Правовое регулирование уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
p align="left">Вышестоящие судебные инстанции могут изменить приговор суда первой инстанции весьма существенно: поменять не только размер, но и вид наказания. Поэтому в ряде случаев основание отбывания конкретного наказания выступает уже не приговор, постановивший, например, наказание в виде лишения свободы, а определение или постановление вышестоящей судебной инстанции о применении к виновному иного, более мягкого наказания.
Кроме суда, в решении вопросов, касающихся исполнения наказания, могут принимать участие и другие субъекты уголовно - исполнительных отношений. Так, в соответствии с положениями Конституции РФ, Президента РФ может издавать акты о помиловании конкретных лиц, осужденных к тому или иному виду наказания, а Государственная Дума - акты амнистии, распространяющие свое действие лишь на круг лиц, подпадающих под конкретные признаки, указанные в самом документе.
Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуальном определенного лица (ст. 85 РФ).
Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбытия наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращенно или заменено более мягким его видом. С лица, отбывшего наказание, акта помилования может быть снята судимость.
Институт помилования, являясь в известной мере исключением из процессуального правила обязательности вступившего в законную силу приговора суда (ч.1 ст. 392 УПК РФ), имеет не только уголовно - правовой, но и конституционный характер. В соответствии с п. «в» ст.89 Конституции РФ Президент страны наделяется правом помилования. Ходатайство о помиловании направляется администрацией в комиссию по вопросам помилования субъекта Федерации через орган юстиции этого субъекта. Комиссия по вопросам помилования составляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Указанное заключение рассматривает губернатор и вносит Президенту РФ представлении е о целесообразности применения акта амнистии. Окончательное решение принимается Президентом РФ. Им издается акт в любое необходимое время и здесь не требуется каких-либо оснований или поводов. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании определен Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. № 1500 « О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». В то же время совместным приказом Минюста России и МВД России от 2 августа 2000г. № 821/ 238 утверждена и введена в действие « Инструкция о порядке исполнения актов помилования лиц, осужденных за преступления».
В ст. 84 УК РФ закреплено, что амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость. Решение об объявлении амнистии принимается не в форме закона, а в форме постановления Государственной Думы, а предписания указанного постановления структурно не включаются в систему Уголовного кодекса. Поэтому вопреки позиции, некогда сформулированной Верховным судом СССР (Постановление от 20 декабря 1929г.), акт об амнистии не является уголовным законом и обратной силы не имеет. Действие акта амнистии связывается с различными обстоятельствами. Чаще всего это данные, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного закона не имеют значения для квалификации, но учитываются при назначении наказания и освобождения от него. Так, в силу постановления Государственной Думы от 26 мая 2000г. « Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» подлежали освобождению от наказания независимо от назначенного срока, с учетом предусмотренных исключений, осужденные, принимавшие участие в боевых действиях по защите отечества. Сюда относились и лица, проходившие службу в составе действующей армии; награжденные орденами или медалями СССР либо РФ; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов, и некоторые другие категории лиц.
ГЛАВА 2. Уголовное наказание в виде ограничения по военной службе
2.1 Цели исполнения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе
Система мер наказаний в России постоянно совершенствуется, обогащается и характеризуется повышенным вниманием к личности человека, нарушавшего закон. Меры воздействия, применяемые к нему, направлены на то, чтобы, используя их эффективность и воспитательный заряд, как можно быстрее вернуть его к честному труду. Военнослужащие как субъекты рассматриваемого вида наказания не являются исключением. Преследуя конкретные цели наказания, законодатель не всегда просчитывает эффективность тех или иных видов наказания, а внедрение их в практику аргументируется чет, что они более прогрессивны [47, с.17-18; 67, с.48-49]. Отказ от более строгих карательных мер не способствует снижению роста преступности, тем более подобная политика не всегда оправдывается исходя из увеличения количества совершаемых преступлений. Соглашаясь в целом с внедрением в практику прогрессивных видов наказания в отношении военнослужащих, необходимо всестороннее изучение эффективности их воздействия на лиц, к которым они будут применяться, и достижения поставленных перед ними целей.
Ограничение по военной службе относится к так называемым «специальным видам наказания». Под специальными видами наказаний в литературе понимают « применяемые к осужденным военнослужащим меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы [59, с.3; 55, с.3]».
Для установления эффективности любого наказания необходимо, решить вопрос о том, какие цели могут быть достигнуты посредством его применения. Следует согласиться с теми авторами, которые считают, что «правильное определение цели - важнейшее условие обеспечения эффективности правового регулирования [53]». Так, С.В. Познышев был убежден, что наказание « имеет одну цель - предупреждение преступлений». И.Я. Фойницкий целью наказания считал «воздержание от дальнейших преступных деяний». Н.С.Таганцев полагал, что наказание должно « по возможности загладить причинный преступлением нравственный вред». Как видно из приведенных точек зрения, формулировка целей наказания уточнялась и изменялась в зависимости от социальной структуры общества.
В ч.1 ст.43 УК РФ дается определение наказания. В уголовно - исполнительно законодательстве подчеркивается правовой аспект ограничений, которые непосредственно связанны с наказанием. В указанных законах предусмотрены общие и частные признаки наказания, дается характеристика его социальной сущности. Однако для определения признаков уголовного наказания и его социальной сущности и целей, не мало важное значение имеют положения Конституции государства, направление уголовной политики, содержание уголовно - правовых институтов, построение уголовно - правовых санкций и т.д.
Законодатель предусмотрел « восстановление социальной справедливости». Это согласуется с конституционным положением о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.2 Конституция РФ). В рамках развития этого положения законодатель справедливо указывает на «восстановление социальной справедливости» как на цель наказания. Тот же факт, что законодатель поставил эту цель на первое место в сравнении с иными целями (исправление и предупреждение преступлений), является свидетельством логики законодателя [64, с.189]». Таким образом указание в уголовном законе на «восстановление социальной справедливости» как на цель наказания есть концептуальное отражение частных интересов на политико-правовом уровне. Применяя такое объяснение цели восстановления социальной справедливости к рассматриваемому нами наказанию, необходимо сказать, что в достижении указанной цели « определяется специальным и правовым статусом осужденного военнослужащего [44, с.199]». Социальная справедливость реализуется путем возложения на субъект уголовных правоотношений обязанностей, являющихся предписанием уголовно-правовых норм.
По нашему мнению, это можно рассматривать с нескольких сторон:
1) Осознание лицом того, что оно, продолжая иметь один специальный статус (военнослужащего) приобретает еще и другой специальный статус (осужденного), предполагает определенные негативные переживания лица [30, с.189]. Говоря другими словами, субъективное ощущение себя как в качестве субъекта уголовных, а затем и уголовно-исполнительных правоотношений. Это не индивидуализация наказания, это внутреннее понимание военнослужащим того, что он не зависимо от «огласки», является осужденным. Следовательно, это может выступать в качестве серьезного психологического стимула достижения целей наказания. Причем это характерно именно для военнослужащих. Большинство из них понимают тот груз ответственности, который возложен на них в силу их специфического правового положения. Законодатель прямо указывает на это, применяя данный вид наказания к военнослужащим, проходящую военную службу по контракту (ч. 1ст. 52 УК РФ), т. е. к лицам, избравшим военную службу в качестве своей профессии.
Ограничение по военной службе - единственное наказание, применяемое к военнослужащим, которое без «видимых», карательных элементов воздействует на осужденных, при этом осужденный продолжает прежнюю социально полезную деятельность без разрыва с ближайшим социальным окружением, хотя и на принудительной основе. Именно субъективное восприятие осужденным военнослужащим наказания как меры воздействия предопределяется восстановление социальной справедливости.
2) Социальная справедливость восстанавливается посредством «неотвратимости наказания, когда виновный понес наказание, а невиновный был освобожден от уголовной ответственности и наказания [74, с.60]». Законодатель, «исключив нормы, согласно которым деяний, совершенные при смягчающих обстоятельствах, влекут за собой применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, отказался от регулирования уголовным законом ответственности за дисциплинарные проступки, что представляется обоснованным, исходя из задач, сформулированных в ст. 2 УК РФ[76, с.66]». Военнослужащий, совершившие преступное деяние против военной службы, должен быть изобличен в этом, и понесен за это заслуженное наказание. Показательным будет преступная деятельность отдельных военнослужащих, в период участия в контртеррористической операции, на территории Чеченской Республики. Так, например, в декабре 1999 г. В Грозненском районе матросом А-вым в результате неосторожного обращения с оружием причинен вред здоровью средней тяжести гр. Ельцовой А.В. Воспользовавшись боевой обстановки матрос А-ев В.В., пытался скрыть факт совершения преступления. Однако в ходе проведенной служебной проверки данный факт был установлен. Военным судом А-ев В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 349УК РФ, и осужден к наказанию в виде ограничения по военной службе сроком 1 год с удержанием 10% денежного содержания в доход государства [71].
Определяющим здесь является совершение военнослужащим преступления, которое не осталось без внимания соответствующих служб и результатом чего стало наказание.
3) Восстановление социальной справедливости по отношению к потер певшей стороне путем защиты прав и законных интересов, нарушенных преступлением. Для осуществления этой цели наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в реальных пределах - соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые были ему причинены вследствие совершенного преступления [32, с.14]. Социальная справедливость не должна выступать в качестве своеобразного возмещения причиненного ущерба.
Это можно проиллюстрировать следующим примером. Два офицера Тихоокеанского флота осуждены за организацию на боевом корабле сауны, ставшей причиной пожара. В санблоке корабля была организована сауна, в которой установили нештатное электронагревательное оборудование. В октябре 2008 года из-за перегрева сауны произошло возгорание помещений санблока, а затем - и всего корабля. В результате пожара боевой корабль был выведен из строя, а государству нанесен ущерб в размере 847 тысяч рублей.
Владивостокский гарнизонный военный суд признал К. и Х. виновными в халатности, повлекшей причинение крупного ущерба. Они осуждены к ограничению по военной службе сроком на 1 год с удержанием 20% из денежного довольствия в доход государства [79]. Вряд ли можно предположить, что за время службы осужденным удастся возместить причиненный государству ущерб. Принимая такое решение, суд руководствовался, прежде всего, стремлением компенсировать тот вред, который был причинен общественным отношениям, а не имуществу Вооруженных Сил России.
4) И наконец, справедливость как принцип уголовной ответственности, в соответствии со ст.6 УК РФ. Здесь справедливость наказания раскрывается как его соответствие характеру и степени общественной опасности деяния, обстоятельства его совершения и личности виновного. Ключевым понятием является именно справедливость назначенного судом наказания.
Военнослужащие, которым назначается ограничение по военной службе - это специфическая категория преступников. В зависимости от того, насколько объективно будет определена степень вины военнослужащего, его личностные характеристики, настолько адекватно будет оцениваться назначенное судом наказание. Так, дело лейтенанта А. было рассмотрено военным судом Южно - Сахалинского гарнизона из-за уклонение от военной службы, согласно ч.3 ст.337 УК РФ, ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год в колонии общего режима. Между тем оснований для столь сурового приговора военный суд Дальневосточного военного округа не усмотрел и в кассационном порядке назначил А. наказание в виде ограничения по военной службе на два года, одновременно освободив его от наказания на основании ст.7 акта об амнистии от 24 декабря 1997 года. Лейтенант А. продолжает служить в Вооруженных Силах. Данный пример более чем красноречиво свидетельствует о том, что цель наказания была достигнута благодаря соблюдению принципа справедливости. В этой части полагаем не уместным пытаться найти разницу между принципом справедливости и социальной справедливостью как целью наказания. В литературе по этому поводу высказан очень серьезный аргумент в поддержку нашей позиции. « Справедливость - это инстинкт системного выживания, спроецированный на морально этический уровень». Поэтому юридическое заключение справедливости и как принципа, и как цели наказания имеет социальное значение.
Вторая цель наказания - исправление осужденного военнослужащего. Понятие исправления содержится в ст. 9 УИК РФ: «Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». Обосновывая достижения исправления как цели наказания, в литературе существует позиция, что оно предполагает так называемое «юридическое наказание». Цели наказания по ч. 2 ст. 43 УК РФ «достигаются в тех случаях, когда обеспечивается правомерное поведение граждан и соблюдение правопорядка[37, с.375]».
Действующее уголовно-исполнительное законодательство определяет, что одной из основных целей уголовного наказания является исправление осужденного. Уголовно-исполнительное наказание только конкретизирует достижение целей наказания, которые определены Уголовным кодексом. С учетом процессуального характера уголовно-исполнительного законодательства для достижения цели исправления оно определяет и его средства (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Исправление осужденных представляет собой особый, специфический воспитательный процесс, состоящий из комплекса взаимодействующих между собой средств исправления. При этом комплекс взаимодействующих между собой средств составляют как основные средства исправления, указанные в ст. 9 УИК РФ, так и дополнительные [66, с.141]. Для осуществления исправительного воздействия на осужденных необязательно наличие всей совокупности исправительных средств. Так, например, профессор В.А. Фефелов [68, с.292] предложил классифицировать средства исправления, в зависимости от уровня исправительно-воспитательного воздействия на осужденных. Согласно его классификации все средства исправления, применяемые к осужденным можно разделить на две группы, «воспитательно-принудительные и воспитательно-превентивные [68, с.292]». В силу того, что осужденные военнослужащие, отбывающие данное наказание, не лишаются свободы, и не ограничиваются в ней, средства исправления, применяемые к ним могут быть «усеченными». Говоря другими словами применяться только те, которые относятся к воспитательно-превентивным мерам. По мнению специалистов в области пенитенциарной педагогики и психологии, это объясняется тем, что данная категория осужденных, как правило, характеризуется небольшой педагогической запущенностью, что позволяет ограничивать средства воспитательного воздействия, применяемые к ним для достижения целей исправления [39, с.271]. Они включают:
1. Режим, как порядок и условия отбывания наказания;
2. Воспитательную работу;
Военнослужащий в период отбывания наказания в виде ограничения по военной службе находится в определенных условиях отбывания наказания - соединенных с прохождением службы. Порядок прохождения военной службы, устанавливается Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также общевоинскими уставами, утвержденными Президентом РФ и другими нормативными актами военно-административного характера. Строгое соблюдение этого порядка составляет режим отбывания наказания, для этой категории осужденных. Режим в данном случае облегчает процесс достижения целей исправления.
Достижение целей исправления военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе, предполагает, что в период назначенного срока они должны неукоснительно соблюдать все требования военного законодательства с учетом ограничений определенных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Режим как средство исправления осужденных включает в себя требования, которые не содержат карательного элемента. Эти требования, помимо военного законодательства, вытекают из нравственных норм, которые следует рассматривать как принятые в обществе правила поведения. Военное законодательство только вменяет в обязанность военнослужащему добросовестное отношение к своему служебном долгу.
Исправительное воздействие режима отбывания наказания ограничения по военной службе проявляется в том, что оно, с помощью применяемых к осужденному правоограничений (ст. 52 УК РФ и ч. 2. Ст.143, ст. 145 УИК РФ), служит психологической установкой в позитивном социально-нравственном совершенствовании личности. Строгое и неукоснительное соблюдение правил отбывания наказания воспитывает у осужденного дисциплинированность, вырабатывает навыки и привычки правопослушного поведения, уважения к закону, нормам, правилам и традициям, принятым в Вооруженных Силах Российской Федерации.
С другой стороны, режим отбывания наказания создает условия для другого средства исправления, предусмотренного уголовно-исполнительным законодательством - «воспитательная работа» (ст. 146 УИК РФ)
По смыслу ст. 146 УИК РФ, командование войсковой части, в которой проходит службу осужденный к ограничению по военной службе, должно проводить воспитательную работу.
Таким образом, цель наказания в виде исправления осужденного, отбывающего наказание в виде ограничения по военной службе, считается достигнутой, если он не совершает преступлений и приобретает позитивные качества морального характера. Уголовно-исполнительное исправление выступает средством достижения этой цели.
Наконец, третья цель наказания - предупреждение совершения новых преступлений (ч. 1 ст. 43 УК РФ) как осужденными, так и иными лицами (ч.1 ст. 1 УИК РФ), т. е. это общая и специальная превенция. Общая превенция представляет собой предупреждение совершения преступлений со стороны тех неустойчивых военнослужащих, которых от совершения преступления удерживает только угроза наказанием или реальное наказание другого военнослужащего. Их «неустойчивость» определяется фактами ими предкриминальных поступков - дисциплинарных, финансовых, гражданских и прочих.
Специальная превенция представляет собой предупреждения нового преступления со стороны военнослужащего, отбывающего (отбывшего) наказание в виде ограничения по военной службе. Она по существу смыкается с уголовно-правовым исправлением.
Данная цель считается достигнутой, если наказанный военнослужащий, теряет свою рецидивоопасность, т. е. не совершает новых преступлений. Специальная превентивная цель иногда именуется юридическим, а не нравственным или педагогическим исправлением.
Завершая рассмотрения вопросов, связанных с целями наказания в виде ограничения по военной службе, необходимо сделать следующие выводы.
Наказание в виде ограничения по военной службе относится к так называемым «специальным видам наказания». В качестве целей применения «специальных видов наказаний» действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство реализует:
1. Восстановление социальной справедливости;
2. Исправление осужденного военнослужащего;
3. Предупреждений совершения новых преступлений, как со стороны самого виновного, так и со стороны других военнослужащих (частная и общая превенция).
Цели наказания в виде ограничения по военной службе соответствуют целям, закрепленным в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Такое соответствие обусловлено:
1. Специфическим характером, как «специального вида наказания»;
4. Связью между целями наказания и выбором средств исправления осужденного;
5. Эффективностью общей и частной превенции;
Достижение цели восстановления социальной справедливости осуществляется в четырех основных направлениях:
1. Приобретение военнослужащим специфического правового статуса осужденного. Это сопряжено с переживаниями нравственно-психологического характера. Выступает в качестве побудительного мотива для переоценки своего поведения, приведшего на скамью подсудимых. Субъективное восприятие осужденным военнослужащим наказания как меры социального воздействия;
2. Неотвратимость наказания, при которой осужденный военнослужащий претерпевает комплекс негативных последствий своего противоправного поведения. Определяющим здесь является совершение преступления, которое не осталось без внимания соответствующих служб и результатом чего стало наказание;
3. Моральная компенсация, которую получает потерпевшая сторона от торжества закона. Законодатель здесь в качестве цели определяет компенсацию вреда, причиненного так называемым военным правоотношениям;
4. Справедливость назначенного судом наказания, при которой военнослужащий приговаривается к ограничению по военной службе, с учетом тяжести и степени общественной опасности деяния, обстоятельства его совершения и личности виновного. Характер самого наказания предопределится своеобразным соотношением преступления и наказания.
Исправление осужденного, которое предполагает устранение антиобщественных установок военнослужащего, которые привели его к совершению преступления. Выделяют два самостоятельных показателя:
1. Моральное (нравственное) исправление, при котором военнослужащий пересматривает свое отношение к противоправной деятельности и не совершает преступлений в дальнейшем;
2. Юридическое (правовое) исправление, при котором дальнейшая деятельность военнослужащего не получает уголовно-правовой оценки.
Исправление осужденных к ограничению по военной службе представляет собой особый, специфический воспитательный процесс, состоящий из комплекса взаимодействующих между собой средств исправления. Особенность правового статуса осужденных военнослужащих предполагает и применение специфических средств исправления. Они включают:
1. Режим (порядок и условия отбывания наказания), который заключается в реализации специфических прав и обязанностей военнослужащего, отбывающего наказание, не связанное с изоляцией от общества;
2. Воспитательную работу с осужденным, которая в соответствии с требованиями военного законодательства является составной частью военной службы.
Цели предупреждения совершения новых преступлений военнослужащим и иными лицами (общая и специальная превенция) состоит в том, чтобы другие лица (не осужденные) не совершали преступлений из-за угрозы уголовного наказания.
При осуществлении частной превенции ограничения по военной службе, помимо содержащихся в ней карательных элементов, ограничивающих возможность совершения военнослужащим новых преступлений, служат также ограничения, порожденные судимостью. Это не даст возможность совершать преступления в будущем.
В свою очередь общая превенция предполагает, что факт применения наказания к осужденному в виде ограничения по военной службе должен оказывать предупредительное воздействие на всех военнослужащих.
2.2 Признаки исполнения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) предусматривается новый для России уголовный вид наказания - ограничение по военной службе. В связи с этим особый интерес представляет анализ признаков, характеризующих данный вид наказания.
В философии «признак» определяется как свойство, по которому познают или узнают предмет; определения, которые отличают одно понятие от другого.
Первый признак наказания в виде ограничения по военной службе заключается в том, что данный вид наказания является правовым последствием определенной группы преступлений.
Нельзя не отметить, что еще в дореволюционной юридической литературе не однократно указывалось на такой признак уголовного наказания, как правовое последствие преступления.
В соответствии с ч.1 ст.51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим за совершения преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьи Особенной части настоящего Кодекса. Справедливо отмечается в юридической литературе, что « это преступления небольшой или средней тяжести, так как за более опасные преступления санкции в виде исправительных работ уголовным законом не установлены [39, с.147]».
Второй признак ограничения по военной службе состоит в том, что данный вид наказания характеризуется определенным содержанием.
При этом переход к вопросу о содержании ограничения по военной службе, нам хотелось бы, сказать несколько слов о том, сто наука уголовного права понимает под содержанием наказания и каково наше понимание содержания уголовного наказания. Содержания уголовного наказания в целом раскрыто в УК РФ в ч. 1 ст. 43, согласно которой наказание заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Признание законодателем содержанием наказания - ограничение или лишение прав и свобод осужденного не послужило основанием для прекращения научных дискуссий о содержании наказания.
В настоящее время в уголовно-правовой науке большинство авторов и ученных склонны считать, что содержание наказания заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. По мнению профессора А.В. Наумова [53, с.339], «наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, причиняет ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ».
Ряд ученых рассматривают содержание наказания в виде конкретного объема ограничений, установленных для правонарушителя [27, с.300].
Следует заметить, что законодатель в ч. 1 ст. 43 УК РФ использует понятия «право» и «свободы». Однако указанные понятия раскрывают лишь часть правового статуса лица, подверженного карательному воздействию.
Понятие правового статуса личности достаточно освещено в общей теории и права и понимается как система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод, обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права. Позже в юридической литературе ряд авторов указывают, что категории «права» и «свободы» по смыслу и содержанию можно считать равнозначными. В условиях отбывания наказания осуществляется лишение и ограничение не только прав, обязанностей, но и законных интересов. Заметим также, что при отбывании уголовного наказания осужденный лишается и ограничивается не только в своих правах и законных интересах, но ив своих обязанностях. Парадокс, с одной стороны, наказание как кара должна лишать и ограничивать лицо в получении каких-либо благ, но с другой стороны, наказание лишает и ограничивает лицо в выполнении своих обязанностей, т. е. наказание как бы уменьшает объем обязательных действий, возложенных на лицо.
Кроме того, содержание уголовного наказания, на наш взгляд, не ограничивается лишением и ограничением прав, законных интересов и обязанностей осужденного. Возникает очередной парадокс, с одной стороны, наказание как кара должна лишать и ограничивать лицо в получении каких-либо благ, но с другой стороны, именно в результате наказания лицо приобретает дополнительные права, позволяющие воздействовать на размер кары. Учитывая вышеизложенное, в ч. 1 ст.43 УК РФ следовало бы указать, что уголовное наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении, ограничении, замене и дополнении прав, обязанностей и законных интересов этого лица [54, с.113-118].
Учитывая вышеизложенное понимание содержания уголовного наказания, рассмотрим карательные элементы наказания в виде ограничения по военной службе.
Карательное содержание ограничения по военной службе выражается в доведении приговора до сведений иных лиц, т. е. в обнародовании приговора. В соответствии с ч. 1 ст. 143 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ) в соответствии с приговором суда командиром войсковой части не позднее трех дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения и его исполнении издается приказ, который объявляется по воинской части. При этом п. 13 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказам Министерства обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 302, уточняется, что в «целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира войсковой части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов».
Следующим карательным элементом ограничения по военной службе является продолжительность данного вида наказания. Понятия продолжительность наказания подразумевает карательное воздействие на личность за определенный промежуток времени, и чем больше времени, тем сильнее воздействие наказания на личность.
В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ 1993 г. Установлено, что каждый имеет право на вознаграждение на труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Осужденные к ограничению по военной службе в данном праве ограничиваются. Карательным элементом материального характера рассматриваемого наказания является положение, закрепленное в ч. 2 ст. 51 УК РФ о том, что из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленным приговором суда, но не свыше 20%. Согласно ст.12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии со ч. 2 ст.51 УК РФ во время отбывания ограничения по военной службе осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности. Указанная норма не позволяет реализовать законный интерес осужденного быть назначенным на вышестоящую должность, закрепленный в ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 43 данного Федерального закона военнослужащий проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.
Согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ очередное воинское звание военнослужащему присваивается в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Данная законодательная норма не распространяется на осужденных военнослужащих к ограничению по военной службе. Так, в ч. 2 ст. 51 УК РФ указывается, что во время отбывания ограничения по военной службе осужденный военнослужащий не может быть повышен в воинском звании.
В п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 февраля 1999 г. № 1237, указывается, что для прохождения военной службе в следующих воинских званиях устанавливаются определенные сроки. Положение данной нормы не распространяется на осужденных к ограничению по военной службе. Согласно ч. 2 ст. 51 УК РФ срок ограничения по военной службе не засчитывается в срок выслуге лет для присвоения очередного воинского звания.
Кара в ограничении по военной службе выражается также в принудительном переводе осужденного с ранее занимаемой должности на другую в пределах воинской части. Указанный карательный элемент закреплен в ч. 2 ст. 145 УИК РФ, согласно которой если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность в пределах войсковой части.
В результате перевода на другую должность осужденный лишается определенных прав, законных интересов и обязанностей по ранее занимаемой должности и приобретает определенные права, по новой должности. Кроме того, осужденный может испытывать и материальные правоограничения, он может лишиться определенных служебных навыков по должности, а также каких-либо дополнительных выплат или набавок.
Кроме того, карательным элементом ограничения по военной службе является принудительный перевод осужденного с ранее занимаемой должности на другую в связи с переводом в другую местность (ч. 2 ст. 145 УИК РФ).
Помимо правоограничений, характерных для принудительного перевода осужденного с ранее занимаемой должности на другую в связи с переводом в другую часть, осужденный в результате перевода в другую местность может испытать и дополнительные правоограничения. Например, осужденный может утратить льготное исчисление срока военной службы, т. е. он может быть переведен из местности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.
В соответствии со ст. 148 УИК РФ до истечения установленного приговором срока наказания осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В этом случае командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо от освобождении от наказания. Элементы, образующие содержание уголовного наказания в виде ограничения по военной службе должны быть отражены только в материальном праве, точнее в УК РФ. При этом, заметим, что уголовно-исполнительное законодательство, предваряя установление порядка и условий отбывания того или иного вида уголовного наказания, может воспроизвести те или иные лишения, ограничения, замену прав, законных интересов и обязанностей осужденных, входящие в содержание определенного вида уголовного наказания, но не устанавливать их самостоятельно.
Третий признак ограничения по военной службе заключается в том, что рассматриваемый вид наказания является уголовным наказанием с определенной сущностью. В юридической литературе сущность уголовного наказания в виде ограничения по военной службе определяется по-разному.
Б.В. Здравомыслов [33, с.76] отмечал, что «суть этого нового вида уголовного наказания, согласно УК РФ, состоит в ограничении по военной службе осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. При этом из денежного содержания осужденного производится в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%».
Рассматривая ограничения по военной службе, Н. Ф. Кузнецова [41, с. 175] полагает, что «сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ (ч. 1 ст. 51 УК РФ)».
Указанные выше определения сущности наказания не являются бесспорными, поскольку в них наш взгляд, не раскрываются сущностные элементы рассматриваемого наказания. Сущность уголовного наказания в виде ограничения по военной службе является уголовное карательное изменение, прежде всего служебных, материальных и иных элементов правого статуса осужденного военнослужащего без изоляции от общества.
Четвертый признак ограничения по военной службе состоит в том, что ограничению по военной службе как виду наказания присуща определенная форма. Ю.В. Бышевский [27, с.10] и А.И. Марцев [27, с.10] в качестве формы наказания рассматривают «вид и размер наказания, которые отражают конкретный объем правоограничений, устанавливаемые для осужденного». Применительно к уголовному наказания в виде ограничения по военной службе термин «физическое принуждение» предпочтительнее заменить на материальное (имущественное), служебное и иное воздействие.