Правовые вопросы создания и ликвидации акционерных обществ
Правовые вопросы создания и ликвидации акционерных обществ
52
МОСКОВСКИЙгосударственный университет
им. М.В. ЛОМОНОСОВА.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Предпринимательского права.
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Правовые вопросы создания и ликвидации АО»
Научный руководитель:
К.ю.н, доц. Карелина С.А.
Дата сдачи:_____________
Дата защиты:___________ Оценка:________________
Москва, 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Вопросы создания и ликвидации акционерных обществ5
1.1. Общие вопросы создания и ликвидации АО5
1.2. Некоторые правовые вопросы создания акционерного общества на базе имущества должника15
1.3. Особенности распределения имущества между акционерами при ликвидации акционерного общества19
1.4. Вопросы крупных сделок в акционерном праве22
Глава 2. Формирование органов управления31
2.1. Понятие органов управления акционерным обществом31
2.2. Организационная структура акционерных обществ36
Глава 3. Судебно арбитражная практика решения вопросов АО38
3.1. Споры, связанные с обязанием акционерного общества предоставить документы акционерам38
3.2. Споры, связанные с обжалованием решений общих собраний акционеров41
3.3. Споры, связанные с признанием сделок, заключенных акционерными обществами, недействительными42
3.4. Споры, связанные с понуждением заключить договор о выкупе акций44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ52
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях важнейшей организационно-правовой формой предприятий становятся акционерные общества. Это объясняется переходом к рыночной экономике, когда на первый план выдвигаются корпоративные предприятия, поскольку они наиболее приспособлены к таким условиям.
Преимущества акционерных обществ выявились исторически и признаются, как правило, во всех странах рыночной экономики. В основном здесь можно выделить два момента.
Во-первых, акционерные общества дают возможность концентрации капитала. В связи с этим они используются по преимуществу как форма организации крупных предприятий.
Во-вторых, важной чертой акционерного общества является отсутствие ответственности акционеров по обязательствам предприятия. Это делает данную форму организации весьма привлекательной для предпринимателей, стремящихся обычно ограничить свою ответственность. Подобные обстоятельства характерны практически для всех государств с развитой рыночной экономикой.
Помимо этих обстоятельств, имеющих общий характер, причиной широкого распространения акционерных обществ в России является и то, что в процессе приватизации государственные и муниципальные предприятия обычно сначала преобразуются в акционерные общества, а затем продаются частным лицам не предприятия как таковые, а их акции. Отсюда появление целой группы акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.
Государственная политика приватизации поставила акционерные общества в центр имущественного оборота; акционерная форма предпринимательской деятельности стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований в России и оказывает существенное влияние на его развитие.
Широкое распространение акционерной формы предпринимательства вследствие приватизации государственных и муниципальных предприятий, динамичный рост количества вновь создаваемых акционерных обществ в различных сферах бизнеса и все возрастающее их влияние на экономику страны требуют серьезного исследования экономико-правовой сущности акционерных обществ, основных тенденций их развития и правового обеспечения.
Формирование адекватной рынку организационной и производственной структуры предприятий является одним из необходимых условий повышения эффективности промышленных предприятий. Поэтому промышленная рест-руктуризация наряду с макроэкономической стабилизацией, приватизацией и масштабной институциональной реформой составляет важный компонент стратегии преобразований. Реструктуризация на уровне предприятия, безус-ловно, является ключевой, поскольку все ее формы на национальном, регио-нальном уровнях фактически осуществляются на отдельном предприятии.
В настоящее время оптимизацию системы управления предприятий необ-ходимо рассматривать как самостоятельный процесс экономических преобра-зований и объект государственного управления и регулирования. Данный процесс, как правило, происходит в рамках масштабных преобразований про-изводственной и организационной структуры, что формирует отличительную особенность от аналогичного процесса в развитых странах, где он является постоянным средством адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Целью работы является рассмотрение вопросов создания и ликвидации АО.
Глава 1. Вопросы создания и ликвидации акционерных об-ществ1.1. Общие вопросы создания и ликвидации АО
а) Создание акционерного общества.
Статья 8 Закона об АО предусматривает два пути создания общества - пу-тем учреждения и путем реорганизации уже существующего общества.
В последнем случае к созданному акционерному обществу переходят в по-рядке полного или частичного правопреемства права и обязанности реоргани-зованного юридического лица. Законодательство определяет случаи, когда ак-ционерное общество может быть создано только в процессе реорганизации других организаций, к ним можно отнести народные предприятия.
Общество считается созданным с момента его государственной регистра-ции.
Акционерное общество может быть создано одним лицом или несколькими лицами, вмести с тем, обществу запрещается иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти, для откры-тых обществ ограничений по количеству учредителей не установлено.
Учредителями могут быть юридические и физические лица в любом соче-тании.
Если учредителем выступает акционерное общество, то решение об учреж-дении принимает совет директоров (наблюдательный совет) существующего общества. Общее собрание акционеров решает вопрос об участии общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объеди-нениях коммерческих организаций (ст. 48 Закона об АО). Другие юридиче-ские лица могут быть учредителями в соответствии с их правоспособностью.
В отношении граждан-учредителей Закон об АО специальных требований не устанавливает, но необходимо учитывать, что учредителем может быть только дееспособное лицо, т.е. то лицо, которое может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя граждан-ские обязанности. В нормативных актах, определяющих особый должностной статус некоторых лиц (государственные служащие, судьи и т.д.), содержится запрет на осуществление ими предпринимательской деятельности, следовательно, можно сделать вывод, что они не могут быть учредителями акционер-ных обществ.
Создание акционерного общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей, принимаемому учредительным собранием; в случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении принимается единолично.
Учредители принимают решения по следующим вопросам:
учреждение общества;
утверждение устава общества;
утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учреди-телями в счет оплаты акций. Эти решения должны быть приняты единогласно;
избрание органов управления - принимается большинством голосов в три четверти.
Итак, единственным учредительным документом обще-ства является его устав. Положения, содержащиеся в уставе, подразделяют на три группы:
I. Положения, которые обязательно должны быть закреплены в уставе (на-именование и тип общества, его местонахождение, размер уставного капита-ла, количество, номинальная стоимость, категории и типы привилегированных акций, размещаемых обществом, структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решения, порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, сведения о филиалах и представи-тельствах) - п. 3 ст. 11 Закона об АО.
II. Положения, возможность закрепления которых отдана на усмотрение органов управления общества (форма сообщения акционерам о проведении об-щего собрания акционеров) - п. 1 ст. 52 Закона об АО.
III. Положения, не противоречащие Закону об АО (в акционерном обществе могут быть установлены ограничения, касающиеся количества акций, принад-лежащих одному акционеру, суммарной номинальной стоимости акций, а также максимального числа голосов, предоставленных одному акционеру).
В отношении некоторых видов акционерных обществ законодательство ус-танавливает необходимость внесения дополнительных сведений (например, народные предприятия, инвестиционные фонды и др.).
Право ознакомиться с уставом общества имеют его акционеры, аудитор и любые заинтересованные лица. По требованию акционера общество обязано подготовить для него копию устава, причем взимаемая плата за это не должна превышать затрат на изготовление копии.
Внесение изменений и дополнений, а тг-сже утверждение устава в новой ре-дакции отнесено к компетенции общего собрания акционеров. Решения при-нимаются большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев го-лосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, в случае увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций - большинством голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании. Решение об увеличении уставного капитала путем размещения до-полнительных акций может быть принято также советом директоров (наблю-дательным советом) общества, если это право предусмотрено уставом или де-легировано ему общим собранием акционеров. В этом случае решение должно быть принято членами совета директоров (наблюдательного совета) едино-гласно.
Акционерное общество считается созданным с момента его государствен-ной регистрации. Действующим законодательством предусмотрено, что госу-дарственную регистрацию акционерных обществ осуществляют органы юсти-ции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Осно-ванием для отказа в регистрации может служить лишь нарушение установ-ленного законом порядка создания и несоответствие устава акционерного об-щества действующему законодательству. Отказ в регистрации по мотивам не-целесообразности не допускается.
Для регистрации общества в регистрирующий орган необходимо предста-вить следующие документы:
заявление о регистрации общества, составленное в произвольной форме и подписанное учредителями (учредителем) общества;
утвержденный учредителями устав общества;
протокол учредительного собрания (решение учредителя о создании об-щества);
документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного ка-питала общества, указанного в решении о создании общества;
свидетельство об уплате государственной пошлины.
При государственной регистрации общества с участием государства или муниципального образования должны быть дополнительно представлены до-кументы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимые в счет оплаты приобретенных ими акций.
Необходимо учитывать, что государственная регистрация изменений и до-полнений в устав общества, устава общества в новой редакции осуществляет-ся в том же порядке, что и государственная регистрация акционерного обще-ства. Изменения и дополнения или устав в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации либо с момента уведомления регистрирующего органа в случаях, установленных Законом об АО (в частности, регистрация изменений и дополнений в устав, связанных с изменением положений относительно филиалов и представительств).
Особый порядок создания и регистрации предусмотрен законодательством для акционерных обществ с иностранным!- инвестициями Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право, 2004, № 10.
.
Антимонопольный закон устанавливает случаи уведомления антимоно-польных органов о создании акционерного общества, если суммарная стои-мость активов превышает сто тысяч минимальных размеров оплаты труда. Информирование должно осуществляться в пятнадцатидневный срок со дня государственной регистрации общества (статья 17 антимонопольного закона).
Согласно банковскому законодательству государственная регистрация бан-ков и других кредитных организаций осуществляется Центральным банком РФ, который также выдает лицензии на ведение банковской деятельности.
Б) Реорганизация акционерного общества.
Реорганизация акционерных обществ осуществляется по тем же правилам, что и других юридических лиц.
Реорганизация общества может быть осуществлена в следующих формах:
слияние;
присоединение;
разделение;
выделение;
преобразование.
Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем пере-дачи ему всех прав и обязанностей двух или более обществ с прекращением последних; схематично это можно представить следующим образом: АО "А" + АО "В" = АО "С".
Присоединение общества - это прекращение одного или нескольких об-ществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу: АО "А" + АО "В"-АО "В".
Разделение общества - это прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам: АО "А" - АО "В" + АО "С".
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного общества без прекращения последнего: АО "А" - АО "А" + АО "В".
Преобразование общества - это смена организационно-правовой формы с одновременным переходом прав и обязанностей: АО "А" - ООО "А".
Выбор того или иного способа реорганизации обусловлен целями, которые желают достичь акционеры (создание общества, не обремененного долгами; разрешение конфликта между участниками; снижение затрат и т.п.) и зависит не только от гражданско-правового регулирования, но и от необходимости учитывать требования налогового законодательства. Указанный в Законе об АО порядок взаимоотношений с кредиторами относится к гражданско-правовым кредиторам и не распространяется на фискальные обязательства.
Налоговый кодекс РФ (статья 50) определяет правопреемство по налоговым обязательствам при реорганизации юридических лиц.
При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части уплаты налогов признается возникшее в результате такого слияния юридиче-ское лицо. При присоединении одного юридического лица к другому юриди-ческому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. При разделении юридические лица, возникшие в результа-те такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом; если он не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридическо-го лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанно-стей по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юри-дические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов ре-организованного юридического лица. При выделении из состава юридическо-го лица одного или нескольких юридических лиц правопреемство в части ис-полнения обязанности по уплате налогов не возникает.
Если в результате выделения налогоплательщик не может исполнить в пол-
ном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была на-правлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязан-ность по уплате налогов реорганизованного юридического лица. При преобра-зовании юридического лица в другое юридическое лицо правопреемником по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Выделяют два способа реорганизации:
добровольно по решению общего собрания акционеров;
принудительно, в частности, ст. 12 антимонопольного закона дает право антимонопольным органам давать обязательные предписания хозяйствующим субъектам об их принудительном разделении или выделении; ст. 17 того же закона предписывает антимонопольным органам осуществлять контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их акти- вов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оп- латы труда.
По общему правилу реорганизация осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном Законом об АО (ст. 15).
Решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов, при этом вопрос на общее собрание выносится по предложению совета директоров (наблюдательного совета), ес-ли иное не предусмотрено уставом. В голосовании по данному вопросу при-нимают участие владельцы обыкновенных акций, а также владельцы привиле-гированных акций (ст. 32 Закона об АО). Акционеры, голосовавшие против принятия решения о реорганизации или не участвовавшие в голосовании, вправе в соответствии со ст. 75 Закона об АО требовать выкупа принадлежа-щих им акций.
После принятия решения о реорганизации общество не позднее 30 дней обязано в письменной форме уведомить оо этом своих кредиторов. Последние вправе требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств и возмещения убытков путем направления письменного уведомления в сле-дующие сроки:
не позднее 30 дней с даты направления кредитору уведомления о реорга- низации в форме слияния, присоединения или преобразования;
не позднее 60 дней с даты направления кредитору уведомления о реорга- низации в форме разделения или выделения.
О предстоящей реорганизации акционерное общество обязано сообщить налоговым органам в десятидневный срок с момента принятия решения о ре-организации. Впоследствии к вновь созданным в порядке реорганизации ак-ционерным обществам не может быть применена ответственность за наруше-ние налогового законодательства, если налоговый орган до окончания процесса реорганизации не выявил совершенные реорганизованным обществом пра-вонарушения.
При реорганизации акционерного общества к вновь возникшим юридиче-ским лицам переходят права и обязанности реорганизованного общества в со-ответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразо-вании) или разделительным балансом (при разделении и выделении).
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества, в том числе оспариваемых, в отношении всех его кредиторов и должников. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника ре-организованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут со-лидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами. Передаточный акт и разделительный баланс следует относить к числу первичных бухгалтерских учетных документов, на основа-нии которых ведется бухгалтерский учет. Основой составления этих докумен-тов служат данные бухгалтерского учета реорганизуемого общества (об-ществ), по своим показателям они должны соответствовать балансам ранее действовавших обществ.
Разделительный баланс и передаточный акт относятся к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган, в противном случае данное обстоятельство может служить основанием для отказа в госу-дарственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц), следо-вательно, наравне с уставом общества их можно отнести по правовой природе к учредительным документам общества.
Общество считается реорганизованным с момента государственной регист-рации вновь возникшего юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения, здесь реорганизация считается завершенной в мо-мент внесения записи о прекращении деятельности присоединенного общест-ва в единый государственный реестр юридических лиц.
При реорганизации встает вопрос о конвертации акций реорганизованных обществ.
Порядок эмиссии ценных бумаг при реорганизации общества установлен стандартами эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реор-ганизации коммерческих организаций Стандарты утверждены Постановлением ФКЦБ РФ от 17.09.96 № 19 (вред. Постановления ФКЦБРФ от 11.11.98 № 48
.
При реорганизации также должен быть решен вопрос о формировании ус-тавного капитала. В отношении уставного капитала действуют следующие правила:
1. Уставный капитал акционерного общества, созданного в процессе слия-
ния, присоединения, преобразования, может быть больше уставного капитала (их сумм) реорганизуемых организаций.
Сумма уставных капиталов обществ, созданных в процессе разделения, может быть больше уставного капитала реорганизуемого общества.
Превышение уставного капитала возможно только за счет внутренних средств общества (эмиссионного дохода, перераспределенной прибыли и т.д.).
Сумма уставных капиталов общества, реорганизуемого путем выделения, и выделенного общества может быть больше, равна или меньше уставного ка- питала реорганизуемого общества.
Уставный капитал общества, созданного в процессе реорганизации, не может превышать стоимость его чистых активов.
Процедура реорганизации, последовательность принятия соответствующих решений определяется способом реорганизации.
В процессе проведения реорганизации обществ путем слияния можно вы-делить следующие этапы:
вынесение советом директоров (наблюдательным советом) каждого обще-ства, участвующего в слиянии, вопроса о реорганизации общества путем слияния;
общество заключает договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества;
совет директоров (наблюдательный совет) выносит на общее собрание ак-ционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопросы о реорганиза-ции в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и об утверждении передаточного акта;
проведение совместного общего собрания акционеров обществ, участ-вующих в слиянии, на котором утверждается устав и избирается совет дирек-торов (наблюдательный совет) вновь возникающего общества;
- государственная регистрация вновь возникающего общества. Процедура проведения присоединения во многом совпадает с процедурой
проведения слияния. Заключается договор о присоединении, в котором опре-деляется порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции и (или) ценные бумаги общества, к которому осуществляется присоединение.
Главное отличие состоит в следующем: совместное общее собрание акцио-неров принимает решение о внесении изменений и дополнений в устав обще-ства, к которому осуществляется присоединение, и в случае необходимости -по другим вопросам.
При присоединении может возникнуть проблема утраты участия акционера присоединяемого общества в случае, если имеющихся у него акций недоста-точно для конвертации в акции общества, к которому осуществляется присое-
динение.
При разделении общества общее собрание акционеров реорганизуемого общества по предложению совета директоров (наблюдательного совета) ре-шает вопросы о реорганизации общества в порядке разделения, порядке и ус-ловиях реорганизации, создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ.
Общее собрание акционеров каждого из вновь создаваемых обществ при-нимает решение об утверждении его устава и избрании совета директоров (наблюдательного совета).
В результате разделения могут возникнуть два и более обществ, каждое из которых подлежит государственной регистрации.
Процедура выделения общества предполагает принятие решения общим со-бранием акционеров реорганизуемого общества по предложению совета ди-ректоров (наблюдательного совета) о реорганизации общества в форме выде-ления, порядке и условиях осуществления выделения, о создании нового об-щества, возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные цен-ные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утвер-ждении разделительного баланса.
Общее собрание акционеров выделенного общества решает вопросы об ут-верждении устава общества и избрании органов управления обществом.
Преобразование акционерного общества осуществляется по решению обще-го собрания акционеров в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Должны быть решены вопросы о преобразова-нии, порядке и условиях осуществления преобразования, порядке обмена ак-ций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственно-стью или паи членов производственного кооператива.
Если реорганизуемое общество осуществляло деятельность, подлежащую лицензированию, то общество, созданное в процессе преобразования, переоформляет доку-менты, подтверждающие наличие лицензии. В отношении же других обществ, созданных в порядке реорганизации, действует обычный порядок получения лицензии В соот-ветствии со статьей 11 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 № 158-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11.98 № 178-ФЗ).
В) Ликвидация акционерного общества.
Ликвидация влечет за собой прекращение общества без перехода прав и обязанностей.
Акционерное общество может быть ликвидировано:
добровольно по решению общего собрания акционеров;
принудительно на основании решения суда по требованию уполномоченных государственных органов в случае осуществления запрещенной законом деятельности, осуществления деятельности без лицензии либо в связи с гру-бым нарушением законов или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
К особым случаям принудительной ликвидации можно отнести прекраще-ние общества, созданного до вступления в силу Закона об АО и не приведше-го свой устав в соответствие с требованиями этого нормативного акта. Учре-дительные документы общества, не приведенные в соответствие с Законом, считаются недействительными (п. 3 ст. 94 Закона об АО). В совместном по-становлении высших судебных инстанций разъяснено, что в этом случае об-щество может быть ликвидировано на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ по требо-ванию государственного органа или органа местного самоуправления, кото-рому предоставлено право предъявлять такие требования. При этом обществу должно быть предложено устранить несоответствие его устава Закону об АО и зарегистрировать изменения. В случае если общество не сделает этого, суд только тогда может решить вопрос о ликвидации общества.
В случае добровольной ликвидации общества решение принимается общим собранием акционеров в три четверти голосов акционеров - владельцев голо-сующих акций, при этом владельцы привилегированных акций участвуют в собрании с правом голоса (п. 3 ст. 32 Закона об АО) и назначается ликвидаци-онная комиссия. Законодательство не устанавливает особых требований к членам ликвидационной комиссии, за исключением случая, если акционером общества является государство или муниципальное образование. В данном случае в состав ликвидационной комиссии должен входить представитель со-ответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. О принятом реше-нии ликвидировать общество сообщается органу, осуществляющему государ-ственную регистрацию юридических лиц, с ним же согласуется состав ликви-дационной комиссии. В единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что акционерное общество находится в процессе лик-видации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все пол-номочия по управлению делами общества, она выступает от имени общества в суде.
Ликвидационная комиссия помещает в печати сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления претензий кредиторами. Срок для предъявления претензий не может быть менее двух месяцев.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, письменно извещает их о ликвидации и принимает меры к получению деби-торской задолженности.
По окончанию сроков для предъявления требований кредиторами ликвида-ционная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отра-жающий имущественное положение общества, содержащий данные о выяв-ленной кредиторской и дебиторской задолженности, результатах рассмотре-ния требований кредиторов.
Промежуточный ликвидационный баланс согласовывается с регистрирую-щим органом и утверждается общим собранием акционеров.
Далее, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества обще-ства с публичных торгов, если недостаточно денежных средств для удовле-творения требований кредиторов.
На основании промежуточного ликвидационного баланса производятся вы-платы кредиторам согласно очередности, установленной ГК РФ. При недоста-точности имущества ликвидируемого акционерного общества оно распреде-ляется между кредиторами пропорционально сумме требований. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными. После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная ко-миссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который согласу-ется с регистрирующим органом и утверждается общим собранием акционе-ров. Имущество, оставшееся после завершения расчетов, распределяется лик-видационной комиссией между акционерами в очередности, установленной ст. 23 Закона об АО:
в первую очередь осуществляются выплаты акционерам, имеющим право требовать выкупа акций;
во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выпла-ченных дивидендов по привилегированным акциям, и ликвидационной стои-мости по привилегированным акциям;
в третью очередь осуществляется распределение имущества между акцио-нерами - владельцами привилегированных и обыкновенных акций.
Акционерное общество считается ликвидированным, а процесс ликвидации завершенным с момента внесения соответствующей записи в единый государ-ственный реестр юридических лиц.
1.2. Некоторые правовые вопросы создания акционерного общества на базе имущества должника
Реформа российского законодательства о несостоятельности (банкротст-ве) получила свое выражение в новой редакции Федерального закона от: 26 октября 2002 г. №127-ФЗ) несостоятельности (банкротстве)". Появление но-вой восстанавливающей платежеспособность должника процедуры финансо-вого оздоровления, более детальная регламентация процедуры внешнего управления красноречиво свидетельствуют о приоритета/с законодателя - со-
хранить должника и восстановить его платежеспособность. Новый Закон внес существенные изменения по сравнению с прежним порядком.
Определение внешнего управления не изменилось, это по-прежнему про-цедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона). Одно из главных отличий внешнего управ-ления от процедуры финансового оздоровления состоит в том, что руководи-тель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей и назначается внешний управляющий. На внешнего управляющего возлагается осуществле-ние мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных ст. 109 Закона. В числе таких мер названы:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
взыскание дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должника собственником имущества должни-ка унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
продажа предприятия должника;
замещение активов должника;
иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Все перечисленные меры должны быть включены в план внешнего управления, который утверждается в установленном порядке собранием кре-диторов (ст.107 Закона). Итогом их осуществления должно стать согласно п.1 ст. 106 Закона полное восстановление платежеспособности должника, т.е. от-сутствие признаков банкротства, установленных ст. З Закона.
Следует отметить, что для признания проведения внешнего управления успешным недостаточно констатации отсутствия признаков банкротства. По-сле удовлетворения требований кредиторов должник должен иметь возмож-ность продолжать хозяйственную деятельность. Исходя из этого можно ут-верждать, что цель внешнего управления не только восстановить платежеспо-собность должника, но и обеспечить его последующую деятельность.
Для России характерен существенно низкий процент завершения внешне-го управления восстановлением платежеспособности должника. Большинство должников переходит из этой процедуры в конкурсное производство. Однако драматическим такой исход чаще всего бывает для собственника имущества должника или его учредителей (участников). С точки зрения кредиторов подобная ситуация не так плоха, как может показаться. Они могут рассчитывать на получение хотя бы какой-то части долга, в то время как при отсутствии процедур банкротства в отношении должника каждый отдельный кредитор имел бы гораздо меньше шансов получить причитающееся ему. Естественно, речь идет о проведении внешнего управления с соблюдением прав и интере-сов всех участников процедуры.
Несмотря на ликвидацию юридического лица-должника в ходе конкурс-ного производства, его бизнес может быть сохранен, и с точки зрения эконо-мической эффективности это большой плюс. Подобное возможно, когда пла-ном внешнего управления была предусмотрена продажа бизнеса или создание акционерного общества на базе имущества должника. Вопросы последнего следует осветить подробнее.
Создание акционерного общества на базе имущества должника не было специально предусмотрено ранее действовавшим Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.), но оно вполне укладывалось в открытый перечень мер по восстанов-лению платежеспособности должника, установленный ст.85 этого Закона. Как мера восстановления платежеспособности возможность создания акционерно-го общества закладывалась в план внешнего управления, который в установ-ленном порядке утверждался собранием кредиторов.
В ныне действующем Законе подобная мера восстановления платежеспо-собности именуется "замещение активов должника". В соответствии с его ст.115 на базе имущества должника может быть создано одно или несколько открытых акционерных обществ. Если создается одно акционерное общество, в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно приведенной статье состав предприятия определяется в соответствии с п.1 и 2 ст.110 Закона. Определе-ние предприятия, содержащееся в п.1 ст.110 Закона, соответствует определе-нию, данному в п.1 ст.132 ГК РФ (под ним понимается имущественный ком-плекс, предназначенный для предпринимательской деятельности). В состав предприятия, так же как и по Закону 1998 г., не включаются денежные обяза-тельства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о при-знании должника банкротом. Но в предприятие, подлежащее отчуждению, могут быть включены филиалы и иные структурные подразделения должника. Ссылка на п.2 ст.110 дана, по-видимому, ошибочно, поскольку указанный пункт не содержит требований к составу предприятия.
Самым существенным нововведением в числе мер по восстановлению платежеспособности является порядок создания акционерного общества (об-ществ). Пункт 2 ст.115 Закона устанавливает, что замещение активов может
быть включено в план внешнего управления только на основании решения ор-гана управления должника, уполномоченного в соответствии с учредитель-ными документами принимать решения о заключении соответствующих сде-лок должника. Кроме того, за принятие такого решения должны проголосо-вать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника. Установленный порядок может заметно снизить привлекательность замещения активов как меры восстановления платежеспособности организа-ции-должника по следующим соображениям.
Очевидно, что процедура принятия решения о возможности замещения активов должника органом управления должника довольно длительна, при этом не особенно принципиально, идет ли речь, например, об акционерном обществе или об унитарном предприятии.
Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимо-сти активов общества, принимается советом директоров общества единоглас-но, а если эта стоимость составляет более 50% - общим собранием большин-ством в три четверти голосов акционеров. Поскольку речь идет о предприятии как имущественном комплексе, можно предположить, что замещение активов путем создания на базе имущества должника одного акционерного общества практически всегда будет сделкой, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов должника. Следовательно, одобрение такой сделки находится в компетенции общего собрания акционеров со всеми вытекающими из этого последствиями.