Рефераты

Правовое обеспечение трудовых пенсий в Российской Федерации

p align="left">Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан - владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан - владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 года подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 года подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 года документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а за периоды после 1 января 2001 года - документом территориальных налоговых органов.

Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.

Периоды деятельности в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды иной деятельности, не указанной Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, осуществлявшейся гражданами, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возникают в связи с уплатой обязательных платежей обязательства по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование.

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о периоде выплаты указанного пособия.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.

В качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.

Кроме того, обращающийся за установлением трудовой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из родителей следует засчитывать в страховой стаж период ухода за ребенком.

Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой органа государственной службы занятости.

Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждается документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданными в установленном порядке.

Период содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и засчитываются в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.

Период пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел Российской Федерации о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно Приложению №3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо перечисленных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя, о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения указанного письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. (36)

Факт и продолжительность нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы.

В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.

Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

- документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

- документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

- справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Иные периоды, предусмотренные Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности.

Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, предусмотренных Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку. Запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, образуемой и действующей в соответствии с порядком, определяемым Министерством труда и социального развития Российской Федерации, рассматривается наравне с записью, подтвержденной документами.

Суммарная запись о периодах работы, внесенная в трудовую книжку на основании документов, является подтверждением в отношении периодов работы:

- после 14 декабря 1962 года, если в трудовую книжку внесены конкретные записи о том, в какой организации, в какое время и на каких должностях работало застрахованное лицо до поступления в организацию, выдавшую трудовую книжку;

- до 14 декабря 1962 года независимо от того, содержатся ли в трудовой книжке указанные сведения. Если помимо трудовой книжки представляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь страховой стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или в установленных случаях свидетельскими показаниями. Если в трудовой книжке не содержатся сведения о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой, то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительным документом, принимаются наряду с суммарной записью. (25)

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что подтверждение и подсчет страхового стажа является наиболее спорным моментом в законодательстве о трудовых пенсий. Именно с подтверждением и подсчетом страхового стажа связано недовольство и непонимание наших граждан. Безусловно, прежде всего речь идет о льготном (досрочном) пенсионном обеспечении, данная проблема без внедрении профессиональных пенсионных систем решена быть не может, а пока эта задача решается крайне медленно.

2.3 Назначение, перерасчет, индексация и корректировка трудовых пенсий

В соответствии с Федеральным законом о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Законом о пенсионном страховании при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов в добровольном порядке в виде фиксированного платежа, порядок и сроки исчисления и уплаты которого устанавливаются Правительством РФ;

5) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

6) иные категории граждан.

В соответствии с п. 2 ст. 7 указанного Закона право на обязательное страховое обеспечение, т.е. на страховую и накопительную части трудовых пенсий, реализуется только в случае уплаты страховых взносов за работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера либо в случае уплаты страховых взносов при добровольном страховании в случаях, предусмотренных Законом о пенсионном страховании.

Следует отметить, что уплата страховых взносов при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию не образует страховой стаж. Объем уплаченных страховых взносов влияет на сумму расчетного пенсионного капитала застрахованного лица при исчислении страховой части трудовой пенсии.

Законом о трудовых пенсиях установлены следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

В состав страховой части трудовой пенсии входит фиксированный базовый размер который гарантирован для граждан России, достигших пенсионного возраста. Фиксированный базовый размер устанавливается государством и не зависит от заработной платы и стажа, при выходе на пенсию ее получают все граждане в равном объеме. Фиксированный базовый размер пенсии постоянно индексируется, т.е. повышается. По своей сути он представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (мужчинами - 60, женщинами - 55 лет).

Страховая часть это сумма средств, перечисленных на персональный счет пенсионера в период его трудовой деятельности. Источник финансирования страховой части пенсии - страховой взнос (8%), собираемый и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда РФ. Страховые платежи персонифицированы, осуществляются в интересах конкретных застрахованных лиц и фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии. Страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от ее получения.

Накопительная часть 6% от фонда оплаты труда, которые работодатель перечисляет на персональный счет пенсионера. Накопительная часть пенсии по своей сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из страхового взноса. Но в отличие от страховой части средства, направляемые на накопление не расходуются на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий.

В соответствии с Законом о пенсионном страховании страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, а страховым случаем - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Трудовые пенсии предоставляются при наступлении страхового случая.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии). Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Условие назначения трудовой пенсии по старости.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа (ст. 7 Закона о трудовых пенсиях).

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П = СЧ + НЧ

где П - размер трудовой пенсии по старости; СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии устанавливается в соответствии со ст. 14 Закона о трудовых пенсиях:

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами 1 группы, а также лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи фиксированный базовый размер устанавливается в повышенном размере.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б

где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Размер страховой части трудовой пенсии зависит исключительно от величины расчетного пенсионного капитала, страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и ожидаемого периода выплаты пенсии, т.к. сумма страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, составляет пенсионный капитал, который индексируется так же, как и пенсии нынешних пенсионеров. А результат от его деления на период дожития пенсионера составляет ежемесячную страховую выплату. (30)

Пенсионный капитал служит базой для исчисления размеров страховой части трудовой пенсии. Пенсионный капитал отражает общую сумму страховых взносов в Пенсионном фонде РФ, внесенных за застрахованное лицо после 1 января 2002г. Но поскольку до указанной даты большинство застрахованных лиц занимались трудовой деятельностью, которая засчитывалась в трудовой стаж, и, следовательно, приобрели определенные пенсионные права, эти права переводятся в денежное выражение по установленным правилам (конвертация пенсионных прав) и также включаются в расчетный пенсионный капитал.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии (п. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

При определении размера страховой части трудовой пенсии, начиная с 1 января 2002г., ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на 1 год (с 1 января соответствующего года) до достижения к 2013 г. 19 лет (228 месяцев). Таким образом, величина ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости зависит от года назначения данного вида пенсии.

При назначении страховой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 г. в более позднем возрасте, чем это предусмотрено п. 1 ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, т.е. для мужчин старше 60 лет, а женщин - 55 лет, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на 1 год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев) (п. 6 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

При перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (п. 5 и 6 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения указанной части этой пенсии в случаях, когда:

1) лицо, осуществлявшее работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии (ч. 3 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях);

2) пенсионер отказывается от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или со дня предыдущего перерасчета размера этой части указанной пенсии (ч. 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях).

При этом указанный период, в т.ч. с учетом его сокращения в случае, предусмотренном п. 6 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев) (п. 7 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

При определении размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном п. 6 и 7 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная с 1 января 2009 г. указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев).

При установлении до 1 января 2004 г. трудовых пенсий, полагающихся лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности. С 01.01.2010 года степени ограничения способности отменены, и инвалидам вновь устанавливаются группы.

Страховая часть трудовой пенсии по старости может быть повышена за счет сокращения величины Т - ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Закон о трудовых пенсиях стимулирует отсрочку назначения страховой части трудовой пенсии по старости. Величина Т сокращается при достижении общеустановленного возраста за каждый полный год, истекший после достижения такого возраста. (39)

Страховая часть трудовой пенсии по старости может быть увеличена в случае, если пенсионер продолжает работу или отказывается от получения страховой части трудовой пенсии (п. 3 и 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях). За каждые 12 полных месяцев работы со дня назначения страховой части ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается в порядке, установленном ч. 6 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН Т

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии; ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном Федеральным законом (п. 9 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии группы инвалидности, определяемой по медицинским показаниям.

Возникновение права на трудовую пенсию по инвалидности предполагает одновременное наличие следующих условий: признание гражданина инвалидом, наличие страхового стажа и волеизъявление застрахованного лица, выраженное в письменной форме.

Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

П = ПК (Т * К) + Б

где П - размер трудовой пенсии по инвалидности; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более 180 месяцев; Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении при соблюдении условий, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, т.е. необходимо, чтобы умерший кормилец был гражданином Российской Федерации, застрахованным в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Одному из родителей, супругу или другим членам семьи указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

В правоприменительной практике положительно решается вопрос о назначении пенсии лицу, занятому уходом за детьми, не достигшими 14 лет, и в том случае, если последние находятся на полном государственном обеспечении, поскольку законом не установлена зависимость права на пенсию от того, находится или не находится ребенок на таком обеспечении.

Факты, необходимые для назначения пенсии в соответствии с данной нормой, подтверждаются трудовой книжкой (с записью об увольнении с работы), справками жилищных органов или органов местного самоуправления и иными документами, содержащими необходимые сведения, а при недостаточности таковых - решением суда об установлении соответствующего факта.

Достижение последним (или единственным) из лиц, за которыми осуществлялся уход, 14-летнего возраста или поступление лица, осуществляющего уход, на оплачиваемую работу, дает основание для прекращения выплаты пенсии по данному основанию.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Речь идет о случаях объявления несовершеннолетних полностью дееспособными в соответствии с нормами российского законодательства. Как предусмотрено ст. 27 ГК РФ, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителя или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства либо по решению суда. В случаях, когда закон допускает вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ч. 2 ст. 21 ГК РФ). Установленное ограничение касается как случаев эмансипации, так и случаев вступления в брак до совершеннолетия.

Понятием нетрудоспособности в контексте вышеприведенной нормы Закона является достижение пенсионного возраста - 60 для мужчин либо 55 лет для женщин либо признание лица инвалидом. Это правило действует во всех случаях независимо от продолжительности периода, прошедшего от момента смерти сына, дочери либо супруга до утраты источника средств существования. Не имеет значения и продолжительность периода от даты смерти кормильца до даты (времени), когда претендующие на пенсию родители или супруг стали нетрудоспособными.

Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Данная норма Закона уточняет понятие иждивенства применительно к лицам, которые ко времени смерти кормильца получали какую-либо пенсию. Если помощь умершего была для них постоянным и основным источником средств существования, они вправе перейти с получаемой пенсии (например, трудовой пенсии по старости, по инвалидности или пенсии по случаю потери другого кормильца либо социальной) на пенсию по случаю потери данного кормильца.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак. В данном случае значение имеет последовательность событий. Если право на пенсию за умершего супруга реализовано до вступления в новый брак, это последнее событие не влияет на получение пенсии. Если же новый брак был заключен до реализации права на пенсию по случаю потери прежнего супруга, то данное право утрачивается. При этом не имеет значения, возникло ли право на пенсию до вступления в новый брак либо необходимые условия пенсионного обеспечения (например, достижение пенсионного возраста или установление инвалидности) появились уже после того, как новый брак был заключен.

Расторжение повторного брака либо смерть следующего супруга не являются основанием для восстановления права на пенсию за прежнего супруга. Если же новый брак признан недействительным, он не порождает супружеских отношений и не сказывается на праве на пенсию по случаю потери кормильца-супруга.

Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении (см. разъяснения к п. 3 базовой части трудовой пенсии по старости).

Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Данное правило устанавливает для отчима и мачехи право на пенсию по случаю потери кормильца-пасынка или падчерицы, аналогичное праву родителей по происхождению. Следовательно, в данном случае применяются правила, согласно которым нетрудоспособными членами семьи отец и мать признаются по достижении соответственно 60 и 55 лет, при наличии одной из групп инвалидности либо независимо от возраста и инвалидности, если они не работают и заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Применяются и все другие пенсионные нормы, где речь идет о родителях, потерявших кормильца. Однако в отношении отчима и мачехи действует существенное ограничение. Пенсия не может быть назначена, если они воспитывали и содержали умершего пасынка либо падчерицу менее 5 лет.

Существование этого условия зависит от наличия и даты регистрации брака. Если мать или отец детей состоят в фактических брачных отношениях, нет оснований для признания их фактического супруга отчимом или мачехой. Статус же фактического воспитателя права на пенсию по случаю потери воспитанника не дает. Не может быть признано право на пенсию отчима или мачехи и в том случае, если их брак с матерью или отцом умершего кормильца продолжается менее 5 лет. При браке сроком 5 лет и более необходимо подтвердить, что лицо, претендующее на пенсию, воспитывало и содержало умершего кормильца 5 лет или более.

Эти факты могут быть подтверждены справками жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения. При отсутствии иных доказательств факты нахождения на воспитании и содержании могут быть установлены решением суда.

При определении права на пенсию пасынка или падчерицы учитывается наравне с родными детьми их возраст - до 18 лет (в случае обучения по очной форме - до 23 лет) либо наличие инвалидности, наступившей до достижения ими 18-летнего возраста.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. Исключение составляют случаи полного отсутствия у умершего кормильца страхового стажа, а также в случаи наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. В этих случаях устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом применяется правило, устанавливающее, что, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях. К числу таких лиц относятся его дети, в т.ч. усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты