Рефераты

Правовое регулирование труда работников-мигрантов в Российской Федерации

p align="left">Также столичные парламентарии предлагают сократить срок оформления трудовыми мигрантами медицинских документов об отсутствии у них ряда опасных заболеваний, в том числе вируса иммунодефицита (ВИЧ-инфекции) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам, лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации». Справку нужно будет предоставлять не в течение месяца после получения разрешения на работу, как это в настоящий момент установлено п. 8 ст. 13 ФЗ № 110 «О внесении изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан» от 30.06.2006 г., а к моменту его выдачи Грицюк Марина, Разрешение на работу гастарбайтер должен получить только от работодателя // Российская газета. - Центральный выпуск. - № 4758. - 25.10.08..

Как уже говорилось выше, работодатели, заказчики работ (услуг), привлекающие иностранных работников из государств с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию, обязаны иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Работодателю, привлекающему иностранных граждан, въезжающих в порядке, не требующем получения визы, не нужны разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В соответствии с законом иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, непосредственно либо через своих представителей обращаются в территориальные подразделения УФМС для получения разрешения на работу и временного проживания. При обращении иностранному гражданину требуется представить три документа: документ, удостоверяющий личность, миграционную карту и квитанцию об оплате госпошлины Легализоваться несложно: материалы сайта Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fms45.ru.. А также подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание. При этом решение (положительное либо отрицательное) по заявлению должно быть принято в шестидесятидневный срок.

Для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, миграционная карта является документом, подтверждающим его право на временное пребывание в Российской Федерации Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008). Ст. 2 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-legalno.ru/.. Отметим, что выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется: при следовании воздушным (морским, речным) транспортом - членами экипажей воздушных (морских, речных) судов; при следовании железнодорожным транспортом - членами бригад поездов; при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) - водителями; при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком - должностными лицами органа пограничного контроля.

В миграционной карте указанной категории иностранных граждан проставляются заверенные подписью уполномоченного сотрудника территориального органа ФМС России и печатью отметки о: принятом решении о продлении либо сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина Там же. Ст. 5. ; принятии от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание Там же. Ст. 61..

Таким образом, иностранные граждане, въезжающие в порядке, не требующем получения визы, имеют возможность легализовать свое положение на рынке труда России, а работодатели -- снизить «издержки» привлечения иностранных граждан, въезжающих в порядке, не требующем получения визы для осуществления трудовой деятельности.

Для миграционного учета иностранных работников предусмотрено направление работодателем уведомлений о привлечении их к трудовой деятельности. Работодатели должны уведомить четыре различных органа исполнительной власти: налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников Там же. П/п. 4. п. 8 ст. 18. ; сотрудников Управления федеральной миграционной службы и органы службы занятости субъекта РФ о привлечении иностранных работников, въехавших в порядке, не требующем получения визы Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008). П. 9 ст. 13.1 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-legalno.ru/.; органы службы занятости субъекта РФ о привлечении иностранных работников, въезжающих в визовом порядке Там же. П. 9 ст. 13.1.; в территориальные органы Роструда -- направлять сведения о заключении трудовых договоров с иностранными работниками, въезжающими в визовом порядке Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravonatrud.com/zakon.html..

Новое миграционное законодательство, действующее с 2006 года, облегчает процесс найма на работу иностранных граждан, упрощает порядок миграционного учета. Но существует перечень государственных правил, по которым действует рынок иностранной рабочей силы, и которые обязаны выполнять как приезжающие на заработки иностранные граждане, так и сторона их принимающая Легализоваться несложно: материалы сайта Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fms45.ru..

Итак, работник - мигрант означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является.

В соответствии с российским законодательством, процедура оформления иностранных граждан на работу в РФ состоит из следующих этапов: оформление на организацию разрешения на привлечение определенного количества (квоты) иностранных работников; оформление на каждого иностранного работника специального разрешения на привлечение иностранных граждан для использования их труда; постановка на миграционный учет; заключение с каждым работником трудового соглашения либо трудового договора.

Для отдельных категорий иностранных граждан установлены исключения из обязательного оформления разрешения на работу.

1.3 Нормативное правовое регулирование трудовых отношений с работниками-мигрантами

Принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранных граждан, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Данные нормы закрепляют права любого государства устанавливать правовой режим иностранных граждан, исходя при этом из своих международных обязательств; обязанность иностранных граждан соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами этого государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка возможна только по закону); право иностранца на защиту государства своего гражданства: для пользования своими правами иностранному гражданину должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические представительства и консульские учреждения государства его гражданства Червонюк В.И. Конституционное право России. - М.: Эксмо, 2004 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravoznavec.com.ua/books/letter/..

Принципиальные положения, касающиеся трудовой миграции и прав работников-мигрантов, закреплены в учредительных документах ЕС и, прежде всего, в Римском договоре 1950 г., который уделяет этому вопросу большое внимание. Как первейший принцип европейской интеграции провозглашается полная свобода передвижения работников в пределах Сообщества, которая предполагает ликвидацию дискриминации, основанной на национальности (гражданстве), между гражданами государств - членов ЕС в отношении занятости, заработной платы и других условий труда Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. и доп. от 19.03.1985) // Бюллетень международных договоров. - 1998. - № 7. .

В содержание права на трудовую миграцию входит реальная возможность принятия фактически сделанного предложения поступить на работу в любое государство - член ЕС, свободно передвигаться по его территории и трудиться там на основе тех же юридических норм, которые действуют для местных работников, а также оставаться на территории государства - члена ЕС после завершения работы в соответствии с правилами, установленными ЕС.

Центральное место среди актов «вторичного права» ЕС, регулирующих трудовую миграцию, занимают:

- Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенская конвенция), заключенная в г. Шенгене 19.06.1990 Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенская конвенция). Заключена в г. Шенгене 19.06.1990 // [Электронный ресурс: Интернет-сайт Европейского Союза] Режим доступа:  www.europa.eu.int.;

- регламент № 68/1612 от 15 октября 1968 г. о свободе передвижения работников в ЕС Регламент Совета (ЕЭС) №1612/68 от 15 октября 1968 г. «О свободном передвижении работников внутри Сообщества» // Официальный Журнал. Специальный выпуск. - 1968. - (II). ;

- регламент № 70/1251 от 29 июня 1970 г. о праве работников-мигрантов оставаться на территории государства - члена ЕС после завершения там работы Регламент Комиссии (ЕЭС) №1251/70 от 29 июня 1970 г. «О праве работников оставаться на территории государства-члена после осуществления там трудовой деятельности» // Официальный Журнал. Специальный выпуск. - 1970. - (II)..

Наряду с этими основополагающими актами различные аспекты трудовой миграции, положения работников-мигрантов регламентируют несколько десятков директив, рекомендаций и иных актов. Перечислим некоторые из них:

- стратегический план действий по регулированию легальной миграции на 2006-2009 годы. Брюссель, 21 декабря 2005 г. SEC (2005)1680 Стратегический план действий по регулированию легальной миграции на 2006-2009 годы. Брюссель, 21 декабря 2005 г. SEC (2005)1680  // // [Электронный ресурс: Интернет-сайт Европейского Союза] Режим доступа:  www.europa.eu.int.;

- регламент ЕС №562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах) Регламент ЕС №562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах) // // [Электронный ресурс: Сайт Кафедры права Европейского Союза МГЮА] Режим доступа:  www.eulaw.edu.ru.;

- регламент (ЕС) №1030/2002 Совета от 13 июня 2002 г. «Об установлении единообразного формата вида на жительство для граждан третьих стран» Регламент (ЕС) №1030/2002 Совета от 13 июня 2002 г. «Об установлении единообразного формата вида на жительство для граждан третьих стран» // Официальный Журнал. - 2002. - L 157/1.;

- директива 2005 71 ЕС Совета от 12 октября 2005 г. «О специальной процедуре допуска граждан третьих стран в целях научных исследований» Директива 2005/71/ЕС Совета от 12 октября 2005 г. «О специальной процедуре допуска граждан третьих стран в целях научных исследований» // Официальный Журнал. - 2005. - L 289/15;

- директива 2004/573/EC Совета «Об организации совместных авиарейсов для возвращения нелегальных мигрантов из третьих стран» Директива 2004/573/EC Совета «Об организации совместных авиарейсов для возвращения нелегальных мигрантов из третьих стран» // Официальный Журнал. - 2004. - L 261/28.;

- директива 2004/114/ЕС Совета от 13 декабря 2004 г. «Об условиях допуска граждан третьих стран в целях образования, обмена учащимися, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности»Директива 2004/114/ЕС Совета от 13 декабря 2004 г. «Об условиях допуска граждан третьих стран в целях образования, обмена учащимися, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности» // Официальный Журнал. - 2004. - L 375/12.;

- директива ЕС от 23 октября 2007 г. «Об условиях перемещения и предоставлении места жительства высококвалифицированным специалистам из третьих стран» Директива ЕС от 23 октября 2007 г.  «Об условиях перемещения и предоставлении места жительства высококвалифицированным специалистам из третьих стран» // [Электронный ресурс: Интернет-сайт Европейского Союза] Режим доступа:  www.europa.eu.int.;

- директива 2003 109 ЕС Совета от 25 ноября 2003 г. «О статусе граждан третьих стран, легально проживающих на долгосрочной основе» Директива 2004/114/ЕС Совета от 13 декабря 2004 г. «Об условиях допуска граждан третьих стран в целях образования, обмена учащимися, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности» // Официальный Журнал. - 2004. - L 375/12.;

- Письмо Европейской Комиссии от 19 июля 2006 года «Об итогах противодействия нелегальной иммиграции и определении приоритетов ЕС в этой области» Письмо Европейской Комиссии от 19 июля 2006 года «Об итогах противодействия нелегальной иммиграции и определении приоритетов ЕС в этой области» // [Электронный ресурс: Сайт Седеркопингского процесса] Режим доступа:  www.europa.eu.int www.soderkoping.org.ua.;

- Директива ЕС от 23 октября 2007 г. «Об условиях перемещения и предоставлении места жительства высококвалифицированным специалистам из третьих стран» Директива ЕС от 23 октября 2007 г.  «Об условиях перемещения и предоставлении места жительства высококвалифицированным специалистам из третьих стран» // [Электронный ресурс: Интернет-сайт Европейского Союза] Режим доступа:  www.europa.eu.int.;

- Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза. Заключено в г. Сочи 25 мая 2006 г. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза. Заключено в г. Сочи 25 мая 2006 г. // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 23. - Ст. 2694..

Отметим, что в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» Конституция РФ. Принята 12.12.1993. Ст. 62. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/..

Таким образом, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иных федеральных законах, а также «определяется международными договорами Российской Федерации» Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008). П/п 4. п. 8 ст. 18. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-legalno.ru/.. При этом особенности правового регулирования порядка пребывания, передвижения, проживания и трудовой деятельности иностранных граждан в РФ определяется их фактическим статусом. В этой связи вышеупомянутый Закон четко разграничивает следующие три основные категории иностранных граждан: а) временно пребывающие на территории РФ; б) временно проживающие в РФ; в) постоянно проживающие в РФ. Особую категорию составляют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, а также находящиеся под ограниченной юрисдикцией РФ.

К иным федеральным законам, регламентирующим порядок миграционного учета и порядок пребывания иностранных лиц на территории РФ относятся:

- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», где в главах IV, V подробно регламентирован порядок оформления и выдачи документов (гл IV), а также процедура (гл. V) въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

- Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации«, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-legalno.ru/.,

- Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 110 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации«, внесший значительные изменения в миграционное законодательство РФ;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 77 г. Москва «Об утверждении Правил учета в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), следующих транзитом через территорию Российской Федерации, и взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля при его осуществлении».

В дополнение к вышеперечисленным законам Правительством РФ и иными миграционными органами РФ изданы иные нормативные законодательные акты.

Так, правила оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства утверждены соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 655.

Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы установлены Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2007 г. № 635 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. №335.

О порядке и правилах устранения случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание) сказано в Постановление Правительства Российской Федерации № 97 от 17 февраля 2007 г.

О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации говорится в Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681.

Правила государственной информационной системы миграционного учёта, которая представляет собой межведомственную автоматизированную систему и формируется на основе центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, автоматизированных учетов адресно-справочных подразделений Федеральной миграционной службы; иных информационных систем, содержащих информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, операторами которых в соответствии с законодательством Российской Федерации являются органы государственной власти и органы местного самоуправления регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 94.

Порядок осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

О порядке подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы сказано в Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. № 798.

Правила использования миграционной карты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 413 «О миграционной карте«.

Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 199 от 7 апреля 2003 г.

Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 188 от 2 апреля 2003 г. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной миграционной службы от 19 июня 2007 г. № 1148 Пр/07/128 г. Москва устанавливает регламент взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной миграционной службой и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации № 16 от 24 марта 2003 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 1 ноября 2002 г. утверждено Положение «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».

Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 19265 г. Москва утвержден административный регламент исполнения государственной функции по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и аннулированию виз иностранных граждан и лиц без гражданства.

Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство подробно сказано в Приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации № 250 от 14 апреля 2003 г.

Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства прописан в Приказе Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 6 июня 2008 г. № 142; по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в Приказе Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 8 ноября 2007 г. № 430.

Необходимо отметить, что с целью упрощения на основе взаимности выдачи виз для пребывания на срок не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней гражданам Российской Федерации и Европейского союза 25 мая 2006 г. в г. Сочи было заключено Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, а до этого, в г. Москва 26 февраля 1999 г. было заключено соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства вышеназванных государств.

Итак, миграционное законодательство как стран-членов ЕС, так и РФ, представлено множеством нормативных актов различных категорий, при этом необходимо отметить, что в России наибольшее число таких актов было принято в 2006-2007 гг. в связи со стремлением правительства упорядочить миграционные процессы, роль которых имеет большое значение для развития национальной экономики.

Глава 2. Особенности трудовых правоотношений с работником-мигрантом

2.1 Особенности заключения трудового договора с работником - мигрантом

Трудовая деятельность иностранных работников регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, установленных законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон об иностранных гражданах) с изменениями, внесенными Законом от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ (в ред. 6 января 2007 года) и вступившими в силу с 15 января 2007 г., а также принятыми в соответствии с ним иными специальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 11 ТК РФ «на территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. (ред. от 30.12.2008) ст. 11. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/..

Таким образом, работники-мигранты оформляются на работу на тех же условиях, что и российские граждане, то есть на основании трудового договора. Именно трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений с работником-мигрантом.

Трудовой кодекс РФ дает четкую характеристику понятия трудового договора. Это «соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя» Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. (ред. от 30.12.2008). Ст. 56 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

Согласно ТК РФ, заключение трудового договора должно осуществляться в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. При этом один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя См. Там же. Ст. 67 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/..

В Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» от 1949 г. рекомендуется, чтобы трудовой договор переводился на понятный мигранту язык. При этом, один экземпляр договора вручается мигранту до его выезда с территории эмиграции или, если на то последует согласие обеих сторон, в приемном центре по прибытии в страну эмиграции. В последнем случае мигрант извещается письменно до отъезда документом, который касается его лично или группы, к которой он принадлежит, относительно профессиональной категории, в которую он будет зачислен, и других условий работы, в частности относительно обеспеченного ему минимального размера заработной платы См. Конвенция МОТ № 97 «О работниках-мигрантах». Дата вступления в силу: 22 января 1952 года « // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ialm.ru/..

Опрос мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России, в 2007 г. показал, что 95% респондентов из числа опрошенных отметили игнорирование указанных рекомендаций Горбачев П. Иностранцы в России: юридические аспекты трудоустройства: Материалы круглого стола компании PricewaterhouseCoopers от 3 июня 2008 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hrm.ru/..

Порядок оформления иностранных граждан на работу на территории Российской Федерации определяет их правовой статус. В соответствии со статьей 2 Закона об иностранных гражданах иностранные граждане могут признаваться временно пребывающими в Российской Федерации, временно либо постоянно проживающими в Российской Федерации Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008). Ст. 2 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-legalno.ru/. .

Трудоустройство временно пребывающих иностранных граждан, то есть прибывших в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание, представляет в рамках данного исследования наибольший интерес.

Как уже говорилось выше, согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 №114-ФЗ иностранные граждане обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде за ее пределы предъявить визу, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Ст. 6 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/..

Так как Российская Федерация со многими странами СНГ имеет двусторонние соглашения о безвизовых поездках, временно пребывающих иностранных граждан можно условно разделить на две группы: те, которые пребывают в России в порядке, не требующем получения визы (далее - «безвизовые»), и те, которые пребывают в России на основании визы (далее «визовые»). Это имеет существенное значение, поскольку трудоустройство «безвизовых» иностранных граждан значительно отличается от трудоустройства «визовых».

Рассмотрим особенности заключения трудового договора с временно пребывающими «безвизовыми» иностранными гражданами.

Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона об иностранных гражданах предусмотрено, что «иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, которое выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу» Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008). П. 4 ст. 13 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-legalno.ru/. . Форма такого заявления содержится в Приложении №2 к Приказу ФМС России от 25 декабря 2006 года №370. Подавать такое заявление может либо сам иностранный работник, либо работодатель. Получает разрешение на работу иностранный гражданин лично.

Федеральным законом Российской Федерации № 110-ФЗ от 18.07.06 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в Закон об иностранных гражданах введена ст. 13.1 «Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» См. Федеральный закон Российской Федерации № 110-ФЗ от 18.07.06 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-legalno.ru/.

. В результате с 15 января 2007 года для работников, прибывающих из стран, с которыми у России введен безвизовый режим, установлен иной порядок, регулирующий их трудовую деятельность на территории Российской Федерации по сравнению со всеми другими иностранными гражданами. В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона об иностранных гражданах работодатели или заказчики работ (услуг) разрешение на привлечение и использование иностранных работников иметь не нужно. Однако, такому работодателю необходимо уведомить органы миграции, занятости и налоговую инспекцию. При этом необходимо обратить внимание, что с недавнего времени срок уведомления органов миграции и занятости сократился с 10 до 3 дней.

Так, пункт 2 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 №183, определяет следующее: «Работодатель, заключивший трудовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в РФ в не требующем получения визы порядке и имеющими разрешение на работу, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о привлечении к трудовой деятельности указанных лиц» Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующим получение визы, и имеющих разрешение на работу» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nalog.consultant.ru/..

Ранее в Постановлении Правительства РФ от 23 декабря 2006 года № 798 «Об утверждении порядка уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» срок такого уведомления составлял 10 дней.

Для каждого из указанных адресатов работодатель оформляет 2 экземпляра бланка уведомления, один из которых отправляется адресату, другой - остается на почте, а у работодателя же в подтверждение остается отрывная часть бланка уведомления, в котором проставляется отметка о приеме.

Что касается уведомления налоговой инспекции, то анализ содержания подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Закона об иностранных гражданах свидетельствует о том, что уведомлять налоговую инспекцию необходимо в отношении каждого иностранного гражданина, привлекаемого к осуществлению трудовой деятельности в России, независимо от того, в «визовом» или «безвизовом» порядке прибыли указанные граждане в Российскую Федерацию, в течение 10 дней со дня заключения трудового договора. Об этом же говорится в Письме ФНС от 14 февраля 2008 года №ШС-6-3/102 «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников». Следовательно, бытующие в практике разногласия о том, надо ли уведомлять налоговую при приеме на работу «безвизовых» иностранных граждан или не надо, необходимо решать положительно.

Рассмотрим особенности заключения трудового договора с временно пребывающими «визовыми» иностранными гражданами.

Сразу отметим, что «последние изменения в законодательстве сделали невозможным привычное получение юридическими лицами бизнес-виз для своих иностранных работников и визитеров. До этого момента была распространена практика, когда работники-мигранты работают в России на основании деловых виз. Это было удобно, ведь иностранный гражданин мог пребывать в нашей стране до 180 дней непрерывно. Тогда было достаточно выезда из России на 1 день, и он мог продолжать работать.

В настоящее время со стороны миграционных органов усилился контроль за соответствием цели поездки, указанной в визе, реальной деятельности иностранного гражданина в Российской Федерации. Чтобы работать, нужно получить рабочую визу. Например, нельзя осуществлять трудовую деятельность в России по деловой визе, и за нарушение этого предусмотрены административные штрафы, а также возможно выдворение за пределы России» Горбачев П. Иностранцы в России: юридические аспекты трудоустройства: Материалы круглого стола компании PricewaterhouseCoopers от 3 июня 2008 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hrm.ru/..

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона об иностранных гражданах в отличие от «безвизовых» иностранных граждан, в случае трудоустройства временно пребывающих «визовых» работников-мигрантов работодателю необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Временно пребывающий «визовый» иностранный гражданин также должен иметь разрешение на работу. При этом оба разрешения (на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу иностранному гражданину) получает работодатель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации«. А до этого момента работодатель должен пригласить иностранного гражданина в Россию в целях осуществления трудовой деятельности.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем в соответствующий орган. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель представляет в Федеральную миграционную службу следующие документы: разрешение на привлечение и использование иностранных работников; документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника, указанные в пункте 22 Постановления № 681. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты