Правовое регулирование уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
p align="left">Под формой уголовного наказания в виде ограничения по военной службе следует понимать принудительное психическое, материальное служебное, а также иное воздействие на осужденного военнослужащего, не сопряженное с пытками, жестоким или унижающим человеческое достоинство обращением и осуществляемое в рамках строго определенного содержания данного вида наказания данного вида наказания и в течение установленного в уголовном законе срока. Пятым признаком уголовного наказания в виде ограничения по военной службе является то, что ограничение по военной службе применяется в определенных социально полезных целях. Законодатель в ч. 2 ст. 43 УК РФ закрепил положение о том, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Указанное положение в полной мере относится к уголовным наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. Вместе с тем нельзя не отметить, что перечень целей в ч. 2 ст. 43 УК РФ не является полным, а в теории уголовного права ряд авторов указывают и на другие цели уголовного наказания [29, с.50].
Шестым признаком исследуемого вида наказания выступает то обстоятельство, что данный вид наказания занимает определенное место в системе уголовных наказаний. Ограничение по военной службе закрепляется в системе уголовных наказаний как наиболее тяжкий вид наказания, чем исправительные работы и как наименее тяжкий вид наказания по отношению к ограничению свободы. Седьмой признак ограничения по военной службе выражается в том, что согласно ч. 1 ст. 45 УК РФ ограничение по военной службе применяется только в качестве основного вида наказания.
Восьмой признак наказания в виде ограничения по военной службе заключается в том, что данный вид уголовного наказания имеет приоритет при назначении иных уголовных наказаний. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 июля 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» указывается, что в случаях, когда санкция закона, по которому лицо признается виновным, наряду с лишением свободы, предусматривает более мягкие виды наказания, при постановлении приговора указывается на необходимость осуждения вопроса о назначении наказания, не связанного с лишением свободы.
В соответствии с действующей ч. 1 ст.51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Справедливо считают авторы [62, с. 86], что «военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, этот вид наказания назначаться не может». Это положение является девятым признаком ограничения по военной службе.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 УК РФ осужденные к ограничению по военной службе могут быть условно осуждены. Данное положение позволяет нам утверждать о десятом признаке ограничения по военной службе.
Одиннадцатый признак состоит в том, что осужденный к данному виду наказания не может быть условно-досрочно освобожден. Указанный признак обосновывается положением ч. 1 ст. 79 УК РФ, согласно которой лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Следующий признак уголовного наказания в виде ограничения по военной службе вытекает из смысла ч. 1 ст. 80 УК РФ и состоит в том, что осужденному, отбывающему ограничение по военной службе, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания не может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания. Невозможность замены неотбытой части более мягким наказанием является двенадцатым признаком.
Тринадцатый признак рассматриваемого наказания заключается в том, что в случаи злостного уклонения по военной службе он не подлежит уголовной ответственности.
Так, С.Ф. Милюков, рассматривая уголовное наказание в виде ограничения по военной службе, отмечает, что «ст. 51 УК РФ не содержит нормы, аналогичной, ч. 3 ст. 50 УК РФ, то есть не предусматривает последствий злостного уклонения от отбывания ограничения по военной службе» [45, с.30].
Указывает, что «при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе законодатель не предусматривает замены наказания иным» [41, с.43]. Ряд авторов предлагает дополнить ст. 51 УК РФ частью третей следующего содержания: «В случаи злостного уклонения от отбывания наказания ограничения по военной службе применяются правила, предусмотренные ч. 3 ст. 50 УК РФ» [46, с.59]. Последний, четырнадцатый признак уголовного наказания в виде ограничения по военной службе состоит в том, что согласно п. «б» ч. 2 ст. 86 УК РФ осужденный к более мягким видам наказания, чем лишения свободы, освобожденный от наказания, считается не судимым по истечении одного года после отбытия наказания. Данное положение относится и к осужденным, отбывающим ограничение по военной службе.
Таким образом, проведенный анализ признаков уголовного наказания в виде ограничения по военной службе позволяет сделать определенные выводы:
1. Признаки уголовного наказания в виде ограничения по военной службе:
- является правовым последствием определенной группы преступлений;
- характеризуется определенным содержанием;
- является уголовным наказанием с определенной сущностью;
- присуща определенная форма;
- применяется в определенных социально полезных целях;
- занимает определенное место в системе определенных наказаний;
- применяется только в качестве основного вида наказания;
- имеет приоритет при назначении иных уголовных наказаний;
- назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;
- возможность назначения ограничения по военной службе условно;
- невозможность условно-досрочного освобождения осужденных к ограничению по военной службе;
- невозможность замены неотбытой части более мягким наказанием;
- в случае злостного уклонения осужденного военнослужащего от отбывания ограничения по военной службе невозможность привлечения его к уголовной ответственности;
- осужденный, отбывший ограничение по военной службе, является судимым и испытывает определенные неудобства в течение года, которые его могут ущемлять;
2. Содержание уголовного наказания в виде ограничения по военной службе заключается в лишении, ограничении, замене служебных, материальных и иных прав, законных интересов и обязанностей осужденного.
3. Надлежит устранить противоречия между уголовным (материальным) правом и уголовно-исправительным (процессуальным) правом путем включения в УК РФ всех лишений, ограничений, замен прав, законных интересов и обязанностей осужденных к ограничению по военной службе.
4. Во избежание увольнения осужденного военнослужащего к ограничению по военной службе с военной службы либо понижения его в должности или войсковом звании следует дополнить ст. 51 УК РФ частью пятой следующего содержания: «Факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или войсковом звании»
5. Следует внести изменения в ч. 2 ст. 145 УИК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Соответствующий командир войсковой части вправе обращаться в суд с ходатайством о перемещении осужденного военнослужащего, если с учетом характера совершенного им преступления и иных обстоятельств он не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, на другую равную должность, как в пределах войсковой части, так и с переводом в другую часть или местность».
6. Сущность уголовного наказания в виде ограничения по военной службе является уголовное карательное изменение, прежде всего, служебных, материальных и иных элементов правового статуса осужденного военнослужащего без изоляции от общества.
ГЛАВА 3. Исполнение уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
3.1 Правовое регулирование исполнения в виде содержания в дисциплинарной воинской части, его правовая природа
Предметом рассмотрения настоящего параграфа является правовая природа института дисциплинарных воинских частей, а также порядок и условия исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Согласно нормативным актам дисциплинарными воинскими частями, где отбывают наказание осужденные военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и контракту, являются специальными воинские части, состоящие из батальона или роты, дислоцирующиеся практически в каждом военном округе. Лица, осужденные к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части, до вступления приговора в законную силу содержатся на гауптвахте в порядке, установленным Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Осужденный направляется в дисциплинарную воинскую часть после вступления приговора в законную силу. По получении из суда распоряжения об исполнении вступившего в законную силу приговора командир части в трехдневный срок направляет осужденного в дисциплинарную воинскую часть под конвоем. Направление в дисциплинарную воинскую часть осужденных военнослужащих других округов, флотов, а также лиц, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве, производится в тот же срок распоряжением начальников гарнизонов по месту осуждения. Командир части (начальник гарнизона) направляет с начальником конвоя в дисциплинарную воинскую часть: сопроводительный документ; копию приговора суда и распоряжение об исполнении вступившего в законную силу приговора, а в случаи изменения приговора также и копию кассационного определения суда; учетно-послужную и служебную карточки и медицинскую книжку; военный билет; продовольственный, вещевой и денежный аттестаты; личные вещи с описью (в двух экземплярах), подписанной командиром части (начальником гарнизона) или начальником штаба части и осужденным, в которую заносятся ордена, медали, нагрудные знаки, документы к ним, деньги, ценности и все остальные вещи осужденного.
При осуждении лиц других округов, флотов командир части, в которой проходил службу осужденный, незамедлительно высылает начальнику гарнизона по месту осуждения виновного продовольственный, вещевой, денежный аттестаты и другие документы на осужденного.
Не позднее 10 дней после прибытия осужденного командир дисциплинарной части направляет уведомление о прибытии осужденного в суд, вынесший приговор, а также уведомляет одного из близких родственников. Осужденные, прибывшие в дисциплинарную часть, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в данном отделении осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания, проводится изучение их индивидуальных морально-психологических качеств, углубленное медицинское обследование и осмотры, занятия по основным предметам военной подготовки.
Дисциплинарная воинская часть размещается отдельно от других воинских частей гарнизона. Территория (зона), на которой расположены жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения и обслуживания осужденных, должна быть огорожена прочным забором и колючей проволокой в два ряда высотой не менее 2,5 метра и оборудована техническими средствами охраны. Входные ворота в расположении дисциплинарной воинской части должны быть всегда заперты и открываться по распоряжению дежурного по части или командира части. Правовая природа военно-исправительного воздействия такова, что исполнение уголовного наказания в виде содержания дисциплинарной воинской части представляет собой правовую категорию, урегулированную нормами уголовно-исполнительного права, а военно-исправительное воздействие основана на законных военной и пенитенциарной педагогики и психологии и представляет собой особый воспитательный процесс. Особым он считается потому, что состоит из комплекса взаимодействующих между собой основных и специфических средств, которые на основе изучения личности должны применяться к осужденному военнослужащему с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления и его личностных особенностей. Основными средствами исправления военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части, являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, общественное воздействие, боевая и гуманитарная подготовка.
Согласно ст. 5 УИК РФ наказания осужденных военнослужащих исполняются в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Осужденные военнослужащие отбывают наказания и проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. На них распространяются ограничения, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в ч. 1 ст. 5 УИК РФ. Осужденные обращаются к начальникам и старшим в соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Статус осужденных военнослужащий в военное время и в условиях чрезвычайного положения устанавливается законами Российской Федерации о военном положении, о мобилизации и чрезвычайном положении [9,10]. Военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации.
Положение государственного служащего определяется двумя параметрами: должностью и званием. Служащим является тот, кто после назначения на должность зачисляется в определенную категорию, получает звание: в системе государственных административных органов, подчиненных им военных ведомств и служб или государственных учреждений.
Особенности статуса военнослужащих определяются следующим. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством. На военнослужащих возлагаются и дополнительные по сравнению с другими гражданами обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Таким образом, с одной стороны на военнослужащих распространяются нормы общего законодательства, и поэтому они обладают общегражданскими правами и несут общегражданские обязанности, а с другой - в отношении них действуют нормы специального военного законодательства, предусматривающие для них специальные военно-служебные права и обязанности. То же самое правовое положение можно проследить и па примере осужденных военнослужащих. Режим особых условий, предусмотренных УИК РФ, в дисциплинарной воинской части может быть введен по решению Министра обороны Российской Федерации либо командующего войсками военного округа (командующего флотом) [13], согласованного с Главным военным прокурором или прокурорам соответствующего военного округа (флота). В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами. В случаи возникновения угрозы жизни и здоровья осужденных военнослужащих, лиц из числа персонала дисциплинарной воинской части или иных лиц командир дисциплинарной воинской части может вводить меры, предусмотренные режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением командующего войсками военного округа (командующего флотом). В этом случае командующий войсками военного округа (командующий флотом) в течение особых условий или об отмене введенных мер. Режим в дисциплинарной воинской части - это установленный законом и соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала. Часть 1 ст. 157 УИК РФ содержит указание на то, что режим дисциплинарной воинской части обеспечивается в соответствии с требованиями гл. 12 Кодекса, регламентирующий режим в исправительных учреждениях и средств его обеспечения. Вместе с тем режим в дисциплинарной воинской части имеет и свою специфику, например, здесь отсутствует цензура отправляемой осужденными военнослужащими и получаемой ими корреспонденции. Так же, как ив исправительных учреждениях, Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими устанавливается перечень предметов и веществ, которые осужденным разрешается иметь при себе. Осужденным военнослужащим разрешено расходовать изъятые деньги, находящиеся на лицевых счетах в период отбывания наказания.
Таким образом, на осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагаются те же самые обязанности, предусмотренные для всех военнослужащих, но уже как специфические, то есть в рамках исполнения уголовного наказания со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и негативного плана.
Осужденные продолжают оставаться праводееспособными субъектами гражданско-правовых отношений, к ним могут применяться нормы гражданского, семейного и других отраслей права.
Осужденный остается субъектом договора, заключенных до направления в дисциплинарную часть, и несут по ним обязательства. Если же в договоре он выступает стороной, обязанной хранить какие-либо ценности при себе, в таком случаи ранее заключенные договоры им прекращаются, или подлежат отсрочке по согласованию с другой стороной.
Нормы семейного законодательства не содержат ограничения, выражающегося в упрощенном порядке расторжения брака, осуществляемого в его отсутствие [5, с.9].
О необычности правового статуса осужденных военнослужащих говорит и тот факт, что они не лишены избирательских прав. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, прав граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.
Правовой статус осужденного дисциплинарной воинской части, определяется как совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности, установленных законодательством и гарантированных государством, присущих военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или сержантского состава с ограничениями права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, связанными с исполнением этого уголовного наказания.
Обязанности, права и взаимоотношения личного состава, вытекающие из условий службы в дисциплинарной воинской части, определяются военными уставами и соответствующими Правилами отбывания уголовных наказаний, а также Уголовно-исполнительным кодексом.
Лица, признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе, в зависимости от характера и степени общественной опасности содеянного, продолжительности пребывания в дисциплинарной воинской части, характеристики по службе за это время и при иных обстоятельствах могут быть освобождены как досрочно, так и с заменой неотбытой части наказания более мягким наказанием [16].
Свидания с родственниками проводятся под наблюдением дежурного по части в свободное от работы и занятий время, в дни и часы, установленные командиром дисциплинарной воинской части, в специально оборудованной комнате.
Продукты питания и разрешенные для использования вещи и предметы, принесенные посетителями, сдаются лицу для передачи осужденным. Осужденные военнослужащие имеют право на краткосрочные и длительные свидания. Краткосрочные свидания предоставляются два раза в месяц продолжительностью до четырех часов. Длительные свидания предоставляются четыре раза в течение года, продолжительностью до трех суток с правом совместного проживания в специально оборудованном помещении, по усмотрению командира за ее пределами. В соответствии со ст. 159 УИК РФ поступающие на имя осужденных посылки, передачи и бандероли подлежат досмотру. Порядок их досмотра и вручения осужденным устанавливается командиром дисциплинарной воинской части.
Оружие, ножи, ядовитые и наркотические средства, как исключенные из гражданского оборота, изымаются. При обнаружении таких предметов командир части немедленно сообщает военному прокурору.
Деньги, поступившие на имя осужденных, зачисляются на их лицевые счета, о чем они уведомляются. Выдача этих денег производится при их освобождении. В связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть, тяжкая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье) осужденному может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы дисциплинарной воинской части продолжительностью до 7 суток, не считая времени проезда туда и обратно.
Порядок привлечения к труду осужденных регулируется законодательством о труде с учетом особенностей их содержания, которые предусмотрены в иных законодательных актах. Осужденные привлекаются к труду на производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации, как правило с применением техники. Организация труда должна быть подчинена задачи исправления осужденных и обеспечивать их постоянную и полную их занятость. Денежные суммы за работы, выполняемые осужденными для нужд войск, не начисляются и в доход государственного бюджета не сдаются. Из заработной платы, начисленной осужденным военнослужащим, 50% начисляется на счет дисциплинарной воинской части для возмещения расходов на содержания осужденных, для обустройства воинской части, создания и развития собственной производственной базы, образования фонда материального поощрения и решения социально-базовых нужд осужденных. Остальная часть заработной платы осужденных зачисляется на их лицевые счета.
Воспитательная работа [21] с осужденными должна быть направлена на воспитание их в духе честного выполнения своего воинского долга, сознательной дисциплины, строго соблюдения Конституции РФ и законов, требований военной присяги и воинских уставов, норм морали, уважения к правилам общежития, бережного отношения к государственной и общественной собственности.
Воспитательная работа осуществляется путем: проведения занятий по гуманитарной подготовке; индивидуальной воспитательной работы, проводимой на основе глубокого изучения личности каждого осужденного и с учетом совершенного им преступления; разъяснения законодательства; организации агитационно-массовой работы; а также спортивно-массовой работы.
Представляется целесообразным осуществлять прием осужденных комиссионно: военный юрист [22], психолог и командир подразделения. Это позволит своевременно выявлять лиц, входящих в группу «риска», отличающихся неуравновешенным, агрессивным характером и проводить с ними работу по воспитанию культуры эмоций, умению владеть собой, находить в любых условиях правомерную линию поведения. Кроме того, углубленное изучение личности вновь прибывших в часть осужденных позволит выявить лиц с психическими и физическими недостатками и установить за ними более жесткий контроль, так как именно они чаще всего являются пострадавшими от неуставных действий.
Важную роль в повышении эффективности воспитательной работы играет стимулирование осужденных к исправлению. Для лиц, содержащихся в дисциплинарной воинской части, такими перспективами могли бы стать: дальняя - условно-досрочное освобождение; средняя - перевод в облегченные условия отбывания наказания; ближняя - применение мер поощрения, предусмотренных, правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. Одной из эффективных форм воздействия на лиц, содержащихся в дисциплинарной воинской части, является правовое воспитание, которое способствует выработке честного отношение к труду, дисциплинированности и других качеств, помогающих человеку отказаться от пагубных привычек и встать на путь исправления.
В воспитательной работе с лицами, содержащимися в дисциплинарной воинской части, велика роль нравственно - эстетического воспитания (военно - патриотическая и спортивно - массовая, клубная и библиотечная работа, работа кружков художественной самодеятельности и технического творчества, организация выступлений артистов, ветеранов труда, ветеранов Вооруженных сил и др.).
Для обеспечения воспитательной работы проводятся организационно - технические мероприятия. Основными задачами являются: создание условий для исправления осужденных; материально-техническое снабжение; регламентация работы клубов, библиотек; совершенствование профессионального мастерства командного состава и усвоение ими специфики работы с осужденными; комплексное планирование воспитательной работы с органами военной юстиции.
К мероприятиям, имеющим режимно-педагогическое значение, относятся такие как: внедрение единых режимно-педагогических требований; формирование дисциплинарной практики.
Из сказанного следует, что исправительный процесс в дисциплинарной воинской части представляет собой синтез наказания, выраженного карательной частью режима, а также труда, воспитательной работы, военной подготовки и общественного воздействия. Воспитательная работа является связующим стержнем между трудом и военной подготовкой. К другим, не основным, средствам исправления относится дисциплинарная практика. Осужденные военнослужащие, характеризующиеся примерным поведением, добросовестным отношением к военной службе и труду, по отбытии не менее одной трети срока наказания приказом командира воинской части могут быть переведены на облегченные условия отбывания наказания. Осужденные военнослужащие, отбывающие наказание в облегченных условиях, зачисляются в предназначенные для категории осужденных подразделения дисциплинарной воинской части. Осужденные, отбывающие наказания в облегченных условиях, в порядке взыскания могут быть переведены в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в облегченные условия отбывания наказания производится не ранее, чем через три месяца отбывания наказания в обычных условиях. Дисциплинарная ответственность выполняет задачу специального предупреждения правонарушений, во-первых, тем, что осужденные, к которым применено такое взыскание, как арест с содержанием на гауптвахте, практически должны лишаться возможности совершить новые правонарушения; а во-вторых, само дисциплинарное взыскание должно оказывать на нарушителей режима воспитательное воздействие.
Осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а так же его адвокат вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
В ходатайстве должны содержаться данные характеризующие поведение осужденного, его отношение к труду и воинской службе за время его отбывания наказания, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку период отбывания наказания он частично или полностью возместил ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через командование дисциплинарной воинской части. Одновременно с представлением в суд направляется личное дело осужденного. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного от наказания повторное представление командиром дисциплинарной воинской части по этому вопросу может быть внесено на рассмотрение не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения определения об отказе. Командир дисциплинарной воинской части несет ответственность за обоснованность и объективность представление характеризующих данных к условно-досрочному освобождению осужденных. В связи с возможностью замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной части возникает два вопроса: во-первых, является ли направление в дисциплинарную воинскую часть разновидностью лишения свободы, во-вторых, может ли содержание в дисциплинарной части рассматриваться как вид наказания исправительного характера.
Таким образом, по своей природе содержание в дисциплинарной воинской части есть особый вид уголовного наказания, имеющего сугубо воинскую направленность, преследующего цели исправления осужденных с помощью специальных средств военно-исправительного воздействия, рецептировавшего при этом ряд положений, присущих такому виду наказания, как лишение свободы, порядок и условия его исполнения.
Следовательно, содержание в дисциплинарной воинской части имеет исправительный и особый военный дисциплинарный характер. Иными словами, содержание дисциплинарной воинской части представляет собой специфическое, воинское уголовное воспитание, предполагающее такое воздействие на осужденных, в котором сочетаются строгая дисциплина, иные средства воинского воспитания и мероприятия исправительного характера. При этом правовое регулирование уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части относится к предмету уголовно - исправительного законодательства Российской Федерации.
3.2 Характеристика лиц, отбывающих наказание в дисциплинарных воинских частях
В криминологии, социологии, педагогике, психологии и психиатрии уже давно обосновано необходимость изучения личности правонарушителя в целях предупреждения совершения этим лицом преступления. Изучение личности осуждены дисциплинарных частей позволяет более полно вскрыть причины и условия их криминального поведения. И, что не менее важно, оно помогает выявить типовые особенности их криминогенного поведения, совершение преступлений и правильно организовать профилактическую работу. Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, ибо оно является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Специфика создания и функционирования дисциплинарных воинских частей, их внутренней жизни требует настоятельного изучения личности осужденных. Знания особенностей лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, позволит правильно оценить их действия и поступки, определить направление и степень военно-исправительного воздействия, организовать процесс социальной реабилитации, предупредить преступление и иные правонарушения с их стороны.
Таким образом, изучению личности осужденных дисциплинарных воинских частей должно уделяться значительное внимание, ибо личность - это не только продукт обстоятельств, социальной среды, но и субъект, способный к активной, целенаправленной, преобразующей социальные условия деятельности.
Социально-демографическая характеристика. Изучение данных социально-демографической характеристики осужденных дисциплинарных воинских частей представляет интерес во многих отношениях. Лица, осужденные к наказанию в виде содержания в дисциплинарной воинской части, - это часть армии, хотя и не очень значительная.
В сравнении со сведениями, характеризующими армейскую среду, данные об осужденных позволяют установить, представители каких категорий военнослужащих, проходящих службу по призыву, чаще совершают преступления. В настоящем параграфе анализируются данные о распределении осужденных по возрасту, семейному положению, образованию, роду занятий, социальному и военно-социальному положению.
Возраст. Одним из основных факторов, который необходимо учитывать в исправительном процессе, является возраст осужденного дисциплинарной воинской части. Возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных периодов военной службы, а также родов и видов войск.
Из приложения (таблица А.1) видно, что анализ распределения осужденных по возрасту показывает, что большинство лиц (66,7%), осужденных к направлению дисциплинарную воинскую часть, принадлежит возрастной группе 18-19 лет. Лица более старшего возраста осуждаются к данному виду наказания реже, так как призывной возраст установлен с 18 до 27 лет, а большинство граждан призывается на военную службу в 18-19 лет. Это обусловлено рядом обстоятельств, но в первую очередь тем, что военную службу несут главным образом молодые мужчины - наиболее криминогенное в демографическом отношении часть населения.
В настоящее время уже многими исследователя [47, с.68; 48, с.52] установлено возможность антикриминогенного влияния семьи на личность. Неблагоприятные семейные условия (неполная семья, противоправный и аморальный образ жизни членов, пренебрежения к обще - социальным ценностям) характерны для значительного числа преступников. Не являются в данном случае исключением и военнослужащие. Наличие семьи в основном положительно сказывается на всем исправительном процессе, особенно на конечном этапе. Одной из наиболее мало изученных областей в социальном-психологической работе в армейской среде является семья военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, хотя необходимость оказать положительное влияние на развитие взаимоотношений в семье военнослужащего, тем более совершившего преступление, - задача, с которой сталкиваются в своей практической деятельности командир, структуры по работе с личным составом. Это не легкая задача. Личная, тем более супружеская, жизнь не всегда укладывается в рамки привычных правил и однозначных предписаний. Семья военнослужащего срочной службы, выполняя в основном те же социальные функции, что и обычная семья, испытывает большое влияние специфики воинской службы, что находит отражение в социально - психологических особенностях дисциплинарных воинских частей.
Анализ данных приведенных в приложении (таблица А.2), показывает, что наибольшую долю среди военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарных частях, составляют холостые. Среди военнослужащих таких лиц большинство, что, видимо, объясняется их более молодым возрастом. Установлено также, что наиболее крепкие семейные связи у лиц, состоящих в зарегистрированном браке: у них чаще сохраняются семьи, чем у лиц, состоящих в фактических брачных отношениях, соответственно в 1.5 раза. Сокращение семейных связей зависит также от характера преступления и степени социально-нравственной деградации личности. Распад семей осужденных дисциплинарных воинских частей также не идет ни в какое сравнение с этим явлением у лиц, находящихся в ИУ. У осужденных в ИУ 30.6% семей распадается [49, с.14] Даже если предположить, что семьи распались равномерно (хотя это не совсем так, ибо более интенсивно распадаются семьи в первый год после ареста), то с учетом среднего отбывания срока (3,1 года) мы увидим, что семьи лишенных свободы распадаются в 5 раз интенсивнее, чем военнослужащих, находящихся в дисциплинарных частях. Это показывает, что менее длительные сроки лишения свободы по сравнению с ИУ обеспечивают сохранность семейно-брачных отношений.
Наличие родителей у осужденных. Криминологические исследования показывают, что формированию личности правонарушителя способствует такой отрицательный фактор, как семейное неблагополучие [30, с.52-59]. Не все осужденные военнослужащие имеют обоих родителей: 20.7% - только мать, 17.3% - только отца. Родителей нет у 5% осужденных. Из числа обследованных у 48.3% осужденных оба родителя не имеют судимости, у 4.6% - оба родителя судимы, у 27.8% - судим один из родителей. Иными словами у 32.4% осуждены либо оба родителя, либо кто-то один имеет судимость. Следовательно, характерные особенности отмечаются и применительно к семейному положению. Типичным является наличие каких-либо обстоятельств, существенно ограничивающих возможности семьи в воспитании детей или оказывающих на последних отрицательное влияние. Иными словами семья, в которой воспитывался осужденный считается в большинстве случаев либо «трудной» (отрицательный пример родителей), либо педагогически «слабой» (низкий культурно - образовательный уровень, длительное нахождение вне постоянного места жительства, болезнь и т.п.), либо эти факторы сочетаются. В качестве вывода можно предположить, что социальные условия нашего общества стимулируют стойкую негативную реакцию у родителей военнослужащих по отношению к призыву на военную службу.
Образовательный уровень. Образование, как известно, играет важную роль в развитии умственных способностей и нравственных устоев личности, в значительной мере определяет ее общий культурный и интеллектуальный уровень. Чем выше этот уровень, тем больше возможностей у человека приобрести престижную профессию, что в свою очередь, создает лучшие условия для трудового и бытового устройства и жизненной перспективы в целом. Высокий образовательный уровень проявляется как антикриминогенный фактор. Чем выше образование человека, тем менее вероятно совершение им преступлений. Данные свидетельствуют о том, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем у других граждан, причем особенно низко доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Анализируя данные таблицы А.3 нельзя не заметить, что средний образовательный уровень осужденных дисциплинарных частей и исправительных учреждений существенного отличия не имеет. Сравнительное общеобразовательная характеристика лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях показывает, что их образовательный уровень несколько ниже, чем у осужденных исправительных учреждений [49, с.21].
Возраст, уровень образования - общий и специальный, служебное положение и т. д. В криминологическом плане: чем выше воинское звание, тем ниже преступная активность, а среди преступников больше сдвиг от насильственно - агрессивной мотивации к корыстной. По военно-социальному положению среди респондентов оказалось: рядовых - 71,6%, младших командиров - 23,1%, разжалованных сержантов - 2,6%, а пониженных в звании - 1,3%. Основной массив нарушителей состоит из рядового состава (около ѕ). Каждый четвертый нарушитель - сержант, т. е. младший командир или квалифицированный специалист. Поэтому, по нашему мнению, должности сержантов и старшин следует комплектовать из лиц, окончивших специальные учебные заведения для подготовки младших командиров сдавших соответствующие квалификационные экзамены.
Уголовно - правовая и криминологическая характеристики. Знание данных уголовно - правовой характеристики заключается в том, что они дают представление именно о тех чертах личности осужденного, существование которых привело его к совершению преступления. Эти особенности нужно знать воспитателю в первую очередь, ибо они показывают характер тех дефектов личности, которые поддаются исправлению.
Квалификация совершенного преступления. При организации исправительного процесса необходимо учитывать степень социально-правовой деградации личности осужденного, которая особенно ярко проявляется в характере совершенного им преступления.
В криминологии принято классификация наиболее распространенных преступлений на корыстные, корыстно - насильственные, насильственные и неосторожные. Сгруппировав данные исследования по этой схеме, получили (см. таблицу А.4). С развитием научно-технического процесса, ростом количества и усложнения источников повышенной опасности увеличивается число неосторожных преступлений [68, с.127]. Особенности ценностно-нормативной ориентации неосторожного преступника, его уголовно-правовая, криминологическая и социально-психологическая характеристики говорят о том, что эти лица находятся гораздо ближе к законопослушно военнослужащим, чем к умышленным преступникам. Разрыв между степенью общественной опасности неосторожного преступления и личностью, является главным противоречием, приводящим к коллизии целей наказания.