Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации
Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема
Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации
Студент
Козлов Евгений Александрович
Руководитель
Залуцкий Александр Николаевич
Рецензент
Баталов Андрей Юрьевич
МОСКВА 2010 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовая характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации
1.2 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования
2. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Виды пенсий по законодательству Российской Федерации
2.2 Понятие страхового стажа, его подтверждение и подсчет
2.3 Назначение, перерасчет, индексация и корректировка трудовых пенсий
2.4 Порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных пенсионных прав
2.5 Сроки назначения и сроки перерасчета размера трудовой пенсии
2.6 Порядок обращения за пенсией, переход с одной пенсии на другую
2.7 Приостановление и возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
2.8 Удержания из трудовой пенсии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВведениеВыбранная тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день является актуальной, пенсионная система является базовой и одной из важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения любой страны. Тем более важное значение, она приобретает в период радикальной экономической перестройки в России. В нашей стране одновременно осуществляется большое количество реформ (налоговая, судебная, военная, жилищно-коммунальная и др.), но пенсионная реформа привлекает к себе особое внимание, так как реализуется более успешнее, чем другие. Начиная с 2002 года в пенсионной сфере произошел настоящий прорыв, было принято большое количество федеральных законов, указов Президента РФ, выпущено постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых актов, разобраться во всех этих реализованных законодательных инициативах очень сложно, а для простого обывателя практически невозможно.
Говоря о главных причинах, по которым Российские пенсии ниже зарубежных, следует сказать, что их всего три: 1) зарплаты в России были и все еще остаются существенно ниже тех, которые выплачиваются за рубежом, особенно в экономически развитых странах Запада; 2) ранний возраст выхода на пенсию, и большое количество «льготников» уходящих на пенсию досрочно, создают дополнительную нагрузку на пенсионную систему России; 3) отсутствует обязательное соучастие граждан в формировании своего пенсионного капитала. Не нужно долго доказывать, что включение в доходы пенсионной системы дополнительных источников, в том числе и соплатежей населения, автоматически увеличит возможности увеличения пенсий.
Главной целью выпускной квалификационной работы является - изучение и анализ нормативно-правовых актов в области установления трудовых пенсий.
Основная задача выпускной квалификационной работы является - ознакомление и исследование бывшего и действующего пенсионного законодательства, выявление их принципиальных различий, достоинств и недостатков.
Предметом исследования дипломной работы являются:
все виды трудовых пенсий по законодательству Российской Федерации;
понятие страхового стажа, его подтверждение и подсчет;
назначение, перерасчет, индексация и корректировка трудовых пенсий;
порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных пенсионных прав;
сроки назначения и сроки перерасчета размера трудовых пенсии;
порядок обращения за пенсией, переход с одного вида пенсии на другую;
приостановление и возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии;
удержания из трудовых пенсий.
Объектом исследования дипломной работы являются - трудовые пенсии, назначаемые и выплачиваемые в Российской Федерации.
Для разработки предмета исследования, достижения его цели, и решения поставленных задач, при написании дипломной работы применялась следующая методология исследования: метод системного анализа; метод комплексности исследования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из двух разделов: «Основы пенсионной системы Российской Федерации» - в данном разделе освещена правовая основа и характеристика Пенсионного фонда России - как государственного, финансово-кредитного учреждения федерального уровня наделенного публично-властными полномочиями, и являющимся одним из крупнейшим, и наиболее значимым социальным институтом в Российской Федерации. Рассмотрен индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, являющийся основой, и фундаментом на котором строятся сегодняшние трудовые пенсии. Во втором разделе, «Трудовые пенсии в Российской Федерации» - описаны основные правовые положения и наиболее значимые моменты законодательства о трудовых пенсиях.
При написании дипломной работы использовалась: законодательной база в области пенсионного обеспечения и страхования; учебная литература; материалы судебной практики; мнений авторов (Лескова Ю.Г., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права СамГУ, кандидат юридических наук.; Выговская И.Г., преподаватель кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права ФГОУ ВПО "Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина".; Гусева Т.С., доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Пензенского государственного педагогического университета, кандидат юридических наук.); публикаций в периодической печати, а также мнений должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Правовая характеристика пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2122-1, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово кредитным учреждением, которое выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленным действующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Указом Президента РФ от 27.09.2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» за Пенсионным фондом РФ закреплены полномочия по выплате государственных пенсий, а также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передачи территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочий по назначению и выплате государственных пенсий.
Согласно статьям 6, 144, 148, 164 Бюджетного Кодекса Российской Федерации органы внебюджетных фондов (в том числе Пенсионного фонда РФ), их учреждения являются участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне.
Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ, информация о результатах его деятельности ежегодно представляется на рассмотрение Правительства РФ.
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд России обеспечивает:
Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
Капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
Организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
Разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России, по масштабу решаемых задач, деятельность ПФР не имеет прецедентов в истории России.
При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Его органы доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи:
средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его, и по сей день.
основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных лиц работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования. (39)
Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.
По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 г.г., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд РФ выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. При этом Пенсионный фонд РФ имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.
В то же время, Положение о Пенсионном фонде РФ согласно статье 34 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.
Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде РФ, а также Положением о Правлении Пенсионного фонда РФ, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003г. №130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления.
Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР. (26)
Помимо своих основных функций, конечной целью которых является назначение и выплата пенсий, государством на ПФР возложено и ряд других не менее важных и значимых задач, таких как:
компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года (в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям»;
выплата пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»);
назначение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (с соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственный власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан (в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005г. №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
оформление и выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также прием заявлений на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Это далеко не полный перечень функций возложенных государством на органы ПФР, что делает его одним из главных социальных институтов России. Одной из проблемой в деятельности Пенсионного фонда является не решенный вопрос о статусе Пенсионного фонда РФ, проект соответствующего федерального закона находится только в процессе разработки.
1.2 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования
В рамках системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» осуществляется индивидуальный (персонифицированный) учет.
Целями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования являются:
- создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;
- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
- информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;
- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам (5).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица.
Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает указанное страховое свидетельство через страхователя. Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования непосредственно в органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя. Хранятся страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования у самих застрахованных лиц. (25)
Федеральным законом четко определены права и обязанности застрахованных лиц, страхователя и органов Пенсионного фонда РФ. Именно
индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является основой, и фундаментом на котором строятся сегодняшние трудовые пенсии России. Только после принятия и вступления в силу Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ можно, было приступить к реформированию пенсионной системы Российской Федерации (см. приложение 1). И такое реформирование началось с 01.01.2002 года, в связи с принятием трех базовых федеральных законов:
ФЗ РФ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
ФЗ РФ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
ФЗ РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
2. Трудовые пенсии в Российской Федерации
2.1 Виды пенсий по законодательству Российской Федерации
Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан.
В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне установлены два типа пенсионного обеспечения и соответствующие категории пенсий:
- пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;
- трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данный тип пенсионного обеспечения включает в себя следующие виды пенсий, назначаемых и выплачиваемых по установленным Федеральным законом основаниям:
- трудовая пенсия по старости;
- трудовая пенсия по инвалидности;
- трудовая пенсия по случаю потери кормильца (см. приложение 2).
Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии).
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Назначается такая пенсия при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:
- страховой части;
- накопительной части.
С 01.01.2010 года в состав страховой части включен фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости, который устанавливается в размерах предусмотренных Федеральным законом. В зависимости от места жительства гражданина к фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии применяется соответствующий районный коэффициент.
В настоящее время основу законодательства по трудовым пенсиям составляют следующие Федеральные законы:
1) от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
2) от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях);
3) от 24 июля 2002г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
4) от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете). (32)
Кроме вышеперечисленных документов приняты следующие основные подзаконные акты:
1) Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с положениями, закрепленными в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральном законе от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Названные Правила утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002г. N 17/19пб;
2) Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Утверждены Постановлением Правительства от 24 июля 2002г. №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»;
3) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Утверждены Постановлением Правительства от 11 июля 2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
4) Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002г. №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
5) Положение «О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», утверждено Постановлением Правительства от 8 июля 2002г. №510;
6) Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. Утвержден Постановлением Правительства №498 от 4 июля 2002г.;
7) Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсий за год работы. Утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991г. №381.
Следует иметь в виду, что с 1 января 2002 г. утратили силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990г. №340-1 и Федеральный закон от 21 июля 1997г. №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до этой даты и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону о трудовых пенсиях (п. 2 ст. 31 Федерального закона о трудовых пенсиях).
Данная норма Закона была реализована Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002г. №30 «О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в котором оно определило, что нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», применяются в части, не противоречащей указанным Законам (п. 1 вышеназванного Постановления).
В новом пенсионном законе очень четко прослеживается наследие предшествующего пенсионного законодательства, что безусловно является положительным моментом, так как все то, лучшее, что было наработано в прошлом теперь является основой новой пенсионной модели.
2.2 Понятие страхового стажа его подтверждение и подсчет
При определении страховой части трудовой пенсии по старости важное значение имеет страховой стаж, определяемый как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №498. (34)
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555.
В страховой стаж включаются (засчитываются):
1) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);
2) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
3) иные периоды:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
При подсчете страхового стажа подтверждаются:
- периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.
К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.