Рефераты

Правовое регулирование уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части

p align="left">Назначенное наказание. Срок уголовного наказания является специфическим критерием общественной опасности деяния и личности преступника, временным показателем применения к осужденному основных средств исправления. Как известно, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. Большинство осужденных (77,9%) направляется в дисциплинарную воинскую часть на срок от 1,5 года до 2 лет. Реже назначаются сроки от 6 месяцев до 1 года (19,8%), от 1 ода до 1,5 года (30,6%), а до 6 месяцев - 2,3%. Следует, иметь в виду, что в этих специфических воинских частях находятся лица, впервые отбывающие наказание за совершение менее тяжких преступлений. Кроме того, почти треть этих лиц (23%) осуждена впервые.

Причины преступного поведения. Анализ прежней деятельности осужденного дает нам представление о том нравственном и социальном «багаже», с которым он подошел к совершению преступления. При всей важности и необходимости такого анализа, не достаточно для адекватного вывода о степени общественной опасности того или иного лица. Во-первых, потому что в прежнем поведении не всегда достаточно отчетливо проявляется нравственные изъяны, которые привели к совершению преступления. Преступник может длительное время скрывать свои антиобщественные устремления. Во-вторых, существующая у преступника система личностных свойств может по-разному проявиться в различных жизненных ситуациях. Поэтому, важным этапом изучения личности осужденных дисциплинарных воинских частей, совершивших обще - уголовные преступления и против военной службы, должно быть исследование механизмам взаимодействия свойств личности, сформировавшихся в процессе прежней социальной деятельности, с особенностями ситуации, в которой было совершено преступное деяние, иначе говоря, изучение мотивации преступного поведения. Исследование мотивов преступлений исследуемого контингентам позволило выявить следующую картину, что около половины опрошенных лиц (47.1%) связывают совершенное ими преступление с безнаказанностью вследствие сокрытия командования части преступлений и иных правонарушений. Практически каждый осужденный (21.2%) указывает на отсутствие в части должной воспитательной работы по предупреждению преступлений, безнаказанность за предыдущие факты неуставных взаимоотношений, традиции «дедовщины» и культ физической силы в армейских коллективах.

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что большинство осужденных к содержанию в дисциплинарной части не считали себя нуждающимися в исправлении в условиях этого специфического воинского подразделения. Следовательно, осужденные в своем большинстве воспринимают наказание не как меру государственного принуждения, необходимую для исправления недостатков их собственной личности, а лишь как кару, постигшую их случайно [39, с.317]. Также выявилось, что 14.5% лиц исследуемого контингента связало совершенное ими преступление с какими - либо отрицательными качествами своей личности. Прежде всего, здесь подразумевается сочетание социальных и психологических факторов, о которых мы говорили выше. Следовательно, лица, проводящие воспитательную работу, обязаны знать и учитывать, что их деятельность по исправлению осужденных должна строиться не на переделывании или разрушению сформировавшихся личностных свойств, а на детальном изучении их направленности, выяснении отношения к социальным нормам и правилам поведения, выявлению мотивов преступной деятельности. Необходимо определить у каждой конкретной личности негативные стороны, которые нужно корректировать, и то положительное, на чем можно строить процесс исправления. Только в этом случае, можно достичь успеха, зная причины предыдущей преступной деятельности осужденных.

Трудовая деятельность осужденных. Переход к рыночным отношениям, общий кризис в сфере производства не могли отразится на всем комплексе проблем, связанных с исполнением уголовного наказания, в том числе на обеспечении осужденных трудом. Экономическая реформа поставила имевшуюся производственную базу дисциплинарных воинских частей, так же как и других исправительных учреждений, в крайне сложные условия. Дисциплинарные воинские части оказались не защищенными как социально, так и экономически. Хотя и до начала реформ дисциплинарные воинские части имели недостаточно мощный потенциал, что в основном позволяло обеспечить трудом осужденных, уровень которого зависел от таких объективных причин, как отсутствие необходимых специальностей у осужденных, трудности обеспечения материально-техническими ресурсами для производства. Хотя в соответствии с Положением трудовая деятельность осужденных должна быть подчинена интересам их исправления, на самом деле ручной неквалифицированный труд в дисциплинарных воинских частях не дает соответствующего результата. Анализируя деятельность дисциплинарных воинских частей по организации профессионального обучения и трудового использования осужденных, следует прийти к выводу, что в этой сфере отсутствует единая и организованная база. На результаты профессиональной подготовки серьезно влияют следующие факторы: осужденные не могут пройти курс профессионально-технического обучения, так как сроки данного вида наказания варьируются в пределах от трех месяцев до двух лет; большинство осужденных не имеет необходимой предшествующей профессиональной подготовки для продуктивной трудовой деятельности, перечень предлагаемых специальностей не соответствует интересам и наклонностям многих осужденных. По нашему мнению, основными направлениями совершенствования организации профессионального и профессионально-технического обучения осужденных в дисциплинарных воинских частях являются: обеспечение условий для получения осужденными профессиональной подготовки и формирование готовности к их включению в производственный труд при обязательном учете срока наказания, возможности и профессиональных наклонностей, а также военной специальности; закрепление полученных знаний и навыков на производстве дисциплинарных воинских частей; формирование социально-активной, нравственно полноценной и трудолюбивой личности.

Одна из основных целей наказаний заключается в том, чтобы исправить осужденного и добиться его правомерного поведения после освобождения. Прогнозировать, как будет себя вести освобожденный, не просто. Однако в определенной мере можно об этом судить по оценки его поведения во время отбывания наказания [48,c.21]. В процессии исследования были выявлены данные, позволяющие характеризовать степень исправления осужденных. При этом за основу взяты показатели, принятые в уголовно-исправительном праве. Положение статьи 9 УИК РФ определяют понятие исправления осужденных и его основные средства. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений) [34, с.271]. В качестве критериев избраны данные о дисциплинарной практике в дисциплинарной воинской части, об отношении осужденных к труду, об участии в работе самодеятельных организаций и общей характеристики степени исправления.

3.3 Проблемы совершенствования правового регулирования в организации исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части

Совершенствования исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части требует своего правового и организационного обеспечения. При этом в качестве первоочередных мер правового характера следует выделить, задачу коренного качественного совершенствования законодательной базы. Обновление указанного института по всем параметрам вписывается в процессы формирования правового государства. При этом предполагается сохранение и законодательное закрепление позитивного опыта назначения и исполнения этого вида наказания.

В плане совершенствования и разработки ведомственных нормативных актов целесообразно обратить внимание на пробелы в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, которое обнаружилось в результате предпринятого настоящего исследования и нашли отражение в наших выводах и предположениях.

Ситуация, когда осужденный на максимальный или близкий к нему срок на протяжении 1,5-2 лет содержания в дисциплинарной воинской части не исправляется, порождает и такой вопрос: надо ли дожидаться окончания срока наказания и направлять этих лиц обратно в воинскую часть, где они продолжают злостно нарушать воинскую дисциплину и нередко вновь вступают на путь совершения преступлений. По нашему мнению, правильнее было бы предоставить право военному суду по месту дислокации дисциплинарной воинской части отменять в этих случаях решение о замене лишения свободы содержанием в дисциплинарной части и направлять таких лиц на оставшийся срок в места лишения свободы аналогично тому, как это предусмотрено в ч. 3 ст. 50 УК РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 55 УК РФ не является препятствием для назначения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части отбывание в прошлом наказание в местах лишения свободы, что не способствует исправлению указанных лиц.

Особую значимость имеет более законодательное урегулирование вопросов условно-досрочного освобождения. Возможность условно-досрочного освобождения от наказания является важным стимулом к исправлению осужденных, и должна быть эффективным средством укрепления дисциплины и порядка в самой дисциплинарной воинской части. Командование дисциплинарной части уделяет меньше внимания объективности тех данных, которые характеризуют поведение осужденных за весь период пребывания в дисциплинарной воинской части и подтверждают вывод об их исправлении.

Таким образом, снижению эффективности института условно-досрочного освобождения способствует неправильная практика дисциплинарных воинских частей. Но и военный суд из-за большого числа рассматриваемых материалах часто недостаточно глубоко исследует представленные данные о личности и поведении осужденных. Для устранения имеющихся недостатков, на наш взгляд, необходимо путем принятия соответствующего постановления Пленума Верховного Суда РФ. При работе по реформирования институту дисциплинарных частей необходимо обращать не только к имеющемуся у нас положительному опыту, но и к рекомендациям международных правовых актов. Хотя Минимальные стандартные правила обращения с заключенными детально регламентируют все категории лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы [50, с.10-14], однако в отношении исследуемой категории лиц ничего не сказано.

Реализация межгосударственных стандартов обращения с осужденными дисциплинарных воинских частей имеет свою специфику, без учета которой нельзя дать правильную оценку ни ей самой, ни происходящим там процессам. Вместе с тем процесс совершенствования российского уголовно-исполнительно законодательства не только не завершен, но и будет продолжен по мере укрепления социально-экономической базы государства и появления у него возможностей выделять больший объем ресурсного обеспечения этой сферы деятельности, а также правоприменительной практики, ставящей необходимость совершенствования уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Основными задачами субъектов правовой работы в антикриминогенном плане института дисциплинарных воинских частей являются: установления реального состояния воинской дисциплины, законности и правопорядка; изучение правосознания осужденных как факторов их правового поведения; правовое обучение и воспитание осужденных; обеспечение законности приказов командования дисциплинарных частей; систематический анализ результативности дисциплинарной практики; объективное проведение служебных расследований и дознаний; обеспечение законности правового режима отбывания наказания осужденными и др. такая деятельность командования дисциплинарных воинских частей нуждается в соответствующем научно-криминологическом обеспечении [56, с.71-73].

Учитывая специфичность дисциплинарных воинских частей, представляется целесообразным введение в криминологию понятие военной криминологии.

Выявление, предупреждение и пресечение преступлений - это первоочередная задача оперативных сотрудников в дисциплинарных воинских частях [6, ст.1472]. Своевременное выявление преступных намерений осужденных возможно лишь посредством использования сил оперативных аппаратов и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Оперативный состав должен повседневно вести работу по выявлению и пресечению недозволенных связей переменного состава дисциплинарных воинских частей с иными гражданскими лицами, каналов поступления запрещенных к хранению осужденных предметов и веществ, фактов изготовления ими орудий преступлений, в целях предупреждений совершения преступлений.

Современное функционирование вооруженных сил многих государств свидетельствует о необходимости и высокой значимости в их жизни и деятельности органов социально-психологической службы. В наших Вооруженных Силах, потребность формирования единой социально-психологической службы возникло давно. Предпринимались неоднократные попытки поставить эту проблему в плоскость практического решения. Однако реализация данной потребности стала возможной лишь в последнее время. По решению руководства Вооруженных Сил начинает создаваться социально-психологическая служба. В штаты всех войсковых и флотских структур включены военные психологи и социологи.

Психологическая служба дисциплинарных воинских частей должна быть представлена должностными лицами в органах боевой и морально-психологической подготовки. На них возлагается задача оказания помощи командиром организации осужденных, выявление лиц с отклоняющемся поведением, выработки рекомендаций по повышению психологической устойчивости осужденных в условиях отбывания наказания и создания условий для их исправления. В частности, психолог части отвечает за социально-психологическое обеспечение военно-исправительной деятельности перед командиром. Он непосредственно подчинятся заместителю командира по работе с личным составом.

Особое место занимает проблема определения лиц, склонным к суицидальным проявлениям. Научный анализ биографических данных, черт характера, условий жизни, особенностей реагирования таких лиц позволяет в большинстве случаев преодолеть риск суицидальности. Проблема указанных девиаций армейской среды, а тем более дисциплинарных частей, носит актуальный характер. Как показал опрос командование дисциплинарных частей около 23,7% осужденных склонны к суициду, а 44,3% имеют низкую морально-психологическую устойчивость.

Воспитательную работу в условиях Советской Армии в дисциплинарных воинских частях, проводили специально подготовленные офицеры. В связи с этим были изучены оценочные суждения осужденных в отношении тех, кто непосредственно отвечает за организацию воспитательного процесса, морально-психологическое состояние и гуманитарную подготовку. Проведение исследований в дисциплинарных частях показало, что 70,9% осужденных не удовлетворены постановкой воспитательной работы и отношением к ним офицеров ротного звена. В частности, они заявляют, что воспитательные воздействия на них оказывали только методами принуждения и были направлены на подавление достоинства личности, приватном страхе перед наказанием. 31,7% опрошенных указали, что испытывают на себе неуставные отношения со стороны постоянного состава, которые проявляются в следующих формах: словесное оскорбление - 85,6%, побои - 40,1%, принуждение к выполнению различных поручений - 5,2%, глумление и издевательства - 4,6%, изымание личных вещей, денег и посылок - 1,1%, единственным положительным стимулов осужденных являлось желание заслужить условно-досрочное освобождение. Особое недовольство у осужденных - 67,8% вызывает полная зависимость решения вопроса об условно-досрочном освобождении от личного распоряжения командира взвода или роты. Военная подготовка по мнению 73,6% опрошенных, сводится к тому, что уставы изучаются методом отупляющей зубрежки, а строевые занятия проводятся практически ежедневно. Осужденные военнослужащие считают, что при таком подходе у них развивается стойкая неприязнь к воинским уставам и строевой подготовке.

Сложность проблемы исправления военнослужащих, совершивших преступления, требует более глубокой специальной подготовки офицеров-воспитателей для дисциплинарных частей, которую могут дать только вузы. Причем эта подготовка должна быть нацелена не только на выработку навыков организации исполнения данного вида наказания, а на формирование научного взгляда на столь обществе их комплексного преодоления. Военнослужащий - командир дисциплинарной воинской части должен иметь хорошую юридическую подготовку и хотя бы элементарные знания по предупреждению хронического алкоголизма и наркомании, психологии и педагогики осужденных.

Кроме того, сложившиеся в настоящее время практика привлечения осужденных к труду и организация производственно-хозяйственной деятельности предприятий дисциплинарной воинской частей слабо ориентированы на формировании у них положительной установки на труд. Социальная переориентация системы исправления требует переосмысления основных положений, форм и методов трудового воспитания и обучения, участие осужденных в трудовой деятельности. Особое внимание должно быть сосредоточенно прежде всего на совершенствовании психофизиологической и нравственной подготовки осужденных к труду, практическом обучении, т. е. на профессионально-техническом и специальном образовании.

Исходя из типологии личности осужденных, необходимо пересмотреть дифференцированный, поэтапный подход к организации их трудового воспитания и обучения. Без глубокого знания индивидуально-типологических особенностей невозможно сознательно и продуктивно организовать работу по привлечению отбывающих наказание в виде содержания дисциплинарной воинской части к производственному труду. Правильно организованная работа по профессиональному обучению и привлечению осужденных к труду позволит более успешно проводить процессы исправления.

Данные обстоятельства требуют активации совместной деятельности и соответствующих служб, как в военном ведомстве, так и в гражданских структурах в области профессиологии. Только совместными усилиями можно решить кадровую проблему дисциплинарных воинских частей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное исполнение уголовных наказаний является одним из важнейших условий успешной борьбы с преступностью.

Обязанность исполнения уголовных наказаний возлагается законом на специальные государственные органы. Исполнение большинства видов наказаний связано с реализацией весьма специфических форм, средств и методов, которые применяют эти органы для выполнения стоящих перед ними целей и задач. В соответствии с Конституцией РФ (п. "о" ст. 71) в России в ведении федеральных властей находится судопроизводство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, т. е. вся совокупность законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью на всей территории страны, в том числе и в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

По своей сути наказание заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишениях и ограничениях прав и свобод осужденного лица

УК РФ является единственным правовым основанием уголовной ответственности военнослужащих за совершение воинских преступлений. В нём сохранились основные составы преступлений, известных прежнему законодательству. Вместе с тем введены новые составы, декриминализированы деяния, не отвечающие требованиям времени, уточнены многие нормы и признаки.

Глава о преступлениях против военной службы не содержит составов преступлений, совершаемых в военное время и в боевой обстановке. Уголовная ответственность за них определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

В соответствии со ст. 148 УИК РФ до истечения установленного приговором срока наказания осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В этом случаи командир войсковой части направляет представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо от освобождении от наказания. Исследуемый круг вопросов, связанных с назначением и исполнением уголовного наказания в виде ограничения по военной службе, позволяет сделать ряд выводов и предложений, которые могут, иметь определенное теоретическое и практическое значение для совершенствования законодательной регламентации этого вида уголовного наказания.

Содержание наказания в виде ограничения по военной службе заключается в лишении, ограничении, замене служебных, материальных и иных прав, законных интересов и обязанностей осужденного.

Сущностью наказания в виде ограничения по военной службе является уголовное карательное (репрессивное) изменение, прежде всего служебных, материальных и иных элементов правового статуса (положения) осужденного военнослужащего без изоляции от общества.

Под формой наказания в виде ограничения по военной службе следует понимать принудительное психическое, материальное, служебное, а также иное воздействие на осужденного военнослужащего, не сопряженное с пытками, жестоким или унижающим человеческое достоинство обращением и осуществляемое в рамках строго определенного содержания данного вида наказания и в течение установленного в уголовном законе срока.

Наказание в виде ограничения по военной службе относится к так называемым «специальным видам наказания». В качестве целей применения «специальных видов наказаний» действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство реализует:

1. Восстановление социальной справедливости;

2. Исправление осужденного военнослужащего;

3. Предупреждение совершения новых преступлений, как со стороны самого виновного, так и со стороны других военнослужащих (частная и общая превенция).

Цели наказания в виде ограничения по военной службе соответствуют целям, закрепленным в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Исправление осужденных к ограничению по военной службе представляет собой особый, специфический воспитательный процесс, состоящий из комплекса взаимодействующих между собой средств исправления. Особенность правового статуса осужденных военнослужащих предполагает и применение специфических средств исправления.

Цель предупреждения совершения новых преступлений, военнослужащим и иными лицами (общая и специальная превенция) состоит в том, чтобы сам виновный не совершал более преступлений, а также в том, чтобы другие лица (не осужденные) не совершали преступлений из-за угрозы уголовного наказания. При осуществлении частной превенции ограничение по военной службе, помимо содержащихся в нем карательных элементов, ограничивающих возможность совершения военнослужащим новых преступлений, служат также ограничения, порожденные судимостью. Это не дает возможности совершать преступления в будущем. В свою очередь общая превенция предполагает, что факт применения наказания к осужденному в виде ограничения по военной службе, должен оказывать предупредительное воздействие на всех военнослужащих.

Ограничение по военной службе, применяемое к осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, применяется только в качестве только основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК РФ). Единственным дополнительным наказанием, присоединение которого возможно к ограничению по военной службе, является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Права, обязанности и законные интересы по исполнению наказания в виде ограничения по военной службе в России целесообразно также возложить не только на командование воинской части, но и на другое специализированное учреждение Министерства обороны, например на созданную военную уголовно-исполнительную инспекцию.

Проблемы преступности в армии и на флоте многогранны, и поэтому эти явления не могут быть объектом исследования лишь какой-либо одной отрасли знания. Так, если социальные противоречия гражданского общества при всей своей многоплановости и сложности значительно «развернуты» в различных слоях населения, сферах деятельности, то в условиях воинской службы, воинских коллективов все они концентрируются и усугубляются. Это в большей степени относится и к институту дисциплинарных воинских частей. Отсутствие широкого взгляда на данную проблему, разносторонних подходов к ее решению является одной из причин ее слабого изучения. Необходимость криминологических исследований осужденных дисциплинарных воинских частей обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, в дисциплинарных воинских частях негативные тенденции носят более яркий выраженный характер, чем в обычных частях, что требует научного анализа и подхода;

Во-вторых, криминологическая экспертиза поведения осужденных положительно скажется на повышении эффективности борьбы с преступлениями и правонарушениями.

В условиях реформирования армии, принятия новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов актуальной проблемой становится не только проблема исполнения такого вида уголовного наказания, применяемого в отношении военнослужащих, как содержание в дисциплинарной воинской части, но и проблема его реализации, повышение эффективности. На основе изучения практики исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части и в условиях вступления в законную силу нового Уголовно-исполнительного кодекса, в целях повышения эффективности исследуемого института, диссертант делает выводы и предлагает следующее:

1. По своей правовой природе содержание в дисциплинарной воинской части есть особый вид специального уголовного наказания, имеющего сугубо воинскую направленность и преследующего цели исправления осужденных военнослужащих, предупреждения с их стороны преступлений с помощью специальных средств военно-исправительного воздействия, рецептировавшего при этом ряд положений, присущих такому виду уголовного наказания, как лишение свободы, порядок и условия его исполнения.

2. Анализ истории развития института дисциплинарных воинских частей свидетельствует о его эффективности по исправления военнослужащих и предупреждению с их стороны новых преступлений. Не случайно, что почти 90% военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и совершивших преступления, направляются военными судами в дисциплинарные воинские части.

3. Результаты исследования бывших осужденных дисциплинарных воинских частей указывают на достаточно низкий рецидив указанных лиц в постпенитенциарной период. В целом необходимо отметить, что в основной массе обследованных наметился коренной перелом в поведении личности от крайне отрицательного в молодом возрасте, в период прохождения военной службы, к активно-позитивному - в зрелом.

4. Изучение личностных свойств осужденных показало, что они имеют свои особенности, без учета которых невозможно достигнуть положительных результатов в их исправлении, разработать индивидуальные программы работы с ними ив конечном счете правильно реализовать меры уголовно-правового и исправительного воздействия.

5. Представляется целесообразным совершенствование функционирования в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации военных судов, органов Федеральной службы безопасности РФ, военной полиции и органов дознания. Установление правовых основ полного обеспечения самостоятельности действующих в армии и на флоте правоохранительных органов от военного командования путем выведения их из Вооруженных Сил, обеспечения финансирования и материально-технического обеспечения по статьям федерального бюджета. Введение в составе военных судов гарнизонов и объединений должности мировых судей, которые рассматривали бы жалобы, связанные с применением меры пресечения - заключения под стражу ряд гражданских дел.

6. Решения проблемы правового регулирования исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части, по нашему мнению, заключается в том, чтобы учесть следующие изменения в соответствующих законодательных и нормативных правовых актов:

- содержание в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы не может применяться к лицам, ранее отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы;

- замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части при злостном нарушении режима может заменяться лишением свободы на оставшийся срок;

- к лицам, обвиняемым в совершении преступлений, за которые законом предусмотрено уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, меры пресечения - заключение под стражу исполняется на гарнизонных (войсковых) гауптвахтах;

- к осужденным дисциплинарных воинских частей больным алкоголизмом и наркоманией, применяются добровольные меры медицинского характера;

- необходимо установить показатели критериев условно-досрочного освобождения осужденных;

7. Определенный вклад в решение проблемы правового регулирования исполнении наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части должны, на наш взгляд, внести дополнения в Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в отношении мер, не связанных с тюремным заключением - Токийские правила, путем выделения отдельной главы, регламентирующей особенности исполнения специальных уголовных наказаний, применяемых исключительно только к военнослужащим.

8. Представляется, что немаловажную роль в достижении поставленной цели по реформированию дисциплинарных воинских частей должны сыграть предложения организационно-методического характера, которые включают в себя следующее:

- определение функциональной специализации структурных подразделений дисциплинарной воинской части, разделив их по следующим категориям: рота адаптации, диагностики, а также для изолированного содержания осужденных в начальный период, локально-профилактическая рота для содержания лиц, постоянно нарушающих режим, а также с обычными и облегченными условиями отбывания наказания;

- уточнение правового положения сотрудников действующих в Вооруженных Силах органов Федеральной Службы Безопасности, которые обязываются с использованием присущих им методов и средств оказывать содействие командованию дисциплинарных воинских частей в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, а также в предупреждении в целом правонарушений и нарушении законности в дисциплинарных воинских частях;

- введение психолого-психиатрической службы, а также разработка и внедрение методики психолого-психиатрической и социально-психологической диагностики личности осужденного, использование программ дифференцированного воздействия на осужденных с учетом их поведения, психологического состояния и степени социальной запущенности;

- для деятельности по организации обеспечения безопасности осужденных, прогнозирования и предупреждения ситуаций, создающих опасность для осужденных или персонала дисциплинарных воинских частей, целесообразно введение службы безопасности;

- с целью социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов и применения в отношении них добровольных мер медицинского характера необходимо предусмотреть в составе медицинских частей работу наркологической службы;

9. Составной частью эффективности исполнения этого вида уголовного наказания является его кадровое обеспечение.

10. Деятельность дисциплинарных воинских частей требует постоянного криминологического анализа. В этих целях предполагается целесообразным создание при Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ Криминологического центра.

11. Предполагается целесообразным выделение в Законе РФ «О статусе военнослужащих» раздела «Особенности статуса военнослужащего, отбывающего уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части».

Таким образом, по своей природе содержание в дисциплинарной воинской части есть особый вид уголовного наказания, имеющего сугубо воинскую направленность, преследующего цели исправления осужденных с помощью специальных средств военно-исправительного воздействия, рецептировавшего при этом ряд положений, присущих такому виду наказания, как лишение свободы, порядок и условия его исполнения.

Следовательно, содержание в дисциплинарной воинской части имеет исправительный и особый военный дисциплинарный характер. Иными словами, содержание дисциплинарной воинской части представляет собой специфическое, воинское уголовное воспитание, предполагающее такое воздействие на осужденных, в котором сочетаются строгая дисциплина, иные средства воинского воспитания и мероприятия исправительного характера. При этом правовое регулирование уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части относится к предмету уголовно-исправительного законодательства Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 14.02.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - ст. 198.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 28.04.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52. - ст. 4921

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06. 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от28.04.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1996. № 25. - ст. 2954.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 1. - ст. 16.

6. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - ст. 3349.

7. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 23.08.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - ст. 1014.

8. Федеральный закон Российской Федерации « О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 14.03.2009) // Собрание законодательства РФ.- 1998. - № 2. - ст. 2331.

9. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. №3 - ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - ст. 2277.

10. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. - ст. 375.

11. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2002 г. № 880 « О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 53 (ч. 2). - ст. 5149.

12. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2002 г. № 880 «О внесении дополнений и изменений в Положение о военном округе вооруженных сил Российской Федерации» // Российская газета. -2008. - 26 сентября.

13. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - 2008. - 25 декабря.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994г. № 729 «Об учреждении нормативов штатной численности персонала учреждений, исполняющих условны наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями содержания» // Российская газета. - 2005. - 30 декабря.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 июня 1997 г. - № 669 «Положение о дисциплинарной воинской части» // Российская газета. - 2007. - 12 июля.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2004 г. №123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // Российская газета. - 2008. - 28 июля.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представленных к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» // Российская газета. - 2005. - 14 декабря.

18. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 8.

19. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 июля 1997 г. № 302 «Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» (ред. от 12.04.2005) // Российские вести. - 1997. - 26 декабря.

20. Приказ Минобороны РФ от 28 февраля 2005 г. N 79 "О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" // СПС Гарант (Текст приказа официально опубликован не был).

21. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 июля 2001 № 305 «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации // Российская газета. - 2001. - 22 августа.

22. Приказ Минюста России и МВД России от 2 августа 2000г. № 821/ 238 «Инструкция о порядке исполнения актов помилования лиц, осужденных за преступления» (ред. от 18.03.2008) // СПС КонсультантПлюс (Документ опубликован не был)

23. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 302. «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» (ред. от 17.03.2008) // Российские вести. - 1997. - 26 декабря.

Учебная литература

24. Байдаков Г.П. Исправление и перевоспитание осужденных и другие цели исполнения уголовного наказания // Исполнение наказаний и социальная адаптация освобожденных: сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. - С. 50 - 55.

25. Бышевский Ю.В., Марцев А.И. Наказание и его назначение: Учебное пособие. - Омск: ОВШМ МВД СССР, 1975. - 300 с.

26. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. - М.: Юридическая литература, 1985. - 160с.

27. Горобцов В.И. Проблемы теории уголовно-правового принуждения: избранные публикации. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. -238с.

28. Гришко А.Я., Шилов А.И. Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих. - Рязань: РИПЭ МВД РФ, 2007. - 425с.

29. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юрид. лит. 1991. 259с.

30. Жалинский А.Э. Понятия и цели наказания / под ред. А.Н. Игнатова. - М.: Изд. Группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006. - 140с.

31. Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / под ред. - 2-е изд. - М: Юристь, 2007. -372с.

32. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: Учебник. - М.: - НОРМА, 2008. - 259с.

33. Зубков А.И. Исправительно-трудовая педагогика.- Рязань: РВШ МВД РФ, 2006. - 438с.

34. Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологические и пенитенциарные проблемы): Монография. - Рязань: Инт. Права и экономики МВД России, 1998. - 365с.

35. Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России: учебник для вузов: В 2-х т. Т. 1. Общая часть / отв. ред. и рук. авт. кол-ва А.Н. Игнатов и Ю.А. Красиков. - М.: НОРМА, 2004. - 505с.

36. Иногамовой-Хегай Л.В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / под ред. проф. - М.: Allpravo, 2008. [Электронный ресурс. Режим доступа: http:// allpravo.ru.] - 429с.

37. Иногамовой-Хегай Л.В., Комиссарова В.С., Рарога А.И. Российское уголовное право: В 2-х т. Т.1. Общая часть. - М: ИНФРА-М, 2007. - 382с.

38. Карпов Н.Н. Преступность в войсках и правовая политика государство. - М.: Криминологическая Ассоциация, 2006. - 537с.

39. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. Курс уголовного права. Общая часть. Т.2. Учение о наказании: учебник для вузов / под ред. Тяжковой И.М. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. - 354с.

40. Курганов С.И. К вопросу о целях наказания // Реализация положений нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний: сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 1999. - С. 15.

41. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. в 7 т. - М.: Изд-во Академии пед. Наук, 1960. Т. 5. - 240с.

42. Менязева, Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в РФ. - М.: Изд-во НОРМА, 2006. - 384с.

43. Милюков С.Ф. Российская система наказаний / науч. ред. Волженкин Б.В. - СПБ.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2000. - 467с.

44. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. - СПБ.: СПБИВЭСЭП, Знание, 2000. - 286с.

45. Минская В.А. Новые виды наказаний // Российская юстиция. - 1997. - № 2. -С.17-18

46. Михайловская И.Б., Спиридонов Л.И. Основы социологических знаний. - М.: Академия МВД РФ, 1995. - 207с.

47. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени. Профилактика антиобщественного поведения. - М.: Просвещение, 1997. - 249с.

48. Михлина А.С. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи.- М.: Юриспруденция, 2008. - 174с.

49. Мищенков П.Г. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / под ред. - Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 2006. - 157с.

50. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. В 7 т. - М.: Изд-во Академии пед. Наук, 1960. Т. 5. - 235с.

51. Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: В Т.1. Общая часть. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридическая литература, 2007. - 348с.

52. Орлов В.Н. Концептуальные вопросы уголовного наказания // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета: сборник научных трудов. - Вып.5. - Ставрополь: СевКав ГТУ, 2008. - С.134-138.

53. Пашков А.С. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления // Советское государство и право. - 1965. - № 8. -С.3.

54. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие. - М., 2006. - 168с.

55. Петелин Б.Я. Психология правонарушений. - М.: ВПА, 1994. - 207с.

56. Рябинин А.А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право РФ. - М., 2005. - 234с.

57. Самойлов А.С., Ежов А.Н. Наказания применяемые к военнослужащим и их исполнение. - Архангельск: Международный институт управления, 2006. - 173с.

58. Соседов Д.А. Уточнить санкции составов преступлений против военной службы // Российская юстиция. - 2005. - № 9. - С. 60.

59. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М.: Юридическая литература, 1994. - 225с.

60. Становский М.Н. Назначение наказания. - СПБ.: Юридический центр Пресс, 2003. - 436с.

61. Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. - СПБ.: Юридический центр Пресс, 2003. - 289с.

62. Сумачев А.В. Публичность и диспозитивность в уголовном праве. - М.: Издательская группа Юрист, 2007. - 436с.

63. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая: Общие условия наказания.- М.: Изд-во Академии пед. Наук, - 345с.

64. Телегин А.А. К вопросу о слагаемых исправительного процесса, осуществляемых в исправительных учреждениях // Проблемы уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. - 287с.

65. Трахов А.И. Бессистемная система наказаний в Уголовный Кодекс РФ // Российская юстиция. - 2000. - № 9. -С. 48-49.

66. Фефелов В.А. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть. - Рязань: РИПЭ МВД России, 2007. - 478с.

67. Эминов В.Е., Мацкевич И.М. Неосторожное преступность военнослужащих. Уголовно-правовой и криминологический анализ. - М.: Пенатес-пенаты, 2007. - С.127.

68. Южанин В.Е. Методические рекомендации по работе с лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы. - Рязань: Ин-т право и экономики МВД РФ, 2006. - 248с.

Периодическая литература

69. Шаров А.В. Опьяненные войной // Российская газета. - 2000. - 24 января

70. Минская В.А. Новые виды наказаний // Российская юстиция. - 2003. - № 2. - С.17-18.

71. Янович М.Л. Поправки в Уголовном Кодексе не всем нравятся // Российская газета. - 2004. - 11 января.

72. Соседов Д.А. Уточнить санкции составов преступлений против военной службы // Российская юстиция. - 2005. - № 9. - С.60.

73. Трахов А.И. Бессистемная система наказаний в Уголовном Кодексе РФ // Российская юстиция. - 2005. - № 9. - С.48-49.

74. Ищенко А.И. Справедлив ли уголовный закон к военнослужащим? // Российская юстиция. - 2006. - № 8. - С.66.

75. Толкаченко А.В., Любов Я.А. Исполнения наказания в отношении военнослужащих // Российская юстиция. - 2007.- № 6. - С.46.

76. Сапранов А.Т. Дисциплинарная практика в Вооруженных Силах США // Военная мысль. - 2007. - № 2. - С. 34.

77. Офицеры переоборудовали боевой корабль в сауну // Комсомольская правда. - 2008. - 6 апреля.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Статистика военнослужащих отбывающих наказание

Таблица А.1- Возраст осужденных дисциплинарных воинских частей

Возраст

Доля лиц (в %)

18-19

66,7

20-21

29,5

22-23

2,5

24-25

1,3

Итого

100

Средний возраст

19,3

Таблица А.2 - Семейное положение осужденных военнослужащих на момент направления в дисциплинарные воинские части

Семейное положение

Категория лиц (в %)

Не состоял в браке

98,3

Состоял в зарегистрированном браке

6,2

Итого

100,0

а) семья сохранилась

93,7

б) семья распалась

6,3

Итого

100,0

Таблица А.3 - Уровень образования осужденных дисциплинарных воинских частей и исправительных учреждений

Образование

Осужденные в ДВЧ (в %)

Осужденные в ИУ (в %)

Начальное общее образование

2,1

5,3

Профессиональное начальное образование

26,3

-

Среднее (полное) общее

30,2

57,5

Среднее (неполное) общее

18,1

26,7

Среднее профессиональное

21,4

-

Неполное высшее профессиональное

1,1

0,7

Высшее профессиональное

0,8

0,8

Итого

100,0

100,0

Таблица А.4 - Распределение осужденных по укрупненным группам преступлений (%)

Категории преступлений

Отбывающий наказание в ДВЧ

Отбывающий наказание в ИУ

Корыстные

29,8

41,3

Корыстно-насильственные

10,6

16,9

Насильственные

12,8

38,0

Неосторожные

23,4

1,3

Прочие

23,4

2,5

Итого

100,0

100,0

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты