Конституции (ст.6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В ст.2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в её составе, являются одновременно гражданами этой республики.
1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
3. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований
приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
4. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без
гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. В п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве закреплено, что Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
5. В ст. 12 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лица без гражданства, является ее гражданином.
6. Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого право никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемило бы его свободу.
7. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства. Предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 года не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.
8. Закон о гражданстве СССР 1978 года впервые установил такие основания. К ним относились "действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР".
9. Закон о гражданстве СССР 1990 года, закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможность его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как " действия, порочащие высокое звание гражданина", и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.
10. Запрет в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве РФ 2002 года лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двухстороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.
11. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
12. Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).
13. Граждане России, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от
ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
14. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции Российской Федерации.
15. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.