Рефераты

Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации

p align="left">Определение конкретных лиц из числа вышеперечисленных или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установление долей, которые следует распределить между ними, застрахованное лицо может произвести в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ. Законом определена следующая последовательность получения средств:

1) в первую очередь - детям, в т.ч. усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);

2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:

П = ПК / (Т*К) / КН + Б

где П - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более 180 месяцев; КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) фиксированный базовый размер устанавливается в повышенном размере.

Чтобы исключить случаи уменьшения ранее назначенной пенсии, Законом о трудовых пенсиях предусмотрено, что размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая была первоначально назначена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смертью того же самого кормильца.

В целях систематизации понятий, конкретизируемых терминами «определение», "перерасчет", "корректировка" и "индексация" размера трудовой пенсии и используемых в пенсионном законодательстве, необходимо пояснение.

И начнем с самого основания, фундамента, на котором покоятся эти понятия. Прежде всего, необходимо уяснить, что представляет собой сам пенсионный процесс.

Пенсионный процесс - это порядок реализации гражданами права на пенсию, осуществляемый посредством строго установленных процессуальных действий, совершаемых в определенной последовательности (стадии пенсионного процесса) и в определенные сроки (процессуальные сроки).

В ходе пенсионного процесса, предусмотренного Законом о трудовых пенсиях, стороны пенсионных отношений совершают три действия:

1) назначение пенсии, которое включает: первичное назначение пенсии, перевод (переход) с пенсии одного вида на пенсию другого вида, назначение пенсии вновь;

2) перерасчет размера пенсии: собственно перерасчет размера пенсии, индексацию и ее корректировку;

3) выплату пенсии, которая включает в себя: начисление, перечисление, приостановление, возобновление, прекращение, восстановление, продление выплаты пенсии, доставку пенсии.

Процессуальные действия сторон пенсионных отношений совершаются в строго определенной последовательности, что позволяет разделить пенсионный процесс не только на действия, но еще и на стадии.

В обобщенном виде можно выделить следующие стадии пенсионного процесса:

1) обращение за пенсией;

2) представление (запрос) документов, подтверждающих право на пенсию;

3) рассмотрение обращения за пенсией, включая оценку права на пенсию, под которой понимается проверка соблюдения условий возникновения права на пенсию и их надлежащего подтверждения;

4) определение размера пенсии;

5) вынесение решения пенсионного органа об установлении (выплате) пенсии либо об отказе в ее установлении (выплате), содержащего обязательное указание на вид пенсии, ее размер и срок установления;

6) извещение пенсионным органом заявителя о вынесенном решении об установлении (выплате) пенсии либо об отказе в ее установлении (выплате) путем выдачи ему пенсионного удостоверения и (или) письменного решения пенсионного органа;

7) обжалование решения об установлении (выплате) пенсии в части определения размера пенсии, срока установления пенсии и прочее либо об отказе в установлении (выплате) пенсии;

8) выплата пенсии;

9) извещение пенсионером пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение (приостановление) ее выплаты.

Теперь, систематизировав понятия, используемые в пенсионном законодательстве, можно легко определить, в чем же состоит разница между терминами «определение», «перерасчет», «корректировка» и «индексация» размера трудовой пенсии, составляющими предмет правового регулирования статьи 17 Закона о трудовых пенсиях.

Перерасчет представляет собой самостоятельное процессуальное действие, которым производится любое изменение размера трудовой пенсии, установленного при ее назначении.

Основания перерасчета трудовой пенсии различаются для каждой ее части. Для фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии - это достижение пенсионером возраста 80 лет, изменение группы инвалидности, изменение количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Для страховой - это осуществление работы и (или) иной деятельности, предусмотренных статьей 10 Закона о трудовых пенсиях, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии.

В письме Пенсионного фонда РФ от 23 декабря 2002г. N МЗ-25-25 11820 «О перерасчете страховой части трудовой пенсии» даются следующие разъяснения:

во-первых, перерасчет осуществляется на основании письменного заявления пенсионера, поданного в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации;

во-вторых, под осуществлением работы "не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения (предыдущего перерасчета) страховой части трудовой пенсии" понимается период времени со дня назначения (или предыдущего перерасчета) продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Таким образом, в указанном периоде продолжительность работы может быть менее 12 полных месяцев;

в-третьих, перерасчет производится со сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 20 Закона о трудовых пенсиях, а именно с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете трудовой пенсии.

Поскольку фиксированный базовый размер трудовой пенсии всех трех видов устанавливается в твердом размере, постольку перерасчет размера базовой части трудовой пенсии представляет собой не что иное, как определение нового значения данного размера (выше или ниже прежнего значения - в зависимости от основания осуществления перерасчета).

Как уже отмечалось выше, размер страховой части трудовой пенсии определяют не величина заработка и продолжительность стажа, а величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и продолжительность ожидаемого периода выплаты пенсии. Именно изменения, происходящие с расчетным пенсионным капиталом и ожидаемым периодом выплаты пенсии, и обусловливают необходимость в осуществлении перерасчета размера страховой части трудовой пенсии.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле:

СЧ = СЧп + ПКп (Т x К)

где СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности; СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет; ПКп - сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет; К - коэффициент для исчисления размера трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления размера трудовой пенсии по инвалидности - по отношению, указанному в п. 2 ст. 15 Закона о трудовых пенсиях. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет.

Следует заострить внимание и подробнее рассмотреть перерасчет размера страховой части трудовой пенсии в связи с его более сложным для понимания характером. (32)

Собственно основанием для перерасчета размера страховой части трудовой пенсии является продолжение пенсионером трудовой деятельности после установления ему данной части пенсии.

К сущностным характеристикам такого перерасчета можно отнести:

1) возможность пересчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности в связи с продолжением трудовой деятельности;

2) то, что основанием для перерасчета считается не любая трудовая деятельность пенсионера, а только работа и иная деятельность, при осуществлении которых за пенсионера уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;

3) возможность осуществления первого перерасчета размера страховой части трудовой пенсии не ранее, чем по истечении 12 полных месяцев со дня назначения этой части пенсии. Второй и все последующие перерасчеты (число которых не ограничено) производятся по истечении 12 полных месяцев со дня предыдущего аналогичного перерасчета размера страховой части трудовой пенсии;

4) период продолжительностью 12 полных месяцев - это периодичность осуществления перерасчетов, предусмотренных ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, т.е. пенсионер не должен работать на протяжении всех 12 месяцев после назначения или предыдущего перерасчета размера страховой части трудовой пенсии, как это ошибочно полагают некоторые практические работники. В указанный период времени трудовая деятельность пенсионера не имеет каких-либо ограничений по продолжительности, т.е. пенсионер может отработать и всего несколько дней. Необходимым условием является уплата страховых взносов, именно тогда на индивидуальном лицевом счете пенсионера в течение года после назначения или предыдущего перерасчета размера страховой части трудовой пенсии появляется новый расчетный пенсионный капитал;

5) перерасчет осуществляется не автоматически, а только после подачи письменного заявления самим пенсионером. Само по себе образование на его индивидуальном лицевом счете нового расчетного пенсионного капитала еще не означает, что пенсионный орган должен произвести соответствующий перерасчет размера страховой части трудовой пенсии.

Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии. Лицам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, предусмотренные ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения указанной части указанной пенсии, либо со дня последнего перерасчета ее размера.

Иначе говоря, перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии предусмотрен для трудовой пенсии только одного вида пенсии - по старости. Производится такой перерасчет по единственному основанию - в связи с осуществлением пенсионером работы и иной деятельности, при выполнении которых он подлежит обязательному пенсионному страхованию.

Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии производится по формуле:

НЧ = НЧп + ПНп Т

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии; НЧп - установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет; ПНп - сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии, произведенного в соответствии с настоящим пунктом; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет.

Следует отметить, что при осуществлении перерасчета размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии эти части пенсии определяются заново.

Эти формулы отличаются от обычных формул определения размера пенсии только одним обстоятельством: размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии, определенный при ее назначении или при предыдущем перерасчете, не пересматривается.

Таким образом, перерасчет размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии заключается в том, что их действующий размер повышается на сумму, получаемую при делении величины расчетного пенсионного капитала либо пенсионных накоплений, образовавшихся после назначения трудовой пенсии или предыдущего перерасчета ее размера (т.е. дополнительного капитала), на соответствующую продолжительность ожидаемого периода выплаты пенсии.

Единственное исключение составляет перерасчет размера страховой части трудовой пенсии в связи с уточнением величины расчетного пенсионного капитала.

В соответствии с п. 5 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях корректировке подлежит страховая часть трудовой пенсии. Под корректировкой понимается уточнение по данным индивидуального (персонифицированного) учета ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд РФ и принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии.

Такая корректировка производится с 1 августа года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях. Соответственно такими обстоятельствами будут случаи, когда лицо осуществляло работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии, и случаи отказа пенсионера от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или со дня предыдущего перерасчета размера этой части указанной пенсии. (29)

В связи с объединением с 01.01.2010 года базовой и страховой частей трудовой пенсии, сейчас существует единый механизм индексации пенсии.

Страховая часть пенсии индексируется в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% - 1 раз в 3 месяца (периодичность осталась прежней - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября);

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие - 1 раз в 6 месяцев (с 1 февраля и 1 августа);

3) в случае роста цен за полугодие меньше чем на 6% - 1 раз в год - с 1 февраля;

4) коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии определяется Правительством РФ;

5) если годовой индекс роста среднемесячной зарплаты в стране превысит суммарный коэффициент индексации страховой части пенсии в этом же году, то с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

Накопительная часть трудовой пенсии индексируется ежегодно с 1 июля года, следующего за годом ее назначения или перерасчета, и зависит от доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и от изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии. Кроме того, лицам, осуществляющим работу после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости, 1 раз в 3 года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии. (26)

В заключении следует также отметить, что закон о трудовых пенсиях не содержит понятия минимального и максимального размера пенсии. Безусловно положительным моментом стала возможность с 2009 года производить корректировку трудовых пенсий с 1 августа в беззаявительном порядке, одновременно с этим у граждан есть возможность отказаться от корректировки и произвести перерасчет своей страховой части трудовой пенсии.

2.4 Порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных пенсионных прав

Законом о трудовых пенсиях сохранена возможность назначения пенсии по старости досрочно, т.е. до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют все прежние льготники, в частности многодетные женщины и матери инвалидов с детства. Сохранено право на досрочное назначение пенсии и лицам, работавшим с особыми (вредными, тяжелыми и др.) условиями труда, предусмотренное ранее действовавшим законодательством (по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение") водителям автобусов, троллейбусов и трамваев, женщинам-текстильщицам и др.

Сохранились прежние требования к условиям, необходимым для досрочного назначения пенсии, таким, как продолжительность работы с особыми условиями труда или в особых климатических условиях, воспитание ребенка до достижения им определенного возраста и др. Но в тех случаях, когда ранее для досрочного назначения пенсии требовался общий трудовой стаж определенной продолжительности, теперь необходим соответствующий страховой стаж. Следствием такой новации явилась невозможность для определенного числа граждан получить сегодня пенсию досрочно из-за недостаточности страхового стажа.

Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, в т.ч. и в период работы в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных. Это также ограничивает круг лиц, которым пенсия может быть назначена досрочно. Так, например, пенсия по старости на 5 лет раньше обычного назначается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, при условии, если они имеют не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) страхового стажа. Ранее работа в северных районах засчитывалась в общий трудовой стаж в полуторном размере. Поэтому пенсия могла быть назначена досрочно женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера 15 лет, мужчинам - 17 лет. Теперь они должны иметь дополнительно 5 - 8 лет страхового стажа.

Лица, перечисленные в ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, сохраняют право на досрочное назначение пенсии только при условии, если они проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2002г. не менее половины требуемого срока. Недостающий специальный стаж может быть приобретен после указанной даты.

Согласно Постановлению Правительства РФ "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" нормативные правовые акты, определяющие условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, применялись в части, не противоречащей этому Закону. Начиная с 1 января 2002г. право на досрочное назначение пенсии устанавливалось в соответствии с действовавшими на эту дату списками работ с особыми условиями труда. 18 июля 2002г. было принято Постановление Правительства РФ №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Постановлением Правительства РФ установлено, что применяются те же списки, которые действовали при назначении пенсий по Закону о государственных пенсиях 1990 г. Так как Закон о трудовых пенсиях не предусматривает каких-либо изменений в содержании этих списков, поэтому данное Постановление Правительства РФ их сохраняет в полном объеме со всеми дополнениями и изменениями.

Следует обратить внимание на то, что названное Постановление действует в новой редакции (от 24 апреля 2003г.), предусматривая возможность применения также и Списков, принятых до 1 января 1992 г.

Списки №1 и №2 применяются независимо от ведомственной и отраслевой принадлежности организаций (кроме разд. «Химическое производство»), а также независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Суммирование периодов работ осуществляется в соответствии с установленным порядком.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При применении Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени. (31)

Конвертация - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами на 1 января 2002г., в расчетный пенсионный капитал. При преобразовании пенсионных прав граждан им производится расчет их пенсионных прав, т.е. каждому застрахованному лицу должен быть определен размер его "начальной" пенсии по состоянию на 1 января 2002г. с учетом трудового стажа и заработка, приобретенного застрахованным лицом до этой даты, в рамках старого пенсионного законодательства.

Величину расчетного пенсионного капитала составляет условная сумма уплаченных страховых взносов на пенсионное обеспечение до 1 января 2002г. Эта сумма определяется по специальной методике обратным счетом из размера полагающейся застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал производится по формуле:

ПК = (РП - 450) x Т

где ПК - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002г.; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона о трудовых пенсиях.

В том случае, если оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на 1 января 2002г. к 180 месяцам.

Расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002г. представляет собой пенсионные права, приобретенные до 1 января 2002г. и преобразованные в денежное выражение.

Это означает, что величина расчетного пенсионного капитала за период до 1 января 2002г. определяется исходя из размера пенсии, которая могла быть назначена застрахованному лицу по действовавшим на 31 декабря 2001г. нормам пенсионного законодательства. (38)

Следует отметить, что на сегодняшний день органами ПФР практически завершена правовая обработка сведений о страховом стаже до 01.01.2002г. Вопрос выбора варианта конвертации пенсионных прав так остро, как это было в прошлые годы не стоит. С каждым истекшим годом о конвертации мы будем вспоминать все меньше и меньше.

2.5 Сроки назначения и сроки перерасчета размера трудовой пенсии

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, указанных ниже, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В случае если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке, либо выдается ему на руки.

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) трудовая пенсия по инвалидности (часть трудовой пенсии по инвалидности) - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы. (37)

Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:

1) трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) - бессрочно;

2) трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно.

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии со ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:

1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

Перерасчет фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с изменением группы инвалидности производится в следующем порядке:

1) при установлении более высокой группы инвалидности - со дня вынесения органом Государственной службы медико-социальной экспертизы соответствующего решения. Следует отметить, что перерасчет размера пенсии в связи с установлением более высокой группы инвалидности и достижением пенсионером возраста 80 лет производится без подачи дополнительного письменного заявления. День вынесения решения об установлении инвалидности и день изменения группы или причины инвалидности отражается в выписке из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы.

2) при установлении более низкой группы инвалидности - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была установлена предыдущая группа инвалидности. В случае отказа в удовлетворении этого заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за перерасчетом размера пенсии, с распоряжением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, по его заявлению данное распоряжение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее распоряжение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.

Кроме того, распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее распоряжение) могут быть обжалованы гражданином в суде.

При рассмотрении вопроса о сроке, с которого будет фактически осуществляться перерасчет страховой части пенсии в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, следует иметь в виду, что вторым основанием для перерасчета в соответствии с п. 3 ст. 17 данного Закона, кроме факта работы в течение 12 полных месяцев после назначения или последнего перерасчета страховой части трудовой пенсии, является наличие суммы расчетного пенсионного капитала.

Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, без истребования соответствующего заявления у пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает трехгодичный срок со дня назначения либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии в соответствии с указанным пунктом (п. 5 ст. 20 Закона о трудовых пенсиях). (39)

Не смотря на то, что в законодательстве о трудовых пенсиях прописана возможность территориальными органами ПФР в течении 3-х месяцев выяснять все обстоятельства влияющие на установление трудовых пенсий, более 90% пенсий назначаются в 10-ти дневный срок. Такой высокий показатель объясняется проводимой в ПФР заблаговременной работы с лицами, уходящими на пенсию. Проблемы, как правило, возникают с льготными (досрочными) пенсиями, но как уже выше отмечалась это связано, прежде всего, с порядком подсчета и подтверждения страхового стажа, а также с отсутствием профессиональных пенсионных систем.

2.6 Порядок обращения за пенсией, переход с одного вида пенсии на другую

Закон о трудовых пенсиях не содержит правового регулирования порядка обращения за пенсией. Министерство труда РФ и Пенсионный фонд РФ издали совместное Постановление от 27 февраля 2002г. №17/19пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Действие Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсию и имеющих место жительства на территории Российской Федерации.

Под действие Правил подпадают граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства на территории Российской Федерации, при наличии у них права на пенсию по законодательству Российской Федерации.

Все положения Правил, относящиеся к пенсии, в равной степени применяются к части пенсии.

Обращение за пенсией - подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

В соответствии с Правилами обращения за пенсией граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

В случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно в соответствии с Правилами.

Гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет о составе недостающих сведений заявителя, работодателя либо государственные (муниципальные) органы, разъясняет порядок и сроки их представления. (29)

Если говорить о порядке обращения за назначением трудовой пенсии, то необходимо отметить следующее: в каждом территориальном управлении ПФР созданы клиентские службы, куда и обращаются все граждане по любым вопросам пенсионного обеспечения и страхования, именно там им дается квалифицированная консультация и осуществляется прием всех заявлений и необходимых документов, в том числе оказывается содействие в истребовании недостающих документов.

2.7 Приостановление и возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии

В соответствии с Федеральным законом о трудовых пенсиях, выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) приостанавливается в следующих случаях:

1) при неполучении установленной трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в течение шести месяцев подряд - на весь период неполучения указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

2) при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

Возобновление выплаты трудовой пенсии (или ее части) в первом случае производится на основании заявления пенсионера с приложением всех необходимых документов.

Во втором случае решение о возобновлении выплаты трудовой пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации автоматически после получения из территориального органа медико-социальной экспертизы выписки из акта переосвидетельствования инвалида.

При устранении вышеуказанных обстоятельств выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) возобновляется в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты. После возобновления выплаты указанной пенсии (части указанной пенсии) ее размер подлежит перерасчету по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 17 и 20 Закона о трудовых пенсиях.

Возобновление выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и документы, за исключением случаев, предусмотренных ниже. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) за все время, в течение которого выплата указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) была приостановлена.

В случае прохождения лицом переосвидетельствования в органе Государственной службы медико-социальной экспертизы и подтверждения его инвалидности до истечения назначенного срока переосвидетельствования выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) по инвалидности возобновляется со дня, с которого это лицо вновь признано инвалидом.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) прекращается:

1) в случае смерти пенсионера, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим (назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца);

2) по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии в случае неполучения установленной трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в течение шести месяцев подряд - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

3) в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) следующих лиц: одного из родителей или супруга либо дедушки, бабушки умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брата, сестры либо ребенка умершего кормильца, достигшего возраста 18 лет, если они были заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и имели право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 9 Закона о трудовых пенсиях, и не работали) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) восстанавливается:

1) в случае отмены решения о признании пенсионера умершим или решения о признании пенсионера безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение;

2) по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части этой пенсии) и все необходимые документы.

Таким образом, все случаи приостановления и возобновления, а также прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии строго приписаны и регламентированы действующим пенсионным законодательством.

2.8 Удержание из трудовой пенсии

В соответствии со ст. 26 Закона о трудовых пенсиях удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

1) исполнительных документов;

2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 вышеназванного Закона;

3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии.

Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70% трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% трудовой пенсии.

С должника может быть удержано не более 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм.

Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением.

В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70% .

Эти правила применяются также при обращении взыскания на стипендии, пенсии, вознаграждения за использование автором своего авторского права, права на открытие, изобретение, на которые выданы авторские свидетельства, а также за рационализаторское предложение и промышленный образец, на которые выданы свидетельства.

В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В случае, если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные Законом о трудовых пенсиях, указанные удержания из трудовой пенсии производятся из установленных частей этой пенсии. (29)

Заключение

В процессе исследования, и изучения трудовых пенсий устанавливаемых в нашей стране, удалось рассмотреть и изучить основные моменты действующего пенсионного законодательства. В дипломной работе дана характеристика Пенсионного фонда России, уделено отдельное внимание - индивидуальному (персонифицированному) учету в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с тем, что именно он является той основой и тем фундаментом, после заложения которого, стало возможным начать реализацию пенсионной реформы.

Во второй части работы было рассмотрено правовое содержание трудовых пенсий устанавливаемых и выплачиваемых в нашей стране. Рассмотрены вопросы, касающиеся понятия, видов, состава и структуры трудовых пенсий. Освещены правовые моменты назначения, перерасчета, индексации и корректировки пенсий, описаны случаи приостановления, возобновления, а также прекращения и восстановления выплаты трудовых пенсий. Разъяснен правовой порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных пенсионных прав. Описаны сроки назначения, и сроки перерасчета размера пенсий, порядок обращения за пенсией, переход с одного вида пенсии на другой, удержания из трудовых пенсий, затронуты другие не менее важные моменты правового обеспечения трудовых пенсий.

В процессе исследования пенсионного законодательства мне удалось выявить следующие его недостатки:

1) На сегодняшний день остается не решенный вопрос о статусе Пенсионного фонда РФ, проект соответствующего федерального закона находится только в процессе разработки.

2) Размер фиксированного базового размера страховой части трудовых пенсий, впрочем, также как и размер социальной пенсии - не соответствует прожиточному минимуму в Российской Федерации. А сам размер трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих страховой стаж 30 лет, меньше 40% от их средней заработной платы.

Одновременно с этим следует отметить, что с 01.01.2010 года в случае если величина пенсии и иных выплат (доходов) пенсионера ниже величины прожиточного, то пенсионеру устанавливается региональная или федеральная социальная доплата до величины прожиточного минимума. На мой взгляд, данная мера носит уравнительный характер, ведь если у одного пенсионера 5 лет стажа, а у другого скажем 10 или 15 и размеры их пенсий не дотягивают до прожиточного минимума, то пенсию они получают одинаковую, несмотря на то, что стажа у второго в два-три раза больше.

3) Сложны и не совершенны правила исчисления трудового (страхового) стажа, регламентированные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в РФ». Считаю необходимым пересмотреть и по возможности упростить правила исчисления трудового (страхового) стажа, так как именно здесь, больше всего встречается непонимания и недовольства наших граждан.

4) Имеется высокая нагрузка на пенсионную систему, которая связана со льготными пенсиями (назначаемыми досрочно), снижение данной нагрузки без внедрения профессиональных пенсионных систем невозможно, а пока эта задача решается крайне медленно. Важно найти разумный компромисс между величиной страховых взносов на финансирование профессиональных пенсионных систем и достойным размером профессиональной пенсии. Думается, самым эффективным средством снижения налоговой нагрузки на работодателя, использующего рабочие места с особыми условиями труда, является их сокращение путем модернизации производства. Для этого работодатель вправе проводить аттестацию рабочих мест с особыми условиями труда, и по результатам оценки фактического состояния условий труда конкретное рабочее место может быть исключено из перечня рабочих мест, работа на которых дает право на выплаты.

Построение эффективной профессиональной пенсионной системы должно привести к сокращению рабочих мест с особыми условиями труда и увеличению уровня профессиональных пенсий. Для этого необходимо скорейшее принятие Федеральных законов «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем».

5) На сегодняшний день, так и не определен правовой порядок назначения накопительной части трудовой пенсии. Следует отметить, что сейчас имеются граждане, которым уже назначены (досрочные) трудовые пенсии, а из-за отсутствия правовых норм регламентирующих назначение накопительной части, они вынуждены получать пенсию не в полном объеме. Некоторые из этих пенсионеров уже умерли и ни когда не смогут воспользоваться этой частью своей пенсии.

6) Следующим недостатком, связанным с накопительной частью трудовой пенсии является тот факт, что если накопительная часть пенсии уже назначена, а скажем на следующий день пенсионер умер, то средства пенсионных накоплений, которые гражданин копил всю свою жизнь, не смогут достаться его правопреемникам. В соответствии с действующим законодательством пенсионные накопления достанутся правопреемникам только в случае не назначения накопительной части. На мой взгляд, справедливо установить в законодательстве норму, в соответствии с которой в случае если пенсионер не прожил половины, ожидаемого периода выплаты пенсии (который сейчас составляет 19 лет), то суммы пенсионных накоплений не полученные пенсионером при жизни переходили бы его правопреемникам. Также считаю, что у граждан при достижении пенсионного возраста, должно быть право распоряжаться средствами пенсионных накоплений по своему усмотрению.

Исходя из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1) новое пенсионное законодательство, оформившее вновь пенсионную реформу, не гарантирует самого главного - такого уровня пенсий, который бы обеспечил достойную жизнь пенсионеру в настоящее время и в обозримом будущем;

2) разработка концепции реформы пенсионного обеспечения в РФ настоятельно требует изучения и использования международного опыта в совершенствовании и развитии пенсионной системы;

3) целый ряд правовых норм в области пенсионного страхования и обеспечения необходимо пересмотреть, а некоторые возможно и отменить.

Следует отметить, что повышение пенсионного возраста в России в обозримой перспективе не планируется в связи с непопулярностью этого решения. Правда, в новой пенсионной модели предусматривается возможность гибкого выхода на пенсию, продолжения работы и после достижения пенсионного возраста. Этот фактор уже влияет на выбор стратегии планирования жизни россиян-пенсионеров. Но все же не очень сильно - продолжает работать после достижения пенсионного возраста лишь каждый шестой российский пенсионер. На Западе же этот показатель существенно выше.

Положительным моментом, безусловно, является принятие и вступление в силу федерального закона от 30.04.2008г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования пенсионных накоплений», данная норма позволит увеличить объем средств, направляемых на формирование пенсионного капитала, и, следовательно, на размер последующих пенсионных выплат.

В основу нынешней пенсионной системы заложен страховой принцип, с 2002 года на размер трудовых пенсий влияет уплата страховых взносов в Пенсионный фонд, понятие минимальная и максимальная пенсия в пенсионном законодательстве отсутствует. Таким образом, трудовые пенсии по своей конструкции все определеннее приближается к пенсионным системам экономически развитых стран, а это означает, что по мере развития экономики и роста ВВП будет повышаться и доля пенсионных выплат в нем. И, следовательно, пенсии россиян станут, наконец, сопоставимыми с пенсиями западных пенсионеров.

Список использованных источников

Конституция РФ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, №4, ст. 445.

Федеральный закон от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» (в ред. от 24.07.2009 №213-ФЗ) // Российская газета, №73, 16.04.1993.

Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 25.11.2009 №270-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, №3, ст. 146.

Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 27.12.2009 №378-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 01.04.1996, №14, ст. 1401.

Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2009 №213-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, №51, ст. 4831.

Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2009 №213-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, №51, ст. 4832.

Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009 №378-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, №52 (1 ч.), ст. 4920.

Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской федерации» (в ред. от 27.12.2009г. №378-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, №30, ст. 3028.

Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственный власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2009 №334-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 30.08.2004, №35, ст. 3607.

Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от 25.12.2008 №288-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, №1 (1 ч.), ст. 19.

Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования в РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. от 25.11.2009 №276-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, №30, ст. 3738.

Федеральный закон от 24.07.2009 №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. от 25.12.2009 №341-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 27.07.2009, №30, ст. 3739.

Указ Президента РФ от 30.03.2005 №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // "Собрание законодательства РФ", 04.04.2005, №14, ст. 1220.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-I «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, N 5, ст. 180.

Постановление кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей дающих право на льготное пенсионное обеспечение» //Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению", М., "Экономика", 1992.

Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в РФ» // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, №28, ст. 2872.

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» // "Собрание законодательства РФ", 05.08.2002, №31, ст. 3110.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 22.07.2002, №29, ст. 2975.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 №17/19пб «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с положениями, закрепленными в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральном законе от 15 декабря 2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // "Российская газета", №100, 05.06.2002.

Сборник законодательных и нормативно-правовых актов Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю. // ООО «Амурбланкиздат». Хабаровск 2008.

Информационный бюллетень ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю по организации работы Управления персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами по выполнению задач 2007 года. // №4. Хабаровск 2007.

Информационный бюллетень ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «Особенности работы с застрахованными лицами в 2008 году». // № 12. Хабаровск 2008.

Информационный бюллетень Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «По проведению конвертации пенсионных прав». // № 13. Хабаровск 2009.

Полное собрание пенсионного законодательства РФ. Том 1. Законы и постановления Верховного Совета и Федерального Собрания Российской Федерации. // Рамеская типография, Москва 2009.

Полное собрание пенсионного законодательства РФ. Том 2. Указы президента и постановления правительства и конституционного суда РФ. // Рамеская типография, Москва 2009.

Полное собрание пенсионного законодательства РФ. Том 3. Списки №1, №2. // Рамеская типография, Москва 2009.

Газета «Пенсионный консультант» // Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю. №1. 2008.

Досрочные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет. // Библиотека «Российской газеты». № 9. 2007.

Самойлов С.А., Сидоров В.Е. Пенсии: государственная и трудовая в вопросах и ответах: условия, страхование, стаж, размеры, льготы. // ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2008

Ершов В.А., Трудовые пенсии по старости (практический справочник). // Рамеская типография, Москва 2007.

Афанасьев С.А Расчет пенсии: первый этап - стартовый пенсионный капитал. // Библиотека журнала «Справочник кадровика». №4. 2008.

Белякин В.Г. Льготное пенсионное обеспечение и пенсия за выслугу лет. // Приложение к журналу «Пенсия». Рамеская типография, Москва 2008.

Гусева Т.С. Правовое обеспечение реформирования досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы в России. // Журнал право социального обеспечения. №1. 2009.

Гусева Т.С. Правовое обеспечение реформирования досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы в России. // Журнал пенсии №1. 2009.

Выгорская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики Российской Федерации. // Журнал право социального обеспечения. №3. 2009.

Лескова Ю.Г. Право пенсионера на достойную пенсию (в аспекте нового законодательства). // Журнал право социального обеспечения. №1. 2010.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты